Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Организация и особенности бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания

Казпотребсоюз
КарагандинскийЭкономический Университет
Колледжэкономики, бизнеса и права
курсоваяРАБОТА
По дисциплине: «Бухгалтерскийучет»
На тему: «Организация иособенности бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания»/>/>Караганда — 2008
Введение
Бухгалтерскийучет как система непрерывного и взаимосвязанного наблюдения, измерения,регистрации, обработки и передачи информации о хозяйствующем субъекте с цельюконтроля и управления его деятельностью служит связующим звеном между хозяйственнойдеятельностью и людьми, принимающими решения.
Внастоящее время предприятия общественного питания осуществляют как функции,непосредственно касающиеся организации питания, так и функции связанные сорганизацией досуга.
Напредприятиях общественного питания бухгалтерский учет осуществляет специальнаяслужба – бухгалтерия. Это самостоятельное подразделение, возглавляемое главнымбухгалтером или финансовым директором.
Нанебольших предприятиях общественного питания, таких как кафе-бар, бухгалтериякак функциональный отдел чаще всего отсутствует, и бухгалтерский учетосуществляют работники, на которых возложены обязанности по его ведению.
Спецификахозяйственной деятельности предприятий общественного питания определяетособенности ведения бухгалтерского учета. С одной стороны, он призван отражатьпроцессы производства (приготовление пищи), а с другой — процессы торговли(реализации).
Цель курсовой работы –изучить особенности организации бухгалтерского учета на предприятияхобщественного питания.
Сформулированная цельпозволила определить задачи курсовой работы, которыми явились следующие:
-  изучить отраслевую спецификухозяйственной деятельности предприятий общественного питания;
-  Отразить особенности производства иреализации продукции на предприятия общественного питания;
-  Исследовать действующую практикудокументального оформления и учета движения сырья и товаров;
-  Рассмотреть особенности образованияпродажных цен, калькулирования себестоимости и реализации в общественномпитании.
Объектом исследованияпослужило действующее кафе «Уют», осуществляющее свою деятельность в сфереобщественного питания.
Теоретической иметодологической основой послужили законодательные и нормативные документыРеспублики Казахстан, монографические труды отечественных и зарубежных ученыхэкономистов и финансистов.
1Особенности бухгалтерского учета на предприятии общественного питания 1.1 Спецификахозяйственной деятельности предприятий общественного питания
Внастоящее время предприятия общественного питания осуществляют как функции,непосредственно касающиеся организации питания, так и функции связанные сорганизацией досуга.
Осуществлениедеятельности предприятий общественного питания производится на основании уставаи при наличии лицензии на право производства, реализации и организациипотребления продукции. Предприятия общественного питания подразделяются накатегории (рестораны, кафе, бары, столовые).
Объектыобщественного питания в соответствии с п. 3 ст. 10 Закона РК «О регулированииторговой деятельности» подразделяются на следующие категории:
1)ресторан — объект общественного питания и отдыха, предлагающий ассортимент блюдсложного приготовления, включая заказные и фирменные, а также алкогольнуюпродукцию с обязательным предоставлением услуг официантов потребителям;
2) кафе- объект общественного литания и отдыха, предлагающий ассортимент блюднесложного приготовления, а также алкогольную продукцию с обязательнымпредоставлением услуг официантов потребителям;
3) бар- объект общественного питания и отдыха, предлагающий потребителям закуски,десерты и кондитерские изделия, а также алкогольную продукцию;
4)столовая — объект общественного питания с самостоятельным обслуживаниемпотребителей.
Внастоящее время общественное питание развивается по различным направлениям.Появляется большое количество ресторанов с национальной кухней, появляютсяновые виды предприятий общественного питания (пабы, суши-бары), в наши днипредприятия общественного питания оснащаются автоматизированными системамиведения счетов, появляются новые профессии (сомелье, хостесс) и, в концеконцов, современное предприятие общественного питания становится местомкрасивого, приятного времяпрепровождения.
СогласноЗакону Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» разработаны«Правила внутренней торговли», которые определяют «Порядок осуществленияторговли объектами общественного питания», в которых также определяютсятребования, обязательные к исполнению организациями, занимающимисяпредпринимательской деятельностью в сфере общественного питания, независимо отформ собственности и ведомственной подчиненности.
Торгово-производственнаядеятельность предприятий общественного питания осуществляется согласно меню ипрейскуранту, которые составляют, руководствуясь требованиями ГОСТа Р50762-95,к ассортименту кулинарной продукции для предприятий различных типов и классов,а также ассортиментным минимумом, согласованным с санитарной службой.1.2Особенности учета производства и реализации продукции на предприятиях общественногопитания
Бухгалтерский учет каксистема непрерывного и взаимосвязанного наблюдения, измерения, регистрации,обработки и передачи информации о хозяйствующем субъекте с целью контроля иуправления его деятельностью служит связующим звеном между хозяйственнойдеятельностью и людьми, принимающими решения. В этих целях бухгалтерский учет:
1) наблюдает захозяйственной деятельностью;
2) полученные путемнаблюдения сведения измеряется с помощью натуральных, трудовых и денежныхизмерителей;
3) регистрирует этиданные для дальнейшего использования путем документирования;
4) обрабатывают их такимобразом, чтобы они стали полезной информацией;
5) передает посредствомфинансового отчета информацию тем, кто использует ее для принятия управленческихрешений.
Нормативныеакты, регулирующие систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности иустанавливающие основные принципы и правила учета включают в себя:
- Закон “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности” от28.02.2007 года;
- Международные стандарты финансовой отчетности;
- Концептуальную основу для подготовки и представления финансовойотчетности (приказ МФ РК от 29.10.2002 г. № 542);
- Рабочий план счетов по МСФО и инструкцию к нему;
- Учетную политику предприятия.
Напредприятиях общественного питания бухгалтерский учет осуществляет специальнаяслужба – бухгалтерия. Это самостоятельное подразделение, возглавляемое главнымбухгалтером или финансовым директором.
Нанебольших предприятиях общественного питания, таких как кафе-бар, бухгалтериякак функциональный отдел чаще всего отсутствует, и бухгалтерский учетосуществляют работники, на которых возложены обязанности по его ведению.
Спецификахозяйственной деятельности предприятий общественного питания определяетособенности ведения бухгалтерского учета. С одной стороны, он призван отражатьпроцессы производства (приготовление пищи), а с другой — процессы торговли(реализации).
Нарядус продукцией собственного производства (закусками, первыми, вторыми, третьимиблюдами, полуфабрикатами, кулинарными изделиями и т.п.) реализуются безкулинарной обработки некоторые покупные товары (соки, хлеб, кондитерскиеизделия и др.).
Расходыпроизводства учитываются отдельно на счете 8010 «Основное производство», аобращения отдельно на счете 7110 «Расходы по реализации продукции», расходы,связанные с управлением, относятся на счет 7210 «Административные расходы».
Всоответствии со Стандартом бухгалтерского учета 7 «Учет товарно-материальныхзапасов» расходы административного назначения и расходы по реализации товаров,не зависящие от объема производства, определяются как постоянные расходы, несвязанные с конкретными видами реализованных товаров, поэтому они исчисляютсяпо периодам времени и признаются как расходы периода. Исходя из этого,исчислить фактическую себестоимость собственной продукции не представляетсявозможным. Счет 8010 «Основное производство» из калькуляционного впромышленности превращается в общественном питании в материальный ииспользуется лишь для учета движения продуктов на кухне.
Предприятия общественного питания занимаются не толькореализацией, но и организацией производства и потребления продукции. В составпроизводственно-торговых единиц, наряду с кладовыми, входят цехи по выработкеполуфабрикатов и кондитерских изделий, буфеты, мелкорозничная сеть.
Материальная ответственность за продукты впроизводстве возлагается на заведующего производством и его заместителя илибригаду.
Одной из особенностей учета производства вобщественном питании является то, что оприходование продукции осуществляется помассе необработанного сырья (масса брутто), выпуск полуфабрикатов — по массенетто, а списание реализованных изделий производится по учетным ценам сырья,которые определяются в калькуляционных карточках по нормам вложения продуктов,зафиксированных в сборниках рецептур блюд, на фактическое количество проданныхблюд и кулинарных изделий.
Производствопродукции на предприятиях общественного питания ежедневно планируется согласноплану-меню. В нем приводится перечень блюд, их количество и краткая характеристикаблюд и гарниров. План-меню составляет заведующий производством исходя издневного плана товарооборота по выпуску продукции собственного производства,ассортиментного минимума, наличия продуктов в кладовой, производственной базы,пропускной способности, а также спроса покупателей.
2Документальное оформление и учет движения сырья и товаров в кладовыхпредприятия общественного питания 2.1 Порядокдокументального оформления и учет поступления товаров
Документооборот,сопровождающий поступление товарно-материальных запасов, зависит от способа ихполучения на склад предприятия.
На предприятия общественного питания продукты и товарыпоступают от поставщиков (предприятий пищевой промышленности), а также впорядке собственных закупок на рынках и в магазинах.
При поступлении товаров и сырья от поставщиков приемкаих в предприятиях общественного питания производится по количеству и качеству,в соответствии с «Инструкцией о порядке приемки продукции и товаров поколичеству и качеству», утвержденной постановлением Кабинета Министров РК от2.11.1994 г. № 1240, а также с другими нормативными актами и сопроводительнымидокументами на основании накладных, товарно-транспортных накладных(доставляемых автомобильным транспортом), счетов-фактур (ст. 242), по товарам,подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость (ст. 211 Налоговогокодекса РК.).
Не подлежат приемке и реализации товары, не имеющиесертификата соответствия или его заверенной печатью копии; с истекшим срокомгодности, хранения (реализации). Товары, признанные непригодными дляупотребления по назначению, подлежат уничтожению или переработке в соответствиис постановлением Правительства РК от 29.12.1995 г. № 1891 «Об утверждениипорядка по уничтожению или дальнейшей переработке продукции и товаров в случаяхпризнания их не пригодными к реализации и употреблению».
Получение товарно-материальных запасов у поставщикапроизводится на основании доверенности при предъявлении документа,удостоверяющего личность лица, указанного в доверенности. Если субъект — получатель товарно-материальных запасов и субъект-отправитель имеют сложившиесякоммерческие отношения друг с другом, отпуск товарно-материальных запасов можетосуществляться без доверенности.
Выдача доверенности регламентируется «Методическимирекомендациями о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальныхзапасов и отпуске их по доверенности», утвержденными приказом Департаментаметодологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК от 6.03.1998г. № 46.
При закупке товарно-материальных ценностей на рынкеили у населения составляется закупочный акт, в котором должны указыватьсясведения о форме предпринимательской деятельности (патент, свидетельство), РНН,так как в случае отсутствия данных сведений юридическое лицо, выплачивающеедоход, обязано удержать индивидуальный подоходный налог у источника выплаты,согласно ст. 143 Налогового кодекса РК по ставкам ст. 145 (приложение 1).
Для того чтобы закупочный акт был правильно оформлен иимел статус финансового документа, подтверждающий факт покупкитоварно-материальных запасов, в нем необходимо указывать наименование рынка(печать или штамп администрации рынка), номер квитанции об уплате физическимлицом — продавцом сбора за право реализации товаров на рынке или номер патента,свидетельства, сертификат соответствия, либо удостоверение о качестве,удостоверяющее их соответствие стандартам или другой установленной нормативнойдокументации, справку о прохождении товаров ветеринарно-санитарной экспертизы влабораториях рынка.
При отсутствии документов, подтверждающих приобретениетоваров, составляется акт на оприходование и сумма поступивших ценностейоблагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.Примерная форма закупочного акта приведена ниже.
Книгапокупок ведется получателями товаров, она предназначена для регистрациисчетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях определения сумм налога,подлежащих зачету. При этом ее итоговые данные по определенным графамиспользуются при составлении расчета по налогу на добавленную стоимость(Приложение 2).
В случае использования приобретенного товара, покоторому зачет произведен, в непроизводственной сфере в книге покупок делаетсякорректирующая запись с уменьшением итоговой суммы налога, принимаемой к зачетув текущем периоде.
Прием товаров на складе покупателя осуществляетсяматериально ответственным лицом на основании товаросопроводительных документов.
Один экземпляр сопровождающих документовматериально ответственное лицо со стороны поставщика должно передатькладовщику, который является материально ответственным лицом покупателя.Кладовщик, принявший товар, передает в бухгалтерию копию приходной накладной исопроводительные документы, выданные ему представителем поставщика. В случаенесоответствия сумм между представленными документами и фактически принятымколичеством товара на склад должен быть составлен соответствующий акт заподписями обеих сторон.
Если товар доставлен поставщиком в таре на складпокупателя, кроме проверки веса брутто и количества мест, возможно вскрытиетары и проверка веса нетто, а также количества товарных единиц в каждом месте.Обычно приемка поступившего в исправной таре товара к качеству, весу нетто иколичеству товарных единиц в каждом месте производится, как правило, на складеконечного покупателя.
Оптовые торговые предприятия, переправляющиетовар в таре или упаковке первоначального отправителя (изготовителя), принимаетпродукцию по качеству, по весу нетто и количеству товарных единиц лишь вслучаях, предусмотренных обязательными правилами иди договором, принесоответствии фактического веса брутто указанному в сопроводительныхдокументах, при получении груза в поврежденной, открытой или немаркированнойтаре, в таре с поврежденной пломбой или; при наличии признаков порчи (течь идр.). Подлежащую переотправке продукцию следует хранить в условиях,обеспечивающих ее качество и комплектность.
Приемка товара по количеству и качествуосуществляется согласно транспортным и сопроводительным документам(техническому паспорту, сертификату, счету-фактуре, спецификации, описи,упаковочным ярлыкам и др.) поставщика. При отсутствии данных документов илинекоторых из них составляется акт о фактических количестве и качестве продукциис указанием недостающих документов.
Кроме того, возможна выборочная проверкаколичества товара с распространением ее результатов на всю партию в случаях,когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями, инымиобязательными правилами или договором.
Качество товара определяется по техническимусловиям, сертификату, стандартам, образцам, каталогам и проспектам продавца.
При приемке продовольственных товаров их качествоподтверждается сертификатом качества, выданным компетентной государственнойорганизацией; ветеринарным сертификатом, а также санитарным сертификатом,выдаваемым на каждую партию товара.
Однако с учетом того, что товары в общественномпитании доходят до конечного потребителя, проверке качества товара уделяетсяособое внимание.
Реализуемые пищевые продукты, продовольственноесырье должны сопровождаться соответствующим документом предприятия — изготовителя, подтверждающим качество и безопасность продукции для здоровьячеловека, со ссылкой на дату и номер разрешения (гигиенического сертификата),выданного учреждениями Госсанэпидемслужбы. Документы на импортную продукциюдолжны содержать отметку учреждений государственногосанитарно-эпидемиологического надзора Республики Казахстан о прохождениигигиенической оценки пищевого продукта в установленном порядке. Реализацияпродуктов питания, и продовольственного сырья без наличия указанных документов,подтверждающих их качество и безопасность, запрещается.
Если впроцессе приемки будут обнаружены недостача товара, несоответствия качества,маркировки поступивших товаров, тары или упаковки требованиям стандартов,технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным,указанным в сопроводительных документах, то дальнейшая приемка товараприостанавливается.
О выявленнойнедостаче и нарушении качества продукции составляется акт, являющийсяюридическим документом для выставления претензий поставщику. При этом всопроводительных документах производится запись об актировании. Актсоставляется в пяти экземплярах и только на те товары, по которым установленырасхождения. По ценностям, поступившим в полном соответствии по количеству,качеству и комплектности с сопроводительными документами поставщика, делаетсяотметка в конце акта: «По остальным товарно-материальным ценностямрасхождений нет».
В актеотражается состав комиссии с обязательным указанием должности, фамилий иинициалов ее членов. В состав комиссии входят материально ответственные лицаторгового предприятия, представитель отправителя (поставщика) товара (возможносоставление акта" в одностороннем порядке при согласии поставщика или егоотсутствии, а также представителя незаинтересованной стороны.
В случае,когда в момент приемки продукции выявлено несоответствие веса брутто весу,указанному в транспортных или сопроводительных документах, покупатель не долженвскрывать тару и упаковку.
Если приправильности веса брутто недостача продукции установлена в ходе проверки весанетто или количества товарных единиц в отдельных местах, то покупатель вправеприостановить приемку остального груза
Тару,упаковку вскрытых мест и продукцию, находившуюся внутри них, следует сохранитьи затем предъявить их вызванному для участия в дальнейшей приемке представителюорганизации отправителя (поставщика). Уведомление о вызове представителяотправителя (поставщика) должно быть направлено (передано) ему не позднее 24часов, а при наличии скоропортящейся продукции — немедленно после обнаружениянедостачи.
В случаеодногороднего отправителя (поставщика) его представителю следует явиться непозднее следующего дня после получения вызова, если в уведомлении не указаниной срок явки, а в случае приемки скоропортящейся продукции — в течениечетырех часов после извещения о вызове. Представителю иногороднего отправителя(поставщика) следует прибыть не позднее трех дней после получения вызова, несчитая времени,необходимого для проезда, если иной срок не вытекает из других обязательныхправил или договора.
Если при приемке продукции одновременно снедостачей выявились излишки продукции по сравнению с указанными в транспортныхи сопроводительных документах поставщика, данные о них также указываются вакте.
Акт должен быть подписан всеми лицами,участвовавшими в приемке продукции по количеству и качеству. Лицо, не согласноес содержанием акта, подписывает акт с оговоркой об этом и излагает свое мнение.До подписи лиц, участвовавших в приёмке, в акте должно быть указано, что этилица предупреждены об ответственности за подписание документа, содержащегоданные, не соответствующие действительности.
Актприемки продукции утверждает руководитель предприятия-получателя.
Приприеме товара у материально ответственного лица предприятия-получателякладовщик выписывает приходную накладную или приходный ордер (Приложение 3),один экземпляр этого документа он оставляет у себя, а второй передает материальноответственному лицу, доставившему товар.
Таким образом, основнымидокументами, служащими основанием для оприходования товарно-материальныхзапасов на склад предприятия являются:
— счет-фактура;
— товарно-транспортнаянакладная;
— накладная и документы,выписанные материально ответственным лицом, принявшим товар, а именно акты оприемке, акты о недостаче и т.д.
Бухгалтерскийучет наличия и движения сырья и продуктов питания в кладовых ведут на активномсинтетическом счете 1330 «Товары приобретенные» на аналитическом счете «Товарына складе». По дебету этого счета отражается поступление товаров на склад, а скредита они списываются в производство (на кухню) или в буфеты.
Операциипо оприходованию поступивших товаров приведены в таблице 1.
Таблица1 – Корреспонденция счетов по учету поступления товаров на предприятии ТОО«Уют»

п/п Содержание операции Корреспонденция счетов Дебет Кредит Сумма 1 Поступление продуктов и товаров от поставщиков 1330 (аналитический счет «Товары на складе») 3310 60 000-00 2 На сумму НДС, указанную в счете поставщика 1420 3310 8400-00 3
Стоимость приобретенных товаров за наличный расчет
на сумму НДС
1330 (аналитический счет «Товары на складе»)
1420
1010
1010
8 000-00
1120-00 4 Стоимость приобретенных товаров через подотчетных лиц На сумму НДС
1330 (аналитический счет «Товары на складе»)
1420
1250
1250
20 000-00
2800-00
2.2Учет сырья и товаров на складе (в кладовой)
Учет запасов на складеведет материальноответственное лицо, в данном случае — кладовщик, которого назначает руководитель. Принятиеответственности за сохранность ценностей, вверенных материально-ответственномулицу, оформляется подписью на документе, по которому материалы передаются емуна хранение. Чаще всего этим документом является договор о полной материальнойответственности.
Складскойучет ведется в натуральных показателях по номенклатурным номерам товаров(тары). Порядок учета может быть различен в зависимости от способа хранениятовара и от некоторых факторов, как-то: частота поступлений продуктов вкладовую, совместимость товаров по условиям хранения, их натуральныехарактеристики, а также объем и ассортимент и т. д.
Сырье и товары в кладовых, предназначенные длякулинарной обработки, учитываются в ценах приобретения без добавления торговойнаценки. Покупные товары, предназначенные для реализации без кулинарнойобработки (винно-водочные и безалкогольные напитки, молоко и молочные продукты,сигареты и др.), учитываются в ценах приобретения с добавлением торговойнаценки. Уровень торговых наценок определяется и утверждается самостоятельносубъектом в соответствии с разрабатываемыми организацией прейскурантами ивыбранной учетной политикой.
Бухгалтерский учет в кладовых общественного питанияведется по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому) методу. Сущность этого методазаключается в том, что в бухгалтерии учет ведут по месту нахождения продуктов,товаров, по материально ответственным лицам суммарно в денежном выражении. Учетпродуктов и товаров в кладовых ведут материально ответственные лица(завскладом, кладовщики) по наименованию, сорту, количеству, цене на карточкахколичественно- суммового учета или в товарных книгах.
На каждое наименование продуктов, товаров по сортам(категориям) открывают отдельную карточку или отводят определенное количествостраниц в товарной книге.
Материально ответственное лицо (заведующий складом)получает товарную книгу (карточку) в пронумерованном виде в бухгалтерии подрасписку. После того как книги (карточки) полностью использованы, их сдают в бухгалтерию,где они хранятся как регистры аналитического учета наряду с другимибухгалтерскими документами.
Правильностьзаписей, производимых материально ответственным лицом по приходу и расходуценностей и их остатках в товарной книге (карточках), периодически проверяетбухгалтер, о чем делается отметка в специальной графе.
Поокончании месяца, квартала, а также на дату инвентаризации, составляетсяведомость остатков продуктов, товаров в кладовой для сверки с даннымибухгалтерского учета.
Материальноответственные лица кладовых сдают в бухгалтерию документы на поступление ивыбытие продуктов (товаров) при сопроводительных реестрах или товарных отчетахв сроки, установленные на предприятии.
Приоперативно-бухгалтерском (сальдовом) методе учета материально ответственныелица составляют товарные отчеты. 2.3Документирование операций по отпуску сырья и товаров из кладовой
Продуктыиз кладовых предприятий общественного питания могут быть отпущены вмелкорозничную сеть, в буфеты, а также на производство и т. д. При этом впроизводство продукты отпускаются ежедневно в пределах потребности дляизготовления намеченных к выпуску; кулинарные изделий и блюд с учетом имеющихсяв наличии остатков продуктов.
Наполучение продуктов из кладовой заведующий производством составляет требование,в котором указывает: наименование, единицу измерения и количество продуктов.Требование составляется в одном экземпляре, подписывается заведующимпроизводством и утверждается руководителем предприятия общественного питания.На основании требования выписывается накладная на отпуск продуктов из кладовой.
Отпускпродуктов на производство осуществляется на основании требований и оформляетсянакладными, которые подписываются заведующим производством и утверждаются руководителемпредприятия.
Внакладной указываются: полное наименование, сорт продуктов и товаров, масса иликоличество, учетные цены кладовой и цена реализации с добавлением единойнаценки, если учет в кладовой ведется без добавления единой наценки, а также,должна быть отметка о номере сертификата-соответствия (или заверенная копиясертификата). Специи и соль отпускаются на производство в той же оценке, как ипродукты, так как включаются в себестоимость согласно сборнику рецептур блюд икулинарных изделий. На производство (кухню) отпускаются только поименованные внакладной продукты и лишь в тех количествах, которые в ней указаны.
Накладныесоставляются, в двух экземплярах, один вместе с продуктами передаетсязаведующему производством, второй экземпляр кладовщице вместе с товарнымотчетом сдает в бухгалтерию.
Внакладных на отпуск в буфеты какао, чая, натурального кофе, сахара указываютсяучетные цены, кладовой, а также учетные цены, исчисленные исходя изскалькулированной цены стакана чая, какао и норм закладки.
Напрактике может применяться комбинированный документ — требование-накладная, вкотором соединены распоряжение на отпуск (графа «Затребовано») и оправдательныйрасходный документ (графа «Отпущено»). Такой документ обычно применяется в техслучаях, когда при выписке документов не используются средства механизации.
Таким образом, отпуск продуктов и товаров из кладовойосуществляется на основании требований и накладных. При отпуске продуктов итоваров из кладовой на производство, в буфет, мелкорозничную сеть и другиепункты выписывают накладные, в которых они оцениваются в двух ценах: посебестоимости (стоимости приобретения или учетной цене), для списания сподотчета кладовщика, и по продажным ценам (с учетом наценки).
Приприемке продуктов из кладовой заведующий производством и другие материальноответственные лица проверяют их количество, качество, соответствие кондиции, покоторым рассчитаны нормы вложения сырья при калькуляции. Поступившее впроизводство сырье находится под отчетом у заведующего производством, егозаместителя или заведующих цехами, которые несут полную материальнуюответственность за его сохранность и рациональное использование.
Корреспонденциясчетов по учету отпуска товаров в производство представлена в таблице 2.
учет продукция общественное питание
Таблица2 – Корреспонденция счетов по учету отпуска товаров в производство напредприятии ТОО «Уют»

п/п Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма Дебет Кредит 5 Отпущены продукты из кладовой в собственное производство 8010 1330 «Товары в кладовой» 56 000-00 6 Отпуск товаров для реализации в буфет (по учетной стоимости) 1330 «Товары для розничной реализации» 1330 «Товары в кладовой» 83 750-00 7 Увеличена стоимость отпущенных для реализации товаров: а) на сумму торговой наценки (30%) 1330 «Товары для розничной реализации» 1330 «Наценка в цене товара» 25 125-00 б) на сумму НДС в цене товара (83 750+25 125) -14% 1330 «Товары для розничной реализации» 1330 15 243-00
3Образование продажных цен, калькулирования и реализация продукции вобщественном питании 3.1 Структурапродажной цены на готовую продукцию
Цена — денежное выражение стоимости товара, которое на предприятиях общественногопитания состоит из следующих элементов: себестоимости единицы выпускаемойпродукции и прибыли. В отличие от других отраслей экономики, себестоимостьединицы выпускаемой продукции на предприятиях общественного питания неисчисляется. Поэтому цена на продукцию общественного питания в качестве прямыхзатрат включает в себя только стоимость сырья, а остальные элементы — издержкии доход отражаются в цене косвенно — через торговую наценку.
Цена на продукцию общественного питания в качествепрямых затрат включает только стоимость сырья, остальные ее элементы (издержкии прибыль) отражаются в ее составе косвенно — через торговую надбавку.
Цена наготовую продукцию общественного питания определяется методом калькулирования. Калькулирование продажной цены происходит на основаниинормативов, установленных сборниками рецептур.
Данные сборники являются нормативными документами, вних указаны расход сырья, выход полуфабрикатов и готовых блюд, приводитсятехнология их приготовления. Повара, кроме того, могут разрабатывать новыерецепты блюд, которые должны быть утверждены вышестоящей организацией. Нормывложения сырья приведены в сборнике рецептур блюд и кулинарных изделий, всборнике национальных блюд народов Казахстана, сборнике рецептур мучных ибулочных изделий, сборнике рецептур блюд диетического питания и др. Также в нихприведены и нормы выхода готовых изделий с указанием массы отдельных готовыхкомпонентов в граммах (фарш, полуфабрикаты и др.) и всего блюда в целом. Что касается норм расхода различных специй, соли, тоони в рецептурах блюд не указаны, а даны отдельно в расчете на одно блюдо.
Предприятияобщественного питания имеют право на основе нормативной документацииразрабатывать и производить фирменные и национальные блюда и изделия.
Прикалькулировании исчисляется не себестоимость продукции, а ее продажнаястоимость. Расчет ведется в калькуляционной карточке отдельно на каждое блюдоили изделие кухни (Приложение 4).
Всяпродукция и услуги предприятий общественного питания должны соответствоватьсанитарно-гигиеническим и технологическим требованиям нормативной документации;безопасности услуг и их предоставления; безопасности продовольственного сырья ипродуктов; экологической безопасности; противопожарной; электробезопасности идр.
Вслучае отсутствия рецептур в действующих сборниках национальных блюд и изделийони могут разрабатываться специалистами общественного питания. При этом надоучесть, если предприятие разрабатывает рецептуру новых блюд, оно должносоответственно разработать технологическую карту либо стандарты предприятия,которые должны быть согласованы с Госсанэпиднадзором и организацией,проводившей сертификацию данного предприятия. Если в сырьевом наборе изменилиськомпоненты и цены на сырье и продукты, то рассчитывается новая продажная цена вследующей свободной графе калькуляции.
Продажныецены рассчитываются в калькуляционной карточке отдельно на каждое блюдо или видблюд; или изделие кусни по ценам приобретения продуктов на 100 порций (блюд)или 10 кг (соусов, гарнира, фарша, кондитерских изделий и т.п.) с последующимустановлением цены одной порции (блюда). Наценка производится на сырьевой наборили на каждый вид сырья. Правильность расчета цены блюда или изделия кухниподтверждается подписями заведующего производством и лицом, составляющимкалькуляцию, утверждается руководителем субъекта.
Калькуляциюсоставляет из расчета на 100 порций (блюд) или 10 кг (соусов, гарнира, фарша,кондитерских изделий) или на одно блюдо, исходя из ассортимента выпускаемыхкулинарных изделий, а также нормы закладки сырья по сборникам рецептур на сырьеи продукты.
Правильность вычисления цены блюда или изделияподтверждается подписями заведующего производством и лица, составляющегокалькуляцию, и утверждается руководством предприятия.
На предприятия общественного питания сырье поступаетиз различных источников, как правило, по розничным ценам за вычетом торговойскидки. Эта скидка не покрывает всех расходов предприятий общественногопитания, связанных с приготовлением пищи, продажей продукции и обслуживаниемпокупателей. Поэтому при определении цен на реализуемые изделия в неевключается дополнительная наценка общественного питания.
Наценка производится на сырьевой набор или на каждыйвид сырья. Определенная в таком порядке цена сохраняется до изменения сырьевогонабора блюда или цен на сырье (продукты), или наценки. При возникновении такихизменений новая продажная цена блюда данного наименования определяется вследующей свободной графе калькуляционной карточки с указанием в заголовке этойграфы даты изготовления блюда.
Составление калькуляционной карточки и определениепродажной цены производится исходя из ассортимента блюд по плану — меню;установленных норм сырья на каждое блюдо (по сборнику рецептур); определенияподлежащих включению в калькуляцию продажных цен на сырье; исчисляетсястоимость сырьевого набора путем умножения количества сырья каждогонаименования на продажную цену, суммируются полученные результаты, иустанавливается продажная цена одного блюда делением продажной стоимостисырьевого набора блюд на 100. После составления и подписи лицами,ответственными за правильность установленных цен, калькуляционные карточкирегистрируются в специальном реестре. Исчисленные таким образом цены на блюда иизделия кухни должны быть сопоставлены с ранее действующими на такие блюдаценами, которые необходимо проанализировать.
Цены на гарниры, соусы, полуфабрикаты и кулинарныеизделия исчисляются также методом калькулирования. Цены на покупные товары,реализуемые через буфеты, определяются исходя из покупной стоимости и суммынаценки. Расход специй, соли и зелени в рецептурах отдельных блюд не указан.Нормы расхода этих продуктов на одно блюдо приведены во вводной частисоответствующих разделов сборника рецептур.
Производствопродукции на предприятиях общественного питания ежедневно планируется согласноплану-меню. В нем приводится перечень блюд, их количество и краткаяхарактеристика блюд и гарниров. План-меню составляет заведующий производствомисходя из дневного плана товарооборота по выпуску продукции собственногопроизводства, ассортиментного минимума, наличия продуктов в кладовой,производственной базы, пропускной способности, а также спроса покупателей.
Блюда вплане-меню группируются по видам (холодные закуски, первые, вторые, третьиблюда и т.д.).
Поплану-меню определяется суточная потребность продуктов с учетом переходящегоостатка на кухне. На основании плана-меню в бухгалтерии устанавливаютсяпродажные (розничные) цены на блюда и составляется меню для посетителей, вкотором кроме наименования блюда и его стоимости, рассчитанной вкалькуляционной карточке, указывается также масса выхода в готовом виде.
Учетсырья в производстве ведется по продажным ценам (рассчитанным в калькуляционнойкарточке) в денежном выражении, поэтому никаких отклонений от норм врасходовании сырья не допускается. Такая постановка учета обеспечивает списаниестоимости израсходованного сырья в кладовой по себестоимости (покупной илиучетной стоимости), а из производства по продажной стоимости (себестоимостьсырьевого набора плюс торговая наценка).
Учетзатрат на производство изделий кухни ведется на активном счете 900 «Основноепроизводство». Как уже говорилось выше, этот счет из калькуляционного впромышленности превращается в материальный в общественном питании. Поэтому наэтом счете будут учтены только продукты и сырье, отпущенные в производство. Всеостальные затраты, такие как заработная плата работников, отчисления от оплатытруда должны покрываться за счет торговых наценок (надбавок) в соответствии суровнем рентабельности, который рассчитывают торговые предприятия. Установленныйразмер наценок утверждается приказом руководителя предприятия общественногопитания.
Таким образом, продажные цены рассчитываются вкалькуляционной карточке отдельно на каждое блюдо или изделие кухни.Следовательно, продажные цены на изделия, изготовляемые и реализуемыепредприятиями общественного питания, образуются из покупной стоимости сырья(полуфабрикатов), торговой скидки и наценки общественного питания. Эта наценкавключается в продажную цену изделия путем добавления ее к стоимости сырья. Topговаянаценка и скидка должны покрыть все издержки общественного питания, а такжеобеспечить получение прибыли.3.2Калькулирование цены изделий, реализуемых в розницу
Цены наблюда, закуски и кулинарные изделия, реализуемые в виде блюд и порций,определяются посредством калькуляций. Покупные товары реализуются в буфетах порозничным ценам (покупная стоимость плюс торговая наценка).
Потребителиоплачивают товар или непосредственно буфетчику, или в кассу с обязательнымприменением кассового аппарата. Выручка ежедневно сдается из операционной кассыв кассу предприятия общественного питания. На сумму сданной выручки буфетчикувыдается квитанция приходного кассового ордера.
В установленные сроки буфетчик представляет вбухгалтерию товарный отчет со всеми приходными и расходными документами подрасписку на втором экземпляре, который остается у буфетчика. О внесенныхисправлениях бухгалтер сообщает буфетчику и берет с него письменноеподтверждение правильности этих исправлений.
При сменной работе после окончания каждой сменыпроисходит передача товаров и других ценностей от передающего буфетчикапринимающему. Передача оформляется актом.
Работники мелкорозничной сети (тележек, лотков и пр.)товары из кладовой предприятий общественного питания получают порасходно-приходным накладным, продукцию кухни — по дневным заборным листам. Инакладные, и дневные заборные листы выписываются в двух экземплярах, одинпередают лицу, получившему товар, а второй остается у материальноответственного лица, выдавшего товар. Продавцы мелкорозничной торговли,получившие товар, по окончании рабочего дня сдают выручку за проданные товары вкассу предприятия общественного питания, нереализованные товары возвращают вкладовую, а изделия кухни — на производство. Об этом делается отметка внакладной и дневном заборном листе.
К дневному заборному листу и расходно-приходнойнакладной продавцы прикладывают квитанции приходных кассовых ордеров на сдачувыручки и сдают эти документы в бухгалтерию. Товарные отчеты эти работники несоставляют. Каждая партия продукции, согласно Правилам производства иреализации продукции (услуг) общественного питания, реализуемая вне торговогозала, должна иметь, кроме накладной, удостоверение о качестве с указаниемнаименования предприятия — изготовителя продукции, нормативной документации, всоответствии с которой она производилась, даты изготовления, срока хранения иусловий хранения, массы упаковочной единицы и всей партии, а также цены однойштуки (порции, килограмма) изделия. Сроки хранения, указываемые вудостоверении, являются сроками годности кулинарной продукции и включают в себявремя пребывания продукции на предприятии-изготовителе (с момента окончаниятехнологического процесса), время транспортировки, хранения и реализации. 3.3 Учетреализации готовой продукции
Поокончании процесса производства готовой продукции наступает стадия еереализации, которая представляет собой завершающий цикл процесса кругооборотахозяйственных средств предприятий общественного питания. В процессе реализациивозмещаются затраты, связанные с производством готовой продукции.
Учетпродажи собственной продукции и покупных товаров осуществляется в денежномвыражении. В количественном выражении (в блюдах) учитывается только обеденная продукция.Этот учет ведется оперативным путем по видам блюд на основании чеков,абонементных талонов, дневных заборных листов и других документов.
Готовыеизделия отпускаются из производства на раздаточную, в буфеты и мелкорозничнуюсеть для дальнейшей реализации. Оформление отпуска готовых изделий на раздачуиз производства зависит от расположения раздаточной. Если раздаточная отделенаот производства, то отпуск готовой продукции производится посредством дневныхзаборных листов или накладных.
Привыдаче заборного листа его нумеруют и регистрируют в специальном журнале. Приотпуске изделий из производства заведующий производством заполняетсоответствующие графы заборного листа в двух экземплярах под копирку, указываявремя отпуска каждого наименования изделий. Оба экземпляра подписываютсяруководителем предприятия, главным бухгалтером, заведующим производством илицом, получившим изделия кухни.
Взаборном листе указывается два вида цен (продажные и учетные). По продажнымценам они будут реализовываться в торговых точках, а по учетным ценам(себестоимости) они будут списаны с подотчета заведующего производством. Нереализованные в течение дня изделия возвращаются на производство, что находитсвое отражение в графе «Возвращено». В конце дня по заборным листам определяютстоимость и количество отпущенных из производства изделий.
Заборныелисты прикладываются к отчетам материально ответственных лиц и сдаются вбухгалтерию. Если же раздаточная совмещена с производством, то оформлениеотпуска готовой продукции осуществляется путем составления акта о реализацииизделий кухни за наличный расчет (форма 1) в суммовом выражении и регистрациейв контрольном журнале в оперативном порядке. Общая стоимость реализованных блюддолжна соответствовать выручке по показаниям счетчика контрольно-кассовогоаппарата.
Организациимогут составлять более подробный акт о реализации изделий кухни, приведенный вформе 2.
Заведующийпроизводством ежедневно составляет отчет о движении продуктов и тары на кухне исдает его в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре, который оставляет усебя. К отчету прилагают план-меню и один экземпляр меню.
Контрольза движением продуктов, полуфабрикатов и готовых изделий и их сохранностью напроизводстве осуществляется путем проведения инвентаризации. Она проводитсякомиссией в составе руководителя организации, бухгалтера и заведующегопроизводством не менее двух раз в месяц, возможно один раз в пятидневку.
Снятиефактических остатков в производстве оформляется «Актом о снятии остатковпродуктов и полуфабрикатов». Акт составляется в двух экземплярах иподписывается всеми членами комиссии. Один экземпляр передается в бухгалтерию,другой остается у заведующего производством.
Актамипо такой же форме может оформляться передача сырья и продуктов от одной смены другойпри сменной работе бригад. Сумма фактического остатка сырья и полуфабрикатов,установленного при инвентаризации, отражается в денежном выражении в отчете одвижении продуктов на кухне.
Срокгодности продуктов, изготовленных в производстве, установлен 24 часа, чтопоказывается в документах, поэтому незавершенного производства на кухне недолжно быть. Аналитический учет ведется по каждому производству и материальноответственному лицу. Учет движения продуктов на производстве отражаетсяследующими проводками (таблица 3).
Таблица3 – Корреспонденция счетов по учету движения продуктов в производстве напредприятии ТОО «Уют»

п.п Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма Дебет Кредит 1 2 3 4 5 Поступление сырья из кладовой 8010 1330 «Товары в кладовой» 56 000-00 2 Списание сырья, израсходованного на приготовление реализованной продукции 7010 8010 23 400-00 3
Отпуск готовых изделий
в буфеты, мелкорозничную сеть
по учетной стоимости 1330 «Товары для розничной реализации» 8010 21 200-00 4 Торговая наценка включена стоимость готовых изделий 1330 «Товары для розничной реализации» 1330 «Наценка в цене товара» 6 360-00 5 Сумма НДС включена в стоимость товара (14% от учетной стоимости с наценкой) 1330 «Товары для розничной реализации» 1330 «НДС цене товара» 3858-00 6 Возврат неиспользованных продуктов в кладовую (по учетной стоимости) 1330 «Товары в кладовой» 8010 3 000-00
Предприятияобщественного питания производят отпуск обеденной продукции своим работникам,что оформляется решением собрания коллектива. На основании решения руководительиздает приказ. В нем устанавливается сумма льготного питания. Отпуск обедовпроизводится на основании составленного заведующим производством меню на отпускпитания сотрудникам предприятия по учетным ценам.
Стоимостьпродукции собственного производства, отпущенная для питания работникампредприятия, согласно ст. 145 Налогового кодекса РК, признается доходомработника и облагается индивидуальным подоходным налогом по установленнымставкам. Доход от реализации обеденной и другой продукции собственногопроизводства, выработанной на кухне и в других производственных цехах,регламентируется СБУ 5 и определяется выручкой, полученной в кассу (за наличныйрасчет) и на расчетный счет (безналичный расчет).
Послереализации обеденной и другой продукции определяется расчетным путем суммареализованной торговой наценки. По окончании месяца реализованные торговыенаценки корректируются методом «красное сторно».
В концеотчетного периода списывается себестоимость реализованных товаров на уменьшениеитогового дохода:
Дебет5410 «Прибыль (убыток) отчетного года» Кредит 7010 «Себестоимость реализованнойпродукции и оказанных услуг» — 109 800-00
Списываютсядоходы на увеличение итогового дохода: Дебет 6010 «Доход от реализации продукциии оказания услуг» Кредит 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года» — 229 920-00
Насчете 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года» в конце отчетного периодаопределяется налогооблагаемый доход (убыток) от хозяйственной деятельностисубъектов путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов:
229920– 109800 = 120120 — доход, который подлежит налогообложению по ставке 30%.
Начисляемподоходный налог с юридических лиц: Дебет 7710 «Расходы по корпоративномуподоходному налогу» Кредит 3110 «Корпоративный подоходный налог, подлежащийуплате» (120120 * 30%) — 36036-00
Списываютсярасходы по подоходному налогу на уменьшение итогового дохода: Дебет 5410«Прибыль (убыток) отчетного года» Кредит 7710 «Расходы по корпоративномуподоходному налогу» — 36 036-00
Таким образом,финансовый результат кафе «Уют» выражен в форме превышения доходов надрасходами и положительно характеризует производственно-финансовую деятельность фирмы.
Заключение
Цельюкурсовой работы было исследование особенностей бухгалтерского учета напредприятия общественного питания. В результате всестороннего изучения даннойтемы можно сделать несколько выводов.
Особенностибухгалтерского учет на предприятиях общественного питания заключаются в том,что с одной стороны, он призван отражать процессы производства (приготовлениепищи), а с другой — процессы торговли (реализации).
Нарядус продукцией собственного производства (закусками, первыми, вторыми, третьимиблюдами, полуфабрикатами, кулинарными изделиями и т.п.) реализуются безкулинарной обработки некоторые покупные товары (соки, хлеб, кондитерскиеизделия и др.).
Документальноеоформление и учет поступления сырья и товаров зависит от способа их полученияна склад предприятия. На предприятияобщественного питания продукты и товары поступают от поставщиков (предприятийпищевой промышленности), а также в порядке собственных закупок на рынках и вмагазинах.
Основнымидокументами, служащими основанием для оприходования товарно-материальныхзапасов на склад предприятия являются: счет-фактура, товарно-транспортнаянакладная, накладная и документы, выписанные материально ответственным лицом,принявшим товар, а именно акты о приемке, акты о недостаче и т.д.
Бухгалтерскийучет наличия и движения сырья и продуктов питания в кладовых ведут на активномсинтетическом счете 1330 «Товары приобретенные» на аналитическом счете «Товарына складе». По дебету этого счета отражается поступление товаров на склад, а скредита они списываются в производство (на кухню) или в буфеты.
Учетсырья и товаров в кладовой ведет материальноответственное лицо (кладовщик).
Продуктыиз кладовых предприятий общественного питания могут быть отпущены вмелкорозничную сеть, в буфеты, а также на производство и т. д. При этом впроизводство продукты отпускаются ежедневно в пределах потребности дляизготовления намеченных к выпуску; кулинарные изделий и блюд с учетом имеющихсяв наличии остатков продуктов.
Отпускпродуктов на производство осуществляется на основании требований и оформляетсянакладными, которые подписываются заведующим производством и утверждаютсяруководителем предприятия.
Продажнаяцена изделия на предприятии общественного питания – это денежное выражениестоимости товара, которое на предприятиях общественного питания состоит изследующих элементов: себестоимости единицы выпускаемой продукции и торговойнадбавки. Цена на готовую продукцию общественного питания определяется методомкалькулирования. Калькулирование продажной ценыпроисходит на основании нормативов, установленных сборниками рецептур. Учетзатрат, включаемых в себестоимость реализуемых изделий ведется на счетахподраздела 8010 «Основное производство».
Реализацияготовой продукции – завершающий этап производственного процесса. В процессереализации возмещаются затраты, связанные с производством готовой продукции.Доходы от реализации готовой продукции отражаются на счете 6010 «Доход отреализации продукции и оказания услуг».
Литература
1.  ЗаконРеспублики Казахстан О бухгалтерском учете и финансовой отчетности. № 234-111от 28.02.07 г.
2.  Инструкция(основа) по разработке Рабочего плана счетов для организаций, составляющихфинансовую отчетность в соответствии с МСФО (приказ МФ РК от 22.12.2005 года №426).
3.  Гражданскийкодекс Республики Казахстан. — Алматы: Казахстан, 1994.-512с.
4.  КодексРеспублики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах вбюджет» (Налоговый кодекс) от 31 декабря 2006 года, №125-III.-Алматы:ТОО «Издательство Норма-К», 2007. — 320с.
5. План счетов по МСФО.\\ Приказ Министра финансов Республики Казахстан от22.12.05 г… №426.
6.  АбдрасимоваЖ.К. Бухгалтерский учет. Учебно-практическое пособие, Караганда, 2001 г.
7.  ГлушковИ.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Москва, «КНОРУС»,Новосибирск, «ЭКОР», 2001 г – 225с.
8.  ЕржановМ.С., Ержанова С. Учетная политика. – Алматы: каржы Каражат, 1997 – 220с.
9.  Международныестандарты финансовой отчетности (М.Аскери, 2005г.)
10. Мычкина О.В. МСФО: рекомендации по применению рабочего плана счетов.Практическое пособие. – Алматы: Центральный дом бухгалтера, 2006 – 104с.
11. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях/ Учебноепособие.-Алматы, 2006.-472с.
12. Нурсеитов Э.О. Особенности национального учета и МСФО. – Алматы: Изд-воБИКО, 2004.-300 с.
13. Радостовец В.К. и др. Бухгалтерский учет на предприятии. Издание 3 доп.и перераб. — Алматы: Центраудит, 2002 г.
14. Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет. — Алматы;«Издательство LEM», 2005 г-548с.
15. Скала В.И., Скала Б.В. Индивидуальный бизнес в Республике Казахстан: Изданиетретье, переработанное. – Алматы: ТОО «Издательство LEM»,2005. – 236с.
16. Терехова В.А. Международные и национальные стандарты учета и финансовойотчетности. СПб: Питер, 2005 – 311с.
17. Устав ТОО «Малинка» от 24.05.1997г.
18. Харитонов С.А. Компьютерная бухгалтерия 7.7. в системе гибкойавтоматизации бухгалтерского учета. – СПб.: Элби, 2002. – 250с.
19. Черемицына М. Государственное регулирование бухгалтерского учета//Бюллетень бухгалтера №11, март 2007г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Государственный бюджет, его социально-экономическая сущность и структура
Реферат Политика США в урегулировании арабо-израильского конфликта в период с 1999–2001 гг.
Реферат «Профилактика девиантного поведения в молодёжной среде»
Реферат Образ положительно прекрасного человека в творчестве ФМДостоевского
Реферат Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
Реферат Брачный контракт
Реферат Майоров Борис Александрович
Реферат Учет в бюджетных организациях
Реферат Размещение отраслей мирового хозяйства
Реферат ШПОРЫ ДЛЯ ГОС,ЭКЗАМЕНОВ по Психологии
Реферат Особенности налогообложения в Кыргызской Республике
Реферат Поняття про Component Objects ModelПоняття про Component Objects Model
Реферат Ценные бумаги с нулевым купоном
Реферат Анкети інвестиційних проектів м. Севастополь
Реферат Light In August Essay Research Paper E0045