Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудиторская проверка операций по прочим счетам в банках на примере ООО "Эфес"

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИПО ПРОЧИМ СЧЕТАМ В БАНКЕ
1.1. Нормативные основы методики проведенияаудиторской проверки
1.2. Теоретическое обоснование методикиаудиторской проверки банковских операций по расчетным и прочим счетам
1.3. Порядок проведения аудиторской проверкибанковских операций по расчетным и прочим счетам и оценка его результатов
2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРОЧИМ СЧЕТАМ ВБАНКЕ ООО «ЭФЕС»
2.1. Подготовка и планирование аудиторской проверки
2.2. Проведение процедур проверки по существу
2.3. Документирование аудита и оценка его результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Экономический контроль в России становится однимиз важнейших элементов рыночной экономики. Появились и действуют новыеконтролирующие государственные и негосударственные органы, позволяющиеобеспечить необходимой информацией всю систему и уровни управления. Одним иззначимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов контроляфинансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в условиях рынкаявляется независимый контроль – аудит, который проводится аудиторами,аудиторскими организациями (фирмами), осуществляющими свою деятельность надоговорной коммерческой основе за счет заказчика — клиента (проверяемогосубъекта), в отдельных случаях — за счет бюджетных средств.
Главная цель аудиторской проверки деятельностиэкономических субъектов предпринимательства заключается в подтверждениидостоверности показателей их бухгалтерских (финансовых) отчетов.
В стране за последние годы проведена большаяработа по созданию системы независимого аудиторского контроля, подготовкекадров аудиторов и лицензированию их деятельности, регламентациипрофессиональных, обязанностей, прав и ответственности аудиторов в соответствиис принятыми отдельными законодательными актами, правилами (стандартами) аудита.
В данной работе изучается методика аудиторской проверкиопераций по прочим счетам в банках.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как срасчетного счета организации банк оплачивает расходы, обязательства ипоручения, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средствана оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Вся выручка организации подлежитвнесению на расчетный счет, т.е. переводу в безналичную форму, что способствуетболее полному контролю со стороны государства за самым ликвидным активомпредприятия – денежными средствами.
Таким образом, состояние расчетного счета организации – этоодин из основных показателей характеризующих деятельность предприятия. Верноучтенные денежные средства, своевременный и достоверный учет расчетов сбюджетом, поставщиками и подрядчиками, прочими кредиторами – это основаправильно распределенной выручки, а значит правильно рассчитанных налогов иповышение эффективности текущей хозяйственной деятельности предприятия.
Целью данной курсовойработы является изучение методики аудиторской проверки операций по прочимсчетам в банках на примере ООО «Эфес»,выявление возможных ошибок в учете и формирование предложений посовершенствованию системы учета денежных средств.
Для достижения указаннойцели были поставлены и решены следующие задачи:
— рассмотрены особенностиведения и организации бухгалтерского учета операций по учету денежных средствпредприятий на расчетных и специальных счетах в банках, факторы обусловливающиеэти особенности;
— определены обязанностии виды внутреннего контроля по учету денежных средств, особенности приемовдокументального и фактического контроля;
— определены типичныеосновные ошибки, выявляемые в ходе аудита учета денежных средств на расчетныхсчетах;
— проведена аудиторскаяпроверка раздела бухгалтерского учета «учет операций по прочим счетам в банках»на примере торгового предприятия ООО «Эфес»;
— сформулированы основныепредложения и рекомендации по совершенствованию данного раздела учета наисследуемом предприятии.
Привыполнении данной курсовой работы использовалась теоретическая и методическаялитература по бухгалтерскому учету и аудиту, нормативно-правовые акты РФ,инструкции Центрального Банка РФ и статьи периодической печати. Кроме того,были использованы данные бухгалтерского учета и отчетности исследуемогопредприятия.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОЕРКИ ПО ПРОЧИМ СЧЕТАМ ВБАНКЕ
 
1.1 Нормативные основыметодики проведения аудиторской проверки
Методические аспектыаудита операций по прочим счета в банке определяются правилами (стандартами)аудиторской деятельности, методиками аудиторской организации, а такжезаконодательными и нормативными актами, регламентирующие учет и контрольденежных средств, а именно:
1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от21.11.96 г № 129-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. ЧастиI и II.
3. «Овалютном регулировании и валютном контроле». Федеральный закон от 10.12.03 г. №173-ФЗ. (в ред.Федеральных законов от 29.06.04 № 58-ФЗ, от18.07.05 № 90-ФЗ, от 26.07.06 № 131-ФЗ, от 30.12.06 №267-ФЗ, от 17.05.07 № 83-ФЗ, от 05.07.07 № 127-ФЗ, от 30.10.07 №242-ФЗ).
4. Положение по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФот 29.07.98 г. № 34н (вред. Приказов Минфина РФ от 30.12.99 № 107н,от 24.03.2000 № 31н, от 18.09.06 № 116н, от 26.03.07 № 26н, с изм., внесеннымирешением Верховного Суда РФ от 23.08.2000 №ГКПИ 00-645).
5. План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по егоприменению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003№ 38н, от 18.09.2006 №115н).
6. Методические указания по инвентаризацииимущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95г. № 49.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетактивов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» — ПБУ3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. №2н.
8. «О безналичных расчетах в РФ». Положение ЦБ РФот 03.10.02 г. № 2-П. (вред. Указаний ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У, от 11.06.2004 N 1442-У, от02.05.2007 N 1823-У, от 22.01.2008 N 1964-У).
9. «Порядок ведения кассовых операций вРоссийской Федерации». Инструкция Центрального банка РФ от 22.09.93 г. № 40.
10. Инструкция об обязательной продаже частивалютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. УтвержденаЦентральным банком РФ 30.03.04 г. № 111 — и (в ред. Указаний ЦБ РФ от 10.06.2004 N 1441-У, от 26.11.2004N 1520-У, от 29.03.2006 N 1676-У).
11. «Положение о правилах организации наличногоденежного обращения на территории Российской Федерации». Приказ ЦБ РФ от05.01.98 г. № 14-П
(в ред. Указаний ЦБ РФ от22.01.1999 N 488-У, от 31.10.2002 N 1201-У).
12. «О применении контрольно-кассовой техники приосуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежныхкарт». Федеральный закон от 22.05.03 г. № 54-ФЗ.
13. Положение по бухгалтерскому учету«Бухгалтерская отчетность организации» — ПБУ 4/99. Утверждено приказом МинфинаРФ от 06.07.99 г. №43н. (вред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)
В соответствии с действующим законодательствоморганизации обязаны хранить свои денежные средства (сверх наличного лимита) вобслуживающих учреждениях банков. Расчеты с учреждениями банка возникают всвязи с хранением денежных средств на расчетном, текущем и других счетах,получением краткосрочных и долгосрочных ссуд, их погашением и переоформлением,претензиями к банку по ошибочным записям на счетах. Расчеты через учреждениябанков между организациями осуществляются по безналичным формам расчета [1 с.89-95]. Порядок открытия и режим банковских счетов, а также осуществленияопераций, связанных с безналичными расчетами, регулируются специальнымиинструктивными указаниями ЦБ РФ, а также нормами ГК РФ. Самостоятельноерегулирование банковских операций не допускается, в связи с чем большоговнимания требует последовательная проверка этих операций согласносоответствующему разделу аудиторской программы.
Источниками информации для аудирования операцийпо прочим счетам в банке являются: договоры с юридическими и физическими лицами,исполнительные листы и претензионные иски; выписки банка с приложенными к нимденежно-расчетными документами; Главная книга; листки расшифровки,журналы-ордера № 2-АПК и 3-АПК, ведомость № 25-АПК журнально-ордерной формыучета или машинограммы оборотов по соответствующим счетам 51 «Расчетный счет»,52 «Валютный счет» и 55 «Специальные счета в банках» и др. [20 с. 117-123].
На счете 55 «Специальные счета в банках»учитывают наличие и движение денежных средств в отечественной и зарубежнойвалютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах(кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а также движениесредств целевого финансирования (в части, подлежащей обособленному хранению). Ксчету 55 могут быть открыты следующие субсчета: 1 «Аккредитивы»; 2 «Чековыекнижки» и др. Порядок осуществления расчетов при аккредитивной формерегулируется ЦБ РФ [13].
Аккредитив представляет собой условное денежноеобязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента, по договору, покоторому банк, открывший аккредитив, может произвести поставщику платеж илипредоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условиипредоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве. При предъявлениипоставщиком в банк документов, подтверждающих отгрузку товара, банк списываетсредства со счета, где они были забронированы. Использование аккредитивагарантирует поставщику своевременную оплату отгруженной продукции. Могутоткрываться следующие виды аккредитивов:
— Покрытыми (депонированными) считаютсяаккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средстваплательщика или представленный ему кредит в распоряжение банка поставщика(исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действияобязательств банка-эмитента.
— Непокрытый (гарантированный) аккредитивоформляется при установлении между банками корреспондентских отношений. Оноткрывается в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всюсумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.
— Отзывной аккредитив — может быть изменен илианнулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком(например, в случае несоблюдения условий, предусмотренных договором, досрочногоотказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву). Все распоряженияоб изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать поставщикутолько через банк-эмитент, который извещает банк поставщика (исполняющий банк),а последний — поставщика. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, поусловиям аккредитива, выставленные поставщиком и принятые банком поставщика дополучения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.
— Безотзывной аккредитив не может быть измененили аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт [12 с.328-340].
Аккредитив может быть предназначен для расчетовтолько с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитивуустанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком, в котором должнысодержаться следующие реквизиты: наименование банка-эмитента, вид аккредитива,способ его исполнения и извещения поставщика об открытии аккредитива, полныйперечень и характеристика документов, представляемых поставщиком для получениясредств по аккредитиву, сроки представления документов после отгрузки товаров. Поставщикможет досрочно отказаться от использования аккредитива: если это предусмотреноусловиями аккредитива. Открытие банком-эмитентом гарантированных аккредитивовосуществляется по договоренности с покупателем и в соответствии с условиямикорреспондентских отношений с другим банком. Исполнение таких аккредитивовбанком поставщика осуществляется в установленном порядке. При совершениифинансовых операций с помощью аккредитивов практически исключается рискнеоплаты за поставленный товар или непоставки товара [12 с. 335].
Зачисление денежных средств в аккредитивыотражается по дебету счета 55, субсчет 1, и кредиту счетов 51 «Расчетныесчета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» идругих счетов. По мере использования аккредитивов их списывают с кредита счета55, субсчет 1, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» илидругих подобных счетов; Неиспользованные средства в аккредитивах возвращают ворганизацию на восстановление того счета, с которого они были ранееперечислены, и списывают с кредита счета 55 в дебет счетов 51, 52, 66 илидругих счетов. Аналитический учет по субсчету 1 счета 55 ведут по каждомувыставленному аккредитиву. На субсчете 2 «Чековые книжки» учитывают движениесредств, находящихся в чековых книжках. Порядок осуществления расчетов чекамирегулируется банком [10 с. 166-175].
Расчеты денежными чеками. Для получения наличныхденег необходимо получить чековую книжку, для чего банку представляетсязаявление (ф. 896). На основании заявления клиент банка получает чековуюкнижку. При получении денежных средств по чеку, в нем должны быть указанысумма, дата выдачи чека, наименование получателя и подпись чекодателя. Месяцвыдачи чека должен быть обозначен прописью. Сумма чека должна быть обозначенапрописью и цифрами. Свободные строки прочеркиваются. Чеки должны иметьустановленные подписи, а также оттиск печати владельца счета. Владелец счетаобязан указать на обороте денежного чека назначение сумм, т.е. цели расхода,например, заработная плата (шифр 40), командировочные (шифр 43) и т.п.
Полученные суммы могут быть израсходованы толькопо их прямому (целевому) назначению, указанному в чеке. Соблюдение указанныхправил может быть проверено обслуживающим банком и налоговыми органами, и вслучае выявления нарушений применяются финансовые и административные санкции.Одновременно с заполнением чека заполняется корешок, остающийся в чековойкнижке, корешок чека является распиской в получении чека. Выданные чековыекнижки отражают по дебету счета 55, субсчет 2, и кредиту счетов 51, 52, 66 идругих подобных счетов. При использовании чековых книжек соответствующие суммысписывают со счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами» или других подобных счетов (согласно выпискам банка). Суммы почекам, выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаютсяна счете 55-2. Суммы оставшихся неиспользованных чеков и возвращенных в банксписывают с кредита счета 55, субсчет 2, в дебет счетов 51, 52, 66 или другихсчетов. Аналитический учет по субсчету 2 ведут по каждой полученной чековойкнижке [3 с. 82-90].
На субсчете 3 «Депозитные счета» до 01.01.03 г. учитывалидвижение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады.Перечисление денежных средств во вклады отражали по дебету счета 55 и кредитусчетов 51 или 52. При возвращении кредитной организацией сумм вкладовпроизводили обратные бухгалтерские записи. Аналитический учет по субсчету 3вели по каждому вкладу. С 01.01.03 г. депозитные вклады в соответствии сПБУ19/02 «Учет финансовых вложений» должны учитываться в качестве финансовыхвложений.
На отдельных субсчетах счета 55 учитываютдвижение обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования(поступлений): средств, поступивших на содержание специальных учреждений отродителей и других источников; средств на финансирование капитальных вложений(аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета); субсидийправительственных органов и т.д. В соответствии с Инструкцией Центральногобанка РФ от 07.06.04 г. № 116-и «О видах специальных счетов резидентов инерезидентов» с 18 июня 2004 г. на имя резидентов открываются в уполномоченныхбанках специальные счета в иностранной валюте: счет «Р1» и «Р2». Счет «Р1»открывается резиденту: для расчетов и переводов при получении кредита и займа виностранной валюте от нерезидента; привлечения от нерезидента иностраннойвалюты, полученной от первичного размещения (выпуска) акций и облигаций,являющихся внешними ценными бумагами, эмитентом которых является резидент,владелец счета «Р1»; от выдачи резидентом, владельцем счета «Р1», нерезидентувекселей, являющихся внешними ценными бумагами; привлечения иностранной валютыот отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, которые не были учтенына специальном разделе счета депо, указанном в пп.3.2.3 п.3.2. Инструкции,включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг, которыене были учтены на специальном разделе счета депо, указанном в пп.3.2.3 п.3.2.
Счет «Р2» открывается резиденту: для расчетов ипереводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте;приобретения у нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанныес передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценнымибумагами); отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг (за исключениемвнешних ценных бумаг, указанных в пп.2.1.2 п.2.1 Инструкции), включая расчеты ипереводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг. Филиалы,представительства и иные структурные единицы, входящие в состав организации ивыделенные на самостоятельный баланс, которым открыты текущие счета в местныхучреждениях банков для осуществления текущих расходов, отражают на отдельномсубсчете к счету 55 движение указанных средств [9 с. 56-63].
Наличие и движение средств в иностранных валютахучитывают на счете 55 обособленно. Аналитический учет по данному счету долженобеспечить получение данных о наличии и движении денежных средств ваккредитивах, чековых книжках и т.п. на территории страны и за рубежом.
 
1.2 Теоретическоеобоснование методики аудиторской проверки банковских операций по расчетным ипрочим счетам
Методика аудита – этоперечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскимиорганизациями и индивидуальными аудиторами в целях выражения мнения о достоверностифинансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядкаведения бухгалтерского учета законодательству РФ во всех существенных отношениях.Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельновыбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования идокументирования аудита, составления рабочей документации аудитора,аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральнымиправилами (стандартами) аудиторской деятельности [9, с. 217].
Нормативнаяоснова разработки методик аудита:
— Федеральныйзакон РФ № 119-ФЗ от 7 августа 2001 года «Об аудиторской деятельности».
— Международные, федеральные и национальные правила (стандарты) аудиторскойдеятельности.
— Методика аудиторской деятельности«Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение сналоговыми органами», одобренные Комиссией по аудиторской деятельности приПрезиденте Российской Федерации Протокол № 1 от 11 июля 2000 г.
— Методические рекомендации по сбору аудиторскихдоказательств достоверности показателей материально-производственных запасов вбухгалтерской отчетности, одобренные Советом по аудиторской деятельности приМинфине РФ, протокол № 25 от 22 апреля 2004 г. и утвержденные Минфином РФ 23 апреля 2004 г.
— Методические рекомендации по проверке налога на прибыль иобязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующихуслуг, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине России,протокол № 25 от 22.04.2004 г. и утвержденные Минфином РФ 23.04.2004 г.
— Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств припроверке расчетов по налогу на добавленную стоимость, одобренные Советом поаудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 25 от 22 апреля 2004 г. и утвержденные Минфином РФ 23 апреля 2004 г.
Методики являются внутренними нормативными актами аудиторскойорганизации, которыми должны руководствоваться все сотрудники при проведенииаудита.
Целью методики аудита является представление руководства попрактическому применению основных принципов и стандартов аудита на базеконкретного рабочего материала по отдельной области аудита.
Задачамиметодики аудита являются:
— Определение подходов к проведению проверки на различных этапахаудита;
— Определение основ взаимоотношений аудиторской организации саудируемым лицом и третьей стороной в ходе аудита;
— Определение ответственности сторон при проведении аудита;
— Определение порядка проведения конкретныхпроцедур проверки;
— Определение порядка оформления рабочихдокументов и результатов аудита [9, с. 219].
В целяхаудита конкретного раздела финансовой (бухгалтерской) отчетности в методике определяются:
1. Процедурыподготовки и планирования аудиторской проверки.
2. Процедуры,выполняемые в ходе проверки по существу.
3.Заключительные процедуры.
Процедуры подготовкии планирования аудиторской проверки.
1. Знакомство с деятельностьюаудируемого лица, его системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля.Источники информации:
— Выписка изобщего план аудиторской проверки;
— Нормативныедокументы аудиторской организации;
— Внутренниедокументы аудируемого лица;
— Накопленныйпрактический опыт аудитора.
Порядоквыполнения: описать основные параметры деятельности аудируемого лица в рабочихдокументах или получить копии внутренних документов аудируемого лица, где ониописаны. Описать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроляаудируемого лица в рабочих документах или получить копии внутренних документоваудируемого лица, где они описаны.
2. Проверканачальных остатков. Источники информации:
— Бухгалтерский баланс (форма № 1).
— Сводныерегистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомостьостатков по синтетическим счетам и т.д.).
— Регистрыаналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складскогоучета и т.д.)
Все документыберутся за аудируемый и предшествующий аудируемому период. Критерий оценки –подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовойотчетности – полнота. Порядок выполнения: путем сопоставления данных регистровбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на начало проверяемого периодаи конец периода, предшествующего проверяемому, убедиться в том, что сальдо посчетам корректно перенесено из предыдущего периода и не содержит искажений.
3. Проверканаличия у аудируемого лица законодательных и нормативных актов по организациибухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемого раздела финансовойотчетности. Источники информации:
— Переченьзаконодательных и нормативных актов, подготовленный и составленный аудитором;
— Вопросникитестирования;
— Накопленныйпрактический опыт аудитора.
Критерийоценки – содержание законодательных и нормативных актов по организации бухгалтерскогоучета и внутреннего контроля проверяемого раздела финансовой отчетности.Порядок выполнения: проверить наличие у аудируемого лица законодательно-нормативныхактов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, составлениеотчетности; организацию внутреннего контроля по проверяемому разделу финансовойотчетности.
4. Оценкаприменимости выбранной учетной политики. Источники информации:
— Приказ об учетной политике предприятия.
— Законодательные и нормативные акты.
— Документация по системе бухгалтерского учета.
Критерий оценки –подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовойотчетности – представление и раскрытие. Порядок выполнения: оценитьсоответствие учетной политики требованиям нормативных документов. Выявленныерасхождения фиксируются в отчетном документе и оцениваются их влияние надостоверность финансовой отчетности.
5. Осуществить опрос сотрудников аудируемого лица, ответственныхзаведение бухгалтерского учета и подготовку отчетности проверяемого разделафинансовой отчетности и зафиксировать результаты рабочим документом. Источники информации:
— Нормативныедокументы аудиторской организации;
— Результатзнакомства с деятельностью аудируемого лица;
— Результатпроверки наличия законодательных и нормативных актов у аудируемого лица;
— Накопленныйпрактический опыт аудитора.
Порядоквыполнения: для каждого ответственного лица за ведение бухгалтерского учета, составлениеотчетности, а также контролю проверяемого раздела отчетности составить опросныелисты. Произвести тестирование знаний сотрудников аудируемого лица,ответственных за организацию и осуществление бухгалтерского учета, составлениеотчетности и внутреннего контроля.
6.Осуществить оценку уровня аудиторскогориска. Источники информации:
— Нормативныедокументы аудиторской организации;
— Результатзнакомства с деятельностью аудируемого лица;
— Накопленныйпрактический опыт аудитора.
Порядоквыполнения:
а) оценитьуровень неотъемлемого риска по основным направлениям:
— существуютли счета бухгалтерского учета, которые могут быть подвержены искажениям;
— существуетли сложность лежащих в основе учета операций и прочих событий, которая можетпотребовать привлечения экспертов;
— существуетли необходимость субъективного суждения в определении остатков на счетах бухгалтерскогоучета;
— существуетли подверженность активов потерям или незаконному присвоению;
— существуетли завершение необычных и сложных операций, особенно в конце или ближе к концуотчетного периода;
— существуют ли операции, не подвергающиесяобычной обработке.
По каждому из направлений оценки неотъемлемого рискасоставляется программа тестов.
б) оценить надежность системы внутреннего контроля и уровеньконтрольного риска. По каждому из направлений оценки надежности системывнутреннего контроля и критерию составляется программы тестов.
в) оценить уровень риска необнаружения. По каждому изнаправлений оценки риска необнаружения составляется вопросник в виде рабочегодокумента. Оценить уровень аудиторского риска поконкретному разделу финансовой отчетности и составить отчетный документ.
7. Определитьприоритетные направления проверки исходя из особенностей деятельности аудируемоголица. Источники информации:
— Общий планаудиторской проверки;
— Нормативныедокументы аудиторской организации и аудируемого лица;
— Финансовая(бухгалтерская) отчетность аудируемого лица;
— Сводныерегистры синтетического учета;
— Расчетаудиторского риска;
— Накопленныйпрактический опыт аудитора.
Порядоквыполнения: определить перечень операций, подлежащих проверке, а именно:
— операций,подлежащие обязательной проверке согласно требованиям законодательства и нормативныхактов.
— операции,наиболее существенные по объему.
— операции,не связанные с основной деятельностью аудируемого лица.
— операции,по которым предусмотрен особый порядок ведения бухгалтерского учета.
— операции,осуществляемые с аффилированными лицами.
— операции,связанные с налогообложением аудируемого лица.
— операции,при осуществлении которых допускаются типичные ошибки.
— операции,при осуществлении которых отсутствует надлежащий внутренний контроль.
— операции,по которым отсутствует у аудируемого лица нормативная база и, которые слабо знаютисполнители и контролеры.
Результатыпроцедуры отражаются в рабочем документе и используются в дальнейшем дляопределения уровня существенности, построения аудиторской выборки и составленияпрограммы аудита.
8. Определить величину допустимойошибки. Источники информации:
— Общий планаудиторской проверки;
— Нормативныедокументы аудиторской организации;
— Финансовая(бухгалтерская) отчетность аудируемого лица;
— Сводныерегистры синтетического учета;
— Сведения попользователям конкретного раздела финансовой (бухгалтерской) отчетности;
— Накопленныйпрактический опыт аудитора.
Порядоквыполнения: на основе анализа и оценки полученной информации, составляютсярабочие документы, в которых определяются базовые показатели и процент уровнясущественности. Произвести расчет числового значения уровня существенности иуровня допустимой ошибки, результаты которого оформляются отчетным документом [9, с. 228].
9. Определитьпорядок построения аудиторской выборки. Источники информации:
— Общий планаудиторской проверки;
— Нормативныедокументы аудиторской организации и аудируемого лица;
— Финансовая(бухгалтерская) отчетность аудируемого лица;
— Сводныерегистры синтетического учета;
— Расчетаудиторского риска и допустимой ошибки;
— Накопленныйпрактический опыт аудитора.
Порядоквыполнения: на основе оценок аудиторского риска, допустимой ошибки и приоритетныхнаправлений проверки необходимо установить:порядок проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности, проверяемуюсовокупность, из которой будет сделана выборка, объем выборки. Результатыпостроения аудиторской выборки оформить рабочим документом. Составить иутвердить программу аудиторских процедур по существу в виде отчетного документа.
Процедуры,выполняемые в ходе проверки по существу.
1. Проверкасоответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерскойотчетности. Источники информации:
— Бухгалтерский баланс (форма № 1);
— Сводныерегистры синтетического учета;
— Регистрыаналитического учета.
Критерийоценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовкифинансовой отчетности – полнота. Порядок выполнения: составить таблицу остатковна начало и конец проверяемого периода по субсчетам. Сверить сальдо на начало иконец проверяемого периода по бухгалтерскому балансу (форма № 1) с Главнойкнигой.
2. Анализправильности и последовательности применения учетной политики. Источникинформации:
— Приказ об учетной политике.
— Документация по системе бухгалтерского учета.
— Результаты выполнения аудиторских процедур
Критерий оценки –подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовойотчетности – представление и раскрытие. Порядок выполнения: сопоставитьположения учетной политики с результатами проверки их соблюдения аудируемымлицом в аудируемом периоде. Выявленные расхождения фиксируются в отчетномдокументе и оценивается их влияние на достоверность финансовой отчетности.
3. Проверка правильностипроведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.Источники информации:
— приказы опорядке и сроках проведения инвентаризации;
— приказы оназначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий;
— инвентаризационные описи и акты, сличительные ведомости;
— протоколызаседания инвентаризационной комиссии
— решенияруководства по утверждению результатов инвентаризации;
— бухгалтерские регистры аналитического и синтетического учета, в которыхотражены результаты проведенной инвентаризации;
— контрольныеподсчеты аудитора.
Критерийоценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовкифинансовой отчетности – существование. Порядок выполнения: Переченьпредставленных документов, отметки о правильности их оформления и замечанияаудитора, фиксируются в рабочем документе. Выявленные ошибки обобщаются вотчетном документе.
4. Проверка правильностиоформления первичных документов по учету. Источники информации:
— Формынетиповых первичных документов, утвержденные приказом об учетной политике;
— Графикдокументооборота;
— Первичныедокументы по учету;
— Регистрыаналитического учета.
Критерийоценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовкифинансовой отчетности – полнота.Порядок выполнения: проводится просмотр и пересчет числовых данных в первичныхдокументах по операциям, попавшим в выборку. Нарушения, связанные с оформлениемпервичных документов, отражаются в рабочем документе.
5. Проверка правильности формирования стоимости активов приих приобретении. Источники информации:
— Договорыпоставки, накладные, счета-фактуры поставщиков;
— Актыприемки активов;
— Договоры наоказание информационных и консультационных, транспортных и складских услуг,договоры страхования, договоры займа, кредитные договоры, акты сдачи-приемкивыполненных работ;
— Платежныедокументы;
— Накладныена отпуск, акты списания материалов;
— Регистры аналитического и синтетического учета,книга покупок.
Критерийоценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовкифинансовой отчетности – стоимостная оценка. Порядок выполнения: сопоставитьдокументы поставщиков, на основании которых производится оприходование активов,с данными бухгалтерского учета [9, с. 234].
1.3 Порядок проведенияаудиторской проверки банковских операций по расчетным и прочим счетам и оценкаего результатов
Проверкапроводится по каждому счету, открытому в банке. В первую очередь аудиторунеобходимо ознакомиться с классификатором типовых бухгалтерских записей побанковским операциям, связанным с расчетным счетом. Это позволит выявитьнаиболее часто встречающиеся операции и проверить правильность корреспонденциисчетов. Если в организации нет такого классификатора, соответствующуюинформацию можно получить, воспользовавшись корреспонденцией счетов, указаннойв Главной книге. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов позаписям, не типичным для организации.
Еслипо договору банковского счета предусмотрена выплата банком процентов за пользованиеденежными средствами, аудитор должен проверить, начисляет ли организация доходыежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет.Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только кискажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.
Приаудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:
— порядок ведения учетных регистров;
— ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытомув банке, составляется ли сводный регистр;
— своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движениюденежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистрыпо каждой выписке банка;
— тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.
Особоевнимание аудитор должен уделить проверке полноты оприходования наличных денежныхсредств, сдаваемых в кассу банка (кредитной организации). Перечисление денежныхсредств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следуетанализировать в разделе аудита расчетных операций по сч. 60, чтобы установить,насколько реально и обоснованно они использованы. Детальной проверке должныбыть подвергнуты операции по сч. 51 в сопоставлении со счетами учета затрат, т.к.в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыполненныеработы, неоказанные услуги. Детальная проверка и анализ первичных документов,подтверждающих списание денежных средств, в корреспонденции со счетами учетазатрат позволяют выявить ошибки (в т.ч. и умышленные) по списанию расходов на НИОКР,оплату социально-бытовых услуг, на себестоимость продукции, что ведет кискажению финансовых результатов и может иметь существенные налоговые последствия.
Пересекающейсяпроцедурой аудиторской проверки операций по расчетному счету является проверкасписания денежных средств со счета и полноты оприходования наличных денег вкассу. Аудитор должен проверить:
— приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция кприходному кассовому ордеру;
— тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 51 идебету счета 50.
Выявленныев ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует врабочей документации и отражает в справке (отчете) по результатам данного разделааудиторской проверки.
Наэтапе оценки результатов проведенных аудиторских процедур и составление отчетаи аудиторского заключения аудиторы осуществляют:
— Оценкукачества проведения аудиторской выборки и осуществления аудиторских процедур;
— Обобщаютсяи анализируются результаты проверки;
— Обсуждаются сруководством аудируемого лица выявленных в ходе аудита проблемы;
— Осуществляетсясогласование предлагаемых аудиторской организацией поправок к финансовойотчетности аудируемого лица;
— Составляется отчетаудитора, который представляется руководству аудируемого лица;
— Производится контролькачества устранения аудируемым лицом, выявленных в ходе аудита существенныхискажений финансовой отчетности.
— Осуществляютсямероприятия по составлению аудиторского заключения.
Самостоятельное регулирование банковских операцийне допускается, в связи с чем большого внимания требует последовательнаяпроверка этих операций согласно соответствующему разделу аудиторской программы.
Данный раздел аудиторской программы долженвключать:
— установление наличия расчетных, текущих,валютных и прочих счетов организации в банках (в каких учреждениях банкаоткрыты эти счета);
— проверку законности совершаемых по банковскимсчетам хозяйственных операций, правильности их документального оформления;
— проверку полноты и своевременностиоприходования поступивших на счета денежных средств;
— проверку полноты и соответствия оплаченныхсредств предъявленным счетам;
— проверку своевременности перечисления налогов вбюджет и обязательных платежей во внебюджетные фонды;
— проверку полученных в банке средств иоприходованных в кассу, а также целевого использования этих средств;
— определение платежеспособности организации ипричин просрочек расчетов с разными кредиторами, в том числе с банками поссудам и бюджетом по налогам;
— проверка по каждому безналичному расчету сорганизациями соответствия их договорным взаимоотношениям;
— контроль достоверности и экономическойцелесообразности проведения отдельных банковских операций;
— проверку соответствия данных о наличии идвижении денежных средств, отраженных в документах и записях;
— проверку правильности корреспонденции счетов побанковским операциям; документирование результатов проверки банковскихопераций.
Наиболее полно выявляется соблюдение действующегозаконодательства при совершении банковских операций в ходе документальнойпроверки. Однако до начала документальной проверки целесообразно еще разоценить состояние внутреннего контроля и системы учета банковских операций, ауже потом решить, каким способом их проверить — сплошным или выборочным. Этоможно сделать путем проведения устного или письменного тестирования (вопросникдля проведения контроля банковских операций исследуемого предприятияпредставлен в приложении).
После окончания тестирования вопросник долженбыть заверен подписями главного бухгалтера и внутреннего аудитора. Сомнительныеответы должностных лиц должны быть перепроверены.
На основании приведенного вопросника надлежитсделать выводы о степени контроля банковских операций на предприятии,разработке характерной корреспонденции счетов бухгалтерского учета, соблюдениюпринятой учетной политики определения (отражения) выручки от реализации и др.,вероятность пропуска существенных ошибок в бухгалтерском учете и ихнеобнаружения системой внутреннего контроля [4 с. 56-63].
Если согласно выводам следует, что проверкубанковских операций необходимо провести по каждому счету в отдельности, тоособое внимание необходимо уделять прежде всего проверке операций по расчетномусчету (сверить остатки на счетах денежных средств проверяемого периода ввыписках банка, регистрах бухгалтерского учета (журналах-ордерах, ведомостях,Главной книге) и отчетности, при наличии расхождений необходимо выявить ихпричины).
После тестирования, используя прием чтениядокументов и их взаимной сверки, следует тщательно изучить выписки порасчетному и другим банковским счетам и приложенные к ним документы. Каждаяоперация, отраженная в выписке банка, должна быть подтверждена соответствующимипервичными документами.
Такая проверка позволяет выявитьбездокументальное списание средств или списание средств на одни цели, априложенные документы подтверждают другие цели.
Проверка банковских выписок должна сочетаться сизучением банковских документов по существу. При этом аудитор должен выяснить:
— допускаются ли незаконные банковские операции(без договоров) — например, погашение задолженности другой организации, неимеющей никаких договорных отношений с проверяемой организацией или оплатасчетов других организаций по бестоварным счетам;
— полноту и своевременность оприходованных иоплаченных ТМЦ;
— достоверны ли представленные документы наполучение ссуд или займов, а также на предоставление займов другим организациями лицам, целесообразность предоставленных займов с точки зрения финансовогосостояния и источников финансирования;
— верно ли отражены в учете и законно лииспользуются полученные из банка чековые книжки для безналичных расчетов(соблюдается ли порядок их учета как документов строгой отчетности), выдаютсяли они подотчетным лицам под расписку; составляются ли подотчетными лицамиотчеты об использовании чековых книжек;
— соответствуют ли обороты и сальдо по отчетамподотчетных лиц оборотам и сальдо по специальным счетам и т.д. [21 с. 145-160].
При проверке поступивших на расчетный счетденежных средств следует установить правильность их учета и полноту зачисления.
Поступление денежных средств от прочих дебиторов,финансово-кредитных и других организаций следует проверить также путемвстречной сверки выписок и приложенных к ним документов, а при необходимости изаписей в бухгалтерском учете как проверяемой организации, так исоответствующей организации-корреспондента по указанным операциям.
При проверке банковских операций по расчетному идругим счетам необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы:
— полностью ли представлены выписки банков кпроверке;
— не допускалось ли умышленное отражениеполученных наличных денег с расчетного счета на других счетах вместо отраженияпо счету 50 «Касса»;
— правильность и своевременность отраженияавансов полученных и авансов выданных в корреспонденции с соответствующимисчетами (64, 61).
При этом следует уточнить правильность исвоевременность начисления НДС с авансов полученных; правильность ицеленаправленность использования полученных кредитов банков и займоворганизаций; правильность и законность операций с аккредитивами и расчетов счеками. Необходимо выяснить причины таких расходов, проверить, не вызываются лиони неплатежеспособностью организации. Особое внимание аудитора должно бытьуделено проверке правильности учета и полноте зачисления денежных средств нарасчетный и другие счета в банке.
Аналогично следует осуществлять аудит операций посписанию денежных средств с расчетного и других банковских счетов. Особое вниманиенеобходимо обращать на своевременность и полноту оприходования в кассу ицелевое использование наличных денег, полученных из банка. При ревизии операцийпо счетам денежных средств требуется проводить встречные проверки и особеннотщательно исследовать взаимосвязанные первичные документы по однороднымоперациям.
Аудитор также должен выяснить, нет ли нарушенийпри перечислении денежных средств акцептованными поручениями через почтовыеотделения.
Проверяя переводы сумм текущей и депонированнойоплаты труда, удержаний по исполнительным листам, обязательствам и т.д.,необходимо установить обоснованность этих переводов и правильность переводимыхсумм (сверить с первичными учетными документами), а также реальность указанныхв перечне адресов получателей переводов.
Необходимо, далее, проверить правильностькорреспонденции счетов по списанию денежных средств с расчетного и другихбанковских счетов.
Так, нередки случаи, когда в отдельныхорганизациях умышленно с кредита счетов 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет»,55 «Специальные счета в банках» списывают на производственные затраты или наиздержки обращения суммы оплаченных расходов по проведению строительных,научно-исследовательских работ, оплату социально-бытовых,культурно-просветительских и других услуг, подлежащих отнесению,соответственно, на капитальные вложения и за счет фондов потребления инакопления.
Все эти и подобное необоснованно отнесенные напроизводственную деятельность организации суммы ведут к повышению себестоимостипродукции (работ, услуг) и искажению финансовых результатов.
Все указанные нарушения действующих нормативныхдокументов выявляются при сплошной проверке документов и взаимной сверкерегистров учета по перечисленным выше счетам [8 с. 56-63].
При обнаружении фактов нарушения аудитор долженуказать эти нарушения в своей рабочей документации (в справке), ссылаясь наконкретные документы (наименование, номер, дата, сумма).
При выявлении нарушений, ошибок и злоупотребленийнеобходимо отмечать их в рабочей ведомости, вписывая туда название, номер идату документа, характер нарушения (ошибки), ссылку на законодательный акт,который при этом нарушен. Если в ходе проверки аудитор столкнулся с фактамиприсвоения отдельными должностными лицами организации крупных сумм денег илимошенничеством при отягчающих обстоятельствах, то он обязан доложить озлоупотреблениях руководству, для предоставления этой информации к сведениюсобственников.

2.МЕТОДИКААУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРОЧИМ СЧЕТАМ В БАНКЕ ООО «ЭФЕС»
 
2.1Подготовка и планирование аудиторской проверки
ООО «Эфес» зарегистрировано 20 августа 2001 года.Администрацией Брянского района Брянской области. Общество является юридическимлицом по Российскому Законодательству и действует в соответствии с ФЗ «Обобществах с ограниченной ответственностью» и иными правовыми актами.
Цельюдеятельности ООО «Эфес» является получение прибыли его участниками на основеудовлетворения потребностей граждан, хозяйственных обществ и любых другихзаконных образований в товарах работах, услугах, предлагаемых обществом
ООО «Эфес»самостоятельно планирует свою хозяйственную деятельность, определяетперспективы развития, исходя из спроса предоставляемых услуг и необходимостиобеспечения производственного и социального развития общества. ООО «Эфес»осуществляет свою производственную и коммерческую деятельность силами трудовогоколлектива по договорам, заключенным с гражданами и юридическими лицами. ООО«Эфес» выполняет работы, оказывает услуги и реализует отходы производства поценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе и всоответствии с действующим законодательством РФ. Расчеты ООО «Эфес» по своимобязательствам производятся в наличном и безналичном порядке через учреждениябанков в соответствии с правилами выполнения расчетных и кассовых операций,утверждаемыми ЦБ РФ.
Со дняобразования ООО «Эфес» на основании выданной лицензии Госстроем РФ выполняетследующие виды работ (основной вид деятельности):
— санитарнотехнические работы по устройству наружных и внутренних инженерных сетей икоммуникаций;
— специальныеработы по устройству наружных и внутренних инженерных сетей по прокладкегазопровода и установке оборудования.
Среднесписочная численность работников предприятия составляет28 человек. Объём выполненных работ в среднем за год составляет 18 млн. рублей.Средняя зарплата работников составляет порядка 8 тыс. рублей.
ООО «Эфес» является юридическим лицом, правовоеположение которого определяется законодательством РФ и Уставом. Рабочим языком ООО «Эфес» является русский язык. Все документы,связанные с деятельностью ООО «Эфес»,составляются на рабочем языке. ООО «Эфес»имеет самостоятельный баланс и вправе открывать банковские счета на территорииРФ и за ее пределами.
Имущество ООО «Эфес» созданное за счёт вкладов участниковОбщества, а также приобретённое и полученное из иных законных источниковОбщества в процессе его деятельности, принадлежит Обществу на праве собственности.ООО «Эфес» согласно действующемузаконодательству РФ распоряжается своим имуществом в соответствии с целями изадачами своей деятельности.
ООО «Эфес» несет ответственность по своимобязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Участники ООО «Эфес» не отвечают по обязательствам предприятияи несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимостивнесенных ими вкладов в Уставный капитал. Если несостоятельность (банкротство) ООО «Эфес» вызвана действием (бездействием) егоУчастников или других лиц, которые имеют право давать обязательные дляпредприятия указания, либо иным образом.
Основные технико-экономическиехарактеристики ООО «Эфес» отражены в рабочемдокументе РД – 0.01 (см. приложения). Источниками получения информацииявлялись:
— Устав ООО «Эфес»;
— Положение ООО «Эфес»;
— Приказы и распоряжениядиректора, а также изданные им инструкции;
— Правила внутреннегораспорядка;
— Документация попостановке на налоговый учет;
— Бухгалтерская иналоговая отчетность;
— Результаты осмотрапомещений и общения с руководством.
Также было проведеноознакомление с существующей системой внутреннего контроля ООО «Эфес». Описаниекомпонентов СВК, таких как: система бухгалтерского учета, контрольная среда,применяемые средства контроля, осуществлено в рабочих документах РД – 0.02, РД– 0.03, РД – 0.04В и РД – 0.04. Источниками получения информации являлись:
— Устав ООО «Эфес»;
— Законодательные инормативные акты, регламентирующие организацию деятельности аудиторскихорганизаций;
— Учетная политика ООО «Эфес»;
— Должностные обязанностисотрудников бухгалтерской службы ООО «Эфес» и другие внутренние нормативныеакты;
— Результаты общения сруководством и сотрудниками ООО «Эфес».
На основе ознакомления сорганизацией деятельности ООО «Эфес» и его системой внутреннего контроля, были:
— изучены системауправления ООО «Эфес» и основные финансово-хозяйственные показателидеятельности ООО «Эфес»;
— составлен переченьзаконодательных и нормативных актов по организации бухгалтерского учета и СВКООО «Эфес» РД – 0.05;
— осуществлены процедурыподготовки и планирования аудита.
Руководствуясь темойисследования и распоряжения директора ООО «Эфес», был проведен аудит операцийпо прочим счетам в банке. Организация аудита заключалась в выполнениипрактических задач, связанных с осуществлением процедур подготовки ипланирования, аудиторских процедур по существу и заключительных процедурпроверки.
При подготовке ипланировании аудита были осуществлены следующие процедуры:
1. Первоначальная оценкавлияния контрольной среды на эффективность процедур внутреннего контроля. Источникиинформации:
— Рабочие документы (РД –0.01 – 0.04), составленные по результату ознакомления с деятельностью и СВК ООО«Эфес»;
— Законодательные инормативные документы, регламентирующие организации деятельности ООО «Эфес»;
— Сведения, полученные врезультате общения с руководством и сотрудниками ООО «Эфес».
Порядок выполнения:
— На основе анализаполученной информации определен уровень влияния контрольной среды наэффективность применяемых процедур внутреннего контроля ООО «Эфес».
— Подготовлен и составленрабочий документ РД – 0.3.
2. Первоначальная оценкасистемы бухгалтерского учета и применяемых средств контроля. Источникиинформации:
— Рабочие документы (РД –0,6 – 0.9), составленные по результату ознакомления с деятельностью и системойвнутреннего контроля «Эфес»;
— Законодательные инормативные документы, регламентирующие организацию системы бухгалтерскогоучета ООО «Эфес»;
— Сведения, полученные врезультате общения с руководством и сотрудниками ООО «Эфес»;
— Документация порезультатам контрольных мероприятий.
Порядок выполнения:
— Путем сопоставленияданных учетной политики и требований законодательных и нормативных актов,осуществлена первоначальная оценка полноты и правильности составления учетнойполитики. Результаты оценки оформлены рабочим документом РД – 0.12.
— Осуществленапервоначальная оценка полноты и правильности составления внутренних документовпо организации системы бухгалтерского учета и применяемых средств контроля.Результаты оценки оформлены в РД – 0.8.
— Осуществлена оценкапрофессионального уровня сотрудников бухгалтерской службы. Результаты оценкиоформлены в РД – 0.03.
3. Первоначальная оценкауровня аудиторского риска. Источники информации: Рабочие документы РД – 0.1 поРД – 0.9.
Порядок выполнения:
— В результате анализавнешних и внутренних факторов осуществлена оценка уровня неотъемлемого риска.Результаты оценки оформлены в РД – 0.1.
— На основе данныхрабочих документов РД – 0.6 – 0.9 осуществлена первоначальная оценка уровняриска средств контроля. Результаты оценки оформлены рабочим документом РД – 0.6А.
— Осуществлена оценкауровня риска необнаружения. Результаты оценки оформлены рабочим документом РД –12.
— Осуществленапервоначальная оценка уровня аудиторского риска. Результаты оценки оформленырабочим документом РД — 0.1.
Таблица 1 -Градацияуровня рискаКачественная оценка аудиторского риска Проценты (%) Низкий 0-10 Средний 11-50 Высокий 51-70
— Определение величиныабсолютной уровня существенности. Источники информации:
— Нормативные документыаудируемого лица;
— Финансовая(бухгалтерская) отчетность аудируемого лица;
— Сводные регистрысинтетического учета;
— Рабочие документы РД — 1 по РД – 12.
Порядок выполнения:
— На основе анализа иоценки полученной информации, определены базовые показатели и процент уровнясущественности.
— Произведен расчетчислового значения уровня допустимой ошибки. Результаты процедуры отражены врабочем документе РД – 0.2.
4. Порядок построенияаудиторской выборки. Источники информации:
— Нормативные документыаудируемого лица;
— Финансовая(бухгалтерская) и налоговая отчетности аудируемого лица;
— Сводные регистрысинтетического учета;
— Рабочие документы РД — 0.9;
— Результат определенияприоритетных направлений проверки.
Порядок выполнения: наоснове оценок аудиторского риска, допустимой ошибки и приоритетных направленийпроверки мной определены:
— Возможные ошибки игенеральную совокупность, которая должна быть использована для выборочнойпроверки.
— Порядок формированиясовокупности элементов, подлежащих проверке.
— Объем выборки.
В результате построенияаудиторской выборки, было принято решение, что выборка будет осуществленаблочным методом, т.е. проверка будет осуществлена в отношении основных средствза октябрь-ноябрь 2007 года.
5. Составление программыаудиторских процедур по существу. Источники информации:
— Нормативные документыаудируемого лица;
— Финансовая(бухгалтерская) и налоговая отчетности аудируемого лица;
— Сводные регистрысинтетического учета;
— Рабочие документы РД – 0.9;
— Результат определенияприоритетных направлений проверки;
— Результаты построениявыборки.
Порядок выполнения:
На основе анализапроведенных процедур подготовки проверки, была составлена программа аудиторскихпроцедур по существу, которая оформлена рабочим документом.
Таким образом, раскрыв,проделанную работу по подготовке и планированию, в первом разделе проверки,рассмотрим практическое выполнение задач по осуществлению аудиторских процедурпо существу.
При проведениипланирования аудиторской проверки операций по прочим счетам в банке, былопроведено знакомство с экономическим субъектом. Краткая характеристикапроверяемого предприятия приведена выше. В этом же пункте подробно рассмотреныорганизация работы бухгалтерии и системы внутреннего контроля на предприятии.Примерный план проведения аудиторской проверки представлен в приложении.
Перед началом проведенияпроверки был проверен рабочий план счетов на предмет соответствия описанному вучетной политике. В случае ООО «Эфес» рабочий план счетов соответствуетдействующему законодательству и приказу «Учетная политика организации»
Были проверены заданныеконстанты — условно-постоянные величины, значения которых действуют в течениеопределенного времени. Например, название предприятия будет действовать во всехдокументах до его изменения в установленном порядке. Фамилия главногобухгалтера — действует в течение работы данного сотрудника в данной должности.В случае ООО «Эфес» все исходящие первичные и отчетные документы заполняютсяпри помощи бухгалтерской программы, в которую реквизиты и другие константыпредприятия и его контрагентов уже внесены при установке программы, поэтому призаполнении реквизитов документов практически исключены ошибки.
Также был определенуровень существенности.
В результате построенияаудиторской выборки, было принято решение, что выборка будет осуществленаблочным методом, т.е. проверка будет осуществлена в отношении основных средствза октябрь-ноябрь 2007 года.
На основе анализапроведенных процедур подготовки проверки, была составлена программа аудиторскихпроцедур по существу, которая оформлена рабочим документом.
2.2 Проведение процедур проверки по существу
В процессе практическоговыполнения программы, были реализованы следующие процедуры по существу:
1. Проверка соответствияданных учета, бухгалтерской и налоговой отчетности. Источники аудиторскихдоказательств:
— Бухгалтерская иналоговая отчетность;
— Сводные регистрысинтетического учета;
— Регистры аналитическогоучета.
Критерий оценки –подтверждение соблюдения предпосылки подготовки финансовой и налоговойотчетности – полнота. Порядок выполнения: осуществлена проверка соответствияостатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности наначало и конец проверяемого периода. Результаты сверки оформлены в РД – 0.11.
2. Проверка правильностиоформления первичных документов по учету.
Источники аудиторскихдоказательств:
— Формы первичныхдокументов, утвержденные приказом об учетной политике;
— Графикдокументооборота;
— Первичные документы поучету;
— Регистры аналитическогоучета.
Критерий оценки –подтверждение соблюдения предпосылок подготовки финансовой и налоговойотчетности – полнота и обязанности. Порядок выполнения: осуществленоинспектирование и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям,попавшим в выборку. Нарушения, связанные с оформлением первичных документов неустановлено. Результаты выполнения процедуры отражены в РД.
3. Проверка соответствияостатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности, атакже правильности результатов инвентаризаций.
Источники аудиторскихдоказательств:
— Первичные документы поучету;
— Расчеты аудируемоголица;
— Регистры аналитическогои синтетического учета.
Критерий оценки –подтверждение соблюдения предпосылки подготовки финансовой отчетности –возникновение и полнота. Порядок выполнения: по документам, попавшим в выборку,была проверена полнота отражения в бухгалтерском учете операций. Результатыпроверки отражены в рабочих документах РД – 0.10, 0.11, 14, 0.5.
4. Проверка правильностиотражения операций по прочим счетам в банке.
Источники аудиторскихдоказательств:
— Нормативные актыаудируемого лица;
— Регистры аналитическогои синтетического учета.
Критерий оценки –подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылок подготовки финансовойотчетности – полнота, представление и раскрытие. Порядок выполнения: По даннымрегистров аналитического и синтетического учета проверена правильностьотражения операций на счетах бухгалтерского учета.
5. Проверка правильностии последовательности применения учетной политики. Источник аудиторскихдоказательств:
— Приказ об учетной политике.
— Внутренние нормативныеакты.
— Рабочий документ РД – 0.12.
— Результаты выполненияпроцедур по существу.
Критерий оценки –подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовойотчетности – представление и раскрытие. Порядок выполнения: в процессепроведения процедур по существу осуществлена проверка соблюдения требованийучетной политики. Результаты выполнения процедуры отражены в рабочем документеРД – 0.4.
Таким образом припроведении второго этапа аудиторской проверки было установлено:
Все первичные документыпо учету и операциям по прочим счетам в банке являются доброкачественными, т.е.составлены по утвержденной форме и заполнены в соответствии с требованиямиПоложения о документах и документообороте в бухгалтерском учете предприятий. Всеоперации, отраженные в первичных документах отвечают требованиям законности (непротиворечат законодательству, инструкциям) и целесообразности (направлены навыполнение задач, стоящих перед предприятием).
В соответствии с пунктом4 программы произведен аудит учредительных документов на предмет соответствияучредительных документов ООО «ЭФЕС» действующему законодательству. В ходепроверки Устава установлено, что уставный капитал сформирован в объеме,соответствующем законодательству РФ и внесен полностью, что подтверждаетсябанковскими документами. Порядок образования и основные положения деятельностипредприятия отвечают требованиям законодательства, что подтверждается тем, чтоУстав общества прошел регистрацию в Администрации г. Брянска Рег.№165 от 20.08.2001 г.
Пункт 5 программыпредусматривает проверку оформления первичных учетных документов. Проверкеподвергнуты выписки банка за 2007 г., платежные поручения, платежныетребования, приходные и расходные кассовые документы, чековая книжка.
В ходе проверкиустановлено, что все они являются доброкачественными, т.е. составлены поутвержденной форме и заполнены в соответствии с требованиями Положения одокументах и документообороте в бухгалтерском учете предприятий. Такжеустановлено, что все операции, отраженные в первичных документах отвечаюттребованиям законности (не противоречат законодательству, инструкциям) ицелесообразности (направлены на выполнение задач, стоящих перед предприятием).
Согласно пункту 6 программыпроизведена инвентаризация расчетов с контрагентами предприятия по оплатематериалов. Проверены договора с контрагентами, накладные на поставкуматериалов на предприятие, соответствие оплаченных суммам накладным, изученыакты сверки с контрагентами. Проверка показала, что расчеты с поставщиками иподрядчиками материалов и услуг ООО «ЭФЕС» ведутся в соответствии сзаконодательством и договорами. Наблюдается некоторое расхождение присоставлении актов сверки, но это связано с тем, что суммы, перечисленные ООО«ЭФЕС» поставщикам, еще не зачислены банком на расчетные счета контрагентов,т.е. находятся «в пути», но при составлении актов сверки факт оплатыподтверждается платежными поручениями с отметкой об оплате.
В соответствии с пунктом7 программы аудита произведена проверка данных регистров учета денежных средствна специальных счетах в банках и сверка с данными Главной книги. Для обобщенияданных по разделу учета «Специальные счета» к сч.55 «Специальные счета» открытсубсчет 55-2 «Чековые книжки». Арифметический пересчет данных регистров учетапо счету 55-2 показал, что подсчет произведен верно. Обороты и сальдо на конецотчетного периода по проверяемому счету соответствуют итоговому значениюдебетового и кредитового оборота за отчетный период и остаткам на конецотчетного периода данным Главной книги.
Пункт 8 программыпредусматривает аудит правомерности. В целом, в ходе проведения аудиторскойпроверки не было выявлено нарушений законодательства при выполнениихозяйственных операций. Все документы, подтверждающие совершенные операциидостоверны и подлинны. Претензий к ведению учета на предприятии нет. Сличениеучетных остатков денежных средств с фактическими не выявило недостачи. Издержкиобращения указаны в полном объеме и отражаются в соответствии с законодательствомРФ. Итоговое аудиторское заключение на мой взгляд может быть безусловноположительным.
2.3 Документирование аудита и оценка его результатов
После выполненияаудиторских процедур по существу, были осуществлены заключительные процедурыаудита, содержание которых раскрыто в пятом разделе отчета. Заключительныепроцедуры:
— Анализ и оценкакачества аудиторской выборки.
— Анализ ошибок,выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность бухгалтерскойотчетности.
— Формированиепредложений по устранению выявленных существенных искажений.
— Оценка качестваустранения аудируемым лицом выявленных существенных искажений отчетности иформирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности.
При выполнениипрактических задач, связанных с осуществлением заключительных процедур аудитаучета основных средств ООО «Эфес», было выполнено:
1. Подтверждениепервоначальной оценки системы бухгалтерского учета.
Источник аудиторскихдоказательств: Рабочие документы РД – 0.02, РД – 0.03. Критерий оценки –результат первоначальной оценки, отраженный в рабочих документах с РД – 0.5 поРД – 0.6. Порядок выполнения: По результатам проведенных аудиторских процедурпо существу, составлен рабочий документ по оценке эффективности системыбухгалтерского учета.
2. Подтверждениепервоначальной оценки влияния контрольной среды на эффективность применяемыхсредств контроля. Источник информации:
— Рабочий документ РД – 0.6.
— Рабочие документы РД – 18,РД – 0.8.
Критерий оценки –результат первоначальной оценки, отраженный в рабочем документе РД – 0.6.Порядок выполнения: По результатам проведенных аудиторских процедур посуществу, составлен рабочий документ РД – 21 по оценке влияния контрольнойсреды на эффективность применяемых средств контроля.
3. Подтверждениепервоначальной оценки применяемых средств контроля. Источник аудиторскихдоказательств: Рабочие документы РД – 0.6, РД – 0.6А. Критерий оценки –результат первоначальной оценки, отраженный в рабочем документе РД — 10.Порядок выполнения: По результатам проведенных аудиторских процедур посуществу, составлен рабочий документ по оценке эффективности применяемыхсредств контроля.
4. Оценка качествапроведения аудиторской выборки. Источник аудиторских доказательств: Рабочиедокументы с РД – 0.9. Критерий оценки – результат первоначальной оценки уровняаудиторского риска, отраженный в рабочем документе РД — 24.
Порядок выполнения:Определен фактический уровень аудиторского риска и его компонентов, которыйзафиксирован в рабочих документах с РД – 0.9 по РД — 13. По результатамсопоставления данных первоначальной оценке аудиторского риска и фактическогоего уровня, мной осуществлена оценка риска выборки и сделан вывод, что выборкапроведена качественно.
5. Оценка применимостидопущения непрерывности деятельности аудируемого лица. Источник аудиторскихдоказательств:
— Рабочие документы РД – 0.8по РД – 21.
— Законодательные инормативные акты.
— Результаты бесед,полученных консультаций и запросов.
Порядок выполнения:Осуществлен анализ результатов аудита и сделан вывод, что сомнений вприменимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица нет.Результаты выполнения процедуры отражены в рабочем документе РД – 22.
6. Формированиепредложений по устранению выявленных ошибок, нарушений и недостатков СВК. Источникинформации:
— Рабочий документ РД – 0.01по РД — 22.
— Законодательные инормативные акты.
— Результаты бесед,полученных консультаций и запросов.
Порядок выполнения: Былисформулированы выводы по проведенному аудиту и рекомендации по устранению ошибок,нарушений и недостатков СВК. Типичными нарушениями, вскрываемыми при аудите попрочим счетам в банке, являются:
— случаи, когда организации перечисляют деньги,например, предприятиям торговли якобы за купленные продовольственные товары,которые на самом деле на склад не поступили или поступили, но не тогоассортимента, который указан в документах.
— случаи, когда организации перечисляют денежныесредства за невыполненные строительно-монтажные и ремонтные работы, а также занепоставленную технику с целью «выручения» посредников.
— в отдельныхорганизациях умышленно с кредита счетов 51 «Расчетный счет», 52 «Валютныйсчет», 55 «Специальные счета в банках» списывают на производственные затратыили на издержки обращения суммы оплаченных расходов по проведению строительных,НИОКР, оплату социально-бытовых, культурно-просветительских и других услуг,подлежащих отнесению на капитальные вложения и за счет фондов потребления инакопления.
В целом, в ходепроведения аудиторской проверки не было выявлено нарушений законодательства привыполнении хозяйственных операций. Все документы, подтверждающие совершенныеоперации достоверны и подлинны. Претензий к ведению учета на предприятии нет.При проверке учета операция по прочим счетам в банке предприятия ООО «Эфес»ошибок при ведении учета не выявлено. Итоговое аудиторское заключение можетбыть безусловно положительным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для совершенствования каквнутреннего контроля учета денежных средств и операций по счетам в банках, таки для облегчения проведения аудиторских и других внутренних и внешних проверокпредлагаю руководству ООО «ЭФЕС» начать ведение журнала регистрации платежныхбанковских документов, имеющееся в наличии программное обеспечение бухгалтерииООО «ЭФЕС» — «1С Бухгалтерия» версия 7,7 позволяет без проблем ввести такуюформу учета первичных документов и тем самым облегчить учет поступивших нарасчетный счет платежных требований. Эта процедура регистрации действительнонеобходима, если на счете образуется «картотека» для облегчения процессаустановки очередности платежей. Кроме того налаженный контроль за процессомоформления исходящих платежных поручений и требований позволяет экономить науслуге банка за восстановление или переоформление платежных документов.
Помимо этого, предлагаюввести такую форму расчета с контрагентами – как аккредитив. Введение такого условного денежного обязательства по которому банк,открывший аккредитив, по поручению клиента согласно договора, может произвестипоставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такиеплатежи при предъявлении поставщиком в банк документов, подтверждающих отгрузкутовара, гарантирует поставщику своевременную оплату отгруженной продукции.Таким образом при проведении встречных проверок вопрос о «переводах в пути»ставится не будет, кроме того данная процедура несомненно будет способствоватьулучшению отношений ООО «ЭФЕС» с его поставщиками, т.к. оплата за поставленныематериалы или услуги будет производиться своевременно. Кроме того, при развитииподобных отношений вполне закономерно со стороны руководства ООО «ЭФЕС» было быподнять вопрос о предоставлении скидок, как ответного шага со стороныпоставщиков за своевременную оплату товаров.

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алборов Р.А.Основы аудита. Учеб. пособие. – М.: «Дело и сервис», 2001. – 224 с.
2. Алборов Р.А.Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: «Дело и сервис»,2000. – 432 с.
3. Аудит: учеб. длявузов/ под ред. В.И.Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 583 с.
4. БелухаН.Т. Судебно-бухгалтерская экспертиза. – М.: «Дело ЛТД», 2001. – 272 с.
5. Бухгалтерскийучёт /Под ред. д.э.н. проф. А.Д. Ларионова – М.: ГРОСС ГБ БУХ М. – 2000 г. – 654 с.
6. КамышановП. И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету: -3-е издание перераб. иДоп.- М.: « МЕДпресс»;- Элиста», 2003
7. Кондраков И.П.Бухгалтерский учёт – М.: ИНФРА М, — 2002 – 515 с.
8. Кондраков И.П.Бухгалтерский учёт Учебное пособие 5-е изд– М.: ИНФРА М, — 2005 – 717 с.
9. КрупченкоЕ.А. Аудит. Учеб. пособие. – РнД: «Феникс», 2002. – 320 с.
10. Положениепо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (ПриказМинистерства финансов РФ № 34н от 29.07.1998 г.).
11. Плансчетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий(Приказ Министерства финансов № 94н от 31.10.2000 г.).
12. Положение побухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утвержденоприказом Министерства финансов 09.12.1998 №60н.
13. Правовыеосновы бухгалтерского и налогового учета и аудита в РФ. Учеб. — М.: Юристъ,2004. – 255 с.
14. ТереховА.А. Аудит: перспективы развития. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 560 с.
15. ШереметА.Д., Суйц В.П. Аудит, учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001 – 352 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ
План аудиторской проверкиопераций по прочим счетам в банках
1. Краткая экономическаяхарактеристика объекта, изучение работы бухгалтерии, проверка заданныхконстант.
2. Расчет уровнясущественности.
3. Оценка системывнутреннего контроля на предприятии.
4. Оценка учредительныхдокументов.
5. Проверка оформленияпервичных учетных документов.
6. Инвентаризациярасчетов с контрагентами.
7. Проверка данныхрегистров учета денежных средств.
8. Аудит правомерности.
Вопросник для проведения контроля банковскихопераций№ Направления и вопросы тестирования Ответы Примечание Нет ответа Да Нет 1
Условия: Открыты ли в других банках незарегистрированные счета? Х 2 Заключен ли с банком договор о банковском счете? Х 3 Лишены доступа к бланкам чеков, платежных поручений не отвечающие за них лица? Х 4 Запрещено ли подписывать чистые чеки? Х 5
Подтверждение: Проверяет ли главный бухгалтер выписки банка, счета-фактуры, накладные? Х 6 Проверяют ли внутренние аудиторы соответствие проведенных операций договорным взаимоотношениям? Х 7 Осуществляется ли ежемесячно сверка с банком и подтверждение сальдо средств на счетах? Х 8
Полнота: Нумеруются ли выписанные банковские документы? Х 9 Регистрируются ли платежные документы в специальном журнале? Х 10 Отражается ли поступление выручки от реализации продукции на расчетный счет согласно учетной политике? Х 11 Обрабатываются ли и отражаются ежедневно выписки банка в учете? Х 12
Реальность: Осуществляет ли банк контроль за соблюдением платежно-расчетной дисциплины? Х 13 Проверяют ли внутренние аудиторы подлинность банковских документов Х 14
Разрешение: Подписываются ли банковские документы руководителем и главным бухгалтером? Х 15
Точность: Проверяют ли внутренние аудиторы точность отражения операций по оприходованию и списанию денег на банковских счетах? Х 16 Проверяет ли главный бухгалтер соответствие данных о наличии и движении денежных средств, отраженных в документах и записях? Х 17
Классификация: Разработан ли примерный проект отражения банковских операций на счетах бухгалтерского учета? Х 18
Учет: Проверяет ли главный бухгалтер своевременность и правильность отражения данных выписок банка в регистрах бухгалтерского учета? Х 19 Верно ли отражаются в учете аккредитивы и расчеты по чекам из лимитированых (нелимитированных) чековых книжек? Х 20
Периодизация: Датируются ли платежные документы в журнале регистрации по дате, указанной в документе? Х
Вводная часть
Я провела аудит учетаосновных средств ООО «Эфес» с 1 октября по 30 ноября 2007 года включительно.
Ответственность заорганизацию подготовки и представления отчетности и организацию внутреннегоконтроля несет главный бухгалтер ООО «Эфес» Сеничева Л.Н..
Моя обязанностьзаключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенныхотношениях данной отчетности, соответствии порядкаведения бухгалтерского учета законодательству РФ и надежности системывнутреннего контроля на основе проведенного аудита.
Объем аудита
Я провела аудит в соответствии с требованиями:
— Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
— Федеральных правил(стандартов) аудиторской деятельности; внутренними правилами (стандартами)аудиторской деятельности;
— Нормативными актамиМинистерства финансов РФ.
Аудит планировался ипроводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что учетопераций по прочим счетам в банке не содержат существенных искажений.
Аудит проводился навыборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств,подтверждающих значение и раскрытие в бухгалтерской отчетности информации офинансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов учета денежныхсредств, а также оценку надежности системы внутреннего контроля.
Я полагаю, чтопроведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения моегомнения о достоверности во всех существенных отношениях бухгалтерскойотчетности, соответствии порядка ведениябухгалтерского и налогового учета законодательству Российской Федерации инадежности системы внутреннего контроля.
Мнение о достоверностибухгалтерской отчетности за третий квартал 2007 года, а также надежностисистемы внутреннего контроля ООО «Эфес»
По моему мнению,бухгалтерская отчетность ООО «Эфес» отражают достоверно во всех существенныхотношениях финансовое положение на 1 октября 2007 г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 июля по 30 сентября 2006 г включительно.
По моему мнению, системавнутреннего контроля ООО «Эфес» обладает высокой степенью надежности.
По моему мнению, в целяхповышения надежности системы внутреннего контроля ООО «Эфес» необходимо:
На постоянной основеосуществлять контроль уровня знаний сотрудниками законодательных и нормативныхактов.
______________________Петухова Марина Федоровна


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.