Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит операций по учету расчетов с подотчетными лицами

Оглавление
Введение
Глава 1.Экономическая сущность и содержание учета расчетов сподотчетными лицами
1.1 Выдача и учет подотчетныхсумм
1.2 Нормативно –законодательное регулирование учета расчетов с подотчетными лицами
1.3 Цель и задачи аудитарасчетов с подотчетными лицами
Глава 2.Методика проведения аудита расчетов с подотчетнымилицами
2.1 Проверка расчетов сподотчетными лицами
2.2 Основные нарушения приаудите расчетов с подотчетными лицами
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Впроцессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций часто возникаетнеобходимость командировки сотрудника в другую местность или приобретенияматериальных ценностей, а также различных работ, услуг не только побезналичному расчету, но и за наличные деньги. Подотчетными лицами являютсяработники организации, получившие авансом денежные средства из кассы илинепосредственно из банка на мелкие административно-хозяйственные расходы,расходы по приобретению материалов по мелкому опту в розничной торговле, атакже средства для предстоящих командировочных расходов.
Практикааудиторских проверок показывает, что наибольшее количество ошибок и нарушенийдопускается при расчетах с подотчетными лицами вследствие небрежного ведениябухгалтерского учета, а также недостаточного контроля за расчетами сработниками. Нередко ошибки допускают руководители организаций. Это связано снекоторыми особенностями учета данных операций, в частности с многообразиемпервичных документов, которые работник представляет в бухгалтерию дляоправдания произведенных расходов, и сложностью и изменчивостьюзаконодательства, особенно по  учету зарубежных командировок.
Расчетыс подотчетными лицами имеют место практически в  каждой организации. Существуютразличные их виды:
· приобретениезапасных частей, материалов, топлива за  наличный расчет, канцелярскихтоваров, оплата почтово-телеграфных расходов;
· оплата мелкогоремонта оргтехники, транспортных средств;
· оплата расходовна командировки по территории Российской Федерации и за рубеж,представительских расходов и др.
Цельаудита расчетных операций в целом и расчетов с подотчетными лицами в частностизаключается в проверке достоверности статей дебиторской и кредиторскойзадолженности и законности ведения бухгалтерского учета расчетов с подотчетнымилицами. В  процессе аудита решаются следующие задачи:
· инспектированиедокументального оформления расчетов с подотчетными лицами;
· оценка системывнутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами;
· установлениецелевого использования подотчетных сумм;
· соблюдениеустановленного порядка возмещения командировочных расходов;
· выявлениенезаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов;
· контрольорганизации аналитического учета расчетов, своевременности выявления срочной ипросроченной задолженности;
· сверка данныханалитического и синтетического учета по расчетным операциям;
· сверка оборотов исальдо по счетам в регистрах синтетического учета, Главной книге ибухгалтерском балансе;
· анализ состояниядебиторской и кредиторской задолженности с целью принятия эффективныхуправленческих решений.
Цельисследования –провести анализ стадий, этапов и методик проведения аудита операций по учетурасчетов с подотчетными лицами.
Задачиисследования:
1. Рассмотреть экономическуюсущность и содержание учета расчетов с подотчетными лицами.
2. Охарактеризоватьцели и задачи аудита расчетов с подотчетными лицами.
3. Раскрыть особенностиметодики проведения аудита расчетов с подотчетными лицами.
4. Проанализировать основныенарушения при аудите расчетов с подотчетными лицами.
Объектисследования –основополагающие характеристики аудита. Предмет исследования — определение стадий, этапов и методик проведения аудита операций по учету расчетовс подотчетными лицами.
Структураработы: работа состоитиз введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретическойосновой даннойработы послужили работы таких авторов, как: Виноградов Е.В., Юдина Г.А., ГрищенкоА.В., Горожанкина Е.А. и других.
Глава 1. Экономическая сущностьи содержание учета расчетов с подотчетными лицами 1.1 Выдача и учет подотчетных сумм
Определенныевиды хозяйственных и других расходов организации не могут быть оплачены срасчетного счета или непосредственно из кассы организации. В этих случаяхдопускается расход наличных денежных средств через подотчетных лиц, которыеявляются сотрудниками организации. Круг должностных лиц, имеющих право получатьденежные средства под отчет, определяется и утверждается руководителеморганизации в учетной политике (приложение). Денежные средства, выдаваемые подотчет, классифицируются по направлениям расходования:административно-хозяйственные и операционные расходы.
Денежныесредства могут выдаваться под отчет на командировочные расходы, напредставительские цели, для покупки за наличный расчет в других организациях ифизических лиц товаров, на приобретение ГСМ, для оплаты выполненных работ,оказанных услуг, на иные хозяйственно-операционные цели – в соответствии сприказом руководителя. Обязательными условиями выдачи денежных средств подотчет является: наличие утвержденного руководителем организации спискаподотчетных лиц; расходование денег строго по целевому назначению; полныйрасчет по ранее выданным суммам.
Выдачаденежных средств под отчет оформляется расходным кассовым ордером (форма№КО-2). Бухгалтер выписывает расходный кассовый ордер на основании заявленияработника, подписанного руководителем. В заявлении работник указываетнеобходимую сумму аванса, а также цель, на которую испрашивается подотчетнаясумма. Передача подотчетных сумм одним лицом другому запрещается.
Наличныеденьги под отчет выдаются конкретному работнику только при условии, что онполностью отчитался по предыдущему авансу. Если за работником числитсядебиторская задолженность по подотчетным суммам, то он не имеет права получитьновый аванс.
СогласноПорядку ведения кассовых операций лица, получившие наличные деньги под отчет,обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы,или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию организацииотчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Сроки,на которые выдаются подотчетные суммы, устанавливаются руководителеморганизации. Эти сроки могут быть установлены единым приказом по организации.При этом в приказе может быть установлен как единый срок для всех подотчетныхлиц, так и разные сроки для разных подотчетных лиц.
Порядоквыдачи подотчетных сумм и определения сроков, на которые они выдаются,необходимо предусмотреть в приказе по учетной политике организации.
Учетпо расчетам с подотчетными лицами ведется на счете 71 «Расчеты сподотчетными лицами». Это активно-пассивный счет, сальдо которого отражаетсумму задолженности подотчетных лиц предприятию или сумму возмещенногоперерасхода и вновь выданные под отчет на основании расходных кассовых ордеров,по кредиту – суммы, использованные, согласно авансовым отчетам и сданные вкассу по приходным кассовым ордерам.
Служебнойкомандировкой признается поездка работника по распоряжению руководителяорганизации для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы насрок не более 40 дней, не считая времени нахождения в пути.
Вовремя командировки (в том числе за время нахождения в пути) за командированнымработником сохраняется средний заработок за все рабочие дни недели по графику,установленному по месту постоянной работы.
Предприятия,как правило, ведут специальные журналы – «Журнал учета работников,прибывших из командировки» и «Журнал учета работников, выбывающих вкомандировки», в которых работник, отбывающий в командировку, должен своейподписью подтвердить факт получения командировочного удостоверения. Работникиответственные за ведение этих журналов, назначаются приказом руководителяпредприятия.
Фактическоевремя нахождения в командировке при расчете суточных определяется по отметкам вкомандировочном удостоверении (форма №Т-10), которое выписывается отделомкадров на основании приказа руководителя. В нем указывается фамилия, имя,отчество работника, срок, место и цель командировки. Также должны проставлятьсяотметки о выбытии в командировку, прибытии в пункт назначения, выбытии из них иприбытии на место постоянной работы. После возвращения из командировки работниксдает в бухгалтерию организации командировочное удостоверение и составляетавансовый отчет (форма №АО-1), который подтверждается руководителем организацииили лицом, на это уполномоченным. К отчету прилагаются все документы,подтверждающие произведенные им расходы.
Командированномуработнику возмещаются следующие расходы по командировке, при наличииприложенных оправдательных документов:
· расходы по наймужилого помещения, в т.ч. плата за бронирование мест в гостиницах;
· расходы попроезду к месту командировки и обратно, в т.ч. плата за пользование в поездахпостельными принадлежностями;
· расходы попроезду транспортом общего пользования к месту командировки;
· суточные за времяпребывания в командировке, в т.ч. и за время нахождения в пути;
· различныестраховые и комиссионные сборы;
· сборы за услугиаэропортов, вокзалов;
· расходы на провозбагажа.
Наприобретенные подотчетным лицом материальные ценности к авансовому отчетудолжны быть приложены накладная или приходный ордер на оприходование средств.
Суточныевыплачиваются командированному работнику за каждый день нахождения вкомандировке. Согласно статьи 168 Трудового Кодекса РФ их размер определяетсяруководителем организации самостоятельно. Однако для целей налогообложениясуточные учитываются в размерах, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ (далееНК РФ).
Всоответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ суточные освобождаются отналогообложения НДФЛ в размере 700 рублей за каждый день нахождения вкомандировке на территории РФ.
Дляцелей налогообложения прибыли размер суточных по-прежнему составляет 100 рублейза один день пребывания в командировке.
Нормырасходов организаций на выплату суточных в пределах в целях налогообложенияприбыли, расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством иреализацией, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. №93.
Поэтомув учетной политике для целей бухгалтерского учета может быть лишь уточненасхема бухгалтерских записей для случаев, когда выплата суточных производится вразмерах, превышающих необлагаемые суммы.
Организация,выполняя функции налогового агента, обязана начислить НДФЛ на сумму превышенияфактических суточных над необлагаемой этим налогом суммы суточных. УдержаниеНДФЛ производится непосредственно из доходов налогоплательщика, при фактическойвыплате указанных денежных средств налогоплательщику.
Еслиподотчетное лицо рассчитывается наличными денежными средствами с другойорганизацией, то необходимо помнить, что в настоящее время предельный размеррасчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделкеустановлен в сумме 100 000 рублей.
Еслиработник не полностью израсходовал выданную подотчетную сумму, то в день сдачив бухгалтерию авансового отчета он должен вернуть в кассу организациинеиспользованную сумму аванса. При этом работнику выдают квитанцию к приходномукассовому ордеру (форма №КО-1). Копию этой квитанции следует приложить кавансовому отчету для подтверждения полного расчета по полученной подотчетнойсумме.
Учетопераций по расчетам с подотчетными лицами, с одной стороны, являетсянесложным, но с другой, именно здесь допускается большое количество ошибок, таккак данные расчеты затрагивают несколько разделов как бухгалтерского, так иналогового учета. 1.2 Нормативно – законодательное регулирование учета расчетовс подотчетными лицами
Ведениебухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами осуществляется всоответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из нихобязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
Взависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразнопредставить в виде следующей системы:
· 1-ый уровень(законодательный) – определяет сущность бухгалтерского учета, его задачи,основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации иведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
· 2-ой уровень(нормативный) – устанавливает базовые правила формирования полной и достовернойинформации по отдельным разделам бухгалтерского учета и представленияинформации в бухгалтерской отчетности.
· 3-ий уровень(методический) – документы этого уровня носят рекомендательный характер, в нихизложены методические указания, разъяснения по вопросам постановкибухгалтерского учета.
· 4-ий уровень(организационный) – организации, руководствуясь законодательством РФ обухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерскийучет самостоятельно формируют свою учетную политику.
Всилу того, что расчеты с подотчетными лицами затрагивают несколько разделов какбухгалтерского, так и налогового учета перечень законодательных актовдостаточно велик.
Основныеположения по отражению расходов с подотчетными лицами в бухгалтерском учетерегламентированы в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» (1-ыйуровень).
Порядоквыдачи средств на хозяйственные нужды и правила оформления выдачи оговорены в «Порядкео ведении кассовых операций».
Всвязи с тем, что расчеты с подответными лицами осуществляются в наличной форме,то размер расчетов подотчетного лица при оплате наличными должен отвечатьнормам Указания Центрального Банка РФ, в соответствие с которым предельныйразмер расчетов наличными по одной сделке с одним юридическим лицом не долженпревышать 100 000 руб. (3-ий уровень).
Расчетыс подотчетными лицами оказывают влияние на налогообложение предприятия вразрезе налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налогана доходы физических лиц и единого социального налога, т.е. они находят своеотражение в следующих главах Налогового Кодекса РФ. Глава 21 «Налог надобавленную стоимость», регламентирует правила списания НДС приосуществлении расходов за счет подотчетных средств. Глава 23 «Налог надоходы физических лиц» и глава 24 «Единый социальный налог»регламентирует порядок обложения НДФЛ и ЕСН сумм, полученных работником подотчет. Глава 25 «Налог на прибыль организаций» оговаривает порядокучета расходов, произведенных за счет средств, выданных под отчет, при расчетеналогооблагаемой прибыли (1-ый уровень).
Крометого, расчеты с подотчетными лицами находят свое отражение в Положении побухгалтерскому учету №10/99 «Расходы организации» (3-ий уровень).
Приоформлении командировочных расходов учитывают нормы Трудового Кодекса РФ,который оговаривает перечень лиц, которые могут быть направлены в командировку(1-ый уровень).
Размерсуточных устанавливается Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. №93(1-ый уровень).
Основнымидокументами четвертого уровня по расчетам с подотчетными лицами являются:
1. Учетная политика,формируемая главным бухгалтером организации и утверждаемая руководителеморганизации. Основы формирования и раскрытия учетной политики организацииустановлены ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденнымприказом Минфина России от 09.12.1998 г. №60н.
2. Утвержденныеруководителем формы первичных учетных документов по учету расчетов сподотчетными лицами:
· приходныйкассовый ордер (форма КО-1) — выписывается в случае, когда работник возвращаетв кассу неизрасходованную подотчетную сумму;
· расходныйкассовый ордер (форма КО-2) – выписывается при выдаче денежных средств подотчет;
· командировочноеудостоверение (форма №Т-10) – определяет фактическое время нахождения работникав командировке;
· авансовый отчет сприложением подтверждающих документов (счетов, квитанций, проездных билетов,накладных и т.д.).
3. Утвержденныйруководителем План счетов бухгалтерского учета – содержит перечень применяемыхорганизацией синтетических счетов и субсчетов. 
1.3 Цель и задачи аудита расчетов с подотчетными лицами
Цельаудита расчетных операций определяется федеральным стандартом № 1 «Цель иосновные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Цельаудита заключается в выражении мнения о достоверности показателей бухгалтерскойотчетности в части задолженности по расчетам с подотчетными лицами и персоналомпо оплате труда. Кроме того, аудитор должен высказать мнение о соответствиипорядка ведения бухгалтерского учета расчетных операций законодательствуРоссийской Федерации.
Основныезадачи аудита расчетных операций:
· проверкадокументального подтверждения расчетных операций;
· контрольдокументов с использованием методов инспектирования, пересчета, экономическогоанализа;
· проверкаорганизации аналитического учета расчетных операций по каждому работнику, покаждой сумме, выданной под отчет;
· сверка данныханалитического и синтетического учета по счетам расчетов;
· проверкаорганизации синтетического учета в соответствии с Инструкцией по применениюплана счетов бухгалтерского учета и рабочим планом счетов;
· сверка оборотов исальдо по счетам в регистрах синтетического учета, Главной книге ибухгалтерском балансе;
· проверкасоблюдения расчетной дисциплины, дебиторской и кредиторской задолженности;
· проверкаинвентаризационной работы, подтверждение достоверности остатков по счетамрасчетов.
Вкачестве аудиторских доказательств используется следующая информационная база:
· нормативно-правовыедокументы, регулирующие расчеты организации с подотчетными лицами иработниками, в том числе:
· Трудовой кодексРФ, введенный в действие Федеральным законом от 30.12.01 г. № 197-ФЗ;
· ПостановлениеПравительства РФ от 08.02.02 г. № 93 «Об установлении норм расходоворганизаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которыхпри определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходыотносятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией»;
· ПостановлениеГоскомстата России от 01.08.01 г. № 55 «Об утверждении унифицированнойформы первичной учетной документации № АО-1 „Авансовый отчет“;
· ПостановлениеГоскомстата России от 05.01.04 г. № 1 „Об утверждении унифицированных формпервичной учетной документации по учету труда и его оплаты“ и др.;
· локальныенормативные документы организации, регулирующие трудовые отношения междуработодателем и работниками, порядок организации бухгалтерского учета расчетныхопераций: коллективный договор, положение об оплате труда, положение опремировании, правила внутреннего трудового распорядка, учетная политика;
· учетные документы,отражающие факт совершения хозяйственной операции: авансовый отчет (форма №АО-1), приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (форма № Т-1), личнаякарточка работника (форма № Т-2), штатное расписание (форма № T-3), табельучета рабочего времени (форма № Т-13), лицевой счет (форма № Т-54), расчетнаяведомость (форма № Т-51), расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49),платежная ведомость (форма № Т-53), приказ (распоряжение) о направленииработника в командировку (форма № Т-9), командировочное удостоверение (форма №Т-10), служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении(форма № Т-10а) и др.;
· учетные регистрыаналитического и синтетического учета, отражающие бухгалтерские записи порасчетным операциям: карточки, ведомости по счетам, журналы-ордера, анализысчетов, обороты по счетам 70 „Расчеты с персоналом по оплате труда“,71 „Расчеты с подотчетными лицами“ и др.;
· бухгалтерскаяотчетность, подтверждающая суммы сальдо по счетам расчетов: форма № 1 „Бухгалтерскийбаланс“, форма № 5 „Приложение к бухгалтерскому балансу“;
· прочие документы,отражающие законность совершения расчетов: письма, приказы (распоряжения)руководителя, соглашения, трудовые договоры, договоры возмездного оказанияуслуг, подряда и пр.
Проверкарасчетных операций может иметь сплошной или выборочный характер.
Аудитзаключается в проверке соблюдения действующего законодательства, правильностидокументального оформления и отражения в учете всех видов расчетов сподотчетными лицами. При этом осуществляются следующие процедуры:
· оцениваетсясистема внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетнымилицами;
· подтверждаетсядостоверность выдачи и возврата подотчетных сумм;
· устанавливаетсязаконность и полнота возврата подотчетных сумм;
· проверяетсяорганизация аналитического учета расчетов с подотчетными лицами и взаимосвязьаналитического и синтетического учета;
· проверяетсясоблюдение организацией налогового законодательства по операциям, связанным срасчетами с подотчетными лицами.
Результатыоценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов сподотчетными лицами основываются на содержании вопросов и документах, которыеподвергаются исследованию (таблица).
Таблица1 Вопросы и аудиторские доказательства для проверки расчетов с подотчетнымилицамиСодержание вопроса Аудиторские доказательства Имеется ли приказ руководителя об определении круга подотчетных лиц, сроков отчетности и подотчетных сумм ? Приказы руководителя, учетная политика организации для целей бухгалтерского учета Соответствует ли порядок расчетов с подотчетными лицами Порядку ведения кассовых операций в РФ и другим нормативным документам ? Авансовые отчеты, приказы руководителя, учетная политика организации для целей бухгалтерского учета Своевременно ли сдаются авансовые отчеты в бухгалтерию организации ? Авансовые отчеты Проверяются ли авансовые отчеты по формальным признакам и по существу отраженных операций, осуществляется ли арифметическая проверка авансовых отчетов и прилагаемых к ним документов ? Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета, положение о документах и документообороте организации, должностные инструкции работников бухгалтерии Используются ли унифицированные формы первичных документов ? Авансовые отчеты Применяются ли компьютерные программы для расчетов с подотчетными лицами ? Учетная политика организации, авансовые отчеты, ведомости аналитического учета расчетов с подотчетными лицами Осуществляется ли контроль лимита расчетов наличными между юридическими лицами ? Авансовые отчеты Какие документы применяются для организации аналитического учета расчетов с подотчетными лицами ? Ведомости, карточки аналитического учета расчетов с подотчетными лицами Соблюдается ли своевременность расчетов с подотчетными лицами по выданным суммам ? Авансовые отчеты, отчеты кассира Правильно ли отражаются на счетах бухгалтерского учета операции с подотчетными лицами ? Ведомости, карточки аналитического учета расчетов с подотчетными лицами, журналы — ордера, анализы счетов, оборотно — сапьдовые ведомости Сверяются ли записи аналитического и синтетического учета по счету 71 „Расчеты с подотчетными лицами“, а также записи в Главной книге ? Ведомости, карточки аналитического учета расчетов с подотчетными лицами, журналы — ордера, анализы счетов, оборотно — сальдовые ведомости, Главная книга организации

Аудитрасчетов с подотчетными лицами включает следующие направления.
Проверканаличия распорядительных документов, отражающих информацию о расчетах сподотчетными лицами в организации. Аудитору следует запросить приказ об учетнойполитике организации, приказы (распоряжения) руководителя организации оназначении лиц, уполномоченных получать наличные деньги под отчет, о срокахотчетности, о командировочных расходах.
Проверкадокументального оформления авансовых отчетов. В ходе работы аудитор проверяет:
· оформлениеавансовых отчетов;
· оформлениекомандировочных расходов (в том числе за рубеж);
· порядок передачиподотчетных сумм другому лицу;
· своевременностьвозврата подотчетных сумм и сдачи авансовых отчетов в бухгалтерию;
· существоотраженных в учете операций с подотчетными лицами.
Документальнаяпроверка авансовых отчетов предусматривает проверку по форме и по существуотраженных операций.
Порядокдокументального оформления расчетов с подотчетными лицами регулируетсяПостановлением Госкомстата России от 01.08.01 г. № 55 „Об утвержденииунифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 “Авансовыйотчет»".
Припроверке авансовых отчетов по форме следует протестировать следующее:
· соответствиетиповой форме № АО-1 «Авансовый отчет»;
· наличие номера идаты составления;
· указаниеподотчетного лица;
· указание суммыполученного аванса, израсходованной суммы, суммы остатка и перерасхода;
· указаниеназначения аванса;
· наличие подписей;
· заполнениеобратной стороны авансового отчета.
Методикадокументальной проверки авансовых отчетов по существу заключается в проверкезаконности отраженных в учете операций с подотчетными лицами.
Приэтом необходимо проконтролировать соблюдение сроков предоставления авансовыхотчетов в бухгалтерию и их оформление. Сроки отчетности подотчетных лиц аудиторпроверяет путем сверки дат в расходных кассовых ордерах на выдачу денег подотчет и в авансовых отчетах. При этом необходимо руководствоваться Порядкомведения кассовых операций в Российской Федерации. Срок отчетности не можетпревышать трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы деньги, илисо дня возвращения из командировки. При этом аудитор должен убедиться в наличииприказа руководителя организации об установлении подотчетных лиц, которым могутвыдаваться деньги под отчет, и о сроках отчетности. Параллельно проверяетсяналичие значительной дебиторской задолженности подотчетных лиц и сроки ееотражения в бухгалтерском учете, а также причины непогашения дебиторскойзадолженности.
Вместес тем осуществляется сверка документов, прилагаемых к авансовому отчету, сданными, отраженными в авансовом отчете.
Детальнаяпроверка отдельных расчетных операций с подотчетными лицами. Аудитор долженобратить внимание на учет поступления материально-производственных запасовчерез подотчетных лиц, командировочных расходов, расходов на приобретениегорюче-смазочных материалов, представительских расходов.
Припоступлении материально-производственных запасов через подотчетных лиц кавансовому отчету должны быть приложены платежный и расчетный документы(товарный чек, накладная, кассовый чек, квитанция к приходному кассовомуордеру). В товарных чеках и накладных должны быть приведены наименованияприобретенных материально-производственных запасов. Аудитор отмечаетпроизводственный характер произведенных расходов.
Впроцессе документальной проверки авансовых отчетов детальному аудиту подлежаткомандировочные расходы. При проверке командировочных расходов необходимопроконтролировать наличие документов, подтверждающих командировочные расходы:приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку по форме № Т-9 икомандировочного удостоверения по форме № Т-10. Данные документы должны составлятьсяпо установленным Постановлением Госкомстата от 05.01.04 г. № 1 унифицированнымформам. Аудитор должен обратить внимание на наличие подписей и печатей вкомандировочном удостоверении.
Важнымвнутренним первичным документом является служебное задание для направления вкомандировку и отчет о его выполнении по форме № Т-10а. Этот документприменяется для оформления и учета служебного задания для направления вкомандировку, а также для отчета о его выполнении. Служебное заданиеподписывается руководителем структурного подразделения, в котором работаеткомандируемый работник, и утверждается руководителем организации илиуполномоченным им лицом, а затем передается в кадровую службу для изданияприказа (распоряжения) о направлении в командировку по форме № Т-9. Лицом,прибывшим из командировки, составляется краткий отчет о выполненной работе,который согласовывается с руководителем структурного подразделения ипредставляется в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением (форма №Т-10) и авансовым отчетом.
Особуюважность имеет форма № Т-10а «Служебное задание для направления вкомандировку и отчет о его выполнении» с точки зрения определенияисточника финансирования расходов на командировку и признания данных расходовкак для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.
Проверяетсяналичие оправдательных документов, подтверждающих командировочные расходы(счет, счет-фактура гостиницы, кассовый чек, квитанция к приходному кассовомуордеру об оплате услуг гостиницы; железнодорожные, автобусные или авиабилеты,талоны об оплате постельных принадлежностей, талоны об оплате стоянкиавтомобилей, талоны об оплате права въезда на территорию города и др.).
Пример.Аудитор установил, что сумма командировочных расходов за отчетный годсоставляет 50 000 рублей. Эта сумма была обоснована авансовыми отчетами поформе № АО-1, приказами (распоряжениями) о направлении работников вкомандировку по форме № Т-9а и командировочными удостоверениями по форме №Т-10, а также прочими документами, подтверждающими произведенные расходы напроезд, проживание.
СогласноПостановлению Госкомстата РФ от 05.01.04 г. № 1 «Об утвержденииунифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»командировочные расходы должны быть обоснованы следующими документами:
· приказом(распоряжением) о направлении работников в командировку по форме № Т-9а;
· командировочнымудостоверением по форме № Т-10;
· служебнымзаданием для направления в командировку и отчетом о его выполнении по форме №Т-10а.
Поприбытии из командировки отчет о выполнении служебного задания согласовываетсяс руководителем структурного подразделения организации и представляется вбухгалтерию вместе с командировочным удостоверением и авансовым отчетом.
Служебноезадание и отчет о его выполнении обосновывает производственный (служебный)характер командировки. Согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ служебнойкомандировкой считается поездка по распоряжению работодателя на определенныйсрок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Бухгалтеруследует обратить внимание на оформление служебного задания и отчета о еговыполнении в качестве приложения к авансовому отчету. Отсутствие служебногозадания может являться основанием для того, чтобы признать командировочныерасходы в сумме 50 000 руб. экономически неоправданными для целей налоговогоучета.
Отдельнойпроверке подвергаются операции по приобретению горюче-смазочных материаловчерез подотчетных лиц. По данным кассовых чеков об оплате бензина, дизельноготоплива и смазочных масел устанавливается производственный характер расходов наобслуживание автотранспорта, принадлежащего организации. Прямое отнесениестоимости приобретенных горюче-смазочных материалов на счета расходов в учетедолжно подтверждаться актами о расходе и путевыми листами автотранспорта.
Обращаетсявнимание на правомерность и оформление представительских расходов.Представительские расходы могут быть признаны оправданными, если имеются вналичии: приказ руководителя о представительских расходах, отчет о представительскихрасходах, перечень участников мероприятия, программа мероприятия, авансовыйотчет с прилагаемыми документами (товарным чеком, кассовым чеком, закупочнымактом и др.). Представительские расходы должны быть обоснованы сметой затрат сучетом нормативного значения, принимаемого для целей бухгалтерского и налоговогоучета. При этом к представительским расходам можно отнести следующие затраты:
· по проведениюофициального приема (завтрака, обеда, ужина или другого аналогичногомероприятия) представителей других организаций;
· по транспортномуобеспечению представителей других организаций, связанному с их доставкой доместа проведения встречи и обратно;
· по буфетномуобслуживанию лиц, участвующих во встрече во время переговоров;
· по оплате услугпереводчиков, не состоящих в штате организации.
Проверкарасчетов наличными денежными средствами. При проверке авансовых отчетовобращается внимание на соблюдение установленного предельного размера расчетовналичными денежными средствами, осуществляемых от имени организации, т.е.юридического лица. Аудитору следует контролировать не только лимит суммыплатежа при совершении расчетов с поставщиками или другими кредиторами, нотакже и платежные условия договоров. Сумму платежа, кроме того, подтверждаюткассовые чеки и квитанции к приходным кассовым ордерам, прилагаемые к авансовымотчетам подотчетных лиц. Проверка организации синтетического и аналитическогоучета расчетов с подотчетными лицами. Проверка аналитического учета расчетов сподотчетными лицами осуществляется по подотчетным лицам. При этом сверяютсязаписи в ведомости аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетнымилицами» в разрезе подотчетных лиц и в оборотной ведомости илижурнале-ордере. Устанавливается наличие суммы сальдо по счету 71 «Расчеты сподотчетными лицами» по данным Главной книги. Сальдо по счету 71 «Расчетыс подотчетными лицами» на начало и конец месяца и обороты по счету ваналитическом и синтетическом учете сверяются с данными, указанными в Главнойкниге.
Глава 2. Методикапроведения аудита расчетов с подотчетными лицами 2.1 Проверка расчетов с подотчетными лицами
Цельаудита расчетов с подотчетными лицами — составить обоснованное мнениеотносительно достоверности и полноты информации о состоянии расчетов сподотчетными лицами, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетностипроверяемой организации и пояснениях к ней.
Выполняяпроцедуру проверки расчетов с подотчетными лицами, аудитору необходимо ответитьна следующие вопросы:
Порядок,размеры и условия возмещения расходов на командировки по территории РФсоответствуют положениям нормативных актов?
Порядок,размеры и условия возмещения расходов на зарубежные командировки соответствуютположениям нормативных актов?
Налогообложениерасходов на командировку соответствует положениям нормативных актов?
Порядоквыдачи и расходования средств на хозяйственные нужды соответствуют положениямнормативных актов?
Порядоквыдачи и расходования средств на представительские расходы соответствуютположениям нормативных актов?
Порядокпроведения проверки расчетов с подотчетными лицами, как нам представляется,включает ряд последовательных этапов:
Проверкарасходов на командировки
Припроведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативныхактов о порядке расчетов с командированными лицами.
Вслужебную командировку работник отправляется по распоряжению руководителяорганизации, чтобы выполнить какое-либо служебное поручение вне местапостоянной работы. Так сказано в статье 166 Трудового кодекса РФ.
Работник,вернувшийся из командировки, не позднее трех дней после возвращения долженсоставить авансовый отчет (форма N АО-1) и представить его в бухгалтерию.
Кавансовому отчету прилагаются все документы, подтверждающие расходы работникаво время командировки (билеты на проезд, счета на оплату жилья и т.д.).
Бухгалтеруследует проверить целевое расходование средств, выданных командированномуработнику, а также наличие всех оправдательных документов, подтверждающих егорасходы.
Проверенныйбухгалтером авансовый отчет утверждается руководителем организации.
Нормысуточных утверждены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 93«Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных илиполевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы поналогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам,связанным с производством и реализацией».
Работникувозмещается вся сумма расходов по найму жилого помещения.
Такжеработнику возмещаются расходы по оплате дополнительных услуг, оказываемых вгостиницах и включаемых в счет за проживание.
Исключениеиз этого порядка предусмотрено для услуг по обслуживанию работника в баре,ресторане или номере и расходов на пользование рекреационно-оздоровительнымиобъектами (например, бассейном, сауной, тренажерным залом и т.д.). Такиерасходы работнику не оплачиваются.
Расходыпо бронированию жилого помещения возмещаются работникам в порядке и размерахопределенных коллективным договором или локальным нормативным актом.
Расходына проживание, возмещаемые командированному работнику, уменьшаютналогооблагаемую прибыль организации (п. 12 ст. 264 НК РФ).
Расходыпо проезду к месту командировки и обратно, возмещаемые командированномуработнику, включают:
· стоимость билетана транспортное средство общего пользования (самолет, поезд и т.д.);
· оплату услуг,связанных с предварительной продажей (бронированием) билетов;
· оплату запользование в поездах постельными принадлежностями;
· стоимость проездатранспортом общего пользования к станции (пристани, аэропорту), если онанаходится за чертой населенного пункта;
· сумму страховыхплатежей по обязательному страхованию пассажиров на транспорте.
Расходы,связанные с проездом к месту командировки и обратно, уменьшают налогооблагаемуюприбыль организации (п. 12 ст. 264 НК РФ).
Проверкапредставительских расходов
Припроведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативныхактов о порядке отнесения расходов, к представительским.
Порядокотнесения представительских расходов на расходы организации при исчисленииналога на прибыль установлен пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ.Представительские расходы организации согласно указанной статье квалифицируютсякак прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Красходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, относятсяпредставительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживаниемпредставителей других организаций, участвующих в переговорах в целяхустановления и поддержания сотрудничества (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Кпредставительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальныйприем и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих впереговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества,а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) илииного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведенияуказанных мероприятий (п. 2 ст. 264 НК РФ).
Анализприведенных нормативных положений позволяет выделить несколько основныхпризнаков, квалифицирующих определенные расходы организации какпредставительские:
· данные расходыдолжны быть связаны с официальным приемом или обслуживанием представителейдругих организаций (участников, прибывших на заседание совета директоров(правления) или иного руководящего органа налогоплательщика);
· указанные лицадолжны прибыть для ведения переговоров (участия в заседании руководящего органаналогоплательщика);
· цель переговоров- установление или поддержание сотрудничества (в частности, заключениеконтракта, предварительного договора и т.п.) либо решение определенных вопросоворганизации;
· представительскиерасходы признаются таковыми независимо от места проведения переговоров(заседания совета директоров или иного руководящего органа налогоплательщика).
Кпредставительским относятся расходы (п. 2 ст. 264 НК РФ):
· на проведениеофициального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) дляуказанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика,участвующих в переговорах;
· на транспортноеобеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятияи (или) заседания руководящего органа и обратно;
· на буфетноеобслуживание во время переговоров;
· на оплату услугпереводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению переводаво время проведения представительских мероприятий.
Иные(неперечисленные) расходы (например, оплата проезда железнодорожным илиавиационным транспортом делегаций до места проведения переговоров, оплата ихпроживания во время проведения переговоров и другие аналогичные расходы), помнению автора, не будут являться представительскими для целей исчисления иуплаты налога на прибыль, а значит, не должны учитываться при налогообложении прибыли.
Проверкахозяйственных расходов
Подрасходами на хозяйственные нужды обычно понимаются затраты по приобретению врозничной торговой сети канцелярских или хозяйственных принадлежностей,материалов, бензина на АЗС, оплате мелкого ремонта и т.п.
Выдаваяденьги под отчет, необходимо соблюдать условия, установленные Порядком ведениякассовых операций. Так, пункт 11 Порядка запрещает:
· выдаватьподотчетные суммы работнику, не отчитавшемуся по ранее полученным деньгам;
· передаватьподотчетные суммы от одного работника другому.
Руководительорганизации должен утвердить своим приказом список работников, которым могутвыдаваться денежные средства под отчет.
Срок,на который можно выдать наличные деньги под отчет на хозяйственные нужды,законодательно не ограничен.
Такойсрок также может (но не обязан!) установить руководитель организации своимприказом. Если руководитель такой срок установил, работник должен отчитаться запотраченные деньги не позднее чем через три рабочих дня после истечения этогосрока.
Каких-либоограничений на суммы, выдаваемые работникам под отчет, законодательство неустанавливает.
Однако,оплачивая расходы, подотчетное лицо действует от имени организации.
Следовательно,работник, получивший деньги под отчет, должен соблюдать предельный размеррасчетов наличными (100000 руб. по одной сделке с одним юридическим лицом). Этоустановлено указанием Центрального банка РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У.
Сверкаданных аналитического учета расчетов с подотчетными лицами с оборотами иостатками по счетам синтетического учета
Припроведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учетарасчетов с подотчетными лицами оборотам и остаткам по счету 71 синтетическогоучета.
Данныеаналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетамсинтетического учета.
Суммыдебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должныбыть соответственно равны.
Сверкаданных бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами с даннымибухгалтерской отчетности
Аудиторскаяорганизация при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторскихдоказательств, чтобы убедиться, что:
· конечные сальдопо счетам синтетического учета расчетов с подотчетными лицами (71) предыдущегоотчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемогоотчетного периода;
· соответствующиепоказатели бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного периода,соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учетарасчетов с подотчетными лицами.
Итоговымэтапом аудита являются обобщение результатов, анализ ошибок, выявленных в ходеаудита.
Ошибки,обнаруженные в процессе аудита по данной процедуре, могут оказывать влияние:
· на правильностьопределения себестоимости продукции (товаров, работ, услуг);
· на правильностьопределения финансовых результатов;
· на правильностьисчисления и уплаты налога на прибыль;
· на правильностьисчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
· на правильностьисчисления и уплаты единого социального налога.
Какследствие, все это влияет на достоверность финансовой (бухгалтерской)отчетности.
Необходимопроанализировать обнаруженные ошибки и нарушения в соответствии с требованиямифедерального стандарта аудиторской деятельности «Существенность ваудите». Существенность ошибок оценивается количественно и качественно.Для количественной оценки аудитор сравнивает обнаруженные ошибки с уровнемсущественности, установленным на стадии планирования. При качественной оценкеаудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями.
Прианализе ошибок, выявленных в ходе аудита, необходимо определить степень ихвлияния на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Переченьпроверенных документов, выявленные ошибки и нарушения, а также мнение аудиторапо результатам проверки, фиксируются в рабочих документах. 2.2 Основные нарушения при аудите расчетов с подотчетнымилицами
Основнымизадачами бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами являются:
· установлениецелесообразности и обоснованности использования подотчетных сумм;
· соблюдениепредусмотренного законодательством порядка возмещения и учета затрат,производимых через подотчетных лиц.
Наиболеечасто встречающиеся нарушения при отражении в бухгалтерском и налоговом учетерасчетов с подотчетными лицами описаны ниже.
Во-первыхна принятых к учету авансовых отчетах очень часто отсутствуют подписиподотчетных лиц, подписи руководителя или лиц, его замещающих, подтверждающихцелесообразность произведенных расходов, и иные случаи не заполнения отдельныхреквизитов первичных документов.
Во-вторыхпри направлении предприятием в командировку работника в приказе не определятсяконкретная цель командировки, отсутствуют отчеты подотчетного лица опроделанной работе при выполнении им задания, то есть производственный характерданной командировки не подтверждается.
Крометого, на предприятиях существует практика направлять в командировку работника,с которым заключен гражданско-правовой договор.
Когдагражданин направляется в другую местность для выполнения работы организацией, скоторой он в трудовых отношениях не состоит, то такая поездка командировкой несчитается, а оплата стоимости поездки является компенсацией расходовгражданина, только при условии, если эта выплата оговорена в договоре навыполнение работ (оказание услуг). При этом компенсация включается в общуюсумму вознаграждения, выплачиваемого по гражданско-правовому договору, иподлежит обложению подоходным налогом, на нее начисляются взносы в пенсионныйфонд РФ, Государственный фонд занятости и фонды обязательного медицинского страхования.
Втом случае когда гражданско–правовым договором не предусмотрено возмещениерасходов по данной поездке, затраты по ней возмещаются гражданину за счетприбыли, остающейся на предприятии после уплаты налогов.
Напредприятиях допускаются случаи передачи подотчетных сумм одним подотчетнымлицом другому, что запрещено п.11 Порядка ведения кассовых операций в РФ. Всвязи с этим использование подотчетных сумм лицом, не получившим их вподотчете, не может быть зачтено в уменьшении задолженности подотчетного лицаперед предприятием.
Нередкопредприятия стоимость приобретенных за наличный расчет через подотчетных лицматериальных ценностей списывают на издержки производства и обращения, минуясчета учета имущества.
Неиспользование счетов учета имущества, при приобретении материальных ценностейможет привести к занижению налога на имущество, искажению себестоимости,прибыли, подлежащей налогообложению.
Такженарушением является выдача денег подотчет лицам, не отчитавшимся в срок поранее полученным авансам.
Выделениесумм налога на добавленную стоимость расчетным путем от стоимости материальныхценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговле тоже являетсянарушением.
Кнарушениям относятся выдача денежных средств лицам не указанным в списке лиц,которым в соответствии с приказом руководителя предприятия могут быть выданыденьги на хозяйственно операционные расходы.
Приоформлении командировочных расходов зачастую отсутствуют приказы о направленииработников в командировку, командировочные удостоверения с отметками в местепребывания в командировке, наблюдается несоблюдение установленных нормкомандировочных расходов, отсутствие приказов об оплате сверх установленныхнорм.
Иногдак авансовым отчетам прилагают не действительные документы (товарный чек безотметок, штампов магазина, различные квитанции, талоны, чеки без обязательныхреквизитов).
Оченьчасто работникам организации выдают подотчет денежные средства на приобретениеили возмещение стоимости проездных билетов для проезда в городском илипригородном транспорте, причем эти суммы списывают на себестоимость. Привыявлении таких фактов нужно помнить, что организация вправе компенсироватьсвоим работникам эти затраты, однако не за счет себестоимости, а за счет другихсобственных источников. Обоснованность представительских расходов очень частоне подтверждается наличием оправдательных документов (приказа о назначениилица, ответственного за проведение мероприятий; программы встречи с представителямидругих организаций, в том числе иностранных; сметы представительских расходовутвержденной руководителем организации в начале года), что является нарушением.
Ошибкидопускаются зачастую также при поступлении выручки от реализации продукции (товаров)через подотчетное лицо, то есть поступления выручки в данном случае показываютна кредите счета 71 без предварительного отнесения этой суммы на кредит счета90 «Продажи». При выявлении таких фактов необходимо определить размерсокрытого объекта налогообложения (выручки).
Такимобразом, большое количество ошибок и нарушений из всех проверяемых объектовдопускается именно при расчетах с подотчетными лицами.
Заключение
Хозяйственнаядеятельность предприятий сопряжена с расчетами с работниками по суммам денежныхсредств, выданных на выполнение операционно-хозяйственных задач (заключающихсяв покупке за наличный расчет товаров у других организаций, оплате завыполненные работы, оказанные услуги) и для компенсации расходов на служебныекомандировки.
Крометого, расчеты с подотчетными лицами возникают при расчетах за отпущенную импродукцию на реализацию, за полученные денежные документы, например,лимитированную чековую книжку, и т.п.
Практикааудиторских проверок показывает, что из всех проверяемых объектов наибольшееколичество ошибок и нарушений допускается именно при расчетах с подотчетнымилицами. Прежде всего, это связано с низким уровнем системы внутреннего контроляза использованием на предприятии денежных средств и неверным ведениембухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.
Расчетс подотчетными лицами возникают по суммам денежных средств, выданных работникаморганизации на выполнение операционных и хозяйственных задачи и для компенсациирасходов на служебные командировки. Кроме того расчеты с подотчетными лицамивозникают при расчетах за отпущенную им продукцию на реализацию за полученныеденежные документы например лимитированную чековую книжку и т.п.
Всвязи с тем, что аудит расчетов с подотчетными лицами связан с проверкойпорядка ведения кассовых операций, удобнее проводить их параллельно.
Контрольрасчетов с подотчетными лицами осуществляется бухгалтером на основании приказовпо учетной политике организации, о назначении лиц, уполномоченных получатьналичные деньги под отчет, о направлении работников организации в командировки,а также журнала регистрации авансовых отчетов.
Ворганизациях, применяющих единую журнально-ордерную форму счетоводства,источником информации, используемой при проведении аудита расчетов сподотчетными лицами, являются учетные регистры.
Ворганизациях, применяющих упрощенную журнально-ордерную форму учета, источникоминформации являются учетные регистры.
Припроведении аудита необходимо сопоставить сальдо по счету 71 «Расчеты сподотчетными лицами» на конец каждого месяца с данными, указанными вГлавной книге. Одновременно следует сверить соответствие месячных оборотов покредиту счета 71с дебетовыми оборотами по счетам учета материальных запасов,затрат, имущества и прибыли.
Послеуказанных процедур проверяется соответствие сумм в представленныхоправдательных документах суммам, отраженным в авансовых отчетах. В ходе аудитарассматриваются все авансовые отчеты и документы, подтверждающие произведенныерасходы (счета-фактуры, товарные, кассовые чеки, накладные, акты закупок,командировочные удостоверения, проездные билеты, счета гостиниц и др.). Затемсравниваются данные аналитического учета по каждому подотчетному лицу спредставленными авансовыми отчетами за конкретный период..
Проведениевсех перечисленных действий поможет аудитору удостовериться в правильностиоформления каждого авансового отчета и правильном распределении сумм поавансовым отчетам между соответствующими источниками финансирования(себестоимостью продукции или прибылью организации).
Однимиз направлений получения аудиторских доказательств является инвентаризациярасчетов с подотчетными лицами с целью выяснения соответствия выдачи наличныхденег под отчет требованиям, указанным в п. 11 Положения о порядке ведениякассовых операций. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчетыподотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а такжесуммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (дата выдачи, целевоеназначение).
Инвентаризациярасчетов с подотчетными лицами должна проводиться чаще, чем с прочимидебиторами и кредиторами. Это объясняется тем, что лица, получившие наличныеденьги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, накоторый были выданы денежные средства (или со дня возвращения из командировки),предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах.
Список использованнойлитературы
1. Белоусова М.Б.Учет расчетов с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях // Бухгалтерскийучет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2007. — № 16. — С. 6-15
2. Виноградов Е.В.,Матвейчук И.А. Аудит: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект,2006
3. Горожанкина Е.А.Аудит: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2009
4. Грищенко А.В.Аудит расчетов с подотчетными лицами // Аудиторские ведомости. — 2008. — № 2. — С. 46-56
5. Ендовицкий С.В.Аудит: Учебник. – М.: Ин-фолио, 2008
6. Парушина Н.В.Аудит расчетов с подотчетными лицами и персоналом организации по прочимоперациям // Аудитор. — 2008. — № 2. — С. 11-17
7. Парушина Н.В.,Суворова С.П. Аудит: Учебник. – М.: Форум, 2009
8. Подольский В.И.Савин А.А. Аудит: Учебник. – М.: Академия, 2009
9. Суйц В.П.,Ситникова В.А. Аудит: Учебное поосбие. – М.: КноРус, 2009
10. Шиленко С.И.Основы аудита: Учебник. – М.: КноРус, 2009
11. Юдина Г.А.,Черных М.Н. Основы аудита: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.