Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Психология чувства в трагедии Г. Клейста "Пентесилея"

Воронежский государственныйуниверситет
Кафедра зарубежной литературы
 
Курсовая работа
Психология чувства в трагедии Г.Клейста
«Пентесилея»
студентки 3 курса факультета РГФ
отделения немецкого языка д/о
Завгородней Людмилы Геннадьевны
Научный руководитель-
Доц. Панкова Е.А.
Воронеж
2007

Содержание
 
Введение
1. Биография и творческийпуть Генриха фон Клейста
2. Психологиячувства
Заключение
 

Введение
Литература эпохиромантизма — замечательный, плодотворный этап в истории мировой литературы,отмеченный удивительным многообразием талантов, россыпью великих именписателей, классиков. Это направление господствовало в Европе всю первую треть19-го века. Известный исследователь романтизма Н. Я. Берковский писал:«Романтизм складывался как целая культура, многообразно разработанная, и именнов этом был подобен своим предшественникам — Ренессансу, классицизму,Просвещенью»[1]. Важное место в историиэтого культурного течения занимал немецкий романтизм.
Немецкий романтизм — явление особое. В Германии характерные для всего движения тенденции получилисвоеобразное развитие, определившее национальную специфику романтизма в этойстране. Искусство художников немецкого романтизма тяготело к мифологическойформе мышления, к иносказательности, к фантастике. Далекие от житейскойпрактики, они больше всего интересовались жизнью души.
В данной работерассматривается проблема психологии чувства в трактовке одного из самых ярких представителейнемецкого романтизма, Генриха Клейста. Генрих фон Клейст имел, пожалуй, самуютяжелую судьбу среди своих современников и трагическое мироощущение пронизываетвсе его творчество, особенно это касается его трагедий, самой яркой из которыхявляется «Пентесилея».
Клейст представляетличность, которая в своем стремлении любить и быть любимой, в своем стремленииобладать предметом любви, готова не пощадить никого, включая собственно предметсвоей страсти. Драматург не просто описывает внешние проявления страсти главнойгероини, а проводит тщательный психологический анализ ее чувств. Цель даннойработы – выявить, как именно Клейст изобразил конфликт, происходящий в душечеловека, проследить его развитие и установить причины.

Биография и творческийпуть Генриха фон Клейста
Генрих фон Клейст поправу принадлежит к числу выдающихся немецких писателей эпохи романтизма. Онпрожил недолгую, трагичную, полную внутренних потрясений и катастроф жизнь изакончил ее самоубийством вместе с последней подругой в состоянии «неизъяснимойрадости и легкости». В течение своей жизни Клейст так и не прижился средисовременников и часто подвергался критике с их стороны. А. Карельский писал онем: «Клейст застиг современников врасплох, вызвал в них недоумение,растерянность».[2]
Генрих фон Клейст родилсяв 1777 во Франкфурте-на-Одере в бранденбургской помещичье-офицерской семье. Пословам Томаса Манна, всегда восхищавшегося писателем, Клейст «был молодойчеловек с детским лицом и странными, малообаятельными манерами. Меланхоличный,мрачный, немногословный, косноязычный — отчасти, наверное, из-за дефектаречевого аппарата, дефекта, придававшего его словам, когда он ввязывался вумственные разговоры, неприятную резкость, — он быстро смущался, начиналзаикаться, краснел и в обществе почти всегда держался неестественно, неловко,натянуто».[3]
В пятнадцать лет потрадиции, принятой в его семье, мальчика отдали на военную службу. Прослуживсемь лет, он наперекор воле родителей подал в отставку и принял решениезаняться науками в качестве студента в университете в родном городе. Нообразование не увлекло юношу, он попытался разобраться в себе, найти свое местов мире. Поступить на какую-нибудь службу Клейст упорно не хотел. Его научноеусердие, его культ истины рухнули под страшным ударом: изучение Канта стало длянего духовно-нравственной катастрофой, показав ему, что истина и совершенствонедостижимы, поскольку всякое познание обусловлено формами нашего мышления. Этоошеломило его. В поисках новой жизненной цели он совершил несколько путешествийпо Европе и начал писать.
Первым произведениемКлейста стала пьеса «Семейство Шроффенштейн» (1803). Писатель закончил эту драму,«полную полунелепостей и нелепостей, но искрящуюся талантом», но вскоре отверг,назвав «жалкой дребеденью»[4]. Одновременно он работалнад «Робертом Гискаром», но после полутора лет работы Клейст сжег рукопись изаписался в наполеоновскую армию, готовившую вторжение на Британские острова. Сподорванным здоровьем он в июне 1804 вернулся в Берлин. Годом позже вКёнигсберге он сделал переработку мольеровской галантной комедии «Амфитрион» инаписал реалистическую комедию «Разбитый кувшин» (1808, опубл. 1811); в это жевремя Клейст попробовал себя в жанре новеллы.
В «Разбитом кувшине»драматический талант Клейста раскрылся наиболее полно: здесь действием правитне случай, но логика характеров. Комедия стала как бы подготовкой к созданиютрагедии «Пентесилея».
Трагедия была написана в1807 году, но первая постановка «Пентесилеи» была осуществлена только в 1876 г.на сцене Берлинского королевского театра; это был вариант, подвергшийсязначительной переработке. В подлинном авторском варианте постановка былаосуществлена лишь в 1892 г. придворным Мюнхенским театром. Образ Пентесилеивоплощает весь «мрак и блеск души» самого автора, в нем, как писал Клейст вписьме к Марии фон Клейст осенью 1807 г., «задето … самое сокровенное». Затем в1810 он создал романтическую сказку «Кетхен из Гейльбронна, или Испытаниеогнем». Воссоздав по памяти первый акт «Роберта Гискара», Клейст намеревалсязакончить эту драму, но вместо нее написал поэтическую драму «Принц ФридрихГомбургский» (1810, опубл. 1821).
Призывая Германиюобъединиться в борьбе против Наполеона, он написал политическую драму «БитваГермана» (1808), позже обратился к публицистике. Но прусский король былсоюзником Наполеона, поэтому поставить драму было невозможно, журналистскаядеятельность также находилась под угрозой срыва. Клейст был в отчаянии. Осенью1810 он выпустил том новелл, который открывался его прозаическим шедевром«Михаэль Кольхаас». В июне следующего года вышел второй том новелл. Этипроизведения отличаются драматической сжатостью и живостью действия, однако, ихгерои – жертвы жестокой и неумолимой судьбы, слепого случая и обстоятельств.Утратив все надежды, Клейст покончил с собой близ Потсдама 21 ноября 1811.
Клейст до последнеговздоха оставался верен своему убеждению, что человек есть воплощение огромныхсил и возможностей, дающих ему полное право бросить вызов Року и противопоставитьв схватке с ним неумолимой судьбе свой несгибаемый дух, человеческоедостоинство и ненасытную жажду сердца.
Психология чувства
 
Трагедия «Пентесилея»была написана в 1807 году, а издана лишь осенью 1808 года в журнале Фэб.Появление ее в печатном варианте обрадовало Клейста, так как ему было оченьнелегко найти издателя для пьесы, нарушающей классические законы драматургии.Будто предвидя сложную судьбу своего творения, Клейст говорил: «Будет ли она,при нынешних требованиях публики к сцене, сыграна, покажет только время. Я вэто не верю – да и не желаю этого…».[5] Действительно, пьесавызвала бурную, далеко неоднозначную реакцию, но, как и предсказывал драматург,пережила века, и сейчас мы можем видеть ее во многих театрах.
За основу взятклассический греческий миф о Троянской войне, но не в общеизвестной егоредакции гомеровского мифа, а в изложении поэта Стасихора. Согласно гомеровскиммифам, Пентесилея, царица амазонок, выступала на стороне троянцев и пала,сраженная Ахиллом. Он, убив Пентесилею, снял с неё шлем и, увидев лицоПентесилеи, влюбился в неё, уже мертвую, погубленную им же. И после этого душагероя пришла в уныние, и ему осталось лишь ждать своей кончины. Что касаетсятрактовки мифа Стасихора, то не Ахилл убил Пентесилею, а Пентесилея сталапричиной его смерти.
Действие трагедииохватывает отрезок Троянской войны от вступления в нее войска амазонок досмерти их предводительницы. В трагедии Клейста, в отличие от гомеровского мифа,бесстрашные амазонки прибывают на поле брани не для того чтобы поддержать туили иную сторону, а с целью найти себе мужей на праздник роз. Пентесилея,царица амазонок, во время переговоров с греками замечает прекрасного Ахилла.Решив, что только он может стать ее избранником, она пытается победить его изахватить в плен, чтобы отвести потом в Фемискиру, в храм Дианы. Чувстваамазонки перерастают в настоящую страсть, в какой-то момент она дажеотказывается от престола и своего народа, внутренние противоречия и духовныйразлад приводят героиню к безумию, она зверски убивает своего возлюбленного, азатем, придя в сознание, кончает с собой. Для греков, а позднее и римлянПентесилея стала символом любви, которая сильнее смерти. Ее образ украшаетбесчисленные римские и греческие саркофаги, вазы и рельефы. Он вдохновляетхудожников и поэтов вплоть до наших дней.
Эта пьеса, написанная поклассическому античному, казалось бы, устаревшему сюжету, затрагивала весьмаактуальные проблемы. Клейст «модернизировал» античность, но не посредством ееискажения, он просто выявил те ее особенности, которые считал наиболеесовременными, отвечающими культурным запросам человека своего времени. Пословам А. Карельского «Пентесилея» пронизана клейстовской, романтическойпроблематикой — но она и прочно укорена в архаической основе»[6].
Именно в античныхтрагедиях Клейст нашел для себя психологический и драматургический стимул ксозданию пьесы. По мнению немецкого исследователя Йохена Шмидта, образцом длянего послужили три произведения Эврипида: «Медея», «Ипполит» и «Вакханки»[7].Из «Медеи» автором был взят основополагающий конфликт разума и чувств.
В трагедии Клейст уже напервых страницах сталкивает рациональный мир греков, в котором властьпринадлежит мужчинам, с непостижимым, иррациональным, стихийным миром амазонок.Греческий воин Ахилл и царица амазонок Пентесилея страстно влюбляются друг вдруга, вследствие чего происходит противоречивый контакт обоих миров.Аналогичные отношения изображает Эврипид в своей «Медее», где мы также можемнаблюдать соприкосновение греческой и чуждой ей экзотической культуры,выражаемой в любви Медеи, дочери правителя варварской страны, к греку Ясону.Как считает Й. Шмидт, оба персонажа, Медея и Пентесилея, олицетворяютготовность женщины отречься от своего происхождения, забыть дом и родных радибезудержной искренней любви и уйти с возлюбленным на край света[8].Клейст к тому же превращает это в мучительный процесс самопреодоления, которыйзавершается у Пентесилеи, как и у Медеи, резким поворотом от безоговорочнойлюбви к чудовищной мести.
Что касается «Ипполита»,то эта трагедия послужила источником общей психологической схемы. Главныйгерой, сын амазонской правительницы, ведет свое однообразное существование,охотясь в горных лесах; любовь же исключена из его жизни. И все же это чувствонастигает его в извращенной форме: по воле Афродиты он становится жертвойзапретной любви. Образ Пентесилеи, как и образ Ипполита, раскрывается в сценахпогони, охоты, выступающей лейтмотивом борьбы, жестокости. Амазонки,присягнувшие на жизнь без любви, поклоняются Диане, или Артемиде у греков, каквысшему божеству. Для Ипполита главной святыней является изображение богини,для Пентесилеи – храм Дианы в Фемискире. Оба героя, выбрав в начале путиодиночество во имя идеи, становятся рабами поглотившей их страсти.
Третьей трагедиейЭврипида, которую Клейст рассматривал как образец, стали «Вакханки». Здесь речьидет о царе Пентей, который отказался покориться богу веселья Дионису,захватившему его город. Дионис жестоко наказал героя, натравив на негообезумевших менад. Своей кульминации действие достигает в сцене, когда матьгероя в помешательстве разрывает собственного сына. По образу и подобию«Вакханок» Эврипида Клейст выстроил некоторые сцены в «Пентесилее». Греческийтрагик в ярких красках описывает, как менады в экстазе буйствуют в диких лесахи пещерах, как бегут они от цивилизованной жизни, все больше покоряясьпервозданной природе. Автор акцентирует внимание именно на переплетении,слиянии в вакханках человеческой и животной сущностей. Пентесилея в своейстрасти и жестокости также уподобляется дикой хищнице, животные инстинктыодерживают верх над человеческой сущностью. Подобные сцены в трагедиипроисходят на фоне диких горных или лесных ландшафтов, что усиливает эффектперевоплощения героини. Пентесилея часто сравнивается автором с тигрицей,волчицей или с догом, так же и менады со сворой кровожадных собак.
Примером «Вакханок»Клейст воспользовался и при изображении сцены расправы над Ахиллом. У ЭврипидаАгава, опьяненная Дионисом, растерзала собственного сына, Пентесилея жестокоубила возлюбленного. В этих кульминационных сценах мы можем видеть наибольшееколичество совпадений. Как Пентей от менад, прячется Ахилл от разъяреннойамазонки в ветвях ели, и точно также пытается воззвать к разуму возлюбленную,как герой греческой трагедии свою мать. Пентесилея, как и Агава, в гневе неслышит мольбы своей жертвы, а затем, убив и вновь обретя рассудок, ужасаетсясовершенному. Хотя у Эврипида этот переход, из забвения в сознание, представленпроще и рациональнее. Клейст же описывает его как многоступенчатыйпсихологический процесс, в котором героиня проходит несколько внутреннихсостояний.
«Пентесилея» по правусчитается одной из самых «мрачных» пьес Генриха Клейста. Вызвав шоковую реакциюв обществе, поразив обыденное сознание своей трагичностью и поистине страшнымифинальными сценами, она оставила темный след на репутации драматурга и сталаосновой для возникновения версии о «патологичности таланта Клейста».«Пентесилея» не просто нарушала законы классической драматургии, она полностьюне соответствовала существующим социальным нормам, не отвечала требованиямнравственности и морали, поэтому повлекла за собой волну негодования, особенносо стороны женской аудитории. Сразу после появления пьесы на сцене на голову ееавтора обрушилась бурная критика. Его обвиняли в чрезмерной зрелищностинапыщенности пьесы, отсутствии связанного сюжета, бесчеловечности и животнойжестокости главной героини. Критик Беттигер, современник Клейста, так отзывалсяо «Пентесилеи»: «О действии тут лучше и не говорить Нынче принятобранить так называемые зрелищные пьесы, а особливо конские парады нередко в нихпоявляющиеся. Однако такого невообразимого манежа, как в этой пьесе, вы едва лиеще где видывали В девятнадцатом явлении выступают амазонки сосворами собак и стадами слонов, с колесницами и факелами…».[9]
Проблематика трагедииохватывает множество тем, касающихся как частных межличностных отношений, так иобщественных, но все же в центре внимания стоит духовная жизнь отдельнойличности. Клейст анализирует внутренний мир и психологию человека неизолированно, вне контекста, в котором тот находится, а полагает, что жизненнаяпозиция, ценностные ориентации и духовное состояние индивидуума социально идуховно обусловлены, он рассматривает психику как продукт социализации, поэтомуутверждение, что «Пентесилея» решает субъективные, чисто психологическиепроблемы, было бы неверно.
Основной конфликттрагедии заключается во внутреннем противостоянии чувства общественного долга изапретной любви. Тем не менее, конфликт не личностный, а социальный, этопротивостояние рационального, общественного сознания человека его чувственной,первичной природе. В душе героини сталкиваются две силы, одна из которых,чувство долга, обусловлена внешними факторами, социальным статусом ивоспитанием, а другая, потребность любить, является составляющей ее природнойсущности.
В пятнадцатом явлении,когда Пентесилея повествует возлюбленному Ахиллу об истории и порядкахгосударства амазонок, основной конфликт трагедии раскрывается в полной мере,его социально-исторический аспект выдвигается на передний план. Чтобы понятьвсю глубину взаимоотношений Пентесилеи с системой законов и порядков, в которойона была воспитана, нужно проследить эту линию от начала трагедии до ее финала.
Представление об образеглавной героини складывается в самом начале произведения. Ее характеризуютслова, произнесенные Одиссеем еще в первом явлении:
…Пентесилея
Рассеивает перед собойтроянцев
И гонит, словно тучи в небевихрь… -[10]
И этот образ вихря будетсопутствовать ей на протяжении всей пьесы. Пентесилея предстает перед намицарственной, полной чувства собственного достоинства предводительницейамазонок, решительной и целеустремленной воительницей; ничто не может заставитьее свернуть с выбранного пути, в ее душе нет разлада, сомнений; ею движетчувство долга перед ее народом и преклонение перед его законами. Онапритягивает и отталкивает одновременно, восхищает своим бесстрашием и пугаетсвоей неистовостью; греки, закаленные бойцы поражены ее внезапным появлением наполе сражения, ее воинскими способностями, ловкостью и выносливостью, которыеданы не каждому мужчине.
Клейст противопоставляетсвою героиню всему остальному миру и возвышает над ним. Пентесилея уверена всвоем всемогуществе, в своей избранности, на ее пути нет преград, которые онане могла бы преодолеть. Она максималистка, ее девиз – все или ничего, и, какмногих клейстовских героев ее ждет жестокое испытание: она должна либо пройтиего, либо погибнуть.
А. В. Карельский,известный исследователь немецкого романтизма, писал о персонажах произведенийГ. Клейста: «Клейстовский герой … оказывается в поединке не только свраждебными ему надличностными силами. У него два креста: жестокий мир вне его– и напряженнейшее противоречие внутри, в самой душе. Он и как литературныйхарактер всегда расположен в точке пересечения этих двух координат; толькоздесь можно в полной мере постичь уроки его судьбы».[11]
Действие трагедииразворачивается таким образом, что мы не сталкиваемся с главной героинейнепосредственно уже в первом явлении, а узнаем о ее появлении со слов другихгероев. Клейст тем самым подготавливает зрителя к встрече с Пентесилеей,позволяет ему составить некоторое представление о личности героини, прежде чемта появится на сцене. О внезапном вмешательстве амазонок в Троянскую войну и ихпервом контакте с греческой армией, в котором героиня уже проявляет основныечерты своего характера, мы узнаем со слов Одиссея, который, как и все греки,несомненно, поражен ее появлением, бесстрашием и яростью. Она ведет себяхолодно и высокомерно, «безучастным взглядом» осматривает она воинов, «будтоперед ней не люди – камни». Люди, не интересующие героиню, для нее словно не существуют.Такое безразличие, резко сменившее боевой пыл, удивляет Одиссея:
Моя ладонь сейчас – и та,пожалуй,
Красноречивей, чем еелицо. (с.283)
Но это спокойствие лишьвидимость, ибо, как только Пентесилея замечает Ахилла, ее лицо вмиг заливаетсярумянцем, «словно мир вокруг сиянием внезапно озарился». Одного лишь взглядапрекрасного воина царице достаточно, чтобы в ее сердце вспыхнул пожар чувств,но эти чувства смущают ее, как нечто неподобающее ее статусу, и потому онакраснеет и одаривает Ахилла «мрачным взором». Пентесилея вслух выражает своюсимпатию по отношению к нему одной из своих подруг, пытаясь тем самымреабилитировать себя, показать свою смелость и пренебрежительное отношение костальным грекам, утвердить свое превосходство. Когда же греческие воины вновьнапоминают о себе, царица вспыхивает вновь, «то ль от гнева, то ль от срама», игрубо отвечает им (с. 284.)
Итак, конфликт в душегероини зарождается уже в начале трагедии. Клейст не дает длинных предисловий,вступлений, касающихся истории жизни персонажа, характеризующих его личность,потому что его не интересует персонаж как таковой. Драматург изучает психологиючувств своей героини, а сценический жанр не дает возможности для пространныхописаний, размышлений, внутренних монологов, поэтому, чтобы впоследствии неделать отступлений, отвлекающих зрителя от стремительно развивающегосядействия, Клейст предельно четко формулирует основной конфликт пьесы при первомже непосредственном появлении главной героини на сцене в пятом явлении.
Пентесилея, послебезуспешной попытки взять в плен Ахилла, появляется в возбужденном ираздраженном настроении, и на протяжении всей пьесы мы ни разу не наблюдаем ееспокойной и умиротворенной. Неудача злит ее, она жаждет возвращения на полесражения, чтобы, наконец, победить дерзкого воителя, и ничто, по ее словам, неможет ее остановить:
Я так решила, иостановить
Поток, с горы летящий впропасть, легче,
Чем обуздать порыв моейдуши… (с.306)
Далее следует спорПентесилеи с одной из ее подруг Протоей, который символизирует борьбу разума ичувств, происходящую в душе главной героини. По сути, Клейст применяет здесьпсихологический анализ, представленный не посредством внутреннего монолога, аэксплицируемый на сцене несколькими действующими лицами. Пентесилея пытаетсяразобраться в своих чувствах. Она задается вопросом, что является причиной еестрастного желания остаться и продолжать сражение с греками, когда главная цельвоенного похода амазонок выполнена, и она должна вести свое войско с победойдомой («Я думаю – что вновь на поле битвы/ Меня влечет. Моя ли только воля?/Иль мой народ?» (с.307)). Протоя, олицетворение рациональности ирассудительности, осмеливается спорить со своей царицей, предлагая отступить.Ей же возражает Астерия, призывающая сейчас же броситься в гущу битвы. Этотспор воплощает то, что творилось в тот момент в душе главной героини.
Изобразить внутреннийпсихологический конфликт на сцене очень сложно, поэтому Клейст выносит его запределы личности героини. Реплики Протои и Астерии – это высказанные вслухдоводы, которые приводила бы Пентесилея сама себе, решая эту проблему«изнутри». С одной стороны героиня осознает свой статус правительницы, своюответственность; она чувствует, что рискует «как девочка капризная, удачей,ниспосланной народу». Но с другой стороны не выполнена ее личная цель («…тот,кто один достоин/ Быть мной сраженным, не сражен еще» (с.310)). Герой недрогнул перед воинственной царицей амазонок, а та не может признатьпревосходство мужчины над собой, и пока дерзкий враг не побежден, она чувствуетсебя униженной, «надломленной душевно». Единственный не поверженный Пентесилееймужчина становится ее идеалом, ее страстью. Она предчувствует надвигающуюсяопасность:
Хотя сокровища обильнойжатвы
В снопы связали мы,набили ими
Высокий закром, уходящийв небо,
Но тучами затянуто оно
И молнией губительнойчревато. (с.307)
Героиня видит источникэтой опасности в Ахилле, а не в себе самой. Ей кажется, что Ахилл непременнонападет на ее страну, чтобы разрушить священный храм Артемиды и поработитьамазонок, поэтому она не может вернуться домой, не победив его. Но Пентесилеяне понимает пока, что гибель грозит, прежде всего, ей самой, а не ее народу, иопасность заключается в ее безудержной натуре.
Любовь как пожарвспыхивает в сердце царицы амазонок, страсть перерастает в нежные чувства. НоПентесилею от ее возлюбленного отделяет не только враждебное войско греков, ноцелая культура, система законов и порядков ее народа, которые она, будучи вздравом рассудке нарушить, не может. Чтобы преодолеть эту пропасть, ей нужнобудет переступить через саму себя. После поражения в схватке с Ахиллом, едва нелишившись жизни, она произносит жестокие пугающие слова:

Собак спустите на него! Вслонов,
Чтоб натравить их, факелыметайте!
Пусть, скошенный серпамиколесниц,
Он будет их колесамиразмолот! (с.326)
Но слова эти произнесены«слабым голосом», как бы в бреду, и вызваны вовсе не яростью униженной воинскойчести, а горечью бессильной обиды оскорбленной женщины:
Зачем он раздробил мнегрудь, Протоя?
Ведь это все равно, чтомне самой
Втоптать во прах ту лиру,из которой
Исторг мое же имя ветерночи. (с.326)
В этом состоянии героиняпризнается себе и другим в любви к Ахиллу. Она принимает зародившиеся, новыедля нее чувства как должное и больше не пытается бороться с ними. Теперь всятрагичность ее положения становится для нее ясной. Пентесилея не по закону, непока еще по собственным убеждениям не может быть вместе с любимым, не победивего в сражении. Но не может она и объяснить ему свои намерения («Моя ль вина,что я его любви должна искать оружием в сраженье?» (с.327)). Поражение отАхилла она воспринимает, как выражение его ненависти и презрения к ней, и однаэта мысль истощает все силы героини, она не хочет жить («Уж лучше прахом быть,чем нелюбимой» (с.330)). Она изливает душу Протое, в надежде, что та поймет ее,но получает вместо понимания жалость; реакция окружающих вполне понятна («Она вбреду!», «В беспамятство ее паденье ввергло» (с.327)). Не видя выхода изситуации, Пентесилея впадает в отчаяние, окончательно лишаясь воли, и поддавлением окружающих, с «вынужденной решимостью» соглашается вести войско вФемискиру.
Но вдруг царица амазонокзамечает венки в руках у девушек и неожиданно вспыхивает. Праздник розвсплывает в ее воображении, вновь напоминая о том, что ей не дановоссоединиться с любимым. Это вызывает гнев, а гнев придает ей сил и решимости,но еще больше затмевает и без того утомленный разум. Во вспышке яростиПентесилея «разрубает венки мечом» и проклинает своих соратниц. Именно в этотмомент к ней приходит безумная идея: «Иду взгромоздить на Оссу» и завладетьбогом солнца Гелиосом, которого она отождествляет с любимым. Она хочетпогибнуть, исполнив перед этим свою мечту, но лишается сил.
И все же судьба даритПентесилеи несколько минут, которые она проводит с любимым. Пентесилеяоткрывает всю полноту своих чувств к Ахиллу и чувствует себя в этот моментпо-настоящему счастливой, и этого ей достаточно, чтобы принять самоегероическое решение – «отречься от «героичности», поставить естественноечувство выше неестественного, «неженственного» закона амазонок».[12]Но судьба готовит для нее горькую участь. Верховная жрица обрушивает на нееупреки и оскорбления, обвиняя ее в нарушении священных порядков, в том, чторади ее спасения даром пролита кровь, что она, стремясь исполнить личныежелания, рисковала всей войной и честью своего народа:
Ты не только выбрала себе
Врага в бою сама, презревобычай;
Не только в пылиповерглась перед ним,
Но и клянешь народ свойверный, снявший
С тебя оковы… (с.380)
Обвинение в эгоизмеособенно болезненно ранит героиню. После речи верховной жрицы следует пауза, вкоторой ее слова наливаются свинцовой тяжестью и давят на Пентесилею. Следующуюсвою фразу она произносит «шатаясь».
Но еще более страшныйудар она получает, когда герольд приносит ей вызов от Ахилла. Ведь теперьпотрясенная, почти отказавшаяся от своего статуса царицы амазонок, Пентесилеявстречает эти слова не как воительница, а как влюбленная женщина, поэтомупоначалу она даже не верит словам посланца, дважды повторяя один и тот жевопрос («Пелид зовет меня на поединок?» (с. 383)) и затем в недоуменииобращается к Протое:
Протоя, значит, бой мнепредлагает
Тот, кто узнал, что я егослабей
Тот, для кого моипризнания были
Лишь музыкою – сладкой,но пустой? (с.383)
Когда она все же осознаетсмысл сказанного, мир переворачивается в ее сознании: Ахилл, с такойпокорностью и нежностью говоривший с ней только что, теперь вызывает ее напоединок. Несчастная девушка не понимает, что это всего лишь уловка, хитрость,на которую был вынужден пойти ее любимый ради общего счастья. Героинявоспринимает его поведение, как предательство, во всем виня его, а необстоятельства, в которые оба были поставлены из-за ее статуса амазонки. Именнов этот момент Пентесилея окончательно теряет уже пошатнувшийся рассудок, за чеми следуют бурные взрывы неконтролируемой жестокости, все последующие репликиона произносит «дрожа от бешенства», «с явными признаками безумия», обращаясьпри этом к собакам, как к собственным воинам. Убийство Ахилла, о котором мыузнаем со слов одной из амазонок, свидетельствует о крайнем безумии царицы. Оее зверстве мы узнаем из рассказа одной из амазонок, и даже это заставляетзрителя содрогнуться.
Жестокость Пентесилеи поотношению к возлюбленному, вызвавшую столь бурную и негативную реакцию вобществе, некоторые критики пытались объяснить посредством понятия комплекса«любви-ненависти», введенного в психологию Фрейдом. По мнению А. Карельского применениеэтого комплекса к героине трагедии было бы возможно, если бы «обе стороны этогокомплекса коренились в самом чувстве, в самой душе Пентесилеи. Однако жестокаядвойственность поведения клейстовской героини на самом деле продиктована ейвнешней силой – а именно законом государства амазонок, повелевающим добыватьсебе мужа непременно с бою. И эта сила глубоко чужеродна ее душе! Клейстнастойчиво подчеркивает и беззаветную любовь Пентесилеи к Ахиллу, и ее медленновызревающую готовность отречься ради этой любви от святыни закона»[13].
Самый трагичный эпизодтрагедии, несомненно, представлен в последнем явлении, когда на сценепоявляется Пентесилея, только что убившая Ахилла. Царица долго безмолвствует,но о ее поведении мы можем узнать и реплик других амазонок. Она приказываетположить труп возлюбленного у ног верховной жрицы, та, с отвращением смотря нанее, возмущается и протестует, но Пентесилея смотрит на нее «пристально итвердо»: эта жертва принесена, прежде всего, ей, верховной жрице, как главнойблюстительнице закона амазонок. Пентесилея начинает чистить стрелы, которымиубила Ахилла, словно гордится своим поступком, но затем «содрогается от ужаса ироняет лук», как когда-то основательница амазонского государства Танаиса. Этапантомима, как напоминание о долге и обязанностях, приводит верховную жрицу вчувства, и она вместо проклятий одаривает Пентесилею почтением и похвалой, ноничто не может поколебать молчания царицы. И вот, наконец, вновь придя в себя,героиня открывает страшную истину: она своими «малютками руками», «ртом,созревшим для любви» растерзала прекрасного Ахилла. Теперь она действительно«созрела для смерти» и твердо объявляет о своем решении:
Я отрекаюсь от законаженщин
И за Пелидом юным ухожу.(с.416)

Столь печальный финалтрагедии вполне логичен. Могла ли Пентесилея обрести счастье с любимым, еслимежду ними лежала огромная пропасть: героиня не просто принадлежала к культуреотличной от греческой, она обладала непостижимым для греков менталитетом. Онабыла рождена и воспитана в государстве амазонок, подробное описание которогоКлейст дает в пятнадцатом явлении. История и законы родины героини, несомненно,сыграли решающую роль в формировании ее личности.
Основанию царстванезависимых воительниц предшествовали страшные, кровавые события – жестокаяместь скифских женщин эфиопским захватчикам – которые, несомненно, повлияли насудьбу нового государства и его народа. Здесь каждая подчиняется строгим, поройжестоким законам. Женщина в этом обществе с детства воспитываетсясвободолюбивой, непокорной, и вместе с тем учится почитать законы своей страны,принимать их как непреложную истину. Любой мужчина, без позволения проникшийсюда, будет убит; любой мальчик, родившийся от насильника, будет «вслед дикомуотцу оправлен в Орк». Но самым непостижимым является обычай, заведенный первойцарицей Танаисой: каждая амазонка добровольно лишала себя груди, чтобы бытьспособной «напрячь» лук. Пораженный Ахилл не может поверить в правдивость этой«страшной сказки», в то, что каждая амазонка «ограблена чудовищно, безбожно».Заметим, что в его словах нет ни презрения, ни отвращения или иронии, то естьгерой, как и сам драматург хотя и шокирован традициями «сверхнадменных женщин»,но уважает их.
Пентесилея подробно рассказываетсвоему возлюбленному о продолжении рода в ее стране. Только прекраснейшие издев имеют право выбрать себе мужа. Жрица указывает народ, достойный этоймиссии, и воительницы отправляются в поход, в бою добывают себе женихов,непременно «самых зрелых», и увозят в свою страну на праздник роз. Этот закон,пожалуй, самый парадоксальный. Амазонки должны искать любовь в сражении, должныпричинять боль прежде, чем дарить ласки. Они не имели права на счастье слюбимым, так как традиция запрещала жить вместе с мужчиной, и праздникматеринства, когда пленники отправлялись домой, по словам Пентесилеи, неотмечался весельем:
…Многим слез он стоит,
И многие сердца, скорбяглубоко,
Не знают, нужно ли накаждом слове
Хвалою Танаису поминать(с.369)
Пентесилея же бросаетвызов закону амазонок, не только как своду правил, но и как собственномувнутреннему убеждению. Она царица, а значит, является одной из главныхносительниц феминисткой идеологии амазонок, и на ее плечах лежит огромнаяответственность. Ее основная задача — прославление своего народа среди других,утверждение справедливости его законов, и передача его последующим поколениям.Она обязана быть образом для подражания, то есть в первую очередь умелойвоительницей и предводительницей, способной обеспечить победу своей армии влюбом сражении.
Пентесилея прекрасносправляется со своими обязанностями, пока не встречает Ахилла. Любовь,настоящая любовь, еще никогда не пробуждавшаяся в сердце героини, смущает ее,как нечто неподобающее правительнице амазонок. Ахилл оказывается сильнее, ноона не может признать его превосходства, мысль о потенциальной враждебностимужчины, привитая ей фактически с рождения, находится в ее подсознании. Мужчинаможет быть лишь рабом, пленным, любовником на праздник роз, но не возлюбленным,не мужем. Любовь же открывает для Пентесилеи другой мир, где она может бытьпросто любимой женщиной и жить с любимым мужчиной, но для этого нужно не простоотречься от закона, нужно предать свой народ. Это противостояние чувства долгаи стремления к личному счастью, которое и приводит героиню к безумию исамоубийству. И только перед смертью Пентесилея делает свой выбор, последоватьза своим возлюбленным.
Героиня погибла, но всеже победила в неравной борьбе с законом. Импульсивная и страстная, она несмогла и не захотела подчинить свои чувства всеобщему порядку:
Она цвела – поэтому ипала:
Сломить не может буря дубиссохший,
Но с громом молодой икрепкий валит,
Его за крону пышнуюсхватив. (с.418)
Как и любая сильнаяличность, Пентесилея не смогла найти компромисс с обществом, которомупротивостояла, и потому выбрала смерть.

Заключение
«Пентесилея» тесносвязана с судьбой ее создателя. Клейст вложил в образ главной героини многоличного. В одном из своих эссе исследователь немецкой литературы Франц Мерингзаметил: «Судьба царицы амазонок должна символически выразить егособственную судьбу, его борьбу за создание совершенного творения искусства иего убийственное падение с высот на землю».[14] Драматург был таким жемаксималистом, как и его царица амазонок, избравшая своим девизом «все илиничего».
Конфликт чувства и долга,личности и системы не мог у Клейста разрешиться иначе, финал трагедии, каким быон не был, вполне логичен. И все же в «Пентесилее» мы можем видеть не толькоужас и страдание, но и проблеск надежды. Ведь героиня гибнет непобежденной,несломленной. По мнению А. Карельского здесь «внешнее поражение индивидаоборачивается его внутренним торжеством. Нельзя этого недооценивать: Пентесилеяпогибла в поединке с врагом, поражение от которого не зазорно. Ибо здесьвпервые у Клейста действует восставший индивид, герой, бросивший вызовнеправедному закону».[15] Ее чувство, ее любовьоказались сильнее закона. Свое роковое решение отречься от всего и последоватьза возлюбленным она приняла до того, как был сломлен ее разум. Убийство Ахиллабыло следствием безумия, а не сознательным поступком, и мы не вправе винитьПентесилею: ее сознание в этот момент было уже с возлюбленным во Фтии.«Пентесилея» — это торжество человеческого чувства, что Клейст так хотелдоказать.

Библиография
 
1. Клейст Г.Пентесилея // Клейст Г. Избранное. Драмы, новеллы, статьи / Г. Клейст – М.:Изд-во «Худож. лит.», 1977. – 542 с.
2. Берковский Н.Я.Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский — Л.: Изд-во «Худож. лит.», 1973. – 568с.
3. Есин А. Б.Психологизм / А. Б. Есин // Введение в литературоведение / Под ред. Л. В.Чернец – М.: Высшая школа, 2006. – С.236-251.
4. Карельский А. В.Драма немецкого романтизма / А. В. Карельский – М.: «Медиум», 1992. – 336 с.
5. Карельский А. В.О творчестве Генриха фон Клейста / А. В. Карельский // Клейст Г. Избранное.Драмы, новеллы, статьи. – М.: Изд-во «Худож. лит.», 1977. – С.3-21.
6. Клейст Г.Биография / Г. Клейст // Энциклопедия Кругосвет — (http://www.krugosvet.ru/articles/49/1004994/1004994a1.htm)
7. Манн Т. Генрихфон Клейст и его повести / Т. Манн // Иностранная литература. – 2003. — № 9. –(http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Mann_Kleist.htm#0).
8. SchmidtJ. Heinrich von Kleist. Die Dramen und Erzälungen in ihrer Epoche / J.Schmidt – Darmstadt: Wissenschaftliche Gesellschaft, 2003. – 312 S.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.