Министерство сельского хозяйстваи промышленности Республики Молдова
Цаульский сельскохозяйственныйколледж
Кафедра экономических дисциплин и бухгалтерского учёта
о прохождении преддипломной практики
по специальности 1810 « Бухгалтерский учёт »
на предприятии ООО « Ţaulenul»
за период с 3 по 29 марта 2008 года
Подготовил учащийся 42 «С» группы
Колесник Максим
Руководитель практики
Палий Р.Н.
Цауль,2008
Инструктаж для проведения преддипломнойпрактики.
1.Общая характеристикапредприятия. Учетная политика предприятия. Инструктаж по охране труда. Организационно-экономическаяструктура предприятия. Географическое расположение. Основные отрасли хозяйства.Система управления.
2. Учет денежных средств. Учетрасчетов с бюджетом. Требования и правила совершения расчетных операций,первичные документы и бухгалтерские регистры в кассе и на счетах в банке.Инвентаризация денежных средств в кассе.
3.Учет расчетов с бюджетом:
— бухгалтерские регистры по учету расчетных операций;
— сверка расчетов.
4. Учет основных средств,нематериальных активов, земельных участков и природных ресурсов. Методы оценкидолгосрочных активов. Документальное оформление, поступление и выбытиевсех долгосрочных активов.Инвентаризация основных средств, составление бухгалтерских регистров по учетуосновных средств.
5. Учет продукции материальныхзапасов.
— требование и выбытие продукции иматериальных запасов;
— методы определения отклонений сумм и ихсписание по назначению;
— систематизация данных синтетических ианалитических регистров;
— прием и обработка отчетов о движенииТ.М.Ц. от подотчетных лиц.
— инвентаризация материальных запасов.
6. Учет малоценных ибыстроизнашивающихся предметов.
— порядок проведения операций с МБП;
— первичные документы и составление отчетови их обработка по МБП от материально-ответственных лиц;
— инвентаризация МБП.
7. Учет молодняка животных иживотных на выращиванию и откорме.
— методы оценки поголовья животных;
— требование и совершения экономическихопераций;
— первичные документы;
— инвентаризация поголовья скота.
8. Учет труда и заработной платы.
— порядок учетарабочего времени;
— количествоработников и фонд оплаты труда;
— порядок ипринципы расчета сумм заработной платы, дополнительных оплат, начислений,пособий по временной нетрудоспособности;
— прием,проверка, обработка документов по учету начислению заработной платы и ихраспределению по культурам;
— порядокотражение оплаты труда в первичных документах.
9.Учет затрат вспомогательных производств.
— порядок регистрации,группировки и систематизации затрат по видам вспомогательных производств;
— последовательность операции по систематизации данных бухгалтерских регистров;
— проверка правильностизаполнения первичных документов;
— калькуляциясебестоимости работ и услуг.
10. Учет косвенных производственных затрат.
— порядокведения учета косвенных производственных затрат;
— документальное оформление по организации и управлении производств;
— прием ипроверка отчетов производственных подразделений по учету затрат и расходов;
— проверкапервичных документов и определение корреспондирующих счетов при учете косвенныхпроизводственных затрат;
— методыраспределения косвенных производственных затрат.
11. Учет затрат в растениеводстве.
— группировказатрат;
— объектыучета;
— первичныедокументы;
- калькуляция себестоимости.
12. Учет затрат и поступление продукции животноводства.
13. Учет затрат и поступления продукции промышленныхпроизводств.
14. Учет процесса реализации .
— требования кучету процесса реализации;
— порядокучета коммерческих расходов и определения себестоимости продаж;
— учетрасходов от реализации продукции;
— первичныедокументы и бухгалтерские регистры по учету реализации.
15. Учет кредитных операций.
— требование ипорядок выдачи кредитов и займов;
— порядокрасчета процента кредитов и заимов;
— составлениедокументов на получение кредитов;
— порядокотражения в учете кредитов и заимов.
16. Учет уставного капитала, добавочного капитала,неосновного капитала и резервов.
— принципыобразования и использования капитала и резервов;
— уставпредприятия;
— порядок образованиясобственного капитала и резервов;
— первичныедокументы по формированию собственного капитала и резервов.
17. Учет финансовых результатов и использование прибыли.
— принципы иобразование финансовых расчетов;
— определениекорреспондирующих счетов при регистрации финансовых результатов;
— расчетприбыли и порядок распределения.
18. Организация синтетического учета и порядоксоставления финансовой отчетности.
— порядокоткрытия и составления главной книги;
— проверкаправильности остатков;
— финансоваяотчетность и порядок ее составления.
13.Учёт затрат и поступления продукции промышленных производств
Промышленные предприятия осуществляютследующие виды деятельности :
а) перерабатывают сельскохозяйственнуюпродукцию;
б) производят различные строй – материалы;
в) добывают природные ресурсы;
г) оказывают услуги населению;
Для учёта затрат и поступления продукциипредназначен счёт 811 «Основная деятельность». Счёт является калькуляционным подебету отражается – затраты, а по кредиту – полученная продукция. Каждоехозяйство самостоятельно может открыть субсчета по учёту затрат промышленныхпредприятий
Вбухгалтерской практике предусмотрены следующие методы затрат:
Простой метод– используется преимущественно вдобывающихся предприятий и ему свойственныследующие черты:
1. объекты учёта совпадают с объектом учетасебестоимости;
2. аналитические счета открываются по каждомуподразделению и виду производств;
3. производственные затраты относятся на объект учёта и объекткалькуляции;
4. все затраты могут быть подразделены настатьи затрат, элементы учёта и направления;
Метод специальногозаказа–используется обычно когда производят малые партии продукции или в индивидуальномпроизводстве. Имеет следующие характеристики:
1. затраты группируются по каждому заказу в отдельности;
2. бывает незавершенная продукция позаказу;
3. объекты учёта и калькуляцииразнообразны
4. используется в столярных мастерских;
Метод по этапам– используется вперерабатывающихся отраслях где технологический процесс состоит из несколькихэтапов:
1. аналитические счета открываются по каждому этапу в отдельности;
2. расчет себестоимости продукции производится сложением затрат по всемэтапам;
Нормативный метод – используется вперерабатывающихся отраслях и имеет следующие особенности:
1. объекты учёта разнообразны и могут быть детализированы до конкретныхопераций;
2. затраты отражаются отделением нормативных затрат и отклонений от них;
3. в используемых документах предупреждается о перерасходе ими отклоненийзатрат фактических от нормативных. В настоящие время нормативный метод трудноиспользовать, так как цены не стабильные и не соблюдаются технологии.
Независимоот использованного метода для учёта может быть использован один из двухиспользуемых вариантов:
— с полуфабрикатами, которые имеютследующие особенности:
а) затраты по каждому этапу включая каккомплексную стоимость в затраты предыдущего этапа, отражаются нарастающимитогом;
б) затраты предыдущего этапа включаются взатраты последующего только при движении полуфабрикатов с одного этапа вдругой;
в) расчёт себестоимости полуфабрикатовиспользуется на каждом этапе;
г) расчёт себестоимости готовой продукции производитсяв конце последующего этапа;
д) движение полуфабрикатов по этапам отражается всинтетических счетах, учёт незавершенной продукции ведется на том же этапе накотором учитываются полуфабрикаты;
— безполуфабрикатов, которые имеют следующие особенности:
а) на каждом этапеотражаются затраты соответствующего этапа;
б) затратысписываются по назначению после регистрации готовой продукции;
в) на каждомэтапе не рассчитывается себестоимость полуфабрикатов, а только стоимость ихпереработки;
д) стоимость готовой продукции рассчитывается путемснижения затрат по всем этапам.
Движение полуфабрикатов с одного этапа на другой неотражаются на счете 216.
Существуютследующие первичные документы по учёту в промышленных производствах:
В документы поучёту заработной платы входят:
1. Наряд на сдельную работу– заполняется отдельно на каждого работника и бригаду,на лицевой части указывается назначения, норма времени, тариф. На сведущейстранице учёт рабочего времени и расчёт заработной платы.
2. Табель учёта рабочего времени
В документы по учёту материальных ценностей входят:
1. Акт на списание хозяйственного и производственного инвентаря Накладнаявнутрихозяйственного назначения;
2. Лимитно-заборная карта;
3. Накладная внутрихозяйственного назначения;
4. Акт на выбытие животных и птицы(в случае забоя);
5. Акт произвольной формы;
В концемесяца составляется отчёт о переработке продукции.
В документы по учёту основных средств и их износа входят:
1. Расчёт износа основных средств посостоянию на начало года;
2. Расчёт износа основных средств поступивших и выбывших;
3. Распределениеизноса основных средств;
4. Расчёт износа основныхсредств за месяц;
Объектыучёта подразделяются на:
— переработка растениеводческой продукции;
— переработка животноводческой продукции;
— полученыстрой материалы;
-другиепромышленные производства;
Аналитическиесчета могут быть открыты предприятием самостоятельно по видам, подразделениям, а так же поспециальным формам переработкепродукции.
Ввеличину затрат на производство может входить стоимость:
— сырьё и материалы;
— ГСМ;
— оплата труда;
— работы и услуги;
— косвенные производственные затраты отчисленияв соц. фонд, профсоюзные и мед. страхование;
— отчисления в соц. фонд, профсоюзные и мед.страхование.
2. Учёт денежныхсредств.
В ходе финансово – хозяйственнойдеятельности ООО «Ţaulenul» возникают различные взаимоотношенияс другими предприятиями, а также с другими физическими и юридическими лицами.
Денежные средства предприятияклассифицируются по различным критериям:
Критерии классификации денежных средств
В зависимости от валюты, в которой выражены денежные средства
В зависимости от возможности использования денежных средств
В зависимости от формы существования и
места хранения денежных средств
Денежные средства в националь- ной валюте
Денежные средства в иностран. валюте
Наличные денежные средства
Денежные средства на банковских счетах
Прочие денежные средства
Связанные денежные средства
Несвязанные денежные средства
Порядок осуществления кассовых операций в ООО «Тauleanul» установлен Правиламиведения кассовых операций в народном хозяйстве Республики Молдова,утверждёнными Постановлением Правительства Республики Молдова №764 от 25 ноября1992г. с последующими изменениями идополнениями. Кассовые операции в хозяйстве выполняются кассиром, который несётматериальную ответственность за сохранность денежной наличности и ценных бумаг,принятых на хранение.
Хранение денежных средств в кассе сверхустановленного лимита допускается только в период выдачи заработной платы ипособий по временной нетрудоспособности. Порядок отражения в бухгалтерском учётеоперации по расчётам наличными на основе первичных документов.
Кассир получает денежную наличность вкассу с банковского счёта на основании банковского чека, заполненного главнымбухгалтером или другим лицом. При поступлении денежных средств в кассу сбанковского счёта и других случаях составляется приходный кассовый ордер,который подписывается главным бухгалтером или другим лицом. Квитанция кприходному кассовому ордеру, подписанная главным бухгалтером и кассиром изаверенная печатью кассира, является подтверждением получения наличности.
При расходе наличности из кассысоставляется расходный кассовый ордер, который подписывается руководителем иглавным бухгалтером предприятия или другим лицом.
Выдача заработной платы, премий, пособийи стипендий и другие выплаты производятся по платёжным ведомостям, которые прилагаются к расходному ордеру, вкотором указывается фактически выплаченная сумма. Если некоторые работники неполучили заработную плату в установленные сроки, то в платёжной ведомости против соответствующих фамилий делаетсязапись «Депонировано». Депонированные суммы передаются в банк, обслуживающийпредприятие, на основе платёжного поручения.
В приходных и расходных кассовых ордерахуказывается наименование документов, на основании которых были получены иливыданы деньги из кассы, и содержание хозяйственных операций. Получение и выдачаденежных средств по кассовым ордерам производится только в день их составления.Приходные и расходные кассовые ордера до их передачи в кассу регистрируютсябухгалтером в журнале учёта приходных и расходных кассовых ордеров ежедневно вконце рабочего дня приходные и расходные ордера регистрируются кассиром вкассовой книге, в которой отражается остаток денежных средств в кассе на началодня, поступления и выбытия денежных средств, а так же остаток на конец дня.
Кассовая книга составляется в двухэкземплярах. Первый экземпляр остаётся в кассе, а второй отрывается, ииспользуется кассиром в качестве отчёта, который в месте с приложенными к немудокументами представляется в бухгалтерию предприятия.
Учёт наличия денежных средств и операций по их движению на ООО ведётсяна активном счёте 241 «Касса». По дебету отражаются все поступления денежныхсредств, а по кредиту расход денежных средств из кассы. Аналитический учёткассовых операций ведётся в регистрах, форма которых устанавливаетсяпредприятием самостоятельно, и принимая во внимание потребности в информациипри составлении Отчёта о движении денежных средств.
Порядок осуществления расчётов в Республике Молдова регулируется МолдоваРегламентом об использовании платёжных документов при осуществлении безналичныхплатежей на территории Республики Молдова, утверждённым ПостановлениемНационального банка Молдовы № 150 от 26 июня 2003 года.
Операции по получению и выдаче денежныхсредств с текущих счетов осуществляется банком на основе типовых банковскихдокументов, к которым относятся:
• платёжное поручение –безоговорочное поручение, данное плательщиком банку – плательщику, оплатить бенефициаруденежную сумму.
• платёжное поручениеказначейства – поручение по оплате обязательств по налогам, сборам иплатежам в государственный бюджет.
• акцептованное платёжноепоручение – поручение плательщика о переводе через почту денежных средствна имя определенных лиц.
• платёжное требование –поручение – является требованием бенефициара к плательщику об уплатеопределенной денежной суммы за товар и услуги.
•аккредитив, открываемыйсогласно заявлению и являющийся обязательством банка об уплате определённойсумму денежных средств бенефициару.
• расчётный чек –распоряжение эмитента чека банку о выплате определённой суммы денежных средствполучателю при предоставлении им чека.
• инкассовое поручение/инкассовоепоручение казначейства – поручение бенефициара о взыскании в бесспорномпорядке определённой суммы денег со счёта владельца банковского счёта без егосогласия на основании документов о принудительном взыскании или нормативныхактов.
В соответствии с Положением о порядке проведенияинвентаризации №36 от 5 марта 2001г. в целях осуществления контроля засохранностью и движением денежных средств на предприятии в установленные срокипроводится инвентаризация кассы. Для проведения инвентаризации создаётсяспециальная комиссия, в состав которой входят, как минимум 3 человека в томчисле главный бухгалтер. При инвентаризации кассы проверяется фактическоеналичие денежных средств, денежных документов, а так же бланков строгойотчётности. После инвентаризации кассы составляется акт инвентаризации наличности, денежных документов, а так же инвентаризационная опись ценностей ибланков строгой отчётности.
Недостачи выявленные в кассе,списываются на расходы периода:
Дт 714 «Другие операционныерасходы»
Кт 241 «Касса»
Излишки выявленные в кассе,списываются на доходы бухгалтерской записью:
Дт 241 «Касса»
Кт 612 «другие операционныедоходы»
Выявленные недостачи относятся в начёткассиру отражаются бухгалтерской записью:
Дт 227 «Краткосрочнаядебиторская задолженность персонала»
Кт 612 «Другие операционныедоходы»
Аналитический учёт кассовых операций в данном хозяйствеведётся в регистрах, форма которых установлена предприятием самостоятельно,принимая во внимание потребности в информации при составлении Отчётао движении денежных средств.
4. Учёт основных средств, нематериальных активов,земельных участков и природных ресурсов.
Долгосрочные материальные активы –это активы, имеющие натуральную физическую форму, используемые боле одного годав производственной и непроизводственной деятельности предприятия.
Активы, которые отвечают требованиямэтого определения, учитываются в соответствии с НСБУ 16 «Учёт долгосрочныхматериальных активов».
По своему составу и однородностидолгосрочные материальные активы подразделяются на следующие группы:
— незавершенные материальные активы;
— земельные участки;
— основные средства;
— природные ресурсы;
Земельныеучастки — являются особым видомнедвижимости, ограниченной по площади. Обладающей свойствами восстановления иповышения плодородия, которая имеет неограниченный срок использования.
Основные средства – это материальные активы,стоимость единицы которых превышает установленный законодательством лимит,планируемые к использованию в производственной, торговой и других сферахдеятельности.
На ООО «» основные средства по своему натурально –вещественному составу подразделяются на следующие группы:
• здания – корпуса общежитий,медицинских пунктов, лабораторий, учебных корпусов.
• сооружения – дороги, колодцы, озера,ограды.
• передаточные устройства – линииэлектропередач, передаточные устройства, трубопроводы и промежуточноеоборудование для преобразования энергии и перемещения по трубопроводам жидких игазообразных веществ.
• машины и оборудования- рабочиемашины, тракторы, сеялки; аппараты и оборудования, предназначенные длямеханического, термического и химического воздействия на предмет труда впроцессе изготовления продукции;
• инструменты, производственный ихозяйственный инвентарь и другие основные средства – предметы,предназначенные для выполнения производственных операций, режущие, ударные,давящие и уплотняющие орудия ручного и механизированного труда.
• многолетние насаждения — сады, виноградники, другие плодово-ягодныеи декоративные насаждения.
• прочие основные средства – библиотечныефонды, музейные ценности.
Земельные участки– оцениваютсяпо фактической себестоимости, котораясоставляет первоначальную стоимость. Онаопределяется по принципу назначения их использования: выращиваниесельскохозяйственных культур, строительство производственного предприятия.
Для учёта незавершенных материальныхактивов их составляющих используется счёт 121» Незавершенные материальныеактивы».
Источникоминформации для учёта незавершенных материальных активов на ООО являютсяследующие первичные и сводные документы:
• налоговая накладная, выданная поставщиком и подтверждающаяприобретение объектов, и транспортных организаций, в случае, если объекты иуслуги облагаются НДС;
• товаротранспортная накладная в случае, если приобретаемые машины, оборудования и прочиеобъекты не облагаются НДС.
• налоговая накладная подрядчика и акт приёмки – передачи строительствомонтажных работ;
• платёжные поручения и/или квитанции об уплате таможенных пошлин,процедур.
• наряд на выполненную работу – для начисления заработка рабочим завыполненные строительно-монтажные, ремонтные работы, по модернизации.
• расчёт или ведомость распределения заработной платы, начисленнойрабочим за выполненные работы.
• табель учёта использования рабочего времени – для начислениязаработной платы рабочим при повременной системе оплаты труда;
• лимитно-заборная карта или расходнаянакладная на отпуск материалов, запасных частей;
• ведомость распределения использованных материалов или отчёт обиспользовании строительных материалов;
• расчёты распределения затрат на содержание и эксплуатацию строительныхмашин и механизмов.
В настоящие время в ООО “Ţaulenul” сохранен традиционный порядок оприходования машин, оборудования, зданий, сооружений идругих объектов основных средств. Основным документом при вводе объекта вэксплуатацию является Акт приёмки-передачи основных средств подписанныйпредседателем и членами постоянной комиссии.
Для учёта основных средств на данномпредприятии предусмотрен счёт 123 «Основные средства»:
• в случае когда момент ввода в эксплуатацию объектов, не требующихмонтажа, совпадает с моментом приобретения, их покупная стоимость, а так же всезатраты по доставке и приобретению учитываются по дебету счёта 123 «Основные средства»;
• если момент приобретения основных средств, не требующих монтажа, несовпадает с моментом ввода их в эксплуатацию, то накопленные затраты поприобретению учитываются на счёте 121 «Незавершённые материальные активы» до вводав эксплуатацию»;
• затраты на приобретение и создание основных средств, требующихдлительного периода времени до ввода их в эксплуатацию учитываются на счёте 121«Незавершённые материальные активы»;
При вводе в эксплуатацию указанныхобъектов, накопленные затраты по счёту 121 списываются в дебет счёты 123.
Все предприятия независимо от ихорганизационно-правовой формы или вида собственности начисляют и учитываютизнос всех типов основных средств, находящихся в эксплуатации, ремонте,резерве, а так же подвергающиеся модернизации.
Не долженначисляться износ библиотечных фондов, музейных и художественных ценностей,являющиеся памятниками архитектуры и искусства, многолетних насаждений, невступивших в пору плодоношения. Но в ООО нами был замечен факт начисленияизноса на библиотечный фонд.
При списаниеобъектов основных средств до истечения срока полезного их полезногофункционирования недоначисленный износ списывается нарасходы инвестиционной деятельности.
На данном предприятии износначисляется ежемесячно, а по поступившим на предприятии объектам – начиная смесяца, следующего за месяцем их поступления. По выбывшим объектам начислениеизноса прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем их выбытия.
В соответствии с требованиями НСБУ16«Учёт долгосрочных материальных активов» рекомендуются следующие методыначисления износа основных средств:
• прямолинейный;
• пропорционально объёму произведённойпродукции;
• по сумме чисел (кумулятивный);
• уменьшающегося остатка.
ООО”Ţaulenul” использует — прямолинейный метод начисления износа,предусмотренный в их учётной политике. Согласно этому методу изнашиваемаястоимость объекта основных средств списывается в течении полезногофункционирования. Величина износа не зависит от интенсивности использованияактива и рассчитывается путём деления изнашиваемой стоимости объекта на число отчётных периодов егоэксплуатации. Норма износа исчисляется путём деления числа 100 на количестволет полезного функционирования.
Аналитическийучёт основных средств состоит в отражение сумм месячного и накопленного износас начала гола и с момента ввода в эксплуатацию по каждому инвентарному объектув расчёт износа основных средств. Определение суммы накопленного износа смомента ввода в эксплуатацию объекта основных средств необходимо для того,чтобы не допустить начисление износа на сумму, превышающую его изнашиваемуюстоимость.
В процессепроизводственной деятельности предприятия основные средства выбывают поразличным причинам: полный износ, реализация, безвозмездная передача, обмен,ликвидация, уничтожение в результате стихийных бедствии.
Списаниеосновных с износа, средств по причине полного а также стихийных бедствийоформляется Актом о ликвидации основныхсредств.
В случае безвозмездной передачи, обмена и реализации – Актом приёмки-передачи основных средств.
Выбытиеосновных средств по причине полного износа на ООО„”учитывается следующим путём.
В соответствии с актомо ликвидации основных средств и данными инвентарной карточки выбывающегообъекта отражают списание сумму начисленного износа. Затем учитываютсябухгалтером годные материальные ценности, полученные от выбытия и фактическиерасходы по выбытию.
В случае, когдав процессе эксплуатации основных средств некоторые объекты не используются, онимогут быть проданы. Продажная цена оговаривается сторонами, но устанавливаетсяна уровне рыночной.
При отраженииопераций по продажи основных средств по цене меньшей/большей их балансовойстоимости сумма убытка/дохода показывается в Отчёте о финансовых результатах. Закрытие счетов 621,721, на которые списываются суммы убытков/доходов, предусмотрено в конце годаследующими записями:
— насумму расходов:
Дт 351 «Итоговый финансовыйрезультат»
Кт 721 «Расходы инвестиционнойдеятельности»
— насумму доходов:
Дт 621 «Доходы от инвестиционнойдеятельности»
Кт 351 «Итоговый финансовый результат»
Обменосновных средств. НСБУ 16 «Учёт долгосрочных материальных активов»регламентирует и порядок обмена долгосрочных материальных активов. Операцииобмена основных средств по своему содержанию значительны и отражаются всоответствии с правилами.
Основныесредства могут обмениваться на другие объекты основных средств, земельныеучастки, незавершенные нематериальные и материальные активы, природные ресурсы,инвестиции и др. По согласованию независимых сторон стоимость передаваемогообъекта, может быть равна, больше или меньше справедливой рыночной стоимостиприобретаемого в обмен объекта.
7.Учет молодняка животных иживотных на выращиванию и откорме
Животноводство имеет большоезначение в экономике Республики Молдова, поэтому оно включает в себяпроизводство различных видов продукции вследствии чего происходят затраты материальных ценностей. Поэтому учет должениметь разграничение затрат по:
— отраслям;
— специальным производствам;
— статьям затрат.
Согласно