ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ
БАЙКАЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ ИПРАВА
КАФЕДРАБУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА, АНАЛИЗА И АУДИТА
КУРСОВАЯ РАБОТА ПОДИСЦИПЛИНЕ АУДИТ
На тему:«Аудиторскаяпроверка расчётов по оплате труда. Проверка соблюдения трудовогозаконодательства»
Студентки БГУЭП,
специальности «Бухучёт, анализ и аудит»,
группы УУБВ/2-08
Софроновой Е.В.Иркутск – 2010 г
Содержание
Введение
1. Теоретические основы аудита расчетовс персоналом по оплате труда
1.1 Правовоерегулирование оплаты труда в организации
1.2 Целии задачи, информационное обеспечение аудита расчетов с персоналом по оплатетруда
1.3 План проведения и программа аудитарасчетов с персоналом по оплате труда
1.4 Аудит соблюдения трудовогозаконодательства
1.5 Этапы проведения аудита расчетов сперсоналом по оплате труда
1.6 Типичные ошибки
2. Практическое задание
2.1 Аудит операций с основнымисредствами
2.2 Аудит операций с материально-производственнымизапасами
2.3 Аудит расчетов по оплате труда
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Заработная плата – одиниз сложнейших участков бухгалтерского учета и налогообложения. Причем сложностьсостоит в том, что российское законодательство – налоговое, бухгалтерское итрудовое – очень часто меняется.
Заработная плата играет огромную рольв развитии экономики государства, подъема благосостояния народа. В ней получаетсвоё выражение широкий аспект экономических отношений между обществом, трудовымколлективом и работниками по поводу их участия в общественном труде и егооплате.
Изменения и перемены, которые происходят с исчислением оплатытруда, определяют ответственность и значимость этого участка, а значит и необходимостьего аудита.
Цель данной курсовойработы – углубить теоретические знания и закрепить практические навыки попроведению аудита расчетов с персоналом по оплате труда.
Для успешного выполнения поставленнойцели необходимо решить следующие задачи:
— изучить цель и задачиаудита расчетов с персоналом по оплате труда, а также информационноеобеспечение аудита;
— рассмотреть планпроведения и программу аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
— изучитьзаконодательные основы аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
— изложить этапыпроведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
— раскрыть типичныеошибки при осуществлении расчетов с персоналом по оплате труда;
— показать напрактических примерах возможные нарушения, выявленные по результатам аудита.
Предметом курсовойработы является аудит расчетов с персоналом по оплате труда.
Теоретической базой длянаписания курсовой работы послужили законодательные и нормативные документы,учебники и периодика.
1. Теоретическиеосновы аудита расчетов />/>с персоналом пооплате труда
1.1 Правовоерегулирование оплаты труда в организации
Оплата трударегулируется трудовым законодательством, т.е. Трудовым кодексом РФ, а такжеиными нормативными правовыми актами, содержащие нормы трудового права, это:
— федеральные законы;
— указы ПрезидентаРоссийской Федерации;
— постановленияПравительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительнойвласти, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов РФ;
— акты органов местногосамоуправления и локальные нормативные акты.
Трудовой кодекс – этотоже федеральный закон, однако он имеет приоритет во всем этом списке. Этоозначает, что все иные правовые акты не могут вступать в противоречие с егоположениями.
Трудовой кодекс РФдействует на территории Российской Федерации с 1 февраля 2002г (ред. от25.11.2009). Вместе с тем не отменены многие нормативные акты, принятые ранее,в том числе и нормативные акты бывшего СССР, содержащие нормы трудового права.Применять все эти неотмененные акты следует с осторожностью: только в тойчасти, в какой они не противоречат Трудовому кодексу РФ.
Правовое регулированиеоплаты труда характеризуется сочетанием централизованного, договорного илокального регулирования.
В централизованномпорядке определяется минимальный размер оплаты труда, тарифные ставки идолжностные оклады в бюджетной сфере, порядок оплаты труда при отклонении отнормальных условий труда, порядок исчисления среднего заработка, гарантии вобласти оплаты труда.
Договорноерегулирование оплаты труда осуществляется в двух формах –коллективно-договорной и индивидуально-договорной. Коллективно-договорноерегулирование оплаты труда осуществляется на основе коллективных договоров исоглашений, здесь могут включаться формы, системы и размеры оплаты труда,выплата пособий и компенсаций, дополнительные льготы.
Индивидуально-договорноерегулирование осуществляется на уровне работник-работодатель. Трудовой кодексопределяет трудовой договор как соглашение между работником и работодателем, всоответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу пообусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренныетрудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащиминормы трудового права и в полном размере выплачивать работнику заработнуюплату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашениемтрудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка,действующие у данного работодателя.
Локальными актамиорганизации, как правило, устанавливаются системы оплаты труда, размерытарифных ставок и окладов, доплаты и надбавки к тарифным ставкам (окладам),система премирования. Эти условия могут закрепляться в положении об оплатетруда, положении о премировании и других локальных актах.
Нужно отметить, чтоусловия оплаты труда, закрепленные в коллективных договорах или локальныхактах, не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленнымизаконами и иными нормативными актами.
Если говорить обусловиях оплаты труда работников бюджетных учреждений, то они регулируютсяположениями ст. 135 и 144 Трудового кодекса РФ, введенными с 1 октября 2006года.
Как правило, приопределении объемов финансирования учреждений бюджетной сферы на оплату труда,при разработке законов и иных нормативных правовых актов органы исполнительнойвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны учитывать положенияежегодно издаваемых Российской трехсторонней комиссией по регулированиюсоциально-трудовых отношений Единых рекомендаций по установлению нафедеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда в организациях,финансируемых из соответствующих бюджетов.
Особое значение такихРекомендаций заключается в том, что они определяют единые подходы крегулированию систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, а такженаправления совершенствования оплаты труда, включая параметры индексациизаработной платы.
Единые рекомендациитакже закрепляют основные принципы при формировании размеров и условий оплатытруда работников органами местного самоуправления, это:
— верховенствоКонституции РФ, федеральных законов и общепризнанных норм международного правана всей территории России;
— размеры и условияоплаты труда работников бюджетной сферы не могут быть снижены или ухудшены посравнению с Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иныминормативно-правовыми актами;
— самостоятельноеопределение органами местного самоуправления размеров и условий оплаты трудаработников муниципальных учреждений в пределах своих полномочий;
— осуществлениерегулирования оплаты труда работников на основе тарифной системы дифференциациизаработной платы;
— обеспечениезависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложностивыполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения еемаксимальным размером;
— повышение уровняреальной заработной платы работников учреждений бюджетной сферы.
Построение системыоплаты труда бюджетных учреждений зависит от норм уровня финансирования, атакже некоторых других аспектов.
В частности, здесьможно выделить два уровня регулирования оплаты труда:
- во-первых,это локальные нормативные акты, они призваны определить системы и формы оплатытруда в конкретной организации. В любом случае глава обязан ознакомитьработников при их приеме на работу с действующими локальными актами, а такжепри внесении в эти акты изменений.
- во-вторых,это трудовой договор, заключаемый между работником и работодателем. Напрактике, в договоре фиксируется размер установленного должностного оклада, атакже виды производимых дополнительных и поощрительных выплат с указанием ихразмеров, также в нем определяется права и обязанности сторон, режим труда иотдыха.1.2 Цель, задачи и информационное обеспечение аудита расчетов с персоналомпо оплате труда
Всоответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Обаудиторской деятельности» аудиторская деятельность, (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг,осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Цель аудита расчетов с персоналом пооплате труда заключается в проверке соблюдения действующего законодательства отруде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее,документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов междупредприятием и его работниками.
При этом решается комплекс задач:
1) подтверждениесистемы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов по оплате труда;
2) подтверждениедостоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям иотражения их в учете;
3) установлениезаконности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплатсотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда РФ, другихюридических и физических лиц;
4) проверкаорганизации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда ивзаимосвязи аналитического и синтетического учета;
5) проверкасоблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным срасчетами по оплате труда.
Цель аудитора припроверке оплаты труда – определение сильных сторон контроля, для того чтобыубедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
Основные направлениязаконодательного регулирования расчетов по оплате труда с персоналом можносгруппировать по следующим направлениям:
прием на работу,
увольнение с работыработника,
начисление и выплатазаработной платы,
удержания из заработнойплаты,
депонированиеневыплаченной своевременно заработной платы,
предоставление отпуска,
оплата пособий повременной нетрудоспособности,
прочие вопросы поначислениям и выплатам, приравненным к заработной плате
Государствомустановлены нормы, обязательные для всех экономических субъектов независимо отформ собственности. К таким нормам относятся:
· минимальныйразмер месячной заработной платы и продолжительность трудового отпуска;
· максимальнаяпродолжительность рабочего дня;
· различногорода доплаты при выполнении работ в сверхурочное и ночное время, в выходные ипраздничные дни.
В качестве источников информациииспользуются нормативные и правовые акты, локальные документы организации потруду и его оплате, регистры синтетического и аналитического учета по счетам,бухгалтерская и налоговая отчетность, документы неучётного характера.
Задачами аудитора припроверке оплаты труда являются:
· проверканаличия и соответствие законодательству первичных документов по учету расчётовс персоналом по оплате труда,
· соответствиепоказателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге ибухгалтерском балансе на одну и ту же дату.
Информационная база аудита делится на следующие группы:
1) нормативно-правовые документы:
— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009);
-Налоговый кодекс Российской Федерации часть Iот 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2010);
— Налоговый кодекс Российской Федерации часть IIот 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 19.05.2010);
— «Об обеспечении пособиями по временнойнетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательномусоциальному страхованию». Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255 –ФЗ (сизм. и доп.);
-Федеральный закон «Обобязательном пенсионном страховании на случай временной нетрудоспособности и всвязи с материнством» (в ред. Федеральныхзаконов от 09.02.2009 N 13-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
— «О бюджете Фондасоциального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период2009 и 2010 годов». Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 183-ФЗ (ред. от22.07.2008 N 154-ФЗ);
— Положение обособенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, побеременности и родам граждан, подлежащим обязательному социальному страхованию.Постановление Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 (ред. от 19.10.2009);
— Положение об особенностях порядка исчислениясредней заработной платы. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г.№ 922 (ред. от 11.11.2009);
— «Об утверждении унифицированных форм первичнойучетной документации по учету труда и его оплаты». Постановление Госкомстата РФот 5 января 2004 г. № 1;
2) локальные документы организации, регулирующиевопросы трудовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка, оплаты труда иматериального поощрения. К ним относятся коллективный договор, положение обоплате труда, положение о премировании и материальном стимулировании, правилавнутреннего распорядка, штатное расписание;
3) первичные учетные документы:
— по учету кадров: №Т-1 «Приказ (распоряжение) оприеме работника на работу»;
№ Т-2 «Личная карточка работника»; №Т-2ГС (МС) «Личная карточка государственного (муниципального) служащего»; № Т-3«Штатное расписание»; № Т-4 «Учетная карточка научного, научно-педагогическогоработника»; № Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другуюработу»; № Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику»; №Т-7 «График отпусков»; № Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении)трудового договора с работником (увольнении)»; № Т-9 «Приказ (распоряжение) онаправлении работника в командировку»; № Т-10 «Командировочное удостоверение»;№ Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о еговыполнении»; № Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника»; № Т-12«Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда»; № Т-13 «Табель учетарабочего времени»; № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость»; № Т-51 «Расчетнаяведомость»; № Т-53 «Платежная ведомость»; № Т-53а «Журнал регистрации платежныхведомостей»; № Т-54 «Лицевой счет»; № Т-60 «Записка-расчет о предоставленииотпуска работнику»; № Т-61 «Записка-расчет при прекращении (расторжении)трудового договора с работником (увольнении)»; № Т-73 «Акт о приеме работ,выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполненияопределенной работы».
Также принимаются во вниманиераспоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда,возмездного оказания услуг и др.), договоры личного страхования, на выдачуссуд, продажу товаров в кредит и т.д.
3) регистры синтетического ианалитического учета, которые включают карточки и сводные ведомости позаработной плате, журналы-ордера, обороты по счетам, оборотно-сальдовыеведомости по счетам 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»,69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналомпо оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
4) бухгалтерская и налоговаяотчетность: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о движении денежных средств(форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), налоговыекарточки по учету налога на доходы физических лиц (форма № 1-НДФЛ), справки одоходах физического лица (форма № 2-НДФЛ), индивидуальные карточки по учету ЕСНи взносов на обязательное пенсионное страхование;
5) прочая документация: приказы,распоряжения руководителя, договоры о материальной ответственности, договорызайма, заявления работников, акты проверок ревизионных и налоговых органов,аудиторские заключения.
Проверка расчетов с работниками пооплате труда может осуществляться как в сплошном, так и в выборочном порядке.1.3План и программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда
Планирование и разработка программыаудита играет важную роль в процессе аудита. Аудиторская организация припланировании должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторскойдеятельности «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Планированиеаудита». В последнем, в п. 2.2 предусмотрено, что планирование, являясьначальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторскойорганизацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков исроков проведения аудита (таблица 1), а также в разработке аудиторскойпрограммы, определяющей объем, виды и последовательность осуществленияаудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организациейобъективного и обоснованного мнения (приложение 1).
Таблица 1 Общий план аудита расчетовс персоналом по оплате трудаПланируемые виды работ Период проведения Исполнители Аудит оформления первичных документов 10.02.2010-11.02.2010 Белкин Е.В. Аудит системы начислений заработной платы 10.02.2010-16.02.2010 Жукова А.И. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы 11.02.2010-13.02.2010 Белкин Е.В. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета 13.02.2010-15.02.2010 Белкин Е.В. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды 16.02.2010-17.02.2010 Жукова А.И.
При разработке плана и программынеобходимо принимать во внимание деятельность аудируемого лица, в том числе:
-общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие надеятельность аудируемого лица;
-особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние,требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включаяизменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
-общий уровень компетентности руководства;
-организацию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в томчисле учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
-влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерскогоучета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатовфинансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
-количество территориально обособленных подразделений одного аудируемоголица и их пространственную удаленность друг от друга.1.4 Аудит соблюдениятрудового законодательства
Приступая к проверкерасчетов с персоналом по оплате труда, аудитор должен установить наличиевнутренних нормативных документов, регулирующих трудовые отношения ворганизации, и их соответствие требованиям действующего Трудового кодекса РФ.
Аудиторская проверкасоблюдения трудового законодательства состоит из следующих этапов.
На первом этапеосуществляется проверка внутренних локальных документов по учету труда изаработной платы. Трудовые отношения между работниками и организациейрегулируются коллективным договором – правовым актом, регулирующимсоциально-трудовые отношения в организации или у индивидуальногопредпринимателя и заключаемым работниками и работодателями в лице ихпредставителей (ст. 40 ТК РФ). Порядок ведения коллективных переговоров изаключения коллективного договора регулируется Трудовым кодексом РФ.
Коллективный договорвступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного всамом коллективном договоре (ст. 43 ТК РФ). Действовать он может не более трёхлет, при этом допускается его продление также на срок до трех лет.
В коллективный договоррекомендуется включить дополнительные положения по локальному нормативномурегулированию расчетов с персоналом по оплате труда:
— порядок и размерыначислений стимулирующего характера, в том числе премии за производственныерезультаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональноемастерство, высокие достижения в труде и другие показатели;
— порядок и размерыстимулирующего или компенсирующего характера, связанные с режимом работы иусловиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам за работу в ночноевремя, за совмещение профессий, за работу в тяжелых, вредных условиях труда, заработу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии сзаконодательством РФ.
Выплаты стимулирующегои компенсирующего характера, предусмотренные в коллективном договоре, являютсяэкономически обоснованными в целях признания расходов на оплату труда вналоговом учете.
В организации должныбыть разработаны: Положение об оплате труда, Положение о премировании, Правилавнутреннего трудового распорядка, штатное расписание, график отпусков,должностные инструкции, которые являются локальными нормативными актами. Этидокументы содержат нормы трудового права, обязательные только для конкретнойорганизации или предпринимателя. Принимаются они работодателем самостоятельнопо различным вопросам в пределах его компетенции (ст. 8 ТК РФ).
Положения регулируютправа и обязанности работников и работодателя, рабочее время и время отдыха,формы поощрения работников и правила соблюдения трудовой дисциплины, условиявыплаты заработной платы.
Все внутренниенормативные документы должны быть подвергнуты контролю с использованиемследующих методов аудита:
1) наличиевнутренних нормативных документов по заработной плате: а) документы,оформляющие прием на работу сотрудников (приказы, заявления о приеме на работу,трудовые договоры) – на предмет соответствия их действующему законодательству,устанавливается наличие всех реквизитов при составлении документов,соответствуют ли условия трудовых договоров требованиям трудовогозаконодательства, не ухудшают ли они положение работников;
б) договоры гражданско-правогохарактера (оказания услуг), заключаемые организацией – наличие договоров,заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписямисторон, а также смет и актов выполненных работ;
в) табели учетаиспользования рабочего времени – проверяется количество отработанных дней длякаждого работника, причины неявок на работу и наличие документов,подтверждающих неявки;
2) контрольна соответствие действующему Трудовому кодексу РФ и Налоговому кодексу РФ;
3) полнотаотражения положений, регулирующих вопросы организации учета заработной платы,выплат, режима работы, соблюдения трудовой дисциплины.
При проверке первичныхдокументов устанавливается наличие подписей должностных лиц, правильностизаполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, неоговоренныхисправлений.
На основании табелявыборочно или по каждому работнику проверяется количество отработанныхконкретным работником дней и рассчитывается причитающееся ему вознаграждение.Полученная сумма сверяется с суммой, отраженной в расчетно-платежной ведомости.
Необходимо такжевыяснить, нет ли случаев включения в табель и другие документы вымышленных лиц,нет ли повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам.
На втором этапеизучается штатное расписание организации на соответствие типовой форме, наличиюизменений, вносимых в течение отчетного года, и соответствию списочного составаработников. Штатное расписание организации проверяется на соответствиеунифицированной форме, осуществляется контроль по существу, в том числе арифметическийконтроль. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказомруководителя организации.
Контроль штатногорасписания по существу включает: оформление структуры, штатный состав,численность, перечень должностей, должностные оклады, наличие надбавок,сведения о месячном фонде заработной платы.
На третьем этапе аудитапроводится проверка наличия приказов (распоряжений) о приеме работника наработу и трудовых договоров. Проверка приказов о приеме работника на работуосуществляется с использованием следующих процедур: соответствие типовой форме,указание профессии (должности), наличие испытательного срока, условия приема наработу и характер предстоящей работы, указание оклада.
Основанием для изданияприказа о приеме на работу является трудовой договор, который заключается скаждым работником при приеме его на работу. Аудит трудовых договоровосуществляется на соответствие Трудовому кодексу РФ.
Трудовые договорыдолжны учитывать особенности осуществления трудовой деятельности в данной организации.Указание в трудовых договорах доплат, надбавок и прочих поощрительных выплатявляется обязательным экономическим обоснованием включения данных расходов всостав расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения налогана прибыль. В противном случае, расходы могут быть признаны налоговыми органамиэкономически необоснованными (п.1 ст. 252, ст. 255 НК РФ).
1.5 Этапы проведенияаудита расчетов с персоналом по оплате труда
Заработная платаработника складывается из следующих составляющих:
1) вознагражденияза труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества,качества и условий выполняемой работы;
2) компенсационныхвыплат, а именно за вредность труда, за труд на особых территориях и т.п.;
3) стимулирующихвыплат, а именно премий, надбавок и иных поощрительных выплат (ст. 129 ТК РФ).
Компенсационные выплатыпредоставляются за выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных:
1) выходныеи праздничные дни,
2) сверхурочнаяработа,
3) ночноевремя,
4) припереводе на нижеоплачиваемую работу,
5) втяжёлых и вредных условиях труда,
6) вмногосменном режиме,
7) несовершеннолетнимв связи с сокращением их рабочего дня,
8) приневыполнении норм выработки и изготовлении бракованной продукции не по винеработника,
9) заразъездной характер работы,
10) компенсацияза невыплаченную в срок зарплату.
Стимулирующие доплатыпредоставляются за:
1) совмещениепрофессий (должностей),
2) увеличениеобъёма выполняемых работ,
3) профмастерство,
4) высокийуровень квалификации,
5) выслугулет,
6) классность.
Вознаграждение за труди стимулирующие выплаты устанавливаются на договорном или локальном уровнях –трудовым и (или) коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативнымиактами работодателя.
Основания длякомпенсационных выплат и их минимальные размеры устанавливаются законами ииными нормативными правовыми актами, а конкретные размеры фиксируются влокальных документах организации. При этом они не могут быть ниже нормативноустановленных размеров.
Проверка внутренних нормативныхдокументов организации подтверждает соблюдение действующих норм и правилтрудового законодательства, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Однако дляподтверждения правильности документального оформления расчетов, веденияаналитического и синтетического учета, достоверности задолженности по расчетамс персоналом по оплате труда необходимо проведение детального исследованиясистемы бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетных операций. Аудитрасчетов с персоналом по оплате труда включает ряд последовательных этапов.
Аудитор осуществляетконтроль трудовой дисциплины и учета отработанного времени на основании ведениятабельного учета. Он заключается в ежедневной регистрации явок на работу, уходас нее, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины, а также часовпростоя и часов сверхурочной работы.
Такой учет бухгалтеросуществляет в табеле учета рабочего времени (форма № Т-13). Проверяют табелина соответствие типовой форме, отметки о причинах неявок на работу или о работев режиме неполного рабочего дня, о работе в сверхурочное время, отметки офактически отработанном времени и днях в месяце.
Далее необходимопроверить правильность начисления заработной платы по расчетно-платежнойведомости, расчетным листкам, лицевым счетам. При этом, помимо подтвержденияосновного заработка, аудитор должен подтвердить обоснованность выплат работникуи проверить наличие оправдательных документов, подтверждающих прочие выплатыработникам, например, наличие справки-расчета бухгалтерии на доплаты при отклоненииот нормальных условий труда, приказов руководителя о премировании, заявлений иприказов руководителя о выдаче материальной помощи и т.д.
Правильность начислениязаработной платы за отработанное время аудитор устраняет при взаимной сверкеданных с табелем учета рабочего времени. Все документы по начислению заработнойплаты проверяются следующим образом: наличие необходимых форм и видовдокументов, соответствие их унифицированным формам и правильность заполнениядокументов, обоснованность начислений заработка, правильность арифметическихрасчетов. При этом арифметическая проверка правильности начисления заработнойплаты осуществляется как по каждому работнику, так и общему фонду оплаты трудаза месяц.
На следующем этапеаудита проводится контроль за правильностью начисления пособий по временнойнетрудоспособности и отпускных работникам. Аудит осуществляется выборочнымспособом. Аудитор проводит следующие процедуры:
1) наличиедокументального подтверждения начисления пособий по временной нетрудоспособностии отпускных (заявления, приказы, больничные листы);
2) соблюдениезаконности начисления выплат в соответствии с действующим законодательством иТрудовым кодексом РФ (стаж работы, соблюдение максимального размера пособия повременной нетрудоспособности, количество дней отпуска);
3) документальнаяпроверка начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных(наличие листков нетрудоспособности, расчет отпускных и их оформление);
4) арифметическаяпроверка расчетов пособий по временной нетрудоспособности и отпускных(пересчитываются суммы, указанные бухгалтером).
В процессе аудитарасчетов по оплате труда осуществляется проверка удержаний из заработной платы:
— обязательныхудержаний из заработной платы (начисление налога на доходы физических лиц иудержания по исполнительным листам);
— удержания поинициативе работника (профсоюзные взносы, удержания сумм по кредитам, ссудам,удержание материального ущерба и т.д.).
При проверкеобязательных удержаний из заработной платы, в частности НДФЛ, аудитор долженруководствоваться главой 23 Налогового кодекса РФ, обращая внимание на точностьвзыскания и полного перечисления налогов в целом и по каждому работнику,устанавливая обоснованность применения налоговых вычетов по налогу на доходыфизических лиц, а так же является ли работник штатным работником или работаетпо совместительству. Определяются наличие других удержаний из заработной платыи правильность расчета суммы налога на доходы физических лиц с доходаработника. При этом следует помнить: другие удержания из дохода работника неуменьшают налогооблагаемую базу по НДФЛ.
Аудитор проверяетсоблюдение исчисления налогооблагаемого дохода, в соответствии с которымработник имеет право на налоговые вычеты, а также устанавливает своевременностьперечисления НДФЛ. В соответствии с действующим законодательством налог долженбыть уплачен в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличныхденежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетоворганизации в банке на счета работников.
Следующим этапом аудитаявляется проверка правильности расчета суммы заработной платы, подлежащейвыплате работнику после удержаний. Для этого в расчетно-платежной ведомостивыборочным путем аудитор рассчитывает суммы к выдаче путем вычитания из начисленногозаработка общей суммы удержаний. Сумма в расчетно-платежной ведомостисопоставляется с суммами к выдаче в платежной ведомости. Для выплаты заработнойплаты могут оформляться расходные кассовые ордера.
Проводя проверкурасчетов, аудитор путем документальной проверки должен установить правильностьи обоснованность сумм депонентской задолженности, имеющейся на счетахорганизации, причины ее невыплат, а также обратить внимание на наличие суммзадолженности, по которой истек срок исковой давности. Такие суммы списываютсяна основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказаруководителя организации.
На заключительном этапеаудита осуществляется проверка организации бухгалтерского учета расчетов сперсоналом по оплате труда по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».Далее осуществляется общая проверка реальности сальдо по счету 70 «Расчеты сперсоналом по оплате труда» в бухгалтерском учете, Главной книге ибухгалтерском балансе.
Необходимо проверитьвыборочно на одну и ту же дату:
— сальдо по счетам позаработной плате в Главной книге с соответствующими статьями в балансе;
— установитьсоответствие данных журнала операций расчетов по заработной плате и данныхрасчетно-платежной ведомости;
— сверить суммызаработной, выданные работникам из кассы, путем сопоставления данных журнала посчету «Касса» и дебетовых оборотов Главной книги за каждый месяц.
Аудит расчетов постраховым взносам в фонды проводится на основании ФЗ № 212 от 24.07.09 «Остраховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ, ТФОМС РФ» и включает в себяпроверку правильности начисления страховых взносов с выплат, осуществляющихсяорганизацией в пользу своих работников, отражения на счетах бухгалтерскогоучета начисленных сумм. Аудитору необходимо проверить:
— правильность определенияфонда оплаты труда для начисления стра-ховых взносов;
— правильностьприменения ставок страховых взносов;
— своевременность иполноту перечисления взносов;
— правильность иобоснованность использования льгот;
— правильностьотражения в бухгалтерском учете операций по начислению страховых взносов вфонды;
— соответствие записейаналитического и синтетического учета записям в Главной книге и балансе;
— правильность исвоевременность составления форм отчетности по страховым взносам в фонды исвоевременность их представления.
/>1.6 Типичные ошибки/>/>/>/> Для аудитора очень важно знать наиболеераспространенные ошибки и нарушения, которые встречаются при расчетах по оплатетруда.Типичные ошибки, которые выявляются входе проверки расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям,следующие:
- отсутствиеобязательных системных документов, связанных с оплатой труда (Положения пооплате труда, Положения по премированию, штатного расписания, приказов,трудовых договоров, трудовых книжек, табелей учета рабочего времени и пр.)
- неприменяются типовые формы первичных документов по оплате труда;
- несоблюдениеусловий труда, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (непредоставление отпускаили предоставление его менее установленной продолжительности, принуждение ксверхурочной работе, невыплата заработной платы в установленные сроки),
- несоответствиеначисленной заработной платы или стимулирующих выплат условиям трудовыхдоговоров, действующих в организации положениям,
— неправильноеначисление доплат, установленных Трудовым кодексом,
— неправильноеисчисление среднего заработка,
— неправильноеисчисление причитающихся работнику компенсаций (в частности за неиспользованныйотпуск),
— отсутствуют документы, подтверждающие начисление и удержание заработной платы;
— допущены ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, повременной нетрудоспособности и др.);
— ненадлежаще ведется учет (неправильная корреспонденция счетов, расхождениямежду данными аналитического и синтетического учета и т.п.).
аудит оплата труд
2. Практическоезанятие2.1 Аудит операций сосновными средствами
/>
Задание:
-проверить правильность оформленияактов приемки-передачи основных средств и акта на списание основных средств;
-провести сверку данных первичныхдокументов и бухгалтерских регистров;
-проверить правильность начисленияамортизации объектов основных средств, а также определения финансовогорезультата от их реализации (данные по сч.91 и 99 взять из задания 11);
-сформулировать выводы для отчетааудитора.
Решение
В счете-фактуре неуказаны реквизиты платежно-расчетного документа и его дата.
В акте на списаниесварочного аппарата нет записей подтверждающих затраты и оценку.
В акте приемки-передачиуказана первоначальная стоимость ВАЗ-2108 в 124 474,58 руб., а воборотно-сальдовой ведомости -128 135 руб. расхождение между данными суммамисоставляет 3 660,42 руб.
В счете- фактуре указанастоимость автомобиля ВАЗ-2108 в сумме 124 474,58 руб., что соответствуетстоимости, указанной в акте приемки-передачи.
Аудитору необходимовыяснить причину расхождения сумм.
Нет документов насписание здания инв. № 002 в сумме 50 000 руб.
Это нарушение. Суммувзыскать в бюджет и оштрафовать руководителя предприятия и главного бухгалтера.
По сальдовой ведомостипроходит сумма обслуживания выбытия объектов ОС в сумме 151 330 руб., а посчету 91 указана сумма 35 344,13 руб. расхождение составляет 115 985,87 руб.
Согласно актуприемки-передачи первоначальная стоимость домкрата составляла 35 000 руб., анорма амортизации – 14%. Таким образом при линейном способе начисленияамортизации износ составил 4900 руб. (35000*14/100). В документе же указанасумма амортизации в 7 344 руб.
Расхождение составляет2 444 руб.
Причем, во всехдокументах указана сумма амортизации в размере именно 7 344 руб.
Невозможно проверитьправильность начисления амортизации по сварочному аппарату, т.к. отсутствуютданные по ее начислению. Аудитор обязан запросить данные сведения у руководстваООО «Вымпел».
Заключение аудитора
В ходе проверкиопераций с основными средствами ООО «Вымпел» были выявлены следующие нарушения:
— в счетах-фактурахотсутствует дата и номер платежного документа по расчетам за проданные основныесредства;
— по ведомости проходитВАЗ – 2108 стоимостью 128 135 руб., а по акту и счету- фактуре по стоимости 124474,58, что завышает стоимость автомобиля на 3 660,42 руб.
— нет документов нареализацию здания в размере 50 000руб.
— необоснованноначисление амортизации по сварочному аппарату;
— нет подтверждающихзаписей по начислению амортизации гидравлического пресса. Поставлена сумма 7 344,а по расчетам она должна составлять 4 900 руб.
Необходимо составитьписьмо руководству предприятия с просьбой о письменном разъяснении данныхфактов.
Выявленные нарушениядолжны быть ликвидированы в течение двух недель с даты обнаружения.
При отказе отобъяснений и исправлений по выявленным нарушениям Руководителю грозит штраф вразмере 5 000 руб. Виновным лицам – выговор вплоть до увольнения. Главномубухгалтеру штраф до 5 000 руб.
Выявленные суммыподлежат изъятию в бюджет и штраф в размере ошибки учетных записей.2.2 Аудитопераций с материально-производственными запасами
/>
Задание:
-провести сверку данных первичныхдокументов, материального отчета и бухгалтерских регистров; проверитьправильность расчета фактической себестоимости отпущенных в производство иреализованных МПЗ (данные по сч.91 и 99 взять из задания 11);
-сформулировать выводы для отчетааудитора.
Решение
По данным сверкипервичных документов с отчетными записями аудитором выявлены следующиенарушения:
— Сталь листовая подокументам (требованиям и счету-фактуре) имеет стоимость 34 250,85 руб. (9600 +21 600 + 3050,85), по отчету бухгалтера отражено лишь 33 705 руб. расхождениесоставляет 545,85 руб.;
— По требованиямотпущено в производство материалов общей стоимостью 41 341,38 руб. (По первомутребованию-накладной № 6 – 14 982,50 руб., по требованию-накладной № 7- 39 485,50руб.), а по отчету – 41 981,40 руб. расхождение составляет 640,02 руб. всторону удорожания отпущенных в производство материалов. Необходимо выяснитьоткуда взялась и куда пошла данная сумма.
— По счету-фактуре инакладной №8 продали материалы на 5 247,46 руб. без НДС (3050,85 + 2196,61), апо счету 10 показана сумма в размере 4 305 руб. расхождение составляет 942,46руб.
По счету же 91 прошласумма реализации 5 249,54 руб., а фактически 5 247,46 руб., расхождение на 2,08руб.
Стоимость проданногоуголка 40*40 в счете – фактуре и накладной отражено в сумме 2 196,61 руб. безНДС, а по отчету бухгалтера – 1 800 руб. Расхождение составляет 3 96,61 руб.Выяснить причину расхождения. 2.3 Аудит расчетов пооплате труда
/>
Задание:
-проверить правильность начисления ивыплаты заработной платы, расчета удержаний из заработной платы;
-проверить правильность начисления иуплаты НДФЛ, а также ЕСН;
-провести сверку данных расчетнойведомости, платежной ведомости и РКО (данные взять из задания 2) ибухгалтерских регистров;
-сформулировать выводы для отчетааудитора.
Решение
При начислении НДФЛ Иванову Д.С.сумма налога составила по документам 2 366 руб., а по расчету аудитора 2 496руб. ((15 300 + 4900) – 300*2 — 400) = (20 200 — 1000*13/100)). Недоначисленналог в сумме 130 руб.(2 496 – 2 366 руб.).
На данную сумму необходимо сделатьдополнительную проводку Д-т 20 К-т 68/1 – 130 руб.
При этом к выдаче Иванову Д.С.положено не 17 834 руб., а 17 704 руб.
На сумму 130 руб. необходимо сделатьсторнирующую запись Д20 К70.
По расчетной ведомости Иванову Д.С.начислено 4 900 руб. по больничному листу. Согласно действующегозаконодательства по среднемесячной фактической зарплате исходя из календарныхдней Ливановой Т.П. положено 5 832,72 руб. (18000+18300+18300+18300+ 18700+18700+18940+18940+18940+19200+19200+19800+5000)/366=732,84руб.
Сумма по больничному листу = 732,84*8= 5 832, 72 руб.
Недоначислено 932,72 руб.
Доначисление оформляется проводкойД-т 69 К-т 70 932,72 руб.
Отпускные Ливановой Т.П. по ведомостисоставили 14 000 руб.
Среднемесячная заработная плата дляначисления отпускных за 2008г. составила 15 000 + 15000 + 15400 + 15400 + 15700+ 15700 + 15700 + 15840 + +15840 + 15840+ 16200 +16200 +7000 = 210660 /347,5рабочих дней в 2008г. = 606,22руб.
Отпускные за февраль = 606,22*28 = 16974,16 руб.
Недоначисленно 16 974,16 – 14 000 = 2974,16 руб.
Доначисление необходимо оформитьпроводкой Д-т 20 К-т 70- 2 974,16 руб.
По расходному ордеру № 34 отпускныевыплачены в сумме 3 752 руб.
Сумма отпускных прописью в расходномордере записана в две тысячи рублей.
Расхождение между начисленной ивыплаченной по расходному ордеру суммой в 3752 руб. составляет 10 248 руб.
Нет расчета отпускных для проверкиправильности их начисления.
Необходимо запросить по этому поводуразъяснения руководства ООО «Вымпел».
За нарушение порядка ведения учетныхзаписей руководителю предприятия выписать штраф в размере от 5 000 до 15 000руб.
Также и главному бухгалтеру.
Исправление в учетных записях иотчетности необходимо сделать в течение 2-х недель.
Заключение
Исходя из поставленнойв начале работы цели и сформулированных задач, первая глава курсовой работыпосвящена изучению теоретических основ аудита расчетов с персоналом по оплатетруда. При этом были изучены цель и задачи аудита расчетов с персоналом пооплате труда, а также информационное обеспечение аудита.
Цель аудита расчетов сперсоналом по оплате труда заключается в проверке соблюдения действующегозаконодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержанийиз нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетовмежду предприятием и его работниками.
Основным нормативнымдокументом, регулирующим учет расчетов с персоналом по оплате труда, являетсяТрудовой кодекс Российской Федерации. Он определяет отношения по организации труда, трудоустройству, профессиональнойподготовке, переподготовке и повышению квалификации, социальному партнерству,материальной ответственности работодателей и работников, надзору и контролю засоблюдением трудового законодательства, а также разрешению трудовых споров.
Впервой главе был также рассмотрен порядок планирования аудита расчетов сперсоналом по оплате труда. Планирование и разработка программыаудита играет важную роль в процессе аудита. Насколько правильно будетпоставлено начало аудита, настолько меньше будет аудиторский риск.
Далее были рассмотреныэтапы проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда. На первом этапеаудитор осуществляет контроль трудовой дисциплины и учета отработанного временина основании ведения табельного учета. На втором этапе аудитор проверяетправильность начисления заработной платы по расчетно-платежной ведомости,расчетным листкам, лицевым счетам. При этом помимо подтверждения основного заработка,аудитор должен подтвердить обоснованность выплат работнику и проверить наличиеоправдательных документов, подтверждающих прочие выплаты работникам.
На следующем этапеаудита проводится контроль за правильностью начисления пособий по временнойнетрудоспособности и отпускных работникам. Аудит осуществляется выборочнымспособом.
Далее в процессе аудитарасчетов по оплате труда осуществляется проверка удержаний из заработной платы.Аудитор устанавливает обоснованность применения налоговых вычетов по налогу надоходы физических лиц, а так же является ли работник штатным работником илиработает по совместительству, определяются наличие других удержаний.
На заключительном этапепроверяется правильность расчета суммы заработной платы, подлежащей выплате работникупосле удержаний. Для этого в расчетно-платежной ведомости выборочным путемаудитор рассчитывает суммы к выдаче путем вычитания из начисленного заработкаобщей суммы удержаний. Далее осуществляется проверка организации бухгалтерскогоучета расчетов с персоналом по оплате труда по счету 70 «Расчеты с персоналомпо оплате труда», реальности сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплатетруда» в бухгалтерском учете, Главной книге и бухгалтерском балансе.
На завершающем этапенаписания теоретической части курсовой работы были описаны типичные ошибки,выявленные при аудите расчетов с персоналом по оплате труда.
Список использованныхисточников
1. Российская Федерация. Закон. Обаудиторской деятельности: федер. закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ.
2. Налоговыйкодекс Российской Федерации: часть Iот 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2010); часть IIот 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 19.05.2010).
3. Трудовойкодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от25.11.2009).
4.Положение «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»,утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 (ред.от 11.11.2009);
5.«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учетутруда и его оплаты». Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1
6. Российская Федерация. Закон. Обобеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родамграждан, подлежащих обязательному социальному страхованию: федер.закон:подписанный Президентом России 29 декабря 2006 г.- № 255-ФЗ.
7. Положение «Об особенностях порядкаисчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родамгражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию», утвержденноеПостановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 (ред. от 19.10.2009).
8. Положение оназначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей,утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г.№ 865.
9. План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден приказом Минфина РФот 31.10.2000 г. № 94н.
10. Масленникова, Л.А. Расчеты сперсоналом в примерах / Л.А. Масленникова Л.А.- М.: ООО ИИА «Налог Инфо», 2008.
11. Парушина, Н.В. Аудит: основыаудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: учебное пособие/ Н.В. Парушина, Е.А. Кыштымова. – М.: ФОРУМ, 2009.
12. Панкова С.И. Международные стандартыаудита. м.: Экономистъ, 2008.
14. Чаннов С.Е., Пресняков В.М.Оплата труда. Гарантии и компенсации. Новые правила. – М.: Изд. «ГроссМедиа», — 2008.
15. Подольский, В.И. Аудит: Учебникдля вузов / под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2008.
16. Филина, Ф.Н. Трудовой кодекс длябухгалтера / под ред. Ф.Н. Филиной.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ГроссМедиа:РОСБУХ, 2009.
Приложение
Программааудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате трудаПроверяемая организация Период аудита Количество человек- часов Руководитель аудиторской группы Иванов А.А. Состав аудиторской группы Петров Е.П. 1 Анализ учетной политики 001 2
Проверка обоснованности начислений за особые условия труда:
а) сверхурочные работы и работу в ночное время;
б) работу в выходные и праздничные дни;
в) выполнение работ с тяжелыми и вредными условиями труда;
г) работы в районах с неблагоприятными климатическими условиями 002 3 Проверка правильности документирования и оплаты простоев 003 4 Проверка правильности документирования и оплаты работы в случае брака 004 5 Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей 005 6 Проверка правильности расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ 006 7 Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц 007 8
Проверка правильности образования и корректировки резервов:
на предстоящую оплату отпусков работников;
на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
на выплату вознаграждений по итогам года 008 9 Проверка правомерности применения исчисления НДФЛ 009 10 Определение соответствия применяемых ставок НДФЛ действующему законодательству 010 11 Проверка правильности удержаний по исполнительным листам 011 12 Проверка обоснованности расходов организации по подготовке и переподготовке кадров и правильности отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) 012 13 Проверка правильности исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды и своевременность их перечисления по назначению 013 14 Проверка правильности удержаний по исполнительным листам 014 15 Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета 015 16 Проверка правомерности отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) выплат, начисленных персоналу организации 016 17 Проверка правильности отнесения страховых взносов во внебюджетные фонды на себестоимость продукции (работ, услуг) 017 /> /> /> />
Руководитель аудиторской фирмы ИвановА.А.