Костанайский экономический колледж Казпотребсоюза
Курсовая работа
По дисциплине: Бухгалтерский учет
Тема: «Финансовая отчетность. Методические
основы аудиторской проверки финансовой отчетности»
Специальность: 0705022
«Экономика, бухгалтерский учет и аудит»
Выполнил: учащийся III курса, группы Б-179,
Янцен Н.Н.
Проверил: Поринг Л.А.
Костанай 2008г.
Содержание
Введение
1. Финансовая отчетность, характеристика и требования, предъявляемые к ней
Требования к составлению финансовой отчетности
2. Бухгалтерский баланс, его строение, правила составления
3. Отчет о прибылях и убытках
3. Отчет о движении денежных средств
Классификации потоков в отчете о движении денежных средств
5. Отчет об изменениях в собственном капитале
Пояснительное примечание
6. Аудит финансовой отчетности
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Тема финансовая отчетность важна и актуальна на все времена. Её актуальность на сегодняшний день заключается в необходимости предприятий и организаций знать и уметь, достоверно и правильно предоставлять информацию о своём финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении.
Цель курсовой — рассмотреть порядок составления финансовой отчетности и познакомиться с методическими основами аудиторской проверки финансовой отчетности.
В курсовой будут раскрыты следующие вопросы:
Характеристика и требования, предъявляемые к финансовой отчетности;
Бухгалтерский баланс, его строение, правила составления;
Отчет о прибылях и убытках;
Отчет о движении денежных средств;
Отчет об изменениях в капитале;
Аудит финансовой отчетности.
Целью финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности, а также об изменениях в финансовом состоянии предприятий и организаций.
Для достижения этой цели финансовая отчетность представляет информацию о таких показателях организации, как активы, обязательства, собственный капитал, доходы и расходы, включая доходы и расходы от неосновной деятельности и чрезвычайных ситуаций, движение денег, изменения в собственном капитале.
Финансовая отчетность может дополняться другими материалами в соответствии с требованиями международных стандартов и законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение организации, финансовые результаты её деятельности, движение денег и изменение в финансовом положении. Достоверное представление информации обеспечивается надлежащим применением международных стандартов.
В целом, тема финансовая отчетность очень обширная и довольно сложная. Основной задачей нашей курсовой работы является показать, как правильно, в соответствии со всеми требованиями, представляется финансовая отчетность предприятий и организаций по формам, установленным законодательством.
1. Финансовая отчетность, характеристика и требования, предъявляемые к ней
Финансовая отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (см. Приложения).
Систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности регулирует Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года № 234-III. Данный Закон также устанавливает принципы, основные качественные характеристики и правила ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Пунктом 2 ст.15 «Финансовая отчетность» Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» была утверждена финансовая отчетность, которая включает в себя:
Форму 1 «Бухгалтерский баланс»;
Форму 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
Форму 3 «Отчет о движении денежных средств»;
Форму 4 «Отчет об изменениях в капитале»;
Форму 5 «Пояснительную записку».
Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.
Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность деятельности. Основными качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.
Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливается в соответствии с международными стандартами и требованиями действующего законодательства РК.
Требования к составлению финансовой отчетности
Финансовая отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении предприятия, об его изменениях, а также финансовых результатах его деятельности. Достоверной считается финансовая отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Отчетным периодом для составления годовой финансовой отчетности должен являться календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря. Предоставляется годовая финансовая отчетность не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Учредители вправе определять сроки представления промежуточной финансовой отчетности и устанавливать иную периодичность, но не реже одного раза в год.
При формировании финансовой отчетности предприятием должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей финансовой отчетности перед другими.
Финансовая отчетность составляется на государственном и (или) русском языке и представляется в национальной валюте Республики Казахстан.
Работа по анализу финансовой отчетности должна удовлетворять многим требованиям. Круг пользователей включает различные категории — от серьезных аналитиков до случайных «любителей». Все они руководствуются общей целью для достижения своих интересов — оценить по данным финансовой отчетности финансовое состояние организации.
Круг пользователей информации принято подразделять на внутренних и внешних пользователей. В свою очередь внешних пользователей делят на две основные группы:
Непосредственно заинтересованные в деятельности организации;
Опосредованно заинтересованные в ней.
К первой группе, как правило, относятся следующие пользователи:
Государство, прежде всего в виде налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют налоговую политику;
Органы государственного контроля и надзора, в соответствии с их компетенцией;
Существующие и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиление кредита, определение условий кредитования, условия гарантий возврата кредита, оценки доверия к организации как к клиенту;
Поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;
Существующие и потенциальные учредители (участники) организации, в соответствии с учредительными документами, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством организации.
Вторая группа пользователей финансовой отчетности — это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности предприятия. Однако изучение отчетности им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей отчетности. К этой группе относятся:
Аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;
Консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию;
Органы государственной статистики;
Законодательные органы и др.
К внутренним пользователям отчетности относятся высшее руководство организации, общее собрание участников, которые по данным отчетности определяют правильность принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов.
2. Бухгалтерский баланс, его строение, правила составления
Бухгалтерский баланс — основная форма годового отчета предприятия. До его составления необходимо сверить обороты и остатки по всем синтетическим счетам в учетных регистрах с данными аналитического учета.
Для сопоставимости данных баланса на начало и конец года номенклатура статей утвержденного баланса на начало года должна быть приведена в соответствие с номенклатурой и группировкой разделов и статей, утвержденных для баланса на конец года (если имели место изменения в номенклатуре статей баланса).
Бухгалтерский баланс должен содержать информацию, определенную Международными Стандартами финансовой отчетности и Методическими рекомендациями по составлению отчетности.
Баланс включает три основных элемента финансовой отчетности:
Активы — ресурсы, контролируемые организацией в результате прошлых событий и от которых организация ожидает получения будущих экономических выгод.
Обязательства — существующая обязанность организации, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию из организации ресурсов, содержащих экономические выгоды.
Капитал — этодоля в активах организации, остающаяся после вычета всех ее обязательств.
В соответствии с характером деятельности, организация определяет, представлять или не представлять краткосрочные и долгосрочные активы и обязательства как отдельные классификации в самом балансе. Классификация активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные позволяет раскрыть в балансе чистые активы, постоянно циркулирующие в качестве оборотного капитала, отдельно от тех, которые используются в долгосрочных операциях, а также выделить активы, которые предполагается реализовать в текущем операционном цикле, и обязательства, подлежащие погашению в течение этого же периода.
Организация раскрывает суммы, погашение или возмещение которых ожидается более чем через двенадцать месяцев, по каждой статье активов и обязательств, объединяющей суммы, погашение или возмещение которых ожидается до или после двенадцати месяцев от даты баланса независимо от классификации активов и обязательств (см. Приложение № 1). Данная информация является полезной для оценки ликвидности и платежеспособности организации.
Оборотные активы — это такие активы, которые:
предполагается обратить в денежные средства, продать или израсходовать в течение 12 месяцев после даты баланса или нормального операционного цикла;
удерживаются в основном для целей торговли (например, долговые и долевые ценные бумаги, удерживаемые для торговли);
являются денежными средствами или эквивалентами денежных средств, на которые не наложены ограничения по использованию в течение 12 месяцев после даты баланса.
Краткосрочные обязательства — это обязательства, погашаемые в ходе обычного операционного цикла организации, либо удерживаемые для торговых операций, а также подлежащие исполнению в течение 12 месяцев после даты баланса.
Все остальные обязательства классифицируются как долгосрочные.
Некоторые краткосрочные обязательства, например кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам, начисленные расходы (например, по оплате труда или прочие операционные расходы), являются частью оборотного капитала, который используется в рамках обычного операционного цикла. Такие статьи классифицируются как краткосрочные обязательства даже в том случае, если они подлежат погашению в срок, превышающий двенадцать месяцев после даты баланса.--PAGE_BREAK--
Примерами краткосрочных обязательств являются финансовые обязательства, удерживаемые для торговых операций, банковские овердрафты, а также краткосрочная составляющая долгосрочных финансовых обязательств, начисленные дивиденды, налоги на прибыль и прочая кредиторская задолженность.
В случае нарушения обязательства по договору долгосрочного займа, по которому задолженность подлежит оплате по требованию, то обязательство классифицируется как:
краткосрочное — если заемщик согласен после даты баланса и до того как финансовая отчетность была разрешена к публикации не требовать уплаты долга,
долгосрочное — если заемщик до даты баланса согласился предоставить льготный период отсрочки, заканчивающийся не менее чем через 12 месяцев после даты баланса, в течение которого он не может требовать немедленного погашения задолженности, а организация восстановить обязательство.
3. Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках показывает доходы и расходы субъекта за период (см. Приложение 2).
Отчет о прибылях и убытках должен включать в себя все статьи доходов и расходов, признанных за период, за исключением тех наименований, по которым предусмотрено иное. Международный стандарт финансовой отчетности № 2 предписывает иной порядок представления в следующих случаях:
влияния корректировок ошибок и изменений в учетной политике представляются как корректировки прошлых периодов, а не как доходы или расходы в периоде их возникновения;
при приросте стоимости имущества от переоценки.
Некоторые прибыли и убытки, возникающие в результате перевода финансовых отчетов зарубежной деятельности и некоторые изменения в справедливой стоимости хеджинговых инструментов, отражаются напрямую в капитале при их возникновении, а не в виде прибылей или убытков.
Информация, представляемая организацией непосредственно в самом отчете о прибылях и убытках, должна включать в себя, как минимум, агрегированные показатели следующих сумм:
доходы;
затраты на финансирование;
долю прибылей или убытков ассоциированных организаций и совместных организаций, учитываемых по методу долевого участия;
расходы по уплате налога;
прибыли или убыток после налогообложения, признанные при выбытии активов или урегулировании обязательств, относя к прекращаемой деятельности;
прибыль или убыток.
В отчете о прибылях и убытках также раскрывается прибыль или убытки, относимые на долю меньшинства и на акционеров организации-учредителя.
Дополнительные линейные статьи, заголовки и промежуточные суммы должны представляться непосредственно в самом отчете о прибылях и убытках согласно требованиям МСФО или когда такое представление необходимо для достоверного представления финансового положения организации.
Не желательно представление каких-либо статей доходов и расходов как «чрезвычайные статьи» ни непосредственно в самом отчете о прибылях и убытках, ни в примечаниях к нему. По каждой существенной составляющей доходов и расходов субъект должен раскрывать характер и сумму такой составляющей отдельно. Такое раскрытие должно включать в себя:
списание стоимости запасов до цены продажи за вычетом затрат на завершение и сбыт и восстановления стоимости запасов;
списание стоимости основных средств до справедливой стоимости за вычетом затрат на сбыт и восстановление стоимости основных средств;
реструктуризацию деятельности субъекта и реверсивные записи по всем видам оценочных обязательств по затратам на реструктуризацию;
выбытие объектов основных средств;
выбытие инвестиций;
прекращенную деятельность;
урегулирование судебных споров;
реверсивные записи по всем прочим видам резервов.
Организация представляет анализ расходов, используя классификацию, основанную либо на характере, либо на функции расходов, в зависимости, что из них дает надежную и более уместную информацию. Анализ по характеру расходов. В рамках данного метода расходы объединяются в отчете о прибылях и убытках в соответствии с их характером (например, амортизация основных средств, закупки материалов, транспортные расходы, вознаграждения работникам и затраты на рекламу) и не пере-распределяются между различными функциональными направлениями внутри субъекта.
Иллюстративный пример классификации методом по характеру затрат
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
За 2008 год
Доход
X
Прочий доход
X
Расходы на сырье и вспомогательные материалы
X
Затраты на вознаграждения работникам
X
Расходы на амортизацию
X
Прочие расходы
X
Итого расходы
(х)
Прибыль
X
Анализ по функции расходов. В рамках данного метода классификации расходы обобщаются по их функции в соответствии с их функциональными направлениями (например, сбытовые расходы, административные затраты). В соответствии с этим методом субъект, как минимум, раскрывает себестоимость продаж отдельно от других расходов.
Иллюстративный пример классификации методом по функции затрат
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Код стр.
За отчетный период
За предыдущий период
Продолжаемая деятельность
Доход от реализации продукции и оказания услуг
010
Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг
020
Валовая прибыль
030
Прочие доходы
040
Расходы на реализацию продукции и оказание услуг
050
Административные расходы
060
Расходы на финансирование
070
Прочие расходы
080
Доля прибыли/убытка ассоциированных и совместных организаций, учитываемых по методу долевого участия
090
Прибыль (убыток) до налогообложения
100
Расходы по корпоративному подоходному налогу
110
Прибыль (убыток) за период от продолжаемой деятельности
120
Прекращенная деятельность
Прибыль (убыток) от прекращенной деятельности
130
Итоговая прибыль (убыток) за период
140
в том числе: продолжение
--PAGE_BREAK--
доля материнской организации
150
доля меньшинства
160
Прибыль на акцию
170
Приветствуется подобное представление такого анализа непосредственно в самом отчете о прибылях и убытках.
Организации, классифицирующие расходы по функциям, должны раскрывать дополнительную информацию и о характере расходов, включая информацию о расходах на амортизацию материальных и нематериальных активов и расходах по вознаграждениям работникам.
3. Отчет о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств содержит в себе информацию об изменениях в денежных средствах и в денежных эквивалентах организации за период (см. Приложение 3).
В отчете о движении денежных средств показываются потоки денежных средств за период, классифицированные по принадлежности к основной деятельности, инвестиционной и финансовой деятельности.
Отчет о движении денежных средств, предоставляет ответы на простые, но очень важные вопросы:
1. Откуда были получены денежные средства в течение периода?
2. Как они были потрачены?
3. Насколько изменилось сальдо счета денежных средств за период?
Информация, используемая при подготовке отчета о движении денежных средств обычно исходит из: сравнительных балансовых отчетов, текущего отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности и данных об отдельных хозяйственных операциях.
Основная цель отчета о движении денежных средств — обеспечение информации о поступлении и выбытии денежных средств за отчетный период. Вторичная цель — служить средством анализа инвестиционной и финансовой деятельности организации. Если быть более точным, отчет о движении денежных средств помогает инвесторам и кредиторам оценить:
способность организации генерировать будущие положительные потоки денежных средств;
способность организации оплатить свои обязательства и выплатить дивиденды;
причины разницы между размером чистого дохода и размером поступления/выбытия денежных средств;
как наличный, так и безналичный аспекты инвестиционной и финансовой деятельности субъектов.
Отчет о движении денежных средств был введен для исполнения относительно недавно — он должен быть представлен в составе годовой отчетности на конец года. В мировой практике данный вид отчета также является относительно новым, но тем не менее был значительно усовершенствован со времени введения. Он отражает изменения в ресурсах предприятия за период времени, но в совершено другом виде, нежели отчет о результатах хозяйственной деятельности. Отражение источников, использования и чистого увеличения/уменьшения денежных средств помогает инвесторам, кредиторам и другим лицам быть в курсе о том, что происходит с наиболее ликвидным ресурсом компании. Так как большинство людей имеет чековые книжки и составляет налоговые декларации на кассовой основе, то они могут связать это с отчетом о движении денежных средств и понять причины и влияние притоков и оттоков денежных средств, а также чистое увеличение/уменьшение денежных средств.
Классификации потоков в отчете о движении денежных средств
В отчете, составленном в соответствии с МСФО № 7, потоки денежных средств классифицируют на следующие три категории:
Инвестиционная деятельность. Включает в себя приобретение и использование долгосрочных активов в виде недвижимой собственности (здания, сооружения), оборудования, а также других долгосрочных активов и средств погашения задолженности других субъектов, которые не являются эквивалентом наличности, используются для обеспечения операционной деятельности, производства услуг, для ведения торговых операций. Инвестиционная деятельность включает в себя кредит в налично-денежной форме и погашение ссуд другим сторонам. Для определения величины денежных поступлений и выплат от инвестиционной деятельности можно воспользоваться информацией о данных операциях, взятой напрямую из регистров бухгалтерского учета или из пояснительной записки и примечаний к финансовым отчетам. Кроме того информация о денежных потоков от инвестиционной деятельности может быть получена на основе анализа изменений по статьям долгосрочных и других активов, относящихся к инвестиционной деятельности.
Финансовая деятельность. Включает в себя денежные поступления от эмиссии акций или других долевых инструментов. Также к ней относятся получение ресурсов посредством займов (краткосрочных или долгосрочных) и погашение займов. Финансовая деятельность, как правило, приводит к изменению в размере собственного капитала и заемных средств. Информацию о денежных средствах полученных/затраченных при осуществлении финансовой деятельности полученную на основе выписки из регистров учета, необходимо проверять. Если счета не содержат ошибок, значит информация извлечена из регистров полностью. Кроме того информация о денежных потоках от финансовой деятельности может быть получена на основе анализа изменений по статьям собственного капитала и обязательств, относящихся к финансовой деятельности
Основная деятельность. Включает все операции, не относящиеся к инвестиционной или финансовой деятельности. Говоря в общем, движения денежных средств, которые относятся или являются следствием статей, заявленных в отчете о результатах финансово-хозяйственной деятельности, являются движениями денежных средств от операционной деятельности. Основная деятельность — это главные операции, приносящие прибыль субъекту, и включающие доставку или производство товаров для продажи, а также оказание услуг.
МСФО № 7 предоставляет две альтернативы составления отчета о движении денежных средств от операционной деятельности. Бухгалтер может сам выбрать из двух методов составления отчета — прямого или косвенного.
Прямой метод основан на анализе движения денежных средств с применением данных, взятых из счетов баланса предприятия. Данный метод:
Показывает основные источники поступлений денежных средств и основные направления оттоков денежных средств (основные виды поступлений и выплат);
Обеспечивает возможность оперативных заключений о достаточности денежных средств для осуществления текущих платежей;
Создает связь между совокупным доходом и денежными поступлениями за отчетный период.
Косвенный метод основан на использовании одновременно данных статей баланса и отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности. При его использовании сумма чистого дохода/убытка корректируется на изменение текущих активов и обязательств, не денежных операций, а также на доходы и расходы, являющиеся результатом инвестиционной и хозяйственной деятельности. Данный метод:
Раскрывает взаимосвязь между различными видами деятельности предприятия;
Устанавливает связь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период.
Приветствуется использование организациями прямого метода для представления информации о движении денежных средств от операционной деятельности. Этот метод позволяет предоставлять информацию, полезную для оценки будущего движения денежных средств, которая отсутствует при использовании косвенного метода.
5. Отчет об изменениях в собственном капитале
Пояснительное примечание
Отчет об изменениях в капитале содержит прибыль или убыток за период, статьи доходов и расходов, признанных напрямую в составе капитала за период, влияния корректировок ошибок и изменений в учетной политике за период, и — в зависимости от формата отчета об изменениях в капитале, которого придерживается организация — суммы инвестиций, произведенных владельцем капитала, и суммы дивидендов и иных распределений выплаченных им за период (см. Приложение 4).
Субъект должен представлять отчет об изменениях в капитале, показывая непосредственно в самом отчете:
прибыль или убыток за период;
каждую статью дохода и расхода за период, которая признается непосредственно в составе капитала, и итоговую сумму таких статей;
общую сумму доходов и расходов за период (рассчитанную путем суммирования показателей первых двух пунктов с отдельным указанием общих сумм, относимых на владельцев долевых инструментов материнской организации и на долю меньшинства);
по каждому компоненту капитала влияние изменений в учетной политике и корректировки ошибок.
Организация должна также представлять или непосредственно в самом отчете об изменениях в капитале, либо в пояснительном примечании к нему следующую информацию:
суммы инвестиций, произведенных владельцами капитала и суммы дивидендов и прочих распределений им с разделением на суммы от выпуска акций, суммы по операциям с выкупленными акциями и суммы по иным распределениям держателям долевых инструментов;
сальдо нераспределенной прибыли (т.е. накопленную прибыль или убыток) на начало и на конец отчетного периода, а также изменения в течение периода;
выверка между балансовой стоимостью каждого класса внесенного капитала и каждой статьи доходов и расходов, напрямую признаваемых в составе капитала на начало и на конец периода с отдельным раскрытием каждого изменения.
Финансовая отчетность будет более полной, если организация предоставляет дополнительную информацию в виде финансовых обзоров руководства с описанием и объяснением основных характеристик финансовых результатов деятельности организации, её финансового положения и основных неопределенностей, с которыми она сталкивается.
6. Аудит финансовой отчетности
Работа аудитора — это строго организованный процесс, которому присущи определенные этапы и порядок ведения и составления документации, проведения аудиторских процедур.
Практика аудита различает следующие этапы проведения проверки финансовой отчетности: ознакомление с предприятием; заключение договора на аудиторскую проверку; составление плана и программы аудита; аудит показателей финансовой отчетности; составление отчета по результатам аудита и представление его клиенту, а также подписание акта приемки-сдачи работ по договору об аудиторской проверке.
Специфика предприятия, объем и сложность работы по его проверке каждый раз требуют определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами. С этой целью руководителем бригады составляется программа проверки, в которой указываются:
цели аудита;
основные участки работы предприятия и проверяемые объекты учета;
характер проверки;
закрепление обязанностей за членами бригады;
предполагаемая продолжительность проверки.
Цель аудитаимеет важное значение, поскольку она сразу знакомит клиента с тем, зачем аудитор пришел на предприятие и какую пользу может принести проводимая им проверка. Поэтому следует подробно указать, что аудит ставит своей задачей не сбор отрицательных фактов, не накопление компрометирующего материала, а выявление недочетов в бухгалтерской и вообще экономической работе и внесение конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и недопущение их в дальнейшем.
Целями аудита кроме названной выше могут быть: экспертиза оценки состояния бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля; подтверждение данных проспекта эмиссий акций и других ценных бумаг; анализ показателей финансовой отчетности и разработка предложений по укреплению рыночной устойчивости предприятия; консультирование по вопросам, интересующим клиента, и т.д.
Продолжительность аудиторской проверки может быть различной, однако практика показывает, что двухнедельная интенсивная работа приносит не менее точные и полезные результаты, нежели растянутая во времени на долгие недели.
Несмотря на добросовестное составление программы аудиторской проверки, ряд факторов, влияющих на ее трудоемкость и продолжительность, не может быть предугадан и заранее учтен. Поэтому в ходе проверки приходится вносить коррективы в содержание и длительность тех или иных работ.
Программа аудиторской проверки представляется руководству проверяемого предприятия для ознакомления с нею и согласования содержания объектов и этапов проверки. По просьбе руководства предприятия в нее могут быть внесены изменения и дополнения. Естественно, при этом аудитор должен соблюдать принцип независимости. продолжение
--PAGE_BREAK--
Далее аудитор должен перейти к следующему этапу — к аудиту показателей финансовой отчетности.
Проверку следует начать с общего обзора отчетных форм, т.е. провести их формальную проверку, при которой необходимо определить полноту и правильность заполнения реквизитов и установить, нет ли самостоятельных изменений в установленных формах отчетности, не оговоренных исправлений, подчисток и помарок, дописок текста и цифр. Прежде всего необходимо обратить внимание на заполнение адресной части форм. Здесь должно быть указано полное наименование предприятия в соответствии с учредительными документами. Вид деятельности предприятия (реквизит «Отрасль») должен соответствовать его уставу, а в случае лицензирования данного вида деятельности необходимо проверить наличие у предприятия лицензии и срока ее действия. Следует иметь в виду, что запись в учредительных документах о том, что предприятие может заниматься "… и другими видами деятельности, не запрещенными законодательством… ", не дает основания акционерному обществу, созданному, например, для производства телевизоров, заниматься операциями с ценными бумагами.
Определение вида деятельности предприятия необходимо для правильного разграничения доходов и расходов предприятия по основной и прочей деятельности.
Затем следует проверить правильность заполнения отчетности по форме и провести счетную проверку, т.е. проверить правильность арифметических подсчетов итоговых показателей, их сопоставимость и взаимоувязку, отраженных в различных формах финансовой отчетности.
Особое внимание следует обратить на правильность составления баланса. Необходимо иметь в виду, что правильность составления баланса основывается на следующих основных моментах:
данные статей баланса на начало периода должны соответствовать данным баланса за предшествующий период. При изменении вступительного баланса на начало года по сравнению с отчетным за предыдущий год должны быть даны соответствующие разъяснения;
данные статей баланса на конец отчетного периода должны быть обоснованы результатами инвентаризации;
суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны;
данные заключительного баланса должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам Главной книги или другого аналогичного регистра бухгалтерского учета на конец отчетного периода;
данные балансов на начало и конец года должны быть сопоставимы. Любые расхождения в методологии формирования одной и той же статьи вступительного и заключительного балансов должны быть объяснены.
Наконец, аудитор по результатам аудиторской проверки составляет аудиторское заключение, которое должно соответствовать казахстанскому стандарту № 5 «Аудиторское заключение (отчет) по проверке финансовой отчетности». Основные элементы аудиторского заключения в этом стандарте приведены в следующей последовательности: заглавие; адресат; начальный или вводный раздел; основной раздел (содержит описание характера аудита); заключительный раздел (содержит заключение по финансовым отчетам); дата аудиторского заключения; адрес аудитора (или фирма); печать и личная подпись аудитора (или руководителя фирмы и ее печать).
В заглавии необходимо использовать термин «независимый аудитор», чтобы отличить отчет аудитора от отчетов, которые могут быть выпущены лицами, например сотрудниками хозяйствующего субъекта или другими аудиторами, которые могут не придерживаться этических требований, предъявляемых к независимому аудитору.
Аудиторское заключение должно содержать соответствующий адресат, предусмотренный условиями проведения аудиторской проверки и местными правилами. Заключение (отчет) обычно адресуется либо акционерам, либо правлению хозяйствующего субъекта, отчеты которого проходят аудиторскую проверку.
В начальном или вводном разделе должно содержаться указание на финансовые отчеты хозяйствующего субъекта, которые подвергались аудиту, с указанием даты составления финансовых отчетов и периода проверки. Здесь же следует подчеркнуть ответственность руководства за достоверность финансовых отчетов, а аудитора за заключение по финансовым отчетам, составленное на основе аудита.
Аудиторское заключение подписывается аудитором или совместно с руководителем аудиторской фирмы, если этого требуют условия проверки, так как фирма несет ответственность за соответствие качества аудита казахстанским стандартам по аудиту. Рекомендуется на каждой странице аудиторского заключения ставить подпись аудитора и его печать, а на последней странице еще подпись руководителя фирмы и ее печать.
При представлении клиенту аудиторского заключения аудитору необходимо составить акт приема-сдачи его, что свидетельствует о выполнении ими договора.
Заключение
Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении предприятий и организаций.
Финансовая отчетность включает в себя:
«Бухгалтерский баланс»;
«Отчет о прибылях и убытках»;
«Отчет о движении денежных средств»;
«Отчет об изменениях в капитале»;
«Пояснительное примечание».
Целью финансовой отчетности является обеспечение пользователей полезной, значимой и достоверной информацией о финансовом положении и результатах деятельности за отчетный период.
Несмотря на различие интересов разных пользователей финансовой отчетности предприятии, основным условием существования предприятия является достаточность капитала для его деятельности. Поэтому основным требованием (при прочих равных условиях) является то, чтобы собственники капитала и другие инвесторы были удовлетворены информацией, которую они получают от предприятия. Это положение считается общей чертой в информационных запросах всех пользователей.
Бухгалтерский баланс — основная форма годового отчета предприятия. Баланс предприятия должен содержать информацию, определенную международными стандартами финансовой отчетности и Методическими рекомендациями по составлению отчетности.
Второй формой входящей в годовую финансовую отчетность является «Отчет о прибылях и убытках». Он состоит из пяти разделов: «Финансовые результаты», «Использование прибыли», «Платежи в бюджет», «Затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль», «Льготная прибыль».
Отчет о движении денежных средств раскрывает важные данные о движениях денежных потоков предприятия по основной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Надлежащее применение стандартов финансовой отчетности с дополнительным, при необходимости раскрытием обеспечивает полное и достоверное представление информации, содержащейся в финансовой отчетности.
Предварительная оценка финансового положения предприятия осуществляется на основании данных финансовой отчетности. При этом отчетность предприятия рассматривается в двух основных аспектах: с точки зрения установления рациональности структуры имущества и его источников, обеспечивающий текущую платежеспособность, и с точки зрения выявления финансового результата. Первую задачу позволяет выполнить бухгалтерский баланс (приложение № 1), вторую — отчет о прибылях и убытках (приложение № 2).
Информация, содержащаяся в финансовой отчетности, вместе с прочей информацией в пояснительной записке помогает пользователям прогнозировать движение денег в будущем, и в частности, распределение во времени и определенность генерирования денег и их эквивалентов.
Список использованной литературы
Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 г.
МСФО № 1 «Представление финансовой отчетности» от 28 декабря 2005г. с.32-36
МСФО № 7 «Отчет о движении денежных средств» от 24 января 2005г.
Бухгалтерский учет в организациях, Е.П. Козлова, Г.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина, М. 2000, с.5-7
Бухгалтерский учет. Ларионов А.Д., Ефремова В.А., Леонтьева Ж.П., Станков П.А. Москва. 2000, с.282-310
Бухгалтерский учет. Н.П. Кодраков. Москва 2002 г. С.342-364
Джумагазина А.А. Принципы организации внутреннего аудита. Бух. учет и аудит 2000 №5 с.54-55.
Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ финансовой отчетности, Алматы1998.
Кайролашин Б.Б. К вопросу о сущности аудита. Бух. учет и аудит 2001г. №3 с.40-49.
Касыштева Ж.Т. Порядок проведения аудиторской проверки. Бух. учет 2000 №4 с.56-57.
Кондрашев Н.П. Бухгалтерский учёт, учебное пособие.2-е изд. перераб. и доп. Москва: Инфра — М., 2000, с.259-261.
Основы аудита при отчетности. Заочная школа аудитора 2001№7 с.3-22.
Планирование, аудиторское заключение. Заочная школа аудитора 2001г. №2 с.4-23.
Радостовец В.К., В.В. Радостовец, О.И. Шмидт Бухгалтерский учёт на предприятии. Изд.3. доп. и перераб. — Алматы: Центраудит-Казахстан, 2002 с.691-695.
Приложения
Приложение 1
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 23 мая 2007 года № 184
Форма 1
Наименование организации
____________________________________________________________
Вид деятельности
организации_________________________________________________
Организационно-правовая
форма_______________________________________________________
Среднегодовая численность работников
________________________________________________________ чел.
Субъект предпринимательства
____________________________________________________________
(малого, среднего, крупного)
Юридический адрес организации
____________________________________________________________
Бухгалтерский баланс
по состоянию на "__" __________ ____ года
тыс. тенге
Активы
Код стр.
На конец
отчетного
периода
На начало
отчетного периода
I. Краткосрочные активы
Денежные средства
010
Краткосрочные финансовые инвестиции
011
Краткосрочная дебиторская задолженность
012
Запасы
013
Текущие налоговые активы
014
Долгосрочные активы, предназначенные для продажи
015
Прочие краткосрочные активы продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Уставный
капитал
Резервный
капитал
Нераспределенная
прибыль
Всего
Сальдо на 1 января отчетного года
010
Изменения в учетной политик
020
Пересчитанное сальдо (стр.010 +/-стр.020)
030
Прибыль/убыток от переоценки активов
031
Хеджирование денежных потоков
032
Курсовые разницы
033
Прибыль/убыток, признанная/ый непосредственно в самом капитале
(стр.031 +/ — стр.032 +/ — стр.033)
040
Прибыль/убыток за период
050
Всего прибыль/ убыток за период
(стр.040 +/ — стр.050)
060
Дивиденды
070
Эмиссия акций
080
Выкупленные собственные долевые инструменты
090
Сальдо на 31 декабря отчетного года
(стр.030 + стр.060 — стр.070 + стр.080 — стр.090)
100
Сальдо на 1 января предыдущего года
110
Изменения в учетной политике
120
Пересчитанное сальдо
(стр.110+/ — стр.120)
130
Прибыль/убыток от переоценки активов
131
Хеджирование денежных потоков
132
Курсовые разницы от зарубежной деятельности
133
Прибыль/убыток, признанная/ый непосредственно в самом капитале
(стр.131 +/ — стр.132 +/ — стр.133)
140
Прибыль/убыток за период
150
Всего прибыль/ убыток за период
(стр.140 +/ — стр.150)
160
Дивиденды
170
Эмиссия акций
180
Выкупленные собственные долевые инструменты
190
Сальдо на 31 декабря предыдущего года
(стр.130 + стр.160 — стр.170 + стр.180 — стр. 190)
200
Руководитель _______________________________ ________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Главный бухгалтер_____________________________
________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Место печати