Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит выпуска и реализации готовой продукции

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОПИСАНИЕ ОАО «СТРОЙКЕРАМИКА»
1.1 Характеристика организации
1.2 Оценка основных производственно-экономических показателейОАО «Стройкерамика»
1.3 Организация учета в ОАО «Стройкерамика». Оценка состояниясистемы бухгалтерского учета и внутреннего контроля
2. МЕТОДИКА АУДИТА ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
2.1 Нормативная база аудита. Источники информации
2.2 Программа аудиторской проверки выпуска и реализацииготовой продукции
2.3 Оценка уровня существенности
3. РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Одним из значимых внастоящее время, а также перспективных и эффективных видов контроляфинансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в условиях рынкаявляется независимый контроль – аудит. Возникновение аудита как доверительнойформы финансового контроля деятельности экономических субъектов вызванопоявлением организационно-правовых форм этих субъектов, и прежде всего таких,как акционерные общества, совместные предприятия, всякого рода общества икомпании. Независимый контроль (аудит) проводится аудиторами, аудиторскимиорганизациями, осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческойоснове за счет заказчика – клиента (проверяемого субъекта), в отдельных случаях– за счет бюджетных средств.
В данной работерассматриваются вопросы аудита выпуска и реализации готовой продукции(выполненных работ, оказанных услуг).
Аудит отгрузки иреализации готовой продукции – один из основных и наиболее важных вопросов припроведении аудиторской проверки на промышленном предприятии, так как готоваяпродукция – конечная цель производственной деятельности промышленногопредприятия.
Цель аудита –установление достоверности бухгалтерской отчетности лиц, подлежащих аудиту исоответствия совершаемых операций нормам законодательства Российской Федерации
Субъектом исследованияявляется ОАО «Стройкерамика».
Целью работы являетсярассмотрение теоретических и методологических аспектов аудита учета выпуска иреализации готовой продукции.
Для достижения цели вработе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть деятельностьОАО «Стройкерамика», в том числе организацию учета и провести оценку состояниясистемы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
2) определить нормативнуюбазу аудита выпуска и реализации готовой продукции;
3) разработать программуаудиторской проверки выпуска и реализации готовой продукции;
4) провести оценку уровнясущественности;
5) рассмотреть методикуаудита учета выпуска и реализации готовой продукции в ОАО «Стройкерамика».
Актуальностьрассматриваемой в работе темы заключается в том, что именно от правильного истрогого учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции зависитуспешность функционирования всего предприятия в целом, так как на готовойпродукции замыкается весь производственно-технологический цикл. Поэтомуповышение качества учета отгрузки и реализации готовой продукции – один изосновных моментов оптимизации внутрифирменного бухгалтерского учета, проводимойпри помощи аудиторов.

1.ОПИСАНИЕ ОАО «СТРОЙКЕРАМИКА»
 
1.1Характеристика организации
Кирпичному заводу вЙошкар-Оле в 2009 году исполнилось 80 лет. Это первенец индустрии Марийскогокрая. Производить местный кирпич из местного сырья – такова была скромнаяпервичная задача. Глиняные карьеры в те года располагались рядом, по соседствус самим кирпичным заводом. Сегодня эта территория микрорайона Дубки.
В 1940 году было выпущено7,4 млн. штук кирпича. В 50-е годы на заводе началась коренная реконструкцияпроизводства. И в 1955 году выпустили уже 20,9 млн. штук кирпича. Развернулосьв те годы и жилищное строительство.
В 1961 году пущен цех попроизводству керамзита. Начался выпуск крупноблочных панелей. С 1972 года здесьначинают выпускать и товары народного потребления: цветочные горшки, вазы,сувениры.
Внедрялись техническиеновшества, улучшались условия работы, росло качество продукции, сушка и обжигкирпича были переведены на газовое топливо, кладка и перевозка кирпича сталипакетными и контейнерными, укладка кирпича-сырца автоматической.
Появились новые видыпродукции: трубной и лицевой кирпич и кирпич повышенных марок «125» и «150».Внедрен автоматический контроль производства на трех туннельных печах,продолжается автоматизация и механизация всех технологических процессов.
С 1994 года предприятиеведет капитальное строительство жилья, как для своих работников, так и стороннимзаказчикам.
За 78 лет выпущено более3,8 млрд. штук керамического кирпича.
С июля 1993 года завод вусловиях новых экономических отношений был преобразован в открытое акционерноеобщество «Стройкерамика» путем реорганизации промышленно-строительногокооператива «Стройкерамика», зарегистрированного Исполнительным комитетомИошкар-Олинского городского совета народных депутатов от 12.09.1990 годаПостановлением № 1088. Общество является юридическим лицом и свою деятельностьорганизует на основании Устава и действующего законодательства РФ.
Уставный капитал обществаопределяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов.Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества,приобретенных акционерами (размещенных акций).
Уставный капиталсоставляет 765 336 рублей. Уставный капитал разделен на обыкновенные именныеакции в количестве 29436 штук номинальной стоимостью 26 рублей каждая.
Общество вправеразместить дополнительно к размещенным акциям и обыкновенные именные акции.
Сегодня акционерноеобщество занято увеличением производства товаров народного потребления,расширением строительства жилья на основе долгосрочных договоров с заказчиками.Несмотря на все трудности, «Стройкерамика» не снижает темпов производства, несокращает число работников.
Открытое акционерноеобщество образовано в 1929 году.
Юридический адрес ОАО«Стройкерамика»: 424006, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица ГероевСталинградской битвы д. 27
Банковские реквизиты: Р/с№ 40702810014000000426 в Банке Йошкар-Ола, К/с № 30101810200000000416, БИК041360416, ИНН 1215017479,
Основной цельюдеятельности рассматриваемого акционерного общества является извлечениеприбыли.
Структурная схема ОАО«Стройкерамика» представлена в приложении 1.

1.2 Оценка основныхпроизводственно-экономических показателей ОАО «Стройкерамика»
Для белее полнойхарактеристики предприятия как экономического субъекта необходим анализосновных технико-экономических показателей за 2006 – 2008 гг. Данные показателипредставим в таблице 1.
Таблица 1
Основныетехнико-экономические показатели ОАО «Стройкерамика» за 2006 – 2008 гг.№ п/п Наименование показателей Единица измерения Значения по годам 2006 2007 2008 1 2 3 4 5 6 1 Производство         1.1 Реализуемая продукция тыс. руб. 74033 85234 108446 1.2 Товарная продукция тыс. руб. 75674 85102 108102 2 Основные производственные фонды   2.1 Стоимость основных производственных фондов тыс. руб. 25970 25346 26803 2.2 Фондоотдача (п. 1.2: п.2.1) тыс. руб./тыс. руб. 2,91 3,36 4,03 2.3 Фондоемкость (п.2.1: п.1.2) тыс. руб./тыс. руб. 0,34 0,30 0,25 3 Труд и заработная плата   3.1 Средняя численность работников чел. 403 415 423   в т.ч. АУП чел. 98 102 103   ППП чел. 305 313 320 3.2 Фонд заработной платы тыс. руб. 23400 27888 34512 3.3 Средняя заработная плата тыс. руб./ год 58,065 67,200 81,589 3.4 Производительность труда (выработка) (п.1.2: п.3.1) тыс. руб./чел. 187,777 205,065 255,560 4 Себестоимость (Ф. 2, с. 020) тыс. руб. 70129 84814 105773 5 Прибыль   5.1 Валовая прибыль (убыток) тыс. руб. 3904 420 2673 5.2 Прибыль (убыток) от продаж тыс. руб. 1097 -273 897 5.3 Чистая (убыток) прибыль (Ф. 2, с. 190) тыс. руб. 548 -836 550 6 Рентабельность   6.1 Рентабельность основной деятельности (п.5.2: п.4∙100) % 1,56 -0,32 0,85 6.2 Рентабельность продаж (п.5.2: п.1.2∙100) % 1,45 -0,32 0,83
Основнымитехнико-экономическими показателями предприятия являются: рентабельностьпредприятия, себестоимость продукции, численность работников, прибыль, объёмреализованной продукции, показатели наличия состояния и эффективностииспользования основных видов ресурсов.
Таблица 1 выявила ростпрактически всех основных технико-экономических показателей деятельности. Этосвязано с расширением деятельности ОАО «Стройкерамика».
Так, возрастает объемпроизводства продукции в 2008 году на 46,48 процентных пункта по сравнению с2006 годом. При этом объемы реализации продукции выросли на 32428 тыс. руб.
Также положительнохарактеризует деятельность предприятия рост стоимости основных производственныхфондов предприятия, что свидетельствует об обновлении фондов и расширениипроизводственных мощностей. При этом показатели эффективности использованияосновных фондов также положительно характеризуют работу общества. Так, в периодс 2006 по 2008 год, фондоотдача возросла более чем на 1 руб. / руб., чтоговорит о повышении отдачи товарной продукции основными фондами предприятия.
Из таблицы 1 видно, чточисленность работников предприятия также имеет тенденцию к росту, чтозатрагивает также социальный фактор и способствует сокращению безработицы.
Отрицательной можноназвать тенденцию значительного роста себестоимости продукции, при этом ростпроисходит даже более значительными темпами, чем рост прибыли. Поэтомууправленческому персоналу необходимо разработать меры, направленные на снижениезатратоемкости продукции.
Из вышеприведеннойтаблицы видно, что выручка от реализации предприятия возрастают высокимитемпами. Это свидетельствует о том, что ОАО «Стройкерамика» находится в стадиироста. Но при этом негативным моментом в деятельности является снижение в 2008году показателей рентабельности, несмотря на рост показателей прибыли. Этосвязано с более высокими темпами роста себестоимости и объемов товарнойпродукции по сравнению с темпами роста прибыли предприятия.
1.3 Организация учета в ОАО«Стройкерамика». Оценка состояния системы бухгалтерского учета и внутреннегоконтроля
Организацияучета на предприятия осуществляется в соответствии с учетной политикой.
Учетнаяполитика организации формируется главным бухгалтером и утверждаетсяруководителем организации.
Ведениебухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности возлагается на бухгалтерскуюслужбу, самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое главнымбухгалтером с непосредственным подчинением руководителю.
Бухгалтерскийучет ведется с использованием программы 1С: Предприятие.
Учетнойполитикой предприятия предусмотрен порядок бухгалтерского учета по отдельнымучасткам на рассматриваемом предприятии.
Погашениестоимости объектов основных средств – амортизация – производится линейнымспособом по всем группам основных средств, исходя из первоначальной(восстановительной) стоимости объектов и нормы амортизации, исчисленной всоответствии со сроком их полезного использования (за исключением объектов,амортизация по которым не производится в соответствии с правиламибухгалтерского учета).
Определениесрока полезного использования объекта основных средств производится исходя изожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с планируемойпроизводительностью или мощностью, ожидаемого физического износа, связанного срежимом эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системыпроведения ремонта (при необходимости с учетом нормативно-правовых и иныхограничений порядка использования объекта).
Группировкаосновных фондов по их группам и видам производится в соответствии сКлассификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы,утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, а также инымитребованиями законодательства Российской Федерации и управленческими нуждамипредприятия.
Погашениестоимости амортизируемых нематериальных активов производится линейным способомпо всем группам нематериальных активов посредством амортизации и накопленияамортизационных отчислений на отдельном балансовом счете, исходя из срокадействия соответствующих прав на основании подтверждающих их документов, и(или) ожидаемого периода полезного использования объекта, в течение которогомогут быть получены экономические выгоды (доходы).
Материально-производственныезапасы оцениваются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости(затратам) их приобретения (изготовления).
Дляцелей организации текущего учета движения материально-производственных запасовпод учетными ценами понимается фактическая стоимость приобретения иизготовления запасов (в отношении готовой продукции – утвержденная предприятиемучетная стоимость) с учетом особенностей, перечисленных ниже.
Оценканезавершенной продукции осуществляется посредством распределения суммы прямыхрасходов за отчетный период пропорционально доле остатков незавершеннойпродукции в совокупном объеме исходного сырья (за минусом технологическихпотерь) в количественном выражении по видам продукции (с учетом аналогичных показателейна начало отчетного периода).
Оценканезавершенных работ (услуг) осуществляется по фактической производственнойсебестоимости (за исключением общехозяйственных расходов) незавершенных (непринятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (услуг).
Приоценке незавершенной продукции (работ, услуг) прямыми расходами признаются:
а)прямые материальные затраты (стоимость сырья и материалов, образующих основуготовой продукции (работ, услуг), а также стоимость комплектующих изделий иполуфабрикатов, подвергающихся монтажу и дополнительной обработке);
б)расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производствапродукции (работ, услуг), а также суммы единого социального налога, начисленныена указанные суммы расходов на оплату труда;
в) суммыначисленной амортизации по основным средствам, используемым при производствепродукции, работ, услуг.
Готоваяпродукция (работы, услуги) отражается в бухгалтерском учете по фактическойпроизводственной себестоимости, включающей:
а)расходы, связанные с приобретением сырья, материалов и иных запасов;
б)расходы, возникающие в процессе переработки (доработки) сырья, материалов ииных запасов;
в)общепроизводственные и общехозяйственные расходы (за исключением расходов напродажу).
Расходыпо заготовлению и доставке материально-производственных запасов до местадеятельности предприятия, включая суммовые разницы и проценты за пользованиезаемными средствами при их приобретении (транспортно-заготовительные расходы),включаются в фактическую себестоимость соответствующих запасов.
Вслучаях, когда расходы по заготовке и доставке запасов, суммовые разницы илипроценты за пользование заемными средствами не могут быть отнесены на стоимостьконкретных материально-производственных запасов (групп, партий, серий и т.п.)или произведены после даты принятия их к бухгалтерскому учету, такие расходыучитываются отдельно от стоимости, причитающейся поставщику (продавцу).
При этомтранспортно-заготовительные расходы (за исключением процентов за пользованиезаемными средствами), связанные с приобретением материалов и инвентаря,отражаются суммарно на счете учета отклонения в стоимости материалов иинвентаря, и списываются в целом в конце отчетного периода по проценту такихрасходов к стоимости списанных (выбывших) материалов и инвентаря. Под процентомтаких расходов понимается соотношение транспортно-заготовительных расходов запериод и причитающейся поставщику стоимости запасов, с учетом аналогичныхпоказателей на начало периода.
При этомуказанные расходы, относящиеся к списанным (выбывшим) запасам, распределяютсяпо направлениям их списания: издержки основного производства, издержкивспомогательного производства, управленческие расходы и др.
Транспортно-заготовительныерасходы, связанные с приобретением товаров для перепродажи (за исключениемпроцентов за пользование заемными средствами), отражаются в составе расходов напродажу (статья «Транспортные расходы»).
Процентыза пользование заемными средствами, связанные с приобретением материалов,инвентаря и иных запасов, отражаются в составе прочих расходов (статья«Проценты к уплате»).
Вслучаях, когда расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата,командировочные расходы лиц, обеспечивающих приобретение и заготовлениезапасов, и иные аналогичные расходы, относятся одновременно к операциям поприобретению внеоборотных активов, материально-производственных запасов,продаже продукции (работ, услуг) и т.п., такие расходы не включаются в составтранспортно-заготовительных расходов и относятся непосредственно на издержкипроизводства и обращения по соответствующим статьям.
Дляцелей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по видампродукции (работ, услуг), стадиям и местам возникновения и статьям затрат.
Коммерческиерасходы (расходы на продажу) признаются в себестоимости проданных продукции,работ, услуг полностью в периоде их признания в качестве расходов по обычнымвидам деятельности и непосредственно списываются на счета учета доходов по ним.
Общепроизводственныерасходы списываются на расходы основного производства и распределяютсяпропорционально расходам на оплату труда основных производственных рабочих.
Общехозяйственные(управленческие) расходы списываются на расходы основного, вспомогательногопроизводства, общепроизводственные расходы и расходы обслуживающих производстви хозяйств пропорционально расходам на оплату труда основных производственныхрабочих.
Расходы,произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам,учитываются обособленно как расходы будущих периодов и списываются на издержкиравномерно (ежемесячно) в течение периода, к которому они относятся.
Расходына освоение новых видов продукции (работ, услуг) могут относиться насебестоимость продукции (работ, услуг) равномерно в течение срока, утвержденногоруководителем предприятия в отношении периода освоения данного вида продукции,но не более двух лет.
Приневозможности определения периода списания, расходы будущих периодов (расходыпо сертификации и аттестации, расходы по созданию новых видов продукции, работ,услуг и т.п.) списываются на издержки производства пропорционально производствусоответствующего объема продукции (работ, услуг), планируемого к выпуску.
Выручкаот продажи конкретного товара, выполнения работы, оказания услуги признается позавершению отгрузки товара, выполнения принятого заказчиком объема работы иоказания услуги.
Доходы ирасходы, связанные с деятельностью обслуживающих производств и хозяйств (в томчисле жилищного фонда), находящихся на балансе предприятия, признаются прочими доходамии расходами.
Поступления(расходы), связанные с предоставлением за плату во временное пользование(временное владение и пользование) активов предприятия, а также прав,возникающих из патентов и других видов интеллектуальной собственности, и иные поступления(расходы) признаются прочими доходами (расходами).
Переченьприменяемых в бухгалтерском учете статей доходов и сегментов устанавливается всоответствии с приложением к настоящей учетной политике и может изменяться идополняться по решению главного бухгалтера в соответствии с управленческиминуждами.
Доходы,полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам,учитываются обособленно как доходы будущих периодов и списываются на финансовыйрезультат при наступлении отчетного периода, к которому они относятся.
Расходы,связанные с получением займов и кредитов и размещением заемных обязательств,отражаются в составе операционных расходов в отчетном периоде, в котором былиосуществлены указанные расходы в соответствии с порядком, установленнымдоговором, с учетом особенностей, указанных выше.
Расходыв виде процентов или дисконта, причитающихся к уплате по размещенным заемнымобязательствам в форме векселей и облигаций, предварительно учитываются всоставе расходов будущих периодов и относятся на операционные расходыравномерно (ежемесячно) в течение срока, оставшегося до установленной даты ихпогашения.
Задолженностьпо заемным обязательствам, срок погашения которых в соответствии с условиямидоговора превышает 12 месяцев (за исключением просроченной задолженности),учитывается в составе долгосрочной задолженности до истечения установленногосрока ее погашения.
Тест оценки надежностисистемы внутреннего контроля ОАО «Стройкерамика» представлен в таблице 2.
Таблица 2
Тест оценки надежностисистемы внутреннего контроля ОАО «Стройкерамика»№ п/п Тестируемый аспект Ответ Оценка надежности 1 2 3 4
1. Система бухгалтерского учета 1.1. Организационная структура бухгалтерской службы Бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером Высокая 1.2. Образование, опыт, квалификация персонала организации, занятого в учете Высокий уровень Высокая 1.3. Текучесть кадров, занятых в учете Низкая Высокая 1.4. Соответствие бухгалтерской службы целям и задачам деятельности организации Соответствует Высокая 1.5. Состав и численность работников бухгалтерской службы Соответствует объему работ и обеспечивает нормальную загрузку Высокая 1.6. Наличие приказа по учетной политике Имеется Высокая 1.7. Соответствие учетной политики ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» Соответствует по форме и содержанию Высокая 1.8. Соответствие используемых форм первичных документов установленным требованиям Используются типичные (унифицированные) формы частично самостоятельно разработанные и отвечающие требованиям. Высокая 1.9. Наличие рабочего плана счетов Разработан и утвержден документально Высокая 1.10. Наличие положения о сроках и порядке проведения инвентаризации активов и обязательств Содержит в полном объеме информацию о сроках и порядке проведения инвентаризации Высокая 1.11. Наличие графиков документооборота Разработан и утвержден документально Высокая 1.12. Наличие должностных инструкций для персонала, занятого в учете Разработаны и утверждены документально Высокая 1.13. Обоснованность внесения изменений в учетную политику Изменения обоснованы Высокая 1.14. Соблюдение последовательности применения учетной политики Соблюдается Высокая 1.15. Соответствие принятых элементов учетной политики требованиям действующего законодательства Принятые элементы при формировании учетной политики соответствуют требованиям действующего законодательства Высокая 1.16. Степень полноты раскрытия способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку показателей бухгалтерской отчетности Раскрыты Высокая 1.17. Реакция на изменения законодательной базы, регламентирующей порядок ведения бухгалтерского учета Изменения отслеживаются и оперативно принимаются необходимые меры Высокая 1.18. Соблюдение и контроль со стороны главного бухгалтера за обработкой данных, связанных с нетипичными операциями Установлен Высокая 1.19. Соблюдение графика подготовки отчетности Соблюдается, отчетность сдается в установленные сроки Высокая 1.20. Соответствие показателей бухгалтерской отчетности и сводных регистров учета Соответствует Высокая 1.21. Организация договорной работы Наличие юридического отдела Высокая 1.22. Установление мер защиты от несанкционированного доступа или уничтожения документов, данных учета, активов Установлены Высокая 1.23. Использование технических и программных средств автоматизации учета Используются и отвечают задачам учета Высокая
2. Контрольная среда 2.1. Соответствие организационной структуры размеру и характеру деятельности Соответствует Высокая 2.2. Разделение обязанностей и полномочий Умеренное разделение обязанностей и полномочий Высокая 2.3. Отношение руководства к системе внутреннего контроля Понимает необходимость внутреннего контроля Средняя 2.4. Понимание руководством клиента значения бухгалтерской отчетности Уделяет большое внимание вопросам, связанным с бухгалтерской отчетностью Высокая 2.5. Обращение к аудиторам за консультацией по вопросам бухгалтерского учета Случаи обращения не имели место Низкая 2.6. Установление кадровой политики Установлена и проработана детально Высокая 2.7. Наличие должностных инструкций для всего персонала организации Разработаны для всех должностей и утверждены документально Высокая
3. Средства контроля 3.1. Осуществление мер, направленных на ограничение несанкционированного доступа к активам Меры принимаются и эффективны Высокая 3.2. Осуществление мер, направленных на ограничение доступа к неуполномоченных лиц к системе документооборота и ведения бухгалтерского учета Меры предпринимаются и эффективны Высокая 3.3. Осуществление плановых и внезапных инвентаризаций имущества и обязательств Осуществляются Высокая 3.4. Внешние сверки расчетов Проводятся раз в квартал Высокая 3.5. Наличие сплошной нумерации документов Хронологическая последовательность документов Высокая 3.6. Наличие распорядительных подписей уполномоченных лиц на документах Имеются Высокая
Анализ результатов тестированиясистемы внутреннего контроля позволяет дать общую оценку эффективности системывнутреннего контроля и составляющих аудиторского риска: неотъемлемого риска иконтрольного риска.
Таким образом, изпредставленной таблицы видно, что аудиторский риск на рассматриваемомпредприятии достаточно низкий, а надежность оценки системы бухгалтерскогоучета, контрольной среды и средств контроля достаточно высокая.

2. МЕТОДИКА АУДИТА
2.1 Нормативная базааудита. Источники информации
Цель аудита заключается ввыражении мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности вчастности задолженности по расчетам с подотчетными лицами и работникамипредприятия. Данная цель определяется федеральным стандартом № 1 «Цель иосновные принципы аудита финансовой бухгалтерской отчетности». Кроме того,аудитор должен высказать мнение о соответствии порядка ведения бухгалтерскогоучета расчетных операций законодательству Российской Федерации.
Таким образом, аудитучета отгрузки и реализации продукции заключается в проверке соблюдениядействующего законодательства, правильности документального оформления иотражения в учете всех видов расчетов по отгрузке и реализации продукции.
Основными документами,определяющими порядок учета готовой продукции, являются:
1. «О бухгалтерскомучете». Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
2. Гражданский кодексРоссийской Федерации. Части I и II.
3. Положение по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФот 26.03.2007 г. № 26н).
4. План счетовбухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации иИнструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н. (в ред. от 18.09.2006 № 115н)
5. Положение побухгалтерскому учету материально-производственных запасов – ПБУ 5/01.Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. №44н. (в ред. Приказа Минфина РФот 27.11.2006 № 156н)
6. Положение побухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом МинфинаРФ от 06.05.99 г № 32н. (в ред. от 27.11.2006 N 156н)
7. Методические указанияпо инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказомМинфина РФ от 13.06.95 г. № 49.
8. Налоговый кодексРоссийской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.
9. Методические указанияпо бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утвержденыприказом Минфина РФ от 28.12.01 г. № 119н.
Готовая продукция – частьматериально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи,конечный результат производственного процесса, законченный обработкой,технические и качественные характеристики которого соответствуют условиямдоговора или требованиям иных документов в случаях, установленныхзаконодательством.
Отражается готоваяпродукция в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой)производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованиемв процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии,трудовых ресурсов и другие затраты на производство продукции либо по прямымстатьям затрат.
Отгруженные товары,сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе пофактической или нормативной (плановой) полной себестоимости, включающей нарядус производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом)продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.
Основные задачибухгалтерского учета готовой продукции:
— контроль за правильными своевременным документальным оформлением выпущенных из производства иотгруженных (проданных) изделий и продуктов;
— контроль засохранностью готовой продукции на складах организации или в местах хранения;
— получение точныхсведений о количестве и стоимости готовой продукции, находящейся на складах, иконтроль за соответствием фактических запасов ценностей установленнымнормативам;
— своевременное выявлениесверхнормативных и излишних остатков готовой продукции, подлежащих реализации впорядке мобилизации внутренних ресурсов;
— систематическийконтроль за уровнем расходов на продажу;
— контроль за выполнениемдоговоров поставки по объему и ассортименту;
— контроль за своевременнымпоступлением платежей за продажу готовой продукции;
— выявление финансовыхрезультатов от продажи продукции;
— правильный исвоевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах,холодильниках и других местах хранения продукции;
— контроль за выполнениемпланов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств поее поставкам;
— контроль засохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;
— контроль за соблюдениемплана по продаже продукции и своевременностью оплаты проданной продукции;
— выявлениерентабельности всей продукции и ее отдельных видов.
Учет выпуска и реализацииготовой продукции в ОАО «Стройкерамика» в соответствии с учетной политикойведется с использованием счета 43 «Готовая продукция».
Среди документов,подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры учета, отчетность.
Первичные документывключают:
1.  Приказ об учетной политикеорганизации;
2. Договоры нареализацию продукции;
3. Приказ-накладная(комбинированный документ, совмещающий распоряжение складу на отпуск готовойпродукции и накладную, являющуюся сопроводительным документом, фиксирующимотпущенное количество продукции);
4. Счет-фактура;
5. Товарно-транспортнаянакладная;
6. Счета-фактуры дляцелей налогообложения;
7. Карточкискладского учета;
8. Приемо-сдаточнаянакладная по сдаче на склад готовой продукции;
9. Акт сдачи насклад готовой продукции;
10.Инвентарные описи;
11.Накладные на реализацию готовой продукции, коносаменты.
Регистры синтетического ианалитического учета включают:
1.  Главную книгу;
2. Ведомость выпускаготовой продукции;
3. Ведомостьотгрузки и реализации готовой продукции;
4. Количественносуммовые карточки, оборотные ведомости.
5.  Карточка счета 43, анализ счета 43(так как для ведения бухгалтерского учета применяются средства вычислительнойтехники, снабженные соответствующим программным обеспечением);
Отчетность включает:
1. Форму №1(бухгалтерский баланс)
Бухгалтерская отчетность,в которой отражается раздел, должна включать в себя в частности, строкибаланса:
— Стр. 215 «Товарыотгруженные»;
— Стр.217 «Прочие запасыи затраты», по которой показываются запасы и затраты, не нашедшие отражения вдругих строках подраздела «запасы» раздела II бухгалтерского баланса;
— Стр. 230 «Дебиторскаязадолженность покупателей и заказчиков».
2. Форму №2 (Отчет оприбылях и убытках).
При аудиторской проверкерасчетов по отгрузке и реализации продукции используются различные методыполучения аудиторских доказательств:
·  наблюдение или участие винвентаризации;
·  наблюдение за выполнениемхозяйственных или бухгалтерских операций;
·  устный опрос;
·  получение письменных подтверждений;
·  проверка документов, полученныхклиентом от третьих лиц;
·  проверка документов, подготовленныхна предприятии клиента;
·  проверка арифметических расчетов;
·  анализ.
Указанные методыприменяются к различным объектам контроля и служат для выявления одного илинескольких возможных нарушений.
2.2 Программа аудиторской проверкиотгрузки и реализации продукции
Разработаемтест-опросник для оценки внутреннего контроля выпуска и реализации продукции(работ, услуг) и представим его в таблице 3 следующего вида.
Таблица3
Тест-опросникдля оценки внутреннего контроля выпуска и реализации продукции (работ, услуг)№ п/п Направления и вопросы тестирования Ответы Да Нет 1 Условия
Контролируется ли реализация продукции персоналу за наличный расчет и реализация отходов? +
2
3 Реальность
Ограничен ли доступ к бланкам счетов-фактур за реализацию?
Заполняются ли пронумерованные транспортные накладные или другие документы на отгрузку? + +
4
5
6 Полнота
Пронумерованы ли бланки счетов-фактур за реализацию?
Контролируется ли последовательность нумерации для выявления неучтенных счетов-фактур?
Контролируется ли последовательность нумерации для выявления неучтенных транспортных накладных? +
+
+ 7 Утверждение
Утверждаются ли продажи в кредит до отгрузки? +
8
9
Обоснованы ли реализационные цены и сроки реализации по договорам?
Устанавливаются ли реализационные цены ниже себестоимости? + +
10
11
12 Точность
Сопоставляется ли количество отгруженной продукции с данными счетов-фактур?
Проверяются ли товарно-транспортные документы на предмет ошибок при подсчете количества, общей суммы, применении цен, наценок?
Проверяется ли соответствие данных первичного, аналитического и синтетического учета реализации продукции?
+
+
+ 13 Классификация
Имеется ли классификатор по готовой продукции и ее реализации? + 14 Учет
Имеется ли единая учетная политика по реализации продукции? + 15 Проверяются ли записи аналитического и синтетического учета реализации и утверждаются ли ответственным бухгалтером? + 16 Периодизация
Датируются ли счета-фактуры за реализацию продукции днем отгрузки? +
Аудиторская организацияпри проведении аудита должна руководствоваться правилами (стандартами)аудиторской деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта» и«Планирование аудита». В последнем п. 2.2 предусмотрено, что планирование,являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторскойорганизацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков исроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы,определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторскихпроцедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного иобоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Применительно к ОАО«Стройкерамика» были составлены общий план аудита выпуска готовой продукции иее реализации и программа аудита выпуска и продажи готовой продукции.
Таблица 4
Общий план аудита выпуска готовой продукции и еереализацииПроверяемая организация ОАО «Стройкерамика» Период аудита С 01.01.08 г. – 31.12.08 г. Количество человеко-часов 96 Руководитель аудиторской группы Петрова А.А. Планируемые виды работ Период проведения Исполнители 1 2 3 1. Аудит учетной политики 02.02.10 г.
Иванова М.И.
Пашкина С.В. 2.Аудит выпуска продукции 02.02.10 г. -03.02.10 г.
Иванова М.И.
Пашкина С.В. 3.Аудит отгрузки и реализации продукции 04.02.10 г. –05.02.10 г.
Иванова М.И.
Пашкина С.В. 4. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками 06.02.10 г.
Иванова М.И.
Пашкина С.В. 5.Аудит расчетов с бюджетом по НДС 06.02.10.г
Иванова М.И.
Пашкина С.В. 6. Аудит финансовых результатов от продажи готовой продукции 07.02.10 г.
Иванова М.И.
Пашкина С.В.
Далее разработаем программу аудита отгрузки и реализациипродукции и представим ее в таблице 5.
Таблица5
Программа аудита отгрузки иреализации готовой продукции№ п/п Этап проверки Объект аудиторской проверки 1 Проверка наличия и правильности оформления подтверждающих документов по сдаче готовой продукции Акты на сдачу готовой продукции, акты приемки выполненных работ, сверки 2 Проверка полноты оприходования на склад готовой продукции по количеству и стоимости Акты на сдачу готовой продукции, акты приемки выполненных работ, ведомость выпуска готовой продукции 3 Проверка правильности определения оценки готовой продукции Учетная политика, книга учета остатков НЗП, анализ счетов 20, 40, 43 4 Проверка правильности учетных записей по выпуску готовой продукции Главная книга, анализ счетов 20, 40, 43, 90.2
Таким образом, в ходе аудита следует установить правильностьведения журнала-ордера № 11 – по кредиту счетов 42, 43, 62, 90.
В ходе аудита отгрузки и реализации готовой продукциинеобходимо проверить: полноту и своевременность отражения себестоимостиотгруженной продукции (работ, услуг) и выручки от реализации этой продукции;правильность списания себестоимости реализованной продукции, обоснованность иправильность отнесения коммерческих расходов; точность списания торговойнаценки пропорционально стоимости продукции по покупным или продажным ценам(регулируется учетной политикой организации); правильность расчета финансовыхрезультатов от реализации каждого вида продукции или оказанных услуг ивыполненных работ.
Итак, первоначально следует ознакомиться с учетной политикойорганизации в части:
— Метода учета затрат на производство и калькулированияфактической себестоимости продукции;
— Метода распределения по видам выпускаемой продукции затратвспомогательного производства;
— Метода распределения по видам выпускаемой продукцииобщепроизводственных расходов;
— Метода распределения по видам выпускаемой продукциикоммерческих расходов;
— Порядка оценки незавершенного производства и готовойпродукции;
— Способа ведения бухгалтерского учета готовой продукции;
— Списания счета 26 «Общехозяйственные расходы»;
— Использования счета 40 «Выпуск готовой продукции (работ,услуг)»;
— Признания выручки от продажи продукции для целейналогообложения.
Проверить наличие приказа на материально-ответственных лицорганизации и договоров на полную материальную ответственность с работникамипредприятия.
Ознакомиться с договорами на реализацию готовой продукции.
Проверить наличие и отражение в бухгалтерском учетерезультатов инвентаризации готовой продукции и расчетов с покупателями.
При проведении проверки необходимо установить:
1. правильность и своевременность оформления документа насдачу продукции из производства на склад;
2. правильность отражения в бухгалтерском учете операцийсвязанных с выпуском готовой продукции;
3. правильность определения производственной себестоимостиготовой продукции по видам заказов;
4. достоверность отражения фактической себестоимостиотгруженной продукции (дебет счета 45 «Товары отгруженные» кредит счета 43«Готовая продукция»);
5. правильность расчета суммы отклонений фактическойсебестоимости от плановой и их списания;
6. правильность составления бухгалтерских проводок по учетувыпуска готовой продукции (работ, услуг);
7. в случае, когда продукция отпускается покупателямнепосредственно со складов, следует обращать внимание на наличие надлежащимобразом оформленных доверенностей на ее получение.
8. правильность ведения журнала-ордера №10/1 и ведомости №16«Движение готовых изделий в ценностном выражении» (при журнально-ордерной формеучета);
9. проверка правильности отражения в учете продукции,выработанной из давальческого сырья;
10. проверка правильности отражения в учете результатовинвентаризации готовой продукции
11. соответствие записей аналитического и синтетическогоучета по балансовым записям счета 43 «Готовая продукция» и счета 40 «Выпускготовой продукции» записям в главной книге и балансе;
12. правильность оценки готовой продукции.
В настоящее время применяется шесть основных видов оценкиготовой продукции.
По фактической производственной себестоимости.
Этот способ используется сравнительно редко, в основном напредприятиях индивидуального производства, выпускающих крупное уникальное оборудованиеи транспортные средства. Может применяться на предприятиях с ограниченнойноменклатурой массовой продукции.
По неполной (сокращенной) производственной себестоимостипродукции, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов.Может применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценкипродукции.
По оптовым ценам реализации. Оптовые цены применяются вкачестве твердых учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукцииучитывается на отдельном аналитическом счете. При устойчивых оптовых ценах этотвариант оценки продукции является самым распространенным, так как позволяетсопоставлять оценку продукции в текущем учете и отчетности, что важно дляконтроля за правильным определением товарного выпуска.
По плановой (нормативной) производственной себестоимости,также выступающей в качестве твердой учетной цены. При этом способеобуславливается необходимость отдельного учета отклонений фактическойпроизводственной себестоимости продукции от плановой или нормативной.Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспеченииединства оценки в планировании учета. Однако если плановая и нормативнаясебестоимость продукции изменяется часто, то переоценка остатков готовойпродукции усложняется. Вариантом этого способа оценки готовой продукцииявляется оценка по сокращенной плановой производственной себестоимости.
По свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на суммуНДС. Используется этот способ при выполнении единичных заказов и работ.
По свободным рыночным ценам. Этот вариант оценки применяетсядля учета товаров реализуемых через розничную сеть.
При проверке правильности отгрузки и реализации продукциинеобходимо установить:
— заключены ли договора на поставку готовой продукции иправильность их оформления;
— правильность оформления цен на отгруженную продукцию.Реализация продукции (работ, услуг) производится по следующим ценам:
а) по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным насумму НДС;
б) по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифамувеличенным на сумму НДС;
в) по государственным регулируемым розничным ценам и тарифам,включающим НДС (продажа товаров населению и оказанию ему услуг);
— правильность установления отпускной цены с учетом расходовпо доставке продукции от поставщика до покупателя в соответствии с заключеннымдоговором поставки.
— своевременность предъявления в банк платежноготребования-поручения за отгруженную продукцию;
— правильность оформления документов по отпуску продукции,если продукция отпускается непосредственно со склада поставщика;
— правильность организации складского учета готовойпродукции;
— правильность ведения аналитического и синтетического учетаотгрузки и реализации продукции (работ, услуг). Порядок учета выручки отреализации продукции (работ, услуг) зависит от выбранного предприятием методаучета реализации продукции (этот метод должен быть отражен в приказе по учетнойполитике предприятия);
— соответствие записей синтетического и аналитического учетапо счету 90 «Продажи» в журнале-ордере № 11 записям в главной книге и балансе(при журнально-ордерной форме учета).
На заключительном этапе проверки аудитор должен установитьсоответствие данных аналитического учета по реализации продукции (работ, услуг)с данными синтетического учета (журнала-ордера, Главной книги). Взаимнойсверкой записей операций по реализации в разных регистрах можно установитьточность отражения сумм и правильность корреспонденции счетов по этимоперациям.
2.3 Оценка уровня существенности
Понятие существенностиустанавливает размер допустимой ошибки, начиная с которой квалифицированныйпользователь бухгалтерской отчетности с большей степенью вероятности не сможетделать правильные выводы и принимать правильные экономические и управленческиерешения.
Ошибка считается значимой,если её пропуск значительно искажает показатели бухгалтерской финансовойотчетности.
Таблица 6
Базовые показатели, применяемые приопределении базовой величиныПоказатели Значение, тыс. руб. Уровень существенности Сумма уровня, тыс. руб. Прибыль (убыток) до налогообложения 897 1 8,97 Объем реализации 108446 2 2168,92 Валюта баланса 58997 5 2949,85 Собственный капитал 24596 10 2459,60 Общие затраты 105773 2 2115,46
В данном случае длярасчета уровня существенности во внимание не принимается наименьшее значениеуровня, по четырем оставшимся определяется среднее арифметическое (2168,92 + 2949,85+ 2459,6 + 2115,46) / 4 = 2423,458 тыс. руб. Получился размер допустимойошибки, который можно пропустить и который не окажет существенного влияния на достоверностьбухгалтерской отчетности.
Далее распределим уровеньсущественности по отношению к статье «Готовая продукция»:
2423,458 * 446 / 58997 = 18,321тыс. руб.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТА
В ходе проведения внутреннего аудита было выявлено, что сдача готовой продукции из производства на склад в открытомакционерном обществе «Стройкерамика» оформляется приемосдаточными накладными,спецификациями, приемными актами и др. В этих документах указываются номер(шифр) цеха, сдающего готовую продукцию, номер склада-получателя, наименованиеи номенклатурный номер изделия, количество. Приемосдаточные накладные в ОАО«Стройкерамика» выписывают в двух экземплярах: один предназначен сдатчикуготовой продукции, другой передается на склад. Приходуемые на склад изделия в рассматриваемомв работе обществе измеряются, подсчитываются и взвешиваются (принеобходимости).
Приемосдаточные накладные подписываются представителямицеха-сдатчика, склада-получателя и службы технического контроля.
Выпуск готовой продукции из производства на склад оформляетсяв ОАО «Стройкерамика» ведомостью сдачи готовой продукции из цеха на склад, апри сдаче продукции заказчику (покупателю) непосредственно из цеха (минуясклад) или составляется акт приемки-сдачи. Приемосдаточный акт имеет типовуюформу, в которой отмечается, что готовые изделия прошли все стадиитехнологической обработки, соответствуют техническим условиям (требованиямзаказчика) и другие натуральные и стоимостные показатели выпущенной продукции.Если договором на изготовление продукции предусмотрено участие в приемкепредставителя заказчика, то его представитель также подписывает актприемки-сдачи готовых изделий.
Отгрузка (отпуск) готовой продукции в ОАО «Стройкерамика»производится по соответствующим распорядительным документам: это сертификат,накладная, приказ на отпуск (отгрузку) готовых изделий и др. Отгрузка (отпуск)готовой продукции покупателям осуществляется в соответствии с заключеннымидоговорами поставки, в которых определено наименование и количество по видампоставляемой продукции, способ отгрузки или самовывоз, размер партий, цена, покоторой реализуются отдельная продукция. В соответствии с договором поставкиорганизация-поставщик выписывает приказ-накладную, в которой объединяются двадокумента: приказ складу на отгрузку продукции и накладная на ее отпуск сосклада. Данные приказа на отпуск заполняют менеджеры, занимающиеся сбытомготовой продукции, а фактическое количество отпущенной продукции – материально-ответственноелицо, отпустившее продукцию. Подобранные партии готовой продукции передаютсяэкспедитору под расписку или сдаются на месте представителю покупателя (присамовывозе). Отправка груза оформляется транспортными накладными и квитанциямик ним. На основании этих документов составляют накладную на отпуск готовыхизделий. Железнодорожная накладная (или накладная водного транспорта)передается станции железной дороги (или пристани) вместе с грузом. Накладнаясопровождает груз в пути следования и вместе с ним выдается в пункте назначениягрузополучателю. Железнодорожная квитанция, выданная транспортной организациейв момент принятия груза к перевозке и оплаты тарифа, выдается грузоотправителюи служит основанием для выписки счета-фактуры и предъявления его к оплатепокупателю.
При транспортировке готовой продукции автомобильнымтранспортом поставщик выписывает товарно-транспортную накладную в несколькихэкземплярах. Первый экземпляр остается у грузоотправителя для списанияотпущенной продукции со склада и предъявления покупателю счета к оплате, второй– является сопроводительным документом, третий и четвертый – передаются вавтохозяйство. К товарно-транспортным накладным и приказам-накладнымприлагаются спецификации, в которых приводится подробный перечень отгруженнойпродукции и дается ее характеристика, технические паспорта на конкретныеизделия, сертификаты качества и другие документы, обусловленные договоромпоставки. Различают оперативный и бухгалтерский учет готовой продукции.Оперативный учет осуществляют работники сбытовой, коммерческой службы ОАО«Стройкерамика». Одновременно с целью усиления контроля за сохранностью ивыпуском изделий могут вести параллельный оперативный учет работникивыпускающих цехов. Бухгалтерский учет ведут работники бухгалтерских служб.
Составим рабочий документ № 1, выявляющий наличие и правильностьоформления подтверждающих документов по сдаче готовой продукции.
Таблица 7
Рабочий документ № 1Наименование готовой продукции По ведомости сдачи готовой продукции из цеха на склад По приемосдаточной накладной Отклонения (+,-) Дата Сумма, тыс. руб. Дата Сумма, тыс. руб. Кирпич керамический 02.12.2008 г. 109873,23 02.12.2008 г. 109873,23 - Песок строительный 03.12.2008 г. 39876,78 03.12.2008 г. 39876,78 - Кирпич керамический 15.12.2008 г. 89765,58 15.12.2008 г. 89765,58 - Кирпич керамический 17.12.2008 г. 24379,32 17.12.2008 г. 24379,32 -
Таким образом, в ходе проверки наличия и правильностиоформления подтверждающих документов по сдаче готовой продукции отклоненийвыявлено не было.
Важным этапом проверкиявляется проверка своевременности и полноты оприходования готовой продукции поколичеству и стоимости.
При проверке полнотыоприходования готовой продукции аудитору необходимо установить:
·  создана ли на предприятии комиссия поприемке готовой продукции;
·  как на предприятии налажен контрольза состоянием принимаемой готовой продукции;
·  и др.
Одновременно проверяетсясвоевременность оприходования поступившей готовой продукции, правильностьотражения этих операций в бухгалтерском учете. Для чего необходимо сопоставитьдаты, указанные в первичных документах, с датами отражения этих операций всоответствующей машинограмме.
Несвоевременноеоприходование готовой продукции влечет за собой неверное исчислениесебестоимости, что приводит к неправильной уплате налогов.
Для проведенияаудиторской процедуры по проверке своевременности и полноты оприходования готовойпродукции составляется следующий рабочий документ.
Документ, выявляющий полноту оприходования на склад готовойпродукции по количеству и стоимости, представим в таблице 8.
Таблица 8
Рабочий документ № 2Наименование готовой продукции По ведомости сдачи готовой продукции из цеха на склад По приемосдаточной накладной Дата оприходования готовой продукции в регистрах бухгалтерского учета Отклонения Дата Количество Сумма, тыс. руб. Дата Количество Сумма, тыс. руб. Кирпич керамический, тыс. шт. 02.12.2008 г. 1121 109873,23 02.12.2008 г. 1121 109873,23 02.12.2008 г. - Песок строительный, кг 03.12.2008 г. 1994 39876,78 03.12.2008 г. 1994 39876,78 03.12.2008 г. - Кирпич керамический, тыс. шт. 15.12.2008 г. 925 89765,58 15.12.2008 г. 925 89765,58 15.12.2008 г. - Кирпич кера-мический, кг 17.12.2008 г. 1262 24379,32 17.12.2008 г. 1262 24379,32 17.12.2008 г. -

Таким образом, в ходе проверки полноты оприходования на складготовой продукции по количеству и стоимости отклонений выявлено не было.
В ОАО «Стройкерамика» синтетический учет готовой продукции,выпущенной из производства, организуется на счете 43 «Готовая продукция» безиспользования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
В.ходе аудита выявлено, что для учета движения готовойпродукции рассматриваемая организация использует только счет 43 «Готоваяпродукция», при оприходовании ее на склад выполняется следующаякорреспонденция:
Д-т сч. 43 «Готовая продукция»
К-т сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательныепроизводства», по фактической производственной себестоимости.
Проверку правильности определения оценки готовой продукциипредставим в рабочем документе № 3.
Таблица 9
Рабочий документ № 3№ документа По первичному документу По данным бухгалтерского учета По данным проверки Сумма, тыс. руб. Сумма, тыс. руб. Сумма, тыс. руб.
1. Ведомость № 1136
2. Ведомость № 1157
3. Ведомость № 1245
1000
3093,22
66,95
1000
3093,22
66,95
1000
3093,22
66,95
При помощи таблицы 9, выявлено, что в пределах выборкиотклонений в правильности определения оценки готовой продукции нарассматриваемом предприятии нет.
Отпуск готовой продукции покупателям оформляется накладными.В качестве типовой формы накладной используется форма № М-15 «Накладная наотпуск материалов на сторону».
Основанием для выписки накладных являются распоряженияруководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор спокупателем (заказчиком).
В открытом акционерном обществе накладные формы М-15выписываются на складе или в отделе сбыта в четырех экземплярах и передаются вбухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовойпродукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.
Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются в отделсбыта (или другое аналогичное подразделение организации). Один экземплярнакладной передается кладовщику (или другому материально ответственному лицу),второй служит основанием для выписки счета-фактуры, третий и четвертыйпередаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладнойполучатель обязан расписаться в получении продукции.
При вывозе продукции через пропускной пункт один экземплярнакладной (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передаетсяполучателю в качестве сопроводительного документа на груз.
Служба охраны записывает накладные в журнал регистрациигрузов и затем передает их в бухгалтерию по описи, где делают отметки о вывозев журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции.
Счета-фактуры выписываются в двух экземплярах: первыйэкземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции высылается илипередается покупателе, а второй остается у организации-поставщика для отраженияв книге продаж и начисления НДС.
Аналитический учет посчету 43 «Готовая продукция» в ОАО «Стройкерамика» ведется по видам готовойпродукции и по местам хранения. Аналитический учет отдельных видов готовойпродукции ведут по учетным ценам с выделением отклонений по фактическойсебестоимости от стоимости готовой продукции по учетным ценам.
Аудит организации бухгалтерского учета отгрузки ипродажи готовой продукции был проведен по направлениям:
-изучениеучетной политики
-контрольправильности организации учета списания готовой продукции;
-проверкаправомерности распределения расходов на продажу счета 44 «Расходы на продажу»по видам продукции;
— анализ операций по реализации, в который была включена проверка достоверностиотражения сумм фактической себестоимости отгруженной продукции на основанииданных аналитического учета и первичных документов складского учета иправильности (своевременности) отражения суммы выручки за отгруженную продукциюна счете 90 «Продажи» на основании первичных документов.
Методотражения выручки для целей налогообложения определен учетной политикой ОАО«Стройкерамика». Для целей налогообложения выручка отражается в следующемпорядке:
— вцелях налогообложения НДС по мере оплаты покупателями продукции, товаров,работ, услуг. Согласно НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращениевстречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) передналогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей)этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг), за исключением прекращениявстречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственноговекселя. Оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признаются:
1) поступление денежных средств на счетаналогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или вкассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента);
2)прекращение обязательства зачетом;
3)передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основаниидоговора или в соответствии с законом.
Вслучаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходитпередача права собственности на этот товар, такая передача права собственностиприравнивается к его реализации.
Проданнаяпродукция в течение месяца учитывается в рассматриваемом обществе по фактическойсебестоимости.
Вбухгалтерском учете фактическая себестоимость отгруженной продукции отражаетсяпроводкой
Дебетсч. 90/2 Кредит сч. 43 – списана на продажу отгруженная покупателям готоваяпродукция.
Входе аудита было проверено:
— правильность включения затрат в состав общехозяйственных расходов;
— правильность ведения аналитического учета по счету 26 «Общехозяйственныерасходы» и ведомости;
— соответствие записей синтетического и аналитического учета записям в Главнойкниге (при журнально-ордерной форме учета) и балансе
Насчете 44 «Расходы на продажу» в течение месяца собираются все расходы связанныес реализацией (сбытом) продукции, где отражаются расходы: на тару и упаковкуизделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию(пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другиетранспортные средства; на комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемыесбытовым и другим посредническим предприятиям; на содержание помещений дляхранения продукции в местах ее реализации и оплату труда продавцам на сельскохозяйственныхпредприятиях; на рекламу; другие аналогичные по назначению расходы. Накопленныена счете 44 расходы на продажу, списываются в дебет счета 90/2 «Себестоимостьпродукции».
Входе аудита было проверена:
— правильность включения затрат в состав расходов на продажу;
— соблюдение основных положений по учету тары на предприятиях, а именно:правильное и своевременное документальное отражение операций по заготовлению,поступлению и отпуску тары на складах, в цехах, участках и других местах еехранения;
— правильность ведения аналитического учета по счету 44 «Расходы на продажу» иведомости;
— правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с тарой;
— правильность отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций илиопераций, осуществляемых на бартерной основе;
— соответствие записей синтетического и аналитического учета записям в Главнойкниге (при журнально-ордерной форме учета) и балансе.
Напредприятии ведется аналитический учет поступающей выручки. Выручка учитываетсяпо видам реализации в разрезе покупателей, от которых она поступает.
Проверкуправильности учетных записей по выпуску готовой продукции выполним при помощирабочего документа № 4.
Втаблице 10 представим рабочий документ – контроль организации бухгалтерскогоучета выпуска и реализации готовой продукции в ОАО «Стройкерамика».

Таблица 10
Рабочий документ № 4Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Сумма по данным бух. учета тыс. руб. Сумма по расчету проверки тыс. руб. Отклонения Характер нарушений Дебет Кредит 1 2 3 4 5 6 7 Учет готовой продукции ведется по фактической себестоимости на счете 43 «Готовая продукция» без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» Отражена фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции 43 20 72921 72921 - Нарушений не выявлено Учет продажи готовой продукции по мере ее отгрузки
Отражена выручка от продажи готовой продукции
Отражена сумма НДС по отгруженной продукции
Поступила выручка на расчетный счет
Списаны расходы на продажу
Отражен результат от продажи готовой продукции
— прибыль
62
90-3
51
90-2
90-9
90-1
«Выручка»
68
62
44
99
85320
13014
85320
310
9075
85320
13014
85320
310
9075
-
-
-
-
-
Нарушений не выявлено
Нарушений не выявлено
Нарушений не выявлено
Нарушений не выявлено
Нарушений не выявлено
В процессе контролянеобходимо также установить достоверность сумм аналитического и синтетическогоучета по счетам, отражающим движение готовой продукции, на основании первичныхучетных документов. С этой целью суммы, отраженные в первичном документе,сопоставляются с данными регистров аналитического и синтетического учета поанализируемому счету за определенный период.
Входе проведения выборочной аудиторской проверки расхождений между выручкой, отраженнойв бухгалтерском учете, и заключенными договорами не выявлено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аудитпредставляет собой независимую экспертизу и анализ публичной финансовойотчетности хозяйственного субъекта уполномоченными на то лицами (аудиторами)или фирмой с целью определения ее достоверности, полноты, реальности исоответствия действующему законодательству и требованиям, предъявленным кведению бухгалтерского учета и состоянию финансовой отчетности.
Главная цель аудиторской проверки деятельностиэкономических субъектов предпринимательства заключается в выражении мнения одостоверности показателей их бухгалтерских (финансовых) отчетов. Поддостоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской)отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ееданных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности,финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся наэтих выводах обоснованные решения. Одной из задач аудиторской проверки являетсятакже установление соответствия совершенных экономическим субъектомфинансово-хозяйственных операций действующему законодательству.
Цельпроверки выпуска и продажи готовой продукции заключается в объективной оценкеполноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетностипоказателей данного раздела: выручки от продажи, себестоимости проданнойпродукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) отпродажи.
Входе проведения внутреннего аудита на рассматриваемом предприятии отклонений вотношении такого участка как учет выпуска и реализации продукции выявлено небыло.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации. – М: ЭКМОС, 2008.
2. Налоговый кодексРФ от 05.08.00 № 117 – ФЗ принят Государственной Думой 19.07.00 (в ред. от09.03.2010)
3. Федеральный закон«Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 113-ФЗ
4. Федеральный закон«О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ
5. План счетовбухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утв.Приказом Минфина № 94н от 31.10.2000)
6. Положение поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.98г. № 34н (в редакции от 26.03.2007г. № 26н)
7. Положение побухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 от 6 октября2008 г. N 106н (в редакции от 11.03.2009 N 22н)
8. Приказ Минфина от13.06.95 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имуществаи финансовых обязательств»
9. Барышников, Н.П.Практикум внутреннего и внешнего аудита/ Н.П. Барышников. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Филинъ, 2006. – 792 с.
10.  Богатая, И.Н. Аудит: Учебное пособие/И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. –544 с.
11.  Данилевский, Ю.А. Аудит: Учеб.пособие/ Ю.А. Данилевский, С.М. Шапигузов, Н.А. Ремизов, Е.В. Старовойтова. –М.: ИПК ФБК-пресс, 2006. – 428 с.
12.  Лабынцев, Н.Т. Стандарты аудиторскойдеятельности: Учеб. Пособие/ Н.Т. Лабынцев. – М.: Приор, 2006. – 212 с.
13.  Лабынцев, Н.Т. Аудит: теория ипрактика: Учеб. пособие/ Н.Т. Лабынцев, О.В. Ковалева. – М.: Приор, 2008. – 423с.
14. Макальская, М.Л. Основы аудита/М.Л. Макальская, М.В. Мельник, Н.А. Пирожкова. – М.: Дело и сервис, 2006. – 458с.
15. Макарова, Л.Г. Методологическиеаспекты разработки внутренних стандартов аудиторских организаций: Монография/Л.Г. Макарова. – Н.Новгород: НГУ, 2008. – 269.
16. Мельник, М.В. Аудит: Учебник/ Подред. М.В. Мельник. – М.: Экономистъ, 2005. – 282 с.
17.  Овсийчук, М.Ф. Аудит. Организация.Методика проведения/ М.Ф. Овсийчук. – М.: Интелтех, 2006. – 389 с.
18. Подольский, В.И. Аудит: Учебникдля вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф.В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 583 с.
19. Поленова, С.Н. учет готовойпродукции: оценка, выпуск из производства, продажа / С.Н. Поленова // Все длябухгалтера, 2007, N 23.
20. Пупко, Г.М. Аудит и ревизия: Учеб.Пособие/ Г.М. Пупко. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 429 с.
21.  Терехов, А.А. Аудит/ А.А. Терехов. –М.: Финансы и статистика, 2002. – 436 с.
22.  Федеральные стандарты аудиторскойдеятельности. Комментарий Релизова Н.А. – М.: ФБК, 2005. – 423 с.
23. Шеремет, А.Д. Аудит: Учебник, 3-еизд., доп. и перераб./ А.Д. Шеремет, В.П. Суйц – М.: ИНФРА-М, 2002. – 442 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.