Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет расчетов с бюджетом на примере ОАО Зауральский домостроительный комбинат

--PAGE_BREAK--
12.Налог, уплаченный при приобретении нематериальных активов, учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, списывается с кредита счета 19, субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

13.В случае недостачи, порчи или хищений материальных ресурсов до момента отпуска их в производство (эксплуатацию) и до момента оплаты сумма указанного в первичных документах при их приобретении налога на добавленную стоимость и не подлежащего в соответствии с налоговым законодательством зачету списывается с кредита соответствующих субсчетов счета 19 в дебет счета учета недостач материальных ценностей. В случае обнаружения недостачи, порчи или хищения материальных ресурсов до момента отпуска их в производство (эксплуатацию) после их оплаты суммы налога на добавленную стоимость, не подлежащего в соответствии с налоговым законодательством зачету, но ранее уже возмещенные из бюджета, восстанавливаются по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» в корреспонденции с дебетом счетов недостач материальных ценностей, использования прибыли отчетного периода.

14.Суммы налога на добавленную стоимость, перечисленные в бюджет, отражаются по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.

15.Если предприятие приобретает материалы, которые будут использоваться для проведения ремонта здания непроизводственного назначения, финансируемого за счет собственных источников предприятия (фонд развития производства), то стоимость этих материалов на издержки производства и обращения не относится. Поэтому, учитывая положения п. 19 Инструкции N 39, суммы НДС по указанным материалам возмещению из бюджета не подлежат, отсюда следует, что материалы, используемые для ремонта, следует рассматривать как материалы, отпущенные на непроизводственные нужды предприятия. В этом случае, суммы НДС по указанным материалам подлежат отнесению за счет фонда развития производства (источника финансирования). В бухгалтерском учете предприятия это отражается следующим образом:

1) Д-т счета 10 — К-т счета 60 — оприходованы материалы, закупленные для проведения ремонта;

2) Д-т счета 19 — К-т счета 60 — НДС по закупленным материалам;

3) Д-т счета 88 — К-т счета 19 — НДС отнесен за счет собственных источников (фонда развития производства) (см. п. 2 письма Минфина РФ от 12.11.96 N 96 «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами»).

Если НДС по материалам, которые используются на непроизводственные нужды, ранее был предъявлен к возмещению из бюджета, то предприятию необходимо сделать в том отчетном периоде, в котором производится отпуск материалов на непроизводственные нужды (в данном случае — на ремонт помещений), следующие проводки:

4) Д-т счета 68 — К-т счета 19 – «красное сторно» восстановлен НДС по материалам, которые используются на проведение ремонта;

5) Д-т счета 88 — К-т счета 19 — НДС отнесен за счет собственных источников.

Если предприятие вместо отнесения на издержки производства и обращения суммы НДС, уплаченной по товарам, имеющим льготы, поставило соответствующую сумму к возмещению из бюджета.

Подобное нарушение налогоплательщика влечет следующие последствия, влияющие на дальнейший ход налогообложения:

1.                              Фактически внесенная в бюджет сумма налога оказывается меньше суммы, которая должна была бы быть исчислена и отражена в бухгалтерских, учетных и налоговых расчетных документах.

2.                              У предприятия оказывается искаженной себестоимость продукции (работ, услуг), вследствие чего в бюджет поступает сумма налога на прибыль в большем, чем имеет место в действительности, размере.

Относительно первого последствия нужно сказать, что единственная санкция, которая может быть применена к предприятию за допущенное нарушение, состоит во взыскании с него пени в размере 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки, согласно подп. «в» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Бухгалтерский учет налогоплательщика в этом случае будет строиться следующим образом:

1) Д-т счета 19 — К-т счета 60 (76) — выделен НДС по приобретенным товарам;

2) Д-т счета 68 — К-т счета 19 — НДС представлен к возмещению;

Исправительные проводки:

3) Д-т счета 81 — К-т счета 68 — начислены финансовые санкции (пени);

4) Д-т счета 68 — К-т счета 19 — красным сторно проводки 2;

5) Д-т счета 44 — К-т счета 19 — НДС отнесен на издержки производства.

Тем налогоплательщикам, которые допустили аналогичные нарушения, но самостоятельно выявили их, с целью избежания применения финансовых санкций как в виде штрафов, так и в виде пеней, необходимо предпринять следующие меры:

— внести исправления в бухгалтерский учет и отчетность, сделав соответствующие исправительные проводки:

1) Д-т счета 19 — К-т счета 60 (76) — выделен НДС по приобретенным товарам;

2) Д-т счета 68 — К-т счета 19 — НДС представлен к возмещению;

3) Д-т счета 19 — К-т счета 68 — обратная запись проводки 2;

4) Д-т счета 44 — К-т счета 19 — НДС отнесен на издержки производства;

— составить и представить в налоговые органы исправительные налоговые расчеты (п. 63 Инструкции N 39). При этом в них указывается только сумма выявленной разницы по сравнению с ранее представленными расчетами;

— перечислить причитающиеся суммы налогов в бюджет.

16.Часто на предприятиях возникает ситуация, когда предприятия оказав услуги сторонней организации, получает в оплату товар, который идет на выплату заработной платы. Ниже показывается как же при этом учитывается НДС.

     Необходимыми условиями принятия НДС в зачет являются:

     1) приобретение и оприходование материальных ресурсов (выполненных работ, оказанных услуг);

     2) оплата поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги);

     3) оформление первичных и расчетных документов надлежащим образом;

     4) наличие правильно оформленного счета-фактуры типовой формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.07.96 N 914 (начиная с 1 января 1997 г.)

     При этом следует учитывать, что данные условия, на основании которых НДС взят к зачету, будут приняты в том случае, если стоимость приобретенных материальных ресурсов ( работ, услуг) будет в дальнейшем списана на издержки производства и обращения. В противном случае, т. е. в том случае когда эти материальные ресурсы (работы, услуги) использованы на непроизводственные нужды, имеющие специальные источники финансирования, предприятие на основании п. 50 Инструкции N 39 должно сделать восстановительную бухгалтерскую проводку: Д-т счета 81 (88, 96) — К-т счета 68.

     Исходя из вышеизложенных условий, применительно к рассматриваемой ситуации следует сказать следующее.

Так как предприятием был получен и оприходован товар в оплату за реализованную услугу, то были выполнены 1-е и 2-е условия, на основании которых предприятие имело право принять НДС в зачет.

В дальнейшем, поскольку товар был направлен на выплату заработной платы работникам, т. е. произошла его фактическая реализация и он не был использован на непроизводственные нужды, можно сказать, что было выполнено и третье из указанных условий. Таким образом, у предприятия имелись все основания для принятия НДС в зачет.

     В бухгалтерском учете эта операция будет отражена следующим образом:

     1) Д-т счета 60 — К-т счета 46 — оказана услуга сторонней организации;

     2) Д-т счета 46 — К-т счета 68 — начислен НДС на оказанную услугу, подлежащий уплате в бюджет.

     При учетной политике предприятия по оплате для целей налогообложения вместо 2-й проводки делается 3-я проводка:

     3) Д-т счета 46 — К-т счета 76 — отражена сумма неоплаченного НДС (при учетной политике для целей налогообложения по оплате — п. 1 письма Минфина РФ N 96);

     4) Д-т счета 41 — К-т счета 60 оплата за оказанные услуги;

     5) Д-т счета 19 — К-т счета 60 — НДС за оказанные услуги;

     6) Д-т счета 76 — К-т счета 68 — отражена сумма НДС по оплаченным услугам (при учетной политике для целей налогообложения по оплате);

     7) Д-т счета 68 — К-т счета 19 — НДС списан в зачет;

     8) Д-т счета 20 — К-т счета 70 — начислена заработная плата;

     9) Д-т счета 70 — К-т счета 46 — выдана натуральная оплата труда;

     10) Д-т счета 70 — К-т счета 68 — начислен подоходный налог (исходя из рыночных цен — п. 6 инструкции Госналогслужбы РФ от 29.06.95 N 35 «По применению Закона РФ „О подоходном налоге с физических лиц“»;

     11) Д-т счета 46 — К-т счета 68 — начислен НДС (при реализации по цене не выше фактической себестоимости для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию — п. 9 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39);

     12) Д-т счета 46 — К-т счета 41 — списана себестоимость реализованного товара.
1.1.2. Особенности организации аналитического учета НДС

Учет НДС, подлежащего уплате в бюджет

Составляя рабочий план счетов, приказ об учетной политике, положение о документо­обороте в организации, необходимо помнить, что информация должна быть достоверной, ее полу­чение должно занимать минимум времени, а бухгалтерский учет надо вести так, чтобы при незначительных трудовых затратах можно было бы трансформировать его данные в информацию для управленческого учета и налоговых расчетов.

Рассмотрим один из возможных вариантов организации учета расчетов с бюджетом по НДС.

Допустим, что НДС, подлежащий уплате в бюджет, формируется на субсчете68-5 «Расчеты с бюджетом по НДС». Попробуем определить, учет каких аналитических данных нужно вести на этом субсчете.

Для сверки расчетов с бюджетом, анализа уплаченных налогов, штрафных санкций по на­логам, пени надо знать не только общую сумму задолженности бюджету, но и ее расшифровку по налогу (подсубсчет001), штрафам(002) и пени(003). Аналитический учет в таком разрезе можно вести с помощью современных систем автоматизации бухгалтерского учета.

Для аналитического учета некоторых данных нет необходимости вводить отдельные субсчета или подсубсчета к счету68. Их можно получить, зная обороты в корреспонденции с определенны­ми счетами. Например, нас интересует не просто сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, а сколько составляет сумма НДС со ставкой10 % и со ставкой20 %. Так как учет реализации товаров с различными ставками НДС необходимо вести раздельно, можно открыть субсчета к счету46 “Реализация продукции (работ, услуг)" с различ­ными ставками НДС. Оборот по дебету счета46 «Реализация продукции (работ, услуг)», субсчет «Со ставкой НДС10 %» и кредиту счета68, субсчет5, подсубсчет001 показывает реализацию со ставкой НДС10 %. Оборот по дебету счета46, субсчет «Со ставкой20 %» и кредиту счета68, субсчет5, подсубсчет001 определяет сумму реализации со ставкой НДС20 %.

Налогооблагаемойбазой для НДС является стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), отражаемая по кредиту счетов 46,47, 48. Поэтому проанализируем, как можно организовать аналитический учет на сче­те46, чтобы по его дебетовым оборотам и кредитовым оборотам по счету68 получать не­обходимую информацию.

Счет46 предназначен для обобщения инфор­мации о реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также для определения финансовых результатов от их реализации как на экспорт, так и внутри страны (первый уровень аналитических данных). Второй уровень— это реализация внутри страны в разрезе ставок НДС(16,67, 9,09, 20, 10 %). Учет можно вести по видам продукции (третий уро­вень аналитических данных), договорам поставок (четвертый уровень), местам реализации (пятый уровень) и т. п. Некоторые экономисты считают, что на каждый уровень аналитических данных можно завести свой субсчет к счету46 и получать необходимую информацию. По мнению других, пользоваться субсчетом с номером в пять и более знаков неудобно, кроме того, иногда надо получить информацию, вытекающую из другой. Например, для управленческого учета, в первую очередь, важно знать, как проходит реализация в каждом подразделении, чтобы проанализировать, какое подразделение (отдел) организовало сбыт продукции лучше, и только потом управленческий учет будет интересовать, сколько продукции подразделение реализовало со ставкой НДС10 и20 %. Для учета налогов прежде всего важно знать, сколько продукции реализовано со ставкой НДС10 % и сколько со ставкой20 %, а только потом— какое подраз­деление и сколько реализовало продукции. Да, и не все системы автоматизированного бухгал­терского учета позволяют иметь код субсчета более трех (двух) знаков. Поэтому, продумывая план счетов предприятия, надо четко представ­лять, какая информация будет аккумулироваться на субсчетах какого-либо счета, а какая будет собираться как аналитические данные опреде­ленного субсчета, сколько знаков будет исполь­зовано для кодирования номера субсчета. Напри­мер, субсчет будет иметь код из трех цифр, первая из которых будет обозначать, что про­дукция реализована на экспорт(1), внутри страны(2) или в пределах СНГ(3). Вторая цифра субсчета покажет, с какой процентной ставкой НДС реализована та или иная продукция. Третья цифра может означать место реализации, а аналитические данные на таком субсчете можно группировать в разрезе видов продукции, дого­воров поставок, паспортов сделок и т. п.

Если первая цифра показывает, что реализация совершена внутри страны, то по второй цифре субсчета можно определили с какой ставкой НДС. Зная сумму реализации (кредитовый оборот данного субсчета) и ставку налога, мож­но проверить правильность определения оборота по НДС.

Для уменьшения штрафных санкций необхо­димо также организовать учет и контроль за начислением НДС по материальным ресурсам, списанным на непроизводственные нужды и реа­лизованным на сторону; при безвозмездной пере­даче имущества другим предприятиям; на средства, полученные от других организаций и предприятий (за исключением средств, зачисляемых в уставные капиталы организаций (предприятий) их учреди­телями в порядке, установленном законодательст­вом Российской федерации; средств на целевое бюджетное финансирование, а также на осущест­вление совместной деятельности); доходу, полу­ченные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов (финансовой помощи) при отсутствии лицензий на осуществление банков­ской деятельности, а также средства от взимания штрафов, пени, выплаты неустоек, полученные за нарушение обязательств, предусмотренных дого­ворами поставки товаров (выполнения работ, ока­зания услуг); начислением НДС при реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, так как для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложив­шаяся на момент реализации, но не ниже факти­ческой себестоимости; по авансам и предоплатам полученным; НДС исчисленного с авансов и предоплат в предыдущем периоде, засчитываемых при реализации.

Учет НДС, подлежащего возмещению из бюджета

Рассмотрим, какие аналитические данные нужно получать на дебете счета68 «Расчеты с бюджетом», субсчет5 «По НДС». Все проводки по дебету этого субсчета можно разделить на два типа.

Первый—это оплата налога, пени и штрафов непосредственнос расчетного счета предприятия или за счет переплаты по другим налогам. Эти проводки не вызывают трудностей у бухгалтеров, поскольку перечисления делают­ся в разрезе трех подсубсчетов: налог(001), штраф(002), пеня(003), таких же, как и в кредитовом обороте. Поэтому аналитический учет можно вести в разрезе этих подсубсчетов. Правда, необходимы дополнительные аналитиче­ские данные для дебетового оборота, в частности за какой период перечисляется налог: авансовый платеж за текущий квартал или оплата налога по расчету за предыдущий квартал. Эта инфор­мация приводится в платежном поручении. Прав­да, эти данные касаются только дебетового оборота по счету 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет5 «По НДС». Поэтому нецелесообразно вводить отдельный подсубсчет для учета таких данных, а можно обойтись их аналитическим учетом, причем они могут быть закодированы или описаны текстом.

Второйтип— это проводки по учету НДС, предъявляемого бюджету к зачету, т. е. учиты­вающие суммы НДС, уплаченные предприятием его поставщикам и подрядчикам, возмещаемые бюджетом. Чаще всего при таких проводках используются данные кредита счета68 «Расчеты с бюджетом», субсчет5 «По НДС», подсуб­счет001 «Налог» и дебета счета19. Также необ­ходимо иметь аналитические данные для запол­нения «Расчета (налоговой декларации) по налогу на добавленную стоимость». Так, для заполнения п. 1а расчета нужно знать сумму НДС по оприходованным оплаченным ценностям, в том числе по: материальным ресурсам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, работам, услугам производственного характера, нематери­альным активам, основным средствам, а также сумму НДС, уплаченного таможенным органам предприятиями и организациями, формирующи­ми цены на импортные товары (продукцию). Перечисленныеаналитические данные можно учитывать на счете68, субсчет5, но они отра­жают обороты только по дебету этого счета. Поэтому целесообразнее получать их, исходя из конкретной корреспонденции счетов. Например, дебет субсчета68-5/001 и кредит определенного субсчета счета19 «НДС по приобретенным цен­ностям». Для этого при составлении рабочего плана счетов нужно определить, какие субсчета будут открыты к счету19 и в разрезе каких аналитических данных нужно будет вести учет.

Предъявлять НДС к зачету следует только после оплаты материалов поставщику и оприхо­дования их на склад. Значит, необходимо вести учет НДС приходящегося на оприходованные, но неоплаченные материальные ценности, а также на оприходованные и оплаченные материальные ценности.Поэтому можно одну цифру номера субсчета к счету19 отвести для оплачен­ных или неоплаченных материальных ценностей, что облегчит контроль главному бухгалтеру и внутренним аудиторам, так как проводки с кредита счета19 в дебет субсчета68-5/001 могут быть только с кредита субсчета к счету19, имеющего признак «оплачено». Однако не­обходимы данные не только в разрезе оплачен­ныхили неоплаченных оприходованных матери­альных ценностей, но и по группам материаль­ных ценностей, на которые приходится та или иная сумма НДС, в частности, на: приобретенные материальные ресурсы, МБП, работы, услуги) производственного характера, нематериальные активы, основные средства.

В зависимости от возможностей программы автоматизации бухгалтерского учета предпри­ятие само решает, будет оно выделять отдельный субсчет для сбора аналитических данных по выше перечисленным группам или будет соби­рать эту информацию в аналитическом разрезе.

Учет на счете19 «НДС по приобретенным ценностям» можноорганизовать следующим образом.

Первая цифра номера субсчета будет обозна­чать, оплачены(2)или не оплачены(1) оприхо­дованные материальные ценности; НДС, уплаченный на таможне(3).

Вторая цифра будет показывать группу ма­териальных ценностей, к которой относится НДС:1. НДС по материальным ресурсам, учи­тываемым на счете10 «Материалы».2. НДС по материальным ресурсам, учитываемым на сче­те41 «Товары».3. НДС по МБП.4. НДС по работам (услугам) производственного харак­тера.5. НДС по нематериальным активам.6. НДС при осуществлении капитальных вложений. Та­ким образом, счет19 «НДС по приобретенным ценностям» будет иметь следующие субсчета: 19-11 «НДС по неоплаченным, но оприходован­ным материалам»,19-12 «НДС по неоплачен­ным, но оприходованным товарам»,19-13 «НДС по неоплаченным, но оприходованным МБП», 19-14 «НДС по работам (услугам производствен­ного характера) принятым, но неоплаченным», 19-15 «НДС по приобретенным, но неоплаченным нематериальным активам»,19-16 «НДС по при­обретенным, но неоплаченным капиталовложе­ниям»,19-21 «НДС по оплаченным и оприходо­ванным материалам»,19-22 «НДС по оплаченным товарам»,19-23 «НДС, оплаченный за МБП», 19-24 «НДС, оплаченный за работы (услуги) производственного характера»,19-25 «НДС, оплачен­ный по нематериальным активам»,19-26 «НДС, оплаченный при осуществлении капиталовложе­ний»,19-30 «НДС, уплаченный на таможне». Внутри каждого субсчета можно вести аналити­ческий учет по видам материалов, договорам, счетам, поставщикам и т.п.

Наличие таких аналитических данных позво­лит, по оборотам дебета счета,68 «Расчеты с бюджетом», субсчёт5 «По НДС», подсубсчет «Налог» и кредита соответствующего субсчета к счету19 заполнять «Расчет (налоговую деклара­цию) по налогу на добавленную стоимость» и делать необходимые выборки для анализа дея­тельности организации.

НДС, уплаченный на таможне, подлежит возмещению после его уплаты и оприходования материальных ценностей на склад, независимо от того, были они оплачены или нет. На осно­вании таможенной декларации на получение материальных ценностей нужно дебетовать суб­счет19-30 «НДС, уплаченный на таможне» и кредитовать, субсчет68-9 «Расчеты с бюдже­том по таможне .(импортная пошлина, НДС)», а на основании приемного акта— дебетовать субсчет68-5 «Расчеты с бюджетом по НДС», подсубсчет001 «Налог» и кредитовать субсчет 19-30 «НДС, уплаченный на таможне». Выполнять такие проводки можно на компьютерах с при­менением различных пакетов бухгалтерских про­грамм, которые позволяют делать сразу несколь­ко бухгалтерских проводок.

При такой постановке учета финансовая служба и руководители организации будут иметь всю информацию, необходимую для анализа; упростится подготовка данных для составления «Расчета (налоговой декларации) по налогу на добавленную стоимость», ф.2 приложения к балансу при составлении квартальной отчетно­сти; легче контролировать правильность предъ­явления бюджету уплаченного НДС за материальные ресурсы, что будет способствовать уменьшению штрафных санкций при.проведении налоговых проверок.

1.1.3.  Оформление первичных документов для зачета налога на добавленную стоимость

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ от 6 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость» в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой, а в соответствии с п. 2 упомянутой статьи сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Значит, для зачета суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной поставщикам, требуется выделения этого налога в расчетных документах. В соответствии с п. 16 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 года N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» к расчетным документам отнесены поручения, требования-поручения, требования, а также к ним приравнены реестры чеков, реестры на получение средств с аккредитива, приходные кассовые ордера. Указание п. 16 упомянутой Инструкции о выделении сумм НДС в этих расчетных и приравненных к ним документах соответствует Закону.

Этот же пункт требует выделения сумм налога на добавленную стоимость в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, актах выполненных работ и др.), если расчеты произведены без использования платежных поручений, требований-поручений, требований, реестров чеков, аккредитивов и приходных кассовых ордеров. Необходимо отметить, что упомянутые расчетные и приравненные к ним документы не всегда применяются при расчетах с использованием векселей и путем зачета взаимных требований, а также при бартерных поставках товаров (работ, услуг). К примеру, при бартерных поставках (при товарообмене) могут быть составлены следующие первичные документы, подтверждающие выполнение обязательств по договору:

     — поставщиками материальных ресурсов — акты и накладные на отпуск товаров и материалов, акты на приемку-передачу основных средств;

     — подрядчиками и исполнителями работ и услуг — акты приемки-передачи работ; акты, подтверждающие выполнение услуг.

Могут быть составлены и унифицированные документы, включающие в себя как накладные, так и счета (к примеру, товарно-транспортные накладные на грузовые автоперевозки). Унифицированные документы могут включать в себя и заказы-наряды, заключения и т.д. Если упомянутые первичные документы не содержат показателей, обязательных для счетов-фактур, то есть отпускную цену единицы и всех отпущенных товаров (работ, услуг), надбавки, сборы и налоги, общую сумму к платежу, дополнительно составляется счет (счет-фактура) или платежное требование со спецификацией.

При бартерных поставках и при расчетах с использованием векселей обычно составляются счета-фактуры или счета. При расчетах путем зачета взаимных требований к актам (протоколам, письмам) о зачете прикладываются счета (счета-фактуры) или платежные требования.

Поэтому порядок заполнения первичных документов при бартерных сделках и зачете взаимных требований, а также при использовании векселей, установленный п. 16 Инструкции N 39, соответствует традициям оформления первичных документов и необходимости правильного исчисления налога на добавленную стоимость.

В то же время, для крупных предприятий буквальное толкование требований п. 16 Инструкции N 39 недопустимо, поскольку это лишит их оперативности в деятельности, усилит бюрократизм аппарата управления.

У крупных предприятий подразделения, отпускающие товар, разбросаны, поэтому руководство предприятий в накладных указывает количество товаров, разрешенных к отпуску, то есть максимально допустимое значение (лимит). Фактически может быть отпущено меньшее количество товара или товар другой модификации и качества, удовлетворяющих покупателя. И крупные предприятия на основании накладных, содержащих такие показатели, как наименование покупателя, наименование товара, сорт, учетная цена и учетная сумма отпущенного товара, составляют счета-фактуры или расчетные документы (платежные требования, требования-поручения), включающие всю информацию, отвечающую потребностям как покупателей, так и налоговых органов.

     Если после отпуска товаров заставлять покупателей дооформлять накладные в финансово-сбытовом отделе или бухгалтерии поставщика, это приведет к простоям транспорта и нерациональному использованию рабочего времени. Поэтому если в счете-фактуре или в платежном требовании сумма налога на добавленную стоимость выделена, необязательно выделять ее в накладной или в акте, так как в этом случае зачет взаимных требований, расчеты при бартерных поставках и с применением векселей производятся на основании счетов-фактур или платежных требований, а сами накладные и акты являются лишь документом, подтверждающим отпуск (передачу) товара (работ) или оказание услуг.

В тех случаях, когда невозможно точно определить сумму налога на добавленную стоимость, в платежных поручениях выделяется сумма налога исходя из расчетных ставок (9,09 процента — по продовольственным и детским товарам; 16,67 процента — по другим товарам).

Поставщик товаров (работ, услуг) обязан выделить фактическую сумму налога в счете-фактуре, а если счет-фактура не выписан — в накладных или в акте. Зачет налога на добавленную стоимость производится на основании одного из упомянутых документов, содержащих фактическую сумму налога.

Накладные и акты, одновременно являющиеся счетами-фактурами, до 1 января 1997 года должны иметь названия «счет-накладная», «счет-акт», поскольку бухгалтерский учет задолженности ведется в разрезе каждого предъявленного к оплате счета. С 1 января 1997 года выписка счетов-фактур обязательна на основании Указа Президента РФ от 8 мая 1996 года N 685.

Требования п. 19 Инструкции N 39, в соответствии с которыми запрещено выделять в расчетных документах сумму налога на добавленную стоимость в платежном поручении в тех случаях, когда в счете-фактуре или в платежном требовании сумма налога выделена, а в накладной или в акте не выделена, противоречат не только Закону РФ от 6 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость» и п. 16 этой же Инструкции, но и здравому смыслу.

Кроме того, п. 19 Инструкции содержит внутренние противоречия. Так, если в приходно-кассовом ордере не выделена сумма налога, в соответствии с этим пунктом запрещается выделять налог и в платежном поручении, хотя два расчетных документа для оплаты одного и того же требования никогда не могут быть применены. Если же они будут использованы, во-первых, один из расчетных документов вызовет переплату и поэтому не приведет к излишнему зачету налога на добавленную стоимость; во-вторых, никакой связи между приходным кассовым ордером и платежным поручением не существует, так как платежное поручение оформляется на основании требований контрагента, оформленных в виде претензий, счетов-фактур, счетов-накладных, платежных требований и т. д.; в-третьих, приходный кассовый ордер Инструкцией N 39 в одних случаях приравнен к расчетному документу, а в других — к первичному документу, на основании которых составляются расчетные документы.

В связи с вышеперечисленным, п. 19 Инструкции N 39 подлежит корректировке. Кроме того, он должен применяться с учетом норм действующего законодательства, не только запрещающего, но и требующего выделения в расчетных документах сумм налога на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги), облагаемые налогом на добавленную стоимость.

Действующие нормативные акты (Указ Президента РФ от 8 мая 1996 года N 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины»(в ред. от 03.04.97 N 283) и постановление Правительства РФ от 29 июля 1996 года N 914 «Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость»(с изменениями и дополнениями от 2 февраля 1998 г. N 108) требуют выдачи покупателям счетов-фактур под расписку в самом бланке счета.

Это требование не всегда осуществимо, поскольку при сдаче товаров перевозчику (к примеру, для доставки груза покупателю, находящемуся за сотни километров) представитель покупателя не присутствует. В ряде случаев и представители покупателей, лично принимающие товары на складах поставщика, не всегда имеют возможность расписаться в получении счетов-фактур, поскольку рабочее время на складах, в финансовых отделах и бухгалтериях заканчивается в одно и то же время.

     Для выписки счетов-фактур упомянутым Указом установлен 10-дневный срок, но представители покупателей не могут находиться в приемных поставщиков в течение 10 дней в силу лимитирования командировочных расходов и экономической нецелесообразности. Как правило, покупатели и работники самих предприятий длительное время стоят в очередях за получением виз на отпуск товарно-материальных ценностей. Повторное же участие в этом «процессе» приведет лишь к нерациональному использованию рабочего времени. Исходя из этого, счета-фактуры могут быть вручены двумя способами: под расписку на бланке счета или заказным письмом. В противном случае значительно увеличатся непроизводительные расходы, связанные с оформлением счетов-фактур, и будет нарушен принцип однократности налогообложения одного и того же объекта.

1.1.4. Расчеты с бюджетом по НДС на основе счетов-фактур

            В соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 предприятия всех организационно-правовых форм с 1 января 1997 г. перешли на расчеты с бюджетом по НДС на основе применения счетов-фактур.

            Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 утверждены: типовая форма счета-фактуры, порядок ведения журналов учета счетов-фактур двух видов: журнала учета выдаваемых покупателю счетов –фактур и журнала учета полученных от поставщиков счетов-фактур, форма книги продаж и книги покупок и требования к их ведению.

            Механизм применения счетов-фактур изложен в письме Госналогслужбы и Минфина РФ от 25 декабря 1996г. № ВЗ-6-03/890, № 109 " О применении счетов-фактур при расчетах по НДС с 1 января 1997 г.". Уже первые месяцы работы показали, что некоторые вопросы, касающиеся практической организации работы по реализации положений, установленных данным нормативным документом, нуждаются в дополнительных разъяснениях.  Из содержания письма (п.1) вытекает, что счета-фактуры являются инструментом дополнительного контроля за полнотой сбора НДС и не отменяют (а следовательно, сохраняют) все действующие формы расчетных и первичных документов, включая счета и счета-фактуры типовой формы 868 м 868а при применении счетов фактур отпадает сама собой (например, при методе расчета НДС на основе предъявленных расчетных документов). Однако если, как полагает государственная налоговая служба, счета-фактуры предназначены только для целей контроля, то возникает необходимость кроме счетов-фактур для осуществления непосредственно расчетных операций выписывать формы 868 и 868а. В этом случае это резко увеличивает объем работы за счет ее неоправданного дублирования.

            Письмом Госналогслужбы (п.9) предусмотрено, что бланки счетов-фактур должны быть заранее пронумерованы, а на предприятии должен  быть налажен достоверный количественный и номерной учет незаполненных бланков счетов-фактур. Это вызывает определенные трудности у тех предприятий, которые имеют филиалы, не находящиеся на отдельном балансе. Как представляется, в этом случае целесообразно вести отдельную нумерацию счетов-фактур: для филиала 1 с № 10001, филиала 2 с № 20001 и т.д., что позволит более четко осуществить контроль за использованием счетов-фактур филиалами и не нарушит общее требование обязательной нумерации.

            Филиалы и подразделения предприятий, находящиеся на отдельном балансе самостоятельно реализующие товары (работы, услуги), как представляется, должны самостоятельно осуществлять всю процедуру учета счетов-фактур для целей налогообложения.

            Предприятиям разрешен (п. 9) компьютерный вариант формирования счетов-фактур при обязательном соблюдении последовательности расположения и показателей формы счета-фактуры. Форма счета-фактуры утверждена постановлением Правительства и потому является унифицированной и межведомственной. Она обязательна к применению предприятиями всех организационно-правовых форм без каких-либо изменений.

            Вместе с тем в письме уточнено (п. 7), что при завершении расчетного периода до истечения десятидневного срока составление счетов и их регистрация должны быть произведены в том же отчетном периоде, в котором произведена реализация товара (работ, услуг). Так, если товары отгружены после 21 числа, то все счета-фактуры должны быть выписаны текущим месяцем и зарегистрированы в текущем месяце.

            Письмом (п. 3) предусмотрена как обязательная норма составление счетов-фактур в одном экземпляре (для своих целей) при получении авансов (Д-т 51, К-т 64) и средств от взимания штрафов (Д-т 51, К-т 64) и пеней (К-т субсчета 80-3), а также в двух экземплярах при безвозмездной передаче товаров, работ, услуг (Д-т счет 81 и счета 88, К-т 46), основных средств (К-т 47), нематериальных активов и прочего имущества (К-т 48). Хотя в письме Госналогслужбы и нет прямых на то указаний, но, как представляется, данная процедура должна быть соблюдена при отпуске продукции (работ, услуг) собственного производства на внутреннее потребление для непроизводственных целей (дебет счета 81, 84, 88, 96, кредит счета 46), для расчетов с работниками по оплате труда (дебет 70, кредит 46), а также при бартерных операциях (дебет 60, кредит 46).

            Существует мнение, что при отражении операций использования товаров (работ, услуг) на собственные цели для расчетов по оплате труда, при безвозмездной передаче и при договоре мены (по бартеру) необходимо изменить методологию учета и отражать указанные операции с использованием счета 62 в общеустановленном порядке с регистрацией указанных операций в книге продаж.

            Каждое предприятие осуществляет регистрацию выписанных счетов-фактур покупателям в книге продаж, а полученных от поставщиков — в книге покупок. К книгам обеих форм предъявляются общие требования: они должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены печатью предприятия; книги подлежат хранению в течение 5 лет. Контроль за правильностью ведения осуществляет руководитель предприятия или уполномоченное им лицо. Книги ведутся для того, чтобы обеспечить получение полной и достоверной информации по НДС, начисленному за реализованные товары, работы и услуги (дебет счетов 46, 47, 48, кредит счета 68) на основе книги продаж и подлежащему зачету (дебет счета 68, кредит счета 19), на основе книги покупок или восстановлению (дебет счетов 20, 29, счета 81, счетов 84, 88, 96, кредит счета 68) по НДС, уплаченному (дебет счета 19, кредит счетов 60, 76) в соответствии с требованиями Инструкции 39 ГНС.

            Ведение книги продажимеет особенности в зависимости от того, какую учетную политику приняло предприятие для учета процесса реализации — по мере отгрузки продукции, работ, услуг (по предъявленным счетам) или по кассовому методу (по оплаченным счетам).

            При учете процесса реализации по мере отгрузки (по предъявленным счетам) в книге продаж регистрируются в хронологической последовательности выписанные счета-фактуры, врученные покупателям за отгруженную продукцию (работы, услуги) и товары (дебет счета 62, кредит счета 46), основные средства (дебет счета 76, кредит счета 47) и другое имущество (дебет счета 62, кредит счета 48).

            При использовании кассового метода счета-фактуры выписываются и регистрируются в книге продаж по мере поступления денег в кассу, на расчетный или валютный счет предприятия. В случае частичной оплаты товаров (работ, услуг) в книге продаж производится регистрация каждой суммы, поступившей при частичной оплате с указанием реквизитов счета-фактуры, составленного на отгрузку этого товара (работ, услуг) с пометкой «частичная оплата».

            Таким образом, итоговые суммы книги продаж за отчетный период предназначены для определения подлежащего к начислению НДС (дебет счетов 46, 47, 48, кредит счета 68). В книге продаж также должны быть зарегистрированы и все авансовые поступления (дебет счетов 50, 51, 52, кредит счета 64), а также составленные предприятием счета-фактуры при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) (дебет субсчета 81, счета 88, кредит счета 46), основных средств и НМА (кредит счета 47) и другого имущества (кредит счета 48), передача имущества в качестве вклада в уставный капитал (дебет счета 06, кредит счетов 46, 47, 48), вклада в совместную деятельность (дебет счетов 06, 58). В дальнейшем по мере фактического отпуска товаров, выполнения работ, оказания услуг, суммы предоплаты (авансов) отражаются повторно в книге продаж сторнировочной записью и регистрируют новый счет-фактуру на всю поставку.

             В ней же подлежат регистрации итоговые данные за день контрольно-кассовой машины при реализации предприятием товаров, работ, услуг населению за наличный расчет, а также бланки строгой отчетности взамен счетов-фактур в предприятиях, где услуги населению оказываются без применения контрольно-кассовых машин. Возможно, целесообразно в данном случае по итогам работы за день составить один общий счет-фактуру для его регистрации в книге продаж, хотя такая процедура письмом Госналогслужбы не предусмотрена.

            По предложенной в письме схеме ведения книги продаж содержащихся в ней сведений явно недостаточно для того, чтобы ее итоговые данные использовать для начисления в бюджет НДС (дебет счета 46, кредит счета 68). Так, в книге продаж не предусмотрено отражение операций с внутренним использованием продукции (работ, услуг) на непроизводственные цели (дебет счета 81, счетов 88, 96, кредит счета 46), направленной на оплату труда (дебет счета 70, кредит счета 46), при выполнении хозяйственным способом работ по капитальному строительству. В указанных случаях начисляется НДС; представляется необходимым также составить счета-фактуры на общую сумму за месяц и зарегистрировать их в книге продаж. Это позволит избежать необходимых дополнительных выборок и сосредоточить в полном объеме сведения о свей реализации продукции.

            В книге покупок регистрируются оплаченные счета-фактуры поставщиков (дебет счетов 60, 76, кредит счетов 50, 51, 52) за приобретенные основные средства и нематериальные активы (дебет счетов 07, 08, кредит счета 60 или 76), поступившие производственные запасы (дебет счета 10), МБП (дебет счета 12), товары (дебет счета 41) и оказанные услуги, потребленные на производственные цели (дебет счетов 20, 25, 26, 29, 31, 43, 89) и непроизводственные (дебет субсчета 81, счетов 88, 96).

            Итоговые данные книги покупок служат основанием для зачета НДС уплаченного (дебет счета 68, кредит счета 19). Произведенные предприятием авансовые платежи в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) не отражаются в книге покупок, так как по ним не производится зачет НДС входящего (уплаченного).Это связано с тем, что принятие к зачету НДС по приобретенным товарам и материальным ресурсам осуществляется при соблюдении двух обстоятельств — оплате счетов-фактур и оприходовании товаров.

            Как представляется, с целью получения более полной и достоверной информации о суммах НДС, подлежащих зачету в книге покупок, должны быть зарегистрированы также все счета-фактуры и чеки кассовых аппаратов при наличии товарных чеков за материалы, работы и услуги, оплаченные наличными из кассы (дебет счетов 60, 76, кредит счета 50) или из подотчетных сумм (кредит счета 71).

            О порядке ведения журналов учета счетов-фактур. Постановлением Правительства предусмотрено наличие на каждом предприятии двух видов журналов учета счетов-фактур: журнала учета выдаваемых покупателям счетов-фактур и журнала учета полученных от поставщиков счетов-фактур. Все счета-фактуры, хранящиеся в журналах учета счетов-фактур, должны быть пронумерованы с начала года. Такая необходимость обусловлена тем, что в указанных журналах помимо счетов-фактур предусмотрено хранение и других документов, зарегистрированных в книге продаж и книге покупок, в частности таможенные декларации или их копии.

            Указанные журналы следует рассматривать не как самостоятельные (дополнительные) регистрационные журналы, а как установленную форму обязательного отдельного хранения всех счетов-фактур выданных покупателям (полученных от поставщиков) в хронологическом порядке их выдачи (получения) в специальных папках (скоросшивателях).

            Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов:

1. Предложенная в письме схема ведения счетов-фактур и их регистрации в книге продаж и покупок значительно усложнила работу предприятия, породили дублирование.

2. По предложенной схеме данные книги продаж и книги покупок не могут быть использованы для исчисления налога, так как в них не содержится всей исчерпывающей информации для начисления НДС за товары, работы и услуги и зачета НДС уплаченного.

3. Госналогслужба России совместно с Минфином, выпустив письмо «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (которое, кстати, не зарегистрировано в Минюсте России, «поправила» закон, обязав соблюдать норму, в нем не предусмотренную.       К зачету по НДС начисленному не будут приниматься суммы НДС уплаченного в случае, если предприятием не ведется книга покупок и журнал. Это следует понимать так, что если предприятие не допустило ошибок в расчетах с бюджетом по НДС (правильно начислило и правильно зачло НДС входящий), но не ведет книгу покупок, то у него, во-первых, будет исключена сумма НДС входящего и, во-вторых, оно уплатит штраф в том же размере, хотя интересы бюджета соблюдены и не нарушены.
1.2.  Налог на прибыль

1.3.     

1.2.1. Учет и расчет с бюджетом по налогу на прибыль

Одним из основных налогов, которые упла­чивают предприятия (дебет счета68 кредит счета51), является налог на прибыль (дебет субсчета81, кредит счета68). Порядок его взимания регулируется Законом “О налоге на прибыль предприятий и организаций” от27 де­кабря1991 г. и Инструкцией №37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», утвер­жденной Государственной налоговой службой Российской федерации10 августа1995 г. с дополнениями и изменениями.

В основу расчета берется выявленный на счете80 «Прибыли и убытки» финансовый ре­зультат- валовая прибыль (кредитовое сальдо) или убыток (дебетовое сальдо).

Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ № 170 установлено, что:

·                   финансовый результат организации определяется в соот­ветствии с допущением временной определенности фактов хо­зяйственной деятельности (принципом начисления).

·                   прибыли или убытки, выявленные в отчетном году, но от­носящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансо­вый результат отчетного года.

·                   доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете и отчет­ности как доходы будущих периодов.

Бухгалтерский учет финансового результата (прибыли) можно условно разделить на четыре этапа.

Первый этап составляют операции по учету финансового ре­зультата, полученного организацией в отчетном году.

Второй этап составляют операции по учету использования прибыли отчетного года в течение года.

Третий этап составляют операции по учету прибыли про­шлых лет.

Четвертый этап составляют операции по учету фондов спе­циального назначения, образованных как за счет прибыли от­четного года, так и прибыли прошлых лет.

Рассмотрим первых два этапа.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Первый этапучета финансового результата заключается в его выявлении на бухгалтерских счетах.

Показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, формируется виде свернутого остатка по счету 80 “Прибыли и убытки”: дебетовый остаток — убыток, кредитовый — прибыль. Для исчисления суммы налогооблагаемой прибыли, со­гласно действующей инструкции по налогу на прибыль, данные бухгалтерского учета корректиру­ют как в сторону увеличения, так и уменьшения на длинный пере­чень сумм, которые отражаются в аналитическом учете по соот­ветствующим бухгалтерским сче­там.

Финансовый результат (при­быль или убыток) в отчетности предприятия слагается из реализационного результата от основной деятельности (сч. 46) и результата отреализации основных средств и иного имущества (сч. 47 и 48). На основании уже упоминавшего­ся постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.95 №661 и в соответствии с действу­ющей инструкцией о составлении годовой бухгалтерской отчетности объем реализации и реализационную прибыль (убыток) отражают в ф. № 2 “Отчет о финансовых результатах” по моменту отгрузки (от­пуска) продукции и услуг, т. е. по методу начисления. Если пред­приятие в своей учетной политике предусмотрело определение объе­ма реализации по моменту оплаты (кассовый метод), то в налоговой декларации «Расчет налога от фак­тической прибыли» прибыль по данным бухгалтерского учета пе­ресчитывается с метода начисле­ний на кассовый метод путем кор­ректировки, с одной стороны, объема выручки от реализации продукции (услуг) и имущества и, с другой стороны, себестоимости реализованной продукции (услуг) и имущества.

Далее скорректированная на кассовый метод расчета получен­ная предприятием прибыль в со­ответствии с инструкцией о нало­гообложении прибыли увеличива­ется на разницу между рыночной ценой и фактической ценой реа­лизации продукции, работ и услуг (п. 2.5 инструкции) на основании специальных расчетов, представ­ляемых в налоговый орган.

При налогообложении прибы­ли из нее исключается прибыль от реализации сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также реализации произведен­ной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собственного про­изводства (сч. 46 и 80).

Налогооблагаемая прибыль увеличивается на сумму убытков и потерь от реализации и безвозмез­дной передачи основных средств и иного имущества; списания и прочего выбытия не полно­стью амортизированных основных средств; ускоренной амортиза­ции основных средств в случае их досрочного выбытия; реализа­ции или безвозмездной передачи основных средств и объектов незавершенного строительства (по остаточной стоимости) в течение 2 лет с момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений.

Из налогооблагаемой прибыли вычитается прибыль от реализации основных средств и иного имущества, освобождаемая от налогообложения в результате — применения индекса-дефлятора (сч. 47 и 80).

Постановлением Правительства Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) в целях ограничения отдельных видов расходов и был введен (по версии Минфина РФ якобы впервые) так называемый «режим их регулирования через механизм налогообложения».

Однако этот «механизм» существовал и до указанного постановления, только он по другому воплощался в жизнь. «Сверхнормативные» затраты не включали в себестоимость продукции, а относили на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, и поэтому налогооблагаемая прибыль уже в бухгалтерском учете отражалась за вычетом таких затрат. Со­гласно указанному выше постановлению все произведенные пред­приятием затраты (включая так на­зываемые «сверхнормативные») стали, в полном соответствии с об­щепринятым и мировой практике принципом начисления, отражать в бухгалтерском учете на издерж­ках производства и обращения.

Однако теперь реализационная прибыль по данным бухгал­терского учета для целей налого­обложения должна увеличиваться на сумму перерасхода нормируе­мых Минфином РФ статей затрат, включаемых в себестоимость про­дукции. Поэтому к прибыли по данным бухгалтерского учета нужно прибавить: сверхнорматив­ные расходы по обслуживанию банковских кредитов (процен­ты); сверхнормативные расходы на командировки, добровольное страхование, подготовку кадров, рекламу, представительские расходы, компенсации) за использование личных автомобилей. Информация об этих расходах в фактиче­ском и нормативном размере должна накаливаться в аналити­ческом учете к счетам учета издер­жек производства и обращения.

Кроме реализационной части, финансовый результат состоит из внереализационных доходов и расходов. При этом следует иметь в виду, что реализационный фи­нансовый результат в торговых предприятиях, в отличие от производственных, формируется не­посредственно на счете 80 при со­поставлении валового дохода от реализации товаров (к-т сч. 80) и издержек обращения на реализо­ванный товар (д-т сч. 80).

Если от реализации получена прибыль, то она увеличивается на внереализационные доходы, отра­жаемым на счете80 «Прибыли и убытки» (кре­дит субсчета80-3), и уме­ньшается на внереализационные расходы, отражаемым на дебете субсчета80-3. Если получен реализационный убыток, то он увеличивает­ся на внереализационные расходы и уменьшается на внереализаци­онные доходы. При этом не все внереализационные доходы и убытки учитываются при налого­обложении прибыли.

Для учета операций, отражаемых на счете N 80 «Прибыли и убытки», предназначен журнал-ордер N 15. В снабженческих и сбытовых организациях для этой цели применяется журнал-ордер N 15-сн.

На лицевой стороне этого регистра отражаются обороты по кредиту указанных счетов в корреспонденции с соответствующими счетами. Запись операций, за исключением сумм, отражаемых в корреспонденции со счетами N 50 «Касса» и N 51 «Расчетный счет», производится на основании соответствующих первичных бухгалтерских документов. Операции в корреспонденции со счетами N 50 и N 51 отражаются итогами за месяц по данным, выявившимся в ведомостях к этим счетам.

В таблице «Аналитические данные к счету N 80» операции по дебету и кредиту указанных счетов отражаются итогами за месяц по статьям аналитического учета. На основании этих данных и сальдо на начало месяца определяется сальдо на конец месяца по каждой статье. В целях получения данных, необходимых для заполнения отчетности, в этой таблице дебетовые и кредитовые обороты приводятся, кроме того, нарастающими итогами с начала года по отчетный месяц.

     Записи по счету N 80 за отчетный месяц в этой таблице отражаются в порядке, изложенном в общих указаниях к инструкции.

Второй этапучета финансового результата составляют операции по учету использования прибыли, полученной орга­низацией в течение отчетного года. Учет использованной при­были ведется на счете 81 “Использование прибыли”, на кото­ром открывают специальные субсчета для учета использования прибыли на платежи в бюджет и учета прочих направлений ис­пользования (отвлечения) прибыли.

Использование прибыли на платежи в бюджет отражается бухгалтерской проводкой:

ДЕБЕТ 81 КРЕДИТ 68

на каждую дату возникновения у организации задолженности бюджету по налогам и платежам. При этом в соответствии с налоговым законодательством организация уплачивает в бюджет:

— налог на прибыль — за счет валовой прибыли, полученной организацией в отчетном периоде;

— другие виды налоговых платежей, установленные законо­дательством (кроме отдельных платежей, относимых на себе­стоимость продукции (работ, услуг), в дебет счетов учета реали­зации или в дебет счета 80 “Прибыли и убытки”), — за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации (чистой прибыли).

Таким образом, отвлечение прибыли на налоговые платежи учитывается на счете 81 как использование прибыли, но по структуре ее использования покрытие этих расходов произво­дится за счет разных видов прибыли.

При налогообложении прибыль принимается в размере, уч­тенном на счете 80, но скорректированная в установленном за­конодательством порядке на ряд расходов и поступлений.

1.3. Налог на имущество предприятия

1.3.1. Учет расчетов с бюджетом по налогу на имущество

Учет расчетовпредприятий с бюджетом по налогу на имущество предприятий ведется на балансовом счете 68 «Расчеты с бюджетом» на отдельном субсчете «Расчеты по налогу на имущество». Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, отражается по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом» и дебету счета 80 «Прибыли и убытки».

     Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом» и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Для определения налогооблагаемой базы налога на имущество принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета:

·        01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (за минусом суммы износа);

·        04 «Нематериальные активы» (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 05 «Амортизация нематериальных активов»);

·        10 «Материалы»;

·        11 «Животные на выращивании и откорме»;

·        12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы » (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 13 «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов»);

·        15 «Заготовление и приобретение материалов»;

·        20 «Основное производство»;

·        21 «Полуфабрикаты собственного производства»;

·        23 «Вспомогательные производства»;

·        29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

·        30 «Некапитальные работы»;

·        31 «Расходы будущих периодов»;

·        36 «Выполненные этапы по незавершенным работам»;

·        40 «Готовая продукция»;

·        41 «Товары» (покупная цена);

·        44 «Издержки обращения»;

·        45 «Товары отгруженные»;

·        16 «Отклонение в стоимости материалов»;

     В налогооблагаемой базе учитываются также прочие запасы и затраты, отражаемые по статье «Прочие запасы и затраты» раздела II актива баланса.
2. Учет расчетов с бюджетом на ОАО “Зауральский домостроительный комбинат”

В соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете” № 129-ФЗ от 21.11.96 г. ст.6 п.1 ответственность  за организацию бухгалтерского учета  в “Обществе”, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет генеральный директор Аристов С.А.

На основании ст.6 пункта 2а  учреждена бухгалтерская служба, возглавляемая главным бухгалтером Неустроевой Г.В.

Согласно учетной политике признание прибыли от реализации продукции (работ, услуг) с целью начисления и уплаты налога на прибыль и метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) — по оплаченным счетам покупателям (наличными (сч.50); безналично: на р\с (сч.51), на в\с (сч.52); взаимозачетами; товарообменными операциями).

Состояние расчетов по отдельным видам платежей подробно характеризуется в аналитических оборотных ведомостях к сче­там 67, 68, 69. Такие ведомости обязательно заполняются пе­ред составлением баланса, в кото­ром задолженность по счетам с бюджетом и внебюджетными фондами должна быть показывается развернуто, т.е. кредитовые остатки по указанным счетам отражаются в пассиве баланса, а де­бетовые, означающие переплаты по налогам, сборам и прочим пла­тежам в бюджет, — в активе балан­са по статье “Прочие дебиторы”.


            Налог на прибыль:

Для учета операций, отражаемых на счете N 80 «Прибыли и убытки», используется журнал-ордер N 15.

На лицевой стороне этого регистра отражаются обороты по кредиту указанных счетов в корреспонденции с соответствующими счетами 46(реализация товаров) – 2408,12р., 48(реализация прочих активов) – 16767,61р., 76(арендная плата) – 6753р., 60(кредиторская задолженность) – 452,92р., 62(кредиторская задолженность) – 1591,42р. Запись операций, за исключением сумм, отражаемых в корреспонденции со счетами N 50 «Касса» и N 51 «Расчетный счет», производится на основании соответствующих первичных бухгалтерских документов. Операции в корреспонденции со счетами N 50 и N 51 отражаются итогами за месяц по данным, выявившимся в ведомостях к этим счетам.

В таблице «Аналитические данные к счету N 80» операции по дебету и кредиту указанных счетов отражаются итогами за месяц по статьям аналитического учета. На основании этих данных и сальдо на начало месяца определяется сальдо на конец месяца по каждой статье. В целях получения данных, необходимых для заполнения отчетности, в этой таблице дебетовые и кредитовые обороты приводятся, кроме того, нарастающими итогами с начала года по отчетный месяц. Полученный результат за текущий год по кредиту счета 80 (502530,8р.), согласно данным строки “Итого”, заносится в Справку о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 “Расчет налога от фактической прибыли” как убыток по данным бухгалтерского учета (-502530,8р.). Затем производится корректировка(уменьшение) полученного убытка на:

-                                 разницу между рыночной ценой и фактической ценой реализации, полученной при реализации продукции (работ, услуг) по рыночной цене ниже фактической себестоимости  в сумме 468575,33 руб.

-                                 потерь от уценки сырья, материалов, готовой продукции и товаров в сумме 48517,34 руб.

В результате получаем валовую прибыль в сумме  -14561,87 руб., т.е. предприятие сработало в убыток. Данную сумму вносят в строку 1 Расчета налога от фактической прибыли, но т.к. прибыли нет, то соответственно и самого налога на прибыль нет.
            Налог на добавленную стоимость:

В соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 ОАО “ЗДСК” с 1 января 1997 г. перешло на расчеты с бюджетом по НДС на основе применения счетов-фактур. Предприятие осуществляет регистрацию выписанных счетов-фактур покупателям в книге продаж, а полученных от поставщиков — в книге покупок(оплаченные счета-фактуры). Примером счета-фактуры, регистрируемой в книге покупок является счет-фактура № 619. Ей соответствуют следующие проводки в бухгалтерском учете: Д10К60 – на сумму 19404р., Д19К60 – на сумму 3880,80р., затем идет ее оплата: Д60К51,62,76 – на сумму 23284р., и НДС к возмещению: Д68К19 – на сумму 3880,80р. Примером счета-фактуры, регистрируемой в книге продаж является счет-фактура № 595. Ей соответствуют следующие проводки в бухгалтерском учете: Д62К46 – на сумму 98055,58р., Д46К68 – на сумму 16342,60р.

Затем ежемесячно на предприятии составляется налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость. В 1 строке в 3 графе указывается оборот за месяц по приобретенным ценностям (песок) – 19404р., и сумма НДС (оборот за месяц по дебету счета 19) – 3880,80р., т.к. полученная продукция оплачена, то аналогично заполняется строка 1а. Стоимость реализованных товаров (сборный железобетон) отражается в строке 3 графа 3  — 81712,98р., а сумма полученного НДС в графе 5 – 16342,60р.

В строке 6 указывается сумма НДС подлежащая к уплате, равная 16342,60-3880,80= 12461,80р.


            Налог на имущество предприятия:

            По данным бухгалтерского баланса на 1 октября 1998 года производится расчет налога на имущество предприятия за 9 месяцев 1998 года. Согласно Инструкции Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 г. N 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» (с изменениями от 12 июля, 9 октября 1995 г., 5, 13 июня 1997 г., 2 апреля 1998 г.) производится расчет среднегодовой стоимости имущества, данные берутся из квартальной отчетности, и полученная сумма (67181руб) заносится в строку 1 Расчета налога на имущество предприятия. Для предприятия действует пониженная ставка налога 1,3% согласно Закону № 14 от 10.02.97. Отсюда сумма налога на имущество предприятия равна 873,4 руб. Расчет сумм льгот по налогу на имущество  и отчет об использовании льгот по налогу на имущество направляются в Администрацию Курганской области, а также в государственную налоговую инспекцию по г. Кургану.

Учет расчетов по налогу на имущество предприятия   ведется на счете 68 «Расчеты с бюджетом» на отдельном субсчете «Расчеты по налогу на имущество». Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, отражается по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом» и дебету счета 80 «Прибыли и убытки». Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом» и кредиту счета 51 «Расчетный счет».
Заключение

В заключение своей работы, рассмотрев принципы и особенности ведения учета расчетов с бюджетом, предлагаю на предприятии со­ставлять для контроля за полным и до­стоверным начислением всех на­логовых платежей за каждый от­четный период накопительную сводную ведомость.

Такая накопительная ведо­мость представляет собой своеоб­разный свод налоговых деклара­ций. Только по двум видам плате­жей (НДС и налогу на рекламу) декларации построены не по на­копительному принципу — в них нет нарастающих итогов с начала года. На мой взгляд, целесообраз­но унифицировать формы налого­вых деклараций.

Их нужно составлять по дан­ным накопительной сводной ве­домости начисления налогов, можно и наоборот. Чтобы прове­рить полноту и достоверность на­числения налогов, надо сравнить данные налоговых деклараций и накопительной сводной ведомо­сти, а затем сопоставить показате­ли гр. 9 сводной ведомости по каждому налогу с показателями начисления налогов в оборотной ведомости. По оборотной ведомо­сти можно проанализировать и своевременность погашения задолженности по каждому налогу.

Сопоставление данных о начис­ленных налогах в декларациях, сводной ведомости и аналитической оборотной ведомости по расчетам с бюджетом характеризует степень соответствия данных бухгалтерского учета и налоговой отчетности в виде деклараций (расчетов).

Графа 8 накопительной свод­ной ведомости предназначена для контроля за соответствием начис­ленного НДС сумме зачтенного и своевременно перечисленного платежа. В идеале данные гр. 8 и гр. 7 должны совпадать. Если сум­ма в гр. 8 больше, чем в гр. 7, это свидетельствует о переплате нало­га; если же меньше, то о просро­ченной задолженности по НДС.

О хорошем состоянии расче­тов по другим налогам (на при­быль, имущество, рекламу и др.) будет свидетельствовать равенство сумм в трех смежных графах обо­ротной ведомости — кредитовый оборот, кредитовый остаток и де­бетовый оборот.

Показатели оборотной ведо­мости по расчетам предприятия с бюджетом нужно хотя бы раз в год сверять с данными бухгалтерии налоговой инспекции для устранения возможных расхождений в учете поступления платежей предприятия.
Таблица 1.
Накопительная сводная ведомость

№ п/п

Наименование налоговых платежей

Источник информации о налогооблагаемой базе

Налогооблагаемая база нарастающим итогом с начала года, тыс. руб.

Ставка налога, %

Начислен налог нарастающим итогом с начала года (гр.4-гр.5)

Налог из гр.6 предшествующей накопительной ведомости

Зачтен и перечислен НДС за предшествующие отчетные периоды года

Налог, подлежащий начислению за отчетный период (гр.6-гр.7)

Источник покрытия налогового платежа

Корреспонденция счетов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маркетинговые исследования рынка полиграфической продукции и перспектив развития фирменного магазина Харьковской книжной фабрики им. Фрунзе
Реферат ЛФК при заболевании органов дыхания
Реферат Сочинение-рассказ на основе услышанного
Реферат Определение и анализ технико-экономических показателей кислородно-конвертерной плавки с комбинир
Реферат Marilyn Monroe Essay Research Paper Marilyn Monroe
Реферат Расчет и обоснование привода
Реферат Управление оборотным капиталом 5
Реферат История ислама в Южной Италии
Реферат Стадии проектирования систем автоматизированного проектирования
Реферат Інноваційна діяльність підприємств: стан, проблеми й ефективність здійснення
Реферат Исследование социально–психологических характеристик личности с помощью компьютерных технологий
Реферат Ii всероссийская научно-практическая конференция
Реферат Анализ антивирусной программы ESET Smart Security 4.2.64.12
Реферат Napoleon And Wellington Essay Research Paper The
Реферат Билеты для проведения контрольных мероприятий по Turbo Pascal для начинающих