Введение
Методика бюджетирования в общем видеприведена в большинстве источников экономической литературы и содержитстандартные процедуры формирования как генерального, так и операционногобюджетов.
В то же время методики бюджетирования,предлагаемые подавляющим большинством ученых, ориентированы на производственныепредприятия и носят в некоторой степени упрощенный характер, поскольку неучитывают отраслевых особенностей промышленных организаций.
Методика бюджетирования основана на анализемногочисленных учебно-практических и научных разработок в области планирования,управленческого учета, бюджетирования, адаптированную для торговых организацийнезависимо от масштаба их деятельности и сферы торговли (оптовая, розничнаяторговля, посреднические организации).
Бюджетирование торговых организаций следуетразделить на три этапа:
1) формирование операционного бюджета путемсоставления различных бюджетов в строгой последовательности;
2) построение генерального бюджета торговойорганизации на основе сбора и обобщения укрупненных финансово-экономическихпоказателей;
3) проведение бюджетного анализа в целяхвыявления отклонений фактически достигнутых показателей от заданных параметрови разработки практических рекомендаций по совершенствованию бюджетирования.
В рамках первого этапа формируетсяоперационный бюджет торговой организации на основе разработки бюджета продаж.Такой подход объясняется зависимостью большинства показателей (объем товарныхзапасов, величина издержек обращения, прибыль, рентабельность и др.) отвеличины товарооборота или продаж. Этой стадии предшествует подготовительнаяработа, включающая исследование товарного рынка, определение динамики спроса ипредложения, выбор и анализ потенциальных покупателей, отбор каналов сбыта имногие иные мероприятия в области маркетинга. Поэтому очевидна необходимостьсотрудничества бухгалтера-аналитика, менеджеров и маркетологов, специалистов посбыту товаров.
Этот реферат дан тебе, для прочтения и написанияна его основе своей работы. Моя страховка – приписки типа этой, которыевыдадут, что работа не твоя.
Экспертная оценка
Бюджет продаж, как отмечают В.Э. Керимов,В.Б. Ивашкевич, Е.В. Иванова и другие экономисты, формируется как сверху внизна базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, долина рынке), так и снизу вверх с учетом объема потребностей на виды товаров [1 — 3]. При этом основным источником информации являются данные об объемахпотребностей покупателей в натуральных и стоимостных показателях отделамаркетинга (отдела сбыта).
Далее приведена предлагаемая форма бюджетапродаж (розничного товарооборота), в целях упрощения рассмотренная на примеререализации нескольких видов товаров (табл. 1).
Таблица 1
Бюджет продаж (за апрель 2005 г.)
Наименование товара
Стоимость, руб.
Объем розничного
товарооборота
Количество, шт.
Стоимость,
руб.
Дискеты
15
100
1 500
Принтеры
7 000
6
42 000
Ксероксы
4 500
12
54 000
В приведенной форме бюджета отраженыфактические показатели, не сравниваемые с планируемыми (прогнозными), поэтомутакой бюджет может быть использован как статичный вариант предоставленияинформации о продажах товаров. Естественно, в этом виде бюджет не представляетинструмента анализа и контроля продаж, позволяющего разработать предложения поувеличению сбыта товаров, оптимизации продаж в различных сегментах рынка и т.д.Другая форма бюджета продаж, ориентированная на бюджетный анализ, представленав материале, посвященном его методике бюджетирования.
Затем определяется бюджет товарных запасов,который служит информационной базой бюджетов закупок, трудовых затрат иусловно-переменных издержек обращения. Подчеркнем, что бюджет товарных запасовдолжен строиться с учетом нормирования ресурсов и лимитов остатков товаров вкаждом конкретном предприятии. Традиционно в отечественной практике управленияоборотными запасами товарный запас делится на три части: текущая,подготовительная и страховая части. Вместе с тем, как пишет видный практик вобласти нормирования оборотных средств Р.А. Радионов, сегодня пропагандируютсязарубежные логистические методы управления запасами, абсолютно неадаптированные под сложившуюся практику нормирования товарных запасов вроссийских предприятиях.
Процесс бюджетирования
Возвращаясь к процессу формирования бюджетатоварных запасов, отметим, что данный бюджет отражает расчет потребноститорговой организации в товарах на определенный период, скорректированный наотклонения. Ниже представлена взаимосвязь товарооборота и товарных запасов ввиде балансовой формулы:
Т + П = РТО + Т ,
зн зк
где Т ,Т — объем товарных запасов на начало и конец
зн зк
отчетного периода (месяца, квартала и т.д.);
П — объемзакупок товаров;
РТО - величина розничного товарооборота (в оптовых
организациях — оптового товарооборота).
Товарные запасы, рассчитанные наудовлетворение спроса покупателей, в определенных случаях должны превышатьобъем розничного товарооборота (например, если спрос на товары превышаетпредложение) в средних, и особенно в крупных, торговых организациях.Спланированная величина товарных запасов позволит, с одной стороны,организовать бесперебойную торговлю, а с другой — не вызовет замораживаниятоварной массы и падения спроса.
Специалисты выделяют факторы, влияющие навеличину товарных запасов:
— объем и структура розничноготоварооборота;
— баланс спроса и предложения на товарномрынке;
— порядок организации снабженческойдеятельности;
— уровень цен и их динамика;
— физико-химические свойства товаров,влияющие на длительность хранения;
— состояние материально-технической базыторговой организации и др. [1, 4].
В теории и практике управления товарнымизапасами используются различные способы их планирования, которые разделяются настатистические, технико-экономические и экономико-математические.
Наиболее простыми способами планирования, нетребующими математической подготовки и больших трудовых затрат, являютсястатистические способы, в том числе абсолютные и относительные показатели.Абсолютными показателями выступают объем розничного товарооборота, общаястоимость товарных запасов и т.д. К относительным показателям относится уровеньтоварных запасов в днях оборота, рассчитываемый в виде соотношения объематоварных запасов на установленную дату и однодневного товарооборота.
Данный коэффициент свидетельствует обобеспеченности товарными запасами процесса торговли в организации ихарактеризует число дней, на которое рассчитан планируемый объем товарныхзапасов.
На величину товарных запасов влияеттоварооборачиваемость, отражающая интенсивность их использования в сфереобращения. Товарооборачиваемость определяется по формуле:
О = З / Т ,
с о
где О — товарооборачиваемость, дни;
З — средний товарный запас за период;
с
Т — однодневный товарооборот.
о
Как отмечалось ранее, в состав операционногобюджета включаются бюджет закупок и бюджет товарных запасов. Их разделениецелесообразно в бюджетировании хозяйственной деятельности крупных торговых организаций,где есть потребность в расчетах больших объемов товарных запасов, определениибюджетов закупок по центрам ответственности (по магазинам, лоткам и пр.).
В средних торговых организациях эти бюджетыследует объединить в сводный бюджет закупок товаров (товарной продукции).Пример сводного бюджета закупок и товарных запасов ОАО «Матрица»приведен в табл. 2.
Таблица 2
Сводный бюджет закупок и товарных запасовОАО «Матрица»
N
п/п
Показатель
Наименования товарных
групп
Итоговая
сумма
Дискеты
Картриджи
Кардридеры
1
Объем товарных запасов
на конец отчетного
периода (года)
1 500
560
240
2 300
2
Объем розничного
товарооборота
18 000
400 000
44 000
462 000
3
Прочее выбытие товаров
(лом, бой)
-
3 000
-
3 000
4
Величина потребности в
товарах
19 500
403 560
44 240
467 300
5
Объем товарных запасов
на конец отчетного
периода (года)
1 040
230
195
965
6
Величина закупки
товаров
18 460
403 330
44 045
465 835
Следующим этапом бюджетирования в торговыхорганизациях является определение бюджетов условно-постоянных иусловно-переменных издержек обращения.
Наибольшую трудность при формированииназванных бюджетов вызывает, на взгляд автора, экономически обоснованноеразделение совокупности издержек обращения на условно-постоянные иусловно-переменные издержки.
Замечу, что во многих учебниках, учебныхпособиях по экономике, экономическому анализу, финансам организаций, бухгалтерскомуучету издержки обращения носят названия «постоянные» и«переменные». Однако сами авторы указывают на условность такогоделения. Так, В.А. Чернов, рассматривая методику анализа издержек обращения,пишет: "… Деление издержек на переменные и постоянные условно, так как вопределенных случаях переменные затраты могут стать постоянными, а постоянные — переменными" [5].
Вместе с тем большинство торговыхорганизаций нуждается в четкой градации массы издержек обращения на две группы- условно-постоянные и условно-переменные издержки обращения, логически иэкономически обоснованные с позиции влияния на формирование себестоимоститоварной продукции (товаров).
Группировку следует осуществлять на основеМетодических рекомендаций по учету затрат, включаемых в издержки обращения ипроизводства, и финансовых результатов на предприятиях торговли, утвержденныхКомитетом по торговле РФ и Минфином России 20.04.1995 N 1-550/32-2. Сразуоговоримся, что данный документ используется в целях управленческого учета и анализа,не подменяя Налогового кодекса, установившего собственный перечень прямых икосвенных затрат в целях налогообложения. Поэтому эта классификация преследуетцель выявления резервов минимизации издержек обращения на основеуправленческого анализа, методология и методика которого рассмотрены далее.
Анализ практики учета издержек обращения висследованных торговых организациях, их анализа и планирования позволилвыделить из совокупности издержек обращения следующие виды условно-постоянныхиздержек обращения, расположенные по степени их значимости:
1) расходы на оплату труда;
2) отчисления на социальные нужды;
3) амортизация основных средств инематериальных активов;
4) расходы на хранение, подработку,подсортировку, упаковку товаров;
5) потери товаров и технологические отходы;
6) расходы по эксплуатации инвентаря ихозяйственных принадлежностей .
--------------------------------
Названия издержек обращения, занекоторым исключением, даются в трактовке указанных Методических рекомендаций.
Данная группировка явно противоречитразделению издержек обращения на условно-постоянные и условно-переменные,представленному В.А. Черновым в интересном и качественном учебном пособии,посвященном экономическому анализу в торговле .
--------------------------------
Чернов В.А. Экономический анализ.- М.: Финансы и статистика, 2005.
Поскольку позиция д. э. н. В.А. Черноваотражает научный взгляд школы, сложившейся в Российском государственномторгово-экономическом университете, внесшей огромный вклад в развитиебухгалтерского учета, экономического анализа и аудита в торговле, считаюнеобходимым обосновать позицию относительно приведенной группировки издержекобращения.
В основе указанной группировки лежитдействие фактора постоянного наличия определенных издержек в составесебестоимости, а также логические рассуждения относительно роста или сниженияиздержек обращения из-за снижения интенсивности торговой деятельности. Этотпринципиально новый подход отличается от сложившегося разделения издержекобращения в зависимости от увеличения объема продаж (производства).
Введение этого фактора — присутствие тех илииных издержек обращения в торговой организации — позволяет затем осуществить ихделение по исторически обусловленной зависимости от темпов роста или снижения товарооборота.
Дополнительным аргументом в пользуприменения названного признака классификации являются приведенные О.Д.Кавериной результаты поведения затрат в европейских странах и Японии. Согласноее данным практически все издержки обращения, отнесенные автором кусловно-постоянным издержкам, аналогичным образом включены в состав тех жеиздержек.
На основе предложенного перечня статейусловно-переменных издержек обращения формируется соответствующий бюджет,структура которого в значительной мере определяется направлениями использования(управление, контроль, анализ). В настоящее время отсутствуют типовые формыбюджетов условно-переменных и условно-постоянных издержек обращения, в связи счем представленный далее бюджет носит рекомендательный характер и может бытьтрансформирован в зависимости от целей управления (табл. 3).
Привет, воровать работы из сети классно?
Таблица 3
Примерная форма бюджета
условно-постоянных затрат ОАО«Матрица»
N
п/п
Наименования статей
издержек обращения
Товар А
Товар Б
Товар С
Итого
1
Расходы на оплату труда
250
300
150
700
2
Отчисления на социальные нужды
65
78
39
182
3
Амортизация основных средств и
нематериальных активов
30
87
54
171
4
Расходы на хранение,
подработку, сортировку товаров
12
10
23
45
5
Потери товаров и
технологические отходы
-
21
11
32
6
Расходы по эксплуатации и
содержанию инвентаря
17
23
55
95
Итого...
59
141
133
343
Приведенный формат бюджетаусловно-постоянных издержек обращения дает возможность подсчета их суммы как покаждому товару, так и их суммы по определенной статье издержек обращения повсем товарам. Рассмотренный бюджет имеет статичный характер, поэтому в целяхэкономического анализа его необходимо расширить на счет включения граф«Величины отклонений фактических издержек от нормативных (плановых)»,«Причины отклонений», «Виновники отклонений»,«Мероприятия по устранению отклонений». Кроме того, издержкирекомендуется «привязать» к их местам возникновения. Это позволитповысить персональную ответственность за планирование, учет и контроль затратво всех центрах ответственности и будет способствовать оптимизацииценообразования торговой организации.
Рассматривая группу условно-переменныхиздержек обращения, отметим ее более широкий состав и значимость вэкономическом анализе как инструмента минимизации себестоимости товаров(товарной продукции).
Из типовой учетной номенклатуры статей,включаемых в издержки производства и обращения предприятий торговли иобщественного питания, автором отнесены к разряду условно-переменных издержекследующие статьи:
1) транспортные расходы;
2) расходы на аренду и содержание зданий,сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового автотранспорта;
3) расходы энергоресурсов;
4) расходы на рекламу;
5) затраты по оплате процентов запользование займов;
6) расходы на тару;
7) прочие расходы.
Отнесение перечисленных статей издержекобращения к условно-переменным издержкам носит в определенной степенисубъективный характер, поскольку величины этих затрат могут изменяться взависимости от ряда условий как юридического (например, сроки действиядоговоров аренды), так и финансового (фиксированные или «плавающие»затраты на рекламу) плана.
На основе сформированных операционныхбюджетов (бюджет закупок и товарных запасов, бюджеты условно-постоянных иусловно-переменных издержек обращения, бюджет продаж) генерируется бюджетприбылей и убытков (доходов и расходов). В целях выработки единогометодического подхода к построению структуры бюджета прибылей и убытковнеобходимо устранить терминологическую проблему. Эта проблема состоит вразночтениях ученых-экономистов относительно названия анализируемого бюджета.
Так, одни экономисты (М.А. Вахрушина, В.Э.Керимов и др.) используют термин «план прибылей и убытков» [3, 4].Другие экономисты считают целесообразным применение термина «бюджетприбылей и убытков». О.Д. Каверина упоминает о бюджете доходов и расходовна плановый период, формируя его на основе отчета о прибылях и убытках.
--------------------------------
Каверина О.Д. Управленческий учет:системы, методы, процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2003.
Нам ближе позиция проф. В.Б. Ивашкевич,который пишет: "… В результате составления главного бюджета создаются:прогнозный баланс, прогноз (бюджет) прибылей и убытков, прогноз (бюджет)движения денежных средств" [2].
По мнению диссертанта, термин «бюджетприбылей и убытков» точно отражает экономическую сущность и структуруформируемого бюджета, отражающего основные затраты, доходы и расходы торговойорганизации. Построение названного бюджета на основе отчета о прибылях иубытках создаст основу гармонизации не только финансового и управленческогоучета, преемственности и взаимосвязи их данных, но и приблизит отечественнуюметодику бюджетирования к международной учетной практике, поскольку отчет оприбылях и убытках соответствует требованиям МСФО.
Исследование научной и учебно-методическойлитературы, раскрывающей методологию и методику бюджетирования, показалоотсутствие в большинстве источников форм бюджета прибылей и убытков. Крометого, предлагаемые некоторыми экономистами форматы бюджетов (например, О.Д.Кавериной) носят статичный характер и не пригодны для реализации задачбюджетного анализа и аудита.
Формат бюджета (в терминологии автора — плана прибылей и убытков), отражающий основные показатели отчета о прибылях иубытках, предложила Е.В. Иванова [1]. Она включает в данный бюджет следующиепоказатели: объем продаж (товарооборот), себестоимость продаж, валовой доход,переменные издержки обращения, маржинальный доход, постоянные издержки,операционную прибыль, налог на прибыль, чистую прибыль. Эти показателипривязаны к товарным группам и выражены как в суммовом, так и в процентномотношении. В целом структура такого бюджета базируется на маржинальном подходеуправленческого учета, что представляется экономически обоснованным с позицииуправления косвенными издержками обращения и прибылью торговой организации.
Вместе с тем применение такого бюджета непозволяет получить информацию о прочих доходах и расходах организации,необходимую для последующего бюджетного анализа и аудита. Кроме того,отсутствие источников информации в структуре бюджета делает этот финансовыйдокумент непонятным для других специалистов, не знакомых с методикойсоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Поэтому автор предлагает усовершенствованныйформат бюджета прибылей и убытков, максимально приближенный к одноименномуотчету, входящему в состав финансовой отчетности.
Для упрощения расчетов все показателибюджета прибылей и убытков отражают данные по одной группе товаров, условноназванной товар А. Формат бюджета прибылей и убытков приведен в табл. 4.
Таблица 4
Бюджет прибылей и убытков ЗАО «Антей»,руб.
N
п/п
Показатель
Товар «А»
Источники
информации
Сумма
Процент к
товарообороту
1
Выручка от реализации
продукции
400 000
100
Данные по
сч. 41, 62 и
90-1
2
Себестоимость
продукции
170 000
42,5
Данные по
сч. 90-2
3
Валовая прибыль
230 000
57,5
Справка-расчет
валовой прибыли
4
Условно-переменные
издержки обращения
20 500
5,1
Данные по
сч. 44,
соответствующим
субсчетам
5
Маржинальный доход
(прибыль от
реализации)
209 500
52,3
Справка-расчет
маржинального
дохода
6
Условно-постоянные
издержки обращения
74 350
18,5
Данные по
по сч. 44,
соответствующим
субсчетам
7
Операционная прибыль
(п. 5 — п. 6)
135 150
33,8
Справка-расчет
операционной
прибыли
8
Прочие доходы
3 400
0,9
Данные по
сч. 91-1
9
Прочие расходы
2 140
0,53
Данные по
сч. 91-2
10
Прибыль до
налогообложения
(п. 7 + п. 8 — п. 9)
136 650
34,2
Справка-расчет
11
Налог на прибыль
32 796
8,1
Справка-расчет,
декларация по
налогу на
прибыль, данные
по сч. 68
12
Чистая прибыль
103 854
26
Справка-расчет,
отчет о
прибылях и
убытках
Работа взята из Интернета.
--------------------------------
Ставка налога на прибыль на моментнаписания составляла 24%.
Данные табл. 4 свидетельствуют о большомудельном весе как маржинального дохода, так и чистой прибыли в доле выручки отреализации товаров (товарной продукции), что отражает эффективную сбытовую иценовую политику. Разумеется, представленный примерный формат бюджета прибылейи убытков может быть видоизменен в зависимости от многих факторов, в том числеот целей управления, отраслевой принадлежности организации и т.д. В то же времяиспользование подобной структуры бюджета прибылей и убытков обеспечиваетпреемственность не только финансового и управленческого учета, но и налогового,что в конечном счете ведет к гармонизации названных учетных подсистем винформационном поле управления, сокращает объем учетно-аналитической работы иделает подсистему управленческого учета более гибкой, адекватной задачамуправления.
Рассматривая структуру бюджета прибылей иубытков, следует отметить целесообразность составления операционных бюджетов нетолько по условно-постоянным и условно-переменным издержкам обращения, но и попрочим доходам и расходам для усиления аналитичности, детализацииуправленческого учета, выявления резервов минимизации себестоимости по ееэлементам (видам затрат), которое нивелирует неизбежное увеличение объемаучетно-аналитической работы.
Некоторые экономисты (в частности, Е.В.Иванова) отмечают, что "… с помощью финансового бюджета (плана) можнополучить информацию о таких показателях, как:
— объем продаж и общая прибыль;
— себестоимость продаж;
— процентное соотношение доходов и расходов;
— общий объем инвестиций;
— использование собственных и заемныхсредств;
— срок окупаемости вложений [1].
В целом, соглашаясь с возможностью полученияинформации по ряду перечисленных упомянутым автором показателей, ставим подсомнение утверждение о формировании данных о таких показателях, как общий объеминвестиций, использование собственных и заемных средств, срок окупаемостивложений. Очевидным является факт получения значений по названным показателямпосредством использования инструментария (формул и прочих методов)экономического, в том числе финансового, анализа. Причем некоторые показатели,связанные с оценкой инвестиций, рассчитываются в рамках проведенияинвестиционного анализа, который в основном базируется на данных финансовойотчетности.
Не менее важным финансовым документом, формируемымв рамках бюджетирования, выступает бюджет движения денежных средств (БДДС). Вряде учебных источников данный бюджет называют бюджетом денежных средств, чтоявляется методологически неверным, так как этот документ отражает движениеденежных средств, раскрывает направления поступления и выбытия этих оборотныхактивов. В этом плане бюджет движения денежных средств представляет фактическианалитическую форму, пригодную для экономического анализа.
В современной литературе, посвященнойуправленческому учету, алгоритм конструирования бюджета о движении денежныхсредств базируется на применении существующей формы одноименного отчета,входящего в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако немногиеэкономисты уделяют достаточно внимания этому важному финансовому документу,являющемуся основой финансового, инвестиционного и иных видов экономическогоанализа.
Приведем несколько подходов к моделированиюбюджета движения денежных средств, отражающих взгляды как отечественных, так изападноевропейских экономистов.
О.Д. Осипенкова предлагает произвольнуюформу бюджета о движении денежных средств, в которой содержатся данные опоступлениях, платежах поступлений (покупка материалов, зарплата,производственные накладные расходы, общехозяйственные расходы и пр.), итоговыезначения поступлений и платежей, остаток на конец года по трем отчетнымпериодам (месяцам). Очевидным недостатком такого формата является отсутствиеинформации о других источниках поступлений денежных средств, а также неполныйперечень направлений расходования денежных средств. Также отметим статичностьбюджета, выражающуюся в отсутствии граф «сумма отклонений фактическихпоказателей от нормативных (плановых)», «причины отклонений» ииных нефинансовых показателей, используемых в целях управленческого анализа.
Формат бюджета движения денежных средств,построенный на основе одноименной отчетной формы финансовой отчетности (форма N4), разработали В.Э. Керимов и Е.В. Иванова [1]. Он практически полностьюсоответствует отчету о движении денежных средств и служит инструментоминтеграции финансового и управленческого учета, снимая проблему трансформацииданного финансового документа в управленческий отчет, пригодный для принятиярешений в области ценообразования, инвестиций и т.д.
Сходный вариант бюджета о движении денежныхсредств, называемый авторами сметой (бюджетом) денежных средств, представленТ.В. Шишковой и О.Е. Николаевой [6]. В нем, как и в бюджете, предложенном О.Д.Осипенковой, рассматриваются только поступления от продаж, что значительно суживаетсферу применения документа в целях управленческого учета и анализа.
Логико-структурный анализ форматов бюджета одвижении денежных средств, разработанных российскими и зарубежнымиспециалистами в области управленческого учета, позволил нам выделить наиболееприемлемую с точки зрения бюджетирования и бюджетного анализа форму названногофинансового документа, которую предложила Е.В. Иванова.
Использование данного формата бюджета нетолько решает проблему гармонизации отчетности управленческого и финансовогоучета, но и дает возможность проведения бюджетного анализа при условии егорасширения как в плане оценки значений по отчетным годам, так и добавленияновых граф, п