МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТКАФЕДРА АУДИТА
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ ПО АУДИТУ
(на материалах ООО «Хлеб»)Ростов-на-Дону
2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. сбор и документирование ИНФОРМАЦИи О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛИЕНТА
2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯУРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ
3. документирование ОЦЕНКи надежности КОНТРОЛЬНОЙ СРЕДЫ
4. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ, СВЯЗАННОЙ С ПОДГОТОВКОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
5. документирование ОЦЕНКи контрольных действий
6. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОПУСТИМОГО УРОВНЯ РИСКА НЕОБНАРУЖЕНИЯ
7. СОСТАВЛЕНИЕПРОГРАМММЫ АУДИТА
1.сбор и документирование ИНФОРМАЦИи О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛИЕНТАИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛИЕНТА РД № 1 аудируемое лицо ООО «Хлеб»
аудируемый период:
01.01.2010 – 31.12.2010
Ответственные лица иреквизиты организации1 Наименование организации Общество с ограниченной ответственностью «Хлеб» 2 Руководитель организации Задорожний Виктор Григорьевич 3 Главный бухгалтер Салеева Мария Яковлевна 4 Адрес организации
346610 Ростовская область Багаевский район станица Багаевская
ул.Подройкина 26
Общая информация1 Год создания организации 2008 2 Организационно-правовая форма Общество с ограниченной ответственностью 3 Дочерние или зависимые организации Нет. 4 Количество сотрудников: Всего 82 Администрация 13 Бухгалтерия 5 5 Акции организации (Указать их наличие и номинальную стоимость) нет 6 Показатели рентабельности продаж и оборотного капитала за отчетный период
Рентабельность продаж за отчетный период составила 0,01%;
Рентабельность оборотного капитала за отчетный период составила 0, 12%. 7 Квалификация руководителя бухгалтерии (Указать стаж работы)
Общий стаж – 35 лет
Стаж в ООО «Хлеб» — 2,5 года 8 Аудиторское заключение последней аудиторской проверки До настоящего момента аудиторские проверки не проводились V Немодифицированное С оговоркой Отрицательное Отказ от выдачи
Отчетные показателиПоказатели Предыдущий период/на начало периода, тыс. руб. Отчетный период/на конец периода, тыс.руб. Прибыль до налогообложения -395 300 Выручка от продажи 23352 23326 Капитал и резервы 1280 1336 Сумма активов 3353 3075
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОсновной вид деятельности: Производство и реализация хлебобулочной, кондитерской и макаронной продукции Прочие виды деятельности: нет
ОСНОВНЫЕ ПОСТАВЩИКИ ИЛИПОДРЯДЧИКИНаименование Виды поставок или услуг Ростовские организации Мука, сахар, сахарная пудра Новошахтинские организации Дрожжи, масло, молоко, яйца Шахтинские организации Соли, пищевые красители, повидло, творог, масло
ОСНОВНЫЕ ПОКУПАТЕЛИ ИЛИКЛИЕНТЫНаименование Виды продукции (товаров) или услуг Багаевские ИП Весь ассортимент продукции Семикаракорские ИП Весь ассортимент продукции
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Экономические условия (уровень кризисности в отрасли, сокращение или расширение производства, наличие серьезной ценовой конкуренции, насыщенность рынка, длительность производственного цикла, сезонность, градообразующая организация и др.)
— Экономика области.
— Наличие серьезной ценовой конкуренции для ООО «Хлеб».
Положение данной организации в своей отрасли и на рынке (монополист, в десятке крупнейших, срединное положение, отстающее и др.)
ООО «Хлеб» находится в четверке крупнейших организаций по производству хлебобулочной, кондитерской и макаронной продукции в Багаевком районе.
Основные конкуренты
1) Семикаракорский хлебозавод
2) Шахтинский хлебозавод
3) Новошахтинский хлебозавод
Среда внешнего регулирования (государственные и/или контрольные органы, которые оказывают влияние на деятельность организации)
На деятельность ООО «Хлеб» оказывают влияние такие органы, как Пенсионный Фонд и Налоговые органы.
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ,ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Особенности продаж (кратко описать продукцию, производимую организацией или оказываемые услуги, отметив все важные факторы, например, особые рынки сбыта или политику ценообразования)
ООО «Хлеб» производит хлебобулочную, кондитерскую и макаронную продукцию.
Основными рынками сбыта продукции ООО «Хлеб» являются Багаевский район ( магазины Багаевского РайПо, магазины ИП ), Семикаракорский район ( магазины ИП ) и г.Шахты (магазины ИП).
ООО «Хлеб» производит реализацию собственной продукции по оптовым ценам (она включает полную себестоимость продукции и прибыль предприятия, продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям) и розничным ценам (она включает оптовую цену промышленности и торговую наценку (скидку), продукция реализуется конечному потребителю — населению).
Особенности производства (кратко описать процесс производства, отмечая наличие территориально обособленных производств и складов)
ООО «Хлеб» имеет одно территориально обособленное производственное помещение, в котором осуществляется производство хлебобулочной, кондитерской и макаронной продукции. Предприятие имеет два складских помещения.
Технологические особенности производства продукции (проведения работ, оказания услуг)
В тестомашину закладываются все необходимые ингредиенты для приготовления определенного вида продукции в определенном порядке. Все тщательно перемешивается до однородной массы. Готовое тесто делят на куски определенной массой (так же, если это необходимо, выкладывается начинка и посыпается сахаром). Далее все укладывается в специальные формы для выпекания. Готовое тесто в формах отправляют в печь на определенное время. Затем изготовленные изделия остужают. Если это кондитерское производство, то необходимо приготовить специальный крем для тортов и нанести на уже остывшее изделие. Так же необходимо изготовленную продукцию украсить. При производстве макаронных изделий процесс имеет схожие характеристики. Необходимо приготовить тесто на макаронные изделия. Формование изделий осуществляют двумя способами: прессованием и штампованием. Эта операция обусловливает внешний вид продукта (шероховатость), плотность и варочные свойства. Продолжительность сушки зависит от вида изделия, типа сушилок и применяемого режима сушки: 30 мин — для лапши и вермишели при температуре 50-70 «С; 16-40 ч для длинных трубчатых изделий при температуре 30-50 °С. Сушку ведут до влажности готовых изделий 12—13%. По мере обезвоживания тесто утрачивает первоначальные свойства, переходя из пластичного состояния через зону упругоэластичных свойств к состоянию хрупкого тела. При сушке происходит усадка изделий, т. е. уменьшается их размер. Для равномерной усадки и уменьшения растрескивания и искривления сушку проводят постепенно, чередуя ее с отволаживанием. После сушки готовую продукцию охлаждают и направляют на упаковку. Перед упаковкой производят сортировку и удаляют изделия недосушенные, растрескавшиеся, сильно деформированные, с повышенной кислотностью, заплесневелые.
Особенности закупок (кратко описать закупки организации, отметив источники поставок)
Экспедиционная группа занимается местонахождением поставщиков сырья для производства продукции, необходимой для полноценной деятельности предприятия. Экспедиционная группа выезжает на место осуществления покупки необходимого сырья / принимает поставщиком с необходимым сырьем на производственной и складской территории ООО „Хлеб“.
Основными источниками поставок сырья для производства продукции ООО „Хлеб“ являются Ростовские и Шахтинские организации.
Отличительной особенностью закупок организации является высокая зависимость стоимости готовой продукции от цены закупаемого сырья, в частности муки.
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТНОЙПОЛИТИКИОбъект учета Принятые способы ведения учета Имущество дороже 20000руб в составе основных средств Сырье по средней стоимости Покупные товары по стоимости последнего приобретения
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
/>
Уровень неотъемлемого риска (выбрать и пометить один из уровней) ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ
Знания о деятельностиклиента необходимы для выявления и понимания событий, операций и методов работ,которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность, методы аудиторскойпроверки и аудиторское заключение.
ООО „Хлеб“ — общество с ограниченной ответственностью. Основной целью общества являетсяполучение прибыли. Предметом деятельности Общества являются:
— производствохлебобулочной продукции;
— производствокондитерских изделий;
— производство макаронныхизделий.
Впроцессе составления рабочего документа № 1 „Информация о деятельностиклиента“ установлены основные поставщики и клиенты, с которыми работаетпредприятие. Были выявлены основные конкуренты, положение ООО „Хлеб“на рынке. Таким образом, конкуренция средняя, предприятие входит в четверкукрупнейших поставщиков хлебобулочной, кондитерской и макаронной продукции.
Основнымиорганами регулирования деятельности ООО „Хлеб“ являются: ПенсионныйФонд и Налоговые Органы.
Ценообразованиеполностью зависит от ситуации на рынке данной продукции.
ООО „Хлеб“находится в устойчивом финансовом состоянии.
Имеющаясяинформация позволяет решить положительно вопрос о заключении договора с ООО „Хлеб“.Так же она используется при планировании и проведении аудиторской проверки.Выявлено, что уровень неотъемлемого риска является средним.
Привыполнении задания в качестве руководства использовались федеральные правила(стандарты) аудиторской деятельности № 2 „Документирование аудита“,№8 „Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемыйаудируемым лицом“, №15 „Понимание деятельности аудируемого лица“.
2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯУРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ РД №2 АУДИРУЕМОЕ ЛИЦО: ООО „Хлеб“ АУДИРУЕМЫЙ ПЕРИОД:
01.01.2010-31.12.2010 1. Определение общего уровня существенности и уровня точности Наименование базового показателя бухгалтерской отчетности Значение базового показателя, тыс. руб. Доля от базового показателя % Значение для расчета общего уровня существенности тыс. руб.
На начало года
(за прошл год)
На конец
года (за отчетный год) Среднее за год
1. Прибыль до налогообложения
2. Выручка от продажи (без НДС)
3. Сумма активов
4. Капитал и резервы
-395
23352
3353
1280
300
23326
3075
1336
47,5
23339
3214
1308
5
2
2
10
237,5
46,7
6,4
13080
На основании данных графы 6:
- Среднее значение уровня существенности (тыс. руб.)
- Отличие наибольшего значения от среднего (%)
- Отличие наименьшего значения от среднего (%)
- Среднее значение уровня существенности на основе оставшихся показателей (тыс. руб.)
- Округление значения (тыс. руб.)
3342,7
291,3
99,8
142, 1
140 Общий уровень существенности (тыс. руб.) 140 Доля общего уровня существенности от суммы активов (%) 4,5% 2. Определение уровней существенности значимых статей бухгалтерского баланса на конец аудируемого периода Значимые статьи баланса по состоянию на 31.12.2010 Сумма, тыс. руб. Доля общего уровня существенности от суммы активов (%) Уровень существенности по статьям, тыс. руб. Статьи актива Дебиторская задолженность (краткосрочная)
1662
694
5
4,5
4,5
4,5
7479
3123
22,5 Запасы Денежные средства Статьи пассива Уставный капитал
10
1326
1739
4,5
4,5
4,5
45
5967
7825,5 Нераспределенная прибыль (убыток) Кредиторская задолженность 3. Определение уровней существенности показателей отчета о прибылях и убытках за аудируемый период
Показатели отчета о прибылях и убытках
за 2010 год Сумма, тыс. руб. Утвержденный во внутрифирменном стандарте процент для расчета уровня существенности
Уровень существенности по показателям,
тыс. руб. Выручка от продажи
23326
22953
373
2
2
2
466,52
459,06
7,46 Себестоимость проданных товаров Прибыль от продаж /> /> /> /> /> /> /> /> />
Под уровнемсущественности понимают максимально допустимый размер ошибки (искажения) вотчетности проверяемого субъекта, который не введет пользователя отчетности взаблуждение относительно интересующей его информации.
Уровень существенности побухгалтерской отчетности в целом и применительно к ее отдельным статьямрассчитывается в рабочем документе № 2 „Определение уровня существенности“.
Расчет единого уровнясущественности осуществлялся на основе базовых показателей бухгалтерскойотчетности. При этом уровень существенности рассчитывался как доля от базовыхпоказателей отчетного года. Для определения уровня существенностииспользовались доли от базовых показателей, приведенные в разделе 1 РД № 2.
В качестве базовыхпоказателей были выбраны следующие: дебиторская задолженность, запасы, денежныесредства, уставный капитал, нераспределенная прибыль (убытки), кредиторскаязадолженность, выручка от продаж, себестоимость производимой продукции иприбыль от продаж.
В ходе даннойдеятельности были получены значения существенности по каждой выбранной статье.Усреднив данные показатели, получим среднее значение уровня существенности.
Также былипроанализированы числовые значения 6 столбца. На базе оставшихся показателейбыла рассчитана средняя величина, которую в дальнейшем округлили так, что послеокругления ее значение не изменилось более чем на 20 % от среднего значения.Данная величина и является единым показателем уровня существенности, котораяговорит о том, что при ошибке в 140 тыс.руб. в отчетности проверяемойорганизации, пользователь отчетности не будет введен в заблуждение относительноинтересующей его информации.
Вторая часть РД № 2посвящена распределению рассчитанного единого уровня существенности междузначимыми статьями баланса. Результаты распределения показали, что наибольшийразмер ошибки в активе допускается по краткосрочной дебиторской задолженности.Наименьший размер ошибки допускается по денежным средствам. В пассивенаибольшая ошибка возможна по краткосрочной кредиторской задолженности, анаименьшая — по уставному капиталу.
В третьей части РД № 2распределяется единый уровень существенности применительно к показателям отчетао прибылях и убытках в соответствии с их удельным весом в сумме выручки отпродажи. В результате, при аудите себестоимости допускается наибольший размерошибки. Таким образом, это область наименьшего потенциального риска. Наименьшаячасть уровня существенности приходится на прибыль от продаж и, соответственно, величинапотенциального риска в данном случае выше.