Содержание
Введение. 3
Глава1.Теоретические основы аудита кассовых операций напредприятиях 4
1.1.Источники информации для проверки. 4
1.2.Основные нормативные документы… 5
1.3.Вопросы для составления плана и программы проверки. 7
Глава2.Краткая характеристика финансово-экономическойдеятельности МУПО «Столовая №8». 13
Глава 3. Аудит кассы и кассовых операций. 19
3.1.Перечень аудиторских процедур. 19
3.2.Ошибки,обнаруженные по итогам проверки кассы и кассовых операции в МУПО «Столовая №8». 23
Заключение. 25
Литература. 26Введение
Правилапроведения операций с наличными деньгами на территории Российской Федерацииопределяются Центральным банком, решением Совета директоров которого за № 40от 22 сентября 1993 г. принят документ «Порядок ведения кассовых операций вРоссийской Федерации».
Для болеерационального оборота наличных денег, сокращения трудовых и материальныхзатрат, связанных с обслуживанием оборота наличных денег, основная массаплатежей должна осуществляться в, безналичном порядке. Предприятия иорганизации всех форм собственности должны сдавать в банк для зачисления на ихрасчетные (текущие) счета все суммы, полученные ими наличными деньгами запроданные товары, оказанные услуги и выполненные работы и др.
Предприятиями организациям по согласованию с обслуживающими их банками устанавливаетсялимит кассовой наличности, т.е. предельная сумма наличных денег, которая можетхраниться в кассе предприятия.
Цельработы - рассмотреть организацию аудита кассы и кассовых операций ворганизациях на примере МУПО «Столовая №8».
Задачиработы:
- рассмотретьнормативное обеспечение аудита кассовых операций,
- выявить источникиинформации для проверки,
- определитьперечень аудиторских процедур,
- изучить методикупроведения аудита кассовых операций.
Глава 1. Теоретические основы аудита кассовыхопераций на предприятиях1.1. Источники информации для проверки
Составпервичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок — это приходные ирасходные кассовые ордера, кассовая книга. С другой стороны, кассовые операциисвязаны практически со всеми остальными разделами учета, например, среализацией, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т. д.Следовательно, при проверке необходимо сопоставить кассовые документы спрочими.
Основнымидокументами, которые необходимо изучить при проверке кассовых операций,являются: кассовая книга; отчеты кассира; приходные кассовые ордера; расходныекассовые ордера; журнал (книга) регистрации приходных кассовых ордеров; журнал(книга) регистрации расходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрациивыданных доверенностей; журнал (книга) регистрации депонентов; журнал (книга)регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей; оправдательные документык кассовым документам; авансовые отчеты.
Многочисленныеи разнообразные операции движения денежных средств в кассе предприятия находятотражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:
• Главнаякнига;
•журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 (для журнально-ордерной формы счетоводства),
• иныерегистры синтетического учета кассовых операций;
• баланспредприятия (ф. № 1);
• отчет офинансовых результатах и их использовании (ф. № 2), раздел 3 «Движение денежныхсредств» (в бухгалтерской отчетности до 1 июля 1996 г.);
• отчет одвижении денежных средств (ф. № 4) (в бухгалтерской отчетности за первоеполугодие 1996 г.).1.2. Основные нормативные документы
1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 11.
3.Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Утвержденоприказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. №170.
4. Плансчетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия иинструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов от Iноября 1991 г. № 56 и рекомендованы для применения на территории управленияРоссийской Федерации письмом Министерства экономики и Министерства финансовРСФСР от 19 декабря 1991 г. № 18-5. с изменениями, утвержденными приказомМинистерства финансов Российской Федераций от 28 декабря 1994г. № 173, от 28июля 1995г. №81 и от
17 февраля1997 г. № 15.
5.0годовой бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина РФ от 12 ноября1996 г. № 97. Приложения 1,2 к приказу Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. № 97.
6.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995г. № 49,
7.Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств, стоимость которыхвыражена в иностранной валюте». Утверждено приказом Министерства финансовРоссийской Федерации от
13 июня1995 г. №50.
8.Инструкция о безналичных расчетах. Утверждена Центробанком РФ от 9 июля 1992г. № 14.
9.Инструкция о расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учрежденияхГосбанка СССР. Утверждена Госбанком СССР 30 октября 1986 г. № 28 (споследующими изменениями и дополнениями).
10.Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. ИнструкцияЦентрального банка РФ от 4 октября 1993 г. № 18.
11.0применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов снаселением. Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 г. №5215-1.
12. ОЦентральном банке Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 2 декабря 1990г. № 394-1.
13.Инструкция о порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетовнерезидентов в валюте Российской Федерации. Утверждена Центробанком России 16июля 1993 г. № 16.
14.Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территорииРФ. ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № Г4-П.
15.Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежныхрасчетов с населением и Перечень отдельных категорий предприятий, которыемогут осуществлять денежные расчеты с населением без примененияконтрольно-кассовых машин. Утверждено Постановлением Совета Министров —Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745.
16. Омерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей иупорядочению наличного и безналичного денежного обращения. Указ Президента РФот 18 августа 1996 г. № 1212.
17. Обустановлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РоссийскойФедерации между юридическими лицами. Письмо ЦБ РФ от 29 сентября 1997 г № 525.
18. Обосуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджетналогов и иных обязательных платежей. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. №1006.1.3. Вопросы для составления плана и программыпроверки
Прежде чемприступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен спланироватьэту проверку, так как «сплошная» проверка не означает, что один задругим будут просмотрены все кассовые документы. Эти документы могутпросматриваться неоднократно, но каждый раз аудитор выполняет совершенно определеннуюпроцедуру, направленную на выявление одного из возможных нарушений. Каждаяпроцедура имеет свое назначение, преследует определенную цель, а ее результатынеобходимо оформить в виде специальной таблицы.
Составлениюплана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движениеми сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе предприятия.
Аудитор спомощью специально составленного вопросника определяет состояние внутреннегоконтроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовойдисциплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места,планирует состав основных контрольных процедур, определяет специфические чертыведения учета на предприятии, описание которых отсутствует в имеющемся у негонаборе стандартных процедур.
Признакамиотсутствия или недостаточности внутреннего контроля за движением денежныхсредств в кассе предприятия для аудитора являются.
•отсутствие на предприятии налаженной системы проведения внезапных ревизийкассы с полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей,находящихся в кассе;
•отсутствие на предприятии приказа руководителя, устанавливающего периодичностьпроверок,
• наличиепризнаков формального проведения ревизий кассы: назначение в комиссии попроведению ревизий постоянно одних и тех же лиц, отсутствие прилагаемых к актурабочих записей ревизионной комиссии, свидетельствующих о полистном пересчетебанкнот, проведение проверок кассы на отчетные даты, когда кассир знает о нихи заранее готовится, и др.;
•предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другимлицам помимо главного бухгалтера и руководителя предприятия, не отраженное враспоряжениях руководителя предприятия;
•формальное проведение ревизии кассы при смене (увольнении) кассиров;
•отсутствие в штате кассира и возложение этих функций на счетного работника безписьменного распоряжения руководителя предприятия;
•отсутствие договоров с кассиром о полной материальной ответственности;
•отсутствие у кассира навыков подготовки к ревизии кассы, свидетельствующих отом, что такая процедура является для него обычной.
Ответственностьза соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителейпредприятий, главных бухгалтеров и кассиров, поэтому аудитор должен опроситькаждого из ответственных лиц. Вопросник аудитора составляется таким образом,что в большинстве случаев ответ не надо вписывать, так как аудитор отмечает ввопроснике полученный ответ, номер процедуры и номер предварительного вывода.Вопросник построен по принципу блок-схемы: если нет необходимости задаватькакой-либо вопрос, номер следующего вопроса указан в графе «Номер следующеговопроса».
Вопросникаудитора составляется в трех экземплярах, на каждом из них проставляютсядолжность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа.
Результатыопроса ответственных лиц могут не совпадать: кассир может не знать, имеется лина предприятии приказ о внезапных ревизиях кассы, руководитель предприятия — онеобходимости заключать договор о полной материальной ответственности скассиром. Несовпадения в ответах на поставленные аудитором вопросы могут такжесвидетельствовать о слабых сторонах внутреннего контроля.
Ответы навопросы могут быть типа «должен (должны) быть», т.е. отвечающий может быть неуверен в своем ответе, в этом случае ответ на поставленный вопрос аудиторуприходится находить самому или опрашивать других сотрудников предприятия.
Порезультатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии кассовойдисциплины на предприятии. Представленный вопросник позволяет аудитору сделатьряд промежуточных выводов, совокупность которых дает право сделать основнойвывод о том, что кассовая дисциплина у клиента не соблюдается, а порядокведения кассовых операций нарушается.
Подобныйвывод может стать основанием для следующих действий:
• если по результатам опроса сотрудников проверяемогопредприятия и данным экспресс-анализа отчетности кассовые операции составляютнебольшой удельный вес в общем числе хозяйственных операций, то аудитор можетпланировать проверку кассовых операций в обычном порядке для оценки материальностистатьи «Касса» в отчетности предприятия;
• еслиудельный вес кассовых операций велик, например, реализация продукциипредприятия ведется через кассу, то это может послужить основанием аудитору дляотказа от выражения своего мнения о достоверности отчетности предприятия.
В общемслучае по результатам опроса у аудитора оказывается сформированным планпроведения проверки кассовых операций и намечен состав процедур.
Порезультатам опроса ответственных работников проверяемого предприятия повопроснику аудитор может сделать следующие выводы:
1. Внарушение п. 13 Порядка ведения кассовых операций в РФ кассовые ордераподписываются параллельно с главным бухгалтером лицами, полномочия которых неподтверждены письменным распоряжением (приказом) руководителя предприятия.
2. Внарушение п. 14 Порядка ведения кассовых операций в РФ расходные кассовыеордера подписываются параллельно с руководителем предприятия лицами, полномочиякоторых не подтверждены письменным распоряжением (приказом) руководителяпредприятия.
3. Внарушение п. 21 Порядка ведения кассовых операций в РФ в бухгалтериипредприятия не ведется Журнал регистрации приходных и расходных кассовыхдокументов.
4. Внарушение п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ на предприятии неустановлены приказом (распоряжением) руководителя предприятия сроки внезапнойревизии кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой другихценностей, находящихся в кассе.
5. Внарушение п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ на предприятии при сменекассира не была проведена ревизия кассы.
6. Внарушение п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ приказом руководителяпредприятия не назначена специальная комиссия для проведения ревизии кассы.
7. Внарушение п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ и приказа руководителяпредприятия № __ от _______ на предприятии внезапные ревизии кассы не проводились.
8. Внарушение п. 32 Порядка ведения кассовых операций в РФ договор о полнойматериальной ответственности с кассиром не был заключен.
9. Внарушение ст. 1 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин приосуществлении денежных расчетов с населением» № 5215—1 от 18.06.93 предприятиепроизводит расчеты с населением за готовую продукцию, материалы и прочее безиспользования контрольно-кассовых машин.
10. Внарушение ст. 2 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин приосуществлении денежных расчетов с населением» № 5215—1 от 18.06.93 предприятиене зарегистрировало в налоговой службе используемые при расчетах с населениемконтрольно-кассовые машины.
11. Внарушение Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах,утвержденного Приказом ГНС РФ № ВГ-3-14/36 от 22.06.95 предприятие не имеетдоговоров с центром технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовыхмашин.
12. Внарушение пп. 22, 23 Порядка ведения кассовых операций в РФ на предприятии неведется кассовая книга.
Очевидно,что одна такая запись превышает значение всех предыдущих и последующих. Нотакой вывод вполне может быть сделан и тогда, когда кассовая книга представляетсобой разрозненные листы, листы не пронумерованы, книга не прошнурована и неопечатана печатью предприятия.
13. Внарушение п. 6 Инструкции МФ СССР № 17 от 14.01.67 «О порядке выдачидоверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их подоверенности». Для регистрации и учета выданных доверенностей журнал выданныхдоверенностей не ведется.
14. Внутреннийконтроль за правильностью и своевременностью расчетов с персоналом по выплатезаработной платы и социально-трудовых льгот ослаблен отсутствием напредприятии журнала регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей,передаваемых из отдела труда и заработной платы в кассу предприятия для оплаты.
15.Внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средствиз кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии установленногоприказом руководителя предприятия круга лиц, которым могут быть выданы деньгина хозяйственные нужды.
16. Внарушение п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ при выдаче денег нахозяйственные нужды срок, на который они выданы, не устанавливается. Такоеположение снижает возможность контроля за расходованием средств.
17. Внарушение п. 18 Порядка ведения кассовых операций в РФ кассир при закрытииплатежных (расчетно-платежных) ведомостей реестр депонированных сумм несоставляет.
18.Внутренний контроль за выплатой депонированных сумм ослаблен отсутствием напредприятии журнала учета депонентов.
19.Внутренний контроль за выдачей депонированных сумм ослаблен тем, чтообязанность ведения книги регистрации депонентов (картотеки депонентов)возложена на кассира, а не на счетного работника.Глава 2. Краткая характеристикафинансово-экономической деятельности МУПО «Столовая №8»
Муниципальное предприятиеобщественного питания столовая № 8 является коммерческой организацией, созданов соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом г. Волгоградаот 01.02.92 г. № 24-р и зарегистрировано распоряжением администрацииКрасноармейского района г. Волгограда от 10.02.92 г. № 208-р, регистрационный №69. Устав МП общественного питания столовая № 8 приведен в соответствие с требованиямиГражданского Кодекса РФ.
Официальное полное наименование предприятия — Муниципальноеунитарное предприятие общественного питания столовая № 8. Сокращенноенаименование — МУП общественного питания столовая № 8.
От имени муниципального образования Волгоград УчредителемМуниципального унитарного предприятия общественного питания столовая № 8выступает департамент муниципального имущества администрации Волгограда.
Предприятие является юридическим лицом, имеет в хозяйственномведении обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счетав учреждениях банков, печать со своим наименованием, штамп, бланк, товарныйзнак.
Предприятие от своего имени приобретает и осуществляетимущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает вкачестве истца и ответчика в суде.
Предприятие отвечает по своим обязательствам всемпринадлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственности пообязательствам учредителя, учредитель не отвечает по обязательствампредприятия.
Права и обязанности юридического лица предприятие приобретаетс момента его государственной регистрации.
Местонахождение и почтовый адрес предприятия: 400029, г.Волгоград, Красноармейский район, ул. 40 лет ВЛКСМ, 55 (территория 000 «ЛУКойл- ВНП»).
Целью создания предприятия является организация питаниянаселения и получение прибыли.
Для осуществления указанных целей предприятие осуществляетследующие основные виды деятельности:
- оказание услугобщественного питания для населения или промышленных предприятий;
- торгово-закупочнаядеятельность,
Право предприятия осуществлять деятельность, на занятиекоторой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такойлицензии, или в заказанный в ней срок, и прекращается по истечении срока еедействия, если иное не установлено законом или иными нормативными правовымиактами.
Уставный фонд предприятия может быть увеличен или уменьшенУчредителем в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским КодексомРоссийской Федерации.
Источником формированияимущества предприятия в денежной или иной форме являются:
- имущество,переданное Учредителем;
- капитальныевложения и дотации из бюджета;
- целевое бюджетноефинансирование;
- прибыль,полученная от реализации товаров, работ и услуг;
- заемные средства;
- амортизационныеотчисления;
- кредиты банков идругих кредиторов;
- другие, незапрещенные законом поступления.
Имуществопредприятия является муниципальной собственностью и закрепляется за ним направе хозяйственного ведения. Имущество предприятия является неделимым и неможет быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работникамиПредприятия. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным заним имуществом в порядке, установленном действующим законодательством, уставомпредприятия, договором о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения.Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственноговедения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить вкачестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ итовариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласияучредителя.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключениемслучаев, установленных законом или иными правовыми актами. Предприятие не вправе отвлекать временно свободные оборотные средства на предоставление займов,ссуд, финансовой помощи физическим и юридическим лицам. Списание и реализацияосновных производственных фондов, автотранспорта осуществляется в порядке,установленном департаментом муниципального имущества администрации Волгограда.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества,находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенноепредприятием по договорам или иным основаниям, являются муниципальнойсобственностью.
Выплаты налоговпроизводятся в соответствии с действующим законодательством. Из прибыли,остающейся в распоряжении предприятия, формируются следующие фонды:
резервный фонд — 5%,который предназначен для покрытия его убытков и не может быть использован дляиных целей.
- фонд накопления — 20%;
- фонд потребления — 75%;
Средства, полученные предприятием в виде амортизационныхотчислений, могут быть направлены (использованы) только на цели воспроизводстваосновных фондов предприятия.
Предприятие строит свои взаимоотношения с другимиучреждениями, предприятиями, организациями и гражданами во всех сфераххозяйственной деятельности на основе хозяйственных договоров. Предприятиесвободно в выборе форм и предмета хозяйственных договоров, и обязательств сдругими учреждениями, предприятиями, организациями, и гражданами, если этивзаимоотношения не противоречат законодательству РФ, Уставу и договору озакреплении муниципального имущества.
Предприятие вправе:
- самостоятельноосуществлять свою деятельность в пределах, определяемых Гражданским кодексомРоссийской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами,
- устанавливатьцены и тарифы на производимые работы, услуги, продукцию в соответствии сдействующим законодательством, нормативными актами, утвержденнымиадминистрацией г. Волгограда и Волгоградским городским Советом народныхдепутатов;
- заключатьдоговоры с предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами напредоставление работ и услуг в соответствии с видами деятельности предприятия,определенными уставом;
- приобретать и/илиарендовать при осуществлении хозяйственной деятельности основные и оборотныесредства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, получаемых для этихцелей кредитов и других источников финансирования;
- осуществлятьматериально-техническое обеспечение производства и развитие собственнойсоциальной сферы, планировать свою деятельность, и определять перспективыразвития, исходя из спроса потребителей на выполняемые работы и услуги;
Работники предприятия имеют права, пользуются льготами инесут обязанности в соответствии с действующим трудовым законодательством,коллективным договором и уставом.
Решением трудового коллектива для работников предприятия могутбыть установлены дополнительные льготы за счет средств, направленных на целипотребления.
Управление предприятием осуществляется в соответствии сдействующим законодательством Российской Федерации и уставом. Руководителемпредприятия является его директор. Найм директора и заключение с нимконтракта осуществляется администрацией Красноармейского района г. Волгограда.Порядок и условия вознаграждения, ответственность лица, назначаемого надолжность директора предприятия, а также порядок и условия освобождения его отдолжности устанавливаются трудовым договором (контрактом), заключаемым садминистрацией Красноармейского района г. Волгограда, в соответствии сдействующим законодательством. Трудовой договор (контракт) заключается вписьменной форме
Трудовой коллектив предприятия составляют все гражданеРоссийской Федерации, участвующие своим трудом в его деятельности на основетрудового договора (контракта).
Предприятие осуществляет оперативный и бухгалтерский учетрезультатов своей деятельности, ведет статистическую отчетность и несетответственность за их достоверность в соответствии с действующимзаконодательством.
Ревизия и проверка деятельности предприятия осуществляетсяучредителем и соответствующими уполномоченными органами.
Контроль за эффективностью использования и сохранностьюимущества, соблюдением договора о передаче имущества в хозяйственное ведениеосуществляет департамент муниципального имущества администрации Волгограда.
Предприятие имеет один склад для хранения запасов товаров ипродуктов, четыре столовые для реализации продукции.Глава 3. Аудит кассы и кассовых операций3.1. Перечень аудиторских процедур
Длявыявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработанопределенный набор контрольных процедур.
Всепроцедуры построены по единой схеме: наименование, цель процедуры; средства,необходимые для ее выполнения; техника исполнения процедуры; оформлениерезультатов.
Процедурыснабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них впрограмме аудиторской проверки у конкретного клиента. Классификационный номерсодержит название раздела бухгалтерского учета и три знака. Строится посерийно-порядковой системе: первый знак — номер нарушения по классификации(выделено семь нарушений порядка ведения кассовых операций); второй знак —номер разновидности нарушения (от 1 до 4); третий знак — порядковый номерпроцедуры для выявления данного нарушения.
Возможныйнабор аудиторских процедур:
• Длявыявления прямого хищения денежных средств, не замаскированного никакимидействиями, применяется процедура:
«Касса1.1.1» — инвентаризации кассовой наличности.
• Длявыявления хищения денежных средств, маскируемого расписками должностных лиц,работников бухгалтерии и прочих сотрудников предприятия, применимы процедуры:
«Касса1.2.1» — проверки наличия на приходных и расходных кассовых ордерах подписиглавного бухгалтера или уполномоченного лица;
«Касса1.2.2» — проверки наличия на расходных кассовых документах подписей руководителяпредприятия или уполномоченного лица;
«Касса1.2.3» — проверки наличия на расходных кассовых документах расписок получателейденег;
«Касса1.2.4» — устный опрос лиц, получивших деньги по расходным кассовым ордерам, ноне подтвердившим этот факт своей распиской.
• Длявыявления случаев неоприходования и присвоения поступивших денежных сумм и, вчастности, неоприходования и присвоения поступивших денежных сумм из банкаприменяются процедуры:
«Касса2.1.1» — проверки чековой книжки (книжек) предприятия на полноту;
«Касса2.1.2» — проверки полноты оприходования денежных средств в кассу предприятия,полученных из банка по чеку.
• Длявыявления случаев неоприходования и присвоения денежных сумм, поступивших отразличных физических и юридических лиц по приходным ордерам, применяютсяпроцедуры:
«Касса2.2.1» — проверки своевременности расчетов сотрудников предприятия покомандировочным расходам;
«Касса2.2.2» — проверки своевременности расчетов сотрудников по средствам, выданнымна хозяйственные нужды;
«Касса2.2.3» — проверки соответствия приходных кассовых ордеров записям в журналерегистрации приходных кассовых ордеров;
«Касса2.2.4» — проверки одновременности оформления кассовых ордеров и движения денегпо ним.
• Длявыявления случаев неоприходования и присвоения поступивших денежных сумм отразличных юридических лиц по доверенностям применяются процедуры:
«Касса2.3.1» — проверки журнала (журналов) учета выданных доверенностей;
«Касса2.3.2» — проверка правильности оприходования сумм по доверенностям.
• Длявыявления излишнего списания денег по кассе путем повторного использованияодних и тех же документов применяются процедуры:
«Касса3.1.1» — проверки полноты первичных приходных кассовых документов, приложенныхк отчету кассира;
«Касса3.1.2» — проверки полноты первичных расходных кассовых документов, приложенныхк отчету кассира;
«Касса3.1.3» — проверка правильности и своевременности гашения приложений.
• Длявыявления излишнего списания денег по кассе неправильным подсчетом итогов вкассовых документах и кассовых отчетах применяются процедуры:
«Касса3,2.1» — проверки совпадения входящего остатка по кассе на каждый день сконечным остатком по кассе за предыдущий день,
«Касса3.2.2» — проверки итогов кассовых отчетов.
• Длявыявления излишнего списания денег по кассе без оснований или по подложнымдокументам применяются процедуры:
«Касса3.3.1» — проверки совпадения расходных кассовых ордеров с информацией о них,содержащейся в журнале регистрации расходных кассовых ордеров;
«Касса3.3.2» — проверки доброкачественности первичных документов;
«Касса3.3.3» — проверки обоснованности включения лиц в расчетно-платежные ведомости.
• Длявыявления излишнего списания денег по кассе путем подлога в законно оформленныхдокументах с увеличением сумм списаний применяются процедуры:
«Касса3.4.1» — проверки полноты регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостейв журнале регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей;
«Касса3.4.2» — проверки соответствия данных аналитического -и синтетического учетапо расчетам с персоналом.
• Длявыявления случаев присвоения сумм, законно начисленных разным лицам иорганизациям, в частности, депонированной заработной платы и средств,начисленных по другим основаниям, применяют процедуры:
«Касса4.1.1» — проверки соответствия платежных (расчетно-платежных ведомостей)реестрам депонированных сумм;
«Касса4.1.2» — проверки полноты и своевременности сдачи в банк депонированных сумм;
«Касса4.1.3» — проверки полноты оприходования депонированных сумм на расчетный счетв банке;
«Касса4.1.4» — проверки соответствия выписанных расходных кассовых ордеров журналурегистрации депонентов;
«Касса4.1.5» — проверки соответствия данных синтетического и аналитического учетаденежных сумм.
• Длявыявления случаев присвоения сумм, причитающихся другим предприятиям:
«Касса4.2.1» — проверки достоверности доверенностей от других предприятий наполучение денег.
• Длявыявления случаев расчетов суммами наличных денежных средств, превышающимипредельную величину, с другими юридическими лицами и предпринимателями,действующими без образования юридического лица, применяют процедуры:
«Касса5.1.1» — проверки осуществления расчетов наличными деньгами с другимиюридическими лицами суммами, превышающими установленную предельную величину;
«Касса5.1.2» — проверки соблюдения установленного банком лимита остатка кассы;
«Касса5.2.1» — проверки соблюдения предприятием предельных сумм расчетов междуюридическими лицами наличными денежными средствами, поступающими в кассу.
• Длявыявления случаев расчетов с населением наличными денежными средствами заготовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги с применениемконтрольно-кассовых машин применяются процедуры:
«Касса6.1.1» — проверки правильности ведения книг кассира-операциониста;
«Касса6.1.2» — проверки полноты оприходования в кассу предприятия выручкиконтрольно-кассовых машин;
«Касса6.2.1» — проверки своевременности постановки на учет контрольно-кассовых машинв налоговом органе;
«Касса6.2.2» — проверки своевременности снятия с учета в налоговом органеконтрольно-кассовых машин.
•Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учетавыявляется посредством процедуры:
«Касса7.1.1» — проверки соответствия контировки, проставленной на первичных кассовыхдокументах, записям в журнале-ордере № 1 «Касса».
В условияхавтоматизированного составления отчета кассира и ведения кассовой книгинеобходимость в проведении многих из указанных процедур отпадает.3.2. Ошибки, обнаруженные по итогам проверки кассы икассовых операции в МУПО «Столовая №8»
Основныенарушения кассовых операций в МУПО «Столовая №8»:
1. Прямоехищение денежных средств кассиром Похилько О.А.
1.1. Ничемне замаскированное.
1.2.Замаскированное неоформленными документами и расписками.
2. Неоприходованиеи присвоение поступивших денежных сумм
2.1. Из банка.
2.2. Отразличных физических и юридических лиц по приходным ордерам.
2.3. Отразличных юридических лиц по доверенностям.
3. Излишнеесписание денег по кассе
3.1.Повторное использование одних и тех же документов.
3.2.Неправильный подсчет итогов в кассовых документах и отчетах.
3.3.Списание сумм без оснований или по подложным документам.
3.4.Подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списаний.
4. Присвоениесумм, законно начисленных разным лицам и организациям
4.1.Присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другимоснованиям.
4.2.Присвоение сумм, причитающихся другим предприятиям.
5. Расчетысуммами наличных денежных средств, превышающими предельную величину
5.1. Сдругими юридическими лицами и предпринимателями, действующими без образованияюридического лица.
5.2.Поступающими в кассу проверяемого предприятия. 6. Расчеты с населениемналичными за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги
6.1. Безприменения контрольно-кассовых машин.
6.2. Безрегистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах.
7. Некорректноеотражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.Заключение
Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, оченьузок — это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга. С другойстороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделамиучета, например, с реализацией, расчетами с подотчетными лицами, с поставщикамии т. д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставить кассовые документы спрочими.
Прежде чемприступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен спланироватьэту проверку, так как «сплошная» проверка не означает, что один задругим будут просмотрены все кассовые документы. Эти документы могутпросматриваться неоднократно, но каждый раз аудитор выполняет совершенноопределенную процедуру, направленную на выявление одного из возможныхнарушений. Каждая процедура имеет свое назначение, преследует определеннуюцель, а ее результаты необходимо оформить в виде специальной таблицы.
Длявыявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработанопределенный набор контрольных процедур.
Всепроцедуры построены по единой схеме: наименование, цель процедуры; средства,необходимые для ее выполнения; техника исполнения процедуры; оформлениерезультатов.
Процедурыснабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них впрограмме аудиторской проверки у конкретного клиента.
По итогампроверки аудиторской фирмой руководству МУПО «Столовая №8» было выданоусловно-положительное заключение.
Литература
1. Андреев В.К.Правовое регулирование аудита в России. — М.: ИНФРА-М, 1996.-127с.
2. Аудит в России/под. ред. Данилевского Ю.А. — М.: НИФИ, 1994. — 185с.
3. Аудит: Учебникдля вузов/ В. И. Подольский, Г. Б. Поляк. А.А. Савин, Л. В. Сотников; Под ред.проф. В. И. Подольского — М.: Аудит.: ЮНИТИ, 1997. -432с.
4. Барышников Н.П.Организация и методика проведения общего аудита. -М.: Филинъ, 1995. — 448с.
5. Белолипецкий И.А.Бухгалтерский учет и внутренний аудит. — М.: Б-ка ж. «Консультантбухгалтера». –1994 г.
6. Дубровина Т.А. идр. Аудиторская деятельность и страхование: Учеб. пособ./Т.А. Дубровина, В. А. Сухов, А. Д. Шеремет: Под ред. А. Д. Шеремета. — М.: ИНФРА-М,1997.-384с.
7. Овсийчук М.Ф.Внешний аудит. — М.: МУПК, 1995
8. Ритар Н.С. Аудити анализ хозяйственной деятельности предприятия /Пер. с фр. Л. П. Белых .- М.:Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 375с.
9. Солодов А.К.Рынок: контроль и аудит. — Воронеж, 1993. — ч. 1,2.
10. Чекин В.Д. Курслекций по аудиту: Учеб. пособ. для студентов вузов. — М.: Финстатинформ., 1997.-190с.
ШереметА.Д… Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М., 1995. -240с.