Московский Финансово-Экономический Институт.КафедраАудита
Курсоваяработа
Тема: Организация внутреннего аудита.Выполнил:
Руководитель:Москва-2003
Введение.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, ктонепосредственно занимается управлением экономического субъекта(административное руководство, менеджмент) и тех кто вкладывает деньги в егодеятельность (акционеры, собственники,инвесторы).
Собственники не захотели полагаться на ту финансовуюинформацию, которую предоставляла им администрация. Это было связано с частымбанкротством экономических субъектов, обманом со стороны администрации, чтосущественно повышало риск финансовых вложений, т.е. акционеры хотели бытьуверенны в том, что финансовая отчетность представляемая им администрацией отражаетистинное финансовое положение экономического субъекта.
Для проверки правильности финансовой информации иподтверждения финансовой отчетности собственники стали приглашать людей состороны которым по их мнению можно было доверять. Главными требованиями к нимбыли независимость и честность. С усложнением ведения бухгалтерского учетанеобходимым условием стало — хорошая профессиональная подготовка проверяющих.
В России впервые звание аудитора было введено Петром I. Этадолжность в те времена совмещала в себе обязанности делопроизводителя,секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Впоследствии было несколько попыток создания института аудита 1889, 1912, 1928гг. однако все они были неудачными. И лишь в конце восьмидесятых началедевяностых годов становление рыночной экономики в России привело к появлениюзначительного числа предприятий, форм и организаций акционерного типа, чтопотребовало в свою очередь возрождения, по аналогии с мировым опытом,аудиторского дела, связанного с проведением независимого финансового контроляих деятельности и оказанием консультативных услуг по улучшению финансовогосостояния.
Со временем система контроля стала не только внешней, но ивнутренней, включающая в себя внутренний аудит. Однако деятельность былазатруднена из-за отсутствия положений о службе внутреннего аудита, а такжефинансовых трудностей в содержаниицелого отдела с высококвалифицированными специалистами, требующими адекватнойоплаты своего труда. Тем не менее затраты на организацию и проведение внутрихозяйственного контроля относительно небольшие. Это достигаетсяпривлечением к контролю специалистов самой фирмы, которые в процессе проведенияпроверок не только выявляют недостатки, но и повышают свою профессиональнуюподготовку, большей частью это относится к малым предприятиям, в крупных исредних организациях все чаще служба внутреннего контроля представленаотдельной штатной единицей.
Функционирование предприятий в условиях предпринимательстваобъективно обусловило создание в аппарате управления службы внутреннего аудита.В задачи внутреннего аудита входит создание системы внутреннего контроля,необходимой для осуществления компетенции, прав и ответственности органовуправления и должностных лиц, а также четкой системы экономическойответственности должностных лиц и специалистов предприятия.
Глава 1.Сущность внутреннего контроля.
1.1.Понятие, цели, задачи и права службы внутреннего аудита.
Для целей правила (стандарта) аудиторской деятельности«Изучение и использование работы внутреннего аудита» под внутренним аудитомпонимается организованная экономическим субъектом, действующая в интересах егоруководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документамисистема контроля, за соблюдением порядка ведения бухгалтерского учета инадежностью функционирования системы внутреннего контроля.
Внутренний аудит – это регламентированная внутреннимидокументами организации деятельность по контролю звеньев управления и различныхаспектов функционирования организации, осуществляемая представителямиспециального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации(общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членовпроизводственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров,исполнительному органу) в установлении законности проводимых работникамихозяйственных операций и их экономической целесообразности для предприятия, всоблюдении установленного порядка ведения бухгалтерского учета
Внутренний аудит есть деятельность по предоставлениюнезависимых и объективных гарантий и консультаций, направленных насовершенствование хозяйственной деятельности организации. Он помогаеторганизации, достичь, поставленные цели, используя систематизированный ипоследовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками,контроля и системы корпоративного управления.
Стоит заметить, что организация, цели, роль и функции внутреннего аудита, определяются руководствоми (или) собственником экономического субъекта в зависимости оторганизационно-правовой формы и сложившейся системы управления, содержания испецифики деятельности, объемов финансово-экономической деятельности исостояния внутреннего контроля.
Целями организации системы внутреннего контроля напредприятии являются:
— осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия включаярентабельность и защищенность от убытков;
- обеспечение соблюдения политики руководствакаждым работником предприятия;
- обеспечение сохранности имущества;
- поддержание хороших отношений с регулирующимиорганами.
Так как внешний и внутренний контроль, являют собойвзаимозависимые, взаимообусловленныекомпоненты единой системы контроля, при разработке задач, стоящих передвнутренними аудиторами, а также исполнении функций необходимо учесть важнуюроль детализировано отраженных в Федеральном законе №119-ФЗ «Об аудиторскойдеятельности» сопутствующих аудиту услуг, что позволит более конкретно, сзаконодательным обоснованием оценивать возможность осуществления подобных услугвнутреннего аудита, под которыми следует понимать:
— бухгалтерское и налоговое консультирование;
— анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, экономическое ифинансовое консультирование;
— управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризациейорганизации;
— правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговыхорганах по налоговым и таможенным спорам;
— автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
— оценку стоимости имущества, оценку предприятий как имущественных комплексов, атакже предпринимательских рисков;
— разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
— проведение маркетинговых исследований;
— оказание других услуг связанных с аудиторской деятельностью.
Для достижения вышеперечисленных целей организации системывнутреннего контроля необходимо решение следующих задач:
— периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью головнойорганизации и её филиалов;
— анализ хозяйственной и финансовой деятельности и оценка экономических иинвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учетаи внутреннего контроля головной организации и её филиалов. Решение этой задачипозволяет повысить эффективность деятельности отдельных обособленныхподразделений и всей организации в целом, что даст возможность в полной меревыполнить основную цель, поставленную перед службой внутреннего аудита;
— проведение семинаров, повышение квалификации и обучение персонала, оказаниепомощи кадровой службе в подборе и тестировании бухгалтерского персоналаголовной организации и её филиалов;
— следить за тем, чтобы компьютерные программы, контролирующие функционированиеучетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ иразноску по счетам, не могли быть сфольсифицированы;
— средства предприятия не должны быть незаконно присвоены или не эффективноиспользованы;
— внутренняя отчетность должна оперативно передаваться лицам, уполномоченнымпринимать управленческие решения, для её оптимального использования.
— научная разработка, издание методических пособий и рекомендаций побухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственнойдеятельности, аудиту, хозяйственному праву, и информационное обслуживаниеголовной организации и её филиалов;
— консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и иногохозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту,маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации иликвидации предприятий. Бухгалтеру занимающемуся текущей работой, можетпонадобиться профессиональная помощь при необычных или редко встречающихсяэкономических ситуациях, а также при существенных изменениях законодательства.
— взаимодействие с внешними аудиторами, представителями налоговых органов идругих контролирующих органов.
Для решения задач служба внутреннего аудита наделенаопределенными правами:
— проверка бухгалтерских регистров и первичных документов, наличия денег,ценностей и ценных бумаг в кассе, исследование смет, планов и других документовфинансово-хозяйственной деятельности;
— знакомство с приказами, распоряжениями руководителя, решениями собранийучредителей, акционеров, правления и должностных лиц, уже заключенными ипроектами (незаключенных) договоров с организациями и другими документами;
— обследование объектов строительства, территорий, складов, мастерских и другихпроизводственных, хозяйственных и служебных помещений, мест хранения готовойпродукции, оборудования и др.;
— проверка наличия, состояния и сохранности имущества, товарно-материальныхценностей у материально-ответственных лиц;
— требование проведения полной или частичной инвентаризации имущества иобязательств организации либо инвентаризации непосредственно аудитором сучастием привлеченных к этому работников организации, в необходимых случаях-опечатывание сейфов, касс, складов, кладовых, архивов и других мест хранениясредств;
— наблюдение за правильностью отражения хозяйственных операций в бухгалтерскомучете, проверка правильности начисления налогов, сборов и платежей, а такжесвоевременности их уплаты в бюджет и внебюджетные фонды;
— проверка достоверности показателей бухгалтерской и статистической отчетности,правильности составления расчетов по налогам и обязательным платежам;
— право получения от руководителей структурных подразделений, специалистоворганизации необходимых для аудиторской проверки документов, справок, расчетов,заверенных копий документов для приложения их к акту или заключению, устных иписьменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе проверки;
— экспертиза эффективности системы управления сегментами и анализпроизводственно-хозяйственной деятельности, финансового состояния,платежеспособности и ликвидации организации;
— подготовка организации к внешнему аудиту и налоговому контролю;
— представление имущественных интересов организации при хозяйственных спорах насуде и в арбитражном суде;
— оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
— специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
— разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков ирекомендаций по повышению эффективности управления;
Ответственность службы внутреннего аудита определяют триосновных момента:
— Обоснованность и своевременность представлениязаключений о состоянии бухгалтерского учета и отчетности, соответствииучредительных документов, внутрихозяйственных регламентов действующемузаконодательству и правовому статусу организации, а также заключений одостигнутом уровне и факторах эффективности производственно-хозяйственной ифинансовой деятельности.
— Обоснованность представленных предложений по улучшению организации системыконтроля, бухгалтерского учета, материальной ответственности должностных лиц,программ развития видов деятельности, проектов оптимизации производственныхзатрат, налогооблагаемых баз, распределения прибыли, создания и использованиясредств фондов и другим вопросам.
— Правильность консультаций, оказанных учредителям, руководителям подразделений,специалистам и работникам аппарата управления по вопросам организациипроизводства, системы управления по вопросам организации производства, системыуправления, ведения бухгалтерского учета, методам анализа хозяйственно-финансовойдеятельности, правовым и другим вопросам.
Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью егонезависимости в структуре управленияэкономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило,обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты тольконазначившему его руководству и (или)собственникам и независимым от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурныхподразделений, органов внутреннего контроля и т.п.
1.2. Местовнутрифирменного аудита в системе управления организацией
и его значение.
Складывающиесярыночные отношения, прежде всего представляют собой экономическую свободу.Свободе одного экономического субъекта сопутствует одновременно свобода другихсубъектов хозяйственной деятельности, получивших возможность покупать или не покупать его продукцию, предлагать занее свои цены, диктовать свои условия сделок. При этом все участники рынкавступающие в хозяйственные отношения, стремятся прежде всего к своей выгоде, к прибылисвоей компании, что объективно может стать убытком для других, ведь любойхозяйствующий субъект стремится превзойти своего оппонента, привлечь большийспрос к своей продукции, тем самым вытеснив с рынка своего конкурента, таковызаконы конкуренции.
Из сказанного следует важное правило поведенияпредпринимателя: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить его довозможно более низкого уровня. Для этого необходим постоянный, действенный исвоевременный контроль за деятельностью работников и в целом фирмы посредствомправильно поставленной экономико-правовой работы, бухгалтерского учета и отчетностии т.д.
Контроль – это процесс определения качества и корректированиявыполняемой подчиненными работы, чтобы обеспечить задачи, перед предприятием.Его цель- выявить слабые места и ошибочные решения, своевременно исправить их ине допустить повторения. Контролируется все- материалы, люди действия. Контрольпозволяет определить эффективность и принять необходимые меры для обеспечениявыполнения задания. Необходимо четко знать, кто на предприятии несетперсональную ответственность за отклонения от заданий и принятие корректирующих мер. Контрольдеятельности осуществляется людьми. Чтобы знать, кто отвечает за сохранностьматериальных и денежных средств, их хранение, отпуск, учет и инвентаризацию,оформление первичных документов, отклонение от заданий и корректирующиедействия, должна быть полная ясность относительно распределения ответственностив рамках всей организации.
Необходимым предварительным условием эффективного контроляявляется наличие организационной структуры, что объективно обусловленосозданием в аппарате управления службы внутреннего аудита. В задачи внутреннегоаудита входит создание системы внутреннего контроля, необходимой для осуществлениякомпетенции, прав и ответственности органов управления и должностных лиц, атакже четкой системы экономической ответственности должностных лиц и специалистовпредприятия.
Внутренний аудит представляет собой важную функциюуправления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение иоценку фактически достигнутого результата с поставленными целями и задачамипредприятия. Внутренний аудит систематически контролирует деятельность всехобъектов управления, выявляет причины отступления от стандартов, отклонение отцелей поставленных перед конкретным объектом, что способствует оперативномуустранений выявленных нарушений. Организация внутреннего аудита как функции управления предприятиемподразумевает строгую регламентацию своей деятельности, определение прав,обязанностей и ответственности специалистов, квалификационные требования,взаимоотношений с подразделениями и персоналом предприятия.
Работа службы внутреннего аудита на предприятии организуетсяв соответствии с индивидуальными и календарными планами работ, которыеутверждает руководитель предприятия. По окончании любого вида работ внутреннийаудитор представляет руководителю предприятия отчет, позволяющий привлечьвнимание руководителя к выявленным или возможным нарушениям. Работа читаетсявыполненной тогда, когда вопросы, поставленные в отчетах внутренних аудиторов,рассмотрены руководителем предприятия и когда издано официальное распоряжение опринятии (непринятии) рекомендаций аудиторов.
Успех аудиторской проверки оценивается наличием рекомендацийпо решению имеющихся и будущих проблем, а показателем ее качества являютсяполнота аудита, издержки по его проведению и эффективность. Экономическаяэффективность достигается за счет предупреждения нарушений, своевременноговнесения изменений в налоговые расчеты, применения налоговых льгот, оптимальнойучетной политики, значительного сокращения штрафных налоговых санкций.
1.3.Законодательные и нормативно-правовые основы организации внутреннего контроляна предприятии.
Организация контроля со стороны руководства за повседневнойдеятельностью предприятия регламентируется, как на уровне законов, так и другихнормативных и ненормативных документов. Согласно ст.295 Гражданского кодексаРФ, «собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, всоответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определенияпредмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначаетдиректора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за исполнением поназначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества». СогласноКодекса законов о труде РФ «постоянный контроль за соблюдением работниками всехтребований инструкций по охране труда возлагается на администрацию предприятия,учреждений, организаций»
С утверждением в 1993 году Государственной программы переходаРФ на принятую в международной практике систему разработан ряд нормативныхдокументов, создающих необходимые предпосылки для внедрения разнообразныхсредств внутреннего контроля в практику российских предприятий. Эти документызатрагивают как вопросы бухгалтерского учета в целом, так и его контрольнойфункции в частности.
В настоящее время сложилась система нормативногорегулирования бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определенаЗаконом РФ «О бухгалтерском учете» и представлена тремя уровнями:
— Законодательный уровень: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;Налоговый кодекс РФ; Законы общего действия (об ООО, ЗАО и т.д.); УказыПрезидента; Постановления правительства.
Документы данного уровня призваны обеспечить единообразноеведение учета хозяйственных операций, устанавливать единые принципы контроля ворганизации.
— Нормативный уровень: нормативные акты; методические указания и рекомендации,регулирующие вопросы бухгалтерского учета (преимущественно — документыМинистерства финансов РФ); положения по бухгалтерскому учету зарегистрированныеМинистерством юстиции; положения по бухгалтерскому учету не зарегистрированныеМинистерством юстиции РФ (когда в подготовке документов принимают участиеобщественные организации).
Особое значение данного уровня заключается в отведенииособого значения вопросам учета имущества и контроля за его сохранностью ирациональным использованием, определяющие единообразный подход к отраженным вбухгалтерском учете фактам. Применение этого подхода обязательно для всехпредприятий и организаций независимо от их форм собственности, что само по себеявляется важнейшим из средств контроля.
— Управленческий уровень или ненормативные документы: методические, отраслевыеуказания, которые обязательны к исполнению по своим отраслям; распорядительныедокументы экономического субъекта (приказы об учетной политике, об учетнойналоговой политике, распоряжения, должностные инструкции и т.д.); ПриказМинистерства экономики «Реформа предприятий и организаций» №118 от 01.10.97;приказы о снабженческо-сбытовой, ценовой, финансовой, инвестиционной, кадровойполитике и т.д.
Этот уровень является главным инструментом организацииуправления предприятием на современном этапе и представляет собой своего родафирменное право, т.е такую систему правил деятельности организации и правилповедения, разработанных на предприятии, которые выражают согласованную волюсобственника имущества и коллектива, руководствующихся этими правилами. Нормаразрабатывается теми, кто в дальнейшем ими руководствуется. Понятие “норма” вшироком смысле означает руководящее начало, правило, используемое во взаимосвязяхчеловека с материальными объектами, и между людьми.
Учитывая признаки внутрифирменного права, представляющиесобой:
— правила поведения общего характера, регулирующих наиболее часто встречающиесяотношения и распространяющихся на всех членов организации (например, порядоксписания материальных ценностей пришедших в негодность);
— нормы (финансово-правовых, трудовых и гражданско-правовых), регулирующихразличные стороны деятельности организации (например, положение о коммерческойтайне и др.);
— нормы являются обязательными для работников предприятия, которые должныбеспрекословно исполнять их;
— нормы закрепляются письменно;
— нормы издаются для предприятия и выражают волю его коллектива.
предприятиеможет разработать такую учетную политику, в которой реализуются всеобщепринятые правила бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» (ст.5п.3) «Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации обухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерскийучет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своейструктуры, отрасли и других особенностей деятельности». Следовательно в Законеподчеркивается, что система внутреннего контроля каждого предприятия должнасоответствовать размеру предприятия, структуре управления, составу и видамдеятельности.
Таким образом, российским законодательством в настоящее времясозданы объективные предпосылки для становления и развития на отечественныхпредприятиях современных систем внутреннего контроля с учетом накопленногоопыта и сложившихся традиций.
Вывод по главе.Эффективность хозяйствования субъекта во многом зависит от хорошо налаженнойсистемы оперативного учета, обеспечения достоверности бухгалтерских документов,сохранности запасов. Все это составляет сущность внутреннего контроля. Даннаяглава раскрывает сущность аудита представленную в виде задач и прав СВА, даетнам возможность лучше понять ее место и значение в организации предприятия, аотраженная законодательная и нормативно-правовая база призвана обеспечитьединообразное понимание и соблюдение единых принципов контроля в организации.
Глава 2.Организация службы внутреннего аудита.
2.1.Структура и состав подразделения службы внутреннего аудита.
Структура службы внутреннего аудита во многом зависит отспецифики организации, её величины и конкретных целей её администрации ивключает в себя совокупность подразделений, укомплектованных персоналомсоответствующей квалификации и полномочий, осуществляющих информационноевзаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующеематериально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихсясоответствующему исполнительному органу.
Для изложения организационных аспектов управленияэкономическим субъектом по созданию подразделений внутреннего аудита может бытьиспользовано понятие «служба» («бригада»). Под службой следует пониматьорганизационно-штатную единицу, включающую в себя работника, группу, бюро,отдел, управление, департамент или другой элемент организационной структурыуправления (структурное подразделение) и специализирующуюся на выполнениикомплекса однородных функций управления.
Основным объектом деятельности службы внутреннего аудитаявляется финансово-хозяйственная деятельность организации. Целесообразносохранить в отдельных случаях прежний порядок, сформировавшийся прифункционировании контрольно-ревизионной службы, и при необходимости привлекатьопытного специалиста, как представителя службы внутреннего аудита.
Однакослужба внутреннего аудита решает более широкий спектр задач, чемконтрольно-ревизионная служба. Поэтому в её составе должны быть не толькоспециалисты по проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций, но идругие специалисты (по налогообложению, правовым вопросам, финансовому анализуи т.д.) осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратныхсвязей, имеющих соответствующее материально-техническое и информационноеобеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.
Несомненно, сотрудники службы внутреннего контроля должныиметь образование, соответствующее характеру их деятельности. Целесообразно всоставе службы внутреннего аудита предусмотреть наличие аудитора, имеющегосоответственный квалификационный аттестат, поскольку он должен владетьспецифическими приемами проверки, которые базируются на оценке существенности иаудиторского риска.
Рассмотрим примерный состав службы внутреннего аудита исвойственные её членам функциональные обязанности:
1. Руководительслужбы (аттестованный аудитор)- это наиболее квалифицированный специалист,обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшемуруководству самый компетентный совет в области экономики и финансов. Главныйаудитор в идеале должен иметь познания и практические навыки в областибухгалтерии, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общейюриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, иметьсобственно аудиторские знания и навыки. Кроме того, он должен знать задачи,поставленные высшим руководством перед организацией, возможности и потребностиколлектива, внешние связи своей организации. Ему необходимы достаточные знанияв области компьютерной техники и технологии. Рассмотрим функциируководителя:
— составляет план-графика проверок;
— определяет состав группы для проверки филиала и документальное оформлениерезультатов аудиторских процедур;
— может взять на себя проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности;
— проводит консультации по отдельным вопросам;
— контролирует выполнение приказов и распоряжений руководителя головнойорганизации по финансово-хозяйственным вопросам;
— составляет общий отчет о проделанной службой внутреннего аудита работе;
— может разрабатывать методический материал по повышению профессионального уровняработников бухгалтерии и управления, проводить семинары по доведению последнихтребований налогового законодательства и т.п. (в данный момент он может принятьучастие в разработке регистров для ведения на предприятии налогового учета).
2. Специалист по расчетам с головной организацией:
— проводит анализ финансовых потоков между филиалами и головной организацией;
— консультирует по финансовым вопросам;
— участвует в составлении общего плана и программы внутреннего аудита;
— участвует в текущем контроле за финансовой деятельностью филиалов;
— составляет отчет по результатам внутреннего аудита.
3. Специалист по камеральным и документальным проверкамотчетности филиалов:
— составляет план-график проверок;
— комплектует выездную группу;
— организует и осуществляет текущий контроль работы с филиалом;
— составляет общий план и программу внутреннего аудита;
— доводит до сведения руководителя службы основные результаты аудита, которыемогут повлиять на содержание и выводы отчета о внутреннем аудите;
— участвует в подготовке и непосредственно осуществляет и документально оформляетрезультаты аудиторских процедур;
— составляет отчет по результатам внутреннего аудита;
— организует и контролирует работу участников выездных аудиторов;
— проводит консультации, проверку выполнения приказов и распоряжений руководителяголовной организации по финансово-хозяйственным вопросам.
4. Специалисты по налогообложению, по правовым вопросам,по финансовым вопросам.
5. Специалист владеющий навыками контроля всоответствующих технико-технологических направлениях. (т.к. в организации могутбыть специализированные контролирующие подразделения, такие как: отдел методови средств контроля, отдел входного контроля, отдел технического контроля,работники обслуживающие функционирование компьютерных систем и т.д.)
Специалисты по налогообложению, правовым вопросам ифинансовому анализу могут не состоять в штате и привлекаться к работе надоговорных началах наряду с экспертами.
Применяя отдельные положения аудиторского правила (стандарта)«Использование работы эксперта» служба внутреннего аудита при необходимостидолжна иметь возможность привлекать к работе экспертов — не состоящих в штатеспециалистов, имеющих достаточные знания и (или) опыт в определенной области(по определенному вопросу), отличной от бухгалтерского учета и аудита, и дающийзаключение по вопросу, относящемуся к этой области.
Сведения о службе внутреннего аудита, о порядке еёобразования и полномочиях должны быть зафиксированы соответствующимраспоряжением по головной организации. Обязанности сотрудников службы и уровеньих квалификации должны быть зафиксированы в должностных инструкциях.
2.2.Планирование внутреннего аудита и подготовка рабочейдокументации.
Необходимо помнить, что сам аудиторский процесс-это ряд последовательных этапов, включающий в себя подготовку к проверке,составление ее программы, организацию работы на объекте, обследование хозяйстваи документальную проверку операций и учетных данных.
Программааудита представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых дляпрактической реализации плана проверки предприятия. Программа служит подробнойинструкцией для участников аудита и средством контроля качества их работы.
Деятельность службы внутреннегоаудита должна осуществляться в соответствии с планом внутреннего аудита,разработанным руководителем службы и утвержденным руководителем организации.Выполнение конкретной работы по контролю того или иного объекта осуществляетсявнутренней аудиторской группой или аудитором в соответствии с программойвнутреннего аудита. Программа разрабатывается ведущими специалистамиаудиторской службы на основании плана внутреннего аудита, затем утверждаютсяруководителем службы (отдела) внутреннего аудита в соответствии с внутреннимидокументами юридического лица.
Опираясь на правило (стандарт) аудиторской деятельности«Планирование аудита» планирование, являясь начальным этапом проведения аудита,состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема,графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторскойпрограммы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторскихпроцедур». Таким образом, можно заключить, что служба внутреннего контролядолжна составить и утвердить общий план аудита, в котором будут содержатьсясведения о порядке проверки филиалов, сроках проверок, объемах проверяемойинформации. Затем должна быть составлена аудиторская программа.
Однако при внутреннем аудите необходимо придерживатьсярекомендательного характера стандарта и поэтому целесообразно в рабочейдокументации ссылаться на методику планирования внутреннего аудита, а не настандарт. Письменный отчет руководству экономического субъекта тоже должениметь свои особенности и правила применения, поскольку он тоже носит длявнутреннего аудита рекомендательный характер.
При планировании аудиторской проверки необходимо решить,какие документы должны быть подготовлены для проверки, определить порядоктестирования системы внутреннего контроля с целью установления возможности иобъема выборки, порядок использования материалов постоянного досье. Приподготовке этого раздела могут быть использовано не только правило (стандарт)«Планирование аудита», но и «Аудиторская выборка».
Необходимо отметить, что планирование работы службывнутреннего аудита должно проводиться в соответствие с общими принципамипроведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:
— комплексность планирования, принцип, который мы смогли бы использовать в том жевиде, в каком он содержится в стандарте: как «обеспечение взаимосвязанности исогласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования досоставления общего плана и программы аудита».
— непрерывность планир