Реферат по предмету "Религия и мифология"


Атеистическое воспитание

Атеистическое воспитание

Советское общество находится на новом этапе своего
развития, решая задачу всестороннего совершенствования социализма, более
полного и эффективного использования его возможностей и преимуществ в целях
дальнейшего продвижения к коммунизму. Успешное ее решение партия связывает с
ростом человеческого фактора. Само собой разумеется, что в этих условиях особую
значимость приобретает развитие духовной жизни людей. В новой редакции
Программы КПСС, принятой на XXVII съезде партии, выдвигаются требования
дальнейшего упрочения в сознании советских людей социалистической идеологии:
полного утверждения моральных принципов социализма, духа коллективизма и
товарищеской взаимопомощи; приобщения широких масс населения к достижениям
науки, ценностям культуры; формирования всесторонне развитой личности.

Особое значение приобретает и атеистическое воспитание
как составная часть коммунистического воспитания трудящихся. Это одна из
программных целей партии. Ведь речь идет о перестройке сознания людей, об
изменении жизненных стереотипов тех, кто находится под влиянием вековых
предрассудков, о формировании научного, материалистического мировоззрения,
нового типа мышления. А это задачи далеко не простые.

Бытующие еще подчас представления о стихийном отмирании
религии приводят к умалению роли атеистического воспитания. Бесспорно,
социалистическая действительность, огромные социально-экономические изменения,
образ жизни советских людей способствуют изменению их миропонимания,
преодолению религиозных предрассудков. Свою роль играет подъем духовной
культуры, общеобразовательного уровня людей, но, как справедливо указывал В. И.
Ленин, „было бы величайшей ошибкой и худшей ошибкой, которую может сделать
марксист, думать, что многомиллионные народные (особенно крестьянские и
ремесленные) массы, осужденные всем современным обществом на темноту,
невежество и предрассудки, могут выбраться из этой темноты только по прямой
линии чисто марксистского просвещения. Этим массам необходимо дать самый
разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из
самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их
заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых
различных сторон, самыми различными способами и т. п." (Ленин В. И. Полн.
собр. соч., т. 45, с. 26).

Это написано более 60 лет назад, но не потеряло своего
значения и в наши дни, ибо и поныне порой высказывается мнение, будто религия
преодолевается всем ходом общественного развития, что делает излишней
непосредственную пропаганду атеизма. Нередко высказывается суждение о том, что
пропаганда атеизма якобы препятствует тесному сотрудничеству верующих и
неверующих, отпугивает верующих, порождает у них недоверие к социализму.
Делаются попытки отказаться от атеистического воспитания во имя
"тактических соображений".

Партия всегда считала, что вопросы единства трудящихся в
борьбе за преобразование общества, за социальный прогресс - наиболее важные. В.
И. Ленин решительно выступал против попыток расколоть массы по религиозному
признаку, против стремления реакционной буржуазии „разжечь религиозную вражду,
чтобы отвлечь в эту сторону внимание масс от действительно важных и коренных
экономических и политических вопросов...". Он подчеркивал, что
"единство... революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на
земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе" (Ленин
В. И. Полн. собр. соч., т. 12, с. 146).

Вместе с тем партия никогда не отступала от своих
принципиальных позиций по отношению к религии, считая атеистическое воспитание
неотъемлемой частью коммунистического воспитания. В. И. Ленин писал: .....кто
сколько-нибудь способен серьезно отнестись к марксизму, вдуматься в его
философские основы и в опыт международной социал-демократии, тот легко увидит,
что тактика марксизма по отношению к религии глубоко последовательна и
продумана Марксом и Энгельсом, что то, что дилетанты или невежды считают
шаганиями, есть прямой и неизбежный вывод из диалектического материализма.
Глубоко ошибочно было бы думать, что кажущаяся "умеренность"
марксизма по отношению к религии объясняется так называемыми "тактическими"
соображениями в смысле желания "не отпугнуть" и т. п. Напротив,
политическая линия марксизма и в этом вопросе неразрывно связана с его
философскими основами" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 17, с. 418).

В Резолюции XXVII съезда КПСС подчеркивается, что
"партия придает важнейшее значение тщательному учету в своей политике
общности коренных интересов классов и общественных групп, их специфических
интересов, как непременному условию прочного единства советского общества,
успешного решения задач коммунистического строительства". И это
подтверждается всей практикой.

Что же касается атеистического воспитания, то оно
является не проявлением враждебного отношения к верующим, а, напротив,
проявлением заботы о них, об их развитии, об освобождении их сознания от ложных
выводов и представлений. Атеизм не навязывается в качестве принудительного
„символа веры". Атеистическое воспитание проводится с большой
осторожностью и тактом, с непременным уважением к чувствам верующих. В. И.
Ленин отмечал: "Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно
осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление
религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения"
(Ленин В. И, Полн. собр. соч., т. 37, с. 186). Это ленинское указание стало одним
из главных принципов атеистического воспитания.

В процессе формирования атеистической убежденности людей
важное значение имеет тесная связь пропаганды с социально-экономической
политикой партии. Нельзя рассчитывать на то, что успех в атеистическом
воспитании будет достигнут только на путях пропаганды. Выступая против
просветительского подхода к атеистическому воспитанию, партия считает, что оно
может быть успешным только в том случае, если сочетается с решением
экономических, социальных, культурных проблем.

В самом деле, можно ли преодолеть, например, женскую
религиозность, если ограничиться сугубо атеистическими мероприятиями, не решая
вопроса о высвобождении женщин от тяжелого домашнего труда. Можно ли убедить
одинокого человека в гуманизме научного атеизма, если не создать ему условия, в
которых бы он почувствовал к себе чуткое, внимательное отношение, понял бы
великую силу коллектива, проявляющего заботу о каждом человеке? Можно ли
показать верующему ограниченность его мира, если не приобщить его к культурным
ценностям нашего общества?

Политика Коммунистической партии, направленная на
обеспечение материально и духовно богатой, социально насыщенной жизни советских
людей, создает условия для успешной работы по атеистическому воспитанию. В
нашей стране сложилась система атеистического воспитания. Она охватывает и
различные организации, и широкий комплекс форм и методов идеологической,
политико-воспитательной работы, и средства массовой информации, и новую,
социалистическую обрядность, которая все более весомо и зримо входит в жизнь
советского общества. Непременным условием эффективного функционирования этой
системы являются планомерность и целенаправленность атеистической работы,
дифференцированный подход к различным категориям и группам населения, тесная взаимосвязь
атеистического воспитания со всеми другими формами воспитания.

Пропагандой атеизма у нас занимаются идеологические
органы, общественные организации, музеи, клубы, библиотеки, другие
культурно-просветительные учреждения. Важную роль в формировании атеистической
убежденности играет система политического просвещения. Воспитанием детей и
подростков в духе атеизма призвана заниматься школа. В средних специальных и
высших учебных заведениях учащиеся и студенты получают знания основ научного
атеизма.

Хорошо известно, что атеистическое воспитание должно
начинаться с самого раннего возраста. А это значит, что первые представления о
мире ребенок должен получать в дошкольных учреждениях. Уже говорилось о том,
какое влияние на детей оказывает подчас религиозная семья, воспитывающая их
"в вере". Вот почему уже в дошкольных учреждениях стоило бы
закладывать в сознание ребенка основы правильного миропонимания. В свою
очередь, следует проводить воспитательную работу и с семьями верующих, ставя
цель ослабления их религиозного влияния на детей и подростков. Эту работу
должна продолжить школа, где подрастающее поколение получает не только знания,
но и те представления, из которых формируется научное мировоззрение. Школа
обладает большими возможностями для атеистического воспитания, которые, к
сожалению, не всегда используются в полной мере. И когда ее выпускники покидают
школу, отягощенные грузом религиозных пережитков, это значит, что
педагогический коллектив не сумел поставить прочный заслон на пути
воспроизводства религии среди учащихся, сделать атеистическое воспитание
действительно эффективным.

Не всегда еще удается это средним специальным и высшим
учебным заведениям. Атеистическое воспитание порой ведется в них формально,
оставляет желать лучшего преподавание курса основ научного атеизма. В
результате молодежь, вступающая в жизнь, сплошь и рядом не имеет стойкого
иммунитета к религии, не имеет твердых атеистических убеждений.

Особая роль в атеистическом воспитании принадлежит
трудовому коллективу. Ведь в коллективе проходит значительная часть жизни
человека. И от того, каков в нем нравственный климат, во многом зависит,
насколько он может способствовать формированию атеистической убежденности
людей. Там, где есть доверие, внимание к человеку, товарищеская взаимопомощь,
создаются условия, препятствующие проникновению в сознание людей религиозных
взглядов и представлений.

Когда речь идет о трудовом коллективе, обычно имеются в
виду коллективы предприятий, учреждений, совхозов, колхозов. Но есть коллективы
небольшие по численному составу, чаще всего они встречаются в сфере
обслуживания населения, торговли, общественного питания. Если учесть, что к
тому же на предприятиях, относящихся к этим сферам, работа сменная, то имеются
значительные трудности и в сплочении указанных коллективов, и в организации в
них целенаправленной воспитательной работы. Между тем именно в них наиболее
часты проявления религиозности.

Однако опыт показывает, что возможно преодолеть и эти
трудности. В ряде областей РСФСР, на Украине, в Белоруссии, республиках
Прибалтики, где придается важное значение воспитательной работе, партийные
организации уделяют особое внимание таким коллективам. Они всегда в поле
зрения. В них тщательно планируются идейно-воспитательные мероприятия. Над
некоторыми из них шефствует общественность крупных предприятий. И это дает свои
результаты.

Партия требует, чтобы при оценке деятельности
руководителей принимались во внимание не только производственные показатели.
Они обязаны обеспечить единство организаторской, хозяйственной и идеологической
работы, постоянно уделять внимание социальным вопросам. Кадровая политика
партии направлена на то, чтобы укрепить руководство трудовых коллективов
людьми, обладающими необходимыми политическими и деловыми качествами,
способностями, высоконравственным поведением, проявляющими подлинную заботу о
человеке. Это дает возможность повысить спрос с каждого руководителя за
состояние идейно-воспитательной, в частности атеистической, работы в
коллективе.

Уже говорилось о том, как важна организация
атеистического воспитания по месту жительства. Однако пока она оставляет желать
лучшего, хотя в последние годы ей уделяется больше внимания. Основной ее
недостаток -отсутствие плановости. Кроме того, партийные организации, проводя
эту работу, подчас просто копируют те формы и методы, которые сложились в
трудовых коллективах. А ведь именно по месту жительства можно наиболее успешно
вести индивидуальную работу с верующими. Здесь более тесные, сложившиеся
контакты между людьми. Все друг друга более или менее хорошо знают. К
сожалению, не хватает квалифицированных кадров, которые могли бы успешно
заниматься этой работой. Не разработаны специальные методики в помощь
пропагандистам, занимающимся атеистическим воспитанием по месту жительства. Все
это и приводит к тому, что эффективность его очень невелика. Партийным
организациям следует обратить внимание на этот участок идейно-воспитательной
работы. Значительную помощь в ее организации может оказать шефство крупных
предприятий, расположенных в данном микрорайоне. Необходимо наладить и
подготовку кадров для проведения этой специфической и непростой работы.

В практике атеистического воспитания сложилось немало
разнообразных форм и методов идейного воздействия на людей. В клубах, Домах
культуры, других культурно-просветительных учреждениях проводятся лекции и
беседы, тематические вечера, кинолектории; вечера вопросов и ответов, устные
журналы, читательские конференции. Однако имеющиеся возможности используются
пока не в полной мере. Гораздо эффективней можно было бы вести пропаганду
научного атеизма в экскурсионно-туристском обслуживании. Рост массового
туризма, возросший интерес людей к прошлому нашей страны позволяют в местах,
где расположены памятники старины, особенно те, которые связаны с религией,
давать объективную классовую оценку исторической роли церкви, духовенства в
противовес попыткам современных богословов и проповедников всячески
приукрашивать ее. Но опять-таки встает вопрос о кадрах. Нужна специальная
подготовка экскурсоводов, нужны методики ведения пропаганды атеизма в
экскурсионно-туристском обслуживании.

Слабо используется пока в атеистическом воспитании
краеведение. А ведь именно изучение истории своей области, района,
краеведческий материал дают атеистам возможность конкретно раскрывать истинную
сущность деятельности церкви и монастырей, наглядно показывать их связь в
прошлом с эксплуататорскими классами. Все это оказывает атеистическое
воздействие на людей, способствует формированию их атеистической убежденности.
Опыт использования краеведения в атеистической работе, накопленный в Карельской
АССР, подтверждает это.

Недостаточно активно ведут пропаганду атеизма музеи.
Располагая фондами, которые дают возможность создавать экспозиции, имеющие
атеистическую направленность, многие музеи проявляют в этом деле инертность.
Музейные экскурсоводы чаще всего просто обходят стороной атеистическую тему.
Они ищут оправдание в том, что не имеют методик, которые бы помогали им со
знанием дела вести пропаганду атеизма. И здесь они вправе предъявить претензии
к ленинградскому Музею истории религии и атеизма, который является всесоюзным
методическим центром по вопросам атеистической пропаганды в музеях страны.

В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду
Коммунистической партии подчеркивалось, что важнейшей формой воспитания
является индивидуальная работа. Это имеет прямое отношение к атеистическому
воспитанию. Ведь среди верующих есть такие люди, которые не посещают массовых
мероприятий в клубах, Дворцах культуры. Они не ходят на лекции, на вечера,
призванные расширить кругозор людей. Последователи некоторых сект вообще
стремятся к самоизоляции, предельно ограничивая свои контакты с окружающими.
Вот здесь и оказывается необходимой индивидуальная работа. Если она проводится
умело, ненавязчиво, тактично, то лед недоверия, который обычно возникает у
верующего по отношению к пропагандисту, постепенно растапливается. Создается
благоприятная почва для откровенных бесед, в ходе которых можно заронить семена
сомнения в сознание человека, находящегося под влиянием религии. Если это
удается, то можно считать, что сделан первый шаг к изменению стереотипа
мышления верующих.

Как известно, религиозность каждого человека
индивидуальна, она практически всегда обусловлена какими-то сугубо личными
причинами, конкретными обстоятельствами, особенностями психического склада
верующего. Разобраться в них, проникнуть во внутренний мир человека, помочь
устранить факторы, порождающие веру, -значит нащупать те наиболее
чувствительные точки его души, которые вызывают у него потребность в религии. Разумеется,
здесь надо быть и педагогом и психологом, обладать умением понять собеседника.
Правда, следует признать, что далеко не всегда для индивидуальной работы с
людьми, прежде всего с верующими, выделяются пропагандисты, которые имеют эти
качества. Поэтому и результаты индивидуальной работы оказываются подчас не
такими, как этою бы хотелось. Отсюда следует вывод о необходимости очень
тщательно подходить к подбору пропагандистов для индивидуальной работы с
верующими, памятуя о- том, что формализм тут особенно нетерпим.

Думается, рецидивами такого формального подхода к очень
сложному участку идейно-воспитательной работы являются „закрепление"
пропагандистов за верующими, требования форсировать „перевоспитание"
людей, находящихся в плену религиозных предрассудков, и т. п. Перестройка
сознания требует времени. Это процесс длительный и мучительный. Накопленный
опыт позволяет сделать некоторые общие рекомендации для тех, кто ведет
индивидуальную работу с верующими. В их числе требование не заводить сразу же
разговора о религиозной вере, об убеждениях. Первоначально надо завоевать
доверие человека, убедить его в своей искренности, развеять предубеждения,
которые, естественно, могут возникнуть у верующего. Очень важно, чтобы
пропагандист был авторитетным лицом, пользовался уважением окружающих,
отличался высоконравственным поведением. Только в этом случае он может
завоевать доверие, установить с верующим откровенные, товарищеские отношения,
которые являются основой успеха в трудной и кропотливой работе.

Совершенно очевидно, что в атеистическом воспитании
необходим дифференцированный подход к различным группам населения, и здесь
нужно скрупулезно изучать людей, те факторы, которые обусловили их
религиозность, обстановку, в которой они живут и трудятся. В чем-то им надо
помочь, что-то посоветовать, посодействовать в решении насущных проблем.
Например, среди верующих женщин значительная часть таких, у кого неудачно
сложилась личная жизнь. Они глубоко переживают это, испытывают чувство
одиночества, нередко замыкаются в себе. Как важно, чтобы в такие моменты жизни
они почувствовали дружеское участие в своей судьбе окружающих. Как важно
уловить интересы человека, направить их в нужное русло. Особого внимания
требуют к себе матери-одиночки, женщины с ограниченным кругом общения, с
нарушенными социальными связями.

Одна из основных задач атеистического воспитания -
прекращение воспроизводства религии в молодых поколениях нашего общества. А эго
требует усиления атеистической работы среди молодежи, воспитание ее в духе
непримиримости к любым проявлениям чуждой советским людям идеологии. Большое
значение имеет тесный союз семьи и школы, преемственность в воспитательной
работе. XXVII съезд КПСС обратил внимание на необходимость укрепления семьи,
которая является одним из важнейших устоев нашего общества А для этого
необходимо повысить ее роль в воспитании подрастающего поколения. Что касается
семей верующих, то, как говорилось, с ними нужна тоже настойчивая
воспитательная работа, с тем чтобы оградить детей и подростков от религиозного
воспитания, которое порой носит насильственный характер.

Во многих школах страны накоплен немалый опыт
атеистического воспитания учащихся. Но зачастую оно проводится все же
формально. Как будто делается все для формирования атеистической убежденности школьников.
И в учебном процессе уделяется внимание мировоззренческим выводам, и
внеклассная работа в этом направлении проводится, и уголки юного атеиста
организуются, а нет-неда и оказываются в числе выпускников молодые люди,
связывающие свою жизнь с религией. А все дело заключается в том же пресловутом
"вале", когда идейно-воспитательная работа оценивается в основном по
количеству проведенных мероприятий, а не по их конкретным результатам. Сплошь и
рядом педагоги поверхностно знакомы с проблемами научного атеизма, да и
относятся к нему как к обязательному, но второстепенному вопросу. Живая работа
подменяется мероприятиями, которые могут солидно прозвучать в отчетах. Ведь
система отчетности вовсе не включает в себя конечный, конкретный результат, а
лишь фиксирует то, что сделано и делается в области атеистического воспитания.

В новой редакции Программы КПСС намечены пути к
дальнейшему совершенствованию системы народного образования. При этом
подчеркивается, что школа должна еще выше поднять уровень не только
образования, но и воспитания. В этой связи еще более актуальным становится
преодоление формализма в атеистическом воспитании, индивидуальный подход к
учащимся, ответственность школы за каждого юношу, который покидает ее стены, с
тем чтобы он вступал в жизнь со стойким иммунитетом к любым проявлениям
религиозности.

Те знания, которые получает школьник, еще сами по себе не
делают его убежденным атеистом. Надо научить его самостоятельно делать
необходимые мировоззренческие выводы из полученных знаний, разбираться в
вопросах атеизма и религии. Это одна из задач, которые стоят перед
педагогическими коллективами школ.

Дифференцированный подход необходим в работе с рабочей,
сельской, студенческой молодежью. В этом смысле можно предъявить претензии к
комсомольским организациям, которые пока не используют всех возможностей для
формирования атеистической убежденности молодого поколения. В комсомольской
работе еще немало стереотипов, мешающих делу. Как не вспомнить, что в 20-е годы
именно молодежь была в первых рядах тех, кто вел антирелигиозную пропаганду.
Сегодня порой проявляется равнодушие к атеистическому воспитанию, пла* ны
работы по пропаганде атеизма составляются зачастую без знания конкретной
религиозной ситуации, проводимые мероприятия копируют друг друга, отсутствует
творческий поиск наиболее действенных форм и методов идейного влияния на людей,
предается забвению индивидуальная работа.

Нужен решительный поворот комсомольских организаций к
атеистическому воспитанию, к выработке таких подходов к молодому поколению,
которые могли бы в наибольшей степени способствовать формированию атеистической
убежденности юношей и девушек, вовлечению их в активную работу по пропаганде
научного атеизма.

Существенным недостатком атеистического воспитания
является то, что в нем используются главным образом рациональные методы, а
эмоциональные, как правило, остаются на втором плане. Между тем церкви делают
основной упор именно на методы эмоционального воздействия на людей.
Торжественная обстановка храмов и молитвенных домов вызывает у верующих особый
психологический настрой. Здесь особенно важно противопоставить религиозному
культу эмоциональные формы атеистического влияния на людей.

Совершенно очевидно, что в атеистическом воспитании нужны
такие формы и методы эмоционально-психологического воздействия, которые были бы
способны влиять на людей более сильно, чем церковная обрядность. Именно поэтому
все более заметное место в атеистическом воспитании занимают новые гражданские
праздники и обряды, прочно вошедшие в жизнь советских людей.

Новая обрядность ныне внедряется повсеместно. В
торжественной обстановке отмечаются не только общегосударственные праздники, но
и знаменательные события в жизни заводов и фабрик, колхозов и совхозов. В
трудовых коллективах чествуют ветеранов войны и труда. На примере их жизни
воспитывается молодое поколение. Праздники различных профессий - День
металлурга, День шахтера, День учителя, День рыбака и др. -формируют уважение к
трудовой деятельности, поднимают престиж этих профессий. Они показывают, как ценятся
в нашей стране труд, добросовестное отношение к делу. Важную роль в трудовом
воспитании играют сложившиеся у нас обряды посвящения в рабочие, посвящения в
хлеборобы и т. д. Начало трудовой деятельности для человека - событие памятное.
И обрядовое его оформление подчеркивает всю значимость вступления молодого
гражданина на трудовой путь. Во многих трудовых коллективах отмечается день
первой получки. Сложилась традиция чествовать трудовые династии, праздновать
юбилеи лучших производственников.

Человек труда пользуется у нас всенародным почетом, и это
подчеркивается системой гражданских праздников и обрядов, относящихся
непосредственно к трудовой деятельности. Вряд ли нужно говорить о том, какое
большое воспитательное значение они имеют.

Гражданская обрядность успешно внедряется и на селе.
Трудные непрерывные циклы сельскохозяйственных работ требуют психологической
разрядки. Новые праздники и обряды не только способствуют такой разрядке, но и
дают возможность по достоинству оценить и отметить работу сельских тружеников,
которые вносят неоценимый вклад в решение Продовольственной программы, задач,
поставленных партией перед всем советским народом. Праздники Первого снопа,
Урожая и другие, которыми отмечаются важные вехи в сельскохозяйственном труде,
проводятся весело, увлекательно, привлекают внимание сельских тружеников.

Вошли в быт и новые обряды, связанные с теми или иными
событиями в личной жизни людей. Коллективно, в торжественной обстановке
отмечаются вступление в брак, рождение ребенка, серебряная и золотая свадьбы.
События эти для каждого человека значимые, и, конечно, естественно стремление
отпраздновать их так, чтобы память о них сохранилась на многие годы. В стране
открыты десятки Дворцов бракосочетаний, разработан ритуал обрядов, красочных, впечатляющих,
эмоционально насыщенных. И что особенно важно, все чаще эти семейные торжества
происходят без обильных возлияний, как это было принято прежде. Искреннее
веселье не нуждается в том, чтобы подогревать его алкоголем. Преодолеваются
дорогостоящие застолья, ложная традиция погулять "пошумнее", чтобы
поразить окружающих.

Новые обряды и праздники обладают большим атеистическим
потенциалом. Внедрение в быт гражданского обряда бракосочетания, например,
способствовало значительному снижению процента молодых людей, венчающихся в
церкви. В Прибалтийских республиках, где в торжественной обстановке проводятся
„летние дни молодежи", пошел на убыль совершаемый в протестантских церквах
обряд конфирмации — посвящения подростков, вступающих в пору совершеннолетия.

Программа КПСС рассматривает широкое распространение
новых советских обрядов и обычаев как важнейшую составную часть атеистического
воспитания. И делается у нас немало по внедрению гражданской обрядности, ее
пропаганде. Во многих республиках созданы комиссии по новой гражданской
обрядности. В их состав входят партийные работники, представители общественных
организаций, деятели культуры. Подобные комиссии образованы в областях,
районах, крупных городах. Они рассматривают вопросы, связанные с разработкой праздничных
ритуалов, координируют деятельность всех учреждений и общественных организаций,
занимающихся вопросами новой обрядности, решают проблемы ее материального
обеспечения, изучают и обобщают положительный опыт, ведут активную его
пропаганду. Исследуя действенность различных обрядов и ритуалов, комиссии
закрепляют те из них, которые выдержали испытание временем, показали, что
отвечают запросам наших людей.

Новое никогда не утверждается гладко и безболезненно.
Были и есть свои издержки и в процессе утверждения гражданской обрядности- Не
все обряды и ритуалы прижились, не все нашли живой отклик у населения. Кое-где
имели место попытки протащить под видом национальных религиозные обычаи.
Оставляет желать лучшего материальная база новой обрядности. Подчас живое дело
губит формализм. Не везде до конца понято значение внедрения в жизнь
гражданских праздников и обрядов. Слабо пока подключаются к этой важной работе
творческие союзы. А ведь участие художников, композиторов, литераторов в
создании новых обрядов — непременное условие того, чтобы они стали
действительно яркими и красочными.

Серьезные нарекания вызывает формальное подчас проведение
похоронного обряда, ритуалов поминовения ушедших от нас людей. Память надо
хранить. Каждый человек оставляет в жизни свой след. Мы помним тех, кто отдал
жизнь борьбе за революционное дело, кто пал смертью храбрых, защищая Огчизну от
фашистских захватчиков. Мы помним имена первопроходцев, возводивших стройки
первых пятилеток, зачинателей стахановского движения, прославленных металлургов
и шахтеров, земледельцев и животноводов, учителей и врачей. В некоторых
республиках и областях страны уже установлены специальные "дни
поминовения". Торжественно-траурными ритуалами отмечается память об
умерших. Но, к сожалению, ритуалы эти не стали повсеместными. Приходится
сталкиваться порой с удивительным равнодушием к похоронным обрядам и ритуалам
поминовения. Иногда местные власти не уделяют внимания состоянию кладбищ,
которые приходят в запустение, сам обряд проводится казенно и формально,
оставляя неприятный осадок у тех, кто присутствовал при его совершении. И не
потому ли пока оказываются живучими церковные обряды отпевания и поминовения.

В настоящее время на Украине и в Прибалтийских
республиках внимание местных органов власти и общественных организаций
направлено на совершенствование обрядовых форм, связанных с похоронами и
поминовением умерших. Созданы специальные службы, готовятся кадры исполнителей
этих обрядов. Важно, чтобы подобные положительные сдвиги имели место и в других
регионах страны.

Серьезные претензии можно предъявить к средствам массовой
информации, которые не используют все возможности Для действенной пропаганды
научного атеизма.

Атеистические материалы во многих газетах и журналах
появляются от случая к случаю. Отсутствует плановость в их публикации. И хотя в
целом уровень атеистической пропаганды в прессе за последние годы возрос, все
еще встречаются серые, невыразительные, а подчас и ошибочные материалы. Слабо
ведется поиск новых форм подачи материалов, журналисты порой оказываются во
власти мелкотемья. Изжить назойливую назидательность, подходить творчески к
каждой публикации, поднять их действенность, проявлять больше вдумчивости,
оперативности и меньше гнаться за случайным, сенсационным — это насущные
требования нашего времени.

Недостаточно эффективно используются в пропаганде атеизма
телевидение и радио. Между тем они имеют такую широкую аудиторию, что могли бы
оказывать большое влияние на формирование атеистической убежденности людей. В
Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии отмечалось, что в выступлениях
средств массовой информации „немало еще серости, не преодолена инертность, не
излечена глухота к новому". Телевидение и радио очень нехотя занимаются
атеистической пропагандой, их огромный потенциал в этом направлении оказывается
неиспользованным.

И все же у нас есгь опыт, который заслуживает внимания.
Постоянные передачи на атеистические темы ведут Киевское и Одесское
телевидение, Челябинское радио. Эти передачи пользуются успехом, вызывают
множество откликов. И в этом нет ничего удивительного. Ведь в них поднимаются
мировоззренческие, нравственные проблемы, которые всегда вызывают интерес
телезрителей и радиослушателей. Резонно поставить вопрос, почему -же
Центральное телевидение и Всесоюзное радио обходят молчанием эти проблемы?

Теле- или радиобеседа по наиболее важным вопросам
человеческого бытия, рассказ ученого о научном открытии, имеющем атеистическое
значение, „круглый стол" на морально-этические темы, показ
несостоятельности религиозных взглядов и представлений на ключевые проблемы
жизни — разве не привлекли бы они внимание не только неверующих, но и верующих
людей?

Средства массовой информации могли бы более активно
распространять положительный опыт атеистического воспитания, внедрения в быт новой
гражданской обрядности. Они могли бы шире привлекать читателей, слушателей,
зрителей к дискуссиям по актуальным мировоззренческим проблемам. К сожалению,
пока это все относится к области пожеланий. Однако требование новой редакции
Программы КПСС использовать все средства идейного воздействия для широкого
распространения научно-материалистического миропонимания, для преодоления
религиозных предрассудков в равной степени относится ко всем коммунистам, в том
числе и к тем, кто работает в нашей прессе, на телевидении, радио.

Актуальной задачей средств массовой информации является
противодействие попыткам использовать религию в антисоциалистических целях. Как
уже отмечалось, под флагом религии ныне выступают самые реакционные силы,
пытаясь воздействовать на сознание людей. „Изворотливости и беспринципности
буржуазных пропагандистов должны быть противопоставлены высокий профессионализм
наших идеологических работников, мораль социалистического общества, его
культура, открытость информации, смелый и творческий характер нашей пропаганды.
Нужна наступательность — и в том, что касается идеологических диверсий, и в
доведении правдивой информации о реальных достижениях социализма,
социалистическом образе жизни" (Материалы XXVII съезда Коммунистической
партии Советского Союза, с. 88).

Хорошо известно, каким большим атеистическим зарядом
обладают литература и искусство, отражая жизнь в художественных образах. Их
спецификой является эмоциональное воздействие на человека, на мир его чувств.
Литературные произведения вызывают у читателей целую гамму переживаний и
нередко способствуют тому, что люди начинают задумываться над тем, что несет им
религия. А уже само по себе это дает импульс для размышлений, которые порой
приводят к пересмотру мировоззренческих позиций. В самом деле, разве не
вызывает чувство негодования использование тайны исповеди в борьбе против
революционеров, о чем правдиво рассказывается в романе Э. Войнич „Овод"?
Разве могут оставить равнодушными читателя правдивые описания бурсацкой жизни в
"Очерках бурсы" Н. Г. Помяловского? Читатели с болью в сердце
знакомятся с судьбой Родьки Гуляева в повести В. Тендрякова „Чудотворная",
искренне переживают за героиню повести В. Евдокимова „Грешница", ставшую
жертвой религиозных фанатиков.

Однако в последнее время у нас не появлялись яркие,
убедительные художественные произведения антирелигиозной направленности.
Писатели в большом долгу перед пропагандой атеизма, в которую они могли бы
вносить значительный вклад.

Крайне редко выходят на экраны кинофильмы, в которых бы
звучала атеистическая тема, очень мало таких спектаклей. Сетуя на отсутствие
ярких драматических произведений, в которых затрагивались бы мировоззренческие
проблемы, работники театров обходят стороной классику, не инсценируют глубокие
антиклерикальные произведения О. Бальзака, М. Твена, Д. Голсуорси, Т. Драйзера,
А. Серафимовича и многих других писателей, которые в своем творчестве
обращались к атеистической теме.

Следует шире использовать в атеистическом воспитании
художественное наследие выдающихся живописцев, которые страстно обличали
религию в различных ее проявлениях, деяния духовенства и монашества. Картины И.
Е. Репина "Отказ от исповеди" и "Крестный ход в Курской
губернии", В. Г. Перова „Монастырская трапеза" и „Сельский крестный
ход на пасхе", В. В. Пукирева "Неравный брак" производят сильное
впечатление на людей, вызывают негативное отношение к религиозному образу
жизни. Привлечь внимание к этим полотнам, вовлечь людей в живой разговор вокруг
отображенных на них явлений — все это, несомненно, приведет к откровенной
беседе об исторической роли религии и церкви, поможет ненавязчиво дать
объективные оценки тому прошлому, которое всячески идеализируется религиозными
проповедниками.

В стране издается значительное количество научной,
научно-популярной и массово-политической литературы на атеистические темы. При
Госкомиздате СССР создан общественный совет по координации выпуска этой
литературы. В последние годы ее стало издаваться больше. Однако качество ее не
всегда отвечает потребностям атеистического воспитания. Коллегия Госкомиздата
СССР потребовала от издательств принять решительные меры к повышению научного
уровня изданий по научному атеизму, по преодолению серости, безликости в этих
изданиях, погони за сенсационностью вместо объактивного анализа явлений,
связанных с атеизмом и религией. Обращено внимание на увеличение выпуска
атеистических книг и брошюр для детей, подростков, молодежи.

Совершенствование атеистического воспитания обусловливает
необходимость научной разработки актуальных проблем научного атеизма. Эта
работа ведется в институтах, входящих в систему Академии наук СССР, в Институте
научного атеизма АОН при ЦК КПСС, его филиалах в Киеве, Ташкенте, Вильнюсе. И
все-таки есть серьезные пробелы в разработке актуальных проблем критики морально-этических
доктрин различных церквей, критики христианского сектантства,
"священных" книг и т. п. В последнее время обнаруживается в ряде
случаев отсутствие внимания к вопросам марксистского религиоведения. А оно
является неотъемлемой составной частью научного атеизма. Оставляет желать
лучшего и анализ функционирования религии и церкви в условиях социализма. Как
подчеркивается в новой редакции Программы КПСС, „в глубоком изучении нуждаются
процессы, происходящие в коммунистическом, рабочем, национально-освободительном
движениях, в капиталистическом обществе. Ход мирового развития выдвигает перед
человечеством немало вопросов глобального масштаба. Научная мысль должна давать
на эти вопросы верные ответы. Важной задачей общественной науки была и остается
борьба против буржуазной идеологии, ревизионизма и догматизма". Все эти
задачи стоят и перед учеными, работающими в области научного атеизма.

Сплошь и рядом повышению эффективности атеистической
работы препятствует нехватка квалифицированных кадров. В стране создана система
подготовки атеистических кадров. Однако на практике нередко случается, что лиц,
прошедших специальную подготовку по атеизму, используют не по назначению. Не
всегда рекомендуются для атеистической работы люди, имеющие к ней склонность,
обладающие необходимыми для нее качествами. А это приводит подчас к тому, что
система подготовки кадров работает вхолостую.

В сферу пропаганды научного атеизма должен быть включен
каждый человек. Коммунисты должны быть хорошо знакомы с основополагающими
марксистско-ленинскими принципами отношения Коммунистической партии к религии,
церкви, верующим, с политикой нашей партии в религиозном вопросе. Советским
работникам необходимо хорошее знание законодательства о религиозных культах.
Коммунисты и комсомольцы обязаны строго выполнять уставные требования - вести
борьбу с религиозными пережитками. Сегодня стоит задача формирования
атеистической убежденности у всех советских людей. Всякое умаление роли
атеистического воспитания способствует укреплению позиций церкви.

Но, конечно, необходим творческий подход к атеистической
работе. Во всех случаях нужно учитывать конкретную обстановку, видеть
конкретных людей. Только тогда можно рассчитывать на успех. Ведь свою специфику
имеют проявления православия и ислама, католицизма и иудаизма. И здесь важны
целенаправленность, целеустремленность, воинственность Последнюю не следует
понимать как наскоки на религию. Атеистическое воспитание - не кратковременная
кампания, а настойчивая, повседневная работа с людьми. Это борьба за человека,
эффективность которой определяется конечным результатом.

XXVII съезд КПСС дал мощный заряд для улучшения всей
нашей идеологической работы. Поставлены конкретные задачи и перед атеистическим
воспитанием. Их практическая реализация — общепартийное дело.

Список литературы

Атеистический словарь. 2-е изд. М.( 1985.

Атеистическое воспитание. Справочник для идеологического
актива. М., 1983.

Атеистическое воспитание: вопросы и ответы. М., 1983.

Белов А., Шилкин А. Диверсия без динамита. М., 1976.

Вопросы научного атеизма в системе партийной учебы. М.,
1985.

Гордиенко Н., Комаров П., Куроч-кин П. Политиканы от
религии. М., 1975.

Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий.
М., 1970.

Елъченко Ю. Новому человеку — новые обряды. М., 1976.

Куроедов В. Религия и церковь в советском обществе. М.,
1984.

Наши праздники. М., 1977.

О научном атеизме и атеистическом воспитании. Справочник
для партийного актива и организаторов атеистической работы. М., 1974.

Организация и методика атеистического воспитания. М.,
1986.

Острожинский В. Обрядность в нашей жизни. М., 1980.

Партийная организация и атеистическое воспитание. М.,
1975.

Платонов Р. Пропаганда атеизма. М. 1985.

Сапрыкин В. Социалистический коллектив и атеистическое
воспитание. Опыт, система, проблемы. М., 1983.

Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://religion.historic.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.