Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность

Содержание
Введение
1. Годовая бухгалтерская(финансовая) отчетность
1.1 Общие положениясоставления годовой отчетности
1.2 Подготовительнаяработа к составлению годового отчета. Состав годового отчета
1.3 Порядок оценки статейбухгалтерской отчетности
1.4 Порядок составлениятиповых форм отчетности
1.4.1 Бухгалтерский баланс(форма №1)
1.4.2 Отчет о прибылях иубытках (форма №2)
1.4.3 Отчет об изменениях капитала (форма №3)
1.4.4 Отчет о движении денежных средств (форма №4)
1.4.5 Приложение кбухгалтерскому балансу (форма №5)
1.4.6 Отчет о целевом использованииполученных средств(форма №6)
1.4.7 Пояснительная записка и аудиторскоезаключение
1.5 Ликвидационный баланс
2. Практическая часть
Заключение
Библиография
Приложение

Введение
Выдающийся русский ученый профессор А.П. Рудановскийв середине
20-х годов XX века писал: «Пора понять, что баланс есть душа хозяйства, существованиекоторой не менее реально, чем материального инвентаря хозяйства. Баланс можнопостичь только умозрением и нельзя, как инвентарь осязать в натуре. Обычнохозяйственник познает в управляемом им хозяйстве только то, что осязает и,самое большое, видит своими глазами».
В соответствии со статьей 13 Закона«Обухгалтерском учете» все организации обязаны составлять бухгалтерскуюотчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.
Сформированная согласно предъявляемым кней требованиям бухгалтерская отчетность позволяет оценить привлекательностьорганизации с точки зрения вложения в нее инвестиций, приобретения акций ипрочих ценных бумаг, заключения с ней договоров на поставку товаров, а такжевыполнение работ и оказание услуг.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, чтоза несвоевременное представление и неправильное формирование отчетныхпоказателей бухгалтерской отчетности установлена административная и налоговаяответственность согласно действующему законодательству. Отчётным годом присоставлении бухгалтерской отчётности считается период с 1 января по 31 декабрякалендарного года включительно. Для вновь созданных организаций первым отчётнымпериодом признаётся период с даты их государственной регистрации по 31 декабря.Если же организация создана после 1 октября, то для неё отчётным периодом будетпериод с момента регистрации по 31 декабря следующего года (статья 14Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте»).
Бухгалтерская отчетность служит основным источникоминформации о деятельности организации, так как бухгалтерский учет собирает,накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о хозяйственныхоперациях и результатах хозяйственной деятельности.
От современного бухгалтера, вовлеченного впроцесс составления отчетности, требуется знание не только теории бухгалтерскойотчетности и нормативных документов по ее формированию, но и методикипрактического применения норм, закрепленных в Законе «О бухгалтерском учете» идругих нормативных актах.
Целью курсовой работы являетсярассмотрение годовой бухгалтерской отчетности. Следует также рассмотретьпринципы и технику составления всех форм отчетности, входящих в ее состав ипроведение необходимой работы перед ее составлением.

1. Годовая бухгалтерская(финансовая) отчетность
 
Годоваябухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающихрезультаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период.Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского,статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетнойработы.
Данныеотчетности используются внешними пользователями для оценки эффективностидеятельности организации, а также для экономического анализа в самойорганизации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководствахозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующегопланирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должнаобеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлыепериоды.
1.1 Общиеположения составления годовой отчетности
Бухгалтерскаяотчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положенииорганизации на отчетную дату и о результатах ее хозяйственной деятельности, составленнаяна основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Годоваяотчетность составляется по итогам календарного года с 1 января по 31 декабрявключительно.
Бухгалтерскаяотчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном ифинансовом положении организации, а также о финансовых результатах еедеятельности. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность,сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативнымиактами бухгалтерского учета.
Если присоставлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных дляформирования полного представления об имущественном и финансовом положенииорганизации, а также о финансовых результатах ее деятельности, то вбухгалтерскую отчетность организации привлекаются соответствующиедополнительные показатели.
Бухгалтерскаяотчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов,представительств и других подразделений, в том числе выделенных на отдельныебалансы. Под отдельным балансом понимается система показателей, формируемаяподразделением организации и отражающая его имущественное и финансовоеположение на отчетную дату путем представления данных о хозяйственных средствахи их источниках.
Измененияпринятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убыткахи пояснений к ним допускаются в исключительных случаях, например, при изменениивида деятельности. Организацией должна быть подтверждена обоснованность каждоготакого изменения.
Приформировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральностьинформации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворениеинтересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
По каждомучисловому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составленного запервый отчетный период, должны приводиться данные минимум за два года –отчетный и предшествующий отчетному.
Еслиорганизация принимает решение в представляемой бухгалтерской отчетностираскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года (три иболее), то ею обеспечивается при разработке, принятие и изготовление бланковэтих форм соответствующее количество граф (строк), необходимых для такогораскрытия.
Каждая формабухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование формы,указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена отчетность,наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы, формыпредставления числовых показателей бухгалтерской отчетности.
Изменения вбухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и кпредшествовавшим (после ее утверждения), производятся в отчетности,составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.
1.2Подготовительная работа к составлению годового отчета. Состав годового отчета
Составлениюгодового отчета предшествует подготовительная работа. Прежде всего, проводят годовуюинвентаризацию имущества и обязательств. Итоги инвентаризации рассматриваетруководитель организации. По выявленным в результате инвентаризациирасхождениям бухгалтерских данных с данными инвентаризации составляютсясоответствующие бухгалтерские записи.
В результатеданные бухгалтерского учета приводятся в полное соответствие с выявленными поинвентаризации фактическими данными.
Необходимотакже уточнить переходящие остатки на следующий год по счетам:
96 «Резервыпредстоящих расходов»;
98 «Доходыбудущих периодов»;
97 «Расходыбудущих периодов»;
19 «НДС поприобретенным ценностям».
При уточненииостатков по счету 19 надо иметь в виду, что НДС по приобретенным, нонеоплаченным ценностям со счета 19 в дебет счета 68 «расчеты по налогам исборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость», не относится, аостается на балансе до погашения кредиторской задолженности.
Важнойподготовительной учетной работой является проверка записей в регистрахбухгалтерского учета, в частности количественных показателей, которые неподдаются проверке методом балансовой увязки (например, затраты труда вчеловеко-часах и др.) и устранение выявленных ошибок. Затем закрывают операционныесчета, что является одним из важнейших подготовительных этапов к составлениюгодового отчета. И только после того как все корректировочные записи, связанныес закрытием операционных счетов, отражены в бухгалтерских регистрах, можновыводить результаты и сальдо по всем счетам для непосредственного составлениясоответствующих форм годового отчета.
Типовые формыотчетности:
Форма №1«Бухгалтерский баланс»;
Форма №2«Отчет о прибылях и убытках»;
Форма №3«Отчет о движении капитала»;
Форма №4«Отчет о движении денежных средств»;
Форма №5«приложения к бухгалтерскому балансу». В отдельных случаях составляется форма №6«Отчет о целевом использовании полученных средств».
Пояснительнаязаписка к годовому отчету.
1.3Порядок оценки статей бухгалтерской отчетности
 
Всоответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности в Российской Федерации установлен следующий порядок оценки статейбухгалтерской отчетности.
Незавершенныекапитальные вложения
Незавершенныекапитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратамдля застройщика. Объекты капитального строительства, находящиеся во временнойэксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию отражаются какнезавершенные капитальные вложения.
Финансовыевложения
Финансовыевложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. Подолговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат наприобретение и номинальной стоимостью в течении срока их обращения равномернопо мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовыерезультаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческойорганизации либо уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.
Объектыфинансовых вложений (кроме займов), не неоплаченные полностью, показываются вактиве бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат их приобретенияпо договору с отнесением непогашенной суммы по статье кредиторов в пассивебухгалтерского баланса в случаях, когда к инвестору перешли права на объект. Востальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих приобретению объектовфинансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по статьедебиторов.
Вложенияорганизации в акции других организаций котирующиеся на фондовой бирже,котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского балансаотражаются на конец отчетного года по рыночной стоимости, если она нижестоимости, принятой к бухгалтерскому учету. На указанную разность производитсяобразование в конце отчетного года резерва по обесценение вложений в ценныебумаги за счет финансовых результатов у коммерческой организации или увеличениярасходов у некоммерческой организации.
Основныесредства
Основныесредства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. пофактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетомсуммы начисленной амортизации, а у бюджетной организации – по первоначальнойстоимости.
Измененияпервоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования,реконструкции и частичной ликвидации, переоценки соответствующих объектовраскрываются в приложениях к бухгалтерскому балансу. Коммерческая организацияимеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоцениватьобъекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации илипрямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесениемвозникших разниц на счет добавочного капитала организации, если иное неустановлено законодательством РФ.
Материальныеценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшемуиспользованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на датусписания, и соответствующая сумма относится на финансовые результаты укоммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организациилибо финансирование у бюджетной организации.
Нематериальныеактивы.
Нематериальныеактивы учитываются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. пофактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведениюдо состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях,за вычетом суммы начисленной амортизации.
Амортизацияпо нематериальным активам начисляется либо линейным способом, либо способомуменьшаемого остатка, либо пропорционально объему продукции (работ, услуг). Понематериальным активам бюджетных организаций амортизация не начисляется.
Сырье,материалы, готовая продукция, товары
Сырье,основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты икомплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки итранспортировки продукции и другие материальные ресурсы отражаются вбухгалтерском балансе по их фактической себестоимости. Фактическаясебестоимость материальных ресурсов определяется исходя их фактически проведенныхзатрат на их приобретение и изготовление.
Фактическаясебестоимость материальных ресурсов, списываемых на производство, можетопределятся по одному из четырех способов: по себестоимости единицы запасов, посредней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретений, посебестоимости последних по времени приобретений.
Готоваяпродукция показывается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной(плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные сиспользованием в процессе производства основных средств, сырья и материалов,топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производствопродукции, либо по прямым статьям затрат.
Материальныеценности, по которым цена в течении отчетного года снизилась либо которыеморально устарели или частично потеряли свое первоначальной качество,отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации,если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения) сотчислением разницы в ценах на финансовые результаты у коммерческой организацииили увеличение расходов у некоммерческой организации.
Отгруженныетовары, сданные работы и оказанные услуги
Отгруженныетовары, сданные работы и оказанные услуги показываются в бухгалтерском балансепо фактической или нормативной (плановой) полной себестоимости, включающейнаряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом)продукции, работ, услуг, возмещаемые договорной (контрактной) ценой.
Незавершенноепроизводство и расходы будущих периодов
Кнезавершенному производству относятся: продукция (работы), не прошедшая всехстадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а такжеизделия, неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки.
Незавершенноепроизводство в массовом и серийном производстве может отражаться вбухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственнойсебестоимости; по прямым статьям затрат; по стоимости сырья, материалов иполуфабрикатов.
При единичномпроизводстве продукции незавершенное производство показывается в бухгалтерскомбалансе по фактически произведенным затратам.
Затраты,произведенные организацией в отчетном периоде, но относящихся к следующимотчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей какрасходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, установленноморганизацией, (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течениепериода, к которому они относятся.
Капитал
Уставный(складочный) капитал отражается в балансе в пределах сумм, зарегистрированных вучредительных документах как совокупность вкладов учредителей организации.Уставный капитал и фактическая задолженность учредителей по вкладам в уставныйкапитал отражаются в бухгалтерском балансе раздельно.
Резервы
Организацияможет создавать резервы за счет резервирования части прибыли либо затрат,которые отражаются в балансе раздельно по видам создаваемых резервов: резервныйфонд – для покрытия убытков организации, а также для погашения облигацийорганизации и выкупа собственных акций; резервы по сомнительным долгам – длясписания сумм дебиторской задолженности, не погашенной в сроки, установленныедоговором, и не обеспеченные соответствующими гарантиями; резервы предстоящихрасходов – для равномерного включения предстоящих расходов в издержкипроизводства или обращения. Все резервы в бухгалтерском балансе на конецотчетного года, переходящие на следующий год, показываются по отдельной статье.
Расчеты сдебиторами и кредиторами
Расчеты сдебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерскойотчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых егоправильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается сучетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
Прибыли иубытки
Финансовыйрезультат отчетного периода отражается в бухгалтерском балансе какнераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовыйрезультат выявляется за отчетный период, за минусом причитающихся налогов ииных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правилналогообложения. Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, не относящиесяк операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организацииотчетного года.
1.4Порядок составления типовых форм отчетности
 
Форма №1Бухгалтерский баланс
Бухгалтерскийбаланс включает пять разделов: I – Внеоборотные активы;
II – Оборотные активы; III – Капитал и резервы; IV – Долгосрочные обязательства;V – Краткосрочныеобязательства.
 

1.4.1 Бухгалтерский баланс(форма №1)
Сдавать баланс, да и другиеформы годовой отчетности нужно на бланках, которые утверждены Приказом МинфинаРоссии от 22 июля 2003 г. №67н.
Однако в этом Приказе вформах бухгалтерской отчетности не во всех строках проставлены коды. Эти кодыутверждены другим документом – Приказом Минфина России от 14 ноября 2003 г.№102н. И, составляя отчетность, их нужно указать.
В форме баланса непредусмотрена расшифровка для большинства показателей – скажем, для основныхсредств, нематериальных активов, денежных средств. Однако если необходимодетализировать какую-то информацию, то можно добавить в баланс соответствующиестроки.
Заполняя баланс, бухгалтердолжен соблюдать следующие правила:
– нельзя засчитыватьактивы и пассивы, кроме случаев, когда такой зачет предусмотренсоответствующими положениями по бухгалтерскому учету;
– основные средства инематериальные активы нужно отражать по остаточной стоимости;
– активы иобязательства следует разделять на долгосрочные и краткосрочные;
– данные о расчетах сдругими организациями и гражданами нужно показывать в развернутом виде. По темсчетам аналитического учета, где имеется дебетовое сальдо, их записывают вактиве, а по счетам с кредитовым сальдо – в пассиве;
– если какой-либопоказатель имеет отрицательное значение, то в балансе его нужно записать вкруглых скобках;
– в графе 3 даютсясальдо по счетам по состоянию на 1 января отчетного года;
– в графе 4 приводят сальдо по счетампо состоянию на 31 декабря отчетного года.
В балансе содержатсяследующие строки:
Строка баланса
Как сформировать показатели для баланса Нематериальные активы Разница между дебетовым сальдо счета 04 и кредитовым сальдо счета 05 (либо сальдо счета 04 – если амортизация по нематериальным активам отражается также на счете 04) Основные  средства Разница между дебетовым остатком счета 01 и кредитовым остатком счета 02 (в расчет не берется субсчет «Амортизация по имуществу, предоставляемому другим организациям во временное пользование») Незавершенное строительство
Остатки по счетам 07, 08 и субсчету «Расчеты по капитальному строительству» счета 60 плюс (минус) дебетовое (кредитовое) сальдо субсчетов счета 16,
на которых отражены отклонения от сметной стоимости строящихся объектов
Доходные вложения
в материальные
ценности Сальдо счета 03 за минусом сальдо субсчета «Амортизация по имуществу, предоставляемому другим организациям во временное пользование» счета 02 Долгосрочные финансовые вложения Сальдо счета 58 за минусом сальдо счета 59 в части суммы резервов по долгосрочным финансовым вложениям. Остаток по субсчету «Депозитные счета» счета 55, если по депозитам начисляют проценты Отложенные налоговые активы Сальдо счета 09 Прочие внеоборотные активы Показатели, не указанные в предыдущих строках раздела «Внеоборотные активы» Бухгалтерского баланса
Итого по разделу I
Сумма ранее заполненных строк данного раздела Запасы, в том числе Сырье, материалы и другие аналогичные ценности Остаток по счету 10 плюс (минус) дебетовое (кредитовое) сальдо субсчетов счета 16 Животные на выращивании и откорме Сальдо счета 11 Затраты в незавершенном производстве (издержки обращения)
Сумма остатков по счетам 20, 21, 23,
29, 44 и 46 Готовая продукция и товары для перепродажи Сальдо по счетам 41 и 43 плюс (минус) дебетовый (кредитовый) остаток субсчетов счета 16. Из результата вычесть сальдо счетов 14 и 42 Товары отгруженные Сальдо счета 45 Расходы будущих периодов Сальдо счета 97 Прочие запасы и затраты Стоимость материально-производственных ценностей, которые не вошли в предыдущие строки группы статей «Запасы» Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям Сальдо счета 19
Дебиторская задолженность
(платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после
отчетной даты) Сумма остатков по дебету счетов 62 и 76 субсчета «Расчеты производятся через 12 месяцев» за минусом кредитового сальдо счета 63 субсчет «Резервы по долгосрочным долгам». Дебетовое сальдо счета 62 субсчет «Векселя полученные, сроком предъявления через 12 месяцев» Дебетовое сальдо счета 76 субсчет «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами, которые производятся через 12 месяцев» Дебетовое сальдо счета 60 субсчет «Расчеты по авансам, выданным на срок больше года» Дебетовое сальдо счета 73 субсчет «Расчеты производятся через 12 месяцев» Дебетовое сальдо счета 76 субсчет «Расчеты по претензиям, платежи по которым ожидаются через 12 месяцев»
В том числе покупатели и
заказчики Дебетовое сальдо по счету 62, 76 (долгосрочные задолженности покупателей и заказчиков) минус остаток по субсчету счета 63, на котором отражена сумма резерва по таким задолженностям
Дебиторская  задолженность
(платежи по
которой ожидаются
в течение
12 месяцев после
отчетной даты)
Сумма остатков по счету 62 и 76 субсчета «Расчеты в течение 12 месяцев» за минусом кредитового сальдо счета 63 субсчет «Резервы по краткосрочным долгам» Дебетовое сальдо счета 62 субсчет «Векселя полученные, сроком предъявления в течение 12 месяцев» Дебетовое сальдо счета 76 субсчет «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами в течение 12 месяцев» Дебетовое сальдо счета 75 субсчет
«Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»
Дебетовое сальдо счета 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным на срок меньше года» Дебетовое сальдо счета 68 субсчет «Задолженность налоговых органов, погашение которой ожидается в течение 12 месяцев» Дебетовое сальдо счета 73 субсчет «Расчеты в течение 12 месяцев» Дебетовое сальдо счета 76 субсчет «Расчеты по претензиям, платежи – в течение 12 месяцев»
В том числе
покупатели и
заказчики Разница между остатками счетов 62, 76, на которых показаны краткосрочные задолженности покупателей и заказчиков, сальдо субсчета счета 63, на котором отражена сумма резерва по таким задолженностям
Краткосрочные
финансовые
вложения
Остаток по счету 58 минус остаток по счету 59 плюс остаток по счету 55 субсчет «Депозитные счета»), если по
депозитам начисляют проценты Денежные средства Сумма остатков по счетам 50, 51, 52, 55 (субсчета «Аккредитивы» и «Чековые книжки», «Депозитные счета» – если по депозитным вкладам не начисляют проценты), 57
Прочие оборотные
активы Показатели, не отраженные в предыдущих строках раздела «Оборотные активы» баланса
Итого по разделу II
Сумма ранее заполненных строк данного раздела
БАЛАНС
Сумма итоговых строк по разделу Iи II Уставный капитал Сальдо счета 80
Собственные акции,
выкупленные у
акционеров Сальдо счета 81 Добавочный капитал Сальдо счета 83 Резервный капитал Сумма строк 431 и 432
Резервы, образованные в соответствии с
законодательством
Сальдо субсчета счета 82, на котором
отражена сумма резерва, созданного в
соответствии с законодательством РФ
Резервы, образованные в
соответствии с учредительными
документами Сальдо субсчета счета 82, где показан размер резерва, образованного в соответствии с учредительными документами
Нераспределенная
прибыль
(непокрытый
убыток) Сальдо счетов 84 и 99
Итого по разделу III
Сумма ранее заполненных строк данного раздела Займы и кредиты
Остаток по счету 67, на котором отражена задолженность по долгосрочным кредитам и займам, а также сумма
процентов по ним
Отложенные налоговые
обязательства Сальдо счета 77
Прочие долгосрочные
обязательства Долгосрочные пассивы, которые не были отражены в разделе.IV «Долгосрочные обязательства»
Итого по разделу IV
Сумма ранее заполненных строк данного раздела Займы и кредиты Остаток по субсчетам счета 66, на которых отражена основная задолженность по краткосрочным кредитам и сумма процентов по ним
Кредиторская
задолженность, в том числе
Поставщики и
подрядчики Сумма сальдо субсчетов счетов 76 и 60, на которых отражена задолженность перед поставщиками и подрядчиками
Задолженность
перед персоналом
организации
Кредитовый остаток счета 70 (за исключением субсчета «Расчеты с работниками по выплате доходов по
акциям и долям»)
Задолженность перед
государственными
внебюджетными
фондами Кредитовый остаток по счету 69
Задолженность
по налогам и сборам Кредитовый остаток по счету 68 Прочие кредиторы Остаток субсчетов «Расчеты по претензиям» и «Расчеты по имущественному и личному страхованию» счета 76 и сальдо счета 71
Задолженность
перед участниками
(учредителями) по
выплате доходов Кредитовые остатки субсчета «Расчеты по выплате доходов» счета 75 и субсчета «Расчеты с работниками по выплате доходов по акциям и долям» счета 70
Доходы будущих
периодов Остаток по счету 98
Резервы предстоящих
расходов Остаток по счету 96
Прочие краткосрочные
обязательства Краткосрочные обязательства, которые нельзя отнести к другим статьям раздела «Краткосрочные обязательства»
Итого по разделу V
Сумма ранее заполненных строк данного раздела
БАЛАНС
Сумма итоговых строк по разделу III, IV, V
 
Сальдо забалансовых счетовдля заполнения каждой строки Справки
Строка баланса
Как сформировать показатели для баланса
Арендованные
основные средства Сальдо забалансового счета 001
В том числе по
лизингу
Сальдо субсчетов забалансового счета 001, на которых отражена стоимость основных средств, полученных
по договору лизинга
Товарно-материальные
ценности, принятые на ответственное хранение Сальдо забалансового счета 002
Товары, принятые
на комиссию Сальдо забалансового счета 004
Списанная в убыток
задолженность
неплатежеспособных
дебиторов Сальдо забалансового счета 007
Обеспечения обязательств и платежей
полученные Сальдо забалансового счета 008
Обеспечения
обязательств и
платежей выданные Сальдо забалансового счета 009
Износ жилищного
фонда Сальдо субсчетов забалансового счета 010, где показана сумма начисленного износа по объектам жилого фонда
Износ объектов
внешнего благоустройства и
других аналогичных
объектов Сальдо субсчетов забалансового счета 010, на которых отражена величина износа объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов
Нематериальные
активы, полученные
в пользование Сальдо забалансового счета, где учитывают нематериальные активы, полученные в пользование Прочие Стоимость прочих ценностей
 
1.4.2 Отчет о прибылях иубытках (форма №2)
Составляя Отчет о прибылях иубытках, нужно следовать определенным правилам: все данные в форме №2показываются нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря отчетного года. Приэтом в графе 3 приводят данные за отчетный период, а в графе 4 – за аналогичныйпериод прошлого года. Отрицательные же показатели записываются в круглыхскобках.
Форма №2 утверждена ПриказомМинфина России от 22 июля 2003 г. №67н. В этой форме не проставлены кодыстрок – они утверждены другим Приказом Минфина России, от 14 ноября 2003 г.№102н.
 
Раздел «Доходы и расходы пообычным видам деятельности»
Строка баланса
Как сформировать показатели для «Отчета
о прибылях и убытках»
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ,
услуг (за минусом налога на
добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
Разница между кредитовым оборотом субсчета «Выручка» счета 90 и дебетовыми оборотами субсчетов «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы»,
«Экспортные пошлины» счета 90
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ,
услуг
Дебетовый оборот по субсчету «Себестоимость продаж» счета 90 в корреспонденции со счетами 20, 41, 43 и
45. Организации, которые используют для учета затрат на производство счет 40, должны скорректировать дебетовый оборот по субсчету «Себестоимость продаж»
счета 90 на разницу между фактической и нормативной себестоимостью продукции. Если фактическая себестоимость окажется выше нормативной, то сумма превышения прибавляется к дебетовому обороту по субсчету «Себестоимость продаж», а если ниже, то вычитается из него Валовая прибыль Разница между выручкой от продажи и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг Коммерческие расходы Дебетовый оборот субсчета «Себестоимость продаж» счета 90 в корреспонденции со счетом 44 Управленческие расходы Дебетовый оборот субсчета «Себестоимость продаж» счета 90 в корреспонденции со счетом 26 Прибыль (убыток) от продаж Разность между валовой прибылью и всеми расходами
 
Раздел «Прочие доходы ирасходы»
Проценты к
получению Кредитовый оборот субсчетов счета 91, на которых показаны проценты к получению Проценты к уплате Дебетовый оборот субсчетов счета 91, где отражены проценты к уплате
Доходы от участия
в других организациях Кредитовый оборот субсчетов счета 91, на которых показана величина доходов от долевого участия в других рганизациях
Прочие операционные
доходы Кредитовый оборот по субсчетам счета 91, где указаны прочие операционные доходы, минус сумма НДС
Прочие операционные
расходы Дебетовый оборот по субсчетам счета 91, на которых отражены прочие операционные расходы Внереализационные доходы
Кредитовый оборот субсчетов счета 91, на которых отражены прочие внереализационные доходы, минус НДС;
Кредитовый оборот субсчета счета 99, на котором отражены чрезвычайные доходы Внереализационные расходы
Дебетовый оборот субсчетов счета 91, где указаны прочие внереализационные расходы, а также дебетовый оборот
счета 99, где начислены санкции по налогам и сборам;
Дебетовый оборот субсчета счета 99, на котором отражены чрезвычайные расходы
 

Раздел «Прибыль доналогообложения»Строка баланса
Как сформировать показатели для Отчета
о прибылях и убытках
Прибыль (убыток) до
налогообложения Прибыль(убыток) от продаж + проценты к получению – проценты к уплате + доходы от участия в других организациях + прочие операционные доходы – прочие операционные расходы + внереализационные доходы – внереализационные расходы Отложенные  налоговые активы Разница между дебетовым и кредитовым оборотами счета 09 (+/–)
Отложенные налоговые
обязательства
Разница между кредитовым и дебетовым
оборотами счета 77 (+/–) Текущий налог на прибыль
Дебетовый оборот по счету 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с субсчетами счета 68, на которых отражены расчеты по налогу на прибыль и по штрафным
санкциям. Эту сумму корректируют на величину отложенных налоговых активов и обязательств
Чистая прибыль
(убыток) отчетного
периода
Прибыль (убыток) до налогообложения + / – отложенные
налоговые активы + / – отложенные налоговые обязательства – текущий налог на прибыль
 
Раздел «СПРАВОЧНО»Постоянные налоговые обязательства (активы) Разница между доходами и расходами, формирующими бухгалтерскую прибыль, но не учитываемые при расчете налога на прибыль Базовая прибыль (убыток) на акцию Заполняется только акционерными обществами Разводненная прибыль (убыток) на акцию Заполняется только акционерными обществами
 
Раздел «Расшифровкаотдельных прибылей и убытков»
В данном разделерасшифровываются отдельными строками следующие показатели: штрафы, пени,неустойки и т.п.; возмещение убытков при неисполнении обязательств; прибыль(убыток) прошлых лет; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте;отчисления в оценочные резервы; списание дебиторских и кредиторскихзадолженностей с истекшим сроком давности. Эти показатели показывают заотчетный период и предыдущий год в разрезе прибыль – убыток.
1.4.3 Отчет об изменениях капитала (форма№3)
Форма «Отчета об измененияхкапитала» приведена в Приказе Минфина России от 22 июля 2003 г. №67н. Этаформа рекомендуемая (Приложение 3), и организация вправе вводить в нее дополнительныестроки, которые сочтет необходимыми. В Отчете об изменениях капитала все строкидолжны указываться с кодами. Они утверждены другим Приказом Минфина России – от14 ноября 2003 г. №102н.
В таблице I «Изменениекапитала» нужно отразить движение капитала организации за предыдущий и заотчетный год. В состав капитала предприятия входят уставный (складочный),добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль. Это установлено п. 66Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н.
Таблица заполняется такимобразом, что данные об изменениях каждого вида капитала заносятся в отдельнуюграфу. Так, в графе 3 нужно показать изменения уставного капитала, в графе 4 –добавочного капитала, в графе 5 – резервного капитала. А вот в графе 6записываются изменения величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Что касается графы 7, то вней дается общая величина движения капитала. Чтобы заполнить эту графу, необходимосложить данные граф 3 – 6 по каждой строке таблицы в отдельности.
Изменение каждого видакапитала может произойти по различным причинам:
Ø   изменение уставного капитала:
-                         увеличение (кредит счета 80) – за счет дополнительного выпускаакций, увеличения их номинальной стоимости, реорганизации юридического лица ит.п.;
-                         уменьшение (дебет счета 80) – за счет уменьшения количества акцийпосредством их выкупа и последующего аннулирования, уменьшения их номинальнойстоимости и т.п.;
Ø   изменение добавочного капитала:
-                         увеличение (кредит счета 83) – пересчет иностранной валюты привнесении вклада, получение эмиссионного дохода и т.п.;
-                         уменьшение (дебет счета 83) – за счет направления его части наувеличение уставного капитала, погашение убытка, выявленного по результатамработы за год, выбытие основных средств (ранее подвергавшихся дооценке) и т.п.;
Ø   изменение резервного капитала:
-                         увеличение (кредит счета 82) – за счет отчислений от чистойприбыли (норма определяется в соответствии с учредительными документами);
-                         уменьшение (дебет счета 82) – погашение убытка, выявленного порезультатам работы за год, погашение облигаций общества по полученным кредитами займам, выкуп акций общества и т.п.;
Ø   изменение нераспределенной прибыли(непокрытого убытка):
-                         увеличение (кредит счета 84) – за счет увеличения прибылиотчетного года, реорганизации организации, списания сумм дооценки при выбытииосновных средств;
-                         уменьшение (дебет счета 84) – при принятии решения о выплатедивидендов, отчислениях в резервный фонд.
В таблице II «Резервы» приводят данные орезервах, которые создала организация. Все резервы подразделяют на:
-                         резервы, образованные в соответствии с законодательством;
-                         резервы, образованные в соответствии с учредительными документами;
-                         оценочные резервы;
-                         резервы предстоящих расходов.
Данные по каждому видурезервов показывают за предыдущий и за отчетный год. В графе 3 указываетсяостаток резерва на начало года (кредитовое сальдо соответствующего счета).Суммы, которые отчисляются в резервы в течение года, приводят в графе 4, арасходы, которые покрываются за счет резерва, – в графе 5. Остатки на конецгода отражают в графе 6.
В таблице «Справки» отражаютданные о стоимости чистых активов на начало и конец отчетного года. Чтобыузнать стоимость чистых активов, нужно использовать форму расчета, котораяприведена в Порядке оценки стоимости чистых активов акционерного общества. ЭтотПорядок утвержден Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г.№10н/03–6/пз. Несмотря на то, что порядок разработан для акционерных обществ,его могут применять и общества с ограниченной или дополнительнойответственностью.
Далее бухгалтер указываетсумму средств, которые были получены организацией из бюджета и внебюджетныхфондов за предыдущий и отчетный год. Причем данные нужно указывать так:
-   в графе 3 – средства, полученные из бюджета в отчетном году;
-   в графе 4 – средства, полученные из бюджета в предыдущем году;
-   в графе 5 – средства, полученные из внебюджетных фондов в отчетномгоду;
-   в графе 6 – средства, полученные из внебюджетных фондов впредыдущем году.
По строке «Получено на:расходы по обычным видам деятельности всего, в том числе» записывают средства,полученные на расходы по обычным видам деятельности. Те же средства, которыевыделены на капитальные вложения во внеоборотные активы, показывают по строке«Капитальные вложения во внеоборотные активы, в том числе».
 

1.4.4 Отчет о движенииденежных средств (форма №4)
В этом Отчете отражаетсяинформация о том, за счет каких источников организация осуществляла своюдеятельность в прошедшем и отчетном году, а также как она расходовала имеющиесяу нее средства.
«Отчет о движении денежныхсредств» представляет собой таблицу, в графе 3 которой организации указываютданные за отчетный год, а в графе 4 – за предыдущий.
В «Отчете о движенииденежных средств» отражается:
– остаток денежныхсредств на начало отчетного периода;
– движение денежныхсредств по текущей деятельности; здесь следует отразить следующие показатели:
q средства, полученные от покупателей, заказчиков;
q прочие доходы (сумма штрафных санкций);
q денежные средства, направленные: на оплату приобретенных товаров(работ, услуг, сырья и иных оборотных активов), на оплату труда, на выплатупроцентов и дивидендов, на расчеты по налогам и сборам, прочие расходы;
– движение денежныхсредств по инвестиционной деятельности; здесь следует отразить следующиепоказатели:
q выручка от продажи объектов основных средств и иных внеобортоныхактивов;
q выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений;
q полученные дивиденды;
q полученные проценты;
q поступления от погашения займов, предоставленных другим организациям;
q приобретение дочерних организаций;
q приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальныеценности и нематериальных активов;
q приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений;
q займы, предоставленные другим организациям;
– движение денежныхсредств по финансовой деятельности; здесь следует отразить следующиепоказатели:
q поступления от эмиссии акций или иных долевых бумаг;
q поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями;
q погашение займов и кредитов (без процентов);
q погашение обязательств по финансовой аренде;
– чистое увеличение(уменьшение) денежных средств и их эквивалентов (арифметическая сумма чистыхденежных средств по всем видам деятельности с учетом знака + или -);
– остаток денежныхсредств на конец отчетного периода.
Каждая из частей отчета(движение денежных средств) построена по единому принципу. Сначала приводитсягруппа строк, которая отражает поступление денежных средств по той или инойдеятельности. Затем следует группа строк, которая содержит данные о выбытииденежных средств. В конце приводится строка «чистые денежные средства от …деятельности», которая отражает сальдо движения денежных средств по каждомувиду деятельности. Иными словами, эта строка позволяет узнать, увеличилоськоличество денежных средств у организации по той или иной деятельности илиуменьшилось.
Существуют два способасоставления данной формы:
•           прямой метод – помогает раскрыть информацию о поступлениях денежных средств иплатежах (денежных потоков). Он позволяет оценить общие суммы поступления иплатежей и обращает внимание на те статьи, которые формируют наибольший притоки отток денежных средств;
•           косвенный метод – показывает различие между финансовым результатом и чистымденежным потоком, а также выполняет контрольную функцию, что позволяет оценитьсбалансированность показателей баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета одвижении денежных средств.

1.4.5 Приложение кбухгалтерскому балансу (форма №5)
В состав бухгалтерскойотчетности за отчетный год входит «Приложение к бухгалтерскому балансу»(Приложение 5). В нем расшифровываются данные формы №1 «Бухгалтерский баланс» исодержатся следующие графы: наименование показателя, наличие на началоотчетного года, поступило, выбыло, наличие на конец отчетного года, а втаблице финансовые вложения: долгосрочные и краткосрочные в разрезепоказателей на начало и конец отчетного года.
Приложение к бухгалтерскомубалансу состоит из десяти разделов, каждый из которых представляет собой однуили несколько таблиц:
vнематериальные активы – отражается движение нематериальных активов за отчетный год поих видам и в сумме, учтенной по счету 04; отдельно отражается амортизациянематериальных активов на начало и конец отчетного года;
vосновные средства – отражается движение основных средств за отчетный год по ихвидам и в сумме, учтенной по счету 01; отдельно отражается амортизация основныхсредств, информация об объектах основных средств, полученных и переданных варенду, информация о результатах переоценки основных средств, а такжерезультатах изменения первоначальной стоимости в результате достройки,реконструкции и т.п.;
vдоходные вложения в материальные ценности – движение имущества, переданного в лизинг или по договорупроката, в отчетном году (счет 03); отдельно показывается амортизация доходныхвложений в материальные ценности (счет 02);
vрасходы на НИОКР – по видам работ отражается движение по расходам на НИОКР,принимаемым к бухгалтерскому учету на счет 04; справочно показывается суммарасходов по незаконченным и не давшим положительный результат НИОКР;
vрасходы на освоение природных ресурсов – отражаются аналогично НИОКР, но учитываются на счете 08;
vфинансовые вложения – раскрываются по видам финансовых вложений в разрезедолгосрочных и краткосрочных; отдельно раскрываются финансовые вложения потекущей рыночной стоимости; справочно показывают изменение рыночной стоимостифинансовых вложений и разницу между первоначальной и номинальной стоимостью подолговым ценным бумагам;
vдебиторская и кредиторская задолженность – раскрывается отдельно в разрезе остатков на начало и конецотчетного года, в свою очередь каждая отражается по видам задолженности;
vрасходы по обычным видам деятельности(по элементам затрат) – раскрываются по элементамзатрат (материальные, на оплату труда, отчисления на социальные нужды,амортизация, прочие затраты); здесь же отражается изменение остатков (прирост,уменьшение) незавершенного производства (счет 20), расходов будущих периодов(счет 97), резерва предстоящих расходов (счет 96);
vобеспечения – является расшифровочной частью к справке о наличии ценностей,которые учитываются на забалансовых счетах (форма №1); отдельно показываютсяполученные (счет 008) и выданные (счет 009) обязательства и платежи;
vгосударственная помощь – показывается сумму полученных бюджетных средств (кредитовыйоборот по счету 86) и бюджетных кредитов в отчетном году (счет 66, 67 в разрезесубсчетов).
 
1.4.6 Отчет о целевомиспользовании полученных средств (форма №6)
В состав бухгалтерскойотчетности за отчетный год входит «Отчет о целевом использовании полученныхсредств» (Приложение 6). Данную форму заполняют некоммерческие организации. Вней следует отразить следующие показатели по графам за отчетный и предыдущийгод:
•   остаток средств на начало отчетного года;
•   поступило средств – вступительные взносы, членские взносы, добровольныевзносы, доходы от предпринимательской деятельности организации, прочие поступлениясредств;
•   использовано средств – расходы на целевые мероприятия (по ихвидам), расходы на содержание аппарата управления (по их видам), приобретено основныхсредств, инвентаря и иного имущества, расходы, связанные с предпринимательскойдеятельностью, прочее использование средств;
•   всего использовано средств;
•   остаток средств на конец отчетного года.
Согласно статье 2 Федерального закона от 12.01.96 №7-ФЗ «Онекоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижениясоциальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных иуправленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физическойкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностейграждан, оказания юридической помощи и в иных целях, направленных на достижениеобщественных благ. Можно выделить два основных источника, за счет которыхсуществует некоммерческая организация. Первый – это целевые средства. В пункте1 статьи 26 Закона №7-ФЗ сказано, что к целевым средствам относятся регулярныеи единовременные поступления, полученные от учредителей (участников, членов),пожертвования, а также имущество, которое кто-либо добровольно передалнекоммерческой организации. Второй источник средств, за счет которых «живет»некоммерческая организация, – это доходы от предпринимательской деятельности.
1.4.7 Пояснительная запискаи аудиторское заключение
Согласно ст. 13Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» всостав годовой отчетности следует включить и пояснительную записку. Однако взаконодательстве оговорены случаи, когда организация может не готовитьпояснительную записку. Например, ее могут не представлять малые предприятия.
В пояснительной запискеприводят те сведения о деятельности организации в отчетном периоде, которые небыли раскрыты в типовых формах отчетности. Эти сведения можно разделить на триблока:
¨             общие данные об организации;
¨             расшифровка важнейших статей из форм бухгалтерской отчетности;
¨             аналитические показатели, которые характеризуют деятельностьорганизации.
Действующие нормативные актыустанавливают лишь общие требования к пояснительной записке. Поэтому каждаяорганизация самостоятельно определяет объем информации, а также форму ееподачи: текст, таблицы, схемы и т.п.
Составляя пояснительнуюзаписку, надо учитывать интересы всех пользователей бухгалтерской отчетности.Значит, если исполнительный орган организации (совет директоров, наблюдательныйсовет и т.д.) считает, что пользователям необходима какая-либо дополнительнаяинформация, то ее следует представить. Это установлено п. 39 Положения побухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
Если организация подлежитобязательному аудиту, в пояснительной записке должно быть отражено мнениеаудитора о достоверности представленных данных. Если бухгалтерская отчетностьявляется составной частью отчета совета директоров акционерного общества илиотчета наблюдательного совета, то в пояснительной записке указывается мнениеаудитора о том, противоречит ли представленная информация бухгалтерской отчетности,аудит которой сделан.
Пояснительная запискасостоит из общей части и разделов, в которых расшифровываются некоторыепоказатели формы №1 и формы №2. В этих разделах также отражаются данные, невошедшие в типовые формы бухгалтерской отчетности, но имеющие значение дляпользователей бухгалтерской отчетности.
Пояснительная записка должнасодержать как минимум три раздела:
– краткуюхарактеристику структуры и основных направлений деятельности;
– учетную политикуорганизации;
– основные факторы,повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результатыдеятельности организации.
Этих сведений достаточно,если организация раскрыла все существенные показатели в бухгалтерском балансе идругих формах годовой отчетности. Но так бывает не всегда. Поэтому зачастую впояснительной записке также необходимо представить сведения об аффилированныхлицах, отразить события после отчетной даты и условные факты хозяйственнойдеятельности, упомянуть о государственной помощи. Кроме того, надо записатьважнейшие показатели по видам деятельности и рынкам сбыта. А в последнемразделе записки следует привести расшифровки и текстовые пояснения к формамбухгалтерской отчетности.
Перечень критериев, покоторым организации подлежат обязательному аудиту, является открытым.Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. Так сказано в п. 2статьи 7 Закона №119-ФЗ. Следовательно, обязательный аудит отчетности заотчетный год, аудитор – индивидуальный предприниматель проводить не может.Иначе на организацию, где он провел проверку, будет наложен штраф за непроведение обязательного аудита.
Однако и среди аудиторскихорганизаций есть определенные исключения.
Так, если обязательномуаудиту подлежат организации, в уставных капиталах которых доля государственнойсобственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25 процентов,то аудитор выбирается по итогам открытого конкурса. Порядок проведения такихконкурсов утверждается Правительством РФ.
А если обязательному аудитуподлежит организация, в бухгалтерской документации которой содержатся сведенияо государственных тайнах? Тогда проверку может провести только аудиторскаяорганизация, в уставном капитале которой отсутствует доля, принадлежащаяиностранным физическим или юридическим лицам, и которая имеет допуск ксведениям, составляющим государственную тайну.
Если принцип независимостиаудиторской фирмы был нарушен, то аудиторское заключение может быть признанонедействительным. А это влечет за собой наложение штрафа как в случае непроведения обязательного аудита.
По результатам аудиторскойпроверки в соответствии со статьей 10 Закона №119-ФЗ аудиторская организациясоставляет аудиторское заключение.
1.5 Ликвидационныйбаланс
 
Ликвидационныйбаланс организациисоставляется при прекращении функционирования организации как субъектагражданских правоотношений, что может иметь место при ликвидации юридическоголица по решению его учредителей (участников), суда, ликвидации по причиненесостоятельности (банкротства) и др.
Ликвидационныйбаланс, естественно, отличается от обычного текущего баланса.
v Ликвидационный балансформируется исключительно на основе данных инвентаризации. В Федеральном законе«О бухгалтерском учете» по этому поводу содержится четкое указание, что вслучае ликвидации юридического лица обязательно проведение инвентаризации.
v Ликвидационный баланс недолжен содержать остатков по счетам, суммы с которых могут или должныперечисляться на другие счета (бюджетно-распределительные, регулирующие счета):96, 97, 02, 05, 16, 42, 59, 63.
v Статьи активаликвидационного баланса подлежат оценке по реальной, рыночной (ликвидационной)стоимости, что дает возможность оценить наиболее реальный финансовый результатпри прекращении деятельности организации.
v В ликвидационном балансеприменяется группировка статей баланса актива и пассива, соответствующаяфактической степени ликвидности имущества в соответствии с действующим порядкомудовлетворения претензий к предприятию.
Обязанностьсоставления ликвидационного баланса четко установлена в ст. 63 ГК РФ ивозлагается на ликвидационную комиссию, а при наличии решения суда о признанииорганизации банкротом – на конкурсного управляющего.
В случаепринятия судом решения о признании организации банкротом в отношениинесостоятельного юридического лица открывается конкурсное производство –процедура, направленная на соразмерное удовлетворение требований кредиторов впроцессе ликвидации.
С моментаоткрытия конкурсного производства все полномочия по управлению деламиорганизации переходят к конкурсному управляющему. Конкурсный управляющийпубликует сообщение о признании организации банкротом, в котором извещается осроке. Установленном на предъявление требований кредиторов (он не может бытьменьше двух месяцев со дня опубликования сообщения). Конкурсный управляющий всвоей деятельности подотчетен собранию кредиторов или избранному им комитетукредиторов.
На основанииинвентаризации обязательств составляется реестр требований кредиторов, вкотором указывается сведения о каждом кредиторе, размере его требований поденежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередностиудовлетворения каждого требования. Реестр должен быть закрыт по истечениисрока, указанного в объявлении о банкротстве. Требования кредиторовудовлетворяются в очередности в соответствии со ст. 106 Федерального закона«О несостоятельности (банкротстве)». Вне очереди покрываются судебные издержки,расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему, текущиекоммунальные и эксплутационные платежи. Кроме того, удовлетворяются требованиякредиторов по обязательствам организации, которые возникли в ходе процедурыбанкротства.
Дляопределения возможностей удовлетворения претензий кредиторов и предварительногосоставления ликвидационного баланса делается оценка имеющихся активов должника.При этом имущество оценивается по реальной рыночной стоимости. На базеуказанных данных составляется промежуточный ликвидационный баланс.
Промежуточныйбаланс составляется в соответствии с п. 2 ст. 63 ГК РФ на датуоткрытия конкурсного производства в целях отражения имущественного положенияликвидируемого юридического лица до начала реализации его активов ипроизводства каких-либо расходов ликвидационной комиссией. При этом промежуточныйбаланс должен отражать результаты рассмотрения требований кредиторов,следовательно, составление его возможно не ранее закрытия реестра требованийкредиторов, т.е. не ранее истечения срока, установленного конкурснымуправляющим для представления претензий. В течение этого периода проводятсяинвентаризация и оценка имущества должника, имевшегося на момент банкротства.
Впромежуточном ликвидационном балансе отражены все активы предприятия,составляющие его конкурсную массу, а также результаты рассмотрения требованийкредиторов. При этом конкурсная масса – это не только имущество, имеющееся намомент открытия конкурсного производства, но и выявленное в процессе егопроведения.
В ходеинвентаризации проводится анализ сделок по отчуждению активов и начинаетсяработа по оспариванию сделок, противоречащих закону. Как правило, ликвидационнаякомиссия участвует в судебных делах, связанных с возвратом активов изнезаконного владения, взыскания процентов и штрафов по непогашеннойсвоевременно кредиторской задолженности. Положительный исход этих судебныхпроцессов может существенно увеличить конкурсную массу и изменить перспективытребований кредиторов. Все это должно найти свое отражение в промежуточномликвидационном балансе. Последствия по каждому конкретному иску должны бытьраскрыты в пояснительной записке.
Промежуточныйликвидационный баланс, хотя и должен составляться по состоянию на дату открытияконкурсного производства, но практически это происходит на три-четыре месяцапозже, так как возникает необходимость учесть события, произошедшие послеотчетной даты, как это позволяет в настоящее время Положение по бухгалтерскомуучету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом МинфинаРоссии от 25.11.98 №56н.
Послезавершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляетликвидационный баланс, который содержит данные об итогах конкурсногопроизводства и соответствующих расчетах, в том числе об удовлетворении иоставшихся без удовлетворения требований кредиторов. Этот баланс принято называтьокончательным ликвидационным балансом. Неудовлетворенные требования кредиторовв нем отражаются на тех же счетах, на которых они были в промежуточномликвидационном балансе. Итог актива окончательного ликвидационного балансаравен нулю, что свидетельствует об отсутствии каких-либо средств уорганизации-банкрота. В пассиве отражены требования кредиторов, которыеподлежат погашению, но не погашены из-за невозможности их удовлетворения, иубытки, полученные как за период до открытия конкурсного производства, так и завремя, потребовавшееся на ликвидацию.
Такимобразом, окончательный ликвидационный баланс раскрывает информацию о том, какиесубъекты и в каком объеме «приняли участие» в покрытии убытков несостоятельнойорганизации. Впрочем, возможен и другой результат, когда в ликвидационномбалансе все требования кредиторов погашены и остался свободный положительныйостаток. В этом случае он распределяется между учредителями (участниками)пропорционально вкладу каждого в уставный капитал организации. Разумеется,ликвидационный баланс часто содержит неперекрытые суммы по пассиву, и есливнеочередная задолженность и задолженность кредиторам 1-й, 2-й, а иногда 3-йочереди с большим трудом погашается, то задолженность кредиторам 4-й и 5-йочереди (прочие кредиторы) при составлении ликвидационного баланса чаще всегоне погашается.

2. Практическая часть
Форма №1.
Рассмотрим заполнениенекоторых строк данной формы на примере ОАО «Матрица», которая занимаетсяпроизводством машин и оборудования (приложение 1):
q  строка 120, графа 4 – кредитовый оборот по счету 01 за минусомкредитового оборота по счету 02 = 3520 – 2134 = 1386;
q  строка 211, графа 4 – сумма кредитовых оборотов по счету 10, 15 (материалыв пути), 16 (с учетом знака) за минусом кредитового оборота по счету 14 = 770 +35 + 12 – 75 = 742;
q  строка 624, графа 4 – кредитовый оборот по счету 68 = 266.
Форма №2.
Рассмотрим заполнениенекоторых строк данной формы на примере ОАО «Матрица» (приложение 2):
q  строка 010 – разница между кредитовым оборотом по счету 90/1 и90/3 = 12300 – 3424 = 8876;
q  строка 090, графа 4 = сумма показателей: материалы от ликвидацииосновных средств, стоимость основных средств без НДС, продажная стоимостьакций, списание части стоимости безвозмездно полученного имущества = 75 + 90 +97 + 82 + 4 = 348;
q  строка 200, графа 3 = возникло налоговых обязательств в отчетном периоде= 6.
Форма №3.
Рассмотрим заполнениенекоторых строк формы №3 на примере ОАО «Матрица» (приложение 3):
q  строка 030, графа 4 – остаток по счету 83 на 1 января предыдущегогода = 926;
q  строка 070, графа 6 – заполняется расчетным путем = 670 + 396 –374 = 692;
Форма №4.
Рассмотрим заполнениенекоторых строк на примере ОАО «Матрица» (приложение 4):
q  строка 100, графа 4 – остаток на начало отчетного периода по счету50 и 51 = 9 + 672 = 681;
q  строка 200, графа 4 – заполняется расчетным путем: средства,полученные от покупателей и заказчиков + прочие доходы – денежные средства,направленные на расходы (всего) = 9526 + 128 – 8702 = 952.
Форма №5.
Рассмотрим заполнениенекоторых строк данной формы на примере ОАО «Матрица» (приложение 5):
q  строка 101 – показывается движение основных средств за отчетный период:графа 6 (остаток на конец года по счету 01) = графа 3 (дебетовый остаток посчету 01) + графа 4 (оборот по дебету счета 01) – графа 4 (оборот по кредитусчета 01) = 378 + 701 – 0 = 1079;
q  строка 010 – аналогично показывается движение нематериальных активовв отчетном периоде: графа 6 (остаток на конец года по счету 04) = графа 3 (дебетовыйостаток по счету 04) + графа 4 (оборот по дебету счета 04) – графа 4 (оборот покредиту счета 04) = 85 + 60 – 80 = 65.

Заключение
Вышеизложенное в курсовой работе позволяетсделать следующий вывод.
Бухгалтерская отчетность является«зеркалом» любой организации, по ней можно судить об изменениях, происходящих сактивами и обязательствами, доходами и расходами организации. Поэтому, при еесоставлении следует придерживаться некоторых требований.
Бухгалтерская отчётность должна давать достоверноеи полное представление о финансовом положении организации, финансовыхрезультатах её деятельности и изменениях в финансовом положении. Принедостаточности данных для формирования достоверного и полного представления офинансовом положении и результатах деятельности организации, сформированныхисходя из правил ПБУ 4/99, она вправе включить самостоятельно дополнительныепоказатели и пояснения. Таковыми могут быть расшифровки отдельных статейбухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках.
-          при формированиибухгалтерской отчётности должно соблюдаться требование нейтральности:информация, содержащаяся в отчётности, должна отвечать интересам разных групппользователей.
– бухгалтерская отчётностьорганизации должна содержать показатели деятельности всех филиалов,представительств и иных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы;
-          существенныепоказатели об активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственныхоперациях должны приводиться обособленно. При этом показатель считаетсясущественным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решениязаинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчётной информации.Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным,зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельстввозникновения.
-          по каждому числовомупоказателю бухгалтерской отчётности должны быть приведены данные минимум за двагода – отчётный и предшествующий отчётному. Исключением является отчёт,составляемый за первый отчётный период. В нём приводятся данные лишь заотчётный период. Организация вправе принять решение сопоставлять данные и заболее продолжительный период времени – три года, четыре и т.д. Для отраженияэтих данных в используемые формы бухгалтерской отчётности включаютсядополнительные графы и строки.
При несопоставимости данных за отчётный ипредшествующий периоды вторые подлежат корректировке по правилам, установленнымнормативными актами по бухгалтерскому учёту. Каждая существенная корректировкаподлежит раскрытию в пояснениях с указанием причин, вызвавших её.
Составление бухгалтерской отчетности –очень ответственная работа, которая под силу не каждому бухгалтеру. Нужно бытьхорошим специалистом, иметь соответствующее образование и практический опыт,быть в курсе происходящих изменений, касающихся бухгалтерского учета, чтобысправиться с этой задачей.

Библиография
 
1.    Федеральным закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерскомучете».
2.    Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетностьорганизации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом от 06 июля 1999 г. №43н.
3.    Приказ Министерства Финансов РФ от 22 июля 2003 г. №67н иприложение к нему.
4.    «Состав бухгалтерской, налоговой отчетности за 2004 год», бухгалтерскийежемесячник БУХ.1С №2, 2005 г.
5.    Бакина С.И. «Средства получены из бюджета – будьтеосторожны», журнал «Российский налоговый курьер» №20, 2004 г.
6.    Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: учеб.\ Ю.А. Бабаеви др., – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
7.    Малышко В.И. «Годовая бухгалтерская отчетность», журнал«Практический Бухгалтерский Учет» №1, 2005 г.
8.    Новодворский В.Д. Бухгалтерская (финансовая) отчетность:Учебник / Под ред. В.Д. Новодворского; Всероссийскийфинансово-экономический институт (ВЗФЭИ).-М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002.
9.    Патров В.В., В.А. Быков «Составление годовойбухгалтерской отчетности», журнал «Бухгалтерский учет» №2, 2005 г.
10. Пизенгольц М.З. Бухгалтерскийучет в сельском хозяйстве. Т.2. Ч. 2. Бухгалтерский управленческий учет. Ч. 3.Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. –М.: Финансы и статистика, 2003.
11. Селиванов А.Н.«Годовой отчет – 2004», журнал Под редакцией А.Н. Селиванова «Библиотекажурнала «Главбух», 2004 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.