Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Формирование учетной политики предприятия

--PAGE_BREAK--Формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием Особое внимание должно быть обращено на процедуру формирования учетной политики на предприятиях. В ней должны участвовать специалисты не только бухгалтерской службы, но и других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии.
Из вышеперечисленного видно: насколько важно правильно определить учетную политику предприятия. Однако при этом следует учитывать также ряд факторов, которые значительно влияют на выбор:
· организационно-правовая форма предприятия (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное предприятие и т.д.);
· отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность);
· объемы деятельности, структура организации, среднесписочная численность;
· налоговое поле деятельности организации (освобождение от различного вида налогов, ставки налогов);
· степень свободы действия в условиях перехода к рынку (прежде всего, имеется в виду возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнера);
· стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);
· наличие материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно-методическое обеспечение и т.п.);
· система информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельности организации направлениям);
· уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей фирмы;
· система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей.
При формировании учетной политики должны соблюдаться следующие требования:
-                   активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств ее учредителей и других организаций (допущение имущественной обособленности);
-                   организация планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем (допущение непрерывности деятельности);
-                   учетная политика организации применяется последовательно из года в год     (допущение последовательности применения учетной политики);
-                   факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени оплаты (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).
-                   учетная политика должна формироваться путем выбора одного их альтернативных методов из неско­льких допускаемых общепризнанными стандартами;
-                   в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ ведения различных операций в учете, но в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов;
-                   учетная политика предприятия, утверждается руководителем и является одним из основных документов, который определяет правила ведения бухгалтерского учета в организации в рамках стандартов учета, определенных нормативными актами законодательства по бухгалтерскому учету.
Избранные способы ведения бухгалтерского учета должны применяться всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их располо­жения.
Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, неодинакова в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, особенности их использования – это составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.
Основное назначение и главная задача принимаемой учетной по­литики – максимально адекватно отразить деятельность организации сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней, полезную для принятия эффективных экономических решений.
В заключении этого вопроса можно сделать следующий вывод: вопросу учетной политики в литературе уделяют много внимания. Подходы, определенные в Законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», положениях (стандартах) бухгалтерского учета (далее – П(С)БУ), нашли свое дальнейшее развитие, они существенно углублены и расширены. В частности, обоснована необходимость и историческая обусловленность учетной политики, исследована методологическая и организационная сущность учетной политики, её влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности.

2.                Принципы и основы формирования учетной политики.
Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине» учетная политика определяется так: это совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием, для составления и представления финансовой отчетности.
Учетная политика конкретного предприятия зависит от политики государства в сфере бухгалтерского учета и предусматривает решение комплекса следующих вопросов:
Первый вопрос касается организации учета:
1.                Как организовать бухгалтерский учет на предприятии?
Выбирается форма организации бухгалтерского учета, то есть определяется субъект ведения учета: бухгалтерская служба, один бухгалтер, специальная аудиторская фирма, руководитель предприятия.
Определяется порядок распределения обязанностей между работниками бухгалтерии и устанавливается взаимосвязь бухгалтерской службы с другими структурными подразделениями предприятия: плановым, производственным отделами и другими.
Второй вопрос касается методики учета:
2.                Какие приёмы и способы используются для ведения учета?
Определяются конкретные методические приёмы и  способы ведения бухгалтерского учета:
— методы начисления амортизации;
— методы оценки производственных запасов;
— система учета запасов4
— учет процесса приобретения запасов;
— порядок  создания резервов.
Третий вопрос касается техники учета:
3.                Какие технические приёмы и процедуры использовать при ведении учета?
— выбирается форма ведения бухгалтерского учета: журнальная, компьютерная, упрощенная и другие.
— определяется список счетов из Плана счетов, который будет наиболее часто использоваться (рабочий план счетов).
— устанавливается порядок проведения инвентаризации и совершения документооборота.
Таким образом, формирование учетной политики состоит в том, что из всей совокупности способов реализации названых приемов для предприятия выбираются наиболее подходящие дна данный момент.
При формировании учетной политики предполагается соблюдение, установленных принципов бухгалтерского учета:
1)    полнота освещения – финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, принимаемые на её основе;
2)    осмотрительность – применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия;
3)    превалирование сущности над формой – операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы;
4)    автономность – каждое предприятии рассматривается как юридическое лицо, обособленное от его собственников, в связи с чем личное имущество и обязательства собственников не должны отражаться в финансовой отчетности предприятия;
5)    последовательность – постоянное (из года в год) применение предприятием выбранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами бухгалтерского учета), и должно быть обоснованно и раскрыто в финансовой отчетности;
6)    непрерывность -  оценка активов и обязательств предприятия осуществляется исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться в дальнейшем;
7)    начисление и соответствие доходов и расходов – для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, осуществляемыми для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения независимо от даты поступления или уплаты денежных средств;
8)    единый денежный измеритель – измерение и обобщение всех хозяйственных операций предприятия в его финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице;
9)    историческая (фактическая) себестоимость – приоритетной является оценка активов предприятия, исходя из расходов на их производство и приобретение;
10) периодичность – возможность распределения деятельности предприятия на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности. [2]
Наличие таких принципов и требований объясняется самим предназначением бух­галтерского учета в условиях рыночной экономики: он призван обеспечить получение полных и достоверных данных о финансовом положении организации, выступать способом общения деловых лю­дей, быть составляющей общегосударственной системы формирова­ния макроэкономических показателей. Все это становится возмож­ным лишь на основе единых подходов к ведению учета.
Одним из этих принципов является принцип последовательности, то есть постоянное использование предприятием учетной политики. Каждое предприятие разрабатывает учетную политику самостоятельно. Это установлено п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. В этом же пункте указано, что каждое предприятие выбирает форму реестров бухгалтерского учета, разрабатывает систему внутрихозяйственного учета, отчетности  и контроля хозяйственных операций, утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
На основе принципа последовательности учетная политика предприятия должна предусматривать постоянное использование принятой стабильной учетной политики. Учетная политика может изменяться только, если на предприятии изменяются уставные требования.
Принципы и требования, о которых идет речь, — это не стопро­центная унификация учетного процесса. Они лишь устанавливают рамки в построении системы учета в организации, которые необхо­димо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса. Назначение их заключается, в частности, в обеспечении сопоставимости информации, циркулирующей на рынке, в представ­лении правдивой и объективной картины финансового положения и финансовых результатов деятельности организации в отчетности, При их реализации в учетной политике конкретной организации необходимо исходить из допущений имущественной обособленности организации, непрерывности ее деятельности, последовательного приме­нил учетной политики, временной определенности фактов хозяйст­венной деятельности.
Таким образом, данные принципы есть условия деятельности организации, которые должны обязательно ей выполняться в течение всего периода формирования учетной политики. [9, c 21]
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета допускается выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если для учета какой-либо операции унифицированной формы документа не существует, организация может разработать ее самостоятельно.
Ответственность за формирование учетной политики предприятия, как и за организацию и ведение бухгалтерского учета на нем согласно законодательству, лежит на руководителе предприятия. Но, следует заметить, что руководитель предприятия не всегда достаточно осведомлен в вопросах ведения бухгалтерского учета, поэтому эта ответственность лежит также и на бухгалтере предприятия. Таким образом, учетная политика организации составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.
Однако, учетная политика также может разрабатываться специально созданной комиссией, специализированной фирмой (аудиторской, консалтинговой). Учетная политика – это, прежде всего, политика руководителя, поэтому именно он решает кто из перечисленных субъектов будет составлять учетную политику. То есть вопросы установления учетной политики находятся в компетенции руководителя. Полномочия руководителя по её установлению реализуются через определение в распорядительном документе перечня методов оценки, учета и процедур, касательно которых нормативно — методическая база предусматривает больше, чем один вариант. Одновариантные методы оценки, учета и процедур в этот документ включать нецелесообразно. Распорядительный документ составляется исполнительным органом управления предприятием и подается на утверждение руководителю. [21, c 358]
Распорядительный документ об учетной политике предприятия должен определять использование:
§     методов оценки выбытия запасов;
§     периодичности определения средневзвешенной себестоимости единиц запасов;
§     порядок учета и распределения транспортно-заготовительных расходов;
§     отдельного субсчета учета транспортно-заготовительных расходов;
§     метод учета активов (историческая себестоимость, справедливая себестоимость)
§     методов амортизации необоротных активов;
§     качественных характеристик предметов, которые входят в состав малоценных необоротных материальных активов;
§     класса 8 и/или 9 Плана счетов бухгалтерского учета;
§     периодичности застрахования сумм дооценки необоротных активов к нераспределенной прибыли;
§     метода исчисления резервов сомнительных долгов;
§     перечня создаваемых обеспечений будущих выплат и платежей;
§     дату определения ступени завершенности работ по строительным контракта;
§     периодичности отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств;
§     отдельного баланса филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия.
Распорядительный документ об учетной политике может быть принятый как базисный на время деятельности предприятия, в который, за необходимостью, могут вноситься изменения. В случае внесения изменений, которые по объему охватывают большую часть текста либо же значительно влияют на её содержание, распорядительный документ об учетной политике целесообразно полностью издать в новой редакции. 
Учетная политика и её изменения раскрываются в примечаниях к годовой финансовой отчетности в описательной форме либо прикладываются копии распорядительного документа об установлении изменений в учетной политике предприятия. [16]
Учётную политику предприятия обязаны знать:
    1.  руководитель  предприятия;
    2.   бухгалтер  предприятия;
    3. аудитор,  поскольку  учётная  политика  является  одним  из  объектов исследования, с изучения которых начинается процесс аудиторской проверки;
     4. налоговый инспектор, ведь от большинства принципов  учётной  политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Процесс формирования учетной политики состоит из следую­щих последовательных этапов:
1)                                 определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
2)                выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгал­терского учета;
3)                обоснование исходных положений построения учетной по­литики;
4)                идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта;
5)                                 выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией;
6)                                 оформление избранной учетной политики.
Последовательность этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе уста­навливается предмет учетной политики, ибо конкретная организа­ция имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтер­ского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от со­става объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на раз­работку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем эта­пе совокупности факторов, при адекватности которых эти допуще­ния закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведет­ся из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством по­верки каждого отобранного на предыдущем этапе способа систе­мой  соответствующих критериев.  На  шестом,  заключительном, этапе избранная  учетная  политика  получает  соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней.
Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее усло­вие – единство учетной политики в организации, то есть, другими сло­вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди­ных основах.
Учетная политика строится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономно, сообразно размерам организа­ции и масштабам ее деятельности. Выбор тех или иных способов ве­ления учета подразумевает сопоставление затрат и выгод, связанных с их применением. Например, использование каких-либо сложных способов распределения косвенных расходов в малых организациях ведет лишь к большим затратам, но никак не гарантирует пользовате­лям бухгалтерской отчетности ее достоверность.
Выбор способов ведения учета бывает сопряжен с необходимо­стью отдать предпочтение тому или иному требованию. Например, способы, обеспечивающие полноту учета фактов хозяйственной жизни, могут не вполне отвечать такому требованию, как рациона­льность, и наоборот. Для обеспечения своевременности информа­ции порой бывает необходимо поступиться полнотой и надежно­стью данных; в то же время ожидание того момента, когда все де­тали хозяйственной операции станут точно известны, позволяет достичь надежности информации, но делает ее бесполезной для своевременного принятия решений пользователями.
В подобных ситуациях руководство и специалисты организа­ции должны оценить степень влияния избираемого способа на по­лезность финансовой информации и решить, какому требованию отдать предпочтение. Относительная важность отдельных требова­ний в разных хозяйственных условиях определяется профессиона­льным суждением.
Иными словами, чаще всего формирование учетной политики есть процесс достижения баланса между назван­ными требованиями-принципами.
Как уже отмечалось, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из неско­льких допускаемых общепризнанными стандартами. Если послед­ними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике.
В такой ситуации возможно использовать три варианта определения учетной полити­ки: 1) по аналогии со сходными операциями; 2) исходя из общих определений и критериев; 3) на основе признанной практики. В первом случае речь идет об ориентации на требования, приня­тые для учета сходных операций, и общие принципы системы бух­галтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые не­посредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство опера­ций устанавливается на основе профессионального суждения. Во втором случае источником учетной политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения и крите­рии признания, описанные, в частности, в бухгалтерском законодательст­ве. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении того, капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход. Третий предложенный вариант ориентирует на общепризнан­ную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допус­тим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практи­ка не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгал­терскому учету.
Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее усло­вие – единство учетной политики в организации, т. е., другими сло­вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди­ных основах. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их располо­жения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных хозяйственных договоров.
В соответствии со статьей 4 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, и должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности. Вопросы изменений учетной политики урегулированы Положением (стандартом) бухгалтерского учета 6. Согласно пункту 9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 6 учетная политика может изменяться помимо прочего и тогда, когда такие изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия. Действующее законодательство не содержит ограничений относительно сроков и частоты проведения изменений учетной политики. Если руководство предприятия считает, что в случае изменений учетной политики будут выполнены условия пункта 9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 6, такие изменения могут происходить в течение календарного года. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. [10]
Посредством учетной политики осуществляется процесс либерализации системы бухгалтерского учета и происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, а также  разрешаются противоречия действующего законодательства. Кроме того, стоит отметить, что учетная политика организации, являясь совокупностью способов бухгалтерского учета, является также важным инструментом налогового планирования.
         Только что созданная организация должна оформить учетную политику до сдачи первой бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Однако использовать положения учетной политики нужно с момента государственной регистрации предприятия. Следовательно, составить учетную политику нужно еще до регистрации предприятия, а утвердить – в указанные сроки.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом, положения учетной политики организации должны применяться всеми ее обособленными филиалами и  представительствами, независимо от их местонахождения. 
Ответственным за организацию бухгалтерского учета на предприятии является руководитель. Именно он принимает решение о том, как нужно вести учет. В зависимости от сложности хозяйственных операций, количества работников, наличия обособленных подразделений и объема работ вести учет могут:
— бухгалтерия, под руководством главного бухгалтера;
— один бухгалтер, состоящий в штате организации;
— специализированная организация  (аудиторская фирма) или бухгалтер-специалист, работающий по договору гражданско-правового характера.
Выбранный способ должен быть указан в приказе об учетной политике. Кроме того, необходимо пояснить, какую форму бухгалтерского учета будет использовать предприятие.
Основными формами ведения бухгалтерского учета являются:
— журнально-ордерная;
— мемориально-ордерная;
— упрощенная;
— автоматизированная.
Учетная политика должна быть оформлена соответствующим организационно-распорядительным документом предприятия и утверждена приказом или распоряжением по предприятию. При этом утверждаются:
1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
4) методы оценки активов и обязательств;
5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;
6) порядок контроля хозяйственных операций;
7) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
В учетной политике обычно принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством по бухгалтерскому учету возложено, на сам субъект хозяйствования. То есть, в тех случаях, когда предприятие само может выбирать тот или иной способ учета. Так, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Законодательство разрешает использовать четыре различных метода.
Потенциальными пользователями, анализирующими учетную политику предприятия, являются: руководитель организации, так как он утверждает учетную политику; бухгалтер организации, так как формирует учетную политику и выполняет ее в своей работе, аудитор, так как учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки;  налоговая инспектор, так как от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.
Под организацией работы бухгалтерии понимается определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационная форма службы, порядок начисления и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности; состав учетных под­разделений; взаимодействие бухгалтерии с другими службами.
Форма бухгалтерского учетауказывается в приказе по органи­зации исходя из специфики деятельности организации, имеюще­гося парка вычислительной техники и квалификации учетного персонала.
Рабочий план счетовдолжен быть разработан на основе едино­го плана счетов, учитывать специфику работы конкретного хо­зяйствующего субъекта и потребности в аналитической инфор­мации для целей управления.
Под системой внутреннего учета и контроляпонимаются со­став, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности ее пользователям; график документооборота; разде­ление функций по осуществлению хозяйственной деятельности от учетных; установление персональной ответственности работ­ников; порядок использования бланков строгой отчетности; ор­ганизация и ответственность за хранение ценностей; организа­ция охраны и внезапных проверок; подготовка и переподготовка персонала.
В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.
Внутренний контроль за выполнением учетной политики обес­печивается службами внутреннего аудита и ревизионной комис­сией (если таковая создается в организации), причем задачи конт­роля у этих органов различны: первая сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному по­рядку учета и отчетности, обоснованности принятия администра­цией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конеч­ные результаты деятельности организации, а также точности со­блюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями; вторая наблюдает за учетной политикой в интере­сах собственников организации, т. е. за тем, насколько принимае­мые администрацией решения реализуют цели собственников.
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме, информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственной относящейся к опубликованным материалам.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения о непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию объяснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике, если в последней не произошли изменения времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой учетная политика была раскрыта.
На основе действующих общих правил ведения бухгалтерского учета, нормативных документов предприятия, организации имеют право самостоятельно формировать следующие элементы учетной политики:
1. Выбор используемых учетных регистров, последовательность записи в них (формы бухгалтерского учета);
2. Составление рабочего плана счетов на основе типового Плана счетов;
3. Выбор варианта синтетического учета производственных запасов и их оценки;
4. Установление метода оценки потребленных производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства;
5. Определение стоимостного предела отнесения предметов к основным средствам и к МБП;
6. Установление порядка начисления износа по основным средствам;
7. Установление порядка начисления износа по нематериальным активам;
8. Установление способа начисления износа по МБП;
9. Выбор способа группировки и списания затрат на производство;
10. Установление способа учета выпуска продукции (работ, услуг);
11. Выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;
12. Выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;
13. Формирование резервов;
14. Порядок списания затрат по ремонту;
15. Выбор метода определения выручки от реализации;
16. Порядок учета курсовых разниц;
    продолжение
--PAGE_BREAK--17. Варианты распределения и использования чистой прибыли.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и др.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после её окончания.
Согласно ст. 9 «Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета» Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, каждый первичный документ должен содержать обязательные реквизиты:
1.Наименование документа;
2.Дата и место составления документа;
3. Название организации, составившей документ;
4.Содержание хозяйственной операции и единицы измерения хозяйственной операции;
5. Должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
6. Личные подписи этих лиц либо другие данные, которые дают возможность идентифицировать личность, которая принимала участие в совершении хозяйственной операции.
Учетная политика предприятия подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией предприятия. Следовательно, сформированная учетная политика документально оформляется в виде Приказа об учетной политике, к которому, в случае необходимости, составляются дополнительные документы. Юридическую силу Приказ об учетной политике приобретает после утверждение его руководителем предприятия.

3.                Методологическое обеспечение бухгалтерского учета относительно учетной политики.
В Украине с принятием Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» фактически уже одобрены МСФО в качестве основы для создания национальной нормативной базы. Национальные П(С)БУ не только не противоречат МСФО, но и адаптируют их нормы к условиям Украины. По многим вопросам МСФО предусматривают многовариантные подходы к решениям. Некоторые из них не отвечают законодательству Украины, некоторые – экономическим условиям. Таким образом, использование МСФО «в чистом виде», без адаптации к реальной ситуации, в Украине проблематично. Принятие МСФО в качестве национальной нормативной базы будет требовать создания определенной инфраструктуры их применения.
Каким же должно быть методическое обеспечение бухгалтерского учета?
Бухгалтерский учет субъекта хозяйствования в организационном плане может быть представлен как совокупность текущего учета и бухгалтерской отчетности. Методологической основой бухгалтерского учета являются Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и П(С)БУ. Методологическое обеспечение должно разъяснить как в соответствии с законом и П(С)БУ вести текущий учет и составлять отчетность. То есть методическое обеспечение, которое существует сегодня и еще должно быть создано в будущем, целесообразно структурировать таким образом: методическое обеспечение направлено, во-первых, на толкование и разъяснение П(С)БУ; во-вторых, на осуществление текущего учета. Между тем такой подход создает определенные условия компромисса для введения МСФО в Украине. Для этого нужно будет ввести в состав методического обеспечения, которое толкует отчетность, такую группу методических рекомендаций, которые бы объясняли отличие МСФО от действующей в Украине нормативной базы и помогали бы избежать этих расхождений во время составления отчетности по МСФО.
Кроме того, в состав методического обеспечения необходимо включить также группу методических рекомендаций, которые бы регламентировали отраслевые особенности ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности; они разрабатываются и утверждаются соответствующими государственными комитетами и министерствами. Методические рекомендации по своему назначению должны разъяснять субъекту хозяйствования, как вести учет того или иного объекта. Методические рекомендации должны освещать весь комплекс вопросов, начиная с составления первичного документа и заканчивая подготовкой данных для заполнения определенных строк отчетности.
Кроме методических рекомендаций, в состав методического обеспечения бухгалтерского учета субъектов хозяйствования также входят положения и инструкции по учету отдельных операций или процессов хозяйственной деятельности, регламентирующие методику бухгалтерского учета. Например, к ним относится Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 11 августа 1994г.
Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» определено, что регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета осуществляет Министерство финансов (оно должно отвечать за создание систем бухгалтерского учета каждого институционального сектора экономики). Государственное казначейство, Национальный банк, отраслевые министерства и комитеты должны заниматься проблемами создания методического обеспечения.
Итак, нормативная база в области формирования учетной политики включает:
– Закон о бухучете
Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», с изменениями и дополнениями.
– П(С)БУ-7
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92, с изменениями и дополнениями.
– П(С)БУ 9
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина Украины от 20.10.99. г. № 246, с изменениями и дополнениями.
– П(С)БУ -15
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом Минфина Украины от 29.11.99 г. № 290, с изменениями и дополнениями.
– П(С)БУ -16
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318, с изменениями и дополнениями
Национальная наука не оказывает достаточного влияния на реформирование бухгалтерского учета. Одним из мероприятий, при помощи которого можно исправить это положение, является вмешательство Методологического совета, как органа, состоящего из ведущих специалистов в сфере учета, в формировании тематики научных исследований. В связи с этим нуждаются в уточнении и конкретизации некоторые положения Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», касающиеся правового обеспечения государственного регулирования бухгалтерского учета, а также его методологических и методических основ. Например, в статью 1 «Определения терминов» предлагается внести такие термины: «бухгалтерская отчетность», «учетная политика субъекта хозяйствования»:
1.                  «Бухгалтерская отчетность – отчетность, которая составляется по данным текущего бухгалтерского учета и делится на финансовую, налоговую, статистическую, а также другие виды отчетности, использующие денежный измеритель и основывающиеся на данных бухгалтерского учета».
2.                  «Учетная политика субъекта хозяйствования – совокупность принципов, методов и процедур, которые используются субъектом хозяйствования для ведения текущего учета, составления и представления финансовой отчетности, определенных этим законом, положениями (стандартами) бухгалтерского учета, другими нормативными документами, утвержденными Министерством финансов».
Итак, как вывод, можно сказать, что данные направления реформирования бухгалтерского учета в Украине, можно рассматривать как государственную учетную политику в период становления национальной системы бухгалтерского учета.

4.                Элементы учетной политики:
Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, обязательства организаций и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Цели и задачи бухгалтерского учета:
1.                Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и др. пользователям бухгалтерской отчетности.
2.                Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Элементы учетной политики предприятия относятся практически ко всем составляющим активов, обеспечений, доходов, расходов и других объектов учета. Основные элементы, которые, согласно с нормативными документами Украины, предприятие может использовать, формируя свою учетную политику приведены в таблице 1.
Таблица 1
Объекты учетной политики
Элементы учетной политики
Основные средства и нематериальные активы
Сроки полезного использования; методы амортизации; порядок переоценки основных средств; порядок учета затрат на обслуживание основных средств и их ремонт;
Долгосрочные финансовые инвестиции
Порядок зачтения на баланс; методы оценки, амортизации (дисконта, премии);
Запасы
Порядок распределения транспортно-заготовительных затрат (ТЗР); методы оценки стоимости запасов, которые выбывают; порядок оценки товаров в торговых организациях;
Дебиторская задолженность
Порядок оценки и отражения в балансе; метод создания резерва сомнительных долгов;
Текущие финансовые инвестиции
Первоначальная оценка и отражение в балансе;
Обеспечения
Состав, порядок формирования и использования обеспечений будущих расходов и платежей;
Доходы и расходы отчетного периода
Объекты учета затрат на производство продукции: состав затрат, которые формируют себестоимость продукции; оценка затрат, которые формируют себестоимость производства продукции; оценка затрат, которые учитывают за объектом учета; метод учета затрат на производство; распределение затрат на постоянные и переменные, по экономическим элементам, по статьям калькуляции; система оплаты работы; порядок учета и распределения общепроизводственных затрат; метод оценки выполненных работ в расчетах с заказчиками; метод распределения затрат производства продукции на её реализованную часть и её часть в незавершенном производстве; метод оценки незавершенного производства;  состав затрат будущих периодов и порядок их списания на затраты производства или затраты периода; метод оценки обязательств; метод определения выручки и финансового результата от реализации.
Элементами учетной политики также является порядок учета курсовых разниц, порядок формирования и использования фондов специального назначения, порядок увеличения уставного капитала, определение части дополнительного капитала и др. [20, c 205]
Несколько подробней рассмотрим такие элементы учетной политики как:
1.                Основные средства;
2.                Нематериальные активы;
3.                Производственные запасы.
1. Основные средства.
Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах определены в Положении бухгалтерского учета № 7 «Основные средства».
Основные средства – это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок которых более одного года (или операционного цикла, если он больше года).
Для учета при признании основных средств используется только один критерий – срок службы более одного года. Объект основных средств признается в качестве актива, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды от его использования и стоимость его может быть достоверно определена.
Правильный учет основных средств может осуществляться только при условии единого принципа их оценки.
Исторически основные средства учитывались с использованием 3-х видов оценки:
1.                первоначальная стоимость;
2.                переоцененная первоначальная стоимость (восстановительная);
3.                остаточная стоимость.
Первоначальная стоимость – историческая (фактическая) себестоимость необоротных активов в сумме денежных средств или справедливой стоимости других активов, уплаченных (переданных), израсходованных для приобретения (создания) необоронных активов.
 Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях с учетом действующего уровня цен, тарифов, расценок и норм. Определяется в результате переоценок. Предприятие может переоценивать объект основных средств, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса.
Остаточная стоимость представляет собой разность между первоначальной стоимостью и износом.
П(С)БУ 7 «Основные средства» определяет амортизацию как систематическое распределение амортизируемой стоимости необоротных активов в течении срока их полезного использования.
В Приказе об учетной политике организации в данном подразделе раскрытию подлежит как минимум следующая информация:
·                   о способах оценки основных средств, приобретенное в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;
·                   об изменениях стоимости ОС, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая случаи реконструкции, частичной ликвидации, переоценки);
·                   о принятых организацией сроках полезного использования объектов ОС (по основным группам);
·                   об объектах основных средств, представленных и полученных по договору аренды;
·                   о способах начисления в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по отдельным объектам основных средств.

2. Нематериальные активы.
В соответствии с П(С)БУ 8 нематериальный актив – это немонетарный актив, который не имеет материальной формы, может быть идентифицирован и содержаться предприятием в целях использования на протяжении более одного года (или операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоставления в аренду иным лицам. [7, c 92]
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.