Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет материально производственных запасов 4

--PAGE_BREAK--Процесс снабжения (заготовления) является частью сферы обращения, при которой деньги покупателя переходят к поставщику, а товар поставщика — к покупателю. Товар на стадии реализации (продажи) — это не только готовая продукция, но и выполненные работы, оказанные услуги.
Основными задачами учета процесса снабжения (заготовления) являются:
1.                 проверка выполнения плана закупок и определение фактического объема снабжения по соответствующему ассортименту;
2.                 исчисление фактической себестоимости заготовленных (приобретенных) средств и предметов труда;
3.                 контроль за выполнением договоров поставщиками на поставку товаров по срокам.
Степень выполнения планов закупок, объема снабжения по ассортименту определяют на основе данных аналитического учета. Фактическую себестоимость заготовленных материально-производственных запасов находят путем деления суммы затрат на количество единиц заготовленного имущества.
В процессе снабжения (заготовления) в случае нормальной оплаты общая сумма средств, которой располагает организация, не изменяется, поскольку количество денег (Д) уменьшается и на ту же сумму увеличивается имущество (Т).
Организации приобретают у поставщиков материально-производственные запасы по договорным ценам, которые для покупателя являются покупной (заготовительной) стоимостью. Кроме того, возникают дополнительные расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке, охране, доставке с железнодорожной станции (пристани) на склад и др. — так называемые транспортно-заготовительные расходы. Покупная стоимость и транспортно-заготовительные расходы и образуют себестоимость приобретаемых материально-производственных запасов.
Процесс снабжения (заготовления) для организаций-поставщиков является процессом реализации (продажи), при котором объем товаров (Т) уменьшается, а денежных средств (Д) увеличивается (при условии оплаты). Размер активов (имущества) не изменяется, но меняется его структура.
Для учета процесса снабжения (заготовления) материально-производственных запасов в Плане счетов предусмотрены следующие синтетические счета: 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». В своей учетной политике организация указывает, на каких из названных счетов накапливается информация о наличии и движении материально-производственных запасов: с использованием счета 10 «Материалы», без применения счетов 15 и 16 (традиционный вариант); с использованием счетов 15 и 16.
  2.1 Документация на поступление, перемещение и расход товарно-материальных ценностей Первичные документы по поступлению и расходу материально-производственных запасов являются основой организации учета на данном участке. Эти документы должны быть тщательно оформлены, обязательно содержать подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций, и другие обязательные реквизиты.
Основные первичные документы на оприходование поступающих материально-производственных запасов — счета-фактуры с прилагаемыми к ним товарно-транспортными накладными, квитанциями и спецификациями.
Сельскохозяйственные организации в бухгалтерском учете применяют как типовые межведомственные формы первичного учета, так и отраслевые.
Материалы поступают в организацию от поставщиков через доверенных лиц, которым выписывают доверенности типовой формы. Эти доверенности регистрируются в специальном журнале и являются документами строгой отчетности. Неиспользованные доверенности сдаются в бухгалтерию на следующий день после истечения их срока.
Доверенное лицо сдает материальные ценности на склад на основании следующих документов: приходных ордеров (ф. М-4), актов о приемке материалов (ф. М-7), лимитно-заборных карт (ф. М-8) и товарно-транспортных накладных.
Акт о приемке материалов (ф. М-7) составляется комиссией в случае несоответствия поступивших материальных ценностей на склад в присутствии представителя поставщика. Этот документ используют и в случае, если товарно-материальные ценности поступили без документов.
На недостачу материальных ценностей покупатель предъявляет поставщику претензию, акт о недостаче с приложениями копии сопроводительных и других документов (квитанций железнодорожной станции, пристани о проверке массы груза, коммерческих актов, свидетельствующих о причинах возникновения недостач).
После приема материальных ценностей один экземпляр акта передают в бухгалтерию с приложением документов для оприходования по количеству и сумме, а второй отправляют поставщику вместе с претензионным письмом.
Нефтепродукты приходуют на основании товарно-транспортных накладных, паспорта качества товара, где указывают его наименование, марку и другие технические параметры. В случае недостачи нефтепродуктов оформляют специальный акт.
При изготовлении материалов в своей организации (скоб, гвоздей, запасных частей) их приходуют на основании накладных внутрихозяйственного назначения, сверенных с нарядом на сдельную работу.
В сельскохозяйственных организациях для отпуска и получения материалов со склада в пределах лимита или отпущенных под отчет при последующем использовании в производстве предусмотрен отраслевой первичный учетный документ — лимитно-заборная ведомость. Один экземпляр ее остается на складе, второй передается в бухгалтерию. Срок использования этого документа не более 15 дней.
Для ежедневного учета молока на ферме используется журнал учета надоя молока. Журнал ведет заведующий фермой, бригадир, мастер машинного доения или старшая доярка. Записи в нем производят по каждой доярке (мастеру машинного доения) по закрепленной группе обслуживаемых коров; после каждой дойки указывают количество надоенного молока, его жирность, общее количество полученных жиро-единиц и другие данные.
  2.2 Организация складского хозяйства и учет материально-производственных запасов в местах их хранения Склады, в которых хранятся материально-производственные запасы, подразделяются на общие и специализированные. На общих складах не предусматривается никаких особых условий хранения. Специализированные склады приспособлены для хранения запасов определенного вида. Так, нефтесклады оборудуются соответствующими емкостями, и они должны быть удалены от жилья и других построек. Зернохранилища должны отвечать условиям хранения зерна, иметь вентиляцию и исправное весовое хозяйство.
Склады для запасных частей оборудуют полками и стеллажами. На складах для минеральных удобрений предусматривается возможность выполнения механизированных работ по разгрузке, погрузке и перемещению. Все складские помещения должны обеспечиваться противопожарным инвентарем.
Часть материально-производственных запасов хранится не на складах (сено и солома в скирдах, силос и корнеплоды в буртах, зерно на токах). Тем не менее, они всегда должны находиться под материальной ответственностью определенных работников, с которыми заключается соответствующий договор; иначе обеспечить сохранность материально-производственных запасов невозможно. Руководство организации обеспечивает материально ответственным лицам необходимые условия работы, организует охрану складов и мест хранения материально-производственных запасов в нерабочее время и ночные часы.
Учет материально-производственных запасов в местах их хранения осуществляется в карточках складского учета (типовая межведомственная форма М-17), которые выдаются под расписку в реестре выдачи. Хранят их в картотеках по учетным группам, а внутри группы — по номенклатурным номерам. На каждый номенклатурный номер материалов или продукции заводят отдельную карточку.
Помимо карточек используют также книги складского учета, страницы которых должны быть пронумерованы (о чем на последней странице делается соответствующая запись).
В книгах складского учета и в карточках на каждый вид материально-производственных запасов открывается отдельный счет; учет ведут в натуральных измерителях. В заголовке счетов указывают единицу измерения и номенклатурный номер, а также цену. Последовательность открытия счетов должна быть такой же, как в бухгалтерии. Для открытия новых счетов резервируется место. Записи производят на основе первичных учетных документов.
Заведующий складом должен иметь образцы подписей лиц, уполномоченных распоряжаться материально-производственными запасами. Записи в карточках или книгах складского учета производит материально ответственное лицо по каждому документу; объединение нескольких документов в одну запись не допускается.
  2.3 Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов Учет материально-производственных запасов осуществляют на балансовых и забалансовых счетах. Материалы, принятые на ответственное хранение, учитывают на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Сырье и материалы заказчика, принятые в переработку, но неоплачиваемые (давальческое сырье), отражают на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».
Для учета производственных запасов в Плане счетов предусмотрены балансовые счета: 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Счет 10 «Материалы» активный, обобщает информацию о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, топлива, тары, тарных и строительных материалов, запасных частей и других ценностей, включая находящиеся в пути и в местах переработки. В сельскохозяйственных организациях к этому счету могут быть открыты следующие субсчета:
10/1 «Сырье и материалы»;
10/2 «Удобрения, средства защиты растений и животных»;
10/3 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
10/4 «Топливо»;
10/5 «Тара и тарные материалы»;
10/6 «Запасные части»;
10/7 «Корма»;
10/8 «Семена и посадочный материал»;
10/9 «Материалы и сырье, переданные в переработку на сторону»;
10/10 «Строительные материалы»;
10/11 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
Субсчета 10/1, 10/7 и 10/8 отражают отраслевые особенности организаций агропромышленного комплекса.
Органические и минеральные удобрения на субсчете 10/2 учитывают в физической массе с указанием действующего вещества.
Средства защиты растений и животных (биопрепараты, ядохимикаты, медикаменты и другие химикаты), используемые в сельскохозяйственном производстве, отражают на субсчете 10/1 в бухгалтерии в денежном выражении по каждому виду, а в местах хранения — по каждому наименованию и количеству.
Субсчет 10/3 «Покупные полуфабрикаты и Комплектующие изделия, конструкции и детали» необходим для учета наличия и движения крупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, требующих дополнительных затрат по их обработке и сборке.
На субсчете 10/4 «Топливо» учитывают наличие и движение горючего, смазочных материалов, твердого и газообразного топлива, приобретенных или заготовленных для технологических нужд, для работы транспортных средств, сельскохозяйственных машин, для выработки энергии, отопления зданий (дизельное топливо, мазут, газ, торф, уголь и другие виды топлива).
Учет бензина, дизельного топлива, газа, масел, полученных водителями автомобилей, трактористами-машинистами на нефтескладах, в пунктах заправки (стационарных и передвижных), на производственных участках, в бригадах, осуществляется в натуре и с помощью талонов.
Учет топлива осуществляют по каждому получателю (водителям, трактористам-машинистам) в единицах измерения, указанных на приобретенных талонах, и в денежном выражении. Субсчет 10/4 дебетуется на стоимость топлива, талонов, полученных от нефтебаз и других поставщиков, с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Фактическая стоимость приобретения (заготовления) материально-производственных запасов, в том числе топлива, регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденным приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44.
Движение талонов материально ответственными лицами учитывается в специальной книге движения талонов в количественном выражении по маркам нефтепродуктов и купюрам. В целях контроля книга учета талонов должна быть пронумерована, прошнурована, подписана руководителем и главным бухгалтером организации, скреплена печатью. Записи в книге делаются на основе приходования и использования талонов на нефтепродукты. В сроки, предусмотренные документооборотом и утвержденные руководителем организации, материально ответственные лица на основе приходных и расходных документов составляют отчет о движении талонов и представляют его в бухгалтерию.
Стоимость использованного на производство, отопление, выработку энергии горючего на основании отчета о движении нефтепродуктов, сверенного с путевыми листами автомобилей, учетными листами тракторов и другими документами, отражают по кредиту счета 10 в дебет счетов затрат на производство (20, 23, 25, 26, 29) в зависимости от направления использования топлива.
На субсчете 10/5 «Тара и тарные материалы» учитывают наличие и движение всех видов тары (деревянная, картонная, пластмассовая, тканевая и др.). К тарным материалам относят материалы и детали, необходимые для изготовления и ремонта тары (детали для сборки ящиков, железо обручное, бочковая клепка и др.).
Материалы, предназначенные для дополнительного оборудования автомобилей (наращивания бортов), вагонов, барж, судов в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции учитыва­ют на субсчете 10/1 и к таре не относят.
На субсчете 10/6 «Запасные части» учитывают (по группам и маркам машин) наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд организации запасных частей, предназначенных для ремонта, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств, а также автомобильных шин в запасе и обороте.
Учет наличия и движения аккумуляторов ведут по их маркам. Новые аккумуляторы хранят и учитывают отдельно от бывших в эксплуатации или принятых для обмена в агросервисных организациях.
Шины учитывают отдельно с выделением размеров ободных лент по маркам машин. Автомобильные и тракторные шины (покрышки, камеры, ободные ленты), находящиеся на колесах и в запасе при автомобиле, на этом субсчете не отражаются; их учитывают в составе основных средств на счете 01.
На субсчете 10/7 «Корма» отражают наличие и движение кормов как собственного производства, так и покупных. Продукцию собственного производства текущего года оценивают по плановой себестоимости и по итогам года корректируют до уровня фактической себестоимости.
Корма собственного производства, имеющие целевое назначение, приходуют в дебет счета 10, субсчет 10/7 с кредита счета 20, субсчет 20/1 «Растениеводство».
Корма животного происхождения (мясо зверей, заменитель цельного молока и другие виды) приходуют в дебет счета 10, субсчет 10/7 с кредита счета 20, субсчет 20/2 «Животноводство»; отходы столовых — с кредита счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
На субсчете 10/8 учитывают семена и посадочный материал производства отчетного года и покупные. При проведении очистки, сортировки, сушки семенного и посадочного материала производства прошлого года отходы, вызванные доработкой (земля, мертвые отходы, усушка), отражают методом «красное сторно» только по количеству. Расходы по очистке, сортировке, сушке относят на увеличение стоимости семян.
Расходы по подработке семян и посадочного материала урожая текущего года относят на затраты производства. Аналитический учет семян и посадочного материала в бухгалтерии ведут по сортам, репродукциям, количеству и стоимости (на складах и в других местах хранения — по количеству). На отдельных аналитических счетах учитывают натуральные займы семян.
На субсчете 10/9 «Сырье, переданное в переработку на сторону» учитывают движение сельскохозяйственной продукции, материалов, сырья, переданных для переработки на сторону, но остающихся в собственности организации и в последующем включаемых в себестоимость полученной из них продукции (изделий). Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям, и расходы по их транспортировке отражают под дебету счетов, на которых будут учитываться продукция или изделия.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оценка заключения дактилоскопической экспертизы следов рук в раскрытии и расследовании преступлений
Реферат IV век
Реферат Презентация команды
Реферат Основні способи словотвору в сучасній українській мові
Реферат Система судів загальної юрисдикції. Місцеві та апеляційні суди в Україні
Реферат Основные направления развития энергетики Республики Беларусь
Реферат Промышленная технология производства катализатора дегидрирования изоамиленов в изопрен марки КИМ-1
Реферат Сравнительный анализ сказок сочиненных студентами музыкального и психологического факультетов
Реферат Леся Украинка /Укр./
Реферат Оценка деловой активности предприятия
Реферат Учет затрат на производство зерна
Реферат Структура и содержание коллективного договора
Реферат Транспортировка нефти по нефтепроводу в экологическом аспекте
Реферат Інфляція в Україні та шляхи її подолання в сучасних умовах
Реферат Управление затратами на предприятии 7