: «Экономика природопользования» вариант № 29 на тему: Методы экономической оценки водных ресурсов. Понятие о водохозяйственном кадастре. Плата за воду. Водная рента. Концепция замыкающих затрат на воду. Дата сдачи: « » 200 г. Оценка: Дата защиты: « » 200 г. Подпись: г. Сургут, 2008 Содержание Введение… 3 Методы экономической оценки водных ресурсов и концепция
замыкающих затрат на воду… 4 Понятие о водохозяйственном кадастре… 8 Плата за воду … 15 Водная рента…. 19 Заключение… 21 Список литературы… 22 ВВЕДЕНИЕ Водные ресурсы имеют исключительно важное хозяйственное значение. Они считаются неисчерпаемыми, но в своем размещении они испытывают прямое и косвенное воздействие других компонентов природного комплекса, вследствие этого они отличаются большой изменчивостью и неравномерностью
распределения. «С неисчерпаемостью водных ресурсов и особенностями их использования связано их специфическое место в системе экономических отношений. До недавнего времени сравнительное изобилие воды, и возможность в большинстве случаев удовлетворения всех потребностей в ней исключали воду, как и воздух, из системы экономических отношений. Исключение составляли аридные районы, где дефицит воды и необходимость больших материальных и трудовых затрат на организацию водоснабжения издавна делали воду объектом сложных экономических
и правовых отношений» [4.c. 28]. В связи со стремительным ростом водопотребления по мере возникновения дефицита водных ресурсов во все большем числе районов ситуация стала меняться. Возникла необходимость в механизме регулирования использования ограниченных водных ресурсов и распределения их между потребителями - экономическом или административном [1.c. 54]. В экономическом аспекте изучение комплексного понятия водных ресурсов включает в себя совокупность
различных параметров и показателей, таких как: экономическая оценка, водная рента, кадастр и формирование платы за воду. Целью данной работы является рассмотрение этих понятий. Задачи данной работы: 1. Ознакомиться с понятием экономической оценки водных ресурсов и рассмотреть концепцию замыкающих затрат на воду; 2. Изучить систему водохозяйственного кадастра и его содержание; 3. Рассмотреть понятия водная рента и плата за воду, их функции и виды реализации.
Методы экономической оценки водных ресурсов и концепция замыкающих затрат на воду В 2004 году Российском НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов Н.Б.Прохоровой, Н.А.Могиленских, К.В.Крутиковой завершена разработка методики экономической оценки основных элементов водно-ресурсного потенциала (ВРП). Методика, разработанная на предыдущих этапах исследования, предлагает системный подход к сложнейшему вопросу экономической науки - оценке
ВРП поверхностных водных объектов как элемента системы более сложного порядка - природно-ресурсного потенциала [5.c. 47]. Методика экономической оценки водно-ресурсного потенциала предназначена для экономической оценки различных видов водных объектов в зависимости от степени изменения состояния и экологического статуса. В методике разработаны критерии оценки для каждого элемента ВРП, использован дифференцированный подход к экономической оценке поверхностных водных объектов на основе
степени изменения естественного состояния и экологического статуса, выработана классификация по социально-эколого-экономической значимости отдельных категорий ресурсов для воспроизводственного процесса. Предложенные методы приемлемы в границах единого экономического пространства России, а также отвечают современному мировому уровню исследований в этой области. Методика определяет рамки для целого комплекса исследований в секторе водного хозяйства, охватывающих
не только экономические, но и организационные проблемы, а также вопросы комплексного учета количества и качества ресурсов. Социально-экономическая оценка водных, биологических, энергетических, рекреационных и иных ресурсов водных объектов и ее учет в национальном богатстве и других макроэкономических показателях необходимы для определения уровня платы за пользование водными объектами. Хотя национальное богатство является совокупностью экономических активов страны, составляющих необходимое
условие общественного производства и жизнедеятельности людей, сегодня оно практически исчисляется как сумма стоимости основных фондов, материальных оборотных средств и запасов, а также накопленного домашнего имущества. Стоимость водных, рекреационных, рыбных и иных ресурсов водных объектов при этом не учитывается (впрочем, как не учитываются и другие природные ресурсы: земля, леса, недра и т.д.). В результате все возрастающие затраты, связанные с очисткой загрязненных сточных вод, сохранением биологических
и рекреационных ресурсов водных объектов, лечением людей от заболеваний, вызванных употреблением некачественной воды, увеличивают макроэкономические показатели, что часто принимается за "прогресс". В то же время учет финансовых потерь от деградации водных объектов мог бы изменить подобные оценки на прямо противоположные [4.c. 156,8.c. 208]. Особенность оценки водных ресурсов заключается в учете многообразия их роли и областей использования (в коммунальном хозяйстве, промышленности, сельском хозяйстве,
гидроэнергетике, судоходстве, сплаве древесины, рекреации и т.д.), связанные как с изъятием, так и без изъятия воды из водного объекта. При оценке водных ресурсов по водным объектам учитывается [4.c. 155]: • для болот и ледников - их способность содержать и аккумулировать вековые запасы воды, выравнивать сток рек, продлевать их полноводный период; • для подземных вод — их ценность как стратегического ресурса; • для основных крупных озер России — высокое качество их вод и запасы пресной воды.
Общая стоимость водных ресурсов водного объекта определяется как сумма оценок водных ресурсов по всем направлениям их использования: где Эв — экономическая оценка водных ресурсов водного объекта; i — рассматриваемое направление использования водных ресурсов; n — количество направлений использования водных ресурсов (i = 1,2,3 n); Эi — экономическая оценка водных ресурсов при использовании их по i-му направлению [3.c. 135]. Экономическая оценка водных ресурсов осуществляется в следующей последовательности.
Первоначально производится потенциальная экономическая оценка водных ресурсов, как основа всех форм жизни на планете (Эжв) по формуле: где Qв — экологически допустимый объем использования водных ресурсов без ущерба для здоровья человека и окружающей среды, м3; Wв — оценка 1 м3 воды, как основы жизни и существования человека, флоры и фауны, включая ландшафтно-эстетическое воздействие на человека. Затем производится оценка водных ресурсов по отдельным направлениям
их использования. «Экономическая оценка водных ресурсов при изъятии воды для хозяйственно-питьевых, производственных нужд и других целей (Эви) определяется по формуле: где Qви — среднегодовой объем изъятия из данного водного объекта, м3; Wви — стоимость 1м3 изымаемой воды, определяемая на основе водной ренты или замыкающих затрат» [2.c. 362]. «Замыкающие затраты на воду представляют собой допустимые общественно необходимые затраты на
прирост располагаемых водных ресурсов» [5.c. 49]. Это необходимо в связи с тем, что потребление в рассматриваемом районе изменяется. В качестве замыкающих водохозяйственных мероприятий и объектов могут выступать водохранилища и гидроузлы для регулирования речного стока с целью целевых и комплексных пропусков, объекты территориального перераспределения речного стока, мероприятия по экономии водных ресурсов и т.д [7.c. 53]. Экономическая оценка водных ресурсов, используемых для хозяйственных и иных целей без изъятия
воды (Эвб), определяется на основе водной ренты по формуле: где n — количество направлений использования воды без ее изъятия (i =1,2,3, n); Рвб — годовая сумма водной ренты при использовании водного ресурса по i-му направлению без ее изъятия [8.c. 210]. Понятие о водохозяйственном кадастре Водохозяйственный кадастр — это систематизированный свод данных о водных ресурсах, увязанных с задачами, размерами и формами использования вод [5.c. 51]. Важнейшим нормативно-правовым актом в области использования
и охраны водных ресурсов в Российской Федерации является Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, введенный в действие 1 января 2007 года. Но понятие государственного водного кадастра (сокр. ГВК) в данном кодексе не раскрывается, а в старом Водном кодексе РФ от 16 ноября 1995 года № 167-ФЗ в статье 79 «Государственный водный кадастр представляет
собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Государственный водный кадастр ведется в Российской Федерации по единой системе и основывается на данных государственного учета вод. Представление водопользователями в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в государственный водный кадастр, является обязательным.
Данные государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов и должны представляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение государственного водного кадастра осуществляются специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии
и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам). Порядок осуществления государственного учета поверхностных и подземных вод устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок ведения государственного водного кадастра определяется водным законодательством Российской Федерации» [10]. «Один из возможных вариантов составления государственного
водохозяйственного кадастра состоит из трех частей: часть I — отраслевые кадастры: водно-энергетический, ирригационный, воднотранспортный, лесосплавной, водоснабжения; часть II — сведения о фактическом использовании водных ресурсов для различных отраслей водного хозяйства и о ближайших перспективах использования вод; часть III — сводка в форме водохозяйственных балансов с оценкой водообеспеченности и потребности в воде» [4.c.
221]. Ведение ГВК осуществляется постоянно и по единой методике. Содержание кадастровых работ, сроки их проведения, формы первичной документации, правила их заполнения, алгоритмы обработки и обобщения определяются соответствующими указаниями и инструкциями, которые были специально разработаны для его ведения. Структура ГВК также строго регламентирована для каждого его раздела и подразделов. Общие вопросы изложены в "
Основных положениях о порядке ведения государственного водного кадастра" (М.: Гидрометеоиздат. — 1983. — 29 с.); по каждому разделу, подразделу и серии существуют методические указания, собранные в выпуски и регламентирующие состав данных, структуру изданий и порядок их подготовки, обработки и хранения информации и др. Данные, приведенные в ГВК, являются официальными и применяются при: • текущем и перспективном планировании использования вод и проведении водоохранных мероприятий; • размещении производительных
сил; • составлении схем комплексного использования и охраны вод и водохозяйственных балансов; • проектировании водохозяйственных, промышленных, транспортных и других сооружений, связанных с использованием вод; • прогнозировании изменений гидрологических условий водности рек и качества вод; • разработке мероприятий по повышению эффективности работы водохозяйственных систем, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод; • при нормировании потребления и сброса вод, а также показателей качества вод; • осуществлении
государственного контроля за проведением мероприятий по рациональному использованию и охране вод; • регулировании взаимоотношений между пользователями, а также при решении других вопросов, связанных с использованием вод [9]. ГВК включает данные о следующих водных объектах: реки, каналы, озера и водохранилища, ледники, внутренние моря и территориальные воды внешних морей, подземные воды (бассейны, водоносные горизонты, месторождения). В ГВК содержатся данные о следующих водохозяйственных объектах: • гидроузлы
и водохранилища, сооружения для забора воды из водных объектов (каналы, насосные установки, эксплуатационные скважины и др.), каналы, служащие для воднотранспортного соединения водных систем и территориального распределения стока; • сооружения для сброса в водные объекты использованных и шахтных вод (коллекторы, дренажные и водосбросные каналы, водовыпуски и др.); • сооружения для очистки использованных вод. Данные ГВК подразделяются на архивные материалы (книжки, таблицы и др.), данные на долговременных технических
носителях и публикуемые материалы (каталоги, ежегодники, многолетние данные и др.). ГВК базируется на автоматизированной информационной системе (АИС ГВК), которая имеет специальные блоки, представляющие поверхностные и подземные воды и их использование. Работа по автоматизации обработки гидрологических данных ведется с 1960—1970-х годов. В нашей стране она ориентировалась сначала на технические средства
ЭВМ типа "Минск-22", "Минск-32". Начатое в 1978 г. создание АИС ГВК до 1990 г. осуществлялось на базе технических средств ЕС ЭВМ. В последние годы идет переоборудование этой системы с использованием персональных ЭВМ с целью достижения большей оперативности и полноты обеспечения потребителей информацией, дальнейшей автоматизации процессов обработки, контроля и обобщения данных, совершенствования их хранения и передачи.
В целом в некоторой близкой перспективе система ведения ГВК — научно обоснованный технологический комплекс, обеспечивающий сбор, накопление, обработку и выдачу потребителям гидрологической информации с использованием современных средств вычислительной техники. Основой АИС ГВК является информационная база, представляющая архив данных, занесенных на унифицированные носители, пригодные для долговременного хранения и ввода в
ЭВМ. Доступ к этой информационной базе осуществляется средствами банков данных, представляющий собой комплекс технических и программных средств, обеспечивающих накопление, обслуживание и использование информации [5.c. 55]. При информационном обслуживании предусмотрена выдача как исходной, содержащейся в составе информационной базы, так и обобщенной информации, причем обобщение может производиться по нескольким признакам одновременно (бассейновому, территориальному, административно-территориальных единиц,
отраслевому, ведомственному и др.). Публикуемая часть ГВК состоит из трех разделов: "Поверхностные воды", "Подземные воды", "Использование вод". Раздел "Поверхностные воды" имеет подразделы: 1. Реки и каналы; 2. Озера и водохранилища; 3. Качество вод суши;
4. Селевые потоки; 5. Ледники; 6. Моря и морские устья рек. Все разделы публикуются в трех сериях: Сер. 1 — это каталожные разовые издания, которые содержат основные характеристики рек, каналов, озер и водохранилищ; селевых бассейнов и очагов; морей и морских устьев рек; бассейнов подземных вод и водоносных горизонтов, водозаборов и пунктов закачки в подземные горизонты; водопользователей. По мере необходимости каталоги переиздаются или дополняются.
Сер. 2 — ежегодные данные, издаются ежегодно, содержат данные за предшествующий календарный год. Сер. 3 — многолетние данные, издаются 1 раз в 5 лет (на уровень лет, кратных 5). «Объединенные издания ГВК содержат обобщенные данные по территории быв. СССР и России о ресурсах поверхностных и подземных вод, их использовании и качестве (ежегодные), а также разовые или выходящие сравнительно редко обобщающие работы, например, "
Водные ресурсы СССР и их использование" — Л.: Гидрометеоиздат, 1987, 303 с которые предполагалось выпускать применительно к срокам водохозяйственного планирования» [3.c. 190]. Данные ГВК серий 1, 2, 3 систематизируются и издаются по жестко закрепленной территориальной схеме отдельными выпусками. Выпуски охватывают территории бассейнов крупных рек и озер, морей или территории деятельности региональных управлений
Гидрометслужбы России, а по разделу подземных вод, кроме того, — по гидрогеологическим регионам. Обычно во всех изданиях ГВК сер. 1—3 приводится картосхема деления территорий быв. СССР и России по выпускам соответствующего раздела. Данные о ресурсах поверхностных вод, их качестве и изменении под влиянием хозяйственной деятельности обобщаются по водным объектам и их участкам, бассейнам крупных рек и озер, бассейнам внутренних морей,
водохозяйственным участкам, территориям экономических районов, субъектам федерации и РФ в целом. Данные о ресурсах подземных вод обобщаются по месторождениям, бассейнам рек и их участкам, водоносным горизонтам и бассейнам подземных вод, водохозяйственным участкам, экономическим регионам, субъектам федерации и РФ в целом (ранее — по СССР в целом). Данные об использовании вод обобщаются по бассейнам внутренних морей, крупных рек, водохозяйственным
участкам, территориям субъектов федерации, экономических районов и РФ в целом (ранее — СССР в целом), а также по видам водопользования и отраслям народного хозяйства. Издания ГВК в значительной степени продолжают традиции более ранних версий водного кадастра, сыгравших большую роль в развитии гидрологии в нашей стране и изучении водных ресурсов России. В СССР впервые водный кадастр был подготовлен
Государственным Гидрологическим институтом (ГГИ) в 1933—1941 гг. Он состоял из "Сведений по уровням воды", "Материалов по режиму рек СССР" и "Справочников по водным ресурсам" по крупным районам СССР с использованием материалов наблюдений по 1935 г. Продолжением этих работ, систематизировавших данные в основном по поверхностным водам, стали
Гидрологические ежегодники, издававшиеся регулярно, начиная с материалов за 1936 г. С 1960 г. проводилась разработка и выпуск нового водного кадастра в виде справочников "Ресурсы поверхностных вод СССР", состоявших из 3-х серий "Гидрологическая изученность" (кадастровые данные по поверхностным водным объектам), "Основные гидрологические характеристики" (ОГХ, многолетние данные по поверхностным водным объектам)
и монографическая (обобщающая) серия с фундаментальной характеристикой гидрологического и гидрохимического режима водных объектов, включая вопросы использования и качества вод. Первый выпуск ОГХ содержит данные по 1962 г второй — с 1963 по 1970 и последующие — через каждые 5 лет. Материалы "Ресурсов поверхностных вод" не потеряли значения до сих пор и служат полезным добавлением к современной информации [9]. Практически издание
ГВК "Ежегодные данные о режиме и ресурсах поверхностных вод суши" является продолжением издаваемых ранее "Гидрологических ежегодников" (ГЕ); здесь сохранено большинство таблиц, ранее публиковавшихся в ГЕ и "Материалах наблюдений на озерах и водохранилищах" (дополнение к ГЕ), с некоторыми изменениями в форме и содержании. В состав ежегодника включены сведения о водных ресурсах, русловых водных балансах и водопользовании
(суммарных заборах и сбросах), повышен уровень обобщения данных об уровнях и расходах воды, ледовых явлениях. Ранее помещавшиеся в ГЕ данные о химическом составе воды публикуются в издании "Ежегодные данные о качестве поверхностных вод суши". Сведения об измеренных расходах воды и наносов исключены из состава ежегодника (выдаются теперь по запросам). Выпуски "Многолетние данные о режиме и ресурсах поверхностных вод суши" по составу
сведений близки и являются в значительной мере продолжением справочников ОГХ; имеются полезные уточнения и добавления в разделах по минимальному стоку, расходам, стоку взвешенных наносов и др. Многолетние сведения по качеству вод публикуются отдельно в выпуске "Многолетние данные о качестве вод суши" (МДК) [9]. Состав данных по режиму водоемов заметно расширен по сравнению с
ОГХ за счет включения сведений о среднем уровне водоемов, о водном балансе (ранее публиковался в отдельных региональных или объектных монографиях), а также данных по течениям и переформированию берегов. «Раздел "Использование вод" появился в ГВК в последние годы. Он содержит: 1) каталоги водопользования, которые включают сведения о расположении и характеристике водохозяйственных объектов, площадях орошаемых и осушаемых земель;
2) ежегодные данные об использовании вод, о фактических заборах и сбросах воды с учетом их количественных и качественных показателей, о полном и безвозвратном водопотреблении; здесь же помещаются отчетные водохозяйственные балансы; 3) многолетние характеристики использования водных ресурсов дают обобщенные сведения за последние 5 лет и весь период наблюдений» [9]. Плата за воду В настоящее время промышленные предприятия вносят в бюджет плату за воду независимо от того, поступает эта вода непосредственно из водохозяйственных систем,
от других промышленных предприятий или предприятий коммунального хозяйства. Тарифы за воду устанавливаются на один кубометр потребляемой воды. Определение тарифов платы за воду основывается на затратном методе. В некоторых отраслях используются и другие методы, но они имеют локальное применение. В развитых странах плата за водопользование осуществляется в виде взносов водопользователей на содержание
государственных учреждений, которые осуществляют оперативное управление водными ресурсами и их использование в пределах одного или ряда соседних водных бассейнов [5.c. 51,6.c. 13]. Организационно взимание платы за водопользование реализуется в виде двух схем. Первая схема, которая реализуется в Австралии, странах Азии и Африки, основывается на жестком государственном регулировании размеров платы.
Все платежи направляются в государственный бюджет, что позволяет аккумулировать финансовые ресурсы для содержания и развития водохозяйственных систем и сооружений. Вторая схема применяется в странах Западной Европы. Она основывается на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые образуют бассейновые объединения. Бассейновые объединения осуществляют все виды работ, связанные
с охраной вод, рациональным использованием, оценкой водных ресурсов, регулированием стока, контролем за сбросами загрязняющих веществ, водозабором, предотвращением наводнений и паводков и проч. Плата за воду осуществляется в виде взносов водопользователей на содержание объединения и финансирование его деятельности. При этом государство получает налоги от бассейнового объединения, которые используются в большей части для кредитования и субсидирования водохозяйственного строительства и выплат компенсаций
льготным категориям водопользователей [6.c. 14]. Система платежей за водные ресурсы определена в Водном кодексе Российской Федерации и включает [8.c. 277]: • плату за пользование водными объектами (водный налог); • плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. • Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за: • изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита; • сверхлимитное изъятие воды;
• использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование. В 1998 г. был принят специальный Закон Российской Федерации "О плате за пользование водными объектами". Согласно данному Закону был введен водный налог. Налогоплательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме
подземных) с применением сооружений, технических средств или устройств по лицензиям в порядке, установленном водным законодательством Российской Федерации. Сущность водного налога состоит в изъятии у водопользователей части экономического эффекта, получаемого ими в результате пользования водными объектами. Изымаемый водный налог направляется в федеральный бюджет (40%) и в бюджеты субъектов Российской Федерации (60%). Водный налог является «щадящим» инструментом регулирования водопользования,
поскольку не вызовет значительного роста затрат в основных отраслях экономики России. Объектом налогообложения признается пользование водными объектами в целях [1.c. 84,6.c. 16]: • осуществления забора воды из водных объектов; • удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде; • использования акватории водных объектов для осуществления лесосплава без применения судовой тяги, а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств,
коммуникаций, сооружений, установок и оборудования, проведения буровых, строительных и иных работ; • осуществления сброса сточных вод в водные объекты. «Конкретные дифференцированные ставки платы за пользование водными объектами были установлены исходя из характера этих объектов, видов водопользования и групп водопользователей, а также соблюдения установленных нормативов (лимитов) водозабора и сброса сточных вод. При превышении установленных лимитов применяются кратные повышающие коэффициенты платежей.
Как и по другим видам платежей за природные ресурсы были установлены различные льготы и по данным выплатам. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг), связанных с водопользованием» [6.c. 17]. При заборе воды предприятиями теплоэнергетики, использующими воду на нужды охлаждающих агрегатов (возвратное водопотребление), применяются два вида платежей: за водопотребление в пределах лимита забора воды плата производится в размере 30% величины установленного тарифа и за сверхлимитный забор плата
производится по тарифу, установленному для данной водохозяйственной системы. Размер платы за один кубометр безвозвратного водопотребления определяется исходя из средневзвешенного тарифа платы за воду из водохозяйственных систем, рассчитанного для данного предприятия, с коэффициентом 1,25. Плата не взимается за подземные воды, которые извлекаются из недр попутно с полезными ископаемыми, а также в целях ликвидации вредного воздействия этих вод (подтопление, засоление и т.д.), кроме того,
промышленные предприятия не платят за подземные лечебные и теплоэнергетические воды, подземные промышленные воды, используемые в качестве сырья для извлечения содержащихся в них полезных ископаемых. Концепция платного водопользования приведена в таблице [4.c. 278]. Концепция платного пользования Виды платежей Плата за пользование (водный налог) Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов
Штрафы и повышенные платежи Цель платы Налог государства за пользование водными объектами Сбор средств на восстановление и охрану водных объектов и защиту окружающей среды от вредного воздействия вод Административно-экономическое воздействие на нарушителей водного законодательства Сущность платы За забор воды, за пользование водными объектами без изъятия воды За забор воды, за пользование водными объектами без изъятия воды
За ущерб, причиняемый водным объектам, за сверхлимитные заборы воды и сброс сточных вод нормативного качества, за сброс сточных вод сверхнормативного загрязнения, за пользование водным объектом без лицензии и за другие нарушения водного законодательства Экономическое содержание платежей Часть дохода от использования водного объекта Годовая программа затрат на восстановление и охрану водного объекта Создание дополнительных финансовых ресурсов для восстановления и охраны водных объектов и компенсации
ущербов, причиняемых водному фонду в результате нарушения водного законодательства Плательщики Юридические лица, независимо от форм собственности, и граждане, вовлекающие водные объекты в хозяйственное и иное пользование Юридические лица независимо от форм собственности и граждане, вовлекающие водные объекты в хозяйственное и иное пользование Юридические лица независимо от форм собственности и граждане, вовлекающие водные объекты в хозяйственное и иное пользование
Источник платы Себестоимость продукции (услуг) Себестоимость продукции (услуг) Прибыль Аккумуляция платежей Федеральный бюджет —40%, бюджет субъекта федерации — 60% Федеральный бюджет —40%, бюджет субъекта федерации— 60% Федеральный бюджет — 40%, бюджет субъекта федерации — 60% Направление использования средств На социальные нужды и управление водным фондом
На реализацию программ охраны и восстановления водных объектов, НИР На восстановление и охрану водных объектов, ликвидацию ущерба водному объекту и окружающей среде Водная рента Водная рента (от лат. reddita — возвращенная) — доход, регулярно получаемый владельцем от использования водных ресурсов, не требующий от получателя дохода осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий. Такой доход может быть получен, например, от сдачи водного
объекта в аренду [3.c. 165]. По своей экономической природе водная рента представляется двумя ее составляющими: абсолютная (чистая) и дифференциальная водная рента. «Абсолютная (чистая) водная рента – форма водной ренты, получаемая владельцем прав пользования водными объектами от уступки этих прав контрагентам регионального водного рынка независимо от местоположения (доступности) водных объектов и их эксплуатационных свойств (качественного состояния ресурсов, наличие или отсутствие «улучшений» водного объекта и т.п.).
В условиях неэластичного предложения прав пользования водными объектами уровень абсолютной (чистой) водной ренты всецело зависит от фактора спроса. Более того спрос на права пользования водными объектами является производным от спроса на продукцию, производимую с использованием ресурсов водных объектов, а следовательно и размер абсолютной (чистой) водной ренты зависит от спроса на эту продукцию. Таким образом, уровень абсолютной (чистой) водной ренты (и, соответственно, стоимости прав пользования
водными объектами) является результатом сложившегося уровня цен на продукцию, производимую с использованием ресурсов водных объектов, а не наоборот» [6.c. 19]. Дифференциальная водная рента – форма водной ренты, порождаемая вовлечением в хозяйственный оборот ресурсов водных объектов, и представляет собой добавочную прибыль, возникающую как разница в рентабельности использования худших и лучших водных объектов (по местоположению и эксплуатационным свойствам) при разновеликих
водохозяйственных и водоохранных затратах или при добавочных вложениях капитала на одном и том же водном объекте. В общем случае капитализированная водная рента и, соответственно, стоимость прав пользования водными объектами или цена трансакционных сделок между собственником водных объектов и водопользователями по уступке (приобретению) этих прав определяется уровнем абсолютной (чистой) водной ренты и дифференциальной водной ренты первого и второго вида. Если собственник водного объекта уступает свое право пользования
лишь природными ресурсами объекта («улучшения» водного объекта не являются его собственностью или «улучшения» отсутствуют как таковые), то стоимость права пользования водным объектом или цена сделки есть сумма абсолютной и дифференциальной водной ренты первого вида. Если собственник водного объекта уступает свое право пользования водным объектом вместе с имеющимися «улучшениями» объекта (находящимися в его собственности), то стоимость права пользования водным объектом
или цена этой сделки отражает абсолютную и дифференциальную водную ренту первого и второго вида [3.c. 167,6.c. 19]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Интенсивное развитие промышленности и сельскохозяйственного производства, повышение уровня благоустройства городов и населенных пунктов, значительный прирост населения обусловили в последние десятилетия дефицит и резкое ухудшение качества водных ресурсов. Для рационального использования воды существует экономическая оценка, которая позволяет покрыть и проанализировать
текущие и даже будущие водохозяйственные затраты. По заключению экономической оценки определяется уровень платы за пользование водными объектами. В свою очередь плата за воду формируется на взносах водопользователей на содержание государственных учреждений, которые осуществляют оперативное управление водными ресурсами и их использование в пределах одного или ряда соседних водных бассейнов. Одна из методик экономической оценки основывается на водной ренте.
При использовании или обслуживании водных объектов водопользователи и органы, регулирующие водохозяйственные отношения, используют своеобразный сборник нормативно-правовых актов и других документов, касающихся водных ресурсов, называемый водохозяйственным кадастром. Одним от основных путей удовлетворения потребностей общества в воде является инженерное воспроизводство водных ресурсов, т.е. их восстановление и приумножение не только в количественном, но и в качественном
отношении. Список литературы. 1. Васильева, Е.Э. Экономика природопользования / Е.Э. Васильева – Мн.: БГУ, 2003. – 120с. 2. Гирусов, Э.В. Экология и экономика природопользования / Э.В. Гирусов и др. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998г. – 455 с. 3. Глухов, В.В. Экономические основы экологии: Учебник /
В.В. Глухов, Т.В. Лисочкина, Т.П. Некрасова - СПб.: Спец. лит 1995 279 с. 4. Комаров, И.К. Водопользование и национальная безопасность / И.К. Комаров и др М 1997. – 295 с. 5. Редковская О.В. Экономическая оценка природно-ресурсного потенциала особо охраняемых природных территорий в системе кадастрового учета // Экономический бюллетень НИЭИ
Министерства экономики Республики Беларусь. – 2007. – № 1. – С. 47–56. 6. Ушакова, С.Е. Оценка стоимости прав пользования водными обектами: принципы и методы / С.Е. Ушакова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность 80.00.05: Экономика и управление народным хозяйством–М 2006. – 24 с. 7. Фесенко, В.В. Экономика природопользования: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся
по спец. "Геоэкология" / В.В Фесенко, М.В Видрученко Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004 148 с. 8. Шимова, О.С. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник / О.С. Шимова, Н.К. Соколовский. 2-е изд перераб. и доп Мн.: БГЭУ, 2002. – 367 с. 9. Евстигнеев, В.М. Государственный водный кадастр / [Электронный ресурс].
Научный портал ВИНИТИ.Web-мастер: Всероссийский Институт Научной и Технической Информации. 2004-2008. Режим доступа: http://science.viniti.ru/index.php?& option=com_content&task=view&Ite mid=139&Section=&id=316&id_a rt=D001208 10. Водном кодекс РФ от 16 ноября 1995 года № 167- ФЗ. Принят Государственной
Думой 18 октября 1995 года. (документ устарел)
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |