Камчатскийгосударственный технический университет
Заочныйфакультет
Кафедрабухгалтерского учёта и финансов
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине«Международные стандарты аудита»
Вариант № 8
Выполнил
студентка группы 04 БУ – ЗФ
Уч. шифр 041 БУ 678
Проверил
преподаватель
доцент кафедры БУ и Ф
Ножкина
Петропавловск-Камчатский
2008 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………….……......3
1. Для чегоприменяется уровень существенности, установленный аудитором ……………………………………………………….……………………...4
2. В чем заключаются риски выборочного метода …………………..…..…....7
3. Как распределяются обязанности и ответственность между аудитором иклиентом при подготовке финансовой отчетности ……………………………………..…..9
4. Каковы основные элементы отчета аудитора по специальным аудиторскимзаданиям…………………………………………………………………………………11
5. ХарактеристикаМСА № 210 «Условия аудиторских заданий (обязательств) и его связь с аналогичнымотечественным
правилам (стандартам) аудиторской деятельности………..…………14
Список используемой литературы………………………………………….….......18
Введение
Современный аудит по правуможно назвать мощным средством повышения эффективности российской экономики,придания ей открытости, ее интеграции в общемировую экономическую деятельность,достижения Россией признанного места среди ведущих экономических держав мира.
Поэтому на сегодняшнийдень одной из первоочередных задач российских аудиторов признана полнаястандартизация аудиторской деятельности, важную роль при осуществлении которойдолжно сыграть приближение качества отечественных стандартов аудита к егомеждународным аналогам.
Переход на международныестандарты бухгалтерского учета и аудита отвечает долгосрочным экономическиминтересам России. Динамичное развитие российского аудита обеспечиваетвнедрением в практику с 2001 года федеральных правил (стандартов) аудиторскойдеятельности, в полной мере соответствующих международным стандартамаудиторской деятельности. Процесс этот еще не завершен, но уже даетположительные результаты: успехи российских фирм и предприятий намеждународных фондовых биржах и другие достижения были ли бы невозможны безпроведения стандартизации условий финансовой деятельности и осуществленияроссийского аудита в соответствии с международными требованиями ипредставлениями.
Общественная значимостьаудита усиливается тем, что инвестиционная деятельность предпринимателей –внешних пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности – зачастуюнаходится в прямой зависимости от заключений аудиторов о ее достоверности,неуклонного следования требованиям нормативно-этических документов (Кодексапрофессиональной этики Международной федерации бухгалтеров и Кодексапрофессиональной этики аудиторов России).
На профессиональноесуждение аудиторов полагаются не только инвесторы, но и кредиторы, специалисты фондового рынка, руководители фирм и предприятий, представители СМИ иобщественности. Это придает аудиту статус важнейшего средства контроляфинансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности во всех сферахэкономики, которая позволяет не только выразить мнение о достоверностифинансовой отчетности аудируемых лиц, но и выработать рекомендации по болеерезультативному и эффективному использованию частных и государственныхтрудовых, сырьевых, организационных и интеллектуальных ресурсов.
1. Для чего применяется уровень существенности, установленный аудитором?
При разработке плана аудита аудиторустанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенныхискажений.
Согласно первоначальному вариантуроссийского стандарта уровень существенности должна была определять организацияв соответствии с внутренними инструкциями или стандартами. Новый вариантстандарта не содержит определения уровня существенности, хотя в прежнемнациональном стандарте оно имело место и соответствовало международнымпонятиям. В первоначальном варианте под уровнем существенности понималось топредельное значение ошибки в бухгалтерской отчетности, начиная с которогоквалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятностиперестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и приниматьправильные экономические решения.
Аудитору следует принимать во вниманиесущественность при определении характера, сроков проведения и объемааудиторских процедур, а также при оценке последствий искажений.
При оценке достоверности финансовой(бухгалтерской) отчетности аудитор должен установить, является ли совокупностьнеисправленных искажений, выявленных в ходе аудита, существенной.
Уровень существенности (материальности)представляет собой предельно допустимый уровень возможного искажения отдельнойстатьи или финансового показателя в отчетности, а также финансовых результатовв целом. Либо максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может бытьпоказана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная,т.е. не вводящая пользователей в заблуждение.
Существенность (материальность) ваудите имеет две стороны: качественную и количественную. Качественная сторонапозволяет определить, носят ли существенный характер отмеченные в ходе проверкиотклонения порядка совершенных экономическим субъектом финансовых ихозяйственных операций от требований нормативных актов, действующих вРоссийской Федерации. Количественная сторона позволяет оценить, превосходят липо отдельности и в сумме обнаруженные отклонения количественный критерий –уровень существенности. Уровень существенности связан со степенью аудиторскогориска и между ними существует обратная зависимость.
Порядок определения уровнясущественности должен быть оформлен документально и применяться на постояннойоснове после решения исполнительного органа аудиторской организации.
Такой внутренний документ должен бытьоткрытым (несекретным). Предполагается, что открытость сведений о порядкесущественности позволит заинтересованным лицам периодически контролировать, неменяет ли аудиторская организация этот порядок.
Поскольку методы, применяемые прирасчете уровня существенности, являются коммерческой тайной аудиторскойорганизации, утверждению и раскрытию подлежат лишь основные аспекты этихметодов, а детализированная информация о них по внешнему запросу непредоставляется
Документ, которым регламентируетсяопределение уровня существенности, может быть изменен только в том случае, еслидля этого возникнут достаточно веские причины.
Значение уровня существенности должнобыть определено по каждой аудиторской проверке по завершении этапа планированияаудиторской проверки. Полученное значение уровня существенности в обязательномпорядке фиксируется в общем плане аудита. Аудиторы имеют право изменить(скорректировать) значение уровня существенности в случае выявленияобстоятельств, которые станут известны ему по ходу проверки. Любыекорректировки данного показателя в ходе проверки должны быть отражены в рабочейдокументации проверки.
Уровень существенности следуетприменять не как единый показатель, а как набор различных значений уровнясущественности. Установленных для наиболее значимых статей баланса, дляопределения которых необходимо проанализировать структуру баланса и выделить статьи.Имеющие наибольший удельный вес в валюте баланса.
Вероятные искажения в статьяхбухгалтерской отчетности могут иметь разнонаправленный характер. Статьи активаи пассива баланса могут быть как занижены. Так и завышены. Согласномеждународной практике аудита большее внимание нужно уделять проверкебалансовых статей актива и пассива. Отсюда следует вывод, что российскиеэкономические субъекты, рассматривающие свою бухгалтерскую отчетность каксредство общения с зарубежными партнерами, при ее составлении также будутруководствоваться международными принципами. Соответственно при проверкебухгалтерской отчетности аудиторы могут ориентироваться на международнуюпрактику.
Аудитор должен не только подразделитьобщий показатель уровня существенности по значимым статьям баланса, но иустановить уровень его допустимого значения для завышения и занижения, т.е.определить максимально допустимую ошибку в дебетовых и кредитовызх оборотах посчету, сальдо которого участвует в формировании проверяемой статьи бухгалтерскогобаланса.
Выявленные аудитором отклонения могутбыть существенными не только количественно, но и качественно. Пользователейбухгалтерской отчетности в первую очередь волнуют вопросы продолжениядеятельности экономического субъекта. Они должны быть уверены, что отсутствуюти не возникнут в обозримом будущем обстоятельства, которые могут привестиэкономический субъект к банкротству.
Аудитор обязан сделать вывод, чтоотчетность проверяемого экономического субъекта не может быть признанадостоверной, если выполняется хотя бы одно из двух условий:
1. отмеченные в ходе аудита ипредполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного вышеуровня существенности;
2. качественные отклонения учетаи отчетности от требований нормативных актов существенны.
В то же время уровень существенности неследует рассматривать как строгую величину, с которой сопоставляются найденныеошибки. Сравнение должно проводиться по порядку величин. Если найденные ипредполагаемые ошибки в 2-3 или более раз меньше определенного типовымипроцедурами аудиторской организации уровня существенности (и нет серьезныхнарушений законодательства), аудитор может выдать клиенту положительноезаключение. В случае обнаружения существенных нарушений клиенту может бытьпредоставлена возможность внести изменения в учет и отчетность, после чегоотчетность повторно подвергнется аудиту.
2 В чем заключаются риски выборочного метода?
«Выборочный метод аудита» можноопределить как применение аудиторских процедур менее чем к 100 % совокупности проверяемыхэлементов.
При определении размера (объема)выборки аудитор должен оценить:
1. риск выборки;
2. уровень допустимой ошибки;
3. уровень ожидаемой ошибки.
Риск выборки означает вероятность того,что заключение аудитора.
Основанное на выборке, будет отличатьсяот заключения, которое было бы сделано, если бы генеральная совокупность былаподвергнута той же аудиторской процедуре.
Риск выборки следует отличать от инойразновидности аудиторского риска, не связанного с применением выборочногометода. Так, на качество проведенной аудиторской проверки, степень выявленныхнарушений оказывает влияние уровень компетентности и квалификации аудитора втех или иных вопросах.
Риск выборки имеет место в случаеприменения как тестов контроля, так и процедур по существу. При этом как вмеждународном, так и в отечественном стандартах различают риски первого ивторого рода.
Так, при применении тестов контроляразличают следующие риски выборки:
1. риск ниже уровня доверия – риск того, что после выборочно проведенныхтестов контроля аудитором будет сделан вывод о ненадежности системы контроляклиента, в то время как в действительности такая система надежна;
2. риск выше уровня доверия – риск, обратный предыдущему.
При использовании процедур по существу выделяютследующие риски выборки:
1. риск неверного отклонения – риск того, что результаты проведенноговыборочного исследования будут свидетельствовать о том, что отраженные в учетесальдо счета или класс хозяйственных операций содержат существенную ошибку, вто время как в действительности такой ошибки нет;
2. риск неверного принятия (одобрения) – риск, обратный предыдущему.
Риски первого рода приводят кнеобходимости выполнения аудитором дополнительных и излишних аудиторскихпроцедур либо дополнительной работы самим клиентом для того, чтобы установить,что первоначальный, сделанный аудитором. Вывод о наличии ошибки илиненадежности системы контроля был необоснованным. Тем не менее, риски первогорода вызывают меньшие опасения, чем риски второго рода, поскольку в результатеможет оказаться неправильным, а существенные нарушения и недостатки системыконтроля клиента не будут вскрыты.
Очевидно, что риск выборки находится вобратном отношении к объему выборки: чем больше последний, тем меньше риск,связанный с применением выборочного метода, и наоборот.
3. Как распределяются обязанности и ответственность между аудитором иклиентом при подготовке финансовой отчетности?
При осуществлении профессиональной деятельности аудитор долженруководствоваться требованиями «Кодекса этики профессиональных бухгалтеров»Международной федерации бухгалтеров.
Этические принципы аудитора заключаются в следующем:
— независимость. На мнение аудитора, при проведении проверки, не должнооказываться никакого влияния, оно должно быть независимым. Беспристрастностьаудитора на практике, как говорят, относительна. Однако законодательствомразных стран устанавливаются определенные требования к аудиторам с цельюобеспечения их максимальной независимости;
— честность;
— объективность. На практике возможен случай, когда аудитор можетиспытывать чувства личной симпатии или антипатии по отношению к проверяемым, нопри этом требование объективной и беспристрастной оценки их деятельности (приформировании мнения о достоверности проверяемой финансовой отчетности) не позволяетчувствам аудитора «брать верх» над его разумом;
— профессиональное поведение (аудитору необходимо содействоватьукреплению и возрастанию собственности клиента, он является «помощником вделах, а не ревизором»; ему запрещается разрывать трудовой договор с фирмой входе проверки, обсуждению с клиентом условия оплаты своего труда илииспользовать свои отношения с клиентом в своих личных целях, а также извлекатьличную выгоду из знания коммерческой тайны);
— соответствие работы аудитора профессиональным стандартам;
Планирование и результаты применения аудиторских процедур отражаются врабочих документах аудитора.
Аудитор отвечает за формирование и выражение мнения относительнофинансовой отчетности. Аудируемое лицо несет ответственность за формирование ивыражение мнения относительно финансовой отчетности. Аудируемое лицо несетответственность за подготовку и представление финансовой отчетности.
Данный принцип имеет очень важное значение, поскольку не всегдаруководство клиента правильно представляет себе сущность и, главное, объемответственности аудитора. В связи с этим на практике встречаются конфликтныеситуации. Поэтому ответственность за подготовку отчетности и выражение мнения оее достоверности следует четко разграничивать.
Рекомендациив отношении цели и общих принципов, регулирующих аудит финансовой отчетности,приведены в МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовойотчетности». В стандарте определено, что аудит финансовой отчетности призвандать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансоваяотчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленнымиосновами финансовой отчетности.
В разделе «Ответственность за финансовую отчетность»специально оговорена ответственность руководителя экономического субъекта заподготовку и представление финансовой отчетности.
Российским аналогом данного международного стандартаявляется правило (стандарт) № 1 «Цели и основные принципы аудита финансовой(бухгалтерской) отчетности*. По содержанию оба документа в целом совпадают,хотя в отечественном стандарте отсутствует требование о следовании техническимстандартам. В ПСАД № 1 определена цель аудита.
4. Каковы основные элементы отчета аудитора по специальным аудиторскимзаданиям?
Согласно МСА 800 аудитордолжен проверить и оценить выводы, сделанные на основе аудиторскихдоказательств, полученных в ходе аудиторского задания для специальных целей, вкачестве базы для выражения мнения. Отчет (заключение) должен содержать ясновыраженное в письменном виде мнение.
В разделе «Общие соображения» содержитсятребование, согласно которому до того как приступить к аудиторскому заданиюдля специальных целей, аудитор должен убедиться в достижении согласия склиентом относительно точного характера задания, а также формы и содержанияотчета (заключения), который будет выпушен. В атом разделе перечислены основныеэлементы отчета (заключения) аудитора по аудиторскому заданию для специальныхцелей: название; адресат; открывающий или вводный абзац (указание проаудированнойинформации; заявление об ответственности руководства субъекта иответственности аудитора); абзац, описывающий объем (ссылка на МСА применимые каудиторскому заданию для специальных целей; описание работы, выполненнойаудитором); абзац, выражающий мнение по поводу финансовой информации; датаотчета (заключения); адрес аудитора; подпись аудитора.
В МСА 800 включен раздел «Отчеты (заключения) по финансовойотчетности, подготовленной в соответствии со всесторонними основамибухгалтерского учета, отличными от Международных стандартов финансовойотчетности или национальных стандартов».
От аудитора требуется, чтобы он рассмотрел, явствует лииз названия или примечаний к финансовой отчетности, что данная отчетностьподготовлена не в соответствии с МСФО или национальными стандартами.
В разделе «Отчеты (заключения) по компонентам финансовойотчетности» рассматриваются случаи, когда от аудитора может потребоватьсявыразить мнение по поводу одного или нескольких компонентов финансовойотчетности (по поводу дебиторской задолженности, товарно-материальных запасов,начисления премий работникам или резерва дли уплаты подоходного налога). Тем неменее по окончании подобной проверки аудиторский отчет (заключение) пофинансовой отчетности в целом не выдается, и поэтому аудитор должен выразитьмнение только по поводу того, подготовлен ли проверенный компонентов во всехсущественных отношениях в соответствии с определенными основами бухгалтерскогоучета..
Согласно разделу, чтобы у пользователей не создалось впечатления,будто отчет (заключение) относится ко всей финансовой отчетности, аудитордолжен посоветовать клиенту не прилагать к финансовой отчетности субъекта отчет(заключение) по компоненту бухгалтерского учета.
Аудиторский отчет (заключение) по компоненту финансовой отчетностидолжен включать в себя указание на те основы бухгалтерского учета, всоответствии с которыми этот компонент представлен, или ссылку на соглашение,определяющее такую основу. В мнении должно быть отмечено, подготовлен ликомпонент во всех существенных отношениях в соответствии с названными основамибухгалтерского учета.
При выражении отрицательного мнения или отказе от выражениямнения по поводу финансовой отчетности в целом аудитору следует готовить отчет(заключение) но компонентам финансовой отчетности только в том случае, еслиэти компоненты не настолько обширны, что составляют большую часть такойфинансовой отчетности. В противном случае может произойти искажение смыслаотчета (заключения) относительно финансовой отчетности в целом.
В разделе «Отчеты (заключения) по обобщенной финансовойотчетности» отмечено, что субъект может подготовить финансовую отчетность,обобщающую его проаудированную годовую финансовую отчетность, с цельюинформирования групп пользователей, заинтересованных только в базовойинформации о финансовом положении субъекта и результатах его деятельности. Еслиаудитор не выразил мнения о финансовой отчетности, на основе которойсоставлена обобщенная финансовая отчетность, он не должен давать отчет(заключение) по обобщенной финансовой отчетности.
В этом же разделе приведены четкие требования ксодержанию отчета Аудиторский отчет (заключение) об обобщенной финансовой отчетностидолжен включать в себя следующие основные элементы:
■ название;
■ адресата.
■ указание проаудированной финансовой отчетности,послужившей основой для составления обобщенной финансовой отчетности.
■ ссылку на дату аудиторского отчета (заключения)по несокращенной Финисовой отчетности и тип аудиторского мнения, выраженного вэтом отчете (заключении).
■ мнение о том, соответствует ли информация,содержащаяся в обобщенной финансовой отчетности, информации в проаудированной финансовойотчетности, на основе которой она была подготовлена. Ели аудитор выпустил модифицированный отчет (заключение) по несокращенной финансовой отчетности, нотем не менее удовлетворен представлением обобщенной финансовой отчетности, то ваудиторском отчете (заключении) необходимо указать, что хотя обобщеннаяфинансовая отчетность не противоречит несокращенной финансовой отчетности, она подготовленана основе финансовой отчетности, в отношении которой был выпущенмодифицированный аудиторский отчет (заключение);
■ заявление или ссылку на примечания к обобщенной финансовой отчетности,где говорится, что для лучшего понимания финансового состояния субъекта и егоположения, а также объема проведенною аудита обобщенную финансовую отчетностьследует читать в совокупности с несокращенной финансовой отчетностью иаудиторским отчетом (заключением) по ней;
■ дату отчета;
■ адрес аудитора;
■ подпись аудитора.
В разделе «Перспективы государственного сектора»говорится, что некоторые задания, читающиеся в условиях частного секторааудиторскими заданиями для специальных целей, в условиях государственногосектора не имеют специальных целей. Например, отчеты о финансовой отчетности,составленной в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от МСФОили национальных стандартов, в государственном секторе представляют собойскорее норму, а не исключение.
МСЛ 800 содержит четыре приложения:
1) примеры отчетов (заключений) по финансовой отчетности, подготовленной всоответствии с всесторонними основами бухгалтерского учета, отличными отмеждународных стандартов финансовой отчетности или национальных стандартов;
2) примеры отчетов (заключений) по компонентам финансовой отчетности;
3) примеры отчетов (заключений) по обобщенной финансовой отчетности.
5. Характеристика МСА № 210 «Условия аудиторских заданий (обязательств) иего связь с аналогичным отечественным правилам (стандартам) аудиторскойдеятельности.
Цель МСА 210 «Условия аудиторских заданий» —установление стандартов и предоставление рекомендаций по согласованию условийдоговоренности с клиентом и составлению ответа аудитора на просьбу клиентаизменить условия договоренности на такие, которые будут иметь своим результатомболее низкий уровень уверенности.
Данный стандарт содержит рекомендации по составлениюписем о задании, касающихся аудита финансовой отчетности, которые применимы ик сопутствующим услугам. В нем говорится о необходимости достижения клиентом иаудитором согласия по условиям задания; содержится требование документальногоотражения согласованных условий в письме об аудиторском задании или в любойдругой подходящей форме контракта; подчеркивается, что несмотря на то что в некоторыхстранах цели и объем аудита, а также обязанности аудитора устанавливаютсязаконом, письмо о задании с точки зрения аудитора может содержать информацию,полезную для их клиентов.
В разделе «Письма об аудиторском задании» указано нацелесообразность направления аудитором клиенту письма о задании для избежаниянедоразумений в процессе осуществления данного задания. Письмо о задании служитдокументальным отражением и подтверждением того, что аудитор принимаетназначение, соглашается с целями и объемом аудита, объемом обязательстваудитора перед клиентом и формой отчетов (заключений).
В МСА 210 нет жестких правил, касающихся форм и содержанияписем об аудиторском задании, но содержатся требования относительно указания всоставе таких писем:
■ цели аудита финансовой отчетности;
■ ответственности руководства за финансовую отчетность;
■ объема аудита, включая ссылки на действующее законодательство,положения или нормы профессиональных организаций, соблюдаемые аудитором;
■ формы любых отчетов (заключений) или иного способа сообщениярезультатов выполнения;
■ того факта, что в связи с тестовым характером аудита и другимисвойственными аудиту ограничениями наряду с ограничениями, присущими системамбухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того,что некоторые, даже существенные, искажения могут остаться необнаруженными;
■ требования свободного доступа ко всем бухгалтерским записям,документации и другой информации, запрашиваемой в процессе проведения аудита.
Аудитору также рекомендуется указывать в письме озадании:
■ договоренности, связанные с планированием аудита;
■ ожидаемые аудитором от руководства письменные подтверждения,касающиеся заявлений, сделанных в связи с аудитом;
■ просьбу о подтверждении клиентом условий задания посредством признанияфакта получения клиентом письма о задании;
■ какие — либо другие письма пли отчеты (заключения), которые аудиторпредполагает составить для клиента;
■ основу исчисления гонорара, а также любые соглашения и отношениивыставления счетов.
В разделе «Повторяющиеся аудиты» говорится, что в случае
повторяющихся аудитов аудитор сам должен решить, требуют ли обстоятельства пересмотраусловий задания и есть ли необходимость напомнить клиенту о
действующих условиях задания. Составление нового письмацелесообразно при наличии:
■ любого признака, указывающего на неправильное понимание клиентом цели иобъема аудита;
■ любых пересмотренных пли особых условий аудиторского задания;
■ кадровых изменений в составе высшего руководства, совете директоров илив структуре аудируемого лица;
■ значительных изменений характера или масштабом деятельности аудируемоголипа;
■ требований законодательства.
В соответствии с требованиями раздела «Принятиеизменений в задании», если аудитора до завершения задания попросят изменить егоусловия на такие, которые предоставляют более низки и уровень уверенности, тоаудитор должен рассмотреть надлежащий характер такого изменения. В случаеизменения условий задания аудитор и клиент обязаны согласовать новые условия.При этом аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания, если нато нет разумного обоснования. Например, при выполнении аудиторского заданияаудитор не может получить достаточные и уместные аудиторские доказательства подебиторской задолженности, и клиент просит изменить задание на задание обобзорной проверке с целью избежать мнения с оговоркой или отказа от выражениямнения. В таких случаях, если аудитор не может согласиться на изменение заданияи ему не разрешают продолжать работу согласно первоначальному заданию, аудитордолжен отказаться от задания или рассмотреть вопрос о существовании договорноголибо другого обязательства, согласно которому аудитору необходимо доложитьдругим сторонам, например совету директоров или акционерам, об обстоятельствах,послуживших причиной отказа.
В разделе «Перспективы государственного сектора»говорится о том, что согласно законам и нормативным актам регулирующим аудитгосударственного сектора, аудиторы государственного сектора, как правило,назначаются, поэтому использование письма о задании не является общепринятойпрактикой, тем не менее при проведения аудита государственного секторааудиторам следует серьезно обдумать необходимость составления письма о задании.Отмечено также, что в государственном секторе могут действовать особыезаконодательные требования, регулирующие мандат аудитора, например, аудиторамогут попросить представить отчет непосредственно министру, законодательномуоргану пли общественности в случае если руководство субъекта (включаяруководителя подразделения) попытается ограничить объем аудита.
В приложении к МСА 210 приведен пример письма об аудиторскомзадании.
Международный стандарт аудита №210, посвященный условиямдоговоренностей об аудите, был положен в основу российского ПСАД № 12. «Согласованиеусловий проведения аудита». Этот стандарт сначала назывался«Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита»,в затем получил свое нынешнее наименование; при этом частный случай письма былраспространен на любые договоренности, в том числе на договоры, контракты исоглашения.
Если согласиться с тем, что самым важным в МСА 210является перечень моментов, о которых аудитор обязан поставить в известностьпотенциального клиента и по поводу которых аудиторская организация иэкономический субъект должны достичь согласия до начала аудита, то тогда можносказать, что оба российских правила (стандарта) близки к МСА во всехсущественных отношениях.
В ПСАД № 12 регламентируются обязательства экономическогосубъекта и аудиторской организации (или аудитора) на этапе заключениясоглашения о проведении аудиторской проверки.
В этом стандарте определены условия и порядок подготовкиписьма о проведении аудита, которому должно предшествовать официальноепредложение экономического субъекта с просьбой об оказании аудита и (или)сопутствующих ему услуг. Письмо о проведении аудита направляетсяисполнительному органу экономического субъекта до заключения договора напроведение аудита. Экономический субъект должен письменно подтвердить согласиена условия аудита, предложенные, аудиторской организацией.
Оказанию аудиторских услуг клиентам должнопредшествовать заключение договора на оказание аудиторских услуг, цельюкоторого является определение взаимоотношений аудиторской организации(аудитора) и экономического субъекта на этапе подготовки и заключении договораоказания аудиторских услуг.
В российском стандарте также определены условия ипорядок подготовки договора оказания аудиторских услуг между аудиторской организациейи экономическим субъектом. Подготовка договора начинается послепредварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта ипринятия решения о возможности оказания аудиторских услуг. Этап подготовки договоравключает в себя определение трудоемкости, стоимости и сроков оказанияаудиторских услуг, потребности и привлечении сторонних консультантов иэкспертов. Договор па оказание аудиторских услугможет носить разовыйили долгосрочный характер, предметом договора могут выступать одновременноуслуги по проведению аудита как такового и сопутствующие аудиту услуги.
Несмотря на то, что цели и объем аудита, a такжеобязанности аудитора установлены законодательством Российской Федерации, аудиторурекомендуется включить эти положения в договор (либо в предшествующее договоруписьмо о проведении аудита).
ПСАД № 12 может быть применено при оказании услуг по проверкам,не являющихся аудитом, или специальным аудиторским заданиям, а также ксопутствующим аудиту услугам. И случае предоставления сопутствующих аудитууслуг может оказаться уместным составление по этим услугам отдельных писем.
Список используемой литературы
1. Жарылгасова Б.Т. Российские и международные стандарты аудиторскойдеятельности: учебное пособие / Б.Т.Жарылгасова. – М.: КНОРУС, 2008 г.
2. Жарылгасова Б.Т. Международные стандарты аудита: учебное пособие /Б.Т.Жарылгасова, – М.: КНОРУС, 2008 г.
3. Стандарты аудиторской деятельности: учебное пособие. – 2-е изд. – М.:ИНФА – М, 2002 г.А.Е.Суглобов. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007 г.
4. Шешукова Т.Г., Городилов М.А. Аудит: теория и практика применениямеждународных стандартов: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003 г.