Содержание
Введение
1. Развитиедокумента. Способы документирования и материальные носители
1.1 Понятие «информация», «документ»,«носитель информации»
1.2 Материальный носитель
2. Древнейшиеприродные материальные носители
2.1 Эволюция типов носителейинформации
2.2 Средства письма и рисуночно–смысловыекомбинации носителей информации
Заключение
Список использованной литературы
Эта «седая древность»при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайноинтересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего болеевысокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделениечеловека из животного царства, а своим содержанием — преодоление такихтрудностей, которые никогда уже не встретятся будущим, ассоциированным людям.
Ф.Энгельс. Анти-Дюринг
Введение
Актуальность работыобусловлена значением роли накопления знаний — основы основ любойцивилизации. Но человеческая память несовершенна и неспособна вместить всезнания и опыт, которые переходят из поколения в поколение. Поэтому с древнейшихвремен люди использовали самые разнообразные носители информации. При этом,несмотря на совершенствование типов носителей, сам принцип записи и структураданных за несколько тысячелетий практически не изменились.
Информация — это сведенияо лицах, фактах, событиях и явлениях, вне зависимости от формы представления. Взависимости от ценности, полноты, достоверности предоставления информация имеетбольшое значение.
Материальный носитель –документ, содержащий данные с записанной на нем информацией, предназначенныйдля ее передачи во времени и пространстве. В качестве носителей, на которыхвырезались, высекались и писались документы, использовались самые разныематериалы. Берестяные грамоты, клинописные таблички, папирус, пергамент- вотдалеко не полный перечень носителей, применявшихся когда-то для хранениядокументов.
В документе фиксируютсяфакты, события, явления практической и мысленной деятельности человека.Функции, которые выполняет документ: информационная, организационная,коммуникативная, воспитательная.[4] Важнейшей из названых функций являетсяинформационная.
Цель работы–изучить историю появления и развитияпервых документов. Задачи: рассмотреть виды древнейших материальных носителейинформации, дать им характеристику, определить значение документов, полученныхна различных материальных носителях.
Предметом исследования сталисвойства, признаки различных древних материальных носителей, их роль и значениев жизни общества.
Работа состоит из введения,двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Развитие документа.Способы документирования и материальные носители
1.1 Понятие«информация», «документ»
Информация – важнейшаясущность нашего мира. Слово «информация» происходит от латинского informatio и означает первоначальные сведения,передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. В естественных итехнических науках информация имеет иное, специфическое определение, котороелегло в основу современной кибернетики. Обмен информацией – необходимое условиежизни человеческого общества.
В бытовом смысле подинформацией обычно понимают те сведения, которые человек получает из окружающейприроды и общества с помощью органов чувств. Информация – совокупностьсведений, циркулирующих в природе, обществе, а также в созданных человекомсистемах. Информацию собирают, хранят, передают, обрабатывают и используют. Дляэтих целей используются разработанные информационные технологии (системыметодов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и выдачиинформации).
С понятием «информация»теснейшим образом связано понятие «документ». Слово «документ» в переводе слатинского означает «свидетельство», «способ доказательства». Документ – этоматериальный объект с закрепленной на нем информацией для передачи ее вовремени и пространстве. [13] Официальная формулировка в законодательстве РФ:документ — материальный носитель с зафиксированной на нем в любой формеинформацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания,который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен дляпередачи во времени и в пространстве в целях общественного использования ихранения.[10]
Документ представляетсобой результат отображения фактов, событий, предметов, явлений объективнойдействительности и мыслительной деятельности человека. Он создается посредствомписьма, графики, рисунка, фотографии, звуко- и видеозаписи. В качестве такогоносителя может служить бумага, фото-, кинопленка и т.д.
Сама информация невыступает достаточным признаком документа. Материальная составляющая — одно издвух необходимых и обязательных слагаемых документа, без которого онсуществовать не может. Материальная составляющая документа — это еговещественная (физическая) сущность, форма документа, обеспечивающая его способностьхранить и передавать информацию в пространстве и времени.[3]
Материальную составляющуюдокумента определяет носитель информации. Материальный объект становитсядокументом только в случае единства вещественного носителя и заключенной в неминформации. Двуединая природа документа — одна из основных особенностей его какизвестной системы.
Отличительными признакамидокумента являются:
v наличие смыслового семантическогосодержания;
v стабильная вещественная форма,обеспечивающая долговременную сохранность документа, возможность многократного(долговременного) использования и перемещения информации в пространстве ивремени;
v завершенность сообщения;
v предназначенность использования всоциальной коммуникации.
Документыиспользуются в различных областях деятельности, отраслях знаний, сферах жизни иявляются объектом исследования многих научных дисциплин, поэтому содержаниепонятия «документ» многозначно и зависит от того, в какой отрасли идля каких целей он используется. Так, для юристов документ служит, преждевсего, способом доказательства или свидетельства чего-либо, для историка — историческим источником, кибернетика-документалиста — носителем информации, аспециалисты в области управления считают его средством фиксации и передачиуправленческих решений.
Документ,зафиксировав (отобразив) информацию, тем самым обеспечивает ее сохранение инакопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование,возвращение к информации во времени. Однако, и термин «документ»,также как и термин «информация», неоднозначен и прошёл свой путьразвития. История документов и делопроизводства тесно связана с эволюциейматериалов, на которых записывались документы, с развитием технологии ихпередачи, а также с изменением правил их создания и оформления.
1.2Материальный носитель
Материальный носитель –документ, содержащий данные с записанной на нем информацией, предназначенныйдля ее передачи во времени и пространстве. Носитель информации – это любой материальныйобъект (или среда), содержащий информацию, способный достаточно длительноевремя сохранять в своей структуре занесенную в него информацию – камень,дерево, бумага, металл, пластмассы ( и другие виды полупроводников), лента снамагниченным слоем, пластик со специальными свойствами (для оптической записи),электромагнитное излучение) и т.д.[10]
Зачастую сам носительпомещается в защитную оболочку, повышающую ее сохранность и, соответственно,надежность сохранения. Например, бумажные листы — в обложку, микросистемупамяти – в пластик, магнитную ленту — в корпус.
Носители информации вбыту, науке (библиотеки), технике, общественной жизни (СМИ) применяются для:
· записи;
· хранения;
· чтения;
· передачи(распространения).[11]
Классификация носителейинформации:
v По основному назначению:
Ø общего (широкого)назначения, например, бумага;
Ø специализированные(например, — только для цифровой записи;
v По количеству циклов записи:
Ø для однократнойзаписи;
Ø для многократнойзаписи;
v По долговечности:
Ø длякратковременного хранения (накопления);
Ø для долговременногохранения.
В общем случае границымежду этими разновидностями носителей довольно расплывчаты и могутварьироваться в зависимости от ситуации и внешних условий.
Основными материаламиинформационных носителей являются:
— бумага(перфолента, перфокарта, листы);
— пластик(штрих-код, оптические диски);
— магнитныематериалы (магнитные ленты и диски);
— полупроводники(различные типы ПП – памяти);
Также ранее имелираспространение: обожжённая глина, камень, кость, древесина, пергамент,берёста, папирус, воск, ткань и др.
Для внесения изменений вструктуру материала носителя используются различные виды воздействия:
— механическое(резьба, сверление, шитье);
— термическое(выжигание);
— электрическое (электрическиесигналы);
— химическое (краска)и др.[4]
Носитель, в совокупностис механизмом для записи (считывания на него информации (устройствомсчитывания, считывающим устройством), называется устройствомхранения информации (также — накопитель информации,если оно предусматривает дозапись поступающей к уже имеющейся). Эти устройствамогут быть основаны на самых разных физических принципах записи.
Необходимость обменаинформацией, сохранения письменных свидетельств о своей жизни и т. п.существовала у человека всегда. За всю историю человечества было перепробованомножество носителей информации. Так как носитель обладает рядом параметров,эволюция носителя информации определялась тем, какие требования к немупредъявлялись.
Первым способомзапечатления мысли явилось слово. Слово передавало общее представление человекаоб окружающем мире. Однако слово как средство запечатления имеет существенныенедостатки. Являясь средством передачи мысли, оно ограничено расстоянием икратковременно. Уже в глубокой древности человек пытался преодолеть этинедостатки. Для передачи сообщений применялись так называемые материальныеносители.
В качестве носителей, накоторых вырезались, высекались и писались документы, использовались самыеразные материалы. Берестяные грамоты, клинописные таблички, папирус, пергамент- вот далеко не полный перечень носителей, применявшихся когда-то для хранениядокументов.[14]
Таким образом, материальныеносители как документына раннем этапе развития человечества выполняли те же функции, что и сейчас. Вних отражались хозяйственные операции, велись статистические подсчеты,заключались договора, велась переписка, существовали сборники законов, вкоторых отражалось классовое и сословное деление общества, уклад их жизни,отношение к частной собственности и рабовладению и т.д.
В данном случае можно говоритьо том, что закономерности, лежащие в основе исторического возникновения иразвития письменности и документов, должны изучаться всесторонне, исследованиянеобходимо проводить в направлении накопления фактических материалов.
2. Древнейшиеприродные материальные носители информации
2.1 Эволюция типовносителей информации
Человечество затысячелетия своего существования накопило огромное количество информации. Мозгчеловека не в состоянии хранить такой объем ее и без искажения передавать. Появлениеписьменности — одной из первых информационных технологий — стимулировало поискии изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человекиспользовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было безособых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины,древесная кора, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т.д.
Носители информациинепрерывно совершенствовались, появились: пергамент, папирус, береста, бумага, фотопленка,перфорационные носители, магнитные, оптические носители. Любой видматериального носителя информации имеет свои достоинства и недостатки. Способыдокументирования информации и формы передачи информации модернизируются,становятся всё более удобными в использовании.[15]
Камни и стены пещеркак носители информации
Первыми носителямиинформации были стены пещер в эпоху палеолита. Сначалалюди рисовали на стенах пещер, камнях и скалах, такие рисунки и надписиназываются петроглифами. Самые древние наскальные изображения и петроглифы (отгреч. petros — камень и glyphe — резьба) изображали животных,охоту и бытовые сцены. К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохипалеолита относятся и оттиски рук человека, и беспорядочные переплетенияволнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
Обращает внимание, какимиживыми, яркими были изображения зверей в пещерах позднего периода древнегокаменного века. Их создатели хорошо знали поведение животных, их повадки. Онизамечали в их движениях такие чёрточки, которые ускользают от современногонаблюдателя. Примечательно, что, изображая зверей, древние мастера использовалидля моделировки их тел неровности скалы, впадины, выступы, имеющие сходство сочертаниями фигур. Изображение как бы ещё не отделилось от окружающего егопространства, не стало самостоятельным.
Люди древнего каменноговека не знали орнамента. На изображениях животных и людей из кости иногда видныритмично повторяющиеся штрихи или зигзаги, похожие на орнамент. Но,присмотревшись, видишь, что это — условное обозначение шерсти, птичьих перьевили волос. Как изображение животного «продолжает» скальный фон, так и этипохожие на орнамент мотивы ещё не стали самостоятельными, отделёнными от вещиусловными фигурками, которые можно наносить на любую поверхность.[9]
Следует полагать, чтосамые старые носители информации служили не только простым украшением,наскальные рисунки предназначались для передачи информации или совмещали этифункции.
Переход человека к новомуобразу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружающей природой происходилодновременно с формированием другого восприятия мира. Конечно, и в пору новогокаменного века не было науки, учёных, философов, которые посвящают себяисследованию природы и человеческого общества. Осознание мира происходило стихийно,и в нём участвовали все члены общества. В это время восприятие окружающегооставалось конкретным, образным. Отвлечённые, абстрактные понятия ещё неотделились от их реальных проявлений. Судить об этом можно по изображениям, в которых и воплощаетсяобразное понимание мира. В древности их роль была даже более важной, чемтеперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира.
Самые древние письменадошли до нас в виде надписей, выбитых на скалах. Однако угольные, глиняные,меловые рисунки смывало дождём, и для увеличения надёжности хранения информациипервобытные художники стали выбивать силуэты животных на скалах острым камнем. Нокамень как носитель информации и зубило как инструмент для письма, в применениикрайне неудобны. Хотя камень повысил сохранность информации, её скоростьзаписи и передача оставляли желать лучшего. Поэтому люди стали писать на томматериале, который легче найти или изготовить. Вместе с тем позднее на камневыбивались письмена религиозного содержания, государственные указы, текстыкультового назначения.
Глина
Одним из первых доступныхматериалов стала использоваться глина. Глина- материальный носительзнаков письма, который обладал достаточной прочностью (сохранность информации),к тому же был недорогим и легко доступным, а пластичность, удобство записипозволяла повысить эффективность записи, можно было без особого труда, ясно иотчетливо изображать знаки письма.
/>
Рис.1. Глиняные таблички- 7-й век до нашей эры
Природный писчий материалбыл найден древнейшими обитателями Двуречья, жившими на самом юге этой страны —шумерийцами. Главным естественным богатством этого района была глина: местныежители строили из нее свои жилища, храмы богов, изготовляли из нее посуду,светильники, гробы. Согласно древнему шумерскому мифу даже человек был сотворениз глины. Запасы этого материала были практически неисчерпаемы. Поэтому врайоне Южного Двуречья материальным носителем знаков письменности сталиглиняные таблички, широко употреблявшиеся здесь уже в начале III тыс.до н. э.[2]
Возможность эффективнойзаписи способствует появлению письменности. Более пяти тысяч лет назадпоявляется (достижение шумерской цивилизации, территория современного Ирака)письменность на глине (уже не рисунки, а похожие на буквы значки ипиктограммы).
Самые древние памятникишумерской письменности состоят из линейных рисунков, нанесенных на поверхностьсырой глиняной таблички, которая затем обжигалась. Позднее писцы стали нерисовать, а вдавливать знаки. Для этой целиупотреблялся тонкий тростниковый стержень, имевший в обрезе форму маленькоготреугольника. В сочетании с линией он образует на материале оттиск, похожий наклин. Так возникла клинопись — система письма, в которой знакисоставляются из комбинаций вертикальных, горизонтальных и косых клиньев. Иногдапара клиньев соединяется, образуя угол. Знаки клинописи, которую у шумеровпереняли и широко распространили на Ближнем Востоке вавилоняне и ассирийцы,были первоначально идеограммами (это значит, что рисунки передавали целыепонятия и слова). Затем они стали употребляться для фонетического обозначенияслогов, составляющих слово, уже не связанное по смыслу с первоначальнымзначением рисунка, ставшего фонетическим знаком.
Глиняные таблетки сталиматериальной основой высоко развитой письменности. Во второй половине IIIтысячелетия до н. э. в шумерийской литературе были представлены самыеразнообразные жанры: мифы и эпические сказания в стихах, гимны богам, поучения,басни о животных, пословицы и поговорки. Американскому шумерологу СэмюелуКрамеру посчастливилось открыть древнейший в мире «библиотечный каталог»,помещенный на табличке в 6,5 см длины и около 3,5 см ширины. Писецсумел на этой крохотной табличке написать названия 62 литературныхпроизведений. «По крайней мере, 24 названия из этого каталога относятся кпроизведениям, которые частично или полностью дошли до нас», — пишет С.Я.Крамер. [8]
Глиняная табличка —древнейший письменный инструмент, некоторые из них археологи датируют 5500годом до н.э. (например, Тэртэрийские таблички, имеющие надписи в видепиктограмм с изображением рогатого скота, веток деревьев и ряд относительноабстрактных символов).
Однако более широкуюизвестность имеют глиняные таблички из Месопотамии, самые древние из которых датируются2000 годом до н.э.
Способ изготовленияподобных табличек был очень прост. Для их изготовления замешивали глину сводой. После этого можно было формировать глиняные таблички и наносить на нихинформацию. Табличка с сырой глиной использовалась для повседневных целей, а собожженной под солнцем или в печи – для сохранения написанной информации надлительное время. Такие глиняные плитки можно было посылать друг другу набольшие расстояния или составлять из них библиотеки и архивы.
Интересен тот факт, чтоиз глины люди делали даже письма с конвертами. Готовую обожженную глинянуютабличку с текстом письма обмазывали слоем сырой глины и на ней писали имяадресата. Затем дощечку повторно обжигали или высушивали на солнце. Отвыделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказываласьзаключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе.
Именно глиняные табличкисоставили основы первых в истории библиотек, наиболее известной из которыхявляется библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии (VII в.до н. э.), которая насчитывала около 30 тысяч клинописных табличек. В ящиках («папках») хранились большиедокументы из десятков глиняных «страниц».
Глина была тяжела длябольших текстов, потребность в которых возрастала. Поэтому на смену ей долженбыл появиться другой носитель.
Металлические икостяные пластины
В качестве писчегоматериала египтяне, греки и римляне использовали для письма костяные и металлическиепластины из бронзы или свинца. Путешественник Павсаний упоминает в своем труде «ОписаниеЭллады» (IX, 31, 4) о поэмах Гесиода, записанных на свинцовых пластинах.На небольших пластинках из свинца писали письма — одно из таких посланийоткрыто на острове Березань совсем недавно. Древние греки, например, небольшие свинцовые пластинки с текстами, содержащимизаклинания, или магическими формулами, отпугивающими злых духов, вкладываливместе с покойником в могилу. Свинец имел определенные преимущества переддругими материалами — он надолго сохранял нанесенные на него знаки письмаи меньше поддавался влиянию внешней среды. Писали по свинцу острым стержнем,металлическим или костяным.
Использование кости и металласодействовало дальнейшему развитию общественных отношений и прогрессучеловеческой культуры. В Риме законы и постановления сената гравировались набронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Ветераныримской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях,начертанный на двух бронзовых пластинах. Однако производство металлическихпластин занимало много времени и требовало больших затрат, поэтому онииспользовались в особых случаях и были доступны только высшему сословию.[2]
Восковые таблички
Более доступный материалдля письма был придуман в Древнем Риме. Это были специальные восковые таблички,которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички издерева или слоновой кости. От краев дощечки на расстоянии 1—2 см делалиуглубление на 0,5—1 см., а затем по всему периметру заполняли его воском. Надощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой — стилусом,который был с одной стороны заостренным, а другой его конец имел форму лопаткии мог стирать надпись. Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь исоединялись по две (диптих) или три (триптих) штуки или по нескольку штуккожаным ремешком (полиптих) и получалась книжка, прообраз средневековыхкодексов и дальний предок современных книг. В античном мире и Средневековьевосковые таблички использовались в качестве записных книжек, для хозяйственныхпометок и для обучения детей письму. Подобные вощеные таблички были и на Руси иназывались они церы.
В условиях жаркогоклимата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторыеоригиналы восковых табличек сохранились до наших дней (например, с записямифранцузских королей). Из русских цер сохранился так называемый Новгородскийкодекс, датируемый XI в. – это полиптих, состоящий из четырехвосковых страниц.
/>
Рис.2. Восковые таблички
Кстати, выражение «счистого листа» — «tabula rasa» произошло благодаря тому, что периодически воскс дощечек счищали и покрывали им заново.
Папирус
Огромным шагом впередявилось употребление папируса, введенное древними египтянами. Наиболее древнийпапирусный свиток относится к XXV веку до н. э. Позднее греки иримляне переняли от египтян письмо на папирусе. Писали на нем при помощиспециального пера.
Папирус — писчий материалполучивший распространение в Египте и во всем Средиземноморье, для изготовлениякоторого использовалось растение семейства осоковых.
Сырьем для изготовленияпапируса служил тростник, растущий в долине реки Нил. Стебли папируса очищалиот коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоскираскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямымуглом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потомоставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса шлифовали ивыглаживали при помощи раковины или куска слоновой кости. Листы в окончательнойформе имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках, а в более позднеевремя — соединялись в книги.[2]
/>
Рис. 3. Папирус — 3000лет до нашей эры
В античную эпоху папирусбыл основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Производствопапируса в Египте было весьма велико. И при всех своих хороших качествахпапирус все же был непрочным материалом. Папирусные свитки не могли хранитьсяболее 200 лет. До наших дней сохранились папирусы только в Египте исключительноблагодаря уникальному климату этой местности.
В качестве материальногоносителя информации папирус использовался не только в Древнем Египте, но и вдругих странах Средиземноморья, причем в Западной Европе – вплоть до XI века. А последним историческимдокументом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале XX века.[2]
Недостатком данногоносителя являлось то, что со временем он темнел и ломался. Дополнительнымнедостатком стало то, что египтяне ввели запрет на вывоз папируса за границу.
Пергамент — IIвек до нашей веры
Недостатки носителейинформации (глина, папирус, воск) стимулировали поиск новых носителей. На этотраз сработал принцип «всё новое — хорошо забытое старое». Люди началипроизводство материала для письма из кожи животных – пергамента. Пергаментпостепенно вытеснял папирус. Достоинства нового носителя — высокаянадёжность хранения информации (прочность, долговечность, не темнел, непересыхал, не трескался, не ломался), многоразовость (например, в сохранившемсямолитвеннике Х века учёные обнаружили несколько слоёв записей, сделанных вдольи поперёк, стёртых и зачищенных, а с помощью рентгена там обнаружилсядревнейший трактат Архимеда). Книги на пергаменте — палимпсесты (отгреческого языка παλίμψηστον — рукопись, писанная напергаменте по смытому или соскобленному тексту).
Название материалапроисходит от города Пергам, где стали впервые изготавливать этот материал. Сдревности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль»,как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свиткахТоры. На более распространённом виде пергамента «клаф» писались также отрывкииз Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергаментаиспользуются исключительно шкуры кошерных видов животных.[5]
Пергамент представляетсобой недубленую выделанную кожу животных — овечью, телячью или козью.
По свидетельствугреческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то времяиздавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она подименем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись дляписьма обработанные овечьи и козьи шкуры.
По свидетельству ПлинияСтаршего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период,желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себесоперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределыЕгипта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовалидревнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем pergamena. Ошибочно в качествеизобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197—159 дон. э.).[2]
Пергамент уступалпапирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеихсторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаивытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековымимонахами — переписчиками. Древним умельцамудавалось выделывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток могпоместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент стали изготавливатьтолько в XV столетии, а до этого его привозилииз-за границы.
Популярности пергаментаспособствовало то, что на нём (в отличие от папируса) есть возможность смытьтекст, написанный растворимыми в воде чернилами и нанести новый. Кроме того, напергаменте можно писать с обоих сторон листа.
Бурный росткнигопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, таккак его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже неудовлетворяли потребностей издателей. Отныне и по наши дни пергамент сталиспользоваться в основном художниками и в исключительных случаях длякнигоиздания.
Материальныеносители из дерева
Другим материаломрастительного происхождения, использовавшимся, главным образом, вэкваториальной зоне (в Центральной Америке с VIII века, на Гавайский островах) была тапа. Онаизготавливалась бумажного шелковичного дерева, в частности, излыка, луба. Лыко промывалось, очищалось от неровностей, затем отбивалосьмолотком, разглаживалось и просушивалось.
Древние германцы писалисвои рунические тексты на буковых дощечках (Buchenholz), откуда ислово «Buch», книга. Знаки наносились процарапыванием (Writan),откуда и происходит английский глагол write, писать (одного корня с немецким ritzen,царапать).[9]
Римляне в самую раннююпору своей истории, когда письменность только входила у них в употребление,писали на древесном лыке (liber): этим же словом у нихстала называться книга. Носителиинформации римского письма на этом материале не сохранились, но ближайшиманалогом могут, по-видимому, послужить берестяные грамоты.
Береста — широкоераспространение с XIIвека
В поисках болеепрактичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре,листьях, коже, металлах, кости. В странах с жарким климатом часто использоваливысушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространеннымматериалом для письма была береста – определенные слои коры березы.[13]
Так называемая берестянаяграмота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26июля 1951 года на раскопках в Новгороде. О том, что береста использовалась в древней Руси для письма,имелись и письменные свидетельства — об этом упоминает Иосиф Волоцкий врассказе об обители Сергия Радонежского.[5]
Археологи обнаружили дажеминиатюрную берестяную книжечку их 12 страниц размером 5 x 5 см, в которой двойные листы сшиты по сгибу. Подготовка бересты к процессузаписи была не сложной. Предварительно ее кипятили, затем соскабливаливнутренний слой коры и обрезали по краям. В результате получался материал основыдокумента в виде ленты или прямоугольника. Обычно использовалась для письмавнутренняя сторона бересты, более гладкая. Грамоты сворачивались в свиток. Приэтом текст оказывался с наружной стороны. Тексты берестяных писем выдавливалисьс помощью специального инструмента — стилоса, изготовленного из железа, бронзыили кости.
/>
Рис.4. Материал дляписьма – береста
На сегодняшний день такихнаходок более семисот, они свидетельствуют, что в древнем Новгороде не толькознатные люди, но даже крестьяне и ремесленники знали грамоту.
На бересте писали нетолько в Древней Руси, но и в Центральной и Северной Европе. Обнаруженыберестяные грамоты на латыни. Известен случай, когда в 1594 году 30 пудовбересты для письма было продано нашей страной в Персию.[12]
Ткани
Для больших текстовдревние римляне использовали ткани. Древнейшие религиозные тексты, содержавшие,как можно предполагать, описание обрядов при жертвоприношении,назывались «либри линтеи», льняные книги. Они хранились в с. 17 храме Юноны Монеты.
Как и в других странах, вЮго-Восточной Азии испробовали множество разных способов записи и сохраненияинформации:
— выжигание наузких бамбуковых пластинах со скреплнием шнурами в «бамбуковые книги»(недостаток — занимают много места, низкая износостойкость шнуров);
— письмо на:
ü шелке (недостаток — дороговизнашёлка),
ü сшиваемые в «книгу» листья пальм(бумажный лист современной книги называется так в память о своём пальмовомпрототипе).[6]
Узелковоеписьмо, переплетения шнуров
В XI—XVIвеках коренные народы Южной Америки придумали узелковое письмо «кипу» (quipu впереводе с языка индейцев кечуа — узел). Из верёвок (к ним привязывалиряды шнурков) составлялись «сообщения». Тип, число узелков, цвета и количестванитей, их расположения и переплетения представлял собой «кодировку» («алфавит»)кипу.[9]
Небольшимираковинами, нанизанными на шнуры, кодировали свои сообщения индейские племенаСеверной Америки. Этот вид письменности назывался «вампум» — от индейскогослова wampam (сокращённое от wampumpeag) — белые бусы. Переплетения шнуровобразовывали полоску, которую обычно носили как пояс. Комбинацией цветныхракушек и рисунков на них могли составляться целые послания.
Бумага
Из-за недостатковпредыдущих носителей китайский император Лю Чжао приказал найти имдостойную замену. Пока в западном мире шла конкуренция между восковымитабличками, папирусом и пергаментом в Китае во II веке до н.э. былаизобретена бумага.
Сначала бумагу в Китаеделали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки.Затем в 105 году н.э. Цай Лунь начал изготавливать бумагу из растолченныхволокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки. Все это он смешивал с водойи получившуюся массу выкладывал на форму (деревянную раму и сито из бамбука).После сушки на солнце, он эту массу разглаживал с помощью камней. В результатеполучились прочные листы бумаги. Уже тогда бумага получила в Китаеразнообразное и широкое применение. После изобретения Цай Луня, процесспроизводства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять дляповышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.[7]
/>
Рис. 5. Бумага — 1-й илиначало 2 века нашей эры
В начале VII века способизготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А еще через 150 лет,через военнопленных попадает к арабам. Рожденное в Китае бумажное производствомедленно продвигается на Запад, постепенно внедряясь в материальную культурудругих народов.
На Европейском континентебумажное производство основали арабы в завоеванной ими Испании в XI веке.Бумажная промышленность в XII — XV веке, быстро акклиматизируется вевропейских странах — сначала в Италии, Франции, а затем, и в Германии.
В XI—XII веках бумагапоявилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV—XVI веков, всвязи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Бумагаизготовлялась весьма примитивно — ручным размолом массы деревянными молотками вступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном. Большое значение для развитияпроизводства бумаги имело изобретение во второй половине XVII векаразмалывающего аппарата — ролла. В конце XVIII века роллы уже позволялиизготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание)бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёлбумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применениябесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С. Фурдринье, купив патентРобера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовалибумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машинапревратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мереавтоматически. В XX веке производство бумаги становится крупнойвысокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточнойтехнологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложнымихимическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.
Итак, первоначальноносители документов в различных странах были достаточно разнообразны, и ихвыбор определялся уровнем развития технологий и доступностью материалов.Древнейшие надписи вырезали и выдалбливали на каменных плитах, деревянных иглиняных дощечках, на кости. Позже документы стали чеканить на металле,наносить краской на кожу, на глиняные дощечки. Таким образом, история документов и делопроизводства тесно связана с эволюциейматериалов, на которых записывались документы, с развитием технологии ихпередачи, а также с изменением правил их создания и оформления.
2.2 Средства письма и рисуночно-смысловые комбинацииносителей информации
Средства письма
В древностииспользовались различные средства для нанесения текста. Для продавливаниязнаков использовали острые палочки, трубочки. Затем, при письме с нанесениемкрасящих веществ, стали пользоваться перьями (сначала птичьими, преимущественногусиными, позже металлическими) и карандашами.
Природныекрасители получали из плодов, коры, листьев, стеблей разных растений. Быликрасители животного происхождения. Некоторые красители были баснословно дороги(например, пурпур, индиго).[7]
Тексты натаких носителях, как папирус, пергамент и бумага, писались обычно чернымичернилами — сажевыми и железо-галловыми [15].
Сажевыечернила (тушь) получали, растирая мелкодисперсную сажу с водой и клеем. Вкачестве клея в разных рецептурах использовали растительные камеди (вишневые,сливовые и т.п.); рыбий клей; рисовые, ячменные, другие отвары. Позднее в тушьстали вводить вещества (казеин, шеллак), придающие тушевому текстуводостойкость. Однако тушь была неудобна в употреблении, плохо проникала вбумагу, часто давала нестойкий к истиранию текст. природныйматериальный носитель информация
Железо-галловыечернила получали, добавляя в отвар галловых орешков раствор железного купороса.Получались бесцветные чернила, которые на пергаменте или бумаге быстро темнели,давая густой черный текст. Темнели чернила и при стоянии в растворе, образуянерастворимый осадок. Чтобы избежать этого, чернила подкисляли кислотой(уксусной, карболовой и т.п.). Лучшие образцы железо-галловых текстов выдержалимноговековое хранение: они нерастворимы в воде, устойчивы к выцветанию,износостойки.[1]
Рисуночно — смысловые комбинации носителей информации
Мысль чрезвычайно четко ипонятно выражена в изобразительном решении, которые сохранили материальныеносители, но изображения часто напоминают собой ребусы, разгадать которые поройочень нелегко.
Этап рисуночно-смысловыхкомбинаций прошли языки многих древнейших народов (шумеры, египтяне, китайцы,индейцы, майя), прежде чем обрели письменность, а с нею древнейшие природныеносители информации, о которых говорилось в предыдущем материале работы.[2]
Одновременно формировалсяи язык как логическая система, языковой строй — деление на слова, фразы, слоги,отдельные звуки, части речи, грамматика в целом. Попутно решалась проблемаписчего материала, формы книги, которая, конечно, в равной мере зависит как отприменявшегося письма, так и от употребления писчего материала.
При возникновениирабовладельческого строя с его сравнительно развитой политической иерархией,техникой обработки земли, ремесленным производством пиктографическая запись ужене удовлетворяла потребностям культуры. Она постепенно трансформируется вписьмо идеографическое, в котором каждый знак либо выражал отдельные понятия иидеи, либо мог развивать, разъяснять смысл других знаков. С течением времени ввавилонском, ассирийском, хеттском и других языках установилось слоговоеписьмо, где преобладали знаки, передающие не слово, а слог. С его помощью можнобыло передать не только смысл, но и оттенки человеческой мысли.
Общий смыслинформационного сообщения воспринимался уже как целая комбинация, сопоставлениесимволов и знаков. Наряду с пиктографическими значками появляются детерминативы- абстрактные определители, знаки, передающие грамматические формы, социальныеоттенки, диалектизмы, даже произношение и смысловую принадлежность. В течениетысячелетий существования и развития идеографические системы достиглинеобычайной сложности. Одновременно стали применяться знаки, изображавшиетолько слоги и даже просто звуки.
Существовала ииероглифическая система письма. Искусство письма, как и вся древняя системазнаний, находилась в руках жрецов. Недаром слово «иероглиф» означает«резьба жрецов». Ради укрепления своей власти жрецы стремились неупростить письменность, а наоборот, сделать ее доступной только избранным.Чтобы стать образованным человеком, надо было знать наизусть несколько сотен, ато и тысяч знаков, и грамоте учились много лет. С течением временииероглифическое письмо изменялось и развивало свою графическую основу.Упрощение знаков — «графем» — привело к созданию так называемогоиератического (священнослужительского), а затем и демотического (народного)почерка, в котором число графем значительно сократилось.[6]
В Шумере, Вавилонии,Ассирии писали трехгранными острыми палочками на сырой глине. Каждый штрих былпохож на маленький гвоздь или колышек. Поэтому и письменность этих народовназывается клинописью. Китайцы и японцы писали тушью при помощи кисточки, ихдревние иероглифы имеют вид мазков, легких штрихов.
Найденный в Египте в 1799 г. «Розеттский камень» с надписью в честь царя Птолемея и его супруги Клеопатрыпозволил французскому историку Ф. Шампольону (1790-1832) сделать замечательноеоткрытие. В частности, он установил, что текст, высеченный египетскимииероглифическими, иератическими и демотическими греческими письменами, содержалбуквенные знаки, которые представляли собой уже не отдельные графемы, аединый алфавит.[9]
Идея буквенного письма,резко демократизирующая всю письменную книжную культуру, вырывала ее из-подмонопольной власти жрецов. На рубеже I тысячелетия до н. э. буквенное письмополучило могучий всплеск В 1929 г. при раскопках погибшего в XIII веке до н. э.древнего города Угарит были найдены остатки клинописного алфавита из 22 знаков,обозначающих отдельные буквы. Само изобретение угаритской письменностидатируется историками XIV веком до н. э. Это самый ранний буквенный алфавит.Эгейские племена, уничтожившие Угарит, подхватили идею алфавита и передали еекрито-микенцам, грекам.[5]
На основедревнеегипетского демотического почерка, универсального в употреблении, возникдревнегреческий алфавит, ставший родоначальником всех алфавитов мира.
От племен Ханаана,который был как бы узлом или кипящим котлом цивилизаций (в его рудникахстрадали рабы почти всех национальностей Ближнего Востока, и на стенахсохранились нацарапанные письмена самых различных систем), алфавит припосредстве общесемитского наречия — арамейского языка проник на Аравийскийполуостров, и там возник еще более простой и универсальный арабский алфавит,которым и поныне пользуется не менее одной десятой части населения земногошара.
Затем арамейский(финикийский) алфавит триумфально пересек горы и пустыни и явился на просторахМонголии и Маньчжурии, где предпочли воспользоваться именно им, отвергая болееблизкие китайские иероглифы. В древней Индии распространение буддизмаспособствовало изобретению своеобразного буквенно-слогового алфавита — деванагари.[7]
Особенностью произношенияв семитских языках является безразличие к гласным. Все знаки для гласныхзаменял у них один «алеф». При переходе алфавита к народам, гдегосподствовало полногласие, для этих звуков изобретались специальные буквы.Древнегреческий, этрусский, латинский языки имели уже алфавиты из 24 букв.
В середине IV века н. э.Месроп Маштоц (362-440) разработал армянский алфавит, который применяется исегодня. Византийские монахи св. Кирилл и св. Мефодий в 863 г. изобрели азбуку для славянских языков.[15]
Еще в течение долгихстолетий различные системы письменного закрепления информации сосуществовали и,развиваясь, взаимно влияли друг на друга.
В настоящее время народымира употребляют 8000 алфавитов и их вариантов, приспособленных к разным языками диалектам. Наиболее распространенными считаются алфавиты на латинской основе(26 букв), древнейшие памятники которых дошли до нас от VII века до н.э.Вносятся различные предложения по созданию всемирного алфавита.
Заключение
Наша цивилизациянемыслима в её сегодняшнем состоянии без носителей информации. Наша памятьненадёжна, поэтому достаточно давно человечество придумало записывать мысли вовсех видах. Материальный носитель – документ, содержащий данные с записанной нанем информацией, предназначенный для ее передачи во времени и пространстве.–камень, дерево, бумага, металл и другие. К природным материальным носителямотносят минералы, растения, животные, то есть отличающиеся от искусственных,созданных человеком.
Первоначально носителидокументов в различных странах были достаточно разнообразны, и их выборопределялся уровнем развития современных технологий и доступностью тех или иныхматериалов, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природнойсреде. Древнейшие надписи выдалбливали и вырезали на каменных плитах,деревянных и глиняных дощечках, на кости. Позже документы стали чеканить наметалле, наносить краской на кожу, на глиняные дощечки.
Под понятием «носительинформации» в XXI веке мы можем подразумеватьопределенные вещи, которые имеют свойства сохранять, хранить и воспроизводитьинформацию. Это может быть и книга, и магнитная пленка, так же запоминающееустройство для компьютера. Но все эти носители вряд ли смогут выполнить своифункции, допустим через 1000 лет, ведь срок их «жизни» относительно короткий.
Единственное, чтоприходит на ум – камень, потому что древние клинописи и барельефы сохранилисьна его поверхности до наших дней. Представляется, что древние, высокоразвитыецивилизации так же, как и мы стремились создать относительно вечный носительинформации, который смог бы передавать накопленные знания новым поколениям.
Список использованнойлитературы
1. Банасюкевич В.Д.,Устинов В.А. Актуальные научные проблемы обеспечения сохранности архивныхдокументов//Отечественные архивы. 2000. N 1. С.10-17.
2. Борухович В.Г. Вмире античных свитков. /Под ред. Э.Д. Фролова. — Саратов, ИздательствоСаратовского университета, 1976.
3. Демин Ю.М. Делопроизводство.Подготовка служебных документов. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2007 (Серия«Современный офис-менеджмент»).
4. Документы и делопроизводство:Справочное пособие /Т.В. Кузнецова, М.Т. Лихачев и др./ Сост. М.Т. Лихачев. —М.: Экономика, 2005.
5. Древнерусскиеписьменные источники X – XIII вв. / Под ред. Я.Н. Щапова. М.: Наука, 1991. С.26.
6. Из историимировой цивилизации./Под ред.Ш.М. Мунчаева. — М., 1993.
7. История древнегоВостока/ под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2001. С. 18.
8. Крамер С.Я.История начинается в Шумере. — М.: Наука, 1985, с. 246.
9. Краткая всемирнаяистория. /Под ред. А.З. Манфреда. — М.: Наука. 1986
10. Кушнаренко Н.Н. Документоведение:Учебник. — 6-е изд., стер. — К.: Знания, 2007.-459 с. -(Высшее образование XXIвека).
11. Ларьков Н.С.Документоведение. — М.: Гардарики, 2004.
12. Орлов А.С., Георгиев В.А., ГеоргиеваН.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до н.э..–М.: Проспект, 2006.
13. Панфилова Т.А., Кондратьева Т.Н.Документоведение и делопроизводство. — Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2005
14. Пашин, С.С. Русские документыXII–XVII веков: Учеб. пособие. – Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2006.
15. Чудинов В.А. Загадки славянскойписьменности.-М.: Вече, 2002– 528с