Контрольная работа
Дисциплина: “Управленческий анализ в отраслях”
На тему: “Анализ издержек обращения торгового
предприятия”
Содержание
Введение
1. Издержки, каккачественный показатель хозяйственной деятельности предприятия
2. Система показателейиздержек обращения
3. Факторы, влияющие насумму и уровень издержек обращения
Задача 1
Задача 2
Список используемойлитературы
Введение
предприятиеиздержка показатель
Издержкиобращения – это текущие расходы, связанные с движением товаров от производствадо потребителя. Издержками обращения называют выраженные в денежной формезатраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализациитоваров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли,транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров кпродаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управлениеторговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовойдеятельности.
Экономическийанализ издержек обращения позволяет выявить возможности более эффективногоиспользования материальных, трудовых, денежных ресурсов и тем самым повыситьэффективность торговой деятельности для укрепления конкурентоспособности.
Подходы кпроведению анализа издержек определяются учетной политикой. При этом задачипроведения анализа практически одинаковы, но глубина анализа, количестворассчитываемых показателей различаются.
При анализеиздержек обращения необходимо:
ü использоватьинформацию об издержках обращения данной организации и организаций конкурентов;
ü учитыватьизменение факторов внутренней и внешней среды, влияющих на затраты.
Изучениеиздержек обращения в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеетбольшое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность,так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособностьнаходятся во все большей зависимости от уровня затрат.
Правильнаяорганизация учета издержек обращения дает возможность выявить резервы ихснижения. Учет позволяет своевременно отражать затраты и контролировать ходвыполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых ифинансовых ресурсов. Чтобы усилить контроль за издержками обращения торговогопредприятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такойанализ помогает полнее вскрыть резервы сокращения издержек обращения,способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов, труда,основных фондов, топлива, энергии и материалов. Совершенствование учетаиздержек обращения ведет к более правильному отражению и в свою очередьотысканию дополнительных резервов их сокращения.
1. Издержки как качественный показательхозяйственной деятельности предприятия
Расходамипризнаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленныеналогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономическиоправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Поддокументально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденныедокументами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходамипризнаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществлениядеятельности, направленной на получение дохода. Все расходы включаются встоимость активов и относятся на счет прибылей и убытков.
В соответствиис ПБУ10/99 «Расходы организации» расходы организации в зависимости от иххарактера, условий осуществления и направлений деятельности организацийподразделяются на:
1) Расходы пообычным видам деятельности.
2) Операционныерасходы.
3) Внереализационныерасходы.
Расходами пообычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлениемпродукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такимирасходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнениемработ, оказанием услуг.
Расходы, связанные с производством и реализацией,включают в себя:
ü расходы, связанные сизготовлением, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказаниемуслуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественныхправ);
ü расходы на содержание иэксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иногоимущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;
ü расходы на освоениеприродных ресурсов;
ü расходы на научныеисследования и опытно-конструкторские разработки;
ü расходы на обязательное идобровольное страхование;
ü прочие расходы, связанныес производством и (или) реализацией.
Расходы, связанные с производством и реализацией,подразделяются:
ü материальные расходы;
ü расходы на оплату труда;
ü отчисления на социальныенужды;
ü суммы начисленнойамортизации;
ü прочие расходы.
К материальным расходам относятся следующиерасходы:
ü на приобретение сырья и(или) материалов, используемых в производстве товаров и (или) образующих ихоснову либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров;
ü на приобретениематериалов, используемых: для упаковки и иной подготовки, произведенных и (или)реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку), и на другиепроизводственные и хозяйственные нужды;
ü на приобретениеинструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования,спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом;
ü на приобретениекомплектующих изделий, подтверждающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов,подвергающихся дополнительной обработке;
ü на приобретение работ иуслуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, атакже на выполнение этих работ структурными подразделениями;
ü связанные с содержанием иэксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.
В расходы на оплату труда включаются любыеначисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующиеначисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работыили условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы,связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормамизаконодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективнымидоговорами.
Отчисления на социальные нужды осуществляются поопределенным нормативам от фонда оплаты труда: ПФ, ФСС, ФОМС. Величина этихнормативом устанавливается в законодательном порядке.
По элементу «Суммы начисленной амортизации»отражаются суммы амортизационных отчислений, начисленные по амортизируемомуимуществу. К амортизируемому имуществу относится имущество, результатыинтеллектуальной деятельности и другие объекты интеллектуальной собственности,которые находятся у предприятия на праве собственности и используются им дляизвлечения дохода, стоимость которых погашается путем начисления амортизации.Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезногоиспользования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000рублей. Объектами амортизируемого имущества на предприятии признаются основныесредства и нематериальные активы. Сумма начисленных амортизационных отчисленийпо указанному имуществу определяется исходя из их стоимости, срока полезногоиспользования и способа начислений амортизационных отчислений.
К прочим расходам, связанным с производством иреализацией продукции, относятся следующие:
ü суммы налогов и сборов,начисленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ü арендные (лизинговые)платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
ü расходы на командировки;
ü расходы на содержаниеслужебного автотранспорта;
ü расходы на оплатуконсультационных, информационных и юридических услуг;
ü представительскиерасходы;
ü расходы на рекламу;
ü расходы на почтовые,телеграфные, телефонные услуги и другие
К операционным расходам относятся:
ü расходы, связанные спредоставлением за плату во временное пользование активов организации;
ü расходы, связанные сучастием в уставных капиталах др. организаций;
ü расходы, связанные спродажей, выбытием и прочим списанием основных фондов и иных активов, отличныхот денежных средств, товаров;
ü проценты, уплачиваемыеорганизацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов,займов);
ü расходы, связанные соплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
ü отчисления в оценочныерезервы;
ü прочие операционныерасходы.
К внереализационным расходам относятся:
ü штрафы, пени, неустойкиза нарушение условий договора;
ü возмещение причиненныхорганизацией убытков;
ü убытки прошлых лет,признанные в отчетном году;
ü суммы дебиторскойзадолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов,нереальных для взыскания;
ü курсовые разницы;
ü сумма уценки активов;
ü перечисление средств,связанных с благотворительной деятельностью;
ü расходы на осуществлениеспортивных мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичныхмероприятий;
ü прочие внереализационныерасходы.
Расходыорганизации в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса РФ в зависимости отхарактера, условий осуществления и направлений деятельности организацииподразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, ивнереализационные расходы.
Особоезначение для торговых организаций имеет изучение расходов на продажу (издержекобращения). Издержки обращения являются сложной экономической категорией,которая в стоимостной форме выражает затраты трудовых, материальных ифинансовых ресурсов на осуществление хозяйственной деятельности торговыхпредприятий.
Все расходы торговых предприятий в зависимости от экономическогосодержания затрачиваемых ресурсов делят на пять элементов и по конкретным видамзатрат выделяют отдельные статьи расходов на продажу.
Целью расходования средств, использования различных ресурсовявляется достижение высоких конечных результатов – определенного объема продажи необходимой прибыли. Поэтому очень важно постоянно учитывать зависимостьиздержек обращения от объема продаж. По этому признаку все расходы на продажуделят на две группы: постоянные и переменные.
Постоянные расходы на продажу представляют собой статьи затрат,которые в каждый данный момент не зависят непосредственно от величины иструктуры объема продаж. К ним относятся: расходы на аренду торговых единиц;амортизация основных фондов; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов;оплата труда работников по окладам или тарифным ставкам, на ремонт основныхсредств, на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря и др. Этииздержки обращения являются постоянными только в коротком периоде деятельности.Средние постоянные расходы (сумма постоянных расходов в расчете на 1 ед. объемапродаж, например, на 100 руб.) по мере роста объема продаж имеют тенденцию кснижению.
К остаточным расходам относится та часть постоянных затрат,которые имеют место на предприятии в период прекращения его деятельности пореализации товаров. К стартовым же издержкам обращения также относится частьпостоянных расходов, которые возникли в связи с возобновлением торговойдеятельности предприятия.
Перед торговыми предприятиями стоит задача обеспечить снижениевеличины постоянных расходов. Поэтому очень важно последовательно добиватьсяувеличения объема продаж, с тем, чтобы полностью загрузить мощности (торговыеплощади) и тем самым минимизировать постоянные затраты.
Переменными называются издержки обращения, величина которыхнаходится в непосредственной зависимости от объема и структуры продаж. К такимиздержкам обращения относятся: на перевозку товаров; затраты по упаковке иподработке товаров; расходы на рекламу; на представительские расходы; затратыпо оплате процентов за пользование займами; расходы на оплату труда работниковпо сдельным расценкам и др. Сущность этих расходов можно выразить и так: кпеременным относятся расходы, связанные с использованием производственных факторов,величина которых определяется изменениями объема реализации товаров (услуг).
Характер зависимости переменных расходов от объема продаж имеетразличную степень эластичности. В тех случаях, когда переменные расходы напродажу изменяются в одинаковых пропорциях с объемом оборота торговли, ихназывают пропорциональными расходами на продажу. Большая часть переменныхрасходов на продажу, при нормальных условиях хозяйствования, изменяется водинаковом направлении с изменениями объема оборота торговли, их называютдепрессивные.
Расходы, которые изменяются в относительно большей пропорции посравнению с оборотом торгового предприятия, получили название прогрессивныхпеременных издержек обращения.
Постоянные и переменные расходы составляют общую величину издержекобращения. Выделение в составе издержек обращения постоянных и переменных ихвидов является одним из основных принципов классификации, который позволяетобеспечить эффективное управление ими.
На практике перед предприятиями возникает вопрос об оценке эффективностипроцессов расширения или сокращения торговой деятельности. При его решенииважно уметь рассчитать величину прироста расходов в связи с расширениемэкономической деятельности или сокращения расходов при ее уменьшении. Указанныевиды расходов называются предельными. Предельные расходы представляют собойизменения величины общих расходов, происшедшие в результате изменения объемапродаж на одну единицу.
Предприятия определенное внимание должны уделять изучениюструктуры издержек обращения (доли постоянных и переменных расходов).
Издержки обращения характеризуют величину потребленных ресурсов.Они представляют собой перенесенную в процессе осуществления хозяйственнойдеятельности часть стоимости основных фондов, расходы, связанные сиспользованием оборотных средств и на использование рабочей силы.
Исходя из характера общественного труда и содержания экономическихпроцессов в сфере обращения все расходы очень часто делят на две группы:дополнительные и чистые. Деление расходов на продажу на дополнительные и чистыепозволяет правильно определить границы материального производства, глубжеисследовать процессы, происходящие в сфере обращения, и совершенствовать наэтой основе управление ими, определять резервы по экономии средств и повышениюэффективности функционирования торговой отрасли и экономики страны в целом.
К дополнительным относят затраты, связанные с движениемпотребительной стоимости, продолжением процессов производства в сфереобращения. Эти затраты являются дополнительными по отношению к сфере обращенияи в общественно необходимых размерах включаются в стоимость товара. При наличиинерациональных расходов их величина также включается в состав расходов.
Другая группа расходов связана со сменой форм стоимости и включаетрасходы по учету, на рекламу, затраты, связанные с кассовыми операциями, идругие эти расходы относят к чистым, вытекающим из сущности сферы обращения.Они не увеличивают стоимости товаров и возмещаются за счет чистого дохода,создаваемого в сфере материального производства и производительного труда всфере обращения.
Большое значение имеет распределение затрат по видам с точкизрения причин, повлекших эти затраты. С этих позиций их можно классифицироватьпо следующим группам: затраты на маркетинговые исследования и закупку товаров;общепроизводственные и административные затраты; затраты на сырье и материалы;затраты на энергию; затраты на персонал.
В отдельных случаях при группировке затрат выделяютамортизационные отчисления, затраты на риск, отчисления (различные налоги,страховка и т.п.) Имеются и другие признаки деления издержек обращения погруппам: на оперативные и расходы на содержание аппарата управления, прямые икосвенные и др.
Действующая в настоящее время на предприятиях оптовой, розничнойторговли и общественного питания номенклатура статей издержек обращенияопределена Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат,включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов напредприятиях торговли, утвержденных Комитетом по торговле и общественногопитания РФ от 25.04.1995 г. № 1-550/32-2 и включает следующие статьи издержекобращения:
1. Транспортныерасходы (оплата транспортных услуг организаций за перевозки, погрузке втранспортные средства и выгрузке из них; экспедиционных и других услуг;стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств, ихутепление; плату за временное хранение грузов в пределах нормативных сроков всоответствии с заключенными Договорами; за обслуживание подъездных путей искладов не общего пользования, включая плату железным дорогам согласнозаключенным с ними договорам).
2. Расходына оплату труда (затраты на оплату труда основного торгово-производственногоперсонала предприятия с учетом премий, стимулирующих и компенсационных выплат,затраты по оплате труда работников не списочного состава, занятых в основнойдеятельности).
3. Отчисленияна социальные нужды.
4. Расходына аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря(платежи за текущую аренду, коммунальные услуги, электроэнергию, обслуживание исодержание в чистоте помещений, уборку примыкающих к ним участков территории идр.).
5. Амортизацияосновных средств (амортизационные отчисления на полное восстановлениесобственных и арендованных производственных средств).
6. Расходына ремонт основных средств (проведение всех видов ремонта основныхпроизводственных средств, в том числе и арендованных).
7. Износсанитарной и специальной одежды столового белья, посуды, приборов, других МБП(затраты по использованию МБП, расходы по стирке и починки столового белья,санитарной и спальной одежды, обуви и др.).
8. Расходына топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд (стоимость различныхвидов топлива, израсходованных на технологические и иные производственныенужды).
9. расходына хранение, подработку, подсортировку и упаковку.
10. расходына рекламу (расходы на разработку, издание и распространение рекламных изделий,этикеток, упаковки, образцов выпускаемой продукции; на рекламные мероприятиячерез СМИ; участие в выставках, ярмарках; на оформление витрин, выставок-продажи на проведение других рекламных мероприятий, связанных с деятельностьюпредприятия).
11. затратыпо оплате процентов за пользование займом (платежи по процентам за кредитыбанков, затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков товаров, а такжедругие расходы по оплате процентов за пользование займами в порядке, установленномзаконодательством).
12. расходына тару (амортизация (износ) тары, расходы по ремонту и естественному износу,стоимость тары в результате ее естественного износа, разница между приемными исдаточными ценами на тару).
13. прочиерасходы (представительские и командировочные расходы, а также расходы будущихпериодов).
Расходы на рекламу, по оплате процентов за пользование займом и отдельныеэлементы прочих затрат относятся к нормируемым расходам. Также в торговыхпредприятиях нормируется естественная убыль при перевозке, хранении и продажетоваров и потери, которые неизбежны и обусловлены свойствами товаров и тары,особенностями их продажи.
К представительским расходам относятся: затраты по приему иобслуживанию представителей других предприятий включая иностранных, участвующихв переговорах с целью устранения или поддержания взаимовыгодного сотрудничествтакже участников, прибывших на заседания совета (правления) или другогоаналогичного органа предприятия, в том числе расходы, связанные с проведениемофициального приема.
Расходы на командировки списываются на издержки обращения в техслучаях, когда они связаны с хозяйственной деятельностью. К указанным расходамотносят проезд к месту назначения и обратно, наем жилого помещения, суточные завремя нахождения в командировке.
Расходы торгового предприятия, произведенные в отчетном периоде,но относящиеся к следующим (последующим) периодам, отражаются в издержкахобращения как расходы будущих периодов. В указанную статью затрат включаетсяарендная плата за аренду отдельных объектов основных фондов при предварительномперечислении, расходы по подписке на периодические издания для служебногопользования, расходы на рекламу и подготовку кадров, уплаченные вперед.
Система потребительской кооперации является много отраслевой иосуществляет торговую, производственную, заготовительную деятельность,общественное питание. Следовательно, она имеет свои особенности учета затрат. Всвязи с этим были разработаны и утверждены Центросоюзом РФ от 6 июня 1995 годаи согласованы с Минфином РФ от 13 июня 1995 года Методические рекомендации побухгалтерскому учету затрат включаемых в издержки обращения и производства, ифинансовых результатов на предприятиях потребительской кооперации. Данныеметодические рекомендации определяют единую учетную номенклатуру статейиздержек обращения и порядок формирования финансовых результатов дляорганизаций потребительской кооперации.
Издержки обращения в организациях потребительской кооперацииучитываются раздельно по каждому виду деятельности.
Согласно указанному нормативному акту к издержкам обращения вбухгалтерском учете относят:
ü в торговых организациях –расходы, связанные с покупкой, транспортировкой, хранением, подработкой,подсортировкой, упаковкой, рекламой и реализацией товаров;
ü в организацияхобщественного питания – расходы, связанные с покупкой, транспортировкой,хранением продуктов, производством собственной продукции (кроме затрат сырья,стоимость которого учитывается обособлено от издержек обращения), рекламой,продажей изделий собственного производства и покупных товаров, а также сорганизацией их потребления;
ü в заготовительныхорганизациях – расходы, связанные с закупкой сельскохозяйственной продукции исырья, их переработкой, транспортировкой, хранением, подработкой,подсортировкой, упаковкой, реализацией.
Таким образом, в издержки обращения включаются затраты, связанныес основной хозяйственной деятельностью торгового предприятия. Не учитываются всоставе издержек обращения затраты непроизводственного и капитальногохарактера, некоторые из которых должны производиться за счет прибыли торговогопредприятия, а вторые включаются в издержки обращения через амортизационныеотчисления.2. Системапоказателей издержек обращения предприятия
Важныминструментом управления текущими затратами торгового предприятия являетсясистема показателей издержек обращения, которая позволяет оценить издержки впроцессе экономического анализа.
Анализиздержек обращения рассматривается как один из основных элементов анализафинансовых результатов торгового предприятия. Необходимым условием полученияприбыли является определенная степень развития предприятия, при которойобеспечивается повышение выручки от реализации над текущими затратами. На этомэтапе отчетливо прослеживается взаимосвязь между текущими затратами, выручкойот реализации и прибылью.
Основнойцелью анализа издержек обращения, как основного элемента текущих затратторгового предприятия, является определение комплекса показателей, которыепозволят оценить роль издержек обращения в системе формирования финансовыхрезультатов торгового предприятия.
Для принятияуправленческих решений по поводу закупки и сбыта товаров, финансов, инвестиций,необходима постоянная деловая осведомленность, аналитическое прочтение исходныхданных в зависимости от цели анализа.
Основнымметодом экономического анализа издержек обращения является дедуктивный метод,т.е. от общих показателей к оценке факторов их формирующих.
Борьба зарациональное использование материальных трудовых и финансовых ресурсов в сферетоварного обращения требует правильной постановки учета, контроля и анализа.Этим определяются задачи анализа текущих затрат в торговле. В современныхусловиях основными задачами анализа издержек обращения являются:
ü анализвыполнения сметы издержек обращения в отчетном периоде;
ü изучениетенденций изменения издержек обращения за анализируемый период;
ü определениеосновных факторов, оказывающих влияние на сумму и уровень издержек обращения,оценка степени их воздействия;
ü изысканиерезервов экономии ресурсов предприятия при одновременном улучшении качественныхпоказателей его деятельности;
ü выявлениенерациональных расходов и потерь, разработка мер, направленных на ихликвидацию.
Информационноеобеспечение анализа издержек обращения связано, прежде всего, с бухгалтерскойотчетностью. В годовой и квартальной отчетности организаций потребительскойкооперации, осуществляющих торговую деятельность, предусмотрен «Отчет обиздержках обращения». В данном отчете отражаются абсолютные величины издержекобращения по основным статьям и в целом по организации.
Такимобразом, управление текущими затратами торгового предприятия требует наличияширокого круга информации, определенным образом обработанной и обобщенной.Исходя из этого, система показателей текущих затрат рассматривается какинструмент, посредством которого можно выявлять тенденции их изменения.
Под системойпоказателей издержек обращения понимается упорядоченное множествовзаимосвязанных и взаимосогласованных показателей.
Вэкономической работе применяется множество показателей издержек обращения,каждый из которых несет свою информационно-аналитическую нагрузку. Но ни одиниз них не может в полной мере отразить все аспекты управления ими. Именно вэтой связи в экономической работе необходима система показателей издержекобращения.
Средиважнейших показателей выделяются следующие группы:
ü Абсолютныепоказатели.
ü Относительныепоказатели.
ü Структурныепоказатели.
ü Предельныепоказатели.
ü Индексныепоказатели.
Издержкиобращения могут быть выражены как абсолютной суммой, так и относительнымпоказателем – уровнем издержек обращения, выраженным в процентах к оборотурозничной торговли.
Абсолютныйпоказатель издержек обращения характеризует общую сумму расходов предприятия заопределенный период. К абсолютным показателям относятся сумма издержекобращения, себестоимость торговой деятельности (СТД), которые рассчитываются поформулам:
И=Ипост.+Ипер. (1)
где: И –сумма издержек обращения, руб.
Ипост.– сумма постоянных издержек обращения, руб.
Ипер.– сумма переменных издержек обращения, руб.
И=МЗ+ФЗП (2)
где: МЗ –материальные затраты, руб.
ФЗП – затратына оплату труда, руб.
СТД=Зт+И (3)
где: Зт– затраты на покупку товаров, руб.
Однако этотпоказатель не дает представления о результате, полученном на каждый рубльзатрат, т.е. об эффективности произведенных расходов.
Уровеньиздержек обращения (УИ) характеризует издержкоемкость осуществленияторговой деятельности.
/> (4)
Онрассчитывается как на весь объем деятельности предприятия, так и по отдельнымтоварным группам. Также рассчитывается уровень постоянных (Упост.) ипеременных (Упер.) издержек обращения, уровень затратности основныхфондов (УИоф), оборотных средств (УИос), труда (УИфзп)и ресурсов в совокупности (УИр). Уровень издержек обращениязначительно колеблется по регионам и типам торговых предприятий, чтообусловлено особенностями покупательной способности населения, развитияпроизводства товаров, транспортных коммуникаций, условиями товароснабженияторговой сети, объемом и структурой оборота розничной торговли.
Дляхарактеристики результативности затрат и их эффективности применяетсяпоказатель рентабельность издержек обращения (РИ).
/> (5)
Экономическийсмысл показателя издержкоотдачи заключается в том, что он характеризует объемдеятельности, полученного на 100 рублей произведенных затрат. Рентабельностьиздержек обращения показывает сумму прибыли, полученную на 100 рублейпроизведенных затрат.
Уровеньиздержек обращения должен соответствовать их оптимальному размеру и структуре.Не всегда снижение суммы издержек обращения ведет к положительному результату.Для оценки абсолютного прироста суммы издержек обращения используется формула:
/> (6)
где: ∆И– сумма абсолютной экономии издержек обращения, руб.
И1,И0– сумма издержек обращения отчетного и базисного года, руб.
Расчетабсолютной суммы издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительнойэкономии (перерасхода). Для определения относительного отклонения следуетскорректировать базисное значение издержек обращения на оборот розничнойторговли отчетного года.
Суммаотносительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собойразницу между издержками отчетного года и базисными издержками,скорректированными на фактический объем оборота. Но исходя из того, чтоиздержки обращения в своем составе неоднородны и представляют совокупностьпостоянных и переменных издержек, следует учитывать их условное деление.
Используяметод сравнения, издержки обращения за анализируемый год следует сопоставлять сданными за более длительный период, для того чтобы выяснить их динамику иустановить темп изменения.
/> (7)
где: Тпр.– среднегодовой темп изменения суммы издержек обращения;
Иn – сумма издержекобращения последнего года, руб.;
Иm – сумма издержекобращения первого года, руб.;
n – количество лет ванализируемом периоде.
К структурнымпоказателям относятся доля переменных (Дпер.) и постоянных (Дпост.)издержек в общей сумме издержек обращения, доля i-ой статьи расходов вобщей сумме издержек обращения (Дi) и доля издержек обращения в себестоимоститорговой деятельности (ДИ).
Предельныепоказатели определяются по формуле
/> (8)
где: ПРИ –предельные издержки, руб./ед.;
Иn – сумма издержек n-го периода, руб.;
Иn-1 – сумма издержекпредшествующего периода, руб.;
Оn – оборот розничнойторговли n-гопериода, ед.;
On-1 – оборот розничнойторговли предшествующего периода, ед.
Припроведении анализа издержек обращения определяются индексы суммы и уровняиздержек обращения. Изменение суммы издержек обращения оценивается индексомсуммы издержек (In).
/> (9)
Рост издержекобращения является экономически оправданным, когда он связан с повышениемкачества обслуживания, направлен на ускорение оборачиваемости товаров,совершенствование товародвижения и ведет к росту объема деятельности иувеличению доли рынка, завоеванной предприятием. Для оценки динамики издержекобращения целесообразно использовать индекс уровня издержек обращения (Iу)
/> (10)
где: Уn – уровень издержек n-го периода, %;
Уn-1 – уровень издержекпредшествующего периода, %
В результатетрансформации данного индекса в экономическом анализе и при прогнозированиииздержек может быть использована мультипликативная модель динамики издержекобращения следующего вида.
IИ=Iу*IО (11)
где: IО – индекс роста оборотарозничной торговли;
IИ – индекс роста издержекобращения.
Стратегическаямодель управления издержками, направленная на их оптимизацию, предусматриваетнеобходимость обеспечения следующей пропорции в темпах роста прибыли, оборотарозничной торговли и затрат.
IП >IО >IИ (12)
где: IП – индекс роста прибыли.
Только такоесоотношение важнейших экономических показателей обеспечит снижение уровняиздержек обращения и повышение эффективности их использования за счетувеличения их отдачи и прибыли на каждые 100 рублей затрат.
Также киндексным показателям издержек обращения относится темп изменения уровняиздержек (Ту), который определяется по формуле
/> (13)
Такимобразом, при анализе и планировании издержек торговым предприятием необходимопользоваться показателями абсолютной суммы и уровня издержек обращения пообщему уровню и отдельным статьям.3. Факторы, влияющие на сумму и уровеньиздержек обращения
На издержки обращения оказывают влияние различные объективные исубъективные факторы. Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Онидействуют одновременно как в сторону снижения издержек, так и в сторону ихповышения. При этом одни факторы являются специфическими и оказывают влияние наиздержки обращения в отдельных подотраслях, торговых системах, звеньяхтоваропроводящей сети или на отдельные статьи издержек, другие же факторыявляются общими и влияют на издержки обращения всех звеньев торговли, на всеили многие статьи издержек обращения.
Из них наиболее значимыми являются:
ü изменение объема, составаи структуры оборота розничной торговли;
ü изменение тарифов иставок за услуги сторонних организаций;
ü изменение уровнярозничных цен, цен на материальные ресурсы;
ü изменение времени искорости товарного обращения;
ü изменение состава иэффективности использования материально-технической базы;
ü изменениепроизводительности труда работников.
Следовательно, на уровень издержек обращения влияют различныефакторы: и не зависящие, и зависящие от деятельности предприятия.
К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относится впервую очередь фактор цен. Повышение или снижение розничных цен на товарысоответственно влияет на абсолютную величину оборота розничной торговли, а,следовательно, и на относительный уровень издержек обращения. Изменения оптовыхцен на хозяйственные материалы, тарифов на перевозки, арендных ставок,процентов за кредит и др. сопровождаются, как правило, изменением издержекобращения в целом и по статьям. На уровень издержек обращения влияютравномерность завоза товаров, выполнение договоров поставки и ряд другихфакторов внешнего характера.
К факторам, зависящим от предприятия, относятся факторы,обуславливаемые деятельностью самого предприятия. Рациональное использованиевыделенных основных и оборотных средств, изучение покупательского спроса иконъюнктуры рынка, соблюдение кредитной и финансовой дисциплины, повышениепроизводительности труда, выбор форм обслуживания покупателей – все эти инекоторые другие факторы внутреннего порядка будут благоприятно влиять навеличину издержек обращения.
Степень реагирования издержек на изменения объема деятельностиможет быть определена с помощью коэффициента эластичности издержек обращения отоборота розничной торговли (КЭ). Однако при его использованииследует принимать во внимание систему дополнительных показателей, так как этотпоказатель не учитывает фактор неоднородности издержек обращения. В условияхвысоких темпов инфляции, он может быть интерпретирован как степень реагированиязатрат в целом на изменение суммы оборота розничной торговли.
/> (14)
где: /> – изменение издержек обращения,%;
/> – изменение оборота розничнойторговли, %.
При этом необходимо учитывать, что статьи и элементы затрат,взятые обособленно, зависят от оборота розничной торговли не одинаково. Так,для постоянных издержек этот коэффициент будет равен нулю. Следовательно, ростоборота розничной торговли может сопровождаться увеличением абсолютной величиныне всех издержек обращения, а только переменной их части (уровень переменныхиздержек при этом не изменяется). Повышение суммы постоянных расходовизменением объема деятельности объяснять, естественно, нельзя.
Таким образом, рост оборота розничной торговли сопровождаетсяувеличением абсолютной величины издержек обращения, однако их уровень будетснижаться; уменьшение оборота розничной торговли, хотя и сопровождаетсянекоторым сокращением суммы издержек, их уровень повышается.
/> (15)
где: /> – изменение уровня издержекобращения под влиянием изменения оборота розничной торговли, процентныхпунктов;
/> – сумма условно-постоянныхрасходов базисно периода, руб.;
О1, О0– оборот розничной торговли отчетногои базисного периода соответственно, руб.;
Для определения влияния изменения оборота рознично торговли насумму издержек обращения нужно пересчитать сумму переменных расходов базисногопериода с учетом оборота розничной торговли отчетного периода.
/> (16)
где: /> – уровень условно-переменныхиздержек базисного периода, %;
/> – сумма условно-переменныхиздержек базисного периода, руб.
Измерять зависимость уровня издержек обращения от объемадеятельности рекомендуется и с использованием методакорреляционно-регрессионного анализа.
Весьма существенное влияние на издержки обращения оказываетструктура оборота розничной торговли. На торговом предприятии изменениеструктуры оборота может влиять на издержки обращения как в сторону их снижения,так и в сторону повышения. Издержкоемкость различных товаров неодинакова, чтообусловлено их физическими и экономическими свойствами, различиями в спросе ипредложении. Эти различия сказываются на уровне цен конкретных товаров,(издержки обращения являются элементом торговой надбавки) и на среднем уровнеиздержек обращения (так как он зависит от структуры оборота). Однако в практикеанализа влияние структуры оборота на издержки обращения не выявляется.Отсутствие возможности элиминировать и измерить влияние структуры оборотарозничной торговли на уровень издержек обращения ведет к тому, что отчетныйуровень расходов одного и того же предприятия даже за смежные периодынесопоставим.
Уровень издержек обращения отдельных товаров можно определитьрасчетным путем, распределяя все расходы на конкретные товары пропорциональноструктуре продажи. Однако эта методика достаточно спорна, так как возникаетвопрос, что принимать за базу распределения физический объем товаров или ихстоимость. Современный учет не имеет для реализации этой методикиинформационной базы.
Влияние структурных сдвигов оборота розничной торговли на уровеньиздержек обращения устанавливается с использованием метода цепной подстановки,способа разниц и процентных чисел. Вычисляют скорректированный уровень издержекобращения, проводят анализ методом цепной подстановки по следующей формуле.
/> (17)
где: /> – скорректированный уровеньиздержек обращения, %;
/> – отчетный удельный вес i-й товарной группы вобороте розничной торговле, %;
/> – базисный уровень издержекобращения i-йтоварной группы, %;
i – товарная группа, i=1,2, 3,..., n.
Применяя способ разниц, можно определить величину влиянияструктурных сдвигов на приращение уровня издержек обращения.
/> (18)
где: /> – изменение уровня издержекобращения под влиянием изменения структуры оборота розничной торговли, %;
/> – изменение удельного веса i-й товарной группы вобороте розничной торговли, %.
Для сопоставимости данных в ходе анализа необходимо выявитьвлияние изменения различных цен на товары. Изменение розничных цен влияет,прежде всего, на изменение уровня издержек обращения. Изменение розничных ценна сумму затрат по некоторым статьями издержек обращения не оказывает влияния,но их уровень снижается с ростом цен. Этот вывод относится к тем расходам,сумма которых не находится в непосредственной зависимости от изменения оборотарозничной торговли (условно-постоянные), а также к расходам на перевозку,подработку и фасовку товаров, на тару.
При расчете влияния изменения розничных цен следует также учесть,что некоторые статьи издержек обращения зависят только от суммы оборотарозничной торговли, а не от его физического объема. К ним относят отчисления вфонд подготовки кадров, расходы по кредиту, страхованию. При изменениирозничных цен изменяется в одном направлении, как оборот розничной торговли,так и сумма этих статей издержек обращения, поэтому остается неизменным ихуровень.
При анализе динамики пересчет уровня издержек обращения отчетногогода к обороту в сопоставимых ценах производят по тем статьям, абсолютная суммакоторых не зависит от изменения розничных цен.
/> (19)
где: /> – изменение уровня издержекобращения под влияние изменения цен, %;
/> – сумма независимых от изменениярозничных цен издержек обращения отчетного года, руб.;
/> – оборот розничной торговли всопоставимых ценах, руб.
Помимо вышерассмотренных факторов, на уровень издержек обращенияпредприятия влияет ряд других факторов.
Ускорение оборачиваемости товаров оказывает влияние на статьииздержек обращения, связанные с формированием и хранением товарных запасов.Изменение оборачиваемости товаров оказывает двоякое действие на издержкиобращения: замедление оборачиваемости вызывает увеличение издержек, а ускорение– их уменьшение. Так, ускорение оборачиваемости на один день приведет к высвобождениюсредств в размере однодневного оборота, к сокращению на эту сумму потребности вкредите и вследствие этого к экономии затрат по оплате процентов за пользованиезаймом.
Изменение производительности труда влияет на объем деятельности ичерез него на уровень издержек обращения. Затраты на оплату труда ворганизациях потребительской кооперации занимают среди всех издержек обращенияосновное место. Если при этом рост производительности труда опережает ростсредней заработной платы, то обеспечивается относительная экономия затрат наоплату труда. Снижение этих расходов их экономное использование являетсязначительным резерве снижения уровня расходов на оплату труда, а значит, иобщего уровня издержек обращения.
/>, (20)
где: Уз/п – уровень расходов на оплату труда, %;
ФЗП – фонд заработной платы, руб.;
О – оборот розничной торговли, руб.
Снижение расходов на оплату труда достигается при выполненииследующих условий.
ТпрО>Тпрфзп, (21)
Тпрпт>ТпрЗ/п, (22)
где: ТпрО – темп прироста оборота розничной торговли,%;
Тпрфзп – темп прироста фонда заработной платы, %;
Тпрпт – темп прироста производительности труда, %;
ТпрЗ/п – темп прироста средней заработной платы, %.
Рационализация товародвижения является важным фактором сниженияуровня издержек обращения. Сокращение звенности движения товаров, доставкатоваров непосредственно в розничную торговую сеть обуславливают снижение транспортныхрасходов, товарных потерь и других расходов.
Влияние звенности товародвижения определяется путем расчетаизлишнего завоза (недовоза) товаров.
/> (23)
где: Из – сумма излишнего завоза (недовоза) товаров,руб.;
/> – коэффициент звенноститовародвижения отчетного и базисного периодов соответственно, %.
Затем рассчитывается сумма дополнительных затрат (или ихсокращение) по переменным статьям издержек по следующей формуле
/> (24)
где: Здоп. – сумма дополнительных затрат (+) или ихсокращение (-), руб.;
Упер.1 – уровень переменных расходов отчетного периода,%.
Отклонение в уровне издержек обращения за счет изменения звенноститовародвижения определяется как процентное отношение суммы дополнительныхзатрат или их снижения и оборота розничной торговли.
/> (25)
где: /> – изменение уровня издержекобращения под влиянием изменения звенности товародвижения, %.
Торговые предприятия пользуются услугами транспортных,коммунальных, ремонтных и многих других предприятий. Поэтому к независящим отторговли факторам, влияющим на уровень издержек обращения, относится изменениетарифов и ставок за предоставляемые услуги. Без учета индекса этих тарифовнельзя сделать экономически обоснованные выводы о действительной динамикеиздержек обращения по статьям, дать правильную оценку происходившим изменениямв составе расходов. Отсюда следует, что сумма издержек обращения по статьям,связанным с оплатой услуг и материальным потреблением, зависит от двух условий.Во-первых, от количественного выражения этих услуг (объема перевозимых товаров,площади арендуемых помещений и т.п.), а во-вторых, от уровня тарифов напредоставляемые услуги и цен на материалы. В процессе анализа необходимоустановить, в результате каких из этих условий изменились издержки обращения.
Издержки обращения, представляя собой обособившуюся частьстоимости, создаваемую в хозяйственном процессе – категория объективная. Онивключают в себя затраты живого и овеществленного труда, что следует учитыватьпри проведении факторного анализа издержек обращения.
Первый показатель – фондовооруженность труда – представляет собойотношение примененных основных фондов примененной среднесписочной численностиработников.
/> (26)
где: ФВ – фондовооруженность труда, руб./чел.;
ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;
Ч – среднесписочная численность работников, чел.
Второй показатель – стоимостное строение торговой деятельности(ТД) – это отношение потребленных материальных затрат к потребленной величинезатрат на оплату труда.
/> (27)
где: МЗ – сумма материальных затрат, тыс. руб.;
ФЗП – фонд заработной платы, руб.
Третий показатель – органическое строение торговой деятельности(ТД') – выражает отношение примененных основных фондов к потребленному фондузаработной платы.
/> (28)
Производительность труда является функцией фондовооруженности ифондоотдачи по хозрасчетному доходу.
ПТ=ФВ*ФО (29)
где: ФО – фондоотдача, руб.
При этом фондоотдачу является результативным показателемдеятельности предприятия.
/> (30)
где: П – прибыль предприятия, руб.;
РФЗП – норма чистого дохода (рентабельность фондазаработной платы).
Таким образом, издержки обращения прямо пропорциональныфондовооруженности труда, норме чистого дохода, средней оборачиваемостиосновных фондов, фонду заработной платы и обратно пропорциональныпроизводительности труда.
Зависимость издержек обращения от стоимостного строения торговойдеятельности проявляется в равенстве следующего вида.
/> (31)
Показатель, характеризующий отношение потребленных овеществленныхресурсов ко всем потребленным ресурсам определяется по следующей формуле.
/> (32)
где: К – коэффициент, характеризующий отношение потребленныховеществленных ресурсов ко всем потребленных ресурсам.
Отношение потребленных ресурсов живого труда ко всем потребленнымресурсам рассчитывается следующим образом.
/> (33)
где Е – коэффициент, характеризующий отношение потребленныхресурсов живого труда ко всем потребленным ресурсам. При этом К + Е = 1.
В процессе анализа издержек обращения уделяется также вниманиевзаимосвязи затрат живого и овеществленного труда (И) с величиной используемыхосновных фондов, что непосредственно связано с их оборачиваемостью (n), которая определяетсяпо формуле:
/> (34)
Из формулы следует, что экономия примененных ресурсов прошлоготруда предпочтительнее экономии потребленных ресурсов, поскольку при такомсоотношении ускоряется оборачиваемость фондов и растет производительностьтруда.
На уровеньиздержек обращения влияют и другие факторы: состояние материально-техническойбазы, финансовое состояние, производительность труда. Опережающие темпы ростапроизводительности труда против темпов роста средней заработной платыработников ведут к снижению уровня расходов на оплату труда.
Задача 1
Проанализировать себестоимость строительно-монтажных работ постатьям затрат:
Определить:
1. Отсутствующие в таблицепоказатели.
2. Размер снижения(повышения) себестоимости строительно-монтажных работ по статьям затрат иучастие каждой из них в общем снижении (повышении) себестоимости.
Написать вывод.
Таблица 1
(тыс. руб.)Статьи затрат Плановая себестоимость Фактическая себестоимость Отклонения от плановой себестоимости Участие каждой статьи в общем снижении (повышении) себестоимости, % суммы в % 1 2 3 4 5 6 1. Материалы 212890,0 217325,2 4435,2 102,08 16,84 2. Заработная плата рабочих 1781,0 1783,6 2,6 100,14 0,0099 3. Расходы по эксплуатации машин и механизмов 1207,0 1197,9 -9,1 99,25 -0,00035 4. Всего прямых расходов 215878,0 220306,7 4428,7 102,1 16,81 5. Накладные расходы 1289,0 18772,1 17483,1 1456,33 66,37 6. Себестоимость строительно-монтажных работ 433045,0 459385,5 26340,5 106,1 100
По данным таблицы можно сделать вывод, что сумма отклонения отплановой себестоимости всех прямых расходов составляет 4428,7 тыс. руб., аименно – материалы отклонены от плановой себестоимости на 4435,2 тыс. руб.,заработная плата на 2,6 тыс. руб., расходы по эксплуатации машин и механизмовсоставляют -9,1 тыс. руб. Накладные расходы отклонены на 17483,1 тыс. руб.Себестоимость строительно-монтажных работ отклонена от плановой себестоимостина 26340,5 тыс. руб.
Анализ затрат по статьям себестоимости продукции проводится путемсопоставления расходов за отчетный и предыдущий периоды в целом и по отдельнымкалькуляционным статьям. Это дает возможность установить, по каким статьямимело место снижение расходов, а по каким – превышение. Такой анализ позволяетнаметить направление, по которому должно пойти дальнейшее изыскание резервовснижения себестоимости продукции на предприятии.
Задача 2.
Проанализировать показатели эффективности использования основныхфондов завода:
Определить:
1. Отсутствующие в таблицепоказатели.
2. Изменение показателей посумме.
3. Темпы роста показателей.
4. Рассчитать влияниеудельного веса активной части основных производственных фондов, удельного весадействующего оборудования в активной части основных производственных фондов ифондоотдачи действующего оборудования на изменение фондоотдачи основныхпроизводственных фондов в отчетном году по сравнению с прошлым годом.
5. Написать аналитическиевыводы, в которых указать возможные резервы роста фондоотдачи ифондорентабельности на заводе.
Таблица 2№ п/п Показатели Прошлый год Отчетный год Изменение (+,-)
Темп
роста, % 1 2 3 4 5 6 1 Прибыль от продаж продукции (работ, услуг), тыс. руб. 1121 1235 114 110,70 2 Объем выпуска продукции (работ, услуг), тыс. руб. 11740 15120 3380 128,79 3 Среднегодовая стоимость, тыс. руб.: 11979 15660 3681 130,73 3.1 основных производственных фондов 4592 5580 988 121,52 3.2 активной их части 3900 5100 1200 130,77 3.3 действующего оборудования 3200 4670 1470 145,94 3.4 единицы оборудования, тыс. руб. 287 310 23 108,01 4 Удельный вес активной части ОПФ, % 84,93 91,40 6,47 107,62 5 Удельный вес действующего оборудования в активной части ОПФ, % 82,05 91,57 9,52 111,60 6 Удельный вес действующего оборудования в общей сумме ОПФ, % 69,69 83,69 14 120,09 7 Фондорентабельность, % 24,41 22,13 -2,28 90,66 8 Рентабельность продукции, % 9,55 8,17 -1,38 85,55 9 Фондоотдача ОПФ 2,56 2,70 0,14 105,47 10 Фондоотдача активной части ОПФ 0,29 0,24 -0,05 82,76 11 Фондоотдача действующего оборудования 0,35 0,26 -0,09 74,28 12 Среднегодовое количество действующего оборудования, единиц 11194,35 9901,69 -1292,66 88,45 13
Отработано всем оборудованием, машино-часов
в том числе единицей оборудования: 158400 141000 -17400 89,02 13.1 часов 14,15 14,24 0,09 100,64 13.2 смен 460 445 -15 96,74 13.3 дней 260 250 -10 96,15 14 Коэффициент сменности работы оборудования 0,99 0,98 -0,01 98,99 15 Средняя продолжительность работы смены, час 0,024 0,032 0,008 133,33 16 Выработка продукции за 1 машино-час, руб. 0,007 0,009 0,002 128,57
По даннымтаблицы можно сделать вывод, что прибыль от продаж в отчетном году увеличиласьна 114 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом, и темп роста составляет 110,70%.Объем выпуска продукции увеличился на 3380 тыс. руб. Среднегодовая стоимостьсоставляет 15660 тыс. руб., что на 3681 тыс. руб. больше чем в прошлом году.Удельный вес активной части ОПФ составляет 6,47%, удельный вес действующегооборудования в активной части ОПФ – 9,52%, а удельный вес действующегооборудования в общей сумме ОПФ – 14%
Данные изтаблицы свидетельствуют об улучшении использования организацией основныхфондов, за счет чего произошел рост объема производства и прибыли отреализации, но имеющееся снижение плана рентабельности продукции требуетдополнительного детального анализа причин снижения.
Списокиспользуемой литературы
1. Елизаров Ю.Ф.Экономика организаций: Учебник для вузов / Ю.Ф. Елизаров – М.: Издательство«Экзамен», 2005 – 496с.
2. Жиделева В.В., КаптейнЮ.Н. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2005 – 133с.
3. Котляров С.А.Управление затратами: Учеб. пособие. – Спб.: Питер, 2001 – 160 с.
4. «Налоговый КодексРоссийской Федерации (часть первая)» от 5.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ19.07.2000) (ред. от 20.10.2005).
5. «Налоговый КодексРоссийской Федерации (часть вторая)» от 5.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ19.07.2000) (ред. от 20.10.2005).
6. Николаева С.А. Доходыи расходы организации: Практика, теория, перспективы. – М.: Издательство«Аналитика-Пресс», 2000. – 208с.
7. Положение побухгалтерскому учету «Расходы организации». – Утверждено Приказом Минфина РФ № 33нот 06.05.1999г. (ПБУ 10/99).
8. Сергеев И.В. Экономикаорганизации (предприятия): Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Финансы и статистика, 2006. – 576с.: ил.
9. Тарасова Т.Ф., ГомонкоЭ.А. Управление затратами на предприятии: Учеб. пособие. В 2-х ч. – Белгород:Кооперативное образование, 2005.
10. Тарасова Т.Ф.,Гомонко Э.А. Управление текущими затратами организаций потребительскойкооперации: Учеб. – Белгород: Кооперативное образование, 2003. – 236с.
11. Хамидуллина Г.Р.Издержки обращения: учет, анализ, контроль. – М.: «Экзамен», 2002г. – 320с.
12. Экономика иорганизация деятельности торгового предприятия: Учеб. / Под общ. ред. А.Н.Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 295с.