Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет движения основных средств на предприятии

--PAGE_BREAK--Ликвидационная стоимость — стоимость полезных отходов, полученных после ликвидации объектов ОС, принятых к учету в условной оценке. В настоящее время на практике переоценка осуществляется путем прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Определение рыночной цены приведено в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.98 №135-ФЗ (в редакции от 27.02.03).

Рыночная стоимость — это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Переоценка объектов ОС производится путем пересчета первоначальной или текущей (восстановительной) стоимости (если данный объект переоценивался ранее) и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Методика отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета состоит в следующем: должно быть изменено (увеличено при дооценки или уменьшено при уценке) сальдо счета 01.

Одновременно следует переоценить начисленную амортизацию, которая числится на счете 02 «Амортизация ОС».

Если переоценка осуществляется путем прямого пересчета то рассчитывается коэффициент, как отношение новой стоимости объекта к старой, затем ранее начисленная сумма амортизации умножается на этот коэффициент и, таким образом, находится новая сумма амортизации, которая должна быть отражена по кредиту счета 02 (находится разница между вновь определенной и старой суммами амортизации объекта ОС).

 В результате корректировки размер сумм начисленной амортизации в процентном отношении к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта ОС после переоценки должен быть таким же, как и до переоценки.
 К основным целям  и задачам бухгалтерского учета  движения объектов основных средств относятся:

Ø     формирование фактических затрат связанных с принятием активов в качестве основных средств к  бухгалтерскому учету;

Ø     правильное оформление документов;

Ø     своевременное отражение поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;

Ø     определение фактических затрат связанных с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии и др.);

Ø     правильная оценка основных средств;

Ø     обеспечение контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;

Ø     проведение анализа использования основных средств;

Ø     получение информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета движения объектов основных средств.
В  РФ существует  четырёх уровневая система нормативно – правового регулирования. Рассмотрим основные документы, которые регламентируют учет движения объектов основных средств:
1)   
Федеральный закон « О бухгалтерском учёте» № 129 – ФЗ  от 21.11.1996 г. [1]


Данный закон содержит основные требования к ведению бухгалтерского учёта, первичной документации, устанавливает нормы оценки имущества и финансовых обязательств. Кроме того, более подробно рассматривает состав и содержание бухгалтерской отчетности.

В отношении учёта движения основных средств предусмотрено, что:

«Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.

Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде». [1 ст. 11]

«Организации,  применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете». [1 ст. 4]
2)     Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ  Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н [2]
Данный документ даёт более конкретные нормативы по основам бухгалтерского учёта и отчётности. В отношении учёта движения объектов основных средств установлено, что:

«Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации. »  [2 ст. 49]

«Не относятся к основным средствам и учитываются в организациях в составе средств в обороте:

 а) предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости;

б) предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного размера установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их полезного использования, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости».[2 ст.50]
    3)Налоговый кодекс РФ часть 2  №172 –ФЗ от 13.10.2008 г.  [3]
Определяет основные нормы в области налогообложения на территории РФ.

        Глава 21 «Налог на добавленную стоимость»определяет объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, ставки налога в отношении операций по движению объекта основных средств.

Статьей 154 НК РФ предусмотрено, что:

«При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок)».

       Глава 25 «Налог на прибыль организаций»

Статья 251 не учитывает при определении налоговой базы следующие виды доходов:

·        в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

·        в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);

·        в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах вклада участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

·        в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых для производственных целей

        Глава 30 «Налог на имущество организаций»

В данном случае в соответствии со ст.374:

«Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета».
     4) Гражданский кодекс РФ (часть 1)   от 24.07.2008г. № 161-ФЗ и

( часть 2) от  14.07.2008г. № 118-ФЗ  [4]


Регламентирует основные положения, связанные с объектами гражданских прав, а также порядок  заключения и выполнения договоров на безвозмездной и возмездной основе. Кроме того, в данном документе в отношении учета движения основных средств, установлено, что:

·        реализация основных средств, как правило, осуществляется по договорам купли-продажи.

·        Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

·        В соответствии со ст. 572 ГК РФ  по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность.




5) Положение по бухгалтерскому  учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01   Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. № 26н

[5]


Данный документ дает более конкретные сведения по оценке основных средств, амортизации, восстановлении и выбытии основных средств, а также раскрывает информацию о бухгалтерской отчетности.

В соответствии с разделом 2 ПБУ 6/01  можно представить в виде таблице как же оцениваются основные средства в различных вариантах их поступления:
Оценка основных средств

Таблица № 1

Способ поступления

Оценка

1) Приобретены за плату
2) Внесенные в счет вклада в уставный капитал организации
3) Получены по договору дарения (безвозмездно)
4) Возводимые организацией
5) Приобретенных в обмен на другое имущество

1) Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

2)Признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

3) Признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.

4) Признается сумма фактических затрат организации на сооружение и изготовление объекта, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

5) Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


«В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:

ü     о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;

ü     о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.);

ü     о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами;

ü     об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);

ü     о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

ü     об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

ü     об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;

ü     об объектах основных средств, учитываемых в составе доходных вложений в материальные ценности и другие;» [ 5  разд. 6]
 6) Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств

Утверждены приказом Минфина РФ от 13.10. 2003 г. № 91н  [6]

 

В отношении учета движения основных средств в данном документе установлено, что:

§        «Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета». [6 разд. 6 п. 75]

§        «Расходы, связанные с выбытием объекта основных средств, учитываются по дебету счета прибылей и убытков в качестве операционных расходов. Указанные расходы могут предварительно аккумулироваться на счете учета затрат вспомогательного производства. По кредиту счета прибылей и убытков в качестве операционных доходов учитывается сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к выбывшему объекту основных средств, стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объекта основных средств по цене возможного использования». [6 разд.6 п.84]
    7) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации
Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10. 2000 г. № 94н  [7]


В отношении учета движения основных средств планом счетов предусмотрены следующие счета:

Счет 01 «Основные средства»предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.

Счет 02 «Амортизация основных средств»предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» предназначен для учета ОС сданные во временное пользование с целью получения дохода.

Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов и т.д.)

Счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»предназначен для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также работам и услугам.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода.
 8) Методические указания по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств. Приложение к приказу Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49 [8]


Данный документ регламентирует общие правила проведения инвентаризации, порядок оформления результатов инвентаризации, формирование расхождений в результате инвентаризации.

«Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств». [8 разд.1]

«До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностейв регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

 При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

         При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

 Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду».[8 разд.3]

В соответствии с разд.4 установлено, что:

«Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных.

Суммы излишков и недостач товарно — материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.»

«Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:

§        основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

§        убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации».[8 разд.5]
  9) Постановление Госкомстата РФ об утверждении унифицированных форм первичных документов от 05.01.2004 № 1 [9]





Рассмотрим на примере некоторые формы  первичных документов:
Таблица № 2

Название формы документа

Содержание операции

1) Акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
2) Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
3) Акт о списании объектов основных средств ( кроме автотранспортных средств)
4) Инвентарная карточка учета  объекта основных средств

1) Применяется для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для:

а) включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию

б) выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.

2) Применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой.

3) Применяется для оформления и учета списания пришедших в негодность:

— объекта основных средств

— автотранспортных средств

        — групп объектов основных средств
4) Применяется для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации.

 
    продолжение
--PAGE_BREAK--

10)                     
Учётная политика, которая разработана на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) от 06.10.2008г. №106н  [10]
«Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».[10 разд.1]

В соответствии с разделом 2 выявлено, что: «Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации. При этом утверждается:

ü     рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

ü     формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

ü     порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

ü     методы оценки активов и обязательств;

ü     правила документооборота и технология обработки учетной информации;

ü     порядок контроля за хозяйственными операциями и другие».

Кроме того предусмотрено, что: « Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно — распорядительным документом.

Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета». [10 разд. 4]
2.     
Организация и ведение  бухгалтерского учета движения объектов основных средств
2.1.        Состав и документальное оформление операций движения объектов  основных средств.
Поступление основных средств есть не что иное, как ввод в эксплуатацию и оприходование вновь полученных объектов основных средств. Основные средства поступают в организацию в результате:

v    приобретения основных средств по договору купли-продажи;

v    приобретения, сооружения и изготовления за плату;

v    безвозмездного поступления от юридических и физических лиц;

v    поступления от учредителей в качестве вклада в уставный капитал, паевой фонд;

v    выявления неоприходованных (неучтенных) объектов основных средств по результатам инвентаризации;

v    получения объектов основных средств от государственного или муниципального органа при создании унитарной организации;

v    получения основных средств, переданных на условиях оперативного или хозяйственного ведения.

При введении объектов ОС в эксплуатацию комиссия, назначаемая руководителем организации, оформляет акт приема-передачи. Для этих целей могут использоваться следующие виды унифицированных документов: «Акт о приемке-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений)»  — форма № ОС-1; «Акт о приемке-передаче здания (сооружения)» — форма № ОС-1а; «Акт о приемке-передаче групп объектов ОС (кроме зданий, сооружений)» — форма № ОС- 1б. К акту приема-передачи прилагается необходимая  техническая  документация (паспорта, спецификации, рабочие инструкции). Если ОС получены от учредителей, переданных в счет вклада в уставный капитал, то составляется акт оценки. Если на склад поступило оборудование, требующее монтажа, то для его учета используется «Акт о приеме (поступлении) оборудования» — форма № ОС-14. Акт также составляется комиссией по приему основных средств и утверждается руководителем организации. Прием смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав ОС оформляется актом по форме № ОС-1 или № ОС-1б. Акт приемки-передачи вместе с приложенными техническими документами передается в бухгалтерию организации, где на его основе открывают инвентарную карточку. В настоящее время рекомендуется открывать одну из унифицированных форм: форма № ОС-6 «Инвентарная карточка для учета объекта ОС» (для одного объекта); форма № ОС-6а  «Инвентарная карточка группового учета ОС» (для нескольких объектов); форма № ОС-6б «Инвентарная книга учета ОС». На основании инвентарных карточек на поступившие и выбывшие объекты в конце каждого месяца формируют ведомость движения основных средств.

Выбытие объекта основных средств может иметь место в следующих случаях:

v    продажи;

v    списания в случае морального и физического износа;

v    ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

v    передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций;

v    передачи дочернему обществу  от головной организации;

v    недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;

v    частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;

v    в иных случаях.

Принятое комиссией решение о списании объекта ОС оформляется актами на списание основных средств. Актом по форме № ОС – 4 оформляется списание одного объекта ОС, а актом по форме № ОС – 4б – одновременное списание нескольких объектов. Акты на списание оформляются в 2х экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации. На основании акта по форме № ОС – 4а списывается автотранспорт. При этом в бухгалтерию организации сдается документ, подтверждающий снятие автотранспортного средства с учета в ГИБДД-т МВД-т РФ. В случае продажи оформляется счет – фактура. В случае ликвидации объекта ОС собирается комиссия и составляется акт на списание ОС.
2.2.        Синтетический и аналитический учет движения основных   средств.
Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах: 01 «Основные средства» (активный); 08 «Вложения во внеоборотные активы» (активный); 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (активный); 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (активно-пассивный); 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (активно-пассивный); 68 «Расчеты по налогам и сборам» (активно-пассивный); 75 «Расчеты с учредителями»; 91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный) и другие.

         Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется в инвентарных карточках по форме № ОС – 6. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект или группу однотипных  объектов, которым присваивается инвентарный номер. Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к классификации основных средств. Описи инвентарных карточек ведутся бухгалтерией в одном экземпляре по классификационным группам (видам) объектов основных средств. Некоторые организации учитывают основные средства в инвентарной книге и описи не ведут.

Синтетический учет поступления ОС. Здания и сооружения, строительство которых завершено, приобретенное оборудование, не требующее монтажа, завершенные работы по достройке, дооборудованию и реконструкции объектов, увеличивающих их первоначальную стоимость, зачисляются в ОС по дебету 01 «Основные средства» с кредита 08 «Вложения во внеоборотные активы»  по соответствующим субсчетам в сумме фактических производственных затрат, включая затраты на доставку. При этом для отражения поступления каждого ОС используется утвержденный руководителем акт приемки – передачи типовой формы( № ОС- 1), на основе которого составляется инвентарная карточка объекта и иные документы, подтверждающие их государственную регистрацию в установленных законодательством случаях. Общим актом может оформляться только одновременное поступление однотипных объектов с одинаковой стоимостью.

Для учета стоимости НДС при осуществлении вложений во внеоборотные активы используется счет 19 «НДС», субсчет 1 «НДС по приобретенным ценностям», на котором учитываются уплаченные организацией суммы налога, выделенные в расчетных документах по строительству и приобретению ОС, земельные участки, объекты природопользования. На сумму уплаченного налога по приобретенным объектам дебетуется счет 19-1 и кредитуются счета расчетов (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») или счета денежных средств (50 «Касса», 51 « Расчетные счета» и другие).

Рассмотрим более подробно на примерах, как же осуществляется учёт движения объектов основных средств по их поступлению и выбытию.
Поступление основных средств.

 1. Приобретение основных средств за плату по договору купли-продажи.

Пример: Организация ООО «Фортуна» 1 марта 2008г. приобрела оборудование  по договору купли – продажи стоимостью 200 000руб. Сумма НДС составила 36 000 руб. Были списаны расходы, связанные с приобретением ОС в сумме 15 000 руб., в т.ч. НДС 2700 руб.  В ходе этого были отражены следующие хозяйственные операции:
Журнал регистрации хозяйственных операций

Таблица № 3

Содержание хозяйственной операции

Сумма,  руб.

Дебет

Кредит

Основание

1) Отражена договорная стоимость объекта основных средств.

2) Отражен НДС, подлежащий уплате поставщику.

3) Списаны на увеличение капитальных вложений расходы, связанные с приобретением основного средства.

4) Отражен НДС, относящийся к расходам, связанным с приобретением основных средств.

5) Приобретенное основное средство введено в эксплуатацию.

200 000
36 000
15 000
2700
215 000

08.4
19.1
08.4
19.1
01

60
60
60
60
08.4

Счет-фактура; договор поставки
Счет-фактура
Товарно-транспортная накладная
Счет-фактура
Актоприемке-передаче об.ОС

(ф.№ОС-1)

Техн.документ.



2.Получение основных средств, переданных учредителями в качестве вклада в уставный капитал.
Пример:
Организация ООО «Фортуна» 3 марта 2008 г. получила основные средства от учредителей в качестве вклада в уставный капитал. Уставный капитал организации составляет 50 000 руб.  Учредителем является Смирнов В.И..  Доля Смирнова составляет 15 000 руб. при этом он понес транспортные расходы 3000 руб. в т. ч. НДС – 458 руб.  В результате этого были отражены операции:
Журнал регистрации хозяйственных операций

Таблица № 4

Содержание хозяйственной операции

Сумма,  руб.

Дебет

Кредит

Основание

1) Отражен объявленный уставный капитал, зафиксированный в учредительных документах

2) Отражена стоимость объекта поступившего в счет вклада в УК

3) Отражены транспортные расходы

4) Выделен НДС

5) Отражен по первоначальной стоимости принятый к учету объект ОС 

6) Отражена оплата сторонней организацией

7) Зачтен НДС по приобретенным ценностям

50 000
15 000
2542

458

17542
3000
458



75.1
08.4
08.4

19

01
60
68.2


80
75.1
60

60

08.4
51
19



Учред.договор
Акт оценки,

тех.документ.
счет-фактура

счет-фактура

Акт оценки
Счет-фактура
Счет-фактура,

НК РФ



3. Получение основных средств безвозмездно
.

Пример:
Организация ООО «Фортуна» 12 марта 2008г. получила безвозмездно объект основных средств стоимостью 35 000 руб. В ходе этого были отражены следующие операции:
Журнал регистрации хозяйственных операций

Таблица № 5

Содержание хозяйственной операции

Сумма,  руб.

Дебет

Кредит

Основание

1) Отражена рыночная стоимость безвозмездно полученного основного средства.

2) Списаны на увеличение капитальных вложений расходы на доставку безвозмездно полученных основных средств силами сторонней организации.

3) Отражен НДС, относящийся к расходам на доставку безвозмездно полученных ОС.

4) Списаны на увеличение капитальных вложений расходы на доставку безвозмездно полученных ОС собственными силами.

5) Введен в эксплуатацию объект ОС

35 000
5000
900
5000
45 000

08.4
08.4
19
08.4
01

98.2
60
60
23
08.4

договор
товарно-транспорная накладная
Счет-фактура
Бух.справка

Акт о приемке-передаче об.ОС

(ф.№ОС-1)




4.Получение основных средств, переданных на условиях оперативного или хозяйственного ведения.

Пример:
ООО «Фортуна» 15 марта 2008г. получила основные средства, на условиях оперативного или хозяйственного ведения стоимостью 18 000 руб. После чего ОС были введены в эксплуатацию. В результате этого отражены следующие хозяйственные операции:
Журнал регистрации хозяйственных операций
Таблица № 6

Содержание хозяйственной операции

Сумма,  руб.

Дебет

Кредит

Основание

1) Унитарным предприятием получены ОС, переданные ему государственным органом.

2) Введены в эксплуатацию унитарным предприятием ОС, переданные ему государственным органом.

18 000
18 000

08.4
01

75
08.4

договор
Акт о приемке-передаче об.ОС

(ф.№ОС-1)

Тех.документ


Синтетический учет выбытия основных средств. При выбытии ОС вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Кроме того, по дебету счета 91 отражаются все расходы, связанные с выбытием ОС, по кредиту все поступления, связанные с выбытием ОС (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и другие).

Таким образом, на счете 91 формируется финансовый результат от выбытия ОС. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

При продаже ОС их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками или на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91. Одновременно остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным средствам в дебет счета 02 и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также НДС по ОС (с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам») и расходы по продаже ОС с кредита счета 23 «Вспомогательные производства» и другие.

При безвозмездной передаче ОС их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 в дебет счета 91, а сумму амортизации – с кредита счета 01 в дебет счета 02. Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке по безвозмездно предаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с кредита соответствующих расчетных счетов и других счетов. Финансовый результат т безвозмездной передачи ОС списывают со счета 91 на счет 99.

ОС, переданные в счет вклада в уставный капитал других организаций и в счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества, списывают по остаточной стоимости в дебет счета 58 «Финансовые вложения» с кредита счета 01, а сумму амортизации по переданным ОС —  с кредита счета 01 в дебет счета 02. Дополнительные расходы, связанные с передачей ОС, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.
Выбытие основных средств.

1.    
Реализация и безвозмездная передача ОС.

Пример:
Организация  ООО «Фортуна» 24 марта 2008г. безвозмездно передала объект основных средств третьему лицу по первоначальной стоимости 120 000 руб., в том числе НДС 18%. Произошло списание суммы ОС в размере 10 000 руб. 01.1 – выбытие ОС. В ходе этого были отражены следующие хозяйственные операции:
 Журнал регистрации хозяйственных операций

Таблица № 7

Содержание хозяйственной операции

Сумма,  руб.

Дебет

Кредит

Основание

1) Отражена первоначальная стоимость выбывших объектов ОС при их передаче в собственность 3м лицам.

2) Отражена сумма НДС

( 120 000*18/118)

3) Списана сумма амортизации ОС при определении их остаточной стоимости при передаче в собственность 3м лицам

4) Отражено списание остаточной стоимости выбывающих ОС

5) Восстановлен НДС

( 110000*18%) – 18305

6)Списываем восстановлен. НДС

120 000
18 305
10 000
110 000
1495
1495

01.1
91.3
02
91.2
19
91.3

01
68.2
01.1
01.1
68
19

Акт о приеме-передаче об.ОС

(ф.№ОС-1)
Счет-фактура
форма№ОС-1
форма№ОС-1
Бух.справка
Бух.спавка


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :