Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Этико правовые механизмы аудиторского дела

--PAGE_BREAK--
Сущность аудиторской деятельности

Ускоренное развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономического контроля. Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов экономического контроля в условиях рынка является независимый контроль. Независимый контроль проводится аудиторами, аудиторскими фирмами, осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика (проверяемого субъекта, в отдельных случаях за счет бюджетных средств) — клиента.

Аудиторская деятельность, аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству РК. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчётности, которая позволяет пользователю этой отчётности на основании её данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, осуществляемого в соответствии с законодательством РК уполномоченными органами государственной власти.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующие слуги:

— постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учёта, составление финансовой (бухгалтерской) отчётности, бухгалтерское и налоговое консультирование;

— анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

-управленческое и правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

-оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

— проведение маркетинговых исследований;

— проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

— обучение в установленном законодательством РК порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

— оказании услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Аудиторская проверка проводится в несколько этапов:

1). Подготовка к проведению аудиторской проверки.

В аудиторской фирме на каждое предприятие-клиента заводится досье с информацией о масштабах её деятельности, видах деятельности, деловых партнёрах, перспектив развития, наличия на предприятии экономических ресурсов.

После составления досье, проводят предварительную оценку предстоящей аудиторской проверки и определяют сроки её проведения.

2). Планирование аудиторской проверки. При планировании аудиторской деятельности фирма обязана:

— определить основные направления деятельности предприятия;

— получить сведения о формах и методах организации управленческого учёта и контроля;

— определиться в выборе формы аудиторского заключения и определить, кому оно будет предоставляться;

— определить основные направления аудита, подготовить необходимые документы. Определить требования, которые будут выдвигаться к лицам, проводящим аудиторскую проверку и составить план расписания ревизий.

3). Оценка системы учёта на предприятии, проведение проверки хозяйственных операций и учётных записей, а так же наличие имущества, находящегося в распоряжении предприятия с данными баланса.

4). Сверка финансовой отчётности с учётными записями, подтверждение того, что балансовый счёт прибылей и убытков отражает истинную картину хозяйственной деятельности предприятия.

5). Проверка соответствия финансовой отчётности требованиям законодательства и нормативам учётной политики.

6). Оценка финансовой отчётности в целом и составление общего вывода о том, что финансовая отчётность составлена на основе объективной и проверенной информации, т.е. она является достоверной.

Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, законности и достоверности хозяйственно-финансовых операций и правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета.

Важным элементом аудиторской деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска и определение информационной базы для проведения проверки.

Аудиторский риск — это оценка риска неэффективности предстоящей проверки аудитором, который в своем заключении сделал вывод о том, что бухгалтерская отчетность у клиента достоверна.

Для того чтобы подготовить наиболее оптимальный план проведения аудита, необходимо при расчете аудиторского риска системно учитывать не только общие основополагающие аспекты контроля, но и предварительно оценить совокупность влияющих на них факторов. Только системный подход и комплексная оценка всех факторов при расчете аудиторского риска позволяет составить приемлемый план аудита.

В соответствии с российскими проектами стандартов аудитору следует дать оценку состоянию бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля в проверяемой организации. Это необходимо для установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность показателей финансовой отчетности.

Эффективно построенная система учета должна: гарантировать, что хозяйственные операции верно отражены во времени; позволить правильно измерить объем операции; помочь составить бухгалтерскую проводку, адекватную содержанию операции; ограничить возможность появления умышленных нарушений и злоупотреблений.

Ключевыми элементами области контроля являются: эффективность организационной структуры; роль руководства; место внутреннего аудита; обоснованность планов и бюджетов; уместность и надежность информации руководства; существование адекватной политики и процедур для контроля за бизнесом; риск того, что руководство может игнорировать систему внутрихозяйственного контроля или преднамеренно привести ложные цифры в финансовой отчетности; эффективность контроля руководства над компьютерными операциями; надежность контроля над операциями, отличными от компьютерных.

В процессе проверок аудиторы должны составлять рабочие документы, являющиеся основными документами, подтверждающими объем и качество выполняемой ими работы. Рабочие документы составляются по произвольной форме. В них должна, прежде всего, содержаться необходимая справочная информация о клиенте; краткое описание выполненной работы. В частности, необходимо указывать: метод проведения проверки — сплошной или выборочный, либо объем проверенной документации; замечания по результатам проверки; перечень первичных и других документов, не представленных к проверки; иные выявленные несоответствия действующему законодательству; мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков; другие рекомендации по улучшению хозяйственно-финансовой деятельности клиента. Кроме того, в рабочих документах должно найти отражение описание системы внутрихозяйственного контроля у клиента, программа аудита, а также результаты аудита за прошлый год.

На основании записей, произведенных в рабочих документах, составляется аудиторское заключение.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РК результатом аудиторской проверки является заключение аудитора — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Аудиторское заключение состоит из трёх частей:

1). Вводная часть.

Здесь указываются юридические адреса, а для аудиторов, являющихся физическими лицами, указывается ФИО, стаж работы в качестве аудитора, дата и номер лицензии, номер аттестационного свидетельства и дата выдачи, а также организация выдавшая лицензию.

2). Аналитическая часть.

Здесь указывается наименование предприятия, период его деятельности, за который проводилась проверка, результаты экспертизы финансового учёта и соответствие отчётности. А также факты выявленных нарушений, в т.ч. факты нарушений, которые принесли ущерб самому предприятию, органам государственной власти, третьим лицам.

3). Заключительная часть.

Содержит запись о подтверждении достоверности бухгалтерской отчётности. Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором или руководителем аудиторской фирмы, ставится печать.

Различают четыре варианта аудиторского заключения: безусловно положительное, условно положительное, отрицательное и отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Заключения аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РК.

Контроль за ведением бухгалтерского учёта может быть как внешним, так и внутренним.

Внутренний контроль осуществляется службой внутреннего аудита и направлен на установление правильности ведения бухгалтерского учёта и отчётности на предприятии.

Внешний контроль осуществляется аудиторской службой.

Различают несколько вариантов аудита:

1). Аудит финансовой отчётности — служит для выявления полноты и достоверности финансовой информации.

2). Согласованный (регулирующий) аудит — основной целью является проверка соблюдения конкретных норм и процедур деятельности предприятия. При этом анализируются недостатки в работе предприятия, связанные с принятием управленческих решений.

3). Аудит производственной деятельности состоит в проверке качества производственного процесса и его основной целью является улучшение качества выпускаемой продукции при более низкой себестоимости. Аудитор должен предложить конкретные направления повышения эффективности и производительности работы предприятия.

4). Добровольный аудит — проводится по заказу заинтересованной стороны, при этом объём и характер проверки зависит от желания клиента.

5). Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учёта и финансовой отчётности организации.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

— организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

— организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РК обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

— объём выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РК минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчётного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РК минимальный размер оплаты труда;

— организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения;

— обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен законодательством РК

2. Профессиональная этика аудитора

Осуществляя проверку достоверности финансовой отчетности, аудитор должен неукоснительно соблюдать нормы профессиональной этики.

Существует международный этический кодекс аудитора, а также кодекс профессиональной этики аудиторов РК, разработанный на основе международного кодекса.

Кодекс профессиональной этики аудиторов РК одобрен Аудиторской палатой.

Этика профессионального поведения аудиторов определяет нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм является непременной обязанностью и высшим долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы. Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный и материальный ущерб. Сообщество аудиторов в целом и каждый аудитор в отдельности осуждают неэтичное поведение отдельных аудиторов и требуют их наказания вплоть до исключения из своей Среды, лишения квалификационного аттестата и лицензии на проведение аудиторской деятельности. Аудиторы обязаны придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести. Внешний аудитор обязан действовать в интересах общества и всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика аудиторских услуг (клиента). Выполняя аудит по заказу определенного клиента, аудитор обязан разрешать объективное противоречие между ним и клиентом в пользу общественных интересов. Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен быть убежден, что защищенные интересы возникли на законных и справедливых основаниях. Как только аудитору станет известно, что защищаемые интересы клиента возникли в нарушение закона либо справедливости, он обязан отказаться от их защиты. Объективность и внимательность аудитора. Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации. Аудиторы не должны представлять факты сознательно не точно или предвзято. Оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности их суждений.

Поступки аудиторов, их решения и заключения не могут зависеть от суждений или указаний других лиц. Каждый аудитор должен принимать все меры для создания и поддержания доверия и уважения к своей профессии, защищать нравственные, моральные ценности от всех возможных нарушений и посягательств.

Кодекс этики аудиторов

Кодекс этики аудиторов включает в себя 12 основных правил.

Правило 1. Профессионализм, знания и компетентность

Аудитор должен:

— выполнять свои обязанности честно и добросовестно с профессиональным умением, компетентностью и усердием;

— заботиться о престиже своей профессии, проявлять себя достойным доверия, возложенного на профессию аудитора обществом и заказчиком;

— постоянно повышать свою профессиональную квалификацию путем изучения нормативных документов по бухгалтерскому учету, хозяйственному и налоговому законодательству, других законодательных актов, норм и стандартов аудита;

— гарантировать заказчику оказание аудиторских услуг высокого качества, основанных на современных методиках, законодательных иных нормативных актах за счет постоянного поддержания на должном уровне своих профессиональных знаний.

Аудитор не должен оказывать заказчику аудиторские услуги, если он не обладает достаточной квалификацией в данной области или не уверен в правильности своих рекомендаций, выводов, заключений.

Аудитор не может оказывать профессиональные услуги, не владея бухгалтерскими и аудиторскими приемами — методами анализа и оценки активов и пассивов, доскональным знанием законодательства и нормативной базы в области учета и налогообложения. При оказании аудиторских услуг аудитор обязан максимально применять свои знания и опыт.

Минимально необходимые профессионально-образовательный уровень знаний и стаж практической работы аудитора определены Законом РК «Об аудиторской деятельности».

Гарантией качественного оказания аудиторских услуг является соблюдение требований законодательных и нормативных актов, аудиторских стандартов и методик. Повышение профессиональной квалификации аудиторов подразумевает постоянное обновление знаний путем систематического изучения утвержденных и принятых законодательных, нормативных и инструктивных материалов, норм и стандартов по аудиту, а также посредством семинаров по различным вопросам финансовой, экономической деятельности субъектов хозяйствования.

Правило 2. Профессиональная независимость

Аудитор, оказывая профессиональные услуги, должен быть независим в своем суждении при проведении аудита, выполнять свои профессиональные обязанности объективно и беспристрастно. В противном случае он должен отказаться от их выполнения.

Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является сотрудником государственного органа управления, никакие государственные органы, заказчики аудита и любая третья сторона не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность аудитора.

Аудитор при проведении аудиторских проверок не должен выполнять указаний какой-либо организации или физического лица, придающих проверке тенденциозный, целенаправленный характер.

Мнение аудитора по финансовым вопросам не должно зависеть от суммы оплаты за выполненную работу.

При оказании консультационной помощи аудитор должен стремиться к защите интересов заказчика, отыскивать и рекомендовать законные пути, облегчающие его коммерческую или хозяйственную деятельность. Аудитор не должен превращаться в сборщика отрицательных факторов, разоблачителя и обвинителя. Замечания в адрес заказчика должны быть доведены в корректной форме как пожелания, советы, рекомендации и т.п. Однако аудитор должен сознавать, что чрезмерная поддержка заказчика, фактически ставящая аудитора в положение работника заказчика, может отрицательно сказаться на его независимости.

Получение от заказчика товаров и услуг может быть угрозой независимости. Товары и услуги не должны приниматься аудитором или близкими ему родственниками бесплатно или на более льготных условиях.

Аудитор не должен получать ссуду от заказчика или иметь займы банка, гарантируемые заказчиком. Это не относится к ссудам банков при выполнении обычных процедур кредитования. Финансовая связь с заказчиком отрицательно скажется на независимости аудитора.

Уставным капиталом аудиторской организации должны владеть аудиторы. Может допускаться владение капиталом аудиторской организации другими лицами при условии, что не менее 70 % уставного капитала и право голоса остается за аудиторами.

Кроме указанных этических принципов независимости аудитора могут быть, как это показывает зарубежный опыт, и другие. Так, один и тот же аудитор не может проводить проверки на предприятии в течение многих лет (более 5- 7), в связи с чем должна быть предусмотрена ротация аудиторов.

Правило 3. Честность, справедливость и объективность.

Аудитор должен быть честным в своей профессиональной работе, не должен вызывать предубеждения и влиять на других, чтобы исказить объективность. Аудитору должно быть присуще беспристрастное отношение к объекту проверки, он не должен принимать участие в конфликте интересов субъектов хозяйствования и сознательно предоставлять факты неточно и предвзято. Аудитор, выступая в различных качествах, должен быть правдивым и честным при выполнении своих профессиональных обязанностей. Аудитор обязан быть справедливым и не допускать, чтобы предрассудки, предвзятость и другие факторы оказывали влияние на объективность его мнения. Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов, либо немедленно прекращать их, указывая на недопустимость давления аудитора в любой форме.

Правило 4. Конфиденциальность

Аудитор обязан:

— гарантировать заказчику конфиденциальность представляемых, им и выявленных в ходе аудиторских работ сведений и данных результатов проверки и финансового состояния заказчика;

— не использовать в своих целях или в интересах третьих лиц полученную в результате аудиторской проверки информацию;

— обеспечить сохранность документов, полученных на проверяемом субъекте хозяйствования, а также составленных в ходе проверки.

Конфиденциальность подразумевает неразглашение аудитором во всех случаях полученной в процессе оказания аудиторских услуг информации, за исключением случаев:

— когда это разрешает заказчик с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть;

— когда это предусмотрено законодательными актами или решениями судебных органов;

— для защиты профессиональных интересов аудитора в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или уполномоченными представителями заказчика;

— когда заказчик намеренно и незаконно вовлек аудитора в действия, противоречащие профессиональным нормам.

Аудитор несет ответственность по действующему законодательству за использование информации в личных целях и несанкционированное разглашение служебной информации третьим лицам.

Конфиденциальность полученной информации сохраняется аудитором и после прекращения отношений между ним и заказчиком.

Аудитор обязан сообщать заказчику в ходе проведения аудита в письменной форме о фактах, свидетельствующих о серьезных нарушениях законодательства Республики Казахстан, в результате которых предприятие или государство понесли либо могут понести ущерб.

Правило 5. Несовместимые, дискредитирующие действия

Несовместимые действия аудитора регламентированы Законом РК «Об аудиторской деятельности».

Аудитору, занимающемуся аудиторской деятельностью, запрещается непосредственно заниматься другими видами предпринимательской деятельности, за исключением преподавательской и научной деятельности, а также не вправе совершать действия, дискредитирующие его профессию, а именно:

— отказываться возвращать заказчику документы, даже если он не оплатил за оказанные аудиторские услуги;

— вносить фиктивные или неточные записи в бухгалтерские (финансовые) отчеты;

— не соблюдать принятые аудиторские нормы и стандарты;

— привлекать заказчиков путем обмана, введения в заблуждение и южных утверждений или действий, так как это может привести к снижению эффективности и качества аудита;

-выдавать аудиторские заключения без доскональной проверки вопросов, изложенных в этом заключении, а также выдавать заключения, не соответствующие действительному положению дел.

Правило 6. Вежливость и внимание к заказчику

Аудитор обязан проявлять к заказчику доброжелательное, вежливое и внимательное отношение. Поведение и внешний облик аудитора должны соответствовать нормам делового этикета и вызывать у заказчика уважение к профессии аудитора. Вежливость и предусмотрительность при общении с заказчиком должны быть для аудиторов одним из основных правил. И хотя такт и дипломатичность очень важны, у заказчика должна быть полная ясность в позиции аудитора по основным вопросам. Ни один аудитор не подчинит соображениям вежливости свои суждения и выводы и не изменит лишь из вежливости свое объективное мнение. Аудитор, работая у заказчика, не имеет права демонстрировать свое превосходство, показывать разницу в образовательном уровне между собой и заказчиком, позволить себе быть небрежным, грубым и невнимательным. Правила вежливости должны быть соблюдены в любых случаях, даже если заказчик и не прав.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лекции - Педиатрия (Анатомо-физиологические особенности ЖКТ ребенка)
Реферат Interview With Liza Picard Social Historian Essay
Реферат Государство и общество в Перу
Реферат Роль и место Беларуси в процессах общественно-исторического развития
Реферат Налоговая система Давида Рикардо
Реферат Социология, социальный контроль
Реферат Консультирование в кризисной службе
Реферат Государственное устройство Мексики
Реферат Розробка технології та рецептури напівкопчених ковбасних виробів вищого ґатунку
Реферат Современное состояние и пути совершенствования организации маркетинга в ОАО ЧЕТРА Промышленные машины 2
Реферат Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. ''Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы''
Реферат Конкуренция и монополизм
Реферат Фінанси і податки
Реферат Возмещение вреда причиненного юридическому лицу в результате распространения сведений порочащих
Реферат Стратегии поведения субъектов мировой индустрии предметов роскоши на основе управления дизайнерскими