--PAGE_BREAK--
II.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
К поставщикам и подрядчикам относятся организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие).
Расчеты с поставщиками и подрядчиками производятся в основном в безналичной форме; в настоящее время они сами выбирают форму расчетов при заключении договоров.
Для учета расчетов организации с поставщиками и подрядчиками за приобретенное сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также за потребленные услуги (электроэнергию, воду, газ и пр.) и работы (текущий и капитальный ремонт, строительство и пр.) в системе счетов бухгалтерского учета используют самостоятельный синтетический счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Этот счет предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
ü полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, по доставке и переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
ü товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);
ü излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
ü полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей, а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.
Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также, если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет расчетов с поставщиками и подрядчиками кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет “Расчеты по претензиям”)
За неотфактурованные поставки счет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.
Счет 60 дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщиками и подрядчиками, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60, а учитываются обособленно в аналитическом учете [8;52].
Аналитический учет ведут в хронологическом порядке по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику или подрядчику, причем он должен быть организован так, чтобы сведения можно было получать сгруппированными по срокам оплаты (долгосрочная или краткосрочная задолженность); расчетным документам, срок оплаты которых еще не наступил; не оплаченным в срок расчетным документам; выданным неоплаченным и просроченным векселям; неотфактурованным поставкам и т.д.
На суммы предъявленных, на оплату счетов поставщиков за поставленные ценности, оказанные услуги (работы) или фактически поступившие товары и материалы, потребленные услуги и работы составляется бухгалтерская запись:
Д-т 10 «Материалы»,
41 «Товары»,
25 «Общепроизводственные расходы»,
26 «Общехозяйственные расходы» и т.д.
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Сумма налога на добавленную стоимость включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя записью:
Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально — производственным запасам»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
По действующему законодательству налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям или услугам, стоимость которых списывается на затраты организации (или издержки обращения), после погашения обязательств перед поставщиками предъявляется бюджету, т.е. на сумму налога, уплаченного поставщикам, уменьшаются обязательства организации перед бюджетом по уплате НДС.
Это отражается записью:
Д-т 68 «Расчеты с бюджетом»
К-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным по материально-производственным запасам».
Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления товарно-материальных ценностей, а при приемке их на склад обнаружилась недостача, или при последующей проверке счета было обнаружено несоответствие цен условиям договора или арифметические ошибки, до выяснения их причин делают следующие бухгалтерские записи:
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
К-т 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками ».
Оплата счетов поставщиков, т.е. погашение задолженности перед ними, отражается на счетах следующей записью:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 51 «Расчетные счета»,
52 «Валютные счета»,
55 «Специальные счета в банках»,
71 «Расчеты с подотчетными лицами».
При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков (неотфактурованные поставки), по кредиту счета 60 отражается стоимость ценностей, исходя из цены и других условий, предусмотренных договором. Если цена не указана и не может быть установлена исходя их условий договора, то для определения величины кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет цену в отношении аналогичных ценностей.
Счет 60 дебетуется на суммы исполнения обязательств, включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов с покупателями и заказчиками, иными организациями. Возвращенные поставщиком неиспользованные суммы аванса отражают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 60. Ранее выданные, но не востребованные авансы списываются на убытки организации.
Схемы бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками и подрядчиками зависят от применяемых форм расчетов.
Если задолженность погашается кредитами банка, то делается запись:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»,
67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».[1;379]
Но во время совершения расчетов организация может и сама выступать поставщиком или подрядчиком, т.е. сама продавать покупателям и заказчикам товарно-материальные ценности, выполнять работы или оказывать услуги.
III.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
Покупатели и заказчики – это организации, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию (работы, услуги) отражается на синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Этот счет дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы, кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно [8;54].
К этому синтетическому счету открывается несколько субсчетов по видам расчетов. Аналитический учет ведется в хронологическом порядке по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету [Приложение 6], а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю или заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
По мере отгрузки продукции и оказания услуг к оплате предъявляются расчетные документы, в которых величина выручки от их реализации (по договорной цене с налогом на добавленную стоимость) отражается:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».
Погашение задолженности покупателями и заказчиками (оплата расчетно-платежных документов) отражается:
Д-т 51 «Расчетные счета»,
52 «Валютные счета»,
50 «Касса»
К-т 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками ».
Организации могут получать авансы (предварительную оплату) под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ или при частичной оплате продукции и услуг, производимых для заказчиков. На счетах бухгалтерского учета это отражается записью:
Д-т 51 «Расчетные счета»,
52 «Валютные счета» и др.
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
субсчет «Авансы полученные».
При зачете сумм ранее полученных авансов при предъявлении покупателям (заказчикам) счетов за полностью произведенные работы, проданные изделия делается проводка:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
субсчет «Авансы полученные»
К-т 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками ».
Если расчеты производятся при совершении товарообменной операции, то по соглашению сторон может производиться взаимный зачет задолженностей. Такая операция может отражаться по:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» [2;233].
IV.
Особенности учета расчета с использованием векселей и операций (методом) мены.
На основании Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые выполняют функции первичных учетных и на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Расчеты по товарообменным операциям оформляются договором мены, который не предусматривает оплату денежными средствами.
В обязательном порядке в договоре мены товаров должны быть указаны следующие моменты:
Ø место составления, дата, наименование сторон, фамилии полномочных лиц и основание;
Ø предмет договора;
Ø основные условия договора на переданные товары;
Ø гарантии исполнения договора и основания для его прекращения;
Ø срок действия договора и заключительные условия;
Ø юридические адреса, банковские реквизиты и подписи сторон.
Для отражения в учете товарообменных операций необходимо правильно определить:
– выручку от реализации товара по договору мены;
– стоимость полученного по договору имущества;
– величину оплаты по договору мены.
Подробно рассмотрим каждый из этих моментов.
Выручка от реализации товара по договору мены определяется в соответствии с п. 6.3 ПБУ 9/99. Согласно бухгалтерскому стандарту, выручка от реализации товаров по договору мены отражается в учете исходя из стоимости вновь полученных товаров. При этом стоимость полученных товаров определяется по ценам, по которым организация обычно приобретает такие или аналогичные товары.
Выручка от реализации имущества по договору мены в бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:
Дебет 62 Кредит 90 субсчет «Выручка» – отражена выручка от реализации имущества, определенная исходя из стоимости ценностей, полученных в обмен.
На практике нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда стоимость ценностей, полученных по договору мены, невозможно установить (например, если предприятие впервые приобретает данное имущество). В этом случае ПБУ 9/99 допускает определение выручки исходя из стоимости имущества, переданного по договору мены, по ценам его обычной реализации.
Рассмотрим, как рассчитывается себестоимость имущества, полученного по договору мены. В соответствии с п. 10 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров, переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация продает аналогичные товары. В том же порядке определяется и стоимость основных средств, полученных по договору мены – п. 11 ПБУ 6/01«Учет основных средств» и нематериальных активов в п. 11 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов. Если предприятие не может определить себестоимость ценностей, полученных по договору мены, исходя из стоимости переданного имущества, то стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2000) допускают ее исчисление исходя из стоимости, по которой обычно приобретаются аналогичные ценности.
НДС, уплаченный по имуществу, полученному в рамках договора мены, исчисляется исходя из балансовой стоимости имущества, переданного в счет его оплаты, что содержится в п. 2 ст. 172 НК РФ.
Получение имущества по договору мены отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Дебет 08 (10) Кредит 60 – оприходовано имущество, приобретенное по договору мены;
Дебет 19 Кредит 60 – учтен НДС по оприходованным ценностям, исчисленный исходя из балансовой стоимости переданного имущества.
Если НДС, учтенный по дебету счета 19 „Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям“, не превышает суммы НДС, исчисленной исходя из налоговой базы, применявшейся для начисления НДС с реализации. А так же если он не превышает и суммы НДС, выделенной в счете-фактуре. То НДС на счете 19 может предъявляться к вычету из бюджета в полном размере. Для этого делается следующая проводка:
Дебет 68 субсчет „Расчеты по НДС“ Кредит 19 – НДС предъявлен к вычету из бюджета.
Право собственности на купленный по договору мены товар фирма получает в тот момент, когда обе стороны передадут друг другу все, что положено по договору (ст. 570 ГК РФ). Если предприятие передало имущество контрагенту, но право собственности к нему еще не перешло, то фактическую себестоимость этих ценностей следует учесть на счете 45 „Товары отгруженные“.
Дебет 45 Кредит 41 – учетная стоимость переданных ценностей до получения имущества от контрагента.
Покупатель, получивший имущественные ценности без приобретения права собственности на них, учитывает их в договорной оценке на забалансовом счете 002 „Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение“. И только после окончательного расчета купленные ценности можно оприходовать на соответствующих балансовых счетах.
Величина оплаты по договору мены определяется в зависимости от условий договора. Когда речь идет о полностью равноценных материальных ценностях подлежащих обмену, тогда, безусловно, счета 60 и 62 закрываются полностью. Если же обмену подлежат не равноценные товары, то тогда важен, определяемый в договоре, аспект о равноценности либо не равноценности совершаемой сделки.
В том случае, когда сделка признана не равноценной. Если в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу денежными средствами. Один из счетов 60 или 62 закрывается не полностью, а оставшаяся задолженность покрывается оплатой денежными средствами.
Если сделка признана равноценной, то задолженность по какому-либо из счетов 60 или 62 закрывается на 91 „Прочие доходы и расходы“.
Отражение операций по зачету взаимных требований в бухгалтерском учете предприятий рассматривается как способ осуществления расчетов между хозяйствующими субъектами, то есть отражается в учете подобно расчетным операциям. Именно поэтому взаимозачет достаточно часто рассматривают как чисто бухгалтерскую операцию и в его осуществлении основное участие принимают бухгалтерские службы предприятий.
Оптимальным способом проведения взаимозачета является проведение его путем оформления двустороннего соглашения, то есть по обоюдному согласию сторон с оформлением Акта зачета взаимных требований. В обязательном порядке в Акте зачета должны быть указаны стороны, участвующие в зачете, а также документы, служащие основанием для возникновения обязательств, а именно договор, счет, накладная, счет-фактура, платежное поручение. Следует указать дату проведения зачета сумму и первичные документы, по которым обязательства прекращаются путем зачета встречных требований. Для целей учета расчетов с бюджетом по НДС необходимо выполнение требования о выделении отдельной строкой суммы налога в первичных документах, оформляемых при проведении взаимозачетных операций (ст. 172 НК РФ). В этом случае при условии, что уплаченный поставщику НДС не превышает суммы НДС, исчисленной с реализации, покупатель сможет предъявить к вычету из бюджета уплаченную сумму НДС.
Рассмотрим учет зачета взаимных требований.
Реализация продукции (работ, услуг)отражается в бухгалтерском учете следующим образом, на дату отгрузки контрагенту:
Дебет 62 Кредит 90 субсчет „Выручка“ – отражена выручка от реализации товаров;
Дебет 90 субсчет 3 Кредит 68 – начислен НДС по реализованной продукции;
Дебет 90 субсчет 2 Кредит 43 – списана себестоимость реализованной продукции;
Дебет 90 субсчет 9 Кредит 99 – отражен финансовый результат от операции по реализации товаров.
Приобретение продукции (работ, услуг) в бухгалтерском учете отражается на дату получения от контрагента:
Дебет 10, (08, 41) Кредит 60 – отражена стоимость приобретенных ценностей;
Дебет 19 Кредит 60 – учтен НДС по приобретенным ценностям. Отражение частичной оплаты за продукцию и проведение взаимозачета в бухгалтерском учете отражается на дату проведения зачета:
Дебет 51 Кредит 62 – получена частичная оплата за реализованную продукцию по договору поставки;
Дебет 60 Кредит 51 – произведена частичная оплата за приобретенную продукцию по договору поставки;
Дебет 60 Кредит 62 – произведен зачет взаимных требований согласно акту зачета взаимных требований;
Дебет 68 Кредит 19 – предъявлен к вычету из бюджета НДС по услугам согласно акту зачета взаимных требований.
2.2. Учет расчётов векселями
Прежде всего, вексель это документ, составленный в письменной форме и по форме рекомендованной Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 года №1094. К форме векселя предъявляются определенные требования. Необходимо отметить, что непременным условием существования векселя является обязательный перечень следующих пунктов:
– наименование „Вексель“, включенное в самый текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен;
– простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму; сумма обязательно должна быть указана прописью;
– наименование того, кто должен платить (плательщика) – полное наименование юридического лица или полное имя физического лица, с указанием адреса;
– указание срока платежа;
– указание места, в котором должен быть совершен платеж (город, улица, дом); если же место платежа не указано, то им считается местонахождение плательщика
– наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен;
– указание даты и места составления векселя;
– подпись того, кто выдает вексель (векселедателя).
Отметим, что вексель может также содержать условие о процентах. Такое условие не является обязательным реквизитом и может содержаться только в векселях со сроком „по предъявлении“ или „на определенный день после предъявления“.
Приказом Минфина РФ от 15.01.97 № 2 „О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами“ введен в действие Порядок отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, который распространяется и на векселя (п. 1). Для получения полной информации бухгалтерский учет векселей ведется обычно в аналитических разрезах по видам векселей, предприятиям-плательщикам, полученным суммам, срокам наступления платежа. В бухгалтерии предприятия открываются следующие учетные регистры:
– книга (ведомость) учета векселей,
– книга (ведомость) учета регистрации приема-передачи векселей,
– карточка учета векселей.
Книга (ведомость) регистрации, карточка учета векселей является элементом оперативного учета и контроля наличия векселей. Она ведется по принципу „приход-расход“. В книгу (ведомость) учета векселей заносятся данные о взаиморасчетах по каждой вексельной сделке.
Кроме этого, на каждый вексель оформляется акт приема-передачи. При передаче векселя по индоссаменту так же оформляется акт приема-передачи. НДС по товарам (работам, услугам) в акте приема-передачи векселя необходимо выделить отдельной строкой, только при выполнении этого условия покупатель сможет предъявить суммы уплаченного налога к возмещению из бюджета.
Векселедатель осуществляет учет выданных векселей на счете 60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“ на субсчете „Векселя выданные“ или на счете 76 „Расчеты с разными дебиторами и кредиторами“ в сумме, указанной в векселе, в корреспонденции с дебетом счетов учета материальных ценностей или издержек производства в части работ, услуг. На субсчете отражается также учет акцептованных переводных векселей.
Приобретенные товары (работы, услуги) покупатель отражает в бухгалтерском учете проводками:
Дебет 10 (20, 25, 26,) Кредит 60 — учтена стоимость товаров (работ, услуг), оплачиваемая поставщику;
Дебет 19 Кредит 60 — учтен НДС.
Рассчитываясь за товары (работы, услуги), покупатели зачастую выписывают простой вексель и выдают его поставщикам в качестве отсрочки платежа. Когда принимается решение о выдаче векселя, предприятие изменяет состав кредиторской задолженности, перераспределяя ее между субсчетами одного и того же пассивного счета 60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“ и счета 60 „Векселя выданные“. В бухгалтерском учете лица, выдавшего вексель, делается проводка:
Дебет 60 субсчет „Расчеты за товары (работы, услуги)“ Кредит 60 субсчет „Векселя выданные“ — отражена номинальная стоимость векселя, выданного в качестве обеспечения платежа за полученные товары, выполненные работы или оказанные услуги.
Номинал векселя может быть больше стоимости оприходованных товаров (работ, услуг). Тогда сумма превышения является платой за отсрочку платежа. В подобной ситуации бухгалтер должен следовать п. 6 ПБУ 10/99, в котором указано, что покупатель включает разницу между номиналом векселя и стоимостью оприходованных материальных ценностей в фактическую себестоимость их приобретения. Это положение подтверждается п. 6 ПБУ 5/01. Поэтому дополнительно к указанным выше проводкам делается запись:
Дебет 10 (20, 25, 26, 29, 41)Кредит 60 субсчет „Расчеты за товары (работы, услуги)“ — учтена разница между номиналом векселя и стоимостью оприходованных ценностей.
Предприятие, выдавшее вексель, принимает НДС к вычету из бюджета только после того, как этот вексель будет фактически оплачен. При этом не имеет значения, в какое время оплачивается вексель – по наступлению срока платежа или досрочно. Это предусмотрено п. 2 ст. 172 НК РФ.
Итак, после оплаты векселя денежными средствами предприятие имеет право принять к зачету НДС. При этом в учете делаются следующие записи:
Дебет 60 субсчет „Векселя выданные“ Кредит 51 — оплачен вексель;
Дебет 68 Кредит 19 – предъявлен к вычету из бюджета НДС.
· Пример №1. 1 февраля 2006 года ЗАО „Меркурий“ приобрело у ООО „Космос“ материалы (пластмассу) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Чтобы отсрочить момент оплаты, ЗАО „Меркурий“ выдало поставщику собственный вексель на сумму 130 000 руб. Срок платежа по векселю определен через 60 дней с момента его выдачи. В апреле 2006 вексель был погашен перечислением средств с расчетного счета.
Заметим, что на разницу между номиналом векселя и стоимостью материалов ООО „Космос“ дополнительный счет-фактуру не предъявило.
В бухгалтерском учете ЗАО „Меркурий“ сделаны следующие проводки. В феврале 2006 года:
Дебет 10 Кредит 60 субсчет „Расчеты за товары (работы, услуги)“ – 100000 руб. (118 000 — 18 000) – оприходованы полученные материалы;
Дебет 19 Кредит 60 субсчет „Расчеты за товары (работы, услуги)“ – 18000 руб. – учтен НДС;
Дебет 60 субсчет „Расчеты за товары (работы, услуги)“ Кредит 60 субсчет „Векселя выданные“ – 130 000 руб. – выдан поставщику собственный вексель;
Дебет 10 Кредит 60 субсчет „Расчеты за товары (работы, услуги)“ – 12000 руб. (130 000 — 118 000) — учтена разница между суммой векселя и стоимостью материалов.
В апреле 2006 года:
Дебет 60 субсчет „Векселя выданные“ Кредит 51 – 130 000 руб. – оплачен вексель;
Дебет 68 субсчет „Расчеты по НДС“ Кредит 19 – 18 000 руб. – предъявлен к вычету из бюджета НДС.
На сумму разницы между вексельной суммой и стоимостью материалов (работ, услуг) векселедатель может получить от поставщика дополнительный счет-фактуру с выделением НДС. В этом случае покупатель сможет предъявить к вычету из бюджета НДС с полной суммы платежа по векселю.
Векселедержатель осуществляет учет полученных векселей на счете 62 „Расчеты с покупателями и заказчиками“ на субсчете „Векселя полученные“ или на счете 76 „Расчеты с разными дебиторами и кредиторами“ в сумме, указанной в векселе. На субсчете отражается также учет акцептованных переводных векселей.
Проданные товары (работы, услуги) поставщик отражает в бухгалтерском учете проводками:
Дебет 62 субсчет „Расчеты за проданные товары (работы, услуги)“ Кредит 90 субсчет „Выручка“ – отражена выручка от реализации товаров (работ, услуг);
Дебет 90 субсчет „Себестоимость продаж“ Кредит 43 – списана себестоимость реализованной продукции;
Дебет 62 субсчет „Векселя полученные“ Кредит 62 субсчет „Расчеты за проданные товары (работы, услуги)“ – отражена номинальная стоимость полученного векселя.
По окончании вексельного срока предприятие-векселедержатель может предъявить вексель для оплаты должнику. Это отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой:
Дебет 51 Кредит 62 субсчет „Векселя полученные“ — оплачен вексель.
Согласно п. 6.2 ПБУ 9/99 разность между суммой, указанной в векселе, и суммой задолженности за поставленные товарно-материальные ценности увеличивает выручку. Доход, полученный по векселю, отражается в учете проводкой:
Дебет 62 субсчет „Расчеты за проданные товары (работы, услуги)“ Кредит 90 субсчет „Выручка“ — отражен доход по векселю.
С суммы векселя векселедержатель исчисляет НДС к уплате в бюджет. Важно отметить следующее. Векселедержатель уплачивает НДС с разницы между суммой векселя и стоимостью товара. Причем в облагаемую базу включаются лишь проценты по векселю, которые превышают плату за отсрочку платежа. Эта плата рассчитывается исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в периоде, за который производится расчет процентов. Это установлено п. 1.3 ст. 162 НК РФ. Ставка рефинансирования Банка России с 26 декабря 2005 года составляет 12% годовых. А налог с облагаемой части дисконта рассчитывают так. Сначала его умножают на 18%, затем делят на 118% (пункт 4 ст. 164 НК РФ).
· Пример №2. Используем условия предыдущего примера (№1). Поставив материалы, ООО „Космос“ дополнительно к ранее выданному счету-фактуре предъявило покупателю еще и дополнительный счет-фактуру на сумму 12 000 руб. (то есть на разницу между вексельной суммой и стоимостью материалов). Допустим, что себестоимость реализованной готовой продукции составила 80 000 руб.
Плата за отсрочку платежа исходя из ставки рефинансирования Банка России составила 2328 руб. (12% * 60 / 365 * 118 000), сумма НДС с процентного дохода по векселю составляет 1475 руб. ((12 000 – 2328) * 18% / 118%). В бухгалтерском учете ООО „Космос“ сделаны следующие проводки. В феврале 2006 года:
Дебет 62 субсчет „Расчеты за проданные товары (работы, услуги)“ Кредит 90 субсчет „Выручка“ – 118 000 руб. – отражена выручка от реализации продукции;
Дебет 90/3 Кредит 68 – 18 000 руб. – начислен НДС;
Дебет 90 субсчет „Себестоимость продаж“ Кредит 43 – 80 000 руб. – списана себестоимость реализованной продукции;
Дебет 62 субсчет „Векселя полученные“ Кредит 62 субсчет „Расчеты за проданные товары (работы, услуги)“ – 130 000 руб. – получен от покупателя вексель;
Дебет 62 субсчет „Расчеты за проданные товары (работы, услуги)“ Кредит 90 субсчет „Выручка“ – 12 000 руб. (130 000 — 118 000) – отражен доход по векселю;
Дебет 90/3 Кредит 68 – 1475 руб. – начислен НДС с дохода по векселю.
В апреле 2006 года:
Дебет 51 Кредит 62 субсчет „Векселя полученные“ – 130 000 руб. – погашен
вексель; продолжение
--PAGE_BREAK--