Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет формирования и распределения дохода

--PAGE_BREAK--
1. Теоретико-методологические основы учета дохода предприятия1.1 Экономическая сущность и классификация доходов и расходов предприятия


Существование человеческого общества и развитие обусловлены процессом производства материальных благ и их потреблением. Процесс производства складывается из четырех взаимосвязанных моментов — производства, распределения, обмена и потребления. Производство есть, прежде всего, процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества. Под распределением понимают распределение средств производства, рабочей силы и материальных ценностей, предназначенных для потребления. Обмен — это процесс передачи продукции от производителей к потребителям. Потребление — использование созданных продуктов по назначению. Главная роль принадлежит производству, так как это процесс создания нужных для существования и развития человеческого общества материальных благ.

Производство характеризуется многими признаками, свойствами, показателями. Суть производства состоит в преобразовании производственных ресурсов в экономический продукт, необходимый человеку и обществу. Количество и качество этого продукта зависят от ресурсов, которые вовлекаются в производство.

Целью предпринимательской деятельности является обеспечение общественных потребностей и извлечение дохода. В производственном предприятии данная цель реализуется в производственно-хозяйственном процессе. Производственно — хозяйственная деятельность предприятия складывается из отдельных хозяйственных операций по заготовлению сырья и материалов, выпуска готовой продукции, реализации её потребителям, выплате заработной платы, и т.д. Совершаемые хозяйственные операции отличаются друг от друга по содержанию, продолжительности совершения, техническим средствам, используемым при их выполнении, и по целому ряду других признаков. Однако все они взаимосвязаны и представляют собой составные элементы хозяйственного единого процесса.

Элементами хозяйственного процесса, непосредственно связанными с результативностью деятельности предприятия, являются доходы и расходы.

Хозяйственная деятельность предприятия складывается из отдельных хозяйственных операций по заготовлению сырья и материалов, изготовления продукции, реализации её потребителям, выплате заработной платы, и т.д. В хозяйственном процессе средства предприятия совершают кругооборот, все фазы которого подчинены единой цели — извлечению доходов от производственно-хозяйственной деятельности. Также процесс производства не обходится без затрат материальных, трудовых, финансовых ресурсов.

Таким образом, в процессе своей деятельности предприятия зарабатывают доходы и несут расходы.

Доход как экономическая категория выражает финансовые результаты деятельности предприятия. Это определение не включает в число доходополучателей тех, кто уже или ещё не может участвовать в экономической деятельности. При этом необходимо подчеркнуть следующие отличительные особенности дохода как экономической категории:

1.      Доход, как правило, представлен денежными средствами;

2.      Регулярность получения;

3.      Критерий законности [19, с.6].

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» за №329-IIот 24.06.2002 года (с изменениями и дополнениями от 11.06.2004г. за № 562-II), доходы – это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме увеличения активов или их стоимости либо уменьшения обязательств, приводящее к увеличению собственного капитала, не связанного со вкладами собственников [2, с.8].

Согласно Поповой Л.А., доходы – это увеличение экономических ресурсов путем притока или роста активов, либо путем уменьшения обязательств, в результате обычной деятельности субъекта [12, с.207].

В международном стандарте финансовой отчетности 18 «Выручка» дается следующее определение дохода: «Доход — любые поступления, увеличивающие собственный капитал (кроме вкладов акционеров), как в ходе обычной деятельности (выручка), так и прочие поступления» [20, с.216].

Доход может приносить собственность на факторы производства, они могут быть получены частным лицом, фирмой, государством в наличной или безналичной форме. Причём поступать как регулярно, так и однократно, выплачиваться иногда в строгой последовательности, например, при банкротстве предприятия.

Предприятие может получать доход от реализации товарно-материальных запасов, оказания услуг, передачи в пользование активов, принадлежащих предприятию и приносящих процент, роялти и дивиденды [13, с.501].

Четкая классификация доходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период. Доходы классифицируют по источнику, способам, регулярности и очередности получения.

Для определения источников получения доходов вся деятельность предприятия разделяется на:

-основную или операционную деятельность (производство и реализация продукции, работ и услуг предприятия);

-финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим предприятиям; участие предприятия в деятельности других кампаний; операции предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы и др.);

-чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности предприятия).

Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия, так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.

В бухгалтерском учете существует разделение доходов на следующие виды:

-          доход от основной деятельности, который может быть получен от реализации готовой продукции (работ, услуг), от реализации приобретенных товаров, реализации строительно-монтажных, научно – изыскательских и т.п. работ, а также в виде вознаграждений, процентов, дивидендов, гонораров, роялти и т.п.;

-          доход от неосновной деятельности, который может быть получен от реализации материальных активов и основных средств, ценных бумаг и т.д. [11, с.233].

Доходы, полученные от основной и неосновной деятельности предприятия, составляют ее совокупный доход. Совокупный годовой доход юридического лица-резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) им в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода [3, с.40].

Для целей налогового учета применяется также понятие «налогооблагаемый доход», который определяется как разница между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными статьями 80-103, 105-114 Налогового Кодекса с учетом корректировок, производимых согласно статье 122 Налогового Кодекса [3, с.41].

В совокупности видов деятельности предприятия наиболее значимое место отводится процессу реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг). Реализация готовой продукции (товаров, работ, услуг) — процесс передачи прав собственности за проданную продукцию, товары услуги на возмездной или безвозмездной основе. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.

Результат реализации продукции принимает денежную форму - форму дохода от реализации произведенных товаров, работ, услуг.

Таким образом, доходом от реализации продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие на расчетный счет или в кассу предприятия за отгруженную покупателю продукцию [20, с.59].

В соответствии со статьей 81 Налогового Кодекса Республики Казахстан, доходом от реализации товаров (работ, услуг) является стоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, за исключением налога на добавленную стоимость и акциза, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан по вопросам государственного контроля при применении трансфертных цен.

Для финансового управления предприятием необходимо иметь следующие показатели доходов:

— чистый доход от реализации продукции (работ, услуг) – это валовый доход от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Чистый доход (убыток) определяется как разность между доходом (убытком) до налогообложения и корпоративным подоходным налогом, рассчитанным от суммы налогооблагаемого дохода по действующей в текущей в текущем периоде налоговой ставке [17, с.127].

— валовый доход от реализации – чистая выручка от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности предприятия;

— доход (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток) – валовый доход от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;

— доход от финансовой деятельности – сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности. Этот показатель необходим, для того чтобы отделить доход от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких источников получения доходов, как получение процентов и дивидендов предприятием, операции с иностранной валютой и др.

— доход (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой перехода от бухгалтерского дохода к налогооблагаемому доходу. Бухгалтерский доход – это доход, рассчитанный в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Основная цель определения бухгалтерского дохода – показать эффективность деятельности предприятия за отчетный период. Налогооблагаемый доход – это бухгалтерский доход, пересчитанный согласно налоговым требованиям;

— прибыль (убыток) отчетного года – доход после уплаты налога. В условиях рыночной экономики это важнейший показатель деятельности предприятия. Именно он находится в центре внимания управляющих предприятия и финансовых рынков. От его динамики зависит само существование предприятия, рабочие места для его работников, выплата дивидендов в акционерной компании.

Показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости, является чистый доход предприятия. Многие экономисты, прежде всего Й. Шумпетер, считали, что чистый доход (прибыль) представляет доход предпринимателей, получаемый в результате применения новых технологий [19, с.112].

Основными функциями, которые выполняет чистый доход предприятия, являются:

-        оценочная, которая дает возможность дать оценку эффективности работы предприятия;

-        распределительная (чистый доход предприятия является инструментом распределения доходов);

-        стимулирующая. Ее сущность заключается в том, что прибыль используется как в интересах предприятия, так и в интересах его работников.

Таким образом, доходы предприятия – это увеличение активов, либо уменьшение обязательств в отчетном периоде.

Производственно-хозяйственная деятельность предприятия требует расходов на материальные, трудовые, финансовые ресурсы, на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своего коллектива и др. Следовательно, зарабатывая доходы, предприятие несет определенные расходы. Расходы – это уменьшение активов, либо возникновение обязательств (или то или другое одновременно) в результате производства и реализации продукции (работ, услуг) и иной деятельности [12, с.220].

Специального стандарта по расходам среди МСФО нет, как, например, для учета доходов (МСФО 18 «Выручка»). Определение расходов и условия их признания в финансовой отчетности содержит документ «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности». Этот документ не является стандартом. Он представляет собой концептуальную основу, фундамент для разработки и оценки МСФО.

В соответствии с данными принципами, расходы — это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме выбытия или уменьшения стоимости активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанному с его распределением между участниками [16, с.478].

Определение расходов включает в себя расходы, связанные с управлением собственностью, производством, и реализаций товарно-материальных запасов, выполнением работ и оказанием услуг и убытки. Убытки представляют собой уменьшение экономической выгоды и по своей природе не отличаются от других расходов. Убытки могут возникнуть при продаже долгосрочных активов или в результате стихийных бедствий.

Определенный вид расходов предприятия может быть важен для одного типа решений и не может быть принят во внимание для другого. В действительности расходы предприятия можно классифицировать по многим различным признакам.

Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции, т.е. производственные затраты. Себестоимость произведенной продукции — это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализацию продукции. Себестоимость является одной из важнейших категорий, которая наиболее полно проявляется в условиях рыночной экономики во взаимной связи с такими категориями, как цена, доход [12, с.136].

Но, помимо расходов, прямо или косвенно обусловленных процессом производства, предприятие несет и непосредственные расходы, которые не связаны с реализацией продукции и в себестоимость, как правило, не включаются.

Разделение производственной себестоимости и административных расходов периода, а также расходов по реализации необходимо, чтобы оценить, какое влияние на конечные результаты оказала производственная деятельность предприятия, а также его административная и внепроизводственная деятельности.

В зависимости от видов деятельности предприятия расходы классифицируют на расходы, возникающие в процессе основной деятельности организации и прочие расходы. Расходы по основной деятельности включают в себя такие расходы как себестоимость реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), состоящая из заработной платы, материалов, амортизации и другое. Они обычно принимают форму оттока или истощения активов, в том числе денег или их эквивалентов, товарно- материальных запасов, основных средств.

Прочими расходами являются другие статьи, которые подходят под определение расходов и могут возникать или не возникать в процессе обычной деятельности предприятия. Прочие расходы представляют собой уменьшение экономических выгод, и поэтому по своей природе не отличаются от других расходов.

В зависимости от объема производства различают переменные и постоянные расходы. Переменные — это такие расходы, которые находятся в прямой пропорциональной зависимости от объема производства. К ним относятся, в частности, затраты на материалы и оплату труда. Постоянными считаются расходы, которые при изменении объема производства или совершенно не меняются (например, амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд) или меняются незначительно (например административные расходы).

Разделение постоянных и переменных расходов важно для целей управленческого учета и финансового планирования. Основная задача здесь заключается в том, чтобы определить, как должны измениться постоянные и переменные расходы при планируемых темпах роста объема реализованной продукции с учетом того, что только переменные затраты изменяются пропорционально росту или падению объема производства и реализации.

Также в учете расходы предприятия делят на текущие расходы, отражаемые в отчете о доходах и расходах и отложенные, отражаемые в бухгалтерском балансе [12, с.220].

Таким образом, в условиях рыночной экономики основа экономического развития предприятия – доходы и расходы — важнейшие показатели эффективности работы предприятия. Рост доходов создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет доходов выполняются обязательства организации перед бюджетом, банками, другими организациями. Рост расходов, напротив, уменьшает возможности расширенного воспроизводства предприятия. Напрямую зависимость предприятия от величины доходов и расходов выражается в финансовом результате деятельности предприятия, который может выражаться в форме прибыли (превышения доходов над расходами) или в форме убытка (превышения расходов над доходами).

Финансовый результат – это итог хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Финансовый результат может выражаться в форме нераспределенного дохода (превышения доходов над расходами) или в форме непокрытого убытка (превышения расходов над доходами).

Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием:

а) финансового результата, полученного от продажи продукции, товаров, работ, услуг, а также от хозяйственных операций, составляющих предмет деятельности предприятия (сдача в платную аренду основных средств, передача в пользование объектов интеллектуальной собственности и вложение средств в уставные капиталы других предприятий);

б) финансового результата от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества (части операционных доходов и расходов);

в) операционных доходов и расходов (за вычетом результатов от продажи имущества);

г) внереализационных прибылей и убытков;

д) чрезвычайных доходов и расходов.

Конечный финансовый результат предприятия за отчетный период выражается в виде чистого дохода к распределению, который образуется после вычета из совокупных доходов организации экономически обоснованных результатов. Ими являются в силу приоритетности признания и исполнения обязательств предприятия перед третьими лицами (кредиторами, бюджетом) обязательства, образующие дополнительные расходы предприятия:

-штрафы и пени, начисленные налоговыми органами;

-штрафы, пени и неустойки в пользу коммерческих предприятий за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам;

-суммы повышенных процентных платежей за нарушение условий кредитного договора;

-обязательства по условиям договора залога, поручительства и т.п.

В бухгалтерском учете доходы и расходы признаются в соответствии с определенными принципами, предусмотрены действующими законодательными актами Республики Казахстан, а также международными стандартами финансовой отчетности.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2 Принципы учета и порядок признания доходов предприятия


Международный стандарт МСФО 18 «Выручка» определяет условия признания выручки, т.е. поступления экономических выгод от основной деятельности предприятия, которое приводит к увеличению собственного капитала (кроме вкладов акционеров). Данный стандарт разделяет понятия «доход» и «выручка». Согласно МСФО 18, выручка – это поступления экономических выгод за период, возникающие в ходе обычной деятельности компании, результатом которых является увеличение собственного капитала, кроме прироста капитала за счет вкладов акционеров, а доход – это любые поступления, увеличивающие собственный капитал (кроме вкладов акционеров), как в ходе обычной деятельности (выручка), так и прочие поступления. В практике казахстанского бухгалтерского учета понятие «выручка» традиционно заменено на понятие «доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)».

В соответствии со стандартом МСФО 18, выручка от продажи товаров признается, если выполняются все перечисленные условия:

1.      Продавец перевел на покупателя риски и вознаграждения, связанные с владением товаром. В большинстве сделок перевод рисков совпадает с передачей права собственности и владения;

2.      Продавец более не участвует в управлении товаром (не контролирует товар) на правах владения;

3.      Сумма выручки может быть надежно оценена;

4.      Существует вероятность поступления экономических выгод (платежа);

5.      Затраты по сделке могут быть надежно измерены.

Сделки с существенным риском владения (например, при высокой вероятности расторжения сделки покупателем), не считаются продажами и не образуют выручки — например, любые продажи в розничную сеть, при которых продавец обязывается за свой счет забрать из сети нераспроданный товар. Сделки, при которых риск расторжения незначителен (например, при массовых розничных продажах), образуют выручку немедленно, при условии оценки продавцом будущих рисков и обязательств [20, с.201].

Таким образом, доход от реализации товаров признается тогда, когда товар отгружен, при этом право собственности перешло к покупателю, т.е. по стадии завершенности сделки на отчетную дату [11, с.50].

Несмотря на то, что специального стандарта по расходам среди МСФО нет, существуют международные стандарты, косвенно регулирующие принципы учета расходов предприятия. Например, к таким стандартам относится Международный Стандарт Бухгалтерского Учета №2 «Запасы» (IAS 2. Inventories), который действует в сфере системы учета запасов. Данный стандарт жестко устанавливает методику переноса косвенных производственных затрат на стоимость готовой продукции, пересекаясь с областью производственного управленческого учета. Стандарт устанавливает требования к ежегодной процедуре инвентаризации и переоценки запасов.

Данным стандартом утверждена методика распределения косвенных затрат производства. Кроме прямых производственных расходов, в стоимость запасов также включаются косвенные (переменные и постоянные) расходы (overheads), распределяемые по продуктам на систематической основе. Стандарт требует распределения постоянных косвенных затрат методом стандарт-кост, при котором относительный норматив распределения накладных расходов фиксируется для нормальной загрузки (normal capacity) производственных мощностей. Международный стандарт не задает жестко принципов распределения косвенных затрат между различными видами продукции — главное, чтобы методика применялась последовательно и обоснованно [20, с.49].

К принципам учета доходов и расходов также относятся правила предоставления информации о доходах и расходах предприятия в финансовой отчетности. При представлении финансовой отчетности предприятие в пояснительной записке должно раскрывать:

-учетную политику, принятую для признания дохода, включая способы определения стадии завершения сделки по оказанию услуг;

-сумму каждого значимого вида доходов, признанных за отчетный период;

В учетной политике, в разделе «Признание дохода» предприятие должно обозначить принцип признания доходов. Согласно МСФО 18, таким принципом является признание дохода тогда, когда товар (готовая продукция) отгружен и при этом право собственности перешло к покупателю. Признание выручки по стадии завершенности называется методом «по мере готовности».

Вторым принципом является разделение сумм каждого из значимых видов дохода. При этом в учетной политике определяются основные виды доходов предприятия. Чаще всего, к ним относятся:

-доход от реализации товаров, оказания услуг,

-доход по процентам, роялти,

-доход по дивидендам.

Доход по процентам начисляется на временной основе, со ссылкой на основную сумму задолженности и применяемую процентную ставку [20, с. 203].

МСФО 18 «Выручка», в данном случае под процентами понимает плату за использование денежных средств или их эквивалентов или сумм, причитающихся предприятию. В Республике Казахстан, если предприятие осуществляет деятельность, не лицензируемую в соответствие с банковским законодательством, проценты оно может получать в виде пени, предоставления товарного кредита. Поэтому проценты по МСФО следует рассматривать как вознаграждение по инвестициям в ценные бумаги [11, с.51].

Доход по дивидендам признается тогда, когда возникает право акционеров на их получение.

Порядок признания расходов, согласно МСФО во многом зависит от признания выручки в соответствии с принципом сопоставимости доходов и расходов. Следовательно, расходы, связанные с получением соответствующего дохода, признаются в финансовой отчетности в момент признания дохода.

Все счета доходов и расходов, полученные за год, в конце года закрываются и отражаются в отчете о доходах и расходах (Приложение 3).

По окончании календарного отчетного года от суммы фактического бухгалтерского дохода, полученного предприятием за отчетный год, в первоочередном порядке производят окончательный расчет причитающейся бюджету суммы корпоративного подоходного налога по установленной ставке с учетом корректировок отчетного дохода до уровня налогооблагаемого.

Кроме действующих законодательных актов в области бухгалтерского учета порядок признания доходов и расходов предприятия регулирует налоговое законодательство.

В Налоговом Кодексе определены случаи отнесения на вычеты из совокупного годового дохода расходов в пределах норм. Вычеты производятся только при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с получением совокупного годового дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов. Расходы будущих периодов подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся [3, с. 45].

Налоговое законодательство предъявляет свои требования к признанию, раскрытию и измерению финансовых категорий в финансовых отчетах. Вследствие этого возникают разницы при оценке счетов доходов и расходов, а в результате — и разница в суммах при отражении активов и обязательств в финансовых отчетах, большинстве случаев, такие разницы возникают в периоде возникновения расхода и признания соответствующего дохода. Существуют разницы постоянные, временные, смешанные (временно-постоянные).

Порядок определения дохода отличается в бухгалтерском учете от налогового учета. В первом случае доход от реализации определяется как разница между выручкой без налога на добавленную стоимость и акцизов и расходами на производство продукции и ее реализацию, определяемыми нормативными документами по бухгалтерскому учету. В налоговом учете доход исчисляется как разница между совокупным годовым доходом (без косвенных налогов) и вычетами, определяемыми налоговым законодательством [11, с.365].

В таблице 1 дается разница между налогооблагаемым доходом и бухгалтерским доходом.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 1. Разница между налогооблагаемым доходом и бухгалтерским доходом
Показатель

Налогооблагаемый доход

Бухгалтерский доход

Определение

Сумма дохода (убытка) за отчетный период, определяемая в соответствии с налоговым законодательством

Сумма чистого дохода или убытка за отчетный период до выплаты налогов; рассчитывается как разность между доходами и расходами

Порядок формирования

Формируется согласно налоговому законодательству, которое не предусматривает альтернативные методы налогового учета

Формируется исходя из учетной политики, принятой организацией, на основе принципов и стандартов учета, которые предусматривают разные альтернативные методы учета и оценки

Подверженность изменениям

Изменение производится в зависимости от налоговой политики

Менее подвержен изменениям согласно принципам последовательности и сопоставимости



Подавляющее большинство финансовых инструментов предприятия трактуются одинаково как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Эффект некоторых же событий или операций, однако, будет иметь разное отражение в налоговом и бухгалтерском учете. Налоговое последствие большинства событий, отраженных в финансовых отчетах за период, учитывается при определении размера подоходного налога к выплате.

Временные разницы — это разницы между налогооблагаемым и бухгалтерским доходом за отчетный период, которые возникают по причине того, что период, в котором некоторые статьи расхода и дохода включаются в налогооблагаемый доход не совпадает с периодом, в котором они включаются в бухгалтерский доход. Временные разницы возникают в одном периоде и аннулируются в одном или нескольких последующих периодах. Некоторые временные разницы не могут напрямую ассоциированы с определенными активами или обязательствами, но, тем не менее, являются результатом экономических событий, отраженных в финансовых отчетах, и будут оказывать налоговых эффект в будущие периоды [12, с.214].

Постоянные разницы — это разницы между налогооблагаемым доходом и учетным доходом за отчетный период, которые возникают в текущем отчетном периоде и не аннулируются в последующие отчетные периоды.

Обычно, временные разницы возникают в результате использования разных методов начисления износа в налоговом и бухгалтерском учете, составления плана компенсационных выплат сотрудникам, при составлении плана, отражающего повременную оплату по завершению определенного процента работ в капитальном строительстве, при ведении метода начисления в бухгалтерском и кассового метода в налоговом учете. Упомянутая последней временная разница больше не существует, так как была аннулирована при принятии Постановления о переходе на метод начисления в налоговом учете с 1-го июля 1997 года [12, с.219].

Временная разница аннулируется в тот момент, когда соответствующих актив восстанавливается или соответствующее обязательство погашается. Отсроченные доходы или расходы по налогам представляют собой увеличение или уменьшение размеров налогов к выплате или возмещению в будущих периодах как результат временных разниц и зачетов потерь при уплате налогов за будущий период в конце текущего года.

Отсроченный подоходный налог входит в категорию так называемых оценочных обязательств (estimatedliabilities), точная сумма которых не может быть определена до наступления определенной даты. В случае с подоходным налогом, его сумма, как известно, зависит от финансовых результатов предприятия, которые остаются неопределенными до конца года. Налоги, однако, необходимо перечислять в течение года еще до того, как окончательная сумма обязательств будут подсчитана.

В современном бухгалтерском учете в западных странах понятие временных разниц трактуется более широко, нежели по нашим стандартам. Там принято разделять понятия «временные» и «временные» разницы. Первое понятие гораздо более сложно, нежели второе, означающее только разницу во времени. Временные разницы включают все виды разниц между бухгалтерским и налоговым учетами активов и обязательств, которые выражаются в результате в виде временных разниц к выплате, либо к вычету.

Временная разница к вычету — это сумма разниц, подлежащих вычету при определении налогооблагаемой прибыли в момент восстановлении балансовой стоимости соответствующего актива или погашения соответствующего обязательства.

Временная разница к выплате — это сумма разниц между налоговыми платежами, определяемая при исчислении налогооблагаемой прибыли в будущие периоды в момент восстановления балансовой стоимости соответствующего актива или погашения соответствующего обязательства.

Существует четыре основных вида временных разниц, а именно:

1) признание дохода в бухгалтерском учете предшествует периоду признания его в налоговом учете (пример: прибыль от инвестиций, признаваемая как доход в бухгалтерском учете, признается таковой в налоговом учете только после получения/ выплаты ее в качестве дивидендов). Временные разницы такого типа приводят к увеличению суммы обязательства/ расхода по отсроченному налогу и являются, тем самым, временными разницами к выплате [22, с.136];

2) признание дохода в налоговом учете предшествует периоду его признания в бухгалтерском учете (пример: по налоговому учету доход от средств, перечисленных строительной фирме авансом под контракт на проведение ремонтных работ, признается полностью по всей сумме; при бухгалтерском учете доход, согласно условиям контракте признается порционно, в зависимости от процента выполненных работ). Временные разницы этого типа приводят к увеличению суммы актива/дохода по отсроченному налогу и являются, тем самым, временными разницами к вычету;

3) признание расхода, уменьшающего налогооблагаемую прибыль, предшествует периоду его признания в бухгалтерском учете (пример: в бухгалтерском учете используется прямолинейный метод начисления амортизации, увеличивающий полезный срок службы актива, тогда как в налоговом учете применяется только ускоренный метод начисления износа, уменьшающий срок службы актива). Временные разницы такого типа приводят к увеличению суммы обязательства/ расхода по отсроченному налогу и являются, тем самым, временными разницами к выплате;

4) признание расхода в бухгалтерском учете опережает его признание в качестве фактора, уменьшающего налогооблагаемую прибыль в налоговом учете (пример: это касается, в основном, оценочных или предположительных расходов, таких как расходы по предоставлению гарантийного обслуживания или начисленные расходы по постановлению суда. Такие расходы не подлежат учету в налогообложении до тех пор, пока они не будут зафиксированы, т.е. не перейдут из ранга оценочных в ранг действительных). Временные разницы этого типа приводят к увеличению суммы актива/дохода по отсроченному налогу и являются, тем самым, временными разницами к вычету [22, с.137].

Таким образом, к принципам учета доходов и расходов относятся:

-порядок признания доходов и расходов в бухгалтерском учете;

-порядок определения налогооблагаемой прибыли;

-принципы отражения доходов и расходов в финансовой отчетности предприятия.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Необходимость, цели и задачи учета доходов и расходов предприятия


В процессе производственно-хозяйственной деятельности возникает сложная система взаимодействия людей с материально-вещественными элементами и между собой. Для управления этой деятельностью необходимо определять ее цели и планировать пути их достижения, получать сведения о ходе и результатах хозяйственной деятельности, принимать решения о регулировании выявленных отклонений, контролировать выполнение решений и планов, выполнять другие необходимые действия.

Производственно-хозяйственная деятельность состоит из множества хозяйственных операций, которые выступают объектами бухгалтерского наблюдения. Совокупность хозяйственных операций нельзя представить в виде статистической совокупности, так как она неоднородна и отличается целями, составом участников, характеристикой вовлеченных ресурсов, содержанием, полученными результатами и др. Не требует особых доказательств разнородность таких хозяйственных операций, как получение наличных денег в банке, выдача материалов в производство, получение кредитов в банке и т.д. Все эти взаимосвязи можно отразить в бухгалтерском учете. Так, получение наличных денег из банка должно быть учтено как их увеличение в кассах и уменьшение на расчетном счете. Выдача материалов в производство влечет к увеличению затрат на производстве и уменьшению остатка материалов на складе и др.

Все предприятия, действующие на территории Республики Казахстан, обязаны вести бухгалтерский учет и финансовую отчетность в соответствии с Законом Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности от 25.06.02г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.05.2006 г. № 139-III) [2, с.6].

Системный бухгалтерский учет позволяет обобщать разнородные объекты учета как единый взаимосвязанный учетный комплекс, организовать систему показателей, отражающих кругооборот средств предприятия в ходе его производственно-хозяйственной деятельности.

Одна из основных задач деятельности предприятий в условиях рыночной экономики – получение наибольших доходов при наименьших расходах. Значительная роль в этом отводится бухгалтерскому учету, отражающему непрерывно и взаимосвязано все хозяйственные операции, обеспечивая при этом достоверность, своевременность и суммарную точность информации на основе документов.

Данные бухгалтерского учета обеспечивают возможность определить предполагаемый доход предприятия после реализации выпущенной продукции. Поэтому учет доходов и расходов является необходимым и находится под постоянным контролем бухгалтерии предприятия, так как его ритмичность обеспечивает выполнение обязательств предприятия, своевременность всех расчетов и выплат.

Доходы, полученные от основной и неосновной деятельности предприятия, составляют его совокупный годовой доход, который признается и учитывается в соответствии с МСФО 18 «Выручка», так же контролируются Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12 июня 2001 года № 209-11 (с изменениями и дополнениями от 01.01.2006 года).Неправильное налоговое исчисление приведет к незапланированным потерям в виде штрафов, пени.

Административным Кодексом Республики Казахстан предусмотрена ответственность за нарушение правил учета доходов и расходов (ст.208). В данной статье под нарушением правил учета доходов и расходов понимается отсутствие первичных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности доходов и расходов предприятия [5, с.388].

При постановке бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет расходов. Его необходимость обеспечивается тем, что производство продукции — основополагающий процесс в хозяйственной деятельности предприятия. Этот процесс влияет на финансовый результат предприятия, т.е. на прибыль или убытки. В связи с этим возникает необходимость управления процессом производства, т.е. издержками, объемом выпуска продукции, ее конкурентоспособностью, качеством и т.д. [21, с.278].

Необходимость учета доходов и расходов предприятия определяется также и тем, что для эффективного ведения хозяйства и осуществления контроля над процессом производства необходима определенная информация, получаемая в результате наблюдения за хозяйственными процессами, количественного их измерения, регистрации и обобщения. Наряду с объемом реализации предприятие планирует сумму дохода. Это возможно потому, что при установлении продажных цен на продукцию в состав ее включается определенная сумма или процент дохода. Если количество продукции, подлежащей реализации по договорам, умножить на договорную цену, то получим ее продажную стоимость по бизнес-плану, а, исходя из процента дохода, рассчитываем плановую сумму дохода. Это базы для расчета авансовых платежей или ежемесячных отчислений в бюджет корпоративного подоходного налога.

Отсюда следует, что целью бухгалтерского учета доходов и расходов является правильное соблюдение и отражение доходов и расходов от совершаемых операций в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Задачи учета доходов и расходов предприятия сводятся к следующему:

1.      Своевременное и достоверное признание доходов и расходов предприятия в бухгалтерском учете в соответствии с действующим законодательством и стандартами учета и отчетности;

-   грамотное оформление первичной документации;

-   ведение регистров бухгалтерского учета;

-   грамотное отражение на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности доходов и расходов предприятия

2.      Определение налогооблагаемой прибыли предприятия:

-расчет совокупного годового дохода;

-отражение в учете вычетов;

-расчет налогооблагаемого дохода предприятия.

3.      Отражение доходов и расходов в финансовой и налоговой отчетности предприятия.

Таким образом, в условиях рыночной экономики и хозяйственной самостоятельности производственных предприятий, существенно возрастает роль учета как единого инструмента для принятия различных управленческих решений.




2. Учет образования и распределения дохода на предприятии ТОО «Аркада-Индастри»
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.1 Учет образования прибыли на предприятии


Анализируемое предприятие ТОО «Аркада-Индастри» зарегистрировано в г. Кокшетау 30 апреля 1995 г. и находится по адресу пос. Аршалы Аршалынского района Кокшетауской области. Основной вид деятельности — это добыча нерудных строительных материалов открытым способом. Кроме основного вида деятельности ТОО «Аркада-Индастри» ведет торгово-посредническую деятельность. Основными потребителями продукции предприятия являются АО «Мэрмэр» (30%), АО «Акмола-ЖБШ» (25%), Аршалынские РЭС (15%).

Готовой продукцией на предприятии считаются законченные обработкой нерудные строительные материалы, прошедшие технические испытания, принятые отделом технического контроля и сданные на места хранения готовой продукции или заказчику.

В процессе реализации готовой продукции предприятие ТОО «Аркада-Индастри» получает доход. В соответствии с тем, что реализация готовой продукции относится к основному виду деятельности предприятия, полученный доход необходимо отражать как «Доход от реализации готовой продукции». Доход на предприятии признается по методу начисления.

В типовом плане счетов от 21.10.2003г. за №372 для отображения доходов, полученных предприятием, существовали счета раздела 7 «Доходы», предназначенные для обобщения информации о доходах, полученных от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг) и прочих доходах, а также возврате проданных товаров и скидках с продаж и цены [18, с.156].

В рабочем плане счетов для отображения доходов предназначен раздел 6 «Доходы», который включает в себя следующие группы счетов:

6000 «Доход от реализации продукции и оказания услуг»;

6100 «Доходы от финансирования»;

6200 «Прочие доходы»;

6300 «Доходы, связанные с прекращаемой деятельностью» [10, с.81].

В конце отчетного периода счета раздела 6 «Доходы» закрываются счетом 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года».

Для отражения доходов предприятия ТОО «Аркада-Индастри» предназначены счета подраздела 6010 «Доход от реализации продукции и оказания услуг». По кредиту счетов отражаются доходы от реализации продукции; доходы, полученные в прошлом периоде, но относящиеся к отчетному периоду. В группе счетов 6000 «Доход от реализации продукции и оказания услуг» также есть счет 6020 «Возврат проданной продукции». Все возвраты и торговые скидки вычитываются из дохода. Они рассматриваются как уменьшение доходов, а не как расходы. Скидки предоставляются, чтобы побудить покупателя к досрочной оплате продукции.

Рассмотрим одну хозяйственную операцию по реализации готовой продукции покупателю, и отражение ее и учетных операций, сопровождающих ее в бухгалтерском учете.

Покупателю была отгружена готовая продукция:

-    партия песка 501,6 тонн по цене 628 тенге за тонну покупателям на сумму 315 000 тенге;

-    партия щебня 191,41 тонн по цене 1153 тенге за тонну на сумму 220696 тенге.

Всего по договорным ценам на общую сумму – 535 696 тенге. Налог на добавленную стоимость 15% на сумму – 80 354 тенге 40 тиын. Всего к оплате: 616 050 тенге 40 тиын.

Кроме основного вида деятельности ТОО «Аркада-Индастри» занимается реализацией основных средств. Данная реализация находит свое отражение на счетах подраздела 6210 «Доход от выбытия активов». Так в январе 2006 года предприятием реализованы основное средство — буровой станок на отпускную стоимость основного средства. Так как на предприятии ТОО «Аркада-Индастри» были реализованы основные средства, был получен соответствующий доход.

Корреспонденцию счетов, отражающую доходы предприятия представляет таблица 2.
Таблица 2. Корреспонденция счетов по учету реализации готовой продукции на предприятии ТОО «Аркада-Индастри» за январь 2007 года

 
№ п\п

Дата

операций

Содержание операций



Сумма, тенге

Корреспонденция счетов

 
 
Дт

Кт

 
 
1

15.01

Покупателю предъявлен счет за отгруженную продукцию

535696

1210

6010

 
 
2

15.01

Отражен налог на добавленную стоимость, 14%

74997,4

1210

3130

 
 
3

16.01

Поступили деньги на расчетный счет от покупателя за отгруженную готовую продукцию

616050,4

1040

1210

 
4

17.01

С расчетного счета перечислен в бюджет налог на добавленную стоимость

80000

3130

1040



29.01

Реализован буровой станок

136406

1210

6210



30.01

Отражен налог на добавленную стоимость, 14%

19096,8

1210

3130



Бухгалтерской службой предприятия ТОО «Аркада-Индастри» полученные доходы от основной и неосновной деятельности отражаются в учетных аналитических регистрах по кредиту счетов подраздела 6000 «Доход от реализации продукции и оказания услуг» в журнале – ордере № 11, подраздела 6200 «Прочие доходы» в журнале ордере № 12 (Приложение 1).

Другие виды доходов, такие как, доходы от реализации строительно — монтажных работ, доходов от аренды, доходов от инвестиционной деятельности, доходов от реализации нематериальных активов, ценных бумаг, дивидендов по акциям и доходам в виде процентов в бухгалтерии предприятия не отражаются, так как предприятие не занимается данными видами деятельности.

В процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятие ТОО «Аркада-Индастри» несет расходы, которые играют основную роль при формировании конечного финансового результата. К расходам на данном предприятии относятся: себестоимость реализованной продукции и прочие расходы, включающие: административные расходы, расходы по реализации продукции, расходы по процентам.

В соответствии с Инструкцией по разработке Рабочего плана счетов от 22.12.2005г. №426, в ТОО «Аркада-Индастри» расходы отражаются в разделе 7 «Расходы» Рабочего плана счетов [4, с.7].

Себестоимость реализованной готовой продукции признается как расход в тот отчетный период, в который признается с ним доход.

При учете себестоимости реализованной продукции применяют счета группы счетов 7000 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг». К счету 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг» могут быть открыты субсчета по видам реализуемых готовой продукции, выполненных работ, услуг. Принятая предприятием система субсчетов должна найти свое отражение в рабочем плане счетов и учетной политике предприятия. В ТОО «Аркада-Индастри» по данному счету предназначены следующие субсчета:

7011 «Себестоимость реализованного песка»;

7012 «Себестоимость реализованного щебня».

ТОО «Аркада-Индастри» занимается реализаций нерудных строительных материалов, и соответственно в его деятельности возникают вопросы, связанные с расходами и доходами и определением конечного финансового результата. Оценка себестоимости товарно – материальных запасов в ТОО «Аркада-Индастри» производится методом фифо. Данный метод оценки предполагает списание в первую очередь стоимость запасов, приобретенных и произведенным первыми.

Исследуем хозяйственную операцию по реализации в январе 2006 года партии готовой продукции, рассмотренную выше.

Покупателю была отгружена готовая продукция:

-    партия песка 501,6 тонн по цене 628 тенге за тонну покупателям на сумму 315 000 тенге,

-    партия щебня 191,41 тонн по цене 1153 тенге за тонну на сумму 105396 тенге

Фактическая себестоимость реализованной продукции составила 356 060 тенге 60 тиын.

Аналитический учет по счету 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг» отражается в ведомости, в которой указано количество и себестоимость продукции, работ и услуг, реализованных за месяц и с начала года.

Расходы периода, в отличие от затрат на производство продукции, не зависят от объема производства и являются постоянными расходами, несвязанными с конкретными видами реализованной продукции или услуг. Предприятия несут расходы периода даже в том случае, когда в течение определенного периода они ничего не производят. К расходам периода относят:

-     расходы по реализации продукции и оказанию услуг;

-     административные расходы;

-     расходы на финансирование.

По учету расходов, связанных с реализацией товаров, работ и услуг применяют счет 7110 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг». Данный счет является активным, который включает в себя множество наименований статей расходов.

Основными статьями расходов по реализации готовой продукции на предприятии ТОО «Аркада-Индастри» являются:

-     заработная плата работников, связанная с процессом реализации;

-     расходы по командировкам работников, связанных с заключениями контрактов;

-     амортизация основных средств;

-     расходы по рекламе;

-     затраты на тару и упаковку продукции на складах предприятия;

-     прочие расходы, связанные со сбытом товаров.

В приведенную номенклатуру статей расходов, предприятие может вносить изменения и дополнения, связанные с особенностями деятельности предприятия.

К административным расходам относятся расходы, связанные с обслуживанием предприятия в целом и управлением всей его производственно – хозяйственной деятельностью. На данном счете могут быть учтены следующие расходы: по заработной плате, премиям, пособиям и другим выплатам; на коммунальные услуги; по содержанию помещений административного назначения; начисленные суммы резерва по сомнительным долгам; начисленные суммы штрафов, пени, неустоек, подлежащих уплате; другие аналогичные по назначению расходы.

На административные расходы на предприятии ТОО «Аркада-Индастри» составляется смета, исходя из установленных норм и нормативов. В основном административные расходы фиксируются только при наличии оправдательных документов: счета, чеки магазинов.

ТОО «Аркада-Индастри» были понесены административные расходы. Аналитический учет административных расходов ведется по номенклатуре статей. Административные расходы в бухгалтерии предприятия отражаются в соответствии с инструкцией разработке Рабочего плана счетов на счете 7210 «Административные расходы». Данный счет является активным и предназначен для обобщения информации об управленческих и хозяйственных расходах, не связанных напрямую с производственным процессом.

К расходам на финансирование относят расходы по вознаграждениям, оплату процентов по кредитам банков, по кредитам поставщиков, по финансированной аренде имущества и другие расходы.

Для учета расходов по процентам предназначен счет 7300 «Расходы на финансирование». Данный счет является активным. Аналитический учет расходов ведется в ведомости по видам операций.

Расходы списываются на уменьшение итогового дохода предприятия в том отчетном периоде, в котором они произведены и не переносятся на следующие периоды.

В бухгалтерии ТОО «Аркада-Индастри» расходы предприятия отражаются следующим образом (Таблица 3).
Таблица 3. Корреспонденция счетов по учету расходов на предприятии

ТОО «Аркада-Индастри» за январь 2007 года

№ п\п

Дата

операций

Содержание операций

Сумма, тенге

Корреспонденция счетов

Дт

Кт

1

14.01

Отражена фактическая себестоимость реализованной готовой продукции

356060,6

7010

1320

2

16.01

Начислена заработная плата работникам, связанным с реализацией товаров

21000

7110

3350

3

17.01

Оплачен счет подрядчиков

9500

7110

3310

4

28.01

На сумму налога на добавленную стоимость, 14%

1330

1420

3310

5

29.01

Начислен социальный налог на заработную плату работников, связанных с реализацией продукции

315

7110

3150

6

16.01

Начислена заработная плата административно-управленческому персоналу

8078

7210

3350

7

22.01

Оказаны аудиторские услуги

100000

7210

3310

8

22.01

На сумму налога на добавленную стоимость, 14%

14000

3130

3310

9

23.01

Начислены проценты

32000

7320

7320



Кроме основного вида деятельности ТОО «Аркада-Индастри» занимается реализацией основных средств. Так как на предприятии ТОО «Аркада-Индастри» были реализованы основные средства, в результате реализации основных средств были понесены расходы по выбытию активов, которые в учете классифицируются как прочие расходы. Для учета прочих расходов предназначены счета группы счетов 7400 «Прочие расходы». Расходы по выбытию активов учитываются на счете 7410 «Расходы по выбытию активов». При реализации основных средств были составлены следующие корреспонденции счетов:

Дебет счета 2422 «Амортизация машин и оборудования»

Кредит счета 1512 «Машины и оборудование, предназначенные для продажи» — на сумму износа, начисленную за время эксплуатации на сумму 3800 тенге

Дебет счета 7410 «Расходы по выбытию активов»

Кредит счета 1512 «Машины и оборудование, предназначенные для продажи» – на балансовую стоимость основного средства 9000 тенге.

Перечисленные выше суммы расходов переносятся из первичных документов в журнал – ордер 14 (Приложение 2).

Налоговый учет расходов периода в ТОО «Аркада-Индастри» ведется на основании данных бухгалтерского учета и в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Основным вопросом ведения налогового учета является методика и порядок составления «Декларации о совокупном годовом доходе юридического лица и произведенных вычетах», где одним из наиболее важных вопросов является правильное отнесение на вычет, либо не отнесение на вычет расходов периода.

В соответствии нормами и положениями с налогового кодекса Республики Казахстан расходы периода, исходя из их экономического содержания, в целях налогообложения дифференцируются на три группы:

1. Расходы периода, связанные с получением совокупного годового дохода юридического лица, относимые на вычет при определении налогооблагаемого дохода.

2. Расходы периода, не относимые на вычет при определении налогооблагаемого дохода, к таким расходам относятся:

-        расходы периода не связанные с получением совокупного годового дохода юридического лица (спонсорская помощь, предприятия детскому саду, на подарки к новому году);

-        расходы периода капитального характера;

-        штрафы, пени подлежащие внесению в государственный бюджет, признаваемые как расходы периода (предприятию начислена пеня за несвоевременное перечисление подоходного налога с физических лиц);

-        расходы периода, связанные с получением совокупного годового дохода, превышающие законодательно установленные нормы;

-        суммы обязательных платежей в бюджет, подлежащие внесению в бюджет, подлежащие уплате сверх норм, установленных нормативно-правовыми актами Республики Казахстан.

-        расходы по строительству, эксплуатации и созданию объектов, не используемых в предпринимательской деятельности, (предприятие имеет в собственности здание жилого дома, не используемое в предпринимательской деятельности, на содержание которого тратятся определенные средства).

3. Расходы периода, относимые на вычет, в пределах норм при определении налогооблагаемого дохода.

Расчет налогооблагаемого дохода отражается по формуле:
НД=СГД — В,                                                               (1),
где НД – налогооблагаемый доход,

СГД- совокупный годовой доход,

В – вычеты.

В совокупный годовой доход включаются все виды доходов, установленных в соответствии с налоговым кодексом Республики Казахстан. После определения налогооблагаемого дохода с учетом корректировок, а также уменьшений сумм убытков подлежит обложению по ставке 30 процентов.

Сумма начисленного корпоративного подоходного налога в ТОО «Аркада-Индастри» за январь 2006 года равна 4005 тенге. В бухгалтерии на сумму подоходного налога была составлена корреспонденция счетов:

Дебет счета 7710 «Расходы по корпоративному подоходному налогу»

Кредит счета 1410 «Корпоративный подоходный налог к выплате» на сумму 4005 тенге.

В конце года счет 7710 «Расходы по корпоративному подоходному налогу» закрывается на счет 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года».

Существуют на практике доходы (убытки) от чрезвычайных ситуаций и прекращенных операций. Операции или события, по мнению кандидата экономических наук Радостовца В.В., могут считаться чрезвычайными, если они имеют следующие характеристики:

-   возникают крайне редко;

-   не являются частью обычной деятельностью;

-   не зависят от решения руководства предприятия [12, с.519].

При определении, является ли данное событие необычным, необходимо учитывать такие факторы, как отрасль промышленности, географическое положение, характер и степень государственного регулирования. Для учета таких событий применяют счета подраздела 7510 «Расходы, связанные с прекращаемой деятельностью». По дебету данных счетов отражаются суммы понесенных убытков в корреспонденции с соответствующими счетами по учету долгосрочных активов, денежных средств, ТМЗ. По кредиту счета отражаются возмещаемые суммы убытков. Учтенные на этих счетах убытки или доходы в конце года списываются в дебет или кредит счета 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года», а счет 7510 «Расходы, связанные с прекращаемой деятельностью» закрывается.

Учет убытков от долевого участия в других организациях ведется в группе счетов 7600 «Доля в убытке организаций, учитываемых методом долевого участия», аналитический учет по которому ведется по организациям, в которые был вложен капитал или осуществлялась совместная деятельность. Убытки от долевого участия в других организациях также в конце периода списывают со счета 7510 в дебет или кредит счета 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года». На конец периода остатка по данному счету остатка не должно быть. В ТОО «Аркада-Индастри» данные счета не применяются, так как в течении января 2006 года не происходило чрезвычайных ситуаций и прекращенных операций, и не осуществлялась совместная деятельность с другими предприятия.

Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия ТОО «Аркада-Индастри» определяется показателем дохода или убытка, формируемым в течение календарного года. Для определения итогового финансового результата дохода или убытка и нераспределенного дохода (убытка) предназначен счет 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года» подраздела 5400 «Нераспределенный доход (непокрытый убыток)» рабочего плана счетов по МСФО, который определяет сумму чистого дохода (убытка) предприятия за отчетный период. На этот счет в течение отчетного периода списывают финансовый результат от обычных видов деятельности, а также от операционных и внереализационных доходов и расходов. Кроме того, на счете 5411 «Прибыль (убыток) отчетного года» собирают чрезвычайные доходы и расходы. Здесь же отражают задолженность перед бюджетом по корпоративному подоходному налогу, а также штрафы за налоговые правонарушения.

В рабочем плане счетов по МСФО нет аналога счету 571 «Итоговый доход (убыток)». В бухгалтерии ТОО «Аркада-Индастри» за январь 2006 год при закрытии разделов 6 «Доходы» и 7 «Расходы» были составлены следующие корреспонденции счетов, приведенные в таблице 4.


Таблица 4. Корреспонденция счетов по определению финансового результата ТОО «Аркада-Индастри» за январь 2007 года

№ п\п

Содержание операций



Сумма, тенге

Корреспонденция счетов

Дт

Кт

1

Закрываются счета доходов:

— от реализации продукции

535696

6010

5410

2

— от выбытия активов

136406

6210

5410

3

Закрываются счета расходов:

— себестоимость реализованной продукции

356 060,6

5410

7010

4

— административные расходы

108078

5410

7210

5

— расходы по реализации продукции

30815

5410

7110

6

— расходы на выплату процентов

32000

5410

7320

7

— расходы по выбытию активов

9000

5410

7410

8

— расходы по корпоративному подоходному налогу

4005

5410

7710



В результате произведенных операций в бухгалтерии предприятия выведена чистая прибыль на сумму 131943,40 тенге. Полученный в результате деятельности доход характеризует эффективную хозяйственную деятельность предприятия ТОО «Аркада-Индастри». Данный результат дает предпосылки для самофинансирования и формирования финансовой базы.

Финансовый результат деятельности предприятия за отчетный период отражается в финансовом отчете предприятия о доходах и расходах, который составляется на основании данных, отраженных на счетах разделов 6 «Доходы» и 7 «Расходы» рабочего плана счетов.

Сумма чистого дохода в отчете о доходах и расходах сопоставима с дебетовыми и кредитовыми оборотами по счету 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года». Также были сопоставлены данные счета 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года», Главной книги с журналом-ордером 14 по кредиту этого счета. Было выявлено, что в результате проведенных хозяйственных операций в бухгалтерии предприятия выведен чистый доход на сумму 131 943 тенге 40 тиын. Чистый доход предприятия не использовался на создание специальных фондов. Полученный в результате деятельности доход характеризует эффективную хозяйственную деятельность предприятия ТОО «Аркада-Индастри». Данный результат дает предпосылки для самофинансирования и формирования финансовой базы.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Учет распределения прибыли


В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученного дохода. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях жёсткой конкуренции.

Распределение и использование прибыли являются важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов государства.

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той же части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

Участники товарищества, согласно ст. 61 ГК РК, имеют право принимать участие в распределении чистого дохода. [7]

Как правило, в учредительных документах предприятий возникновение упомянутых обстоятельств оговаривается только в пределах, предусмотренных типовым уставом ТОО, тогда как законодательство позволяет более широкое раскрытие согласованных учредителями товарищества процедур. Согласно ст. 61 ГК РК, условия учредительных документов, предусматривающие устранение одного или нескольких участников от участия в распределении дохода, недействительны.

Расчеты с участниками ТОО «Аркада-Индастри» осуществляются в следующем порядке:

— распределения чистого дохода товарищества;

— передачи участникам имущества юридического лица в случае его ликвидации;

— отчуждения участником своей доли в имуществе товарищества;

— продажи доли участника ТОО.

Расчеты с участниками ТОО «Аркада-Индастри» осуществляются с учетом вклада каждого из них в уставный капитал ТОО.

Перечисленные обстоятельства и порядок расчетов с участниками товарищества излагаются в Гражданском кодексе РК и Законе РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Законодательство дает право участникам предусматривать в учредительных документах товарищества особенности распределения чистого дохода при условии, что эти особенности не противоречат существующим нормам. [11, с.340]

Как уже было выявлено выше, завершение финансового года сопровождается соответствующим закрытием счетов раздела 6 «Доходы» и раздела 7 «Расходы» Рабочего плана счетов. Сальдо по этим счетам переносятся на счет 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года».

Порядок распределения чистого дохода должен содержаться в учредительном договоре товарищества. Участники товарищества, при принятии решения о распределении чистого дохода, вправе получить часть чистого дохода, соответствующую его доле в уставном капитале общества. Выплата дохода должна быть произведена в течение месяца со дня принятия общим собранием решения о распределении чистого дохода. [7, с.333]

Следует отметить, что чистый доход за отчетный период может быть до распределения уменьшен за счет отчисления части дохода в резервный капитал товарищества. Следует отметить, что чистый доход за отчетный период может быть до распределения уменьшен за счет отчисления части дохода в резервный капитал товарищества. Тогда, при условии наличия нераспределенного дохода после создания или пополнения резервного капитала, распределяется оставшаяся часть чистого дохода. Условия этого распределения должны быть оговорены в учредительных документах.

Резервный капитал предприятие создает на случай нехватки средств в будущем для выплаты денег по каким-либо основаниям. Следует отличать резервы, создаваемые в ходе деятельности предприятия, на покрытие возможных расходов и резервный капитал, который создается, например, для направления его средств на увеличение уставного капитала, выплаты части распределяемого дохода при нехватке средств чистого дохода. Резервный капитал создается за счет прибыли предприятия по окончании отчетного периода.

С завершением финансового года предприятие ТОО «Аркада-Индастри», определив доход за отчетный год, рассматривает возможность распределения дохода между участниками товарищества. Статьей 43 Закона о товариществах за общим собранием участников ТОО закреплена исключительная компетенция в утверждении годовой финансовой отчетности и распределении чистого дохода. Согласно ст. 40 Закона товарищество не вправе распределять доход между участниками до полной оплаты всего уставного капитала товарищества.

Определение стоимости чистого дохода и его распределения между участниками товарищества осуществляются в порядке, предусмотренном положениями учредительных документов ТОО «Аркада-Индастри».

В соответствии с Рабочим планом счетов бухгалтерского учета прибыль отчетного года, направленная на выплату дивидендов и доходов участникам товариществ, отражается по дебету счета 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года» и кредиту счета 3030 «Краткосрочная кредиторская задолженность по дивидендам и доходам участников».

Для целей учета резервного капитала в Рабочем плане счетов предусмотрен подраздел 5300 «Резервы», который предназначен для учета резервов, который, в свою очередь, отражаются на счетах капитала согласно требованиям МСФО, а также в соответствии с учредительными документами и учетной политикой предприятия. [10, с.72]

Счета подраздела 5300 «Резервы» по Рабочему плану счетов разбиваются на следующие группы счетов:

Группа счетов 5310 «Резервный капитал, установленный учредительными документами» — на счетах этой группы отражается резервный капитал, установленный в соответствие с законодательством Республики Казахстан и учредительными документами.

Группа счетов 5320 «Резерв на переоценку» — на счетах этой группы отражаются операции по переоценке финансовых активов, основных средств, нематериальных активов.

Уменьшение размера резервного капитала отразится как дебетовый оборот, а увеличение уставного капитала как кредитовый оборот. Порядок образования и использования резервов, создаваемых в соответствии с законодательством, достаточно распространен и известен. Отметим, что основанием для записей в бухгалтерском учете по счетам учета уставного и резервного капитала для бухгалтера является решение участника или участников товарищества. Использование средств резервного капитала осуществляется только в порядке и размерах, предусмотренных уставом организации, решением собрания и учетной политикой, если условия расходования этих средств согласованы с учредителями. На нераспределенный доход участники имеют право его распределения между собой, резервный капитал является частью этого дохода и также может быть направлен на какие-либо цели только по решению участников. В целях налогообложения резервный капитал не учитывается, так как он является частью дохода, уже обложенного налогом. Последующее налогообложение происходит только при распределении его между участниками. В налоговом законодательстве распределяемому доходу дается понятие «дивиденды», которые облагаются по ставке 15 процентов у источника выплаты такого вида дохода.

Законодательством предусмотрено, что распределение между участниками товарищества чистого дохода осуществляется в соответствии с решением очередного общего собрания участников, посвященного утверждению результатов деятельности ТОО за соответствующий год. Таким образом, распределение дохода между участниками товарищества с учетом требований упомянутой статьи не допускается по результатам деятельности ТОО за другие периоды, и не иначе чем за год, сроки. Выплата дохода участникам товарищества должна быть произведена товариществом в денежной форме в течение месяца, начиная с даты принятия решения о распределении чистого дохода.

Необходимо иметь в виду, что законодательством прямо указана денежная форма выплаты, поэтому распределение дохода товарищества и выдача участникам части чистого дохода в иной форме (товаром или иным имуществом) не допускается.

Единственным участником ТОО «Аркада-Индастри» является Корсаков И.Н. и при создании товарищества он внес в уставный капитал 180000 тенге, что составляет 100% уставного капитала.

За 2005 год предприятием получен чистый доход в сумме 8000000 тенге, из них по решению учредителя 3000000 тенге направлено в резервный капитал и на другие цели, оставшиеся 5000000 тенге подлежат распределению. Поскольку участникам начисляют доход в размере, соответствующем его доле в уставном капитале, то участнику Корсакову начислен доход в размере 5000000 тенге.

Данная операция была отражена на счетах бухгалтерского учета следующей корреспонденцией (таблица 5).
Таблица 5. Корреспонденция счетов по учету резервного капитала
    продолжение
--PAGE_BREAK--


В бухгалтерском учете начисление налога с сумм дивидендов, выплачиваемых физическим лицам, отражается по дебету счета 3030 «Краткосрочная кредиторская задолженность по дивидендам и доходам участников» и 3140 «Акцизы».

С учетом приведенного примера бухгалтерские проводки будут иметь следующий вид (таблица 6).
Таблица 6. Корреспонденция счетов по учету расчетов с учредителями



В соответствии с законодательством, резервный капитал может быть направлен на увеличение уставного капитала. Прогнозируемый доход ТОО «Аркада-Индастри» по окончании 2006 года — в сумме 10000,0 тыс. тенге. Учредителем ТОО было принято решение 6000,0 тыс. тенге направить на выплату дохода, а 4000,0 тыс. тенге направить на увеличение уставного капитала ТОО «Аркада-Индастри». При этом доля учредителя останется прежней (100%).

Если изменение резервного капитала происходит за счет направления части или всего резервного капитала на увеличение размера уставного капитала (Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», ст. 26), то изменения коснутся как размера резервного капитала, так и размера уставного капитала на одинаковую сумму. [11]

Резервный капитал также может быть использован в случае отсутствия или недостаточности дохода отчетного периода на указанные цели. При этом по дебету счета 5310 «Резервный капитал, установленный учредительными документами» и кредиту счета 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года» отражаются суммы, направленные на покрытие убытка предприятия за отчетный период.

Таким образом, юридическое лицо в своем уставе самостоятельно определяет порядок распределения чистого дохода: направляемого в резервный капитал или на выплату дивидендов. Например, предприятие может направить, по решению собрания участников (акционеров), часть дохода на погашение убытка прошлых лет, другую часть — на создание резерва или выплату дивидендов.



3. Отражение финансового результата в финансовой отчетности предприятия


Финансовый результат деятельности предприятия за отчетный период отражается в финансовом отчете предприятия о доходах и расходах, который обеспечивает оценку результатов деятельности предприятия за определенный отчетный период с помощью достаточно подробного подразделения данных о доходах и расходах и составляется на основании данных, отраженных на счетах разделов 6 «Доходы» и 7 «Расходы» рабочего плана счетов.

Цель составления этой формы финансовой отчетности — получение информации о том, имеет ли предприятие доход или оно убыточно. Важная особенность данной формы в том, что в ней сравнивается сумма всех доходов предприятия с суммой всех расходов, понесенных им для поддержания своей деятельности.

Как говорилось выше, все счета доходов и расходов в конце отчетного периода закрываются и отражаются в отчете о доходах и расходах (Приложение 3). Данный отчет составляется на предприятии один раз в год. Основными его показателями являются:

1.Доход от реализации продукции, работ и услуг. Доход отражается за минусом НДС, и других налогов, за исключением стоимость возвращенных товаров, скидок с цены и продаж;

2.Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг включает фактические затраты предприятия, непосредственно связанные с производством продукции и оказанием услуг;

3.Валовый доход — финансовый результат от реализации продукции и оказанных услуг;

4.Расходы периода — расходы, не включаемые в производственную себестоимость продукции, общие и административные расходы, расходы по реализации, расходы по процентам;

5.Доход (убыток) от основной деятельности, определяется как разница между валовым доходом и расходами периода;

6.Доход (убыток) от не основной деятельности- то есть доход, не связанный с основной деятельностью предприятия (реализация основных средств);

7.Доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения;

8.Расходы по подоходному налогу, определенные за отчетный период;

9.Доход (убыток) от обычной деятельности после налогообложения;

10.      Доход (убыток) от чрезвычайных ситуаций;

11.      Чистый доход (убыток), полученный предприятием за отчетный период.

Отчет о доходах и расходах сводится к раскрытию формирования финансового результата за тот или иной период (чистого дохода и убытка). При этом доходы и расходы могут быть представлены в этом отчете путем разграничения видов деятельности. Такая информация оказывает определенную помощь для принятия решений. Источники статей отчетности имеют важное значение при оценке способности генерировать денежные средства в будущем.

По первой статье отражается доход от основной деятельности, который может быть получен от реализации товарно-материальных запасов, оказания услуг, а также в виде вознаграждения, процентов, дивидендов, гонораров и ренты (в зависимости от основной деятельности). Доход от основной деятельности отражается за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п., налогов и обязательных платежей, стоимости возращенных товаров, скидки с продаж и скидки с цены, предоставленных покупателю.

По статье «Себестоимость реализованной продукции (работ и услуг)» показываются фактические затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ и услуг), которые группируются в соответствии с экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальное страхование, износ основных средств, прочие затраты.

По статье «Расходы периода» показываются фактические административные расходы, расходы на финансирование и расходы по реализации продукции (работ, услуг).

Валовой доход представляет собой финансовый результат от реализации продукции (работ и услуг) и определяется как разность между доходом от реализации продукции (работ и услуг) и производственной себестоимостью реализованной продукции (работ и услуг) в результате основной деятельности.

Доход (убыток) от основной деятельности — это сальдированный финансовый результат и определяется он как разность между валовым доходом и расходами периода.

По статье «Доход (убыток) от неосновной деятельности» показывается сальдированный финансовый результат (доход, убыток) от неосновной деятельности. Сюда входят результаты от реализации внеоборотных средств, изначально не предназначенных для продажи, переоценки ценных бумаг, обращающихся на бирже и др.

Доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения представляет собой сальдированный финансовый результат, определяемыйпутем алгебраического сложения сумм по статьям «Доход (убыток) от основной деятельности» и «Доход (убыток) от не основной деятельности».

По статье «Подоходный налог» показывается расход, понесенный юридическим лицом в ходе получения дохода. Подоходный налог начисляется в тот же период, в котором возникли соответствующие доходы.

Доход (убыток) от обычной деятельности после налогообложения вычисляют путем вычитания из дохода (убытка) от обычной деятельности до налогообложения величины подоходного налога.

Доход (убыток) от чрезвычайных ситуаций есть не что иное, как сальдированный результат от чрезвычайных ситуаций за минусом подоходного налога. Чрезвычайные ситуации — это события или операции, отличные от обычной деятельности юридического лица (субъекта). Предполагается, что такие события и операции будут повторяться часто или регулярно.

Чистый доход представляет собой сальдированный результат (нераспределенный доход, непокрытый убыток), полученный юридическим лицом за отчетный период. По данным отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности субъекта, этот показатель определяется путем алгебраического сложения дохода (убытка) от обычной деятельности после налогообложения с величиной дохода убытка от чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, в результате исследования действующей практики учета доходов и расходов на предприятии ТОО «Аркада-Индастри» было установлено, что в учетной политике предприятия определен принцип признания доходов по методу начисления.



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.