Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бюджетирование в бухгалтерском управленческом учете

Министерство экономического развития и торговлиРоссийской Федерации
Орловский коммерческий институт
 
Факультет,группа          учетный, 35БСпециальность                экономист по бухгалтерскому учету и аудиту
Курс                                   3
Кафедра                            управленческого учета и аудита
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: управленческийучетНа тему: бюджетирование в бухгалтерском управленческом учете (по материалам ЗАО «Региональная продовольственная компания»)
Студентка Озерова НадеждаЕвгеньевна
Научный руководитель: Щекотихина Наталья Ивановна

Оценка:____________________

 
 Орел 2001

Содержание: Введение………………………………………………………………… 3 1.         Характеристика объекта исследования………………………… 5 2.         Понятие бюджета, его значение и виды………………………… 13 3.         Планирование деятельности предприятия……………………… 3.1 Операционный бюджет…………………………………………….
3.2 Финансовый бюджет………………………………………………. 20
29 Заключение………………………………………………….…………... 35
Литература……………………………………………………………….
Приложения 37

Введение.
Во всем мире для нормальной работы предприятия существует три вида учета:финансовый, налоговый и управленческий. Каждый из них служит своим целям.Финансовый существует для представления понятной отчетности внешнимпользователям: акционерам, инвесторам, кредиторам. Налоговый интересуетисключительно налоговые органы, а управленческий предприятия ведут для себя.
В последние несколько летобострилась полемика вокруг управленческого учета в России. Если понятие«бухгалтерский учет» определено законодательно, то термин«управленческий учет» в России не регламентирован и допускает многоразных толкований. Одни трактуют его, как сложную систему внутреннегоуправления экономикой предприятия; другие как ненастоящую науку, цели, задачи иметоды которой непонятны.
Любой вид учета – это системанаблюдения и контроля, которая формирует информацию обратной связи в управленииэкономическими организациями и их объединениями. В управленческом учетеформируется внутренняя информация о деятельности организации для конкретныхнужд управления. Данные внутренней отчетности позволяют администрации приниматьнеобходимые эффективные решения и информация, которой они пользуются, не должнавводить их в заблуждение, а отличаться большей правдивостью. Отчетность,предназначенная для внешних пользователей, должна формировать нужный для стороннихлиц образ организации. Следовательно, финансовый учет ориентирован на внешних,а  управленческий – на внутренних пользователей.
Основной задачей управленческогоучета является планирование и контроль деятельности предприятия.
Функции планирования и контролясконцентрированы на бюджете или как иначе называют финансовой смете. Бюджетраспределяет долгосрочные планы предприятия на краткосрочные и среднесрочные,требует системной отчетности о результатах хозяйственной деятельности. Этаотчетность разрабатывается для того, чтобы ориентироваться в выполнениидолгосрочных программ. Бюджет предприятия представляет собой своего родаэталон, базу и служит средством эффективного финансового контроля в течениепредусмотренного периода. Идеальной является ситуация, когда бюджет,определенный в начале отчетного периода, будет отражаться в финансовых отчетах,составленных на конец отчетного периода. Создание ежегодного бюджетапредставляет собой процесс управления от руководства  до работниковоперационного уровня и является жизненно важным для поддержания эффективногофинансового управления.
Процесс составления бюджетов –один из важнейших в системе планирования и контроля в управленческом учете.Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы егосодержание было понятно пользователю. Избыток информации затрудняет пониманиезначения и точности данных, недостаточность информации может привести кнепониманию основных ограничений и взаимосвязей данных принятых в документе.
В данной курсовой работе изучимпроцесс составления бюджета на примере торгового предприятия ЗАО«Региональная продовольственная компания», специализирующегося наоптовой торговле. Кроме того мы ознакомимся непосредственно в процессе работы соформлением некоторой документации. Рассмотрим генеральный бюджет и егосоставляющие, применим на практике теоретические знания бюджетирования и планированиядеятельности предприятия, что поможет нам оценить важное значение ведениебухгалтерского управленческого учета.

Характеристика объектаисследования.
Закрытое акционерное общество«Региональная продовольственная компания» создано в целяхосуществления коммерческой, финансовой и иной деятельности, удовлетворенияобщественных потребностей и получения прибыли, привлечения и эффективного использованияматериальных и финансовых ресурсов передовой технологии, управленческогоаппарата. Общество организует свою деятельность в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральнымзаконом Российской Федерации от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерныхобществах» и Уставом Закрытого Акционерного общества «Региональнаяпродовольственная компания».
Основными видами деятельности Обществаявляются:
-    Осуществлениеоптово-розничной торговли продовольственными и промышленными товарами.
-    Осуществлениезакупочной деятельности на внутреннем и внешнем рынках.
-    Организациясети специализированных предприятий и фирменных магазинов оптовой и розничнойторговли импортными и отечественными товарами.
-    Обучениеперсонала.
-    Представлениеинтересов иностранных фирм, организаций и юридических лиц на территории РФ, атакже представление интересов российских предприятий, организаций и физическихлиц в зарубежных странах.
-    Созданиеинформационных агентств.
-    Организацияматериально-технической и транспортной базы Общества.
-    Оказаниеуслуг по складированию, хранению и экспедированию грузов, сдача в арендупомещений и движимого имущества.
-    Комиссионнаядеятельность, инжиниринговая и лизинговая.
-    Финансовоепосредничество.
-    Ведениевнешнеэкономической деятельности в различных формах в соответствии с уставом впорядке, установленном действующим законодательством.
-    Операциис недвижимым имуществом, продажей и сдачей в наем (в аренду) недвижимогоимущества производственного и непроизводственного назначения.
Деятельность Общества не ограничиваетсяоговоренной в Уставе. Виды деятельности, а также сделки, выходящие за пределыуставной деятельности, но не противоречащие действующему законодательству,признаются действительными.
Величина Уставного капитала Обществаопределена учредителями в размере 55 000 000 рублей. Уставный капитал разделенна 5 500 простых именных акций номинальной стоимостью по 10 000 рублей каждая.
В качестве вклада в уставный капиталпередано в собственность следующее имущество:
автомобиль ГАЗ 3307 
ксерокс Mita CC 10    
факс Panasonic-110     
холодильник Stinol-110
печь СВЧ ТЭС 5068    
телевизор Akai-14       
кассовый аппарат
монитор 1461
телевизор «Elect''
автомобиль ГАЗ 3307
стенка „Альтаир“
— 1 штука -
— 1 штука -
— 1 штука -
— 1 штука -
— 2 штуки -
— 1 штука -
— 10 штук -
— 1 штука -
— 1 штука -
— 1 штука -
— 1 штука -
1 236 000 рублей,
2 245 000 рублей,
2 225 500 рублей,
1 520 000 рублей,
2010960 рублей,
1 131 207 рублей,
24 000 000 рублей.
1 360 000 рублей
2 645 000 рублей
12 363 000 рублей
5 500 000 рублей
Общество в праве по решению общего собранияакционеров увеличить или уменьшить уставный капитал.
Органы управления Обществом:
-     Решение учредителя.
-     Генеральный директор.
Высшим органом управления Общества являетсярешение учредителя.
В случае увеличения числа акционеров (болеедвух) высшим органом управления Общества является общее собрание акционеров,которое может быть очередным и внеочередным. В период между общими собраниямиработой Общества руководит Генеральный директор.
Соподчиненность служб организации можнорассмотреть на рисунке 1:
/>
/>/>/>/>                                      Генеральный директор/> /> /> /> /> /> />

/>/>/>
/>  Отдел                 Отдел                      Заместитель дирек-                    Главный   
   кадров        эксплуатации                тора по торговле                        бухгалтер   /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />/>/>/>

                              Транспортный     Торговый         Оптовые          Бухгалтерия
                                     отдел                    отдел               склады            /> /> /> /> /> /> />

/>/>
                                                 Группы                      Группы
                                         закупа товаров              сбыта товаров
Рисунок 1.    Структура организации.
Как видно на схеме, генеральному директорунепосредственно подчиняются отдел кадров, отдел эксплуатации, заместительдиректора по торговле и главный бухгалтер. Отдел кадров занимается учетомличного состава работающих в организации. Отдел эксплуатации осуществляетремонтные работы. Транспортный отдел осуществляет перевоз товаров. Группазакупа товаров проводит работы по изучению спроса и предложения на товар,анализ цен, заключает договора с поставщиками. Группа сбыта проводит рекламнуюдеятельность.
Оптовые склады осуществляют хранение товара.А бухгалтерия ведет бухгалтерский учет на предприятии.
Любое предприятие, в том числе и ЗАО»Региональная продовольственная компания" можно охарактеризовать спомощью ряда показателей финансово-хозяйственной деятельности, представленных втаблице 1, которые основываются на данных бухгалтерского баланса (приложение 1)и отчета о прибылях и убытках (приложение 5).
Таблица 1.  Основные показателифинансово-хозяиственной дефтельно-
                     сти ЗАО«Региональная продовольственная компания».

п/п Показатели Единицы измерения 2000 г. в фактических ценах 2001 г.
Отклонение
(+; -) Темп роста(%) В фактических ценах В сопоставимых ценах 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Выручка (нетто) от продажи услуг Тыс. руб. 21346 20040 17735 -3611 83,08 2. Себестоимость проданных товаров: -     Сумма Тыс. руб. 18279 17410 15407 -2872 84,29 -     Уровень % 85,63 86,87 86,87 1,24 - 3. Валовая прибыль 2 3 4 5 6 7 8 -     Сумма Тыс. руб. 3067 2630 2327 -740 75,87 -     уровень % 14,37 13,12 13,12 -1,25 - 4. Коммерческие расходы -     сумма Тыс. руб. 3360 2532 2241 -1119 66,7 -     уровень % 15,74 12,63 12,63 -3,11 - 5. Прибыль (убыток) от продаж -     сумма Тыс. руб. -293 98 87 381 - -     уровень % - 0,49 0,49 0,49 - 6. Доходы от участия в других организациях -     сумма Тыс. руб. - 4 3,54 3,54 - -     уровень % - 0,02 0,02 0,02 - 7. Прочие операционные доходы -     сумма Тыс. руб. - 245 217 217 - -     уровень % - 1,22 1,22 1,22 - 8. Прочие операционные расходы 2 3 4 5 6 7 8 -     сумма Тыс. руб. 112 76 67 -45 59,8 -     уровень % 0,52 0,38 0,38 -0,14 - 9. Внереализационные доходы -     сумма тыс. руб. 211 1 0,88 -210,12 0,42 -     уровень % 0,99 0,005 0,005 -0,985 - 10. Внереализационные расходы -     сумма Тыс. руб. 50 122 108 58 2,16 -     уровень % 0,23 0,61 0,61 0,38 - 11. Прибыль (убыток) до налогообложения -     сумма Тыс. руб. -244 150 133 377 - -     уровень % - 0,75 0,75 0,75 - 12. Налог на прибыль -     сумма Тыс. руб. - 93 82 82 - -     уровень % - 0,46 0,46 0,46 - 13. Прибыль (убыток) от обычной деятельности 2 3 4 5 6 7 8 -     сумма Тыс. руб. -244 57 50 294 - -     уровень % - 0,28 0,28 0,28 - 14. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) -     сумма Тыс. руб. -244 57 50 294 - -     уровень % - 0,28 0,28 0,28 -
На основе данных таблицы 1 можно сделатьследующие выводы, касающиеся основных показателей финансово-хозяйственнойдеятельности ЗАО «Региональная продовольственная компания».
Выручка от продажи товаров, полученная в2001 году уменьшилась по сравнению с аналогичным показателем 2000 года на 16,92процентов. В тоже время себестоимость проданных товаров в 2001 году ниже на15,71 процентов, чем в 2000 году. Валовая выручка снизилась  в 2001 году посравнению с 2000 годом на 24,13 процентов. Произошло уменьшение и коммерческихрасходов в 2001 году на 33,3 процентов в сравнении  с 2000 годом.
Но следует отметить, что в 2001 году, несмотряна снижение показателей, указанных выше, предприятие сработало с прибылью, в товремя как в 2000 году оно получило убыток. Предприятие получило в 2001 годудоходы от участия в других организациях, которые отсутствовали в 2000 году, онисоставили в денежном выражении 4 тыс. рублей.
Прочие операционные доходы составили вденежном выражении 245 тыс. рублей в 2001 году, причем их основную долюопределили «поступления, связанные с предоставлением за плату во временноепользование активов организации». А именно: доходы от субаренды(приложение 3), составившие 95,84 процентов от общей суммы прочих операционныхрасходов.
Прочие операционные расходы за 2001 годуменьшились на 40,18 процентов в сравнении с предыдущим периодом, в связи стем, что сумма налога на имущество снизилась, в результате уменьшения основныхсредств и товарных запасов.
Внереализационные доходы ниже в 2001 году на99,11 процентов, чем в 2000 году.
В два раза возросли внереализационныерасходы в 2001 году по сравнению с 2000, а именно: на 116 процентов. Этосвязано с тем, что организация оплатила лицензионный сбор 1999, 2000 годы, атакже убытки прошлых лет, признанные в отчетном году, которые соответственносоставили 68,26 и 26,68 процентов от общей суммы внереализационных расходов.
Показатель прибыли до налогообложения в 2001году составил в денежном выражении 150 тыс. рублей, то есть уровеньрентабельности соответствовал 0,75 процентов, а в 2000 году предприятие было нерентабельно. Следовательно, налог на прибыль за 2001 год составил 93 тыс.рублей  в денежном выражении. Показатели прибыль (убыток) от обычнойдеятельности и чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетногопериоды) равны и составили за 2001 год  в денежном выражении 57 тыс. рублей, вто время как в 2000 году был убыток — 244 тыс. рублей.
Несмотря на сложившийся в 2000 году убытокот прямой хозяйственной деятельности предприятие имеет все возможности дляфункционирования на рынке.
1.  Понятиебюджета, его значение и виды.
Под бюджетированием вбухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования.Соответственно бюджет – это план.
Планирование – это особый тип процесса принятия решений, который касаетсяне одного события, а охватывает деятельность всего предприятия.
Различают текущее (краткосрочное)планирование(разработка смет, бюджетов) – сроком до года – и перспективное планирование(сроком более года).Обычно перспективные планы разрабатываются сроком на 3-5лет.
При рассмотрении планирования деятельностипредприятия речь пойдет о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.
Смета (или бюджет) – это финансовыйдокумент, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущихфинансовых операций.
Согласно определению Институтадипломированных бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет – этоколичественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый доопределенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода,которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены втечение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достиженияданной цели.
Бюджет является количественным выражениемпланов деятельности и развития организации, координирующим и корректирующим вцифрах проекты руководителей. В результате его составления становиться ясно,какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития.
Использование бюджета создает дляорганизации следующие преимущества:
1.     Планирование помогает контролировать деятельность организации. Безналичия плана управляющий, как правило, только реагирует на обстановку, вместотого, чтобы ее контролировать. Бюджет, являясь составной частью плана,содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия.
2.     Бюджет является составной частью управленческого контроля, создает объективнуюоснову оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений.В отсутствии бюджета, при сравнении показателей текущего периода с предыдущимиможно прийти к ошибочным выводам, а именно: показатели прошлых периодов можетвключать в себя результаты низко производительной работы. Улучшение этихпоказателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможностионо не исчерпало. При использовании показателей предыдущих периодов неучитывает появившиеся возможности, которых не существовало в прошлом.
3.     Бюджет является средством координирующим деятельности различных подразделенийорганизации. Оно побуждает управляющих отдельных звеньев строить своюдеятельность, принимая во внимание интересы организации в целом.
4.     Бюджет – основа для оценки выполнения плана центрами ответственности иих руководителей: работа менеджеров оценивается по отчетам о выполнении бюджета;сравнение фактически достигнутых результатов с данными бюджета указываетобласти, куда следует направить внимание и действия. Наконец, с помощью бюджетапроводится анализ отклонений.
Процесс составления организацией бюджета называетсябюджетным циклом, который состоит из таких этапов как:
-     планирование с участием руководителей всех центровответственности, деятельности организации в целом, а так же ее структурныхподразделений;
-     определение показателей, которые будут использоваться при оценкедеятельности;
-     обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
-     корректировка планов, с учетом приложенных поправок.
 В зависимости от поставленных задачразличают следующие виды бюджетов:
a)  генеральный и частные;
б)  гибкие и статистические.
Бюджет, охватывающий общую деятельностьпредприятия называется генеральным бюджетом. Цель генерального бюджета –объединить и суммировать суммы и планы различных подразделений предприятия,называемые частными бюджетами.
В результате составления генеральногобюджета создаются:
-     прогнозируемый баланс;
-     план прибылей и убытков;
-     план движения денежных средств.
Генеральный бюджет любой организации состоитиз двух частей:
1.     Операционный бюджет – часть генерального бюджета, включающая планприбылей и убытков, который реализуется через вспомогательные (частные) сметы,отражающие статьи доходов и расходов организации.
2.     Финансовый бюджет – часть генерального бюджета, включающая бюджетыкапитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.
В отличие от финансовой отчетности (баланса,формы №2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит отобъекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.Информация, содержащаяся в бюджете должна быть предельно точной – определеннойи значащей для ее пользователя.
Этот документ может:
1.     содержать лишь данные:
-    одоходах;
-    орасходах;
-    одоходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;
2.     разрабатываться в любых единицах измерения как стоимостных, так и натуральных;
3.     составляться как для организации в целом, так и для ее подразделений –центров ответственности, что позволяет скоординировать ее действия.
Бюджеты разрабатываются управленческойбухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процессразработки идет снизу вверх.
Бюджет может разрабатываться на годовойоснове (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (когда втечение первого квартала рассматривается смета второго квартала и составляетсясмета на первый квартал следующего года, т. е. бюджет все время проецируется нагод вперед).
Несмотря на единую структуру, составэлементов генерального бюджета во многом зависят от вида деятельностиорганизации. Рассмотрим генеральный бюджет торговой организации.
Генеральный бюджет торговой организациисостоит из двух частей:
-    операционного бюджета;
-    финансового бюджета.
На рисунке 2 представлена схема генеральногобюджета торговой организации.

Рисунок 2.  Генеральный бюджет торговойорганизации
/>/>/>  Операционный бюджет
/>  Бюджет запасовтоваров на                       Бюджет реализации (товарооборот)
/> Конец планируемогопериода                
/>/>     Бюджет закупоктоваров
/>
/>Бюджетсебестоимости реализо   ванных товаров
/>
    Бюджет затрат по маркетингу
/>/>
/>    Бюджеткоммерческих затрат
/>
/>    Бюджетоперационных затрат
/>
    План прибылей и убытков
/>

/>Финансовыйбюджет
/>/>/>
/>/> Бюджет капитальных           Бюджетденежных                 Прогнозируемый
       вложений                                    средств                                    баланс
Как видно из рисунка 2, что операционный ифинансовый бюджеты состоят из ряда частных бюджетов, которые связаны междусобой, взаимозависимы и взаимообусловлены.
Разработка операционного бюджета начинаетсяс определения плана продаж, то есть формирования бюджета реализации. Этонаиболее ответственный момент планирования, предполагающий исследование рынка,определение динамики спроса с учетом сезонных колебаний и иных факторов.
После того как руководству организациистановится ясен возможный объем реализации товара, с учетом имеющихся запасовна начало имеющихся запасов на начало планируемого периода и бюджета запасатоваров на конец периода разрабатывается бюджет закупок товаров. Отпредполагаемых объемов закупок зависят бюджеты себестоимости товаров, затрат намаркетинг, коммерческих затрат.
Конечная цель операционного бюджета – разработкаплана прибылей и убытков.
Финансовый бюджет – это план в которомотражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления ихиспользования. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных затрат иденежных средств организации и подготовленные на их основе совместно спрогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозные бухгалтерский баланс и отчето финансовом положении.
Также бюджеты разделяют на статический идинамический.
Статический бюджет – это бюджет,рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Инымисловами, в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя только изодного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный являютсястатическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составныхчастях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровняреализации.
При сравнении статического бюджета сфактическими достигнутыми результатами не учитывается реальный уровеньдеятельности организации, то есть все фактические результаты сравниваются спрогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации.
Гибкий бюджет – это бюджет, которыйсоставляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенногоего диапазона, то есть предусматривается несколько альтернативных вариантовобъема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определенасоответствующая сумма затрат. Таким образом гибкий бюджет учитывает изменениезатрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собойдинамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированнымипоказателями.
В основе составления гибкого бюджета лежитразделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджетезатраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются.
Бюджет должен представлять информациюдоступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю.Избыток информации затрудняет понимание значения и точности данных.Недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений ивзаимосвязей данных, принятых в документе. Бюджет не может содержатьодновременно, и доходы, и расходы, нет необходимости чтобы они былисбалансированы. При подготовке бюджета необходимо начать с ясно формированногоего названия или заголовка и указания периода времени, для которого онсоставляется.
Процесс составления бюджетов имеет большоезначение в системе планирования и контроля деятельности предприятия. Врассматриваемом предприятии, а именно ЗАО «Региональная продовольственнаякомпания», бюджетирование не осуществляется.

3. Планирование деятельности предприятия.
3.1 Операционный бюджет.
 
Бюджет продаж является отправной точкой во всем процессе составленияобщего бюджета. Объем продаж и его товарная структура предопределяют уровень иобщий характер всей деятельности предприятия.
Почти у всех компаний разработка бюджета продаж является наиболее сложнымзвеном в процессе планирования. Это связано с тем, что объем продаж и,следовательно, выручка от продажи определяется не столько производственнымивозможностями компании, сколько возможностями сбыта на реальном рынке, которыйподвержен влиянию неконтролируемых факторов, среди которых:
— деятельность конкурентов,
— общее положение на конкретном рынкепродаж,
— стабильность поставщиков ипокупателей,
— результативность рекламы,
— политика ценообразования,
— рентабельность продукта.
Существуют два основных способаопределения оценок, лежащих в основе бюджета продаж:
1.          Статистическийпрогноз на основе математического анализа общеэкономических условий,конъюнктуры рынка, кривых роста производства и т.п.
2.          Экспертнаяоценка, полученная путем сбора мнений управляющих и персонала отдела сбыта. Внекоторых компаниях персонал по сбыту оценивает сбыт каждого товара каждому изклиентов.
Большинство крупных компанийиспользуют комбинацию этих методов, но многие компании считают, чтоиспользование сложных методик не дает более точного прогноза, чем опытперсонала, анализ и изучение результатов прошлых периодов.
Рассмотрим на примере ЗАО «Региональная продовольственнаякомпания»  методику составления  бюджета реализации (товарооборота)торговой организации основываясь на данных за 9 месяцев 2000 год
ЗАО «РПК» зарегистрировано постановлением Главы АдминистрацииЖелезнодорожного района г. Орла №908 от 24.08.95 г.
Основным направлением деятельности ЗАО «РПК» являлась розничнаяи оптовая торговля. В январе 2000 года в результате реорганизации предприятияв отдельную самостоятельную организацию выделена розничная торговля. На балансеЗАО «РПК» остались оптовые склады:
Склад № 1 -  Водка, ликероводочные изделия;
Склад № 2 – Вино, коньяк, шампанское;
Склад № 3  — Рыба, рыбные изделия;
Склад № 4 – Соки, воды;
Склад № 5 – Бакалея;
Склад №6 — Мороженое.
Планируя развитие предприятия на 2001 год, руководство выделило основныенаправления развития структуры товарооборота и основным видом товаров, котороепредприятие будет развивать является реализация алкогольной продукции. В связис новым законодательством, а именно принятием части 2 Налогового кодекса РФпланируется оптовую торговлю алкогольной продукцией осуществлять только сакцизных складов. Для открытия и регистрации  акцизного склада предприятиядолжны иметь соответствующие показатели и условия, которые оговорены взаконодательстве. Руководство предприятия посчитало, что  имеет возможности длярегистрации таких складов, а многие предприятия не смогут выполнить требованиязаконодательства и конкурировать на рынке торговли алкогольной продукцией.
В предприятии запланирован прирост объема продаж на 2001 год в размере неменее 10 процентов. Это минимальный уровень прироста товарооборота, которыйдаст нам положительные результаты развития предприятия в будущем году. Крометого, предусмотрена инфляция в размере 13 процентов (прогноз администрации). Витоге рост товарооборота в будущем году должен составить 23 процента.
В Отчете о прибылях и убытках (приложение 5) выручка от продажи составила21346 тыс. р., себестоимость проданных товаров 18276 тыс.руб., наценкасоставила 21346 – 18276 = 3067 (тыс.руб). или 14,37%.
Для повышения конкурентоспособности предприятия снижаем наценку до 13%,такой уровень наценки на рынке оптовых продаж не является низким.
Планирование продажрассмотрим в таблице 2:Таблица 2.   Бюджет реализации                                          (втыс. р.)Склады Реализация товаров по закупочной стоимости за 9 месяцев 2000 г.
Планируемый процент изменения реализации на
9  месяцев
2001 г. Планируемая реализация по закупочной стоимости за 9 месяцев   .2001г. Наценка План реализации 1 2 3 4 5 6 №1 3242 +40,6% 4558 593 5151 №2 4940 +34,6% 6647 864 7511 №3 1235 -30,8% 380 49 429 №4 926 23% 1139 148 1287 №5 4786 23% 5887 765 6652 №6 310 22% 379 49 428 Итого 15439 23% 18990 2469 21459
Рассмотрев реализацию по складам, выбираем перспективу развития оптовойторговли алкогольной продукции. т.е.предполагаем рост закупок товаров поскладам № 1 и № 2. И соответственно увеличение товарооборота по этим складам до40,6% по складу № 1 и 34,6 % по складу № 2.Одновременно предполагаем снижениетоварных запасов по складу № 3 «Рыба, рыбная продукция» на 30,8%, всвязи с наличием большого числа конкурентов на рынке сбыта рыбной продукции инедостаточностью холодильного оборудования предназначенного для хранения такойпродукции.
Следующим этапом в разработке генерального бюджета является составлениебюджета запасов товаров на конец планируемого периода.
  Бюджет запасов товаров непосредственно связан с бюджетом реализациитоваров и вытекает из него. Уровень товарных запасов должен быть оптимальным т.к. при завышенных товарных запасах высокая вероятность образования товаров наскладах с просроченными сроками их реализации, что приведет к неоправданнымпотерям при их списании, поскольку это продовольственные товары. Кроме того,для увеличения закупки товаров потребуются дополнительные денежные средства дляих приобретения.
Руководство предприятия считает, что в 2000 году товарные запасы были оптимальнымии составили 2562 тыс. руб. в денежном выражении (приложение 7). С ростомтоварооборота их следует увеличить в соответствии с планируемым товарооборота,т.е. на 23 процента. Бюджет запасов товаров представим в таблице 3:
Таблица 3.     Бюджет товарных запасов.                   (в тыс. р.)Склады Запасы на 1.10.2000 Планируемые запасы на 1.10.2001 1 2 3 №1 538 756 №2 820 1103 №3 205 63 №4 154 189 №5 794 977 №6 51 63 Итого 2562 3151
Из таблицы 3 видно, что рост товарных запасов по складам № 1 и № 2(запасы алкогольной продукции) будет увеличен соответственно на 40,6  и 34,6процентов. Запасы товаров на складе № 3 (запасы рыбы и рыбной продукции)предполагается сократить в 3 раза, а товарные запасы на остальных складахувеличить в соответствии с ростом товарооборота на 23 процента.
Бюджет закупок товаров является третьим этапом формирования общегобюджета. Для планирования бюджета закупок товаров воспользуемся формулой (1):
Ок= Он + П – Р                     (1)
Ок — остаток товаров на конец планируемого периода;
Он — остаток товаров на начало планируемого периода;
П – поступление (закупка) товаров за  планируемый период;
Р — реализация товаров за планируемый период.
Из формулы (1) выводим формулу по которой будем рассчитывать планируемоепоступление товаров:
П = Р — Он — Ок                             (2)
Для более детального рассмотрения закупки товаров в предстоящем годусоставим таблицу 4, в которой остатки запасов товаров  на 1.10.2000г.считаемостатками на начало планируемого периода.
Таблица4     Бюджет закупок                                                        (втыс. р.)Склады Планируемая реализация по закупочной стоимости за 9 месяцев 2001г. Остатки запасов на 1.10.2000 Остатки запасов на 1.10.2001 план План закупок 1 2 3 4 5 №1 4558 538 756 3264 №2 6647 820 1103 4724 №3 380 205 63 112 №4 1139 154 189 796 №5 5887 794 977 4116 №6 379 51 63 265 Итого 18990 2562 3151 13277
Планируемая реализация по закупочной стоимости за 9 месяцев 2001 годсоставляет 18990 (бюджет продаж), а остатки запасов на  1.10.2000 года 2562тыс.р. (приложение 8).
Проверим по формуле (2) данные таблицы: 18990 – 2562 – 3151 =13277 (тыс.руб.).
Четвертый этап генерального бюджета — бюджет коммерческих затрат.
Для создания бюджета затрат на предстоящий период, необходимо опиратьсяна структуру затрат предыдущего периода, изучив их номенклатуру. Кроме того,важное значение имеет и тот факт, что до 1.02.2000 года фирма имела 12магазинов и 6 оптовых складов. Следовательно в структуре издержек обращениябыли затраты розничной торговли, которых в 2001 году не будет.
Поскольку предприятие будет заниматься только оптовой торговлей, очистимиздержки обращения от затрат розницы, которые составили  за 9 месяцев 2000 году885 тыс. руб. в денежном выражении (приложение 9). Корректируем стр.630  формы№ 2 «Отчет о прибылях и убытках» (приложение 4), т.е определим суммузатрат по оптовой торговле: 3360-885=2475(тыс. руб.). Бюджет затрат оптовойторговли представим в таблице 5:
Таблица 5.    Бюджет коммерческих затрат                         (в тыс.р.)Наименование затрат Сумма затрат нарастающим итогом на 1.10.2000, по статьям Сумма затрат нарастающим итогом на 1.10.2000 за вычетом затрат на розничную торговлю Сумма сокращенных затрат Сумма планируемых затрат нарастающим итогом на 1.10.2001 1 2 4 5 6 1.Транспортные расходы 589 509 509 580 2.ГСМ 168 148 148 169 3.Прочие расходы по автотранспорту 44 44 44 50 4.Налог на пользователей автомобильными дорогами 31 24 24 24 1 2 3 4 6 5.Оплата труда 653 503 444 506 6.Отчисления в социальные фонды 275 219 152 173 7.Износ основных средств 180 120 99 99 8.Командировочные расходы 21 21 21 24 9.Расходы на субаренду 296 189 158 180 10.Содержание торгового оборудования 53 8 8 9
11.Услуги
  связи 117 93 80 91 12.Затраты по инкассации 5 13.Информационно-вычислительное обслуживание 37 37 37 42 14.Износ нематериальных активов 1 1 1 1 15.Коммунальные платежи 386 270 244 278 16.Расходы на аренду 39 39 39 44 17.Износ МБП 281 166 97 111 18.Прочие расходы 184 98 38 43 Итого 3360 2475 2143 2424
 Для составления бюджета затрат на предстоящий период следует рассмотретьструктуру затрат и найти возможности для их снижения, это главное, что волнуетлюбого руководителя.
Рассмотрим возможности снижения затрат в ценах 2000 год.
По статьям транспортных расходов отражаются:
1.  Суммы оплат поуслугам транспортных организаций в соответствии с  заключенными договорами;
2.  Расходы пооплате  ГСМ собственного автотранспорта;
3.  Расходы на ремонтсобственных автомашин принадлежащих организации.
Сократить эти расходы мы не сможем по той причине, что расчеты странспортными организациями ведутся по установленным в договорах тарифах, асокращение расходов при увеличении товарооборота является нереальным. Расходына ГСМ и запчасти для ремонта автомашин при их максимальной эксплуатации немогут быть уменьшены, тем более что парк автомашин новыми автомашинами непредусмотрено пополнить.
Налог на пользователей автодорог в торговых предприятиях установлен вразмере  одного процента от наценки. Валовой доход, т.е. наценка запланированана предстоящий год в  сумме 2469 тыс. руб. в денежном выражении, налог составит2469 r 1%=24,7 (тыс. руб.)
По статье 5 «Расходы на оплату труда» имеется возможностьсокращения затрат в связи с планируемым сокращением численности работников на 4человек, что в сопоставимых ценах 2000 г. составит 59 т.р. Отчисления всоциальные фонды напрямую зависят от сумм начисленной заработной платы.
По статье 7 «Износ основных средств» запланировано некотороесокращение расходов, в связи  с планируемой реализацией части основных средств,ранее использованных в  рознице (прилавки, кассовые аппараты и др.)
В 2001 году предполагается отказаться от договоров субаренды наиспользование производственных помещений, которые используются нерационально,что даст сокращение затрат на 31 тыс. руб.(статья 9).
По статье 17 «Износ МБП» предполагается значительное сокращениезатрат на приобретение МБП, в связи с насыщенностью предприятия МБП. Согласноучетной политике  износ МБП начисляется  в размере 100 процентов от стоимостималоценных предметов при отпуске их в эксплуатацию.
По статье 18 «Прочие расходы» предполагаем сокращениенепредвиденных расходов предприятия  более, чем наполовину, а именно  60 тыс.руб.
По остальным статьям затрат изменения не предвидятся.
Вышеуказанные затраты рассмотрены в ценах 2000 года, но при этом следуетучесть, что при составлении бюджета предусмотрена  инфляция.
В таблице 5 показана сумма планируемых затрат, скорректированнаяпо отдельным статьям на процент предусмотренной инфляции.
Таким образом при рассмотрении настоящего вопроса:
-   рассмотренывозможности сокращения затрат, исходя из номенклатуры статей;
-   произведенпересчет расходов (издержек) в соответствии с предполагаемыми ценами и тарифами2001 год
  Следующим этапом является бюджет себестоимостиреализованных товаров. Планирование бюджета себестоимости реализованных товаровпроводим на основании расчетных данных указанных в таблицах 4,5. Таблица 6Бюджет себестоимости реализованных товаров         (в тыс. р.) Показатели Фактическая себестоимость товаров в 2000 году Планируемая себестоимость товаров в 2001 году 1 2 3 Затраты на закупку продукции 15439 18990 Коммерческие расходы 2475 2424 Себестоимость продукции 17914 21414
Из таблицы 6 видно, что увеличение себестоимоститоваров произойдет в связи с возросшими затратами на приобретение товаров, акоммерческие расходы должны сократиться. Такое положение обосновывается тем,что в 2000 г, в результате реорганизации предприятия и отделения розничнойторговой сети в самостоятельную структуру значительная доля издержек обращениясвязанная с реализацией товаров в магазинах  в 2001 году исчезнет.
Завершающим моментом формирования операционного бюджета является план прибылейи убытков.    
Таблица 7.   План прибылей и убытков                               (втыс. р.)Наименование показателя Сумма 1 2 Выручка от продажи товаров 21459 Себестоимость проданных товаров (планируемая закупочная стоимость товаров) 18990 1 2 Валовая прибыль 2469 Коммерческие расходы 2424 Прибыль от продаж 45 Прибыль до налогообложения 45 Налог на прибыль 15 Прибыль от обычной деятельности 30 Чистая прибыль 30
План прибылей и убытков составлен наосновании бюджета реализации, бюджета запасов товаров, бюджета закупок товаров,бюджета коммерческих затрат и бюджета себестоимости реализованных товаров.
3.2  Финансовый бюджет.
 
Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемыеисточники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджетвключает в себя бюджеты капитальных затрат и денежных средств организации иподготовленные на их основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убыткахпрогнозный бухгалтерский баланс и отчет о финансовом положении.
Бюджет капитальных затрат.
Определение направления капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсовявляется комплексной задачей  всего управленческого учета. Проблема состоит втом, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основевыбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информациякасающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет наличности, затрагиваетвопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный бухгалтерский баланс. Всерешения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общийбюджет.
В ЗАО «Региональная продовольственная компания» финансовыевложения в приобретение  или строительство долгосрочных активов не планируютсяна 2001 год.
Бюджет денежных средств.
Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежныхсредств и платежей на будущий период. В нем суммированы все потоки средств навсех фазах формирования общего бюджета. Этот бюджет показывает ожидаемоеконечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждогомесяца или периода на который он рассчитывается.
Могут быть запланированы периоды наибольшего и наименьшего наличияденежных средств. Очень большое сальдо на счете денежных средств означает, чтосредства не были использованы с наиболее возможной эффективностью и наоборотпри   их отсутствии организация не может расплатиться по текущимобязательствам. Тщательное планирование денежных средств помогает эффективномууправлению предприятием.
Бюджет денежных средств состоит из двух частей:
1.Ожидаемые поступления денежных средств.
2.Ожидаемые платежи.
Для определения ожидаемых поступлений используется информация из бюджетапродаж, данные о предстоящих поступлениях средств по счетам к получению, притоксредств из других источников, таких, как займы, продажа долгосрочных и иныхактивов.
Расходная часть бюджета  состоит из расходов на приобретение  товаров,материалов необходимых для текущей хозяйственной деятельности, выплатызаработной платы, уплаты налогов, приобретения основных средств, погашениекредитов или займов, других выплат.
Бюджет денежных средств важен в любом бизнесе, т. к. он являетсяинструментом управления финансовыми потоками.
Таблица 8.    Бюджет денежных средств                              (втыс. р.) Показатели Сумма 2 3 1. Остаток денежных средств на начало периода 117 2. Поступление средств от продаж 21506 3. Всего денежных средств 21623 4. Выплаты:
-     за товары поставщикам по текущим платежам
-     за товары поставщикам по отсроченным и просроченным платежам
-     заработанная плата
-     налоги (налог на прибыль, НДС, налог с продаж)
-     другие
15667
2377,5
483
400
1941 5. Всего выплат 20868,5 6. Избыток (недостаток) денежных средств 754,5 7. Погашение займа (источник информации) 600 8. Остаток денежных средств на конец периода 154,5
Предприятие в 2001 году планирует заниматься оптовой торговлей. Посложившейся практике, используются следующие виды расчетов за товар:
— наличными денежными средствами,
— безналичным путем через банк,
— взаимозачетами.
Взаимозачеты осуществляются какправило с предприятиями –монополистами г. Орла в счет расчетов за поставленнуюпродукцию( Молочный комбинат «Орловский», Агрофирма «Ливенскоемясо» и др.)  взаимозачеты оформляются соглашениями (приложение 10).
Планируем поступление средств:
1. Поступление отсроченныхплатежей за отгруженный товар в декабре 2000 года – 500 тыс. руб.
2.  Поступлениедебиторской задолженности по выигранному арбитражному делу согласно решениюсуда – 70.0 тыс. руб.
3.  Поступлениеденежных средств за отгруженный в планируемом периоде товар – 21459 тыс. руб.,(запланированная реализация ) – 50 %  от суммы отсроченных платежей зареализованный товар 523 тыс. руб. равна 20936 тыс. руб.
4.  Итого поступлениеденежных средств:
     500 тыс. руб. + 70 тыс.руб. + 20936 тыс. руб. =21506т.р..  
Расход денежных средств:
1.  На приобретение товара в соответствии с планомзакупки –13277 тыс. руб.
2.  На оплату задолженности поставщикам за товар, заминусом отсроченных платежей в соответствии с договором  3429 — 751,5 = 2677,5тыс. руб.
3.  Расходы по прочим статьям приведены в таблице 5(оплату зарплаты работникам, уплату налогов, приобретение прочих хозяйственныхматериалов, оплату услуг и др.).
 Свободныеот уплаты текущих платежей денежные средства в размере 754,5 тыс. руб. (21623тыс. руб. — 20868 тыс. руб. = 754,5 тыс. руб. ) направляются на  погашениезайма в сумме 600 тыс.руб. ( приложение 4)
     Прогнозируемый баланс.  
         Теперьмы можем перейти к составлению прогнозируемого баланса, основываясь на ранеесоставленных бюджетах.
Таблица 9. Прогнозируемый баланспредприятия на 01.10.2001                                                             Актив Сумма Пассив Сумма 1 2 3 4 Основные средства 775,5 Уставный капитал 55 Товары 3151 Нераспределенная прибыль 117 1 2 3 4 Дебиторская задолженность 2603         Кредиторская задолженность 4782 Касса, расчетный счет (денежные средства) 154,5 Расчеты с бюджетом 330 Займы 1400 Итого: 6684 Итого: 6684
Прогнозируемый баланс предприятия на конец планируемого периода строитьсяна основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждойстатьи баланса.
Сальдо конечное по счетам «Касса», «Расчетный счет» всоответствии с бюджетом денежных средств составляет 154,5 тыс. руб.
Дебиторская задолженность предприятия за товар на конец периодаопределяется  следующим образом:
Дебиторская задолженность на  1.01.2001 год — 2650 тыс. руб.
Отгрузка товаров за 9 месяцев согласно бюджета реализации – 21459 тыс.руб.
Поступление выручки за реализованный товар согласно бюджета денежныхсредств составит 21506 тыс. руб.
Прогнозируемое сальдо дебиторской задолженности на 1.10.2001 год – 2603тыс. руб. (2650 +21459 –21506=2603 )
Кредиторская задолженность предприятия  заполученные от поставщиковтовары на 1.01.2001г. составила- 5684 тыс. руб.
Согласно бюджета закупок ожидаемые закупки за 9 мес. –13277 тыс. руб.Выплаты поставщикам предусмотрены в бюджете денежных средств – 15667 тыс. руб.+ 2377,7 тыс. руб. = 18044,7 тыс. руб. К выплате запланирована большая сумма всвязи с образовавшейся просроченной задолженность задолженностью за товар на1.01.2001г. сальдо кредиторской задолженности на 1.10.2001 год будет 5684 тыс.руб. + 13277 тыс. руб. — 18044,7 тыс. руб. = 916,3 тыс. руб.
Кроме того, в составе кредиторской задолженности за полученный товар  вбалансе значатся суммы задолженности по прочим расчетам, а именно:задолженность по заработной плате, невыплаченной на 1 число отчетного периода,задолженность перед бюджетом по налогам, кредиторская задолженность по услугам,авансы, полученные от других предприятий в качестве предоплаты за товар и др.
Размер уставного капитала остался  без изменений.
На начало года на балансе предприятия по стр. 610 числились займы в сумме2000 год. Согласно бюджета денежных средств, планируется частично погаситьзаймы, полученные от других организаций, на 600 тыс. руб. (2000 тыс. руб. – 600тыс. руб.).
Составлением прогнозируемого баланса заканчивается работа над генеральнымбюджетом.

Заключение.
 
 Современная практика управленияневозможна без выработки решений, направленных на  достижение экономическойэффективности и  финансовой устойчивости предприятия. Система рыночныхотношений требует от руководителей, менеджеров и организаторов производства нетолько компетентности и опыта работы в конкретных сферах деятельности, но иумения экономически правильно отреагировать на внешние условия развития экономических процессов.
Использование системыуправленческого учета способствует совершенствованию всего процесса управленияорганизацией, создает реальные возможности для его оптимизации.
Поскольку разработка бюджета организации на предстоящий период являетсяодной из главных частей управленческого учета, в нашем примере былирассмотрены  основные структурные  изменения в объеме товарооборота напредстоящий период, а именно сделана ставка на реализацию товаров алкогольнойгруппы, предусмотрен рост объемов товарооборота, валового дохода. Следуетотметить, что прирост валового дохода предусмотрен не за счет роста наценки, аза счет роста объемов реализации товаров. На предстоящий период запланированоснижение  уровня наценки, в целях усиления конкурентоспособности предприятия,на 1% от уровня прошлого периода. Однако увеличение денежных средствпредприятия должно произойти не только за счет увеличения объемов реализации,но и за счет поступления средств от реализации товаров по просроченнойдебиторской задолженности, в связи, с чем планируется погасить частично суммупо долгосрочным займам.
Таким образом система управленческого учета создается для управленияконкретным предприятием и не может регулироваться обязательными для всехнормами и стандартами.
Не нужно насильственно, вобязательном порядке, вводить управленческий учет во всех российскихорганизациях. Но нельзя запрещать его введение. Кто считает управленческий учетполезным для внутрихозяйственного управления, пусть организует его обеспечиваетэффективное управление своей организацией.
Если обобщить понятие содержания управленческого учета то его можносвести к следующему:
1. Прогнозирование, нормирование, планирование и учет производственныхзатрат, калькулирование себестоимости, прогнозирование долгосрочных расходов накапитальные вложения.
2. Контроль и анализ расходов по разным направлениям, отклонений от норми смет, динамики показателей
3. Планирование. учет и анализ доходов и результатов деятельности понаправления и подразделения,
4. Формирование внутренней количественной информации для использования воперативном управлении хозяйственной деятельностью, контроле действий истимулировании персонала.
Хорошо организованный управленческий учет, адекватно соответвующийусловиям деятельности компании, обеспечивает не только контроль ее работы, но иулучшение ее результатов в будущем.

Литература.
1.  О бухгалтерскомучете. Закон РФ от21.11.1996г., №129-ФЗ.
2.  Положение поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Приказ Минфин РФот 29.07.1998г., №34н. В редакции Приказов Минфин РФ от 30.12.1999г.,№107н, от24.03.2000г.,№31.
3.  Положение побухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98). Приказ МинфинРФ от 09.12.1998г., №60н. В редакции Приказа Минфин РФ от 30.12.1999г., №107
4.  Положение побухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99). ПриказМинфин РФ от 06.07.1999г., №43н.
5.  Положение побухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ6/97). Приказ Минфин РФ от03.09.2000г., №31н.
6.  Положение побухгалтерскому учету “Доходы организации (ПБУ9/99). Приказ Минфин РФ от06.05.1999г., №32н. В редакции Приказа Минфин РФ от 30.12.1999г., №107н.
7.  Положение побухгалтерскому учету “Расходы организации” (ПБУ 10/99). Приказ Минфин РФ от06.05.1999г., №33н. В редакции Приказа Минфин РФ от 30.12.1999г.,№107н.
8.  Алексеева М.Л.Планирование деятельности фирмы. – М.: Инфра – 1997.
9.  Балабанов И.Т.Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта – М.: Финансы истатистика 1998 – 112 с.
10.     Вахрушина М.А.Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Финстатинформ, 2000
11.     Владимирова Л.П.Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: Данилови К, 2000.- 308 с.
12.     Егоров Ю.Н.Планирование на предприятии. – М.: 2001.
13.     Ильин К.Д.Планирование на предприятии: Учебное пособие. – М.: 1998.
14.     Ильин К.Д.,Лисицкая О.С. Планирование на предприятии: в 2-х частях, ч.2: Тактическоепланирование. М.: 2000.
15.     Маркарьян Э.А.,Герасименко Г.П. Финансовый анализ – М.: “Приор”, 1997 – 160 с.
16.     Карпова Т.П.Основы управленческого учета. М: Инфра – М,1999
17.     Карпова Т.П.Управленческий учет: Учебник. – Аудит, ЮНИТИ, 1999.- 310 с.
18.     Николаева Е.О,Шишкова Т.В. Управленческий учет: Учебное пособие. – М.: УРСС, 2000.
19.     Рей В.В, ПалийВ.П. Управленческий учет М.: Инфра – М, 1997.
20.     Управленческийучет: Учебное пособие/Под редакцией А.Д. Шеремета. – М. – ИД-ФБК-ПРЕСС, 2000. –512 с.
21.     Хорнген Ч.Т.,Фостер ДЖ. “Бухгалтерский учет: управленческий аспект” под редакцией СоколоваЯ.В. – М.: Финансы и статистика, 1999 – 416 с.
22.     Чернов  В.А.Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности./ под редакцией М.И.Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.