КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Бухгалтерскийучет и аудит»
Тема:
«Организацияаналитического учета товаров в бухгалтерии»
Содержание
1. Учет товаровматериально ответственными лицами
2. Особенностидокументооборота в торговых организациях
3. Организацияаналитического учета товаров в бухгалтерии
Список использованныхисточников
1. Учет товаров материально ответственными лицами
Для точногоотображения операций с товарами, которые реализует торговое предприятие,необходимо, чтобы лица, работающие с ними, несли материальную ответственностьза эти товары.
Материальнаяответственность (т.е. необходимость денежной или вещественной компенсации зананесенные убытки) сторон трудового договора наступает за ущерб, причиненный еюдругой стороне этого договора в результате ее противоправного поведения(действия или бездействия).
Сторонатрудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другойстороне, возмещает этот ущерб в соответствии с ТК или иными федеральнымизаконами. Материальная ответственность работника исключается в случаяхвозникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственногориска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполненияработодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для храненияимущества, вверенного работнику.
В трудовомзаконодательстве различают два вида материальной ответственности –индивидуальную и коллективную.
Индивидуальнаяматериальная ответственность может устанавливаться при замещении или выполнениидолжностей и работ, предусмотренных в вышеприведенном перечне, и приодновременном наличии следующих условий, когда:
· товарно-материальныеценности вручаются непосредственно работнику под отчет, т.е. на него личновозлагается обязанность по их сохранности и продаже (работники мелкой розницы,кладовщики, кассиры, экспедиторы и другие лица, осуществляющие производственныеоперации с ценностями самостоятельно);
· работникупредоставлено отдельное изолированное помещение или место для хранения, продажиили переработки товарно-материальных ценностей;
· работниксамостоятельно отчитывается перед бухгалтерией предприятия за вверенные емуценности.
В магазине,на складе, другом торговом объекте, а также в их структурных подразделениях,преимущественно односменных, где заведующий имеет возможность постоянноконтролировать действия каждого работника и движение товаров и отчитываться заних, может устанавливаться индивидуальная материальная ответственностьзаведующего.
Присовместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением,обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессепроизводства переданных им ценностей; когда невозможно разграничитьматериальную ответственность каждого работника и заключить с ним договор ополной материальной ответственности, может вводиться коллективная (бригадная) материальнаяответственность.
Коллективнаяматериальная ответственность устанавливается администрацией предприятия.Письменный договор о такой ответственности заключается между предприятием ивсеми членами коллектива.
Бригаднаяматериальная ответственность устанавливается на предприятиях торговли приналичии одновременно следующих условий, когда:
· предусмотренныевышеприведенным перечнем работы, при выполнении которых может вводитьсябригадная материальная ответственность, выполняются рабочими и служащимисовместно, и разграничить материальную ответственность каждого работника изаключить с ним договор о полной индивидуальной материальной ответственностиневозможно;
· администрациейпредприятия рабочим и служащим созданы условия, необходимые для нормальнойработы и обеспечения полной сохранности переданных им ценностей.
Материальнаяответственность бригады за ценности, находящиеся в торговом зале (напроизводстве) и в подсобном помещении, может быть установлена, если:
· подсобноепомещение используется только одной бригадой, все ее члены имеют свободныйдоступ к материальным ценностям, находящимся как в торговом зале, так иподсобном помещении, и участвуют во всех торгово-складских и производственныхоперациях;
· всетоварные операции подсобного складского помещения, товарно-денежные операцииторгового зала являются единым процессом работы бригады и контролируются всемиее членами.
Материальнаяответственность отдельно за ценности, находящиеся в торговом зале и в подсобномпомещении (на складе), применяется на предприятиях, имеющих общие подсобныепомещения для снабжения товарами нескольких бригад, работающих в обособленныхотделах или секциях. В этих случаях создаются две и более бригад, каждая изкоторых отчитывается самостоятельно за ценности, находящиеся в торговом зале,или за ценности, хранящиеся в подсобном помещении (на складе).
Состав бригадс материальной ответственностью определяется в зависимости от конкретныхусловий работы и профиля (типа) предприятия или торговой единицы(специализации, количества рабочих мест и смен, объема товарооборота, нагрузкина одного работника и др.).
Материальноответственные работники наделены определенными правами:
· участвоватьв приеме, обработке, складировании, хранении и отпуске (реализации) товаров,контроле и подсчете ежедневной выручки от продажи товаров, ее инкассации, атакже в составлении документов на прием и отпуск товаров по количеству икачеству в соответствии с установленными правилами;
· осуществлятьвзаимный контроль за работой по хранению, обработке, продаже (отпуску),перевозке или применению в процессе производства ценностей;
· приниматьучастие в инвентаризации ценностей, переданных работнику или бригаде;
· знакомитьсяс отчетами о движении и остатках переданных работнику или бригаде ценностей,приходными и расходными товарными и денежными документами, проверятьправильность установленных цен на товары и продукцию, иметь свободный доступ кценностям, находящимся в их подотчете;
· внеобходимых случаях требовать от администрации проведения внеочередной илиповторной инвентаризации переданных работнику или бригаде ценностей;
· заявлятьадминистрации об отводе членов бригады, в том числе бригадира, которые, по ихмнению, не могут обеспечить сохранность ценностей;
· проводитьс ведома администрации самопроверки сохранности вверенных им ценностей соформлением описей-актов и сообщением результатов проверки администрации;
· требоватьот администрации выполнения условий договора и создания необходимых условий дляполной сохранности товарно-материальных ценностей;
· участвоватьсовместно с администрацией в обсуждении и решении вопросов работы предприятия(торговой единицы), связанных с исполнением договоров о материальнойответственности.
Существуютопределенные обязанности для материально ответственных работников:
· бережноеотношение к переданным им для хранения или для других целей материальнымценностям;
· принятиемер к предотвращению ущерба;
· ведениеучета, составление и представление администрации товарно-денежных и другихотчетов о обо всех обстоятельствах, движении и остатках вверенных материальныхценностей;
· своевременноеизвещение администрации угрожающих обеспечению сохранности вверенныхматериальных ценностей.
Материальнаяответственность документально оформляется договором о материальнойответственности.
Письменныйдоговор oб индивидуальной или бригадной материальной ответственности работниковза необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки,продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства,заключается на основе типовых договоров применительно к конкретным условиям иособенностям предприятия (торговой единицы), специфики работы материальноответственных лиц на данном предприятии.
2.Особенности документооборота в торговых организациях
Всехозяйственные операции, проводимые торговой организацией, должны оформлятьсяоправдательными документами. Эти документы служат первичными учетнымидокументами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и которые являютсяоснованием для осуществления предварительного и последующего контроля засовершенными хозяйственными операциями или действиями должностных иматериально-ответственных лиц. Первичный учет является начальным этапомучетного процесса. На основе первичных учетных документов составляются сводныеучетные документы.
Документооборот– этодвижение документов на предприятии от их создания или получения от другихорганизаций до принятия к учету, обработки и передачи в архив.
Можновыделить следующие этапы документооборота:
1.Составление документа на предприятии или получение его со стороны (например,счета-фактуры от поставщиков).
2. Проверкадокумента: по форме, арифметически; по существу.
3. Обработкадокумента: запись проводок, включение документов в регистр.
4. Сдача вархив.
Своевременноеи качественное оформление первичных учетных документов, передачу их вустановленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверностьсодержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие этидокументы.
Созданиепервичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения вбухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данныхобеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Создание первичныхучетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерскомучете производятся в соответствии с утвержденным в организации графикомдокументооборота.
Работу посоставлению графика документооборота торгового предприятия организует главныйбухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя предприятия.
Документооборот,организованный по графику, позволяет ускорить прохождение каждым первичнымдокументом весь путь – от оформления и проверки до обработки, способствует равномерномураспределению учетной работы в течение всего рабочего времени, повышаетпроизводительность труда счетных работников, способствует усилению контрольныхфункций бухгалтерского учета, а также повышению уровня механизации и автоматизацииучетных работ.
Графикдокументооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ посозданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделениемпредприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием взаимосвязи исроков выполнения работ.
Если впроцессе документооборота обнаруживаются неточности, отсутствие полнотызаполнения отдельных реквизитов, преднамеренные и непреднамеренные ошибки,факты злоупотребления и мошенничества, дальнейшие действия в работе сдокументами должны быть приостановлены. В зависимости от характера и степенидопущенных нарушений они возвращаются на доработку исполнителям. Полностьюсоответствующие предъявленным требованиям документы принимаются бухгалтерией. Взависимости от характера документов работник бухгалтерии принимает их кисполнению с распиской в реестре или указанием перечня сдаваемых документов.Например, при приеме от кассира за очередной рабочий день отчета по кассе ввиде приложенных к нему приходно-расходных кассовых ордеров вместе с оправдательнымидокументами бухгалтер расписывается в их приеме в кассовой книге. Процессобработки в бухгалтерии принятых от исполнителей документов включает три этапа:таксировку, группировку и контировку.
Таксировка, или расценка,предусматривает перевод натуральных и трудовых измерителей в обобщающийденежный измеритель. Как правило, эта процедура осуществляется в самомпервичном документе путем умножения соответствующего количества (м., кг., ипр.) на цену за единицу.
Группировка представляет собойследующий этап учетной обработки документов. Последние подбираются в пачки,однородные по экономическому содержанию зафиксированных в них хозяйственныхопераций. Характер группировки обусловлен перечнем представленныхпротаксированных документов.
Цельгруппировки – подготовить сводные данные по движению отдельных видов имуществаи обязательств за отчетный период. Тем самым упрощается ведение первичногоучета.
Контировка – указание в первичномдокументе бухгалтерской записи, т.е. корреспонденции счетов по конкретной хозяйственнойоперации, вытекающей из содержания документа. Этот этап представляет болеевысокий уровень работы с документами. Поэтому данная процедура выполняется, какправило, бухгалтером, занятым на самостоятельном отдельном участке учетногопроцесса. Для представления бухгалтерской записи в документе предусмотреноопределенное место. Если имеет место сводный документ, то указанная записьфиксируется в ее конце.
Способрегистрации учетной информации, т.е. сведений из первичных документов,понимается под термином «техника бухгалтерского учета».
Длясистематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учетупервичных учетных документах, составляются сводные учетные документы – учетныерегистры, которые, в зависимости от степени автоматизации, могут составлятьсяна бумажных и машинных носителях информации (в электронном виде). Учетныерегистры применяются для отражения информации на счетах бухгалтерского учета ив бухгалтерской отчетности.
По внешнемувиду учетные регистры подразделяются на:
· книги;
· карточки;
· свободныелисты;
· машинограммы(полученные при использовании вычислительной техники);
· машинныеносители.
Хозяйственныеоперации должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологическойпоследовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерскогоучета.
По видампроизводимых в них записей учетные регистры бывают:
· хронологические(регистрационный журнал);
· систематические(главная книга счетов);
· комбинированные(журналы-ордера).
По степенидетализации информации, содержащейся в учетных регистрах, могут быть:
· синтетическими(главная книга счетов);
· аналитическими(карточки);
· комбинированными(журналы-ордера).
Книги представляют собойсброшюрованные свободные листы определенного формата и графления. Применение ихограничено, так как работу по их ведению разделить между счетными работникаминельзя, ее должен вести один человек (кассовая книга). Такие книгипронумерованы и прошнурованы, а на последней странице указано количествостраниц за подписью руководителя предприятия и главного бухгалтера. В такихкнигах исключена возможность замены отдельных листов новыми призлоупотреблениях и хищениях. На предприятиях применяется «Главная книга» – какрегистр синтетического учета и «Книга остатков товаров на складах» – какрегистр аналитического учета, необходимый для взаимосвязанных данныхбухгалтерского учета с данными оперативно-складского учета и для контроля засохранностью различных видов собственности.
Карточки предназначены дляаналитического учета основных средств (инвентарные карточки), материальныхценностей по местам их хранения (карточкискладского учета товаров).
Свободныелисты –учетные регистры большого формата и с большим количеством сведений по отношениюк карточкам. Они предназначены для синтетического и аналитического учета ивыполняют роль комбинированных регистров. К ним относятся: журналы-ордера,ведомости, табуляграммы и машинограммы. Они удобны в использовании, так какпозволяют более рационально распределять обязанности между работниками учета.Это – самый распространенный вид учетных регистров.
Составучетных регистров, их форму, порядок и последовательность заполнения, техникувзаимосверки определяет форма бухгалтерского учета.
Записи вучетных регистрах основываются на тщательно проверенных документах, поэтому исами регистры приобретают доказательную силу при использовании их показателейдля анализа хозяйственной деятельности предприятия, при контроле за состояниемсредств и при выявлении результатов его работы.
Правильностьотражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечиваютлица, составившие и подписавшие их.
При хранениирегистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита отнесанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерскогоучета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшегоисправление, с указанием даты исправления.
Содержаниерегистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности являетсякоммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации – государственной тайной.
Лица,получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета,и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую игосударственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность,установленную законодательством Российской Федерации.
3. Организация аналитического учета товаров в бухгалтерии
Аналитическийучет товаров ведут как материально ответственные лица, так и бухгалтерия. Егоглавная цель – получение информации, необходимой для управления товарнымизапасами (соблюдение нормативов, контроль за сохранностью товаров и т.п.).
Аналитическийучет товаров может вестись в четырех основных разрезах:
взависимости от агрегирования учетной информации;
взависимости от способа хранения товаров;
поматериально ответственным лицам;
пособственникам.
Агрегированиеучетной информации обычно встречается в трех вариантах:
1.Наличие и движение товаров отражается в учете отдельно по каждому предмету.
Используетсятогда, когда можно, а в ряде случаев и нужно, идентифицировать каждую единицутовара в отдельности (учет автомобилей, изделий из золота, товаров в розничнойкомиссионной торговле и т.п.). Такой учет называется попредметным.
Товарыучитываются по наименованию и ценам (в натуральных и стоимостных измерителях).Отсюда его теоретическое название натурально-стоимостной учет. На практике егочасто называют количественно-суммовой. Данный вариант обычно применяется на складах.
2.Все товары учитываются вместе только в стоимостном выражении (без дифференциациипо отдельным предметам или наименованиям). Такой учет называется стоимостным.
Наиболеепредпочтительными вариантами аналитического учета товаров следует признатьпервый и второй, поскольку при этом имеется информация о наличии и движении покаждому предмету или наименованию товаров. Однако их применение возможно тольков том случае, если поступление и выбытие товаров оформляются документами, вкоторых указываются наименование, цена и количество товаров.
3.В розничной торговле при продаже товаров населению, как правило, документы не выписываютсяи, следовательно, информация о проданных товарах в разрезе наименованийотсутствует. Поэтому в большинстве магазинов применяется третий вариант аналитическогоучета товаров.
Попредметныйучет товаров возможен тогда, когда продажа населению некоторых товаров (изделийиз золота, платины, серебра, драгоценных камней и др.), а также товаров,принятых на комиссию в организациях розничной торговли, оформляется товарнымичеками, где указываются наименование, цена и количество товаров.
Товарымогут храниться двумя способами:
А)партионным;
Б)сортовым.
Припартионном способе каждая партия товаров хранится отдельно. Под партиейпонимается количество товаров, поступивших одновременно по одному документу.Внутри партии товары учитываются по наименованиям.
Присортовом способе хранения каждый вновь приобретенный товар определенного наименованияи сорта присоединяют к ранее поступившему товару того же наименования и сорта.Отсюда необходимо обеспечить учет каждой отдельной партии, а также каждогоотдельного наименования и сорта.
Аналитическийучет товаров по материально ответственным лицам был описан в разделе 1. Дляконтроля за сохранностью товаров необходим их раздельный учет по каждомуматериально ответственному лицу (при индивидуальной материальнойответственности) или бригаде материально ответственных лиц (при коллективнойматериальной ответственности).
Вп. 2 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» говорится: «Имущество,являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имуществадругих юридических лиц, находящегося у данной организации». Отсюда следует, чтоесли по одному и тому же наименованию товаров часть их является собственностью даннойорганизации, а остальные – собственностью других лиц (юридических илифизических), их необходимо учитывать отдельно. Для этой цели применяетсясистема балансовых и забалансовых счетов.
Аналитическийучет товаров, находящихся в собственности торговой организации ведется на счете41 «Товары». К счету 41 «Товары» могут быть открыты субсчета:
41-1«Товары на складах»;
41-2«Товары в розничной торговле»;
41-3«Тара под товаром и порожняя»;
41-4«Покупные изделия» и др.
Насубсчете 41-1 «Товары на складах» учитывается наличие и движение товарныхзапасов, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовыхорганизаций, оказывающих услуги общественного питания, овощехранилищах,холодильниках и т.п.
Насубсчете 41-2 «Товары в розничной торговле» учитывается наличие и движениетоваров, находящихся в организациях, занятых розничной торговлей (в магазинах,палатках, ларьках, киосках и т.п.) и в буфетах организаций, занятыхобщественным питанием. На этом же субсчете учитывается наличие и движение стекляннойпосуды (бутылок, банок и др.) в организациях, занятых розничной торговлей, и вбуфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания.
Насубсчете 41-3 «Тара под товаром и порожняя» учитываются наличие и движение тарыпод товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в организациях, занятыхрозничной торговлей, и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественногопитания).
Насубсчете 41-4 «Покупные изделия» организации, осуществляющие промышленную ииную производственную деятельность, пользующиеся счетом 41 «Товары», учитываютналичие и движение товаров (применительно к порядку, предусмотренному для учетапроизводственных запасов).
Товары,принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальныеценности, принятые на ответственное хранение». Товары, принятые на комиссию,учитываются на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию».
Список использованных источников
1. Федеральный закон «Обухгалтерском учете» от 21.11.96 №129-ФЗ.
2. Положение побухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98.
3. Положение побухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.
4. Анализфинансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов/Подред. Проф. Н.П. Любушина. – М., 2001.
5. Бабаев Ю.А. Бухгалтерскийучет. – М., 2004.
6. Бакаев А.С. Годоваябухгалтерская отчетность коммерческой организации. – М., 2005.
7. Донцова Л.В., НикифороваН.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М., 2001.
8. Кондраков Н.П.Бухгалтерский учет. – М., 2006.
9. Русалева Л.А. Теориябухгалтерского учета: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.