--PAGE_BREAK--1.3. Учет прочих капитальных затрат Прочие капитальные затраты, предусматриваемые в сметах, учитывают по их видам и отражают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» в размере фактических расходов по мере их производства или по договорной стоимости на основании оплаченных или принятых к оплате счетов сторонних организаций.
Инвентарная стоимость приобретенных отдельных видов основных средств и других долгосрочных активов определяется в следующем порядке.
Инвентарная стоимость зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов складывается из фактических затрат по их приобретению и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.
Инвентарная стоимость земельных участков и объектов природопользования складывается из расходов по их приобретению, включая затраты по улучшению их качественного состояния, комиссионных вознаграждений и других платежей.
Затраты по строительству на приобретенных земельных участках различных сооружений учитывают отдельно от стоимости этих участков и по завершении работ по строительству сооружений определяют их стоимость при зачислении сооружений как отдельных объектов в состав основных средств.
Здания, сооружения и другие объекты основных средств, приобретенные отдельно от строительства объектов, а также земельные участки, объекты природопользования зачисляют в размере инвентарной стоимости в состав основных средств по поступлении их в организацию и окончании работ по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, на основании акта приемки-передачи основных средств.
Инвентарная стоимость нематериальных активов складывается из затрат по их созданию или приобретению и расходов по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.
По мере создания или поступления нематериальных активов в организацию и окончания работ по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, нематериальные активы зачисляют на основании акта приемки в состав нематериальных активов.
1.4. Оценка законченных строительством объектов и других долгосрочных активов По завершении работ, связанных со строительством, в учете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций формируется инвентарная стоимость объектов строительства. Для зданий и сооружений она складывается из:
— затрат на строительные работы;
— прочих капитальных затрат. Прочие капитальные затраты (затраты по содержанию дирекции строящихся предприятий, расходы по отводу земельных участков и др.) включаются в инвентарную стоимость объектов по прямому признаку. В случае если они относятся к нескольким объектам, их стоимость распределяется пропорционально договорной стоимости вводимых в действие объектов.
Для оборудования, требующего монтажа, инвентарная стоимость складывается из:
— фактических затрат на приобретение оборудования;
— расходов на строительные и монтажные работы, оплаченных или подлежащих оплате подрядным организациям;
— прочих капитальных затрат, относимых на стоимость вводимого в эксплуатацию оборудования по прямому назначению.
Если расходы на строительные и монтажные работы, а также прочие затраты относятся к нескольким видам оборудования, то их стоимость распределяется между отдельными видами оборудования пропорционально стоимости, сформированной по ценам поставщика.
Инвентарная стоимость оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря, предназначенного для вводимых объектов в качестве первого комплекта, а также оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса, включает:
— покупную стоимость по счетам поставщиков;
— расходы по доставке до приобъектного склада;
— другие расходы, связанные с приобретением.
2. БУХЛАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО КАПИТАЛЬНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ 2.1. Бухгалтерский учет операций по капитальному строительству, осуществляемому подрядным способом Основным видом договора, применяемого для оформления взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком, является договор строительного подряда, заключение которого предусмотрено Гражданским кодексом РФ. Согласно ст.740 ГК РФ договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ, а также работ по капитальному ремонту зданий и сооружений. Для документального оформления операций, связанных с капитальным строительством, должны применяться унифицированные формы первичных учетных документов (табл.2.1), утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. №71а (с изменениями и дополнениями от 28 января 2002 г) и постановлением Росстата от 11 ноября 1999 г. №100.
Таблица 2.1. Типовые формы первичных документов по учету операций, связанных с капитальным строительством.
№
п/п
Наименование
документа
Форма документа
Назначение документа
1
Акт о приемке выполненных работ
Форма № КС-2
Применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений.
2
Справка о стоимости выполненных работ и затрат
Форма № КС-3
Применяется для расчетов с заказчиками за выполненные работы.
3
Общий журнал работ
Форма № КС-6
Применяется для учета выполнения строительно-монтажных работ. Является основным первичным документом, отражающим технологическую последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства строительно-монтажных работ.
4
Журнал учета выполненных работ
Форма № КС-6а
Применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом, на основании которого составляются акт приемки выполненных работ по форме № КС-2 и справка о стоимости выполненных работ по форме №КС-3
5
Акт приемки законченного строительного объекта
Форма № КС-11
Применяется как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение) при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда (контрактом).
Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом)
6
Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией
Форма № КС-14
Является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооруженных за счет льготного кредитования (зданий, сооружений, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение).
Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом)
План счетов для отражения операций, связанных со строительством и приобретением активов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам и другим внеоборотным активам, рекомендует использовать следующие синтетические счета:
Счет
Назначение счета
07 «Оборудование к установке»
Для обобщения информации о наличии и движении оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах
08 «Вложения во внеоборотные активы»
Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также других затрат
Кроме того, организация может открывать следующие субсчета к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы»:
Приобретение земельных участков.
Приобретение объектов природопользования.
Строительство объектов основных средств.
Приобретение отдельных объектов основных средств.
Приобретение нематериальных активов.
Любое строительство, как и всякий производственный процесс, требует обеспечения его сырьем, материалами и рабочей силой. В соответствии со ст.745 ГК РФ обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями или оборудованием, несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части несет заказчик. Если материалы для осуществления строительной деятельности приобретает заказчик, они должны учитываться на счете 10 «Материалы»(субсчет 8 «Строительные материалы»). В бухгалтерском учете передача материалов подрядчику отражается внутренними оборотами по счету 10 «Материалы» (дебет счета 10.7 «Материалы, переданные в переработку», кредит счета 10.8 «Строительные материалы»).
Согласно Инструкции по применению Плана счетов оборудование к установке принимается к бухгалтерскому учету по дебету счета 07 «Оборудование к установке» по фактической себестоимости приобретения, складывающейся из стоимости по ценам приобретения и расходов по приобретению и доставке этих ценностей на склады организации. Затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом) учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств»).
Отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с капитальным строительством, осуществляемым подрядным способом, выглядит так:
Дт10.7 Кт10.8 Переданы подрядчику строительные материалы, если договором строительного подряда предусмотрена обязанность заказчика обеспечивать строительство материалами. Типовой формы документа, подтверждающий факт передачи материалов подрядчику не существует, организация разрабатывает форму документа самостоятельно
Дт08.3 Кт10.7 Списана стоимость материалов, использованных подрядчиком при строительстве объекта. Отчет об израсходованных материалах подрядчиком при выполнении работ иждивением заказчика.
Дт08.3 Кт68 Начислен к уплате в бюджет НДС при передаче материалов заказчика подрядчику для выполнения работ по капитальному строительству объектов непроизводственного назначения (на дату получения отчета подрядчика об израсходованных материалах заказчика). Бухгалтерская справка.
Отражены затраты, связанные с приобретением объекта незавершенного строительства:
— Дт08.3 Кт60 на договорную стоимость объекта незавершенного строительства согласно расчетному документу поставщика, без НДС… Документ, подтверждающий приемку поступившего объекта незавершенного строительства.
— Дт08.3 Кт60 на стоимость выполненных (оказанных) сторонними лицами работ (услуг), связанных с приобретением объекта незавершенного строительства, без НДС. Документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
-Дт19.1 Кт60 на сумму НДС, предъявленную контрагентами. Счет-фактура.
— Дт08.3 Кт10,16,69,70 и др. на стоимость выполненных (оказанных) собственными силами работ (услуг), связанных с приобретением объекта незавершенного строительства. Документы, подтверждающие факт осуществления соответствующих расходов.
Отражены затраты, связанные с выполнением СМР подрядными организациями:
— Дт08.3 Кт60 на сумму без НДС. Форма № КС-3. В качестве документа, которым оформляется приемка выполненных строительно-монтажных работ, предусмотрена форма № КС-2.
— Дт19.1 Кт60 на сумму НДС. Счет — фактура.
Отражены затраты, связанные с приобретением в рамках капитального строительства оборудования, требующего монтажа:
— Дт07 Кт60 на договорную стоимость оборудования согласно расчетному документу поставщика без НДС. Товарно-транспортные документы. Акт о приемке оборудования (ОС — 14).
— Дт07 Кт60 на стоимость выполненных (оказанных) сторонними лицами работ (услуг), связанных с приобретением и доставкой на склады организации оборудования, без НДС. Документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
— Дт19.1 Кт60 на сумму НДС, предъявленную контрагентами. Счет фактура.
— Дт07 Кт23 на стоимость выполненных (оказанных) собственными силами работ (услуг), связанных с приобретением и доставкой на склады организации оборудования. Документ, в котором производится расчет сумм, подлежащих списанию с кредита счета 23 «Вспомогательное производство».
— Дт07 Кт66,67 на сумму причитающихся к уплате процентов по полученным кредитам и займам (начисленных до сдачи оборудования в монтаж). Бухгалтерская справка.
Дт08.3 Кт07 списана стоимость оборудования, сданного в монтаж. Акт приемки-передачи оборудования в монтаж (ОС-15)
Отражены затраты, связанные с приобретением в рамках капитального строительства объектов основных средств, не требующих монтажа:
— Дт08.3 Кт60 на договорную стоимость объекта согласно расчетному документу поставщика, без НДС. Товарно-транспортные документы. Документ, подтверждающий факт приемки объекта основных средств.
— Дт08.3 Кт60 на стоимость выполненных (оказанных) сторонними лицами работ (услуг), связанных с приобретением объектов, без НДС. Документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
-Дт19.1 Кт60 на сумму НДС, предъявленную контрагентами. Счет-фактура.
— Дт08.3 Кт10,16,69,70 и др. на стоимость выполненных (оказанных) собственными силами работ (услуг), связанных с приобретением объектов. Документ, подтверждающие факт осуществления соответствующих объектов.
Дт08.3 Кт76 отражена сумма оплаты за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Бухгалтерская справка.
Дт08.3 Кт66,67 начислены причитающиеся к уплате проценты по полученным кредитам и займам (до принятия объектов незавершенного строительства к учету в качестве основных средств). Бухгалтерская справка.
Дт01 Кт08.3 принят объект основных средств к бухгалтерскому учету. Акт (накладная) приемки-передачи основных средств (ОС-1)
Списана предъявленная контрагентом и уплаченная сумма НДС:
— Дт68 Кт19.1 подлежащая налоговому вычету. Бухгалтерская справка.
— Дт07, 08.3 Кт19.1 подлежащая включению в первоначальную стоимость объектов основных средств. Бухгалтерская справка.
2.2. Бухгалтерский учет операций по капитальному строительству, осуществляемому хозяйственным способом Учет капитальных затрат по строительству хозспособом осуществляется в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета. Застройщики ведут раздельный учет текущих затрат по основной деятельности (производство продукции, торговля и т.д.) и капитальных затрат (ст.8 Федерального закона от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями). При этом общехозяйственные расходы организации распределяются между основной деятельностью и капитальными затратами в соответствии с методом, принятым в учетной политике. Учет капитальных затрат ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина России от 30.12.93г. №160) по технологической структуре капитальных вложений, определяемой сметной документацией, по следующим видам затрат:
Строительные работы
Работы по монтажу оборудования
Приобретение оборудования, требующего монтажа
Приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря, оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса
Прочие капитальные затраты.
Затраты на выполнение строительно-монтажных работ при хозяйственном способе определяются по фактическим расходам застройщика, оформленным первичными учетными документами: на материальные затраты; расходы на выплату заработной платы строительным рабочим; амортизационные отчисления по машинам, механизмам, другим основным средствам, используемым при строительстве; общественные расходы в доле, относящейся к строительству, и др. Указанные выше расходы списываются в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами по учету:
продолжение
--PAGE_BREAK--