Реферат по предмету "Педагогика"


Комплексные задачи по физике

ТАРТУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
               Физико — химический факультет
                   Институт материаловедения
                      Центр школьной физики
                            Ольга Фильченкова
                       КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАЧИ ПОФИЗИКЕ
                                         Дипломная работа
 
            Руководитель: лектор, магистр ЭннПяртель
                                                Тарту — 2003
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................2
1.1.  Дидактические цели комплексныхзаданий..........................................2
1.2.  Цели научнойработы..............................................................................3
2.    ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВООБУЧЕНИЯ...........3
2.1.   Основные дидактические цели школьныхзадач..................................3
2.2.   Виды физическихзадач...........................................................................6
2.3.   Содержание комплексныхзаданий........................................................8
3.    ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХЗАДАЧ..........................11
4.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................13
      5.   РЕЗЮМЕ, RESUMEE, SUMMARY…………………………………14
6.    ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА................................................17
7.  ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................18
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1.Дидактические цели комплексных заданий
В данной работепод комплексным заданием понимается задача, сочетающая в себе несколькодидактических целей. Такими целями могут быть: мотивационная, познавательная,тренировочная, контрольная.
Обычно первые двецели реализуются в лекции, беседе; следующие две цели реализуются опросом илирешением задач. Современный подход к образованию предполагает более широкоеприменение активных методов обучения, включающих в себя не только просвещение,но также научение, исследовательскую и творческую практику учеников в рамкахизучаемых научных дисциплин. Ради стабильности, компактности и читаемостиучебника физики, в нём помещается минимум печатного дидактического материала,хотя учебник является практически единственным источником знаний и умений дляученика вне стен школы. Ни для кого не секрет, что увлечённость ученика физикойявляется залогом его в успеваемости по этому предмету. Занимательные задачи,упорядоченные системы знаний и умений по физике — всё это должно быть у негодома, на рабочем столе. По аналогии с играми, задачи должны быть разнообразнымии увлекательными. Подобную роль могли бы сыграть комплексные задания. Болеетрудные из них подошли бы для дискуссионной, групповой формы урока, менеетрудные — для домашней работы, пусть даже не строго обязательной.
Комбинация целейпорождает трудность в формулировании задачи и контроле её решения, так как вкомплексных заданиях предполагается множество разного рода условий и проблем. Втаких заданиях присутствуют пояснения, подсказки, алгоритмы решений и сведения,опережающие программу обучения. Таким образом, ученики вводятся в круг будущихпроблем операционного и методического характера. Сложные по своей структурезадачи не всегда совершенны, но при обучении любая система предпочтительнееслучайного набора задач.
1.2. Цели научнойработы
Исследовательскоенаправление работы: выявить возможность комбинирования дидактических целей водной физической задаче.
Практическоенаправление работы: подбор и собственная разработка комплексных заданий пошкольной физике.
 
2. ФИЗИЧЕСКИЕЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
2.1. Основныедидактические цели школьных задач
Обучение, какдеятельность, предполагает передачу ученикам знаний и умений. Упражнения вприменении знаний помогают закреплению этих знаний в памяти, превращениюнеоднократно подтверждаемых суждений в убеждения. Тренировка умений расширяеткруг их применения и превращает некоторых умений в навык, то естьавтоматизированное, подсознательно выполняемое умение. Обучение на примерахявляется самым доходчивым способом передачи умений, формирования понятий ипредставлений. Всё это в полной мере относится и к преподаванию физики, науки,основанной на очевидных фактах и доказываемых теориях. Задачи по физике служатсредством и обучения, и контроля. Ниже будут рассмотрены отдельныедидактические цели и возможности их реализации посредством решения задач.
МОТИВАЦИОННАЯЦЕЛЬ, то есть стимуляция ученика к познанию и овладению умениями играетвозрастающую роль по мере взросления школьника. Стремление к обогащениюполезными знаниями и умениями особенно выражено в детском возрасте /до 12 — 14лет/, далее это естественное желание несколько ослабевает, но частичнокомпенсируется уже выработанной привычкой к умственному труду. Учебный материалпо физике даёт  учителю прекраснуювозможность для маневра в реализации мотивационной цели: или увлекательнойлекцией, беседой заинтересовать учеников, или увлечь решением теоретических,экспериментальных задач. Содержание задачи должно вызывать у ученика стремлениесамому решить задачу, пройти весь путь решения до логического конца, непременноузнать способ решения или ответ. Древнейшие формы логических задач — загадки,фокусы, головоломки — с раннего возраста формируют подобный мотив.
Надо помнить, чтологические игры, особенно групповые, могут сформировать у ребёнка амбициозныймотив, связанный со стремлением к самоутверждению. Умеренные, контролируемыеучителем  /тренером, родителями/, амбициине мешают гармоничному развитию ученика. Но завышенная самооценка частоприводит к тем же результатам, что и заниженная: к боязни высказыватьпредположительные суждения публично, опасаясь насмешек со стороныодноклассников. Поэтому при дискуссионных, групповых формах решения задачпредпочтительнее комплексные задания, дающие ученикам возможность проявитьсебя  в различных умениях.
Мотивирующимисредствами, входящими в содержание задач, могут быть:
q     исторический сюжет /факты, легенды/;
q     актуальный сюжет /знакомые места, недавниесобытия/;
q     парадоксальный приём /демонстрацияпарадокса/;
q     цепочный приём /упорядоченный ряд проблемили условий/;
q     иллюстрация /красочный рисунок, схема/.
С психологическойточки зрения, из указанных средств наиболее универсальными можно считатьцепочный приём и иллюстрацию, так как остальные приёмы нельзя повторять часто,да и текст сюжета занимает место и время.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯЦЕЛЬ в обычных формах задач не предусматривается, так как лишние детали всодержании условий невольно можно принять за дополнительные условия, чтопорождает иную трактовку задачи. С позиции формальной логики такое требование кзадаче справедливо, особенно для контрольных задач. Но если все задачисоставлены таким образом, то страдает развивающая функция обучения. Не секрет,что первоначальные физические знания ученики получают на уроках математики,географии, биологии, химии. На уроках физики они осознают практическую пользуматематического аппарата, учатся различать постоянные и переменные величины,векторные и скалярные, сопоставлять относительные и абсолютные значениявеличин, оценивать погрешности измерений и расчётов.  Окажется, что ход многих феноменальныхявлений, описанных в биологии, географии и химии без объяснений причинности,можно моделировать и предвидеть тем самым их последствия. Если допустить, чтооколо половины учебного времени тратится на решение задач, то посредствомсистемы условий задач можно даже формировать некоторые системы знаний. Особенноважна роль физических задач в развитии диалектического мышления,пространственного воображения, формулировании определений. Для описанных вышецелей более подходят такие комплексные задания, в которых математическипроблема представлена уже решённой, необходимо только словесно описатьфизические принципы, правила и законы, использованные в этом решении.
Творческиезадания /исследовательские и конструкторские/, успешнее и с познавательнойпользой решаются, если в самой задаче обозначен некий отдалённый прототип,который нужно дополнить деталями или описать принцип действия механизма попредставленной схеме. Комплексная задача, если в ней задано множество проблем,приучает учеников планировать свои творческие действия, осмысливая причиныбезуспешных действий, вырабатывать стратегию на будущее. Такой навык полезен идля решения экзаменационных задач, когда важна продуктивность умственныхдействий. Его трудно внушить инструктивным способом; пусть лучше ученик самприходит к нему путём осмысливания комплексных проблем.
ТРЕНИРОВОЧНАЯЦЕЛЬ при обучении имеет самостоятельное значение, которое нельзя игнорировать.Методика применения тренировочных задач была бы идеальной, если бы былдостоверно известен минимальный период регенерации памяти для длительного еёсохранения и необходимое количество повторений умственных операций для усвоенияили восстановления навыка. Такие методики существуют для многих видовпрофессиональной деятельности. Тренажёры, системы тестов и другие средстваконтроля натренированности используются для поддержания знаний и навыков нанеобходимом уровне.
В любом видеобучения присутствует развивающая функция, в школьном обучении она особенноважна, так как множество интеллектуальных и практических навыков современногочеловека начинает, а часто и заканчивает, своё формирование  в школе. Получаемые в школе знания и уменияне доводятся до состояния насыщения или совершенства, так как предыдущие знанияи умения служат частной основой к усвоению более сложных систем знания и навыков. От целочисленных расчётов- к дробным, пропорциональным, алгебраическим, дифференциальным, комплексным,вариационным, вероятностным. От геометрических построений — к топологическим,проективным преобразованиям. От конечных, абсолютных, постоянных представлений- к относительным, бесконечным, обратимым. Закрепление прежних привычек частослужит тормозом в формировании новых умений. В психологии утверждается, чтоформирование навыка необходимо начинать с малой дозы при частом повторении,затем постепенно увеличивать длительность тренировок вместе с увеличениемдлительности пауз.
Из сказанногоследует, что темпы формирования знаний и умений могут не совпадать, особеннопри последовательном построении курса обучения. Например: в геометрии и физике,подчиняясь аксиоматическому принципу построения науки,  непропорционально много времени уделяетсяпрямолинейным построениям и движениям. Вращательное, колебательное, волновое,проективное движения и представления о них в это время не формируются ивоспринимаются затем, при изучении этих тем, только на уровне готовых формул.Напрашивается вывод, что в процессе обучения необходимы специальныетренировочные циклы для формирования умений, предусмотренных программойобучения, причём начинать формирование как можно раньше, в соответствии спринципом периодичности.
В учебниках такиециклы не предусмотрены, но их можно предусмотреть в поурочной программе.Комплексные задания могут сыграть в процессе тренировки организующую роль:достаточно периодически задавать их в качестве домашней работы.
КОНТРОЛЬНАЯ  ЦЕЛЬ должна отражаться в содержании самойфизической задачи. Если доминирует оценочный принцип контроля, то критериемправильности решения чаще всего служит верный ответ на поставленный в задачевопрос.
Если учителяинтересует процесс решения задачи, то в задаче должно содержаться требованиеразвёрнутого обоснования ответа. Такой подход полезен для цели контроля икоррекции навыков и знаний.
Экзаменационнаяформа контроля часто может не зависеть от учителя, хотя прямая его обязанность- подготовить учеников к экзамену. В данном случае комплексные задания по всемукурсу обучения будут полезны. Если экзаменационная форма предполагается в видетестов, тогда  и комплексные заданиянужны в виде тестов. Если форма контроля предполагается в виде тематическогосписка, то можно предложить такое задание: дать определение всем физическимпонятиям, упомянутым в тематическом списке. Такой подход позволяет ученикусамому выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, тут же устранять этипробелы, выполняя задание.
2.2.Видыфизических задач [1]
Классификацияфизических задач важна для теории и практики преподавания, поскольку онапозволяет учителю полностью использовать возможности задач как средстваобучения и воспитания учеников, избежать односторонности в их выборе,обоснованно использовать тот или иной их тип в соответствии с определённойучебной ситуацией.
Посколькуфизические задачи отличаются друг от друга главным образом по содержанию идидактическим целям, то их можно классифицировать:
1.    по содержанию;
2.    по способу выражения условий;
3.    по основному методу решения.
По содержаниюфизические задачи разделяют на задачи по разделам физики, с абстрактным иконкретным содержанием, тренировочные и комбинированные, творческие /исследовательские и конструкторские /.
По основномуспособу выражения условия можно разделить на текстовые, экспериментальные,графические, схематические.
По основномуметоду решения задачи классифицируют на качественные, вычислительные,графические, экспериментальные. Систематический поиск обоснованного ответа навопрос качественной задачи приучает школьников логически мыслить,анализировать, развивают смекалку и творческую фантазию. Поэтому упражнения натолько что изученный материал лучше всего начинать с рассмотрения качественныхзадач [2]. В зависимости от применяемого математического аппарата различаюттакие способы решения вычислительных задач:
1.    арифметический способ предполагаетприменение математических действий и тождественных преобразований над числамиили буквенными выражениями без составления уравнений /задача решается повопросам/;
2.    алгебраический способ основан наиспользовании физических формул для составления уравнений, из которыхопределяется искомая физическая величина /аналитическим или синтетическимметодами/;
3.    геометрический приём заключается вприменении при решении физических задач геометрических и тригонометрическихсвойств фигур; его широко используют при изучении кинематики, статики,электростатики, фотометрии и геометрической оптики.
      Графическими принято называть задачи, вкоторых условия даны в графической форме, то есть в виде функциональныхдиаграмм. Применение графического приёма позволяет рассмотреть широкий рядзадач, которые другим способов в школе решить нельзя. Сюда же относятупражнения на чтение, анализ и построение графиков [3].
Экспериментальные[4]  задачи, сопровождаемые несложнымирасчётами,  тренируют измерительныенавыки, приучают к планированию экспериментов на основе заданных предположений.Вообще первая мысль при решении физической задачи — провести эксперимент /натуральноили мысленно, на бумаге/ — должна присутствовать у школьника всегда.
2.3 Содержаниекомплексных заданий
      В методике преподавания физики выделенатакая категория задач, как комбинированные задачи. Они выделяются потому, чторешение их требует исследования комбинации нескольких закономерностей. Дляшкольника переход к решению таких задач становится трудным барьером, если ихзаранее не подготовить посредством алгоритмического метода. Алгоритм, как любаяинструкция, многословен и категоричен, поэтому навык таким методом формироватьтрудно. Методом показа цель научения достигается быстрее и легче, но приусловии: начинать учить правильным действиям нужно как можно раньше, пока уученика не сформировался подобный своеобразный навык. Школьные физика,математика выстраиваются по аксиоматическому принципу: путём синтеза /отпростого к сложному/ и индукции /от частного к общему/. Для решениякомбинированных физических задач требуются анализ и синтез, индукция идедукция. Учить этим логическим действиям, пусть на интуитивном уровне,желательно на упорядоченном материале физических условий или целостных системзнаний. Такие задачи редко вписываются в формат учебных задач академическогостиля, поэтому в данной работе они называются комплексными заданиями.
В комплексномзадании содержатся три компонента, соответствующие действенному, образному илогическому мышлению.
 Наглядно-действенное мышление можно соотнестис инструментальными умениями, специально формируемыми в ходе физическихэкспериментов методом показа и изобразительными умениями. Правильность уменийформируется методом показа и дополнительно предписывается трафаретами в рабочейтетради. Рисунки и схемы в комплексном задании сами по себе являютсяобучающими, тренирующими и мотивирующими. Схемы и обозначения необходимоприменять в соответствии с современными стандартами, наглядно показывая приэтом возможные допуски. Развитие действенного мышления посредством комплексныхзаданий  основано на необходимости выполненияупорядоченных преобразований топологических образов, представленных в условиизадачи.
 Наглядно-образное мышление связано спредставлениями памяти. Такие представления формируются при топологическихпреобразованиях, требующих напряжённой координации воображения, поэтомутопологические решения желательно иллюстрировать при минимуме буквенныхобозначений и пояснений, одними движениями карандаша или циркуля. Тольконайденное решение затем оформляется подробно. Рисунок — более запоминающийсяобраз, чем символический ряд.
     
 Многое в физике можно объяснить и понятьдвижением карандаша на бумаге: ведь оно является натуральным прообразом илимоделью воображаемого движения абстрактного тела, плавного и непрерывного отначала до конца. Наглядно-образное мышление можно развивать на разнообразном материале,почти независимо от процесса формирования понятий по этому материалу. Поэтомуне следует опасаться структурной сложности схем. Ученик в них сам долженвыделять главные детали и закономерности, ведь в реальности он должен так жепоступать, обоснованно игнорируя второстепенные подробности. Хотя случайные илишние детали могут исказить иногда условия задачи, что неоправданно затруднит решение и обесценит самузадачу. Поэтому комплексные задания требуют «обкатки» перед ихприменением.
Словесно — логическоемышление для таких задач ограничивается в пределах изученных понятий. Хотядопустимы способы решения и выводы, выходящие за пределы учебной программы,особенно для творческих задач. Для тренировки в дедуктивном выводе решенияочень полезны задачи на доказательства того или иного утверждения. Ведь в такойзадачи не требуется ответ, а требуется найти способ доказательства. Даже прирешении качественных задач такой приём часто более продуктивен в дидактическомотношении, чем вопросительная форма, так как для доказательства необходимрациональный поиск, а не просто репродукция памяти. 
Итак, есливышеизложенные допущения справедливы, то можно будет предложить целые системытопологических, аналитических, графических, исследовательских, конструкторскихзаданий. Они по содержанию могут мало зависеть от последовательностипрохождения разделов и тем в учебнике физики, если полагаются на уже полученныематематические умения с использованием наименований и обозначений физическихвеличин.
ТОПОЛОГИЧЕСКИЕкомплексные задания:
1.    движения симметрии / перенос, поворот,подобие, отражение/;
2.    системы координат /линейные, угловые,сферические,… /;
3.    векторные построения /сложение, проекция,поворот,…/;
4.    графические /построения, анализ,интегрирование L,S,v,…/;
5.    графические исследования колебательногодвижения;
6.    графические исследования вращательногодвижения;
7.    проекции точек, фигур на ось, на плоскость;
8.    масштабирование физических величин /кратное,дольное, натуральное/;
9.    геометрическое обращение функций.
АНАЛИТИЧЕСКИЕкомплексные задания:
1.    преобразования пропорций /добавление,умножение на константу/;
2.    составление уравнений по векторным схемамсил, скоростей,…
3.    составление уравнений по топологическойсхеме;
4.    алгебраическое обращение функций;
5.    словесное объяснение готовых решений.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕкомплексные задания:
1.    экспериментальные / измерения с оценкойпогрешностей/
2.    теоретические / расчёты, анализ, синтез /
КОНСТРУКТОРСКИЕкомплексные задания:
1.    проектирование  моделей измерительных приборов
2.    проектирование механизмов по заданнымфизическим принципам
3.  ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Решение проблемна основе общих научных методов и принципов, специальных методов конкретныхнаук признано необходимым способом обучения. В теории и практике проблемногообучения доказывается, что в системе образования дидактическая деятельностьучителя не менее важна, чем просветительская. В программах обучения параллельноследуют тематика знаний и тематика умений. В методике обучения физикипризнаётся, что теория научения остаётся пока дидактической проблемой.  Выделены два метода научения: метод показаи   алгоритмический метод. В первомведущая роль отводится учителю, во втором — формализованным предписаниям:текстовым, графическим, мнемоническим. Первый метод, сопровождаемый рассказом,приблизительно в два раза эффективнее второго, так как второй опосредованзнаками трансляции.
Детально системанаучения представлена в рабочих тетрадях по физике; в комплексных заданиях толькорасширяется сфера творческого применения полученных умений. В некоторыхметодических руководствах рекомендуется обращать внимание учеников навзаимосвязь физических законов. Подход здесь чисто алгебраический. Чтобы невводить учеников в заблуждение, следует приводить более полное утверждение:физические законы  в природе действуютнезависимо друг от друга, а связаны некоторые из них между собой толькооперационально. Через определения, формулы, уравнения связи, размерности. Кчисто алгебраическому подходу в решении физической задачи ученики прибегают,пользуясь навыком подбора, приобретённым на уроках математики при решенииалгебраических задач с использованием физических величин. При этом оничасто  даже предварительно не выстраиваюттопологической модели движения, а опираются на запомненный алгоритм решенияподобных задач. В психологии мышления показано, что в кратковременной памятиможно удерживать до 5 -.7 знаков. Показано также, что мысленные логическиеоперации без зрительной опоры ограничены 3 — 4 знаками [5]. Отсюда можносделать вывод: для решения абсолютного большинства количественных задачтребуются зрительные опоры, которым больше соответствует образное мышление.Поэтому обучение решению физических задач предпочтительнее на топологических, графическихобразах, на опыте чувственного восприятия.
 Геометрический приём требует навыков черчения/построений, преобразований/. Формируют такие навыки на уроках геометрии, хотямногие физические проблемы /статические, кинематические и другие / решаютсяисключительно посредством геометрических идей. Убедительно и просто. И толькоокончательный вывод выражается в виде формулы или числового значения, что непозволяет считать геометрический приём самостоятельным способом решения.
При рассмотрениивычислительных задач алгебраическим методом логические операции определяютспособ решения — аналитический или синтетический.
Аналитическийспособ состоит в расчленении данной задачи на ряд более простых. То естьрешение начинается с отыскания закономерности, которая даёт непосредственныйответ на вопрос задачи. Если в уравнении содержатся, кроме искомой, другиенеизвестные величины, то ищут другую формулу, связывающую их с известными изусловия. Так поступают до тех пор, пока искомая величина не будет полностью выраженачерез известные.
Синтетическийспособ предполагает поиск формул, связывающих известные из условия величины сдругими до тех пор, пока в уравнение в качестве одного неизвестного не войдётискомая величина. К такому методу ученики обращаются чаще, имея навык решенияалгебраических задач. Аналитическому же методу их надо учить, хотя оба методаправомерны.
Решениефизических проблем на основе законов сохранения /массы, импульса, моментаимпульса, энергии/ относятся к наиболее сложному классу школьных задач. Науроках математике не учат преобразовывать формулы для получения всех возможныхзакономерностей, вытекающих из формулы данного закона. Мало вниманияуделяется  и обращению функций. Такимумениям нужно учить заранее, на простых пропорциях и функциях.
К замечательнойоперациональной взаимосвязи пространства и времени приводят задачи наопределение времени падения тел в поле тяготения, периода колебаний упругойсистемы, периода колебания тела во вращающейся системе. Исходные уравненияничего не говорят нам о времени:
Времянаходим  из определения скорости: 
Таким образом,найдено общее решение для трёх классов задач. Пригодилось представление обобратимости функций. Даже в учебниках по теоретической механике не указанатакая возможность. На интересном физическом материале задачи указанных вышеклассов присутствуют в комплексных заданиях.
4.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идея выделениясистемы умений, необходимых  длятеоретического исследования физических проблем в пределах школьной программы,возникла в процессе поиска сферы применения комплексных заданий
Опыт посоставлению комплексных заданий приводит автора к выводу, что мотивационная итренировочная дидактические цели в комплексных заданиях более выражены, чемпознавательная и контрольная. В комплексных заданиях оказалось предпочтительнееприменение алгоритмического метода обучения в графической и мнемоническойформе.
Дополнительныедидактические цели дискуссионных и групповых форм занятий в данной работе нерассматривались, хотя разработка целей и способов их достижения для таких форм,ввиду их специфичности, необходима.
Экспериментальныезадачи в данной работе не представлены, так как в ней рассматривалось обучениетолько интеллектуальным умениям.
5. РЕЗЮМЕ
В теоретическойчасти работы выделена система умений, формируемых на уроках физики. Показанароль систематического тренинга в формировании умений. Обосновываетсявозможность развития умений, почти не зависящих от имеющихся знаний физики.Система комплексных заданий направлена на стимуляцию познания и систематизациювыучки школьников. Метод обучения через деятельность повышает интерес учениковк учёбе. Комплексные задания можно использовать как  своеобразное домашнее задание, что подготовитученика к решению сложных физических проблем. Разработано много заданий, гдетребуется словесное объяснение готового решения, также требуется прямое иобратное преобразование математических функций. Сделана классификацияматематических умений, применение которых необходимо на уроках физики.Увлекательные рисунки в задачах в действительности являются руководством кдействию, показывают примеры познавательной деятельности. Часть комплексныхзаданий составлена таким образом: ученики получают из текста задания несколькопроблем, касающихся явления, после прочтения они должны записать столько многоаргументов, сколько сумеют.
SUMMARI
In a scientificpart of work the system of skills generated in lessons of physics is placed.The role of regular training in formation of skills is shown. The opportunityof development of skills almost independent of accessible knowledge of physicsis proved. The system of complex  tasksis directed on increase of stimulus of knowledge and on training of theschoolboy. The method of training through activity lifts interest of the schoolboysto study. The complex  tasks can be usedas an initial home task, which will prepare the schoolboy for the decision ofdifficult physical problems. Many tasks are advanced, where the oralexplanation of the ready decision is required, the direct and returntransformation of mathematical functions also is required. The classificationof mathematical skills is made, which the application is necessary in lessonsof physics. Charming figures in tasks actually — instruction to action, whichshows examples of educational activity. The part of complex  tasks is made thus: The schoolboys receivefrom the text of a task some problems concerning the phenomenon, after aperusal they should write down so many arguments, will be able how many.
6.    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА
1. Бугаев, А.И.Методика преподавания физики в средней школе. М -  1981г.                     
               2. Тульчинский, М.Е.  Качественные задачи по физике. М — 1972г.
 3. Резников, Л.И.  Графический метод в преподавании физики. М — 1960 г.
             4. Антипин, И.Г.  Экспериментальные задачи по физике. М — 1974г.
       5.Петровский, А.В. Ярошевский, М.Г. Психология. М — 1990г.    
             6. Альфа и омега /справочник/.Таллинн-1987г.
             7. Tammet, Н. Fuusika praktikum,metroloogia. T — 1974a.
7.  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАЧИ
1)    Преобразования координат и проекций;
2)    векторные преобразования;
3)    векторные и координатные построения;
4)    алгебраические построения;
5)    графические построения;
6)    физика и связь её с другими науками;
7)    топологические системы координат;
8)    топологические движения симметрии;
9)    метрологические стандарты;
10)   закон всемирного тяготения;
11)   естественное поле давлений Земли;
12)   распространение воздействий в различныхсредах;
13)   описание движения тел;
14)   описание движения физических объектов;
15)   исследование движения упругой системы тел;
16)   самописцы, регистраторы, «чёрныеящики»;
17)   автомобиль — средство передвижения;
18)   бытовые электроприборы;
19)   влияние термодинамических процессов напогоду;
20)   физика, химия, природа и безопасность;
21)   центростремительное ускорение;
22)   устойчивое положение тела на вращающейсяповерхности;
23)   геометрическая и волновая оптика;
24)   исследование колебательного движения;
25)   молекулярно — кинетическая теория газа;
26)   путешествие между полюсами Земли;
27)   конструирование интегралов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Решение транспортных задач методом потенциалов
Реферат Herpes Simplex Virus Essay Research Paper Genital
Реферат Фізична реабілітація хворих на гіпертонічну хворобу
Реферат Товароведная характеристика и потребительские свойства кисломолочных продуктов
Реферат The Quantum Of Continuity Essay Research Paper
Реферат Разработка плана производства и продвижения на рынок автоматической системы управления пресс-гранулятором
Реферат Агроэкологическая группировка земель для обоснования адаптивно-ландшафтного земледелия хозяйства "Кирсановский" Большереченского района Омской области
Реферат Предельные, или насыщенные, углеводороды ряда метана (алканы, или парафины)
Реферат Квартирные кражи
Реферат Изучение микробных сообществ при повышенном увлажнении в условиях модельного эксперимента
Реферат Использование информационных технологий для диагностики и улучшения состояния окружающей среды и
Реферат Увидеть и понять
Реферат Приобретение права собственности 2
Реферат Что написано на заборе Или "Пойми меня, если сможешь!"
Реферат Организационно экономические резервы повышения эфективности производства продукции в мясном скотоводстве на примере колхоза им. Чапаева Ульяновской обл.