--PAGE_BREAK--представляет собой контроль за деятельностью ЗАО «ТК» «Каприз-М», торговых отделов, служб и других внутрихозяйственных формирований.
Цель внутреннего контроля — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний контроль проводят специалисты, работающие непосредственно в данной фирме.
Цель контроля расчетных операций— оценка правильности организации учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.
Протестируем основные моменты данного участка контроля на предприятии и сделаем выводы в таблице 5.
Таблица 5
Тесты проверки состояния систем внутреннего контроля
№
п/п
Содержание вопроса или объект исследования
Содержание ответа (результат проверки)
Выводы
1
Проводится ли инвентаризация расчетов?
1 раз в 6 мес.
Контроль присутствует
2
Проверяются ли сроки возникновения задолженности?
Выборочно
Возможны пропуски сроков исковой давности
3
Имеются ли акты сверки расчетов, и как регулярно проводится их анализ?
Акты сверки расчетов присутствуют, и, соответственно, анализируются
Внутренний контроль присутствует
4
Выявляются ли и анализируются причины неплатежей?
Да
Внутренний контроль присутствует
На основе данного тестирования установлено, насколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям. Контроль расчетных операций проводится на должном уровне.
Контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками.Осуществление контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками направлено, прежде всего, на выявление соблюдения договорной дисциплины о торговых поставках соответствующих материальных ресурсов и оказании необходимых услуг для осуществления деятельности. Для этого проверке непосредственно расчетов с каждым поставщиком и подрядчиком предшествует изучение наличия договорных основ таких взаимоотношений, в ходе которого устанавливается соблюдение их правового режима, юридической обоснованности возникновения, наличие и правильность оформления договоров, а также наличие инвестиционных планов, проектно-сметной документации, титульных списков и другой необходимой документации.
После проверки указанных вопросов изучаются непосредственно расчетные операции сначала с каждым поставщиком, а затем с каждым подрядчиком. Для этого путем проверки записей по соответствующему журналу-ордеру или машинограмме к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и расчетно-платежным документам выявляются дата возникновения и характер каждой такой операции, обоснованность применения цен, тарифов и надбавок (скидок), своевременность и полнота оприходования материально-технических средств, своевременность и обоснованность предъявления претензий, и своевременность расчетов. При необходимости в ходе этой проверки или ревизии применяют контрольную инвентаризацию поступивших материальных ценностей, встречную сверку расчетно-платежных документов и документов по оприходованию указанных ценностей, встречную сверку документов и записей в ревизуемом хозяйстве и у поставщика, опрос должностных лиц, их письменные объяснения и т.д. В ЗАО «ТК» «Каприз-М» данные мероприятия проводятся.
В любом случае надо обращать внимание на реальность числящейся кредиторской задолженности поставщика, ее соответствие данным промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности.
При проверке расчетов с подрядчиками устанавливается соблюдение обусловленной договором подряда системы расчетов. Особой проверке следует подвергнуть обоснованность предъявленных к оплате сумм. При выдаче авансов подрядным организациям проверяют их обоснованность, размер, своевременность и полноту зачета при выполнении соответствующих услуг.
Общим требованием для проверки или ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками является обязательная проверка состояния их учета и сверка между ними и проверяемым хозяйством. Причем следует иметь в виду, что суммы претензионных требований к поставщикам и подрядчикам учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»), а на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в этом случае отражаются полностью суммы, предъявленные по счетам к оплате. На предприятии данная процедура проводится.
По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком выявляется соблюдение сроков исковой давности, и в случае ее пропуска или нереальности тех или иных сумм они подлежат зачислению на счет 91 «Прочие доходы и расходы». В связи с этим в ходе ревизии или проверки необходимо выявить все такие суммы, для чего рекомендуется их выписать в отдельную ведомость, которая затем прилагается к общему акту ревизии или отчету о результатах проверки. В ЗАО «ТК» «Каприз-М» данные мероприятия проводятся.
На заключительномэтапе контроля указанных расчетов проверяют соответствие учетных данных по аналитическому и синтетическому учету, бухгалтерской и статистической отчетности.
Контроль расчетов с покупателями и заказчиками. В системе указанных расчетов в организации превалируют расчеты по выполненным заказам, в связи, с чем на предприятии необходимо обеспечить действенный постоянный контроль за выполнением работ и состоянием расчетов с заказчиками и другими покупателями. Особую роль при этом играет предварительный контроль за возникновением расчетных взаимоотношений с указанными организациями.
При проверке расчетов с заказчиками устанавливается соблюдение обусловленной договором подряда системы расчетов. Особой проверке подвергается обоснованность предъявленных к оплате сумм, ибо все еще нередки случаи, когда завышают объемы выполненных строительно-монтажных работ, неправильно применяют сметные цены и расценки, необоснованно включают в счета ряд расходов, осуществляемых за счет заказчиков. Практикуется контрольный обмер выполненных объемов строительно-монтажных работ, проводится техническая экспертиза смет, справок и счетов организаций. При выдаче авансов заказчиками проверяют их обоснованность, размер, своевременность и полноту зачета при выполнении строительно-монтажных работ.
Предварительный контроль на преддоговорной стадии этих взаимоотношений осуществляется как самим предприятием, так и организациями-заказчиками. В данном случае проверяются своевременность заключения таких договоров по отдельным видам работ, обеспеченность ими плановых объемов работ, соблюдение обоюдных интересов в договорных отношениях, обоснованность объемов, сроков, качества, цен и условий выполнения заказа.
В полном объеме операции подлежат проверке при последующем контроле и, прежде всего в процессе проведения документальных ревизий и проверок.
Особое внимание обращают на правильность расчетов предприятия с организациями-заказчиками, для чего тщательно изучают и сверяют между собой локальные сметы, акты приемки выполненных работ, определяют также соответствие данных этих документов и расчетно-платежных документов. При установлении расхождений анализируют их причины и выявляют виновных лиц. Также проверяют правильность применения обусловленных договорами цен и доплат, и других арифметических действий в расчетных документах.
В аналогичном порядке осуществляется проверка расчетов с другими покупателями. При этом проверяют правильность и своевременность расчетов по каждому покупателю. Выясняют причины просрочки этих платежей, определяют реальность просроченной дебиторской задолженности и возможность ее погашения.
По всем видам задолженности за покупателями и заказчиками выверяются данные бухгалтерского учета (по ведомостям №62 по счетам 90 «Продажи» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») и бухгалтерской отчетности (квартальных и годовых балансов), выявляются наличие актов взаимной сверки указанных расчетов, состояние текущего контроля за правильностью их формирования и своевременность взыскания дебиторской задолженности с покупателей.
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ, ПОДРЯДЧИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ В ЗАО «ТК» «Каприз-М».
4.1. Совершенствование организации бухгалтерского учета и учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.
Совершенствование бухгалтерского учёта на предприятии должно носить постоянный характер, поскольку только при правильном, хорошо организованном учёте не будет претензий со стороны налоговых органов – по уплате налогов, органов социального и медицинского страхования – по отчислениям в соответствующие фонды, работников предприятия – по начисленной заработной плате, инвесторов, покупателей и т.д.
Расчетные взаимоотношения — это составное звено первого и последнего этапа в цикле обращения капитала предприятия, и от того насколько качественно будут происходить расчеты, будет зависеть качество воспроизведенного процесса. Именно поэтому всегда необходимо соблюдать расчетную дисциплину, в частности сроков погашения обязательств.
На предприятии необходимо повысить контроль за соблюдением расчетных операций, а так же дебиторской задолженности. Разработать комплексные мероприятия по принудительному взысканию просроченной дебиторской задолженности, путем подачи исковых заявлений в суд и следить за сроками исковой давности по долгам, следить за порядком сверки взаимных расчетов между данными бухгалтерского учета на предприятии и контрагента.
Руководство любого предприятия стремится повысить качество работы учетной службы в целом. С этой целью разрабатываются и внедряются предприятия по проведению бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством и способностями производственно — хозяйственной деятельности, которая постоянно подвергается, хотя и не значительным изменениям под воздействием внешних и внутренних экономических факторов.
На основании выявленных недостатков учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками мы предлагаем следующее:
1. Открыть к счету 60 следующие субсчета:
— 60/1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками за приобретенные материалы»
— 60/2 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками за оказанные услуги (выполненные работы)»
— 60/5 «Расчеты по авансам выданным »
Соответственно сумма выданных авансов и предоплаты поставщикам и подрядчикам учитывать обособленно от сумм, уплаченных при исполнении обязательств по сметам. При этом суммы выданных авансов будут отражаться по дебиту счета 60/5 в корреспонденции со счетами денежных средств: Дт 60/5 — Кт 50,51,66,67.
2. Заключить договор поставки строительных материалов с поставщиками. Это позволит предотвратить случаи, когда поставщик не поставит необходимые материалы и тем самым не сорвет сроки выполнения заказа.
3. Вести на предприятии журнал регистрации оплаченных счет-фактур, который дает право на возмещение из бюджета суммы НДС в установленном порядке.
4. Учет расчетов с покупателями и заказчиками вести на счете 62 с выделением субсчетов:
- 62/1 «Расчеты с покупателями и заказчиками по товару»
- 62/2 «Расчеты по авансам полученным»
- 62/3 «Расчеты по продаже услуг»
- 62/4 «Расчеты с поставщиками ( по возврату, браку и прочее)
В данном случае суммы полученных авансов и предоплаты будут учитываться обособленно от сумм поступающих платежей по предъявленным покупателем расчетным документам.
5. В случаях предъявления претензий к поставщикам, обслуживающим предприятиям и т.п. за невыполнение договорных и других условий вести учет этих расчетов на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчете:
76/2 «Расчеты по претензиям».
Начисление сумм претензий отражать по дебету счета 76/2, их оплату -по кредиту.
6. Вести учет расчетов с покупателями и заказчиками в соответствии с общепринятыми правилами, т.е. применяя реестры 63 и 64, ведомости 62 и 38, а также журнал-ордер 11, который является обобщающим регистром для систематизации всех данных по продаже продукции, работ, услуг, прочих доходов и расходов и расчетов с покупателями и заказчиками.
Чтобы говорить о совершенствовании системы учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями необходимо, прежде всего, изменить, т.е. усовершенствовать применение на предприятии формы расчетов. Перспективные формы расчетов с поставщиками и покупателями позволяют снизить затраты на проведение расчетных операций, а также усилить контроль за рациональным использованием денежных средств.
Актуальным на сегодняшний день является то, что организация, реализуя свою продукцию, должна иметь гарантию того, что покупатель произведет расчет за товар вовремя и в полном объеме.
Уверенность в такой оплате товаропроизводитель получит только в случае применения перспективных форм безналичного расчета – вексельное обращение.Необходимо отметить еще один путь совершенствования расчетов. Это электронные расчеты. В основном этот путь осуществляется на западе, что значительно сокращает время расчета, но в нашей стране это будет осуществлено, когда наши предприятия перейдут на автоматизированный учет и будет создана своя сеть, в которой будет возможно производить взаиморасчеты, сделки купли-продажи посредством новых сетей.
Из всего изложенного следует, что предлагаемые операции по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками позволит соблюдать принципы бухгалтерского учета — правильность оформления и ведения отчетности, понятность, точность. Предложенные нами мероприятия по устранению недостатков и отклонений по теме исследования позволяет улучшить организацию и учет расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками в ЗАО «ТК» «Каприз-М».
4.2. Совершенствование контроля расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями
Для определения путей совершенствования контроля по учёту расчётов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками на предприятии, прежде всего, необходимо установить качество состояния внутреннего контроля по учету таких операций.
Контроль расчетов с поставщиками и подрядчикамипредусматривает, прежде всего, изучение договоров поставки продукции и других хозяйственных договоров на оказанные предприятию услуги, выполненные работы. Эти договоры должны отвечать требованиям норм ГК РФ.
К числу важнейших требовании при осуществлении сделок на поставку товаров (работ, услуг) помимо соблюдения формы договора относятся также полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными).
Таким образом, контролер должен установить наличие договоров поставки по проведенным сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности.
Далее должны проверять непосредственно расчетные операции с каждым поставщиком (или выборочно) по данным учетных регистров (журналов-ордеров, ведомостей, машинограмм) по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и расчетно-платежных документов. Выясняется дата проведения и характер операций, правильность применения цен, наценок по поступившим ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения «входного» НДС.
При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), выясняется, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность). Устанавливается также, проводилась ли инвентаризация и сверка расчетов, предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств, обоснованны, ли начисленные или полученные суммы штрафных санкций, правильно ли списание сомнительных долгов. При необходимости может быть проведена контрольная инвентаризация ценностей и расчетов, встречная сверка документов и регистров учета у проверяемого предприятия и у поставщика.
Следует проконтролировать правильность корреспонденции счетов, указанной в учетных регистрах. Кредитовые записи по счету 60 сверяют с дебетовыми записями по счетам 08, 10, (15, 16), 19, 20, 43. Дебетовые записи по счету 60 сверяют с кредитовыми записями по счетам 50, 51, 52, 55, (или 62, 76 при бартерных сделках). Данные синтетического учета подтверждаются аналитическими. Итоговые записи по оборотам и остаток по счету 60 сверяются с данными Главной книги и балансом.
Выборочно проверяется правильность отражения в учете «входного» НДС и обоснованность его отнесения на возмещение из бюджета. В обязательном порядке НДС должен быть выделен во всех расчетно-платежных документах (счетах-фактурах, накладных, платежных поручениях, актах сверки расчетов и др.), его возмещение производится только по оплаченным и оприходованным ценностям (используемым для производственных целей).
Обоснованность расчетов с подрядчиками на выполняемые работы должна подтверждаться кроме заключенных договоров наличием проектно-сметной документации, актов сдачи-приемки выполненных работ, счетов-фактур. Реальность числящейся кредиторской или дебиторской задолженности по счету 60, точность произведенных расчетов, качество проектов и смет, отсутствие приписок могут быть проверены, в том числе, и путем контрольного обмера выполненных работ (по заключению эксперта).
По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо выявить соблюдение срока исковой давности (общий срок исковой давности по хозяйственным договорам составляет 3 года). В случае его пропуска задолженность подлежит зачислению на счет 99 «Прибыли и убытки». Должны быть проверены случаи списания с кредита счета 60 на себестоимость сумм, не относящихся к производственной деятельности предприятия.
Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете выданных и полученных авансов. Для этих расчетов используются счета 60/5 «Расчеты по авансам выданным» и 62/2 «Расчеты по авансам полученным». Путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняется обоснованность выдачи и получения авансов (в том числе в валюте), правильность ведения аналитического учета по счетам 60/5 и 62/2, соответствие данных аналитического и синтетического учета, своевременность и точность выделения НДС с сумм, полученных авансов.
Контроль расчетов с покупателями и заказчикамипроводится аналогично проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками. Прежде всего, выясняется наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. Далее по данным первичных расчетно-платежных документов, актов инвентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» устанавливаются достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).
При проверке расчетов с использованием различных форм безналичных расчетов определяется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупателя.
Действующим законодательством предусмотрен предельный срок исполнения обязательств по расчетам по договорам, равный трем месяцам с момента фактического получения товаров (работ, услуг). Сумма неистребованной кредитором задолженности по указанным обязательствам подлежит списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (работ, услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора (однако сумма этой задолженности не уменьшает налогооблагаемую прибыль). В заключение контроля расчетов с покупателями и заказчиками должно проверяться соблюдение действующей корреспонденции счетов бухгалтерского учета, что позволяет не только выявить ошибки в учетном отражении расчетных операций, но и вскрыть факты умышленного искажения учетных данных с целью сокрытия допущенных злоупотреблений. Также должно подвергаться проверке соответствие данных аналитического и синтетического учета.
Контроль за состоянием расчетов на предприятии должен носить систематический характер и рассматриваться руководством, как неотъемлемый элемент повышения качества расчетной дисциплины.
4.3. Автоматизация учетарасчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями
Сегодня от бухгалтера ожидают не только аккуратного ведения учета, правильного учета и расчета заработной платы и налогов, точного отражения проводок по документам, но и квалифицированных советов в области управления предприятием при поиске путей сокращения издержек производства, для более рационального использования имеющихся средств, для увеличения оборота и прибыли. Но много времени уходит на обработку немалого количества документов, на контроль за оформлением хозяйственных операций и сделок.
Поэтому, одним из важнейших условий, обеспечивающих повышение экономической эффективности производства, является совершенствование процесса управления на основе его оперативности, составной частью которого является организация бухгалтерского учета. Такой подход возможен за счет автоматизации процессов управления, с применением способов накопления, обработка и передачи информации с помощью ЭВМ и других технических средств.
Бухгалтерский учет в ЗАО «ТК» «Каприз-М» на сегодняшний день ведется с использованием журнально-ордерной формы учета, причем компьютеры в бухгалтерии имеются. Поэтому переход на автоматизированную форму учета на данном предприятии вполне возможен.
В настоящее время одним из последних пакетов прикладных программ является «1С: Предприятие7.7» Данная программа является универсальной для автоматизированного ведения бухгалтерского учета. Она может поддерживать различные методологии учета.
Система «1С: Предприятие» может работать в двух основных режимах.
Режим Конфигуратора позволяет разработчику настраивать компоненты системы автоматизации и запоминать их в специальной базе данных. Режим пользователя предназначен для непосредственного использования созданной настройки в работе с целью ввода, обработки, хранения и выдачи сводной информации о деятельности предприятия.
«1С: Предприятие7.7» имеет среди прочих возможностей и такую, как адаптация почти к любым циклам документооборота на предприятиях различных форм собственности и отраслевой специализации. В системе «1С: Прсдприятие7.7» основные особенности ведения учета задаются (настраиваются) в конфигурации системы. К ним относятся основные свойства Плана счетов, виды аналитического учета, состав и структура используемых справочников, документов, отчетов и так далее.
Данные о продолжение
--PAGE_BREAK--