Реферат по предмету "Разное"


«организация экологического контроля на объекте экономики»

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ОБЪЕКТЕ ЭКОНОМИКИ» Москва ВВЕДЕНИЕ В условиях сложной экономической ситуации, нарастающего обострения экологических проблем, ресурсорасточительным ведением хозяйственной деятельности должны предприниматься меры по предотвращению экологически вредной деятельности Одной из наиболее эффективных мер может стать организация ГЭК (ГЭК). ЭК - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли ЭК в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру.^ 1. Правовые основы экологического контроляЭК - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли ЭК в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством ЭК в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе ЭК, либо с привлечением иных государственных органов. ЭК можно рассматривать в двух уровнях. Во-первых, ЭК – это функция государственного управления природоиспользованием и охраной окружающей природной среды. В этом смысле он представляет собой самостоятельный вид деятельности, содержание которой входят сбор информации о подконтрольных объектах, ее обработка, оценка и передача для принятия управленческих решений в заранее определенных целях. Представляется, что именно такой контроль, со всеми его достоинствами и недостатками, - реальность дня сегодняшнего. ^ Понятие экологического контроля: цели, функции, формы, методы. Характеристика ЭК в качестве функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей природной среды может быть дана с различных позиций. Однако в любом случае подлежит исследованию его цели, функции, методы, формы, объекты, системы, виды. Функция ЭК выполняется и при осуществлении правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации и др. Но в рамках всех этих направлений деятельности ЭК, т. е. обеспечение выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из направлений видов деятельности. Цели ЭК целесообразно рассмотреть с требованиями системного анализа, выделив систему целей, включающую конечные цели, подцели и задачи. Конечная цель контрольной деятельности, очевидно, совпадает с конечной целью всей экологической деятельности в стране. Не имеет значения, если речь об учете природных ресурсов, регулировании их использования, об экологическом планировании, нормировании или контроле, - цель у них одна, общая. Оздоровление окружающей среды означает достижение и поддержание такого ее качества, при котором факторы окружающей среды не оказывают отрицательного воздействия на здоровье человека и условия его жизнедеятельности. Обеспечение указанного качества является подцелью ЭК. С этих же позиций можно выделить еще одну подцель эколого-контрольной деятельности. Ею является обеспечение разумного (не по принципу ''после нас хоть потоп'', а с учетом того, что после нас должны жить дети и внуки) использования природных ресурсов. Собственно говоря, речь опять идет о качестве природной среды, вернее, о второй его составляющей – сохранении, восстановлении и поддержании ее продуктивности сегодня и в максимально далеком будущем. Однако если не забывать, что человек не единственное живое существо в биосфере, то следует признать наличие еще одной подцели контрольной деятельности. Это – обеспечение такого качества природной среды, которое способствовало бы сохранению генетического фонда, видового многообразия животного и растительного мира, среды их обитания, природно-заповедного фонда. Исходя из указанных целей и подцелей, определяются задачи ЭК. Однако они должны устанавливаться применительно к конкретному виду контроля (государственный, ведомственный, производственный, общественный).^ Задачей ГЭК является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер. Известно, что задачи органа управления предопределяют его компетенцию. Компетенция же органа очерчивается путем указания на его функции. Одновременно органу предоставляется право применять те или иные формы управленческой деятельности для выполнения имеющихся функций. В результате возникает такой элемент компетенции, как конкретные полномочия. Таким образом, в триаде '' задачи – функции – полномочия '' органа имеется вполне определенное соотношение элементов. А именно: для решения данной конкретной задачи орган наделяется вполне определенными функциями, а для реального осуществления этих функций – конкретными полномочиями. Следует оговориться, что для решения одной задачи может осуществляться несколько функций и наоборот. Кроме того, довольно часто функция формулируется в законодательном акте в виде задачи органа Существенной особенностью ГЭК является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально ГЭК более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как механизм осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов - прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждения, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия). Поскольку методы ЭК призваны обеспечить практическую реализацию задач контроля, поскольку, очевидно они должны также строго корреспондировать друг другу. Следовательно, методы контроля нужно определять '' под задачи '' каждого вида контроля. Что касается форм контроля, то с точки зрения теоретической он может выступать как интегрированный, охватывающий всю окружающую среду; комплексный, связанный с охраной группы объектов и комплексов; дифференцированный, направленный на охрану отдельных объектов природы. Однако в законодательстве обычно фиксируются две иные формы контроля – предупредительный и текущий. В процессе их осуществления могут применяться меры государственного принуждения к предприятиям, организациям, должностным лицам и гражданам, виновным в причинении вреда окружающей среде, нарушениях природоохранительного законодательства. Это дало основание выделять еще одну – карательную форму контроля или (по другой терминологии) применение мер административного принуждения в качестве самостоятельной организационно-правовой формы ЭК. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Предупредительный контроль имеет целью допустить планирования, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию хозяйственных объектов, не отвечающих требованиям экологических правил и норм, а следовательно, предотвратить наступление вредных для окружающей среды последствий. Поэтому он проводится на стадии планирования мероприятий по охране окружающей среды и использования природных ресурсов, при проектировании и строительстве промышленных и других предприятий и вводе их в эксплуатацию. Текущий ГЭК осуществляется специальными уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. И предупредительный и текущий контроль и применение мер административного принуждения опираются на соответствующую информацию. Сбор и обобщение информации с целью ее дальнейшей передачи заинтересованным органам государства и научным учреждениям для принятия соответствующих предупредительных, текущих или карательных мер, разработки экологических норм, правил и нормативов либо использования полученной информации для иной работы по охране окружающей среды составляют содержание информационного контроля.Традиционно различают четыре вида экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный и общественный. Соответственно подразделению органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции ГЭК можно подразделить на общий и специальный (надведомственный). Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции. Подразделение ГЭК на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения. ГЭК характеризуется присущими ему целями, задачами, над ведомственным характером предоставленных его органам полномочий, формами, методами, организационной структурой. Цель ГЭК обеспечить разумное использование природных ресурсов, качественную окружающую природную среду. Его основная задача (предопределяемая названной целью) – обеспечить соблюдение экологического законодательства, экологических норм, правил и нормативов, выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов всеми государственными органами, предприятиями, организациями независимо от их подчиненности, их должностными лицами и иными работниками, а также гражданами. Это означает, что ГЭК имеет надведомственный характер, в чем состоит его основное отличие от ведомственного и производственного контроля. Методами ГЭК (средствами практической реализации его целей и задач) являются: проверка, рассмотрение и согласование плановой, проектно-сметной и нормативно-технической документации; выдача заключений; дача обязательных указаний; запрещение (приостановление, ограничение) эксплуатации промышленных, транспортных и других объектов и строительных работ; привлечение лиц, виновных в экологических правонарушениях, к ответственности. Все большее значение приобретают лабораторные, инструментальные, статистические методы контроля. ГЭК проводится на определенных принципах. Основные из них - законность, объективность, разделение хозяйственных и контрольных функций. Принцип законности проявляется в том, что такой контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции полномочий, определяемых нормативными правовыми актами. Объективность основывается на достоверных данных о деятельности контролируемого объекта. Принцип разделения хозяйственных и контрольных функций характерен лишь для специально уполномоченных органов ГЭК. Он носит в основном доктринальный характер и в законодательстве прямо не закреплен. Его статус заключается в том, что функция проведения специального ЭК не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы. Объекты ЭК делятся на четыре вида. Контроль осуществляется за: а) состоянием окружающей природной среды в целом и отдельных ее компонентов – атмосферного воздуха, вод, почв, лесов, животного мира; б) разработкой планов, проектной и другой документации, строительством и вводом в эксплуатацию хозяйственных объектов; в) выполнением планов и мероприятий по охране природы и рациональному природопользованию в процессе эксплуатации предприятий; г) соблюдением экологического законодательства, экологических норм, правил и нормативов. Правовые основы организации и осуществления ГЭК установлены Конституцией РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов. Законом "Об охране окружающей природной среды" (ст. 68, 70) определены задачи, органы ГЭК, а также полномочия должностных лиц этих органов (ст. 68, 70). Задачи и органы государственного контроля за использованием и охраной природных ресурсов определяются соответствующими природоресурсными актами. Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления. Полномочия Президента России как главы государства по проведению ЭК регулируются Конституцией РФ, другими актами. Такой контроль проводится в форме непосредственного контроля Президента РФ и опосредованного - через его подразделения администрации. Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решению экологических проблем в стране. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб. Хотя ГЭК осуществляется преимущественно в системе органов исполнительной власти, Федеральное Собрание РФ, представительные органы субъектов РФ также обладают рядом имеющих отношение к охране окружающей среды контрольных полномочий, предусмотренных Конституцией России, конституциями (уставами) субъектов РФ. Контроль органов представительной власти проводится с соблюдением ст. 10 Конституции РФ о самостоятельности органов всех трех ветвей власти. На федеральном уровне контрольные полномочия принадлежат главным образом Государственной Думе. Они проявляются в том, что Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России и решает вопрос о доверии Правительству РФ. Весьма значимым может быть контроль Государственной Думы за деятельностью Правительства РФ при формировании бюджета. В соответствии с Законом "Об охране окружающей природной среды" финансирование природоохранительных мероприятий должно предусматриваться в государственном бюджете отдельной строкой. Контроль за выполнением этого требования - задача Государственной Думы. Государственный общественный экологический контроль осуществляют также органы исполнительной власти общей компетенции- Правительство РФ, правительства субъектов Федерации. Экологический контроль ими проводится путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды; контроля за исполнением законов, иных нормативных правовых актов в данной сфере соответствующими органами исполнительной власти; отмена принимаемых министерствами и ведомствами актов, если они противоречат Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям правительств. Администрации краев, областей и других субъектов РФ осуществляют контроль за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, радиационным состоянием территорий, соблюдением утвержденных проектов строительства, состоянием учета и отчетности на предприятиях и в организациях, находящихся в собственности субъекта РФ. Государственный специальный (надведомственный) экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственный компетентности. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, а также граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность. Специально уполномоченные органы проводят ГЭК в форме предупредительного и текущего. Указом Президента РФ от 17.05.2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» упразднен Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, природоохранное ведомство, отвечавшее за качество окружающей среды в России, занимавшееся экологической экспертизой, экологическим контролем, управлением системой государственным природных заповедников и выполнявшее целый ряд другим необходимых для каждого цивилизованного государства задач, функции которого переданы Министерству природных ресурсов РФ. В постановлении Правительства РФ от 6.07.2000 г. №495 «Вопросы Министерства природных ресурсов РФ» определено, что Министерство природных ресурсов РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющей охрану природной среды и обеспечение экологической безопасности, а также координирующим в случаях, установленных законодательством РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.09.2000 г. № 726 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов РФ» на данное Министерство возложено осуществление ГЭК. Что понимается под экологическим контролем? Его содержание определяется Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ст. 70). Это - проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Таким образом, Министерство природных ресурсов России и ее территориальные органы призваны осуществлять государственный контроль не только за охраной окружающей среды, но и за рациональным использованием природных ресурсов и охраной отдельных природных ресурсов. Контроль за использованием и охраной отдельных природных ресурсов осуществляется также природоресурсными государственными органами. Тем самым Правительство РФ планирует дублирование ГЭК. Однако при этом им не регулируются отношения по координации осуществления ГЭК в системе специально уполномоченных государственных органов. ^ Экологический контроль на объекте экономики - одно из обязательных мероприятий по управлению обеспечением экологической безопасности деятельности данного объекта.Задачами экологического контроля на объекте экономики являются: проверка выполнения должностными лицами и работниками объекта экономики требований природоохранительного законодательства, постановлений Правительства РФ по обеспечению экологической безопасности, охраны окружающей среды, рационального природопользования на объекте экономики и защите работников объекта экономики от неблагоприятных воздействий природного и антропогенного происхождения; проверка выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, оздоровления окружающей среды.Объектами экологического контроля являются: территории объектов экономики (включая административно-жилую, парковую и хозяйственную зоны); территории складов и баз горюче-смазочных материалов; объекты хранения и утилизации отходов, вредных веществ; другие объекты и территории размещения и деятельности экологическое загрязнение которых возможно.Экологический контроль на объекте экономики включает проведение государственного экологического контроля и ведомственного экологического контроля.Основные задачи ГЭК на объектах экономики: наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением в результате повседневной деятельности; проведение проверки соблюдения объектами экономики требований природоохранительного законодательства и нормативов качества ок­ружающей природной среды; проведение проверки выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей природной среды; осуществление контроля за выполнением заключений государст­венной экологической экспертизы; проведение проверки соблюдения установленных нормативов, лимитов выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, норм и правил обращения с отходами; проведение проверки выполнения ранее выданных предписаний.Уполномоченные должностные лица, осуществляющие ГЭК на объектах экономики: выполняют свои функции с соблюдением требований норматив­ных правовых актов РФ и субъектов РФ в области охраны окружающей среды; принимают меры по предотвращению и устранению экологических правонарушений и их последствий, привлечению в установлен­ном порядке юридических, должностных и физических лиц к ответ­ственности за нарушение экологических требований; соблюдают требования по защите государственной тайны.Уполномоченные должностные лица, осуществляющие ГЭК на объектах экономики, в пределах своей компетенции имеют право: в установленном порядке посещать объекты в целях проведения ГЭК; получать в установленном порядке от руководства проверяемых объектов материалы о состоянии ОПС, необходимые для осуществления ГЭК; использовать на территории проверяемого объекта оборудование, внесенное в Государственный реестр средств измерения Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации для аналитического инструменталь­ного контроля и отбора проб с целью последующего лабораторного анализа; проводить ГЭК за использованием и охра­ной земель и других природных ресурсов; проверять выполнение государственных и других программ, пла­нов и мероприятий по охране ОПС; проверять соблюдение экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объек­тов, сооружений, установок, в том числе природоохранных; вносить предложения о проведении ГЭЭ и проверять выполнение ее заключений; проверять выполнение лицензионных условий по осуществлению разрешенных видов природоохранной деятельности; давать обязательные для исполнения предписания юридическим и должностным лицам об устранении экологических правонарушений и требовать выполнения необходимых мероприятий по ОПС; направлять в органы прокуратуры материалы о привле­чении лиц, совершивших экологические правонарушения, к уголовной ответственности; рассматривать в установленном порядке дела об административ­ных правонарушениях и налагать административные взыскания; определять по методикам или расчетным методам, утвержден­ным в установленном порядке, размеры вреда, причиненного ОПС в результате экологических правонаруше­ний или экологических преступлений, и предъявлять требования к лицам, нанесшим вред ОПС, о доброволь­ном возмещении этого вреда либо иски в суд или арбитражный суд о его возмещении; вносить в установленном порядке предложения по оздоровлению ОПС и повышении ГЭК.Уполномоченные должностные лица, осуществляющие ГЭК на объектах экономики, несут ответственность в соответствии с дейст­вующим законодательством за: несоблюдение требований законодательства РФ и субъектов РФ при проведении ГЭК; несвоевременное принятие мер к лицам, совершившим экологи­ческие правонарушения или экологические преступления; искажение материалов проводимых проверок. При проведении ГЭК уполномоченным должностным лицам разрешается ознакомление лишь со сведениями, имеющими отношение к вопросам охраны ОПС.В ходе проведения ГЭК проверяются: наличие документов, устанавливающих права на использование земель; соблюдение нормативов и лимитов предельно допустимых выбро­сов и сбросов загрязняющих веществ, а также размещения отходов, утвержденных органами МПР России; наличие разрешений и соблюдение лимитов на водопользование (водоотведение) в пределах компетенции МПР России; наличие разрешений на осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов сточных вод, на размещение хозяйст­венно-бытовых и производственных отходов; результаты инвентаризации источников загрязнения окружающей природной среды и состояние этих источников; наличие и выполнение плана мероприятий по ОПС; экологическое состояние земель, водных объектов и других при­родных ресурсов; соответствие эксплуатации очистных сооружений, объектов хозяйственно-бытового и специального назначения (котельных, топлив­ных складов, автопарков и т.д.) и содержания складов твердых бытовых отходов природоохранным требованиям; выполнение мероприятий по ранее выданным предписаниям об устранении выявленных нарушений природоохранительного законо­дательства; регулярность представления материалов государственной статистической отчетности; наличие плана мероприятий и плана действий при аварийных ситуациях с экологическими последствиями. По результатам проведения ГЭК оформляется акт проверки и при необходимости выдается предписание об устранении выявленных нарушений природоохранительного законодательства. В случае выявления нарушений природоохранительного законодательства, за которые предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и иная ответственность, составляется про­токол об экологическом правонарушении и принимается решение о применении к правонарушителям мер воздействия в зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения, в том числе о наложении штрафа, возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, или о направлении в органы прокуратуры материалов для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, совершив­ших экологические преступления, к уголовной ответственности. Наряду с Законом "Об охране окружающей природной среды", основным нормативным документом, регулирующим контрольную деятельность МПР РФ, являются Правила осуществления ГЭК должностными лицами Министерства природных ресурсов РФ и его территориальных органов. Сущность ведомственного ЭК заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному использованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но не является частью рассмотренного выше ГЭК. Различие между ними - прежде всего в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.^ Ведомственный экологический контроль осуществляется министерствами и ведомствами в лице их специальных подразделений – управлений или отделов охраны природы. Правовую основу ведомственного контроля составляют: Общее положение о министерствах, положение об отдельных министерствах и ведомствах, Примерное (типовое) положение об управлениях (отделах) охраны природы министерства (ведомства) и др.Цель ведомственного контроля – обеспечить выполнение плановых мероприятий, правил и нормативов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на подведомственных объектах контроля. К таким объектам относятся: предприятия, организации и учреждения, организационно подчинённые данному министерству, ведомству; в ряде случаев не подчинённые, но находящиеся на территории (землях, предоставленных в пользование) министерства, ведомства и обслуживающие его нужды. Особенности ведомственного контроля таковы: а) контроль ведётся только в отношении подведомственных объектов; б) органы ведомственного контроля находятся в подчинении министерства, ведомства, деятельность предприятий, организаций и учреждений которого они контролируют; в) права этих органов давать обязательные заключения, указания, предписания об устранении нарушений и т.п. распространяются, как правило, только на руководителей, должностных лиц и других работников системы данного министерства.^ Производственный экологический контроль проводится специальными структурными подразделениями предприятий и объединений – санитарно-промышленными лабораториями, отделами охраны природы и т.п. В отличие от ЭК, который представляет собой, как было показано выше, один из видов организационно-управленческой, административной деятельности соответствующих органов государства, ведомств, предприятий или общественности, экологический мониторинг имеет специфические цели, задачи, объекты, формы и методы проведения.^ Мониторинг окружающей среды – это процесс сбора и преобразования информации о состоянии, естественных и антропогенных (в результате деятельности человека) изменениях окружающей среды в целях ее охраны, рационального использования природных ресурсов, охраны здоровья и благосостояния людей. Необходимость формирования системы мониторинга окружающей среды обусловлена тем, что для обеспечения качества окружающей среды уже недостаточно ее способности к саморегулированию, самоочищению. Необходима целенаправленная деятельность человека – управление качеством окружающей природной среды.^ Задачи и основные направления государственного мониторинга: наблюдение за состоянием окружающей природной среды, оценка и прогноз ее состояния, выявление степени, источников и факторов антропогенного воздействия. Наблюдение (слежение) состоит в сборе информации о фактическом состоянии природной среды. Его объектами являются: а) источники (предприятия, транспорт и т.д.) и факторы (загрязняющие вещества, шум, излучения и т.п.) антропогенных воздействий; б) состояние природной среды, ее отдельных компонентов и их реакция на указанные воздействия; в) состояние здоровья и условий жизнедеятельности населения. Оценка подразумевает, с одной стороны, определение возможного ущерба от антропогенного и естественного воздействия, с другой – определение природных резервов для использования их в интересах человека и оптимальных способов человеческой деятельности. Прогноз опирается на данные, полученные при наблюдениях и анализе результатов наблюдений. Прогнозируются изменения интенсивности источников и факторов воздействия на природную среду, а также возможные в результате этого изменения в биосфере. Прогноз позволяет наметить меры не только против уже имеющихся вредных воздействий, но и меры профилактического характера. Система мониторинга окружающей среды включает следующие его виды: санитарно-гигиенический, экологический, климатический мониторинг. Контроль как гарантия эффективности механизма охраны окружающей среды и природопользования.^ 2. Вопросы совершенствования организации экологического контроля Экологический контроль не должен оставаться в нынешнем виде. Сегодня он не гарантирует достижения целей охраны окружающей природной среды и природопользования. Подходы к решению этого вопроса базируются (в основном) на концепции управления качеством окружающей природной среды. В процессе контроля применяются меры административного принуждения, ведутся их статистика, анализ причин, что при правильной постановке дела создает основу для применения других мер юридической ответственности – уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной, необходимых для эффективной реализации означенных выше функций регулирования, экспертизы. Сложнее с определением позиций контроля в механизме правового регулирования экологических отношений. Этот механизм включает четыре элемента. Первый – нормы права: а) специальные – эколого-правовые; б) экологизированные, регулирующие хозяйственную деятельность, трудовые и служебные отношения, складывающиеся в процессе ее выполнения; в) нормы-гарантии, обеспечивающие реализацию экологических и экологизированных хозяйственно-правовых предписаний. Второй элемент рассматриваемого механизма – эколого-правовые отношения, которые представляют собой связь между людьми, характеризующуюся наличием их взаимных прав и обязанностей по охране окружающей природной среды и использованию природных ресурсов. Третий элемент – акты применения права, необходимые в тех случаях, когда субъекты не хотят вступать в правоотношения или, вступив в них, не выполняют возложенные на них обязанности. Четвертый элемент – реальное поведение субъектов в соответствии с требованиями эколого-правовых норм.ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГЭК является одной из основных и самостоятельных функций государственного управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в России. Деятельность в области ГЭК строится на существующей нормативно-правовой базе. Законодательная и нормативно-правовая база ГЭК представляет собой сложную систему. В настоящее время идет активный процесс ее формирования как по горизонтали, так и по вертикали. В то же время для создания эффективных механизмов обеспечения реализации правовых требований законодательства об государственном экологическом контроле необходима экологизация всех отраслей права - уголовного, административного, гражданского, в том числе предпринимательского. Проведенный в лекции анализ и выявленные проблемы существующей нормативно-правовой базы ГЭК позволяет определить приоритетные направления деятельности в сфере развития и совершенствования законодательства об государственном экологическом контроле.ЛИТЕРАТУРА Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. “Об охране окружающей природной среды”. //ВВС РСФСР. 1982. № 29. Ст. 1027. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. - М.: Изд. группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - 320 с. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - М.: Юристъ, 1998. Дрейер О.К. , Лось В.А. Экология и устойчивое развитие: Учебное пособие - М.: Изд-во УРАО, 1997. Колбасов О.С. Экология: политика-право.- М.: Наука, 1976. Комментарий к Закону Российской Фед


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.