Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет материалов на примере ООО Ямал Авто г. Новый Уренгой .

--PAGE_BREAK--1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ.  Материалы, их классификация, оценка Схема  1
Виды группировок производственных запасов.         






       

 


















           
Материалы — часть имущества, используемая:

а) при производстве продукции, выполнении работ и ока­зании услуг, предназначенных для продажи;

б)  для управленческих нужд организации.

Из этого определения следует, что материалы используются в качестве предметов труда в произ­водственном процессе. Они целиком потребляются в каждом про­изводственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции, выполненных работ, оказан­ных услуг.

Для правильной организации учета материалов важна их научно обоснованная классификация, оценка и выбор единицы учета.

В зависимости от назначения материалы, используемые при производстве продукции, выпол­нении работ и оказании услуг, а также для управленческих нужд, подразделяются на следующие группы:

·        сырье и основные материалы,

·        вспомогательные материалы,

·        покуп­ные полуфабрикаты,

·        отходы (возвратные),

·        топливо,

·        тара и тарные материалы,

·        запасные части.

Сырье и основные материалы— это те предметы труда, из кото­рых изготовляют продукт, они образуют материальную (вещест­венную) основу продукта. При этом сырьем называют продукцию сельского хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хло­пок, скот, молоко и т. п.), а материалами — продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и т. п.).

Вспомогательные материалы– используют для воздействия на сырье и основные материалы, т.е. для  придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслужи­вания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства. (Например, смазочные и обтирочные материалы в машиностроении.)

Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носит условный характер и нередко зависит лишь от количества материала, использованного на производство типичных видов продукции.

Покупные полуфабрикаты— это приобретенные на стороне материалы, уже прошедшие опре­деленные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В производстве, они выполняют ту же роль, что и основные материалы, т. е. составляют ее материальную основу.

Возвратные отходы производства— это остатки сырья и мате­риалов, образовавшиеся в результате процесса производства готовой про­дукции, утратившие полностью или частично потребитель­ские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и т. п.).

Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.

Топливоподразделяют на:

— технологическое (для технологиче­ских целей),

-двигательное (горючее)

-хозяйственное  (на отопле­ние).

Тару и тарные материалы— это предметы (ящики, коробки, мешки и т.д.), используемые для:

-упаковки,

-транспортировки,

-хранения различных материалов и продукции.

Запасные части– это детали машин и оборудования, используемые для ремонта и замены износив­шихся в процессе производства готовой продукции.

Кроме того, материалы классифицируют по техническим свой­ствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, тру­бы и др.

Указанные классификации материалов исполь­зуют для построения синтетического и аналитического учета, а также составления государственного статистического наблюдения (отчета) об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности.

Номенклатура-ценник.Внутри каждой из перечисленных групп материалы под­разделяют на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому наиме­нованию, сорту, размеру материалов присваивают краткое число­вое обозначение (номенклатурный номер) и записывают его в спе­циальный реестр, который называют номенклатурой-ценником. В номенклатуре-ценнике указывают также определенную для каж­дого материала учетную цену и единицу измерения материалов.

При использовании в учете вычислительной техники содержа­ние номенклатуры-ценника можно существенно расширить, вводя в него показатели нормы запаса, номеров синтетических счетов и субсчетов и некоторые другие постоянные признаки.

Кодирование номенклатуры-ценника обычно осуществляют по смешанной, порядково-серийной системе, используя семи-, восьмизначные коды. Первые два знака указывают синтетический счет, третий — субсчет, один или два следующих знака означают группу материалов, остальные — различные признаки характери­стики материала.

Информацию, которая содержится в номенклатурах-ценниках, можно отнести к условно-постоянной. Она записывается на ма­шинные носители и многократно используется для получения не­обходимых выходных данных.

Оценка материалов. Материалы принима­ются к бухгалтерскому учету по фак­тической себестоимости. Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на до­бавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случа­ев, предусмотренных законодательством РФ).

Фактическими затратами на приобретение материалов могут быть:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику-(продавцу);

— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов;

— таможенные пошлины и иные платежи;

— невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретени­ем единицы материалов;

— вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материалы;

— затраты по заготовке и доставке материалов до места их использования, включая расходы по страхованию;

— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов.

В фактические затраты на приобретение материалов не включаются общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материалов.

Затраты по доведению материалов до состоя­ния, пригодного, к  их использованию в запланированных целях, включаются в затраты организации по доработке и улуч­шению технических характеристик полученных запасов, не связан­ных с непосредственным производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации складывается из фактических затрат, связанных с производством данных материалов.

Фактическая себестоимость материалов, вне­сенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организа­ции, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не преду­смотрено законодательством Российской Федерации.

Фактическая себестоимость материалов, полу­ченных организацией безвозмездно, определяется исходя из их ры­ночной стоимости на дату оприходования, а материалов, приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денеж­ных средств), — исходя из стоимости обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе этой орга­низации.

Материалы, на которые цена в течение года снизилась, либо они морально устарели, либо частично потеряли свои первоначальные качества, отражаются в бухгалтерском балан­се на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобрете­ния), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты организации.

Материалы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении, в соответст­вии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета, в оценке, предусмотренной в договоре.

Оценка материалов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Цен­трального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия к бухгалтерскому учету организацией запасов по договору.

Материальные ценности отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) по учетным ценам. Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значитель­ных затрат труда и времени. Поэтому фактическую себестоимость заготовления исчисляют лишь небольшая часть организаций по основным видам сырья или материалов. В большей части орга­низаций текущий учет материальных ценностей ведут по учетным пенам — по средним покупным ценам. Отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от пла­новой себестоимости учитывают на отдельных аналитических сче­тах по группам материалов. С появлением компьютеров и элект­ронной маркировки расширяются возможности исчисления фак­тической себестоимости отдельных видов материалов.

Планом счетов бухгалтерского учета разрешается осуществ­лять синтетический учет материалов на счете «Ма­териалы», по учетным ценам в качестве которых, используется плановая се­бестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др. В этом случае отклонения фактической себестоимо­сти материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам учитывают на синтетическом счете 16 — «Отклонения в стоимости мате­риалов».

При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих методов:

— по себестоимости каждой единицы;

— по средней себестоимости;

— по себестоимости первых по времени приобретений запасов (метод ФИФО);

— по себестоимости последних по времени приобретений запа­сов                   (метод ЛИФО).

Применение одного из методов по конкретному наименова­нию производится в течение отчетного года.

По себестоимости каждой единицы оценивают материалы, используемые организацией в особом порядке (драго­ценные металлы, драгоценные камни и т. п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Например, на пе­рерабатывающих предприятиях определяют себестоимость каждого вида переработанного скота (крупного рогатого скота, мелкого ро­гатого скота, свиней).

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) материалов — как частное от деления общей себестоимости вида (груп­пы) материалов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по по­ступившим запасам в этом месяце.  

Этот способ оценки материальных ресурсов является традиционным для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производство, как правило, по учетным ценам, а в конце месяца — соответствующую долю отклонений фактической себестоимости материальных ре­сурсов от стоимости их по учетным ценам.

При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход — первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала спи­сывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии, и т. д. в порядке очередно­сти, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход — первая в расход. При этом правиле вначале списываются материалы по себестоимости последней партии, за­тем по себестоимости предыдущей и т. д.

Применение указанных методов оценки материалов ориентирует организации на постановку аналитического учета материалов по отдельным по времени поступлениям (парти­ям) (а не только по видам материалов). Можно оценить израсходо­ванные материалы расчетным путем, используя формулу               
                                        Р = Он + П – Ок,                                                          
    где Р — стоимость израсходованных материалов;

Он и Ок — стоимость начального и конечного остатков материалов;

П — стоимость поступивших в течение отчетного месяца материалов. Наряду с определением учетной цены очень важно установить единицу учета материальных ценностей. Такой единицей является каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т. е. каждый номенк­латурный номер.

Для упрощения текста вместо слов «первые по времени приобретения — первые по времени списания в производство» употребляются слова «первая партия на приход — первая в расход».

Учетная       политика        предприятия.

С переходом к рыночным отношениям  изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бух. учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач. Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, имущество, добавленную стоимость, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики.

          Учетная политика – это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности (организационных, технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровня технического оснащения учетных работников).

--PAGE_BREAK--Нормативно-правовое регулирование учета материалов.
На сегодняшний день на территории РФ действует четырехуровневая система нормативных документов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ.

Таблица №1

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Уровень

Нормативные документы

1

Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации

2

Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности

3

Методические рекомендации, инструкции, комментарии,  письма Минфина РФ и других ведомств

4

Рабочие документы по бухгалтерскому учету самой  организации



Основным нормативным документом регулирующим ведение бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. № 129-ФЗ. Данный закон имеет огромное значение для развития бухгалтерского учета в РФ, поскольку он:

— Повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;

-  Закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах;

-  Повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства;

В контексте  курсовой работы более важную роль играет нормативный документ второго уровня – Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (ПБУ 5/01). Утверждено  приказом Минфина РФ от09.06.01г. №119н.

Данное положение включает в себя четыре части: общие положения; оценку материально-производственных запасов; отпуск материально-производственных запасов; раскрытие информации в бухгалтерской отчетности, которая детально описывает метод учета и отражения материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности. К основным тезисам этого ПБУ можно отнести:

Для целей настоящего положения к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

используемые в качестве сырья, материалов и.т.п. при производстве; продукции, предназначенной для продажи;

предназначенные для продажи;

используемые для управленческих нужд в организации.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации

На конец отчетного года материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.

Так же вопросы учета материально-производственных запасов регламентируют следующие нормативные документы:

Ø     Гражданский кодекс РФ. Части I и II

Ø     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н

Ø     План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н

Ø     Методические указания по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от28.12.01 г. №119н

Ø     Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Утверждены приказом Минфина РФ от26.12.2000 г. №135н

Ø     Методические рекомендации по инвентаризации и финансовых обязательств. Утверждены Минфином РФ от 13.06.95 г. №49
Ø     Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 г. №71а
Ø     Налоговый кодекс РФ. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ.
                       Современные программы по бухгалтерскому учету.
На сегодняшний момент существует множество программ для ПК облегчающих труд бухгалтера. Большинство программ имеют универсальный характер и включают в себя основной перечень операций бухгалтерского учета и отчетности. Есть и такие программы, которые специализируются лишь на отдельных участках работы бухгалтера. Так, например, программные продукты «Феликс» делятся по отдельным направлениям таким как:

·        Касса

·        Банк

·        Кредиторы

·        Заработная плата

·        Учет ОС

·        Главная книга

·        Материалы

Блок программ «МАТЕРИАЛЫ» позволяет пользователю организовать учет как в бухгалтерии, так и на складах. Основным преимуществом этой программы является быстрая работа с большими базами данных и возможность учета любой номенклатуры материалов, товаров, продуктов, ГСМ и т.д.

Для ведения учета применен метод оборотных ведомостей с возможностью быстрого просмотра движения по материалу в любом месяце.

Каждый объект описывается следующими характеристиками:

·        наименование, единица измерения, содержание в упаковке, индекс;

·        бухгалтерский счет, номер склада, МОЛ (кладовщик);

·        цена приобретения (без НДС), цена продаж, количество;

·        остаток на начало и на конец месяца, приход расход за месяц.

При одинаковом наименовании и индексе материала, но при разной цене или разном значении содержания в упаковке, материал учитывается по разным позициям.

Технология работы с программой проста и доступна:

·        оформляются приходные, расходные документы на склад (выбор существующих материалов из справочника);

·        система автоматически формирует остатки материала для картотеки;

·        функция расчета оборотов за месяц формирует данные для оборотной ведомости и для блоков программ «ДЕБИТОРЫ-КРЕДИТОРЫ», «ГЛАВНАЯ КНИГА» (проводки в главную книгу, данные для формирования ж.о.).

Оборотные ведомости могут быть сгруппированы по МОЛ, бухгалтерским счетам, складам.

Такие программы присутствуют на Российском рынке, но все же основная часть организаций на территории РФ пользуется такими универсальными программами как: «Парус», «Инфо-Бухгалтер» и 1С «Бухгалтерия»

Рисунок 1

Доля компаний на рынке бухгалтерского и управленческого ПО в России

               Программа «1С: Предприятие 8.0.

Система программ «1С: Предприятие 8.0» включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе, для автоматизации деятельности организаций и частных лиц. Сама платформа не является программным продуктом для использования конечными пользователями, которые обычно работают с одним из многих прикладных решений (конфигураций), разработанных на данной платформе. Такой подход позволяет автоматизировать различные виды деятельности, используя единую технологическую платформу.

Гибкость платформы позволяет применять «1С: Предприятие 8.0» в самых разнообразных областях, таких как:

·            автоматизация производственных и торговых предприятий, бюджетных и финансовых организаций, предприятий сферы обслуживания и т.д.

·            поддержка оперативного управления предприятием;

·            автоматизация организационной и хозяйственной деятельности;

·            ведение бухгалтерского учета с несколькими планами счетов и произвольными измерениями учета, регламентированная отчетность;

·            широкие возможности для управленческого учета и построения аналитической отчетности, поддержка многовалютного учета;

·            решение задач планирования, бюджетирования и финансового анализа;

·            расчет зарплаты и управление персоналом;

·            другие области применения.

 
ПАРУС-Предприятие 7.

Система «ПАРУС-Предприятие 7» предназначена для малых и средних хозрасчетных предприятий различной отраслевой принадлежности (торговля, сфера услуг, элементарное производство, реклама и СМИ, общественное питание, туризм, иностранные компании и др.). Это простая, удобная, но в то же время мощная полнофункциональная система, позволяющая автоматизировать бухгалтерский учет, основные торговые процессы и складской учет, расчет заработной платы и кадровый учет. Может эксплуатироваться как на одном, так и на нескольких (в пределах 15-20) объединенных в локальную сеть компьютерах.
                      Глава 2. Технико-экономическая характеристика

предприятия ООО «Ямал Авто.

Технико-экономические показатели предприятия.

        Организации  бухгалтерского  учета  материальных  ценностей  будет  рассматриваться  на  примере  Общество с ограниченной ответственностью “Ямал Авто”.

Общество осуществляет свою деятельность на основании устава и учредительного договора. Согласно этим учредительным документам, основной деятельностью Общества являются услуги автосервиса.

           Кроме того, предприятие может осуществлять:

       — транспортные услуги,

       — торгово-закупочную деятельность сопутствующими товарами.

      В настоящее время директором  ООО ”Ямал Авто” является  Третьяков С.В., главным бухгалтером Андреева Л.Г. Бухгалтерский учет  материальных  ценностей  предприятия осуществляет главный бухгалтер.

       Руководство  предприятия для обеспечения нормальной работы широко использует современные методы управления. Работа бухгалтерии, учет клиентов, кадров полностью автоматизирована.

              В основу модели  материальных потоков на  предприятии  заложено  перемещение  материалов  относительно структурной единицы: поставщик  — склад-производство.

Модель движения материалов в ООО ”Ямал Авто”

        1 — поступление материалов от поставщиков;

        2 — хранение материалов на складе;

        3 — отпуск материалов из одного склада  в другие (внутренние перемещения);

        4 — выдача материалов непосредственно в производство;

        5 — реализация излишних материалов на сторону;

        6 — возврат материалов на склад  подразделений.

             Таким  образом, материальные  ценности, поступившие  на предприятие,

приходуются  непосредственно  на склады, которые  закреплены  за  каждым  цехом предприятия, и  расположены на  территории соответствующего  подразделения.

        По мере  необходимости материальные  ценности отпускаются  на производственные  и  хозяйственные  нужды  подразделений  или  на склады   других подразделений (внутреннее перемещение).

        Заготовкой  и  приобретением  необходимых материальных ресурсов  на  изучаемом  предприятии  занимается   снабженец.

             Не менее важным и значимым этапом движения материальных  ценностей на предприятии является  их отпуск в производство  и последующее использование. Здесь  устанавливается контроль за  соблюдением лимита  расходования сырья  и материалов,  одним из источников экономии  является сокращение  потерь и  отходов при их   обработке.

        Таким образом,  правильно организованный  учет и  контроль за  использованием материальных ресурсов позволяет выявить  внутренние резервы предприятия,  способствует внедрению в  производство   всего нового  и прогрессивного  и, следовательно,  является важной предпосылкой повышения эффективности производства.

        Решению задач  учета и  контроля на  предприятии способствует  четкая организация оперативного  и бухгалтерского учета  материальных   ценностей,  своевременное  и  полное   документирование  операций по их движению.

         На предприятии  работают три цеха:

·        цех диагностики,

·        рихтовочный цех,

·        малярный цех.

В каждом цеху работают по два человека, один из которых (приказом директора) назначен  ответственным за материалы на складе. Склад существует при каждом подразделении. На каждом из них ведутся карточки складского учета и ведомости учета остатков  материалов на складе.    Группировка материалов по роли в процессе производства лежит  в  основе организации синтетического  учета материалов. Однако,  она   недостаточна для всестороннего контроля за состоянием и движении материалов, поэтому внутри групп и подгрупп материалы показываются в разрезе отдельных видов, марок, сортов и типоразмеров.

        Предприятие работает по “Упрощенной системе налогообложения”. Имеет рабочий план счетов, который несколько сокращен (в соответствии с Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Приложение к приказу Минфина РФ от 22 декабря 1995 г. №131.).

Материалы учитываются на счете 10 “Материалы”, а субсчета  разбиты по складам. Это сделано для удобства во время ревизии, а также для учета затрат по каждому виду работ отдельно.

        На 1 октября 2008 г. общая стоимость материалов составила 850640 рубля. По складам:

·        цех диагностики –   170 340 рублей,

·        рихтовочный цех -  220 000 рубля,

·        малярный цех -  460 900 рубля.

       Учет ведется по себестоимости первых по времени приобретений  по фактической себестоимости.                                                        

       Для учета материалов применяют следующие синтетические счета:

       10 “Материалы”

       14 “Переоценка материальных ценностей”

       15 “Заготовление и приобретение материалов”

       16 “Отклонение в стоимости материалов”

К счету 10 “Материалы” в ООО “Ямал Авто” открыты субсчета  1 “Склад цеха диагностики”,

2 “Склад цеха рихтовки “, 3 “Склад малярного цеха”.

Аналитический учет ведется по каждому материалу отдельно.

Для правильного планирования потребности, рациональной организации аналитического учета и контроля за использованием материальных запасов предприятия могут применять более детальную группировку по технологическим признакам. Все материалы подразделяются на группы (по свойствам), а внутри групп на сорта, типы и т.д. Каждому сорту, наименованию и т.д. приписывается номенклатурный номер, который заносят в номенклатурный справочник, представляющий собой систематизированный перечень материалов. В этом справочнике содержится полностью техническая характеристика каждого поименно в соответствии с действующими стандартами.

Положение по учетной политике общества с ограниченной ответственностью «Ямал Авто».

      Организация является обществом с ограниченной ответственностью, сферой деятельности которой является выполнение услуг по ремонту автомобилей.

      Организация настоящим положением в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает учетную политику, которая разработана на основании — правил бухгалтерского учета (допущений и требований), установленных Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом МФ РФ от 29.07.98 № 34н, а также Положением по бух. учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98), утвержденным приказом МФ РФ от 09.12.98 № 60н.

При этом использованы также нормы и правила, установленные в:                                                                                                                                             1. положениях по бухгалтерскому учету:

— «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утверждено приказом МФ РФ от 08.02.96 № 10;

«Учет основных средств» (ПБУ 6/97), утверждено приказом МФ РФ от 03.09.97 № 65н;

«Учет материально–производственных запасов» (ПБУ 5/98), утверждено приказом МФ РФ от 15.06.98 № 25н .

      2. типовом плане счетов и инструкции по его применению.Утвержден   приказом  Минфина   СССР  от 1.11.91г. № 56 и рекомендованы для применения на территории  

 управления Российской Федерации письмом Министерства экономики и  Минфина   РСФСР от 19.12.1991 г.№ 18-5, с изменениями, утвержденными   приказом Минфина РФ от 28.12.1994 г. №173, от 28.07.1995 г. № 81 и от 17.02. 1997 г. № 15.

      3. Положении о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденном Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР, Госбанком СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.90 №ВГ-21-Д/144/17-24/4-73,- в части норм и порядка начисления амортизационных отчислений по основным средствам.

      4. указаниях Пенсионного фонда, Фондов социального и медицинского страхования и занятости населения — в части норм и порядка отчислений в указанные фонды.

      5. постановлениях Правительства РФ – в части норм и порядка расчета расходов на командировочные и представительские расходы.

      6. указаниях МФ РФ – в части состава и структуры бухгалтерской отчетности и порядка ее заполнения.

      7. Порядке ведения кассовых операций в РФ, утвержденным  решением ЦБ РФ от 22.09.93 № 40,- в части порядка учета наличных денежных средств.

      8. Положении о безналичных расчетах, утвержденном ЦБ РФ 9.07.92 № 14,- в части порядка учета операций на расчетных и валютных счетах.

      9. Законе и методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом МФ РФ от 13.06.95 № 49,- в части порядка проведения инвентаризаций имущества и обязательств.

            Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией организации. Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер несет ответственность за правильность ведения бухгалтерского учета, формирует учетную политику организации и представляет ее на утверждение директору. Ответственность за правильность составления и реализации учетной

политики, а также за состояние бухгалтерского учета несет директор организации,

который осуществляет оперативное руководство деятельностью бухгалтерии и

совместно с главным бухгалтером подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства.

            Хозяйственные операции оформляются с использованием первичных учетных документов согласно альбомам унифицированных форм, утверждаемым Госкомстатом России.  Операции по учету, для которых отсутствуют утвержденные формы первичных документов, оформляются формами документов, разработанными организацией в соответствии с установленными Законом требованиями.

            Создание, использование и хранение форм первичной учетной документации производится в соответствии с правилами, установленными в Положении Минфина СССР от 29.07.83 № 105 «О документах и документообороте в бухгалтерском учете».

            Все хозяйственные операции, производимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

           Организация применяет упрощенную форму бухгалтерского учета и использует компьютерную программу «1с-предприятие».

         Организация применяет рабочий план счетов  бухгалтерского учета, разработанный в соответствии с типовым Планом счетов.

          Инвентаризация основных средств и материалов проводится ежегодно по состоянию на 1 января. Инвентаризация дебиторской задолженности производится ежеквартально по состоянию на последний месяц квартала.

         Организация применяет линейный метод начисления амортизации по всем видам основных средств в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90. № 1072.

         Переоценка производится методом прямого счета. В течение отчетного года организация формирует резерв расходов на ремонт основных средств в размере 10 % от прибыли. В конце года излишне начисленная сумма сторнируется.

             По всем видам нематериальных активов применяется линейный способ начисления амортизации. Если срок эксплуатации не указан в договоре или ином аналогичном документе организация устанавливает срок полезного использования по каждому виду нематериальных активов при постановке их на учет в пределах 10 лет.

            При учете сырья, материалов, МБП, товаров, готовой продукции используют следующие процедуры и методы:

заготовительно-складские расходы по доставке и заготовке материалов и МБП учитываются в составе стоимости их приобретения, материалы  учитываются по стоимости первых закупок (метод ФИФО) товары  оцениваются по стоимости их приобретения, МБП (кроме специальных приспособлений) переносят свою стоимость на издержки с применением процентного способа путем начисления амортизации в размере 100 % при передаче их со склада в эксплуатацию, лимит предметов, относящихся к МБП, устанавливается в размере 50-кратного размера минимальной оплаты труда, МБП стоимостью не более 1/20 от 50-кратного МРОТ списываются на производственную себестоимость по  мере их отпуска в эксплуатацию, специальные приспособления амортизируются в течение срока их полезного использования, который устанавливается по каждому виду приспособлений при постановке их на учет.              

                Расходы по заготовке и доставке материалов учитываются непосредственно со стоимостью материалов.

               Амортизация МБП производится с использованием линейного способа. В соответствии с положением № 34н стоимость МБП (как и объектов основных средств), полученных по договору дарения, безвозмездно в процессе приватизации или с полной или частичной оплатой их стоимости за счет бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств, не амортизируется. Организация производит амортизацию каждого вида предметов только с использованием одного способа амортизации с начала срока эксплуатации предмета до его выбытия из эксплуатации.

              Организация применяет следующие правила бухгалтерского учета и оценки себестоимости продукции и незавершенного производства:

объектом учета себестоимости продукции является заказ на ее производство,

сводный учет затрат ведется без применения полуфабрикатного учета,

фактическая производственная себестоимость по заказу формируется в составе всех затрат на его производство, включая общехозяйственные расходы,

оплата труда работников производится согласно трудовым контрактам,

общехозяйственные расходы основного производства, как и вспомогательных производств, учитываются обособленно от прямых затрат на заказ. Ежемесячно данные расходы включаются в состав фактической производственной себестоимости с распределением их по заказам на счете 20 «Основное производство» пропорционально сумме прямых затрат, сформировавшихся за месяц, незавершенное производство оценивается в размере полной фактической производственной себестоимости продукции, не завершенной производством.

Денежные обязательства организации оцениваются в рублях.

           Определение выручки и финансового результата от выполненных работ происходит после оплаты произведенной услуги.

          Организация образует за счет прибыли после ее распределения следующие фонды специального назначения:

фонд накопления в размере 45% от чистой прибыли,

фонд потребления в размере 45% от чистой прибыли,

резервный фонд расходов на ремонт объектов основных средств в размере 10 % от прибыли.

Использование средств данных фондов производится по смете, утверждаемой по каждому фонду участниками общества.                                                                                                                                    
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Порядок учета поступления материалов.

     Поступление материалов на предприятие контролирует экспедитор, который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.  Материалы на склад доставляет также экспедитор. Если обнаруживается недостача или порча груза, составляется акт не право представления претензий к транспортной организации или поставщику.

В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально ответственное лицо проверяет соответствие количества, качества  и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. 

 Одни из них отражают количество отправленного груза ( отвесы, накладные), другие — качество (сертификаты, удостоверения и т. п.).  При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика материально ответственное лицо выписывает приходный ордер (ф. №  М-4).

В случае централизованной доставки материалов автотранспортом со склада поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6) в четырех экземплярах:

а) покупателю — для оприходования материалов вместо приходного ордера;

б)   поставщику — для списания ценностей;

в)   для начисления заработной платы водителям автотранспорта;

г)      для предъявления в банк на оплату;

акт о приемке материалов (ф.№М-7) применяется для оформления поступивших  материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений с данными сопроводительных документов поставщика. Акт составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела снабжения предприятия. Составляется акт в двух экземплярах: первый — передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй — поступает в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о представлении  платежного требования на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного ордера.

Приходные документы составляются в день поступления материалов.

Кроме перечисленных  документов составляются накладные — требования на отпуск материалов (ф. №  М-11) при внутреннем перемещении материалов со склада на склад. Материально ответственное лицо, выписывает накладные в двух экземплярах; один цеху, другой складу — для их оприходования.

Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок предприятиями поставщиками или прочими организациями на основе договоров. В договорах предусматривается: наименование материалов, количество, цена, срок поставки, порядок расчетов с поставщиками, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки. Предприятия — поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования-поручения и счета-фактуры, передают их или пересылают почтой покупателю, последние передают их в свой банк для оплаты. Оперативный учет выполнения договорных обязательств на предприятии осуществляет экспедитор, поэтому платежные требования-поручения и счета-фактуры в первую очередь поступают к нему. Он поверяет соответствие их договорам, регистрирует в журнале учета поступающих грузов (ф. № М-1), делает отметку в книге учета выполнения договоров и акцептует, т.е. дает согласие на оплату. После регистрации платежные документы получают внутренний номер (регистрационный) и передаются в бухгалтерию предприятия для оплаты. По мере поступления груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному документу. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия — поставщика.

В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия получает платежные документы поставщиков, акцептованные экспедитором, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их введу выполнения каждой стороной своих обязательств.

Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности поступили на предприятие без платежного документа. На складе приходуют их, выписывается приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам, записываются в журнал-ордер №6 как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме относятся на сумму материалов в акцепт. Неотфактурованные поставки регистрируются в журнале — ордере №6 в конце месяца (в графе Б «Номер счета» ставится буква Н), когда возможность получения платежного документа в данном месяце отпала. Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как основанием для оплаты банком являются платежные документы (которые отсутствуют). По мере поступления платежных документов на эту поставку в следующем месяце они акцептируются предприятием оплачиваются банком и регистрируются бухгалтерией в журнале — ордере №6 в свободной строке по группе материалов и в графе " акцепт" в сумме платежного требования, а по строке сальдо ранее записанная сумма по учетным ценам сторнируется тоже по группе и в графе " акцепт".

При принятии к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов их следует классифицировать и оценить исходя из:

·        наличия у организации права собственности на запасы,

·        видов запасов,

·        порядка учета заготовительно-складских и транспортных расходов,

·        наличия оплаты за неполученные запасы,

·        наличия расчетных документов на полученные запасы,

·        формы поступления запасов.

Учет материалов, принадлежащих организации на правах собственности, хозяйственного  ведения и оперативного управления, ведется на балансовом счете 10 “Материалы” (учитываются сырье, материалы, топливо, запчасти и прочие матери — алы, которые предназначены для использования в производстве продукции, работ и услуг). Бухгалтерский учет материалов, не принадлежащих организации, но по разным причинам находящихся у нее, ведется на забалансовом счете 003 “Материалы, принятые в переработку» (учитываются запасы, принятые организацией на короткий срок времени в переработку – как правило, в организациях, занятых переработкой сырья).

 Оценка запасов при их постановке на учет зависит от:

·        формы их поступления(покупка, получение от поставщиков, изготовление в собственном производстве, вклад в уставный капитал организации, безвозмездное получение или по договору дарения, получение в обмен на другое имущество, оприходование материалов, полученных от ликвидации основных средств или их ремонта),

·        поступления в собственность или с оставлением права собственности на них у поставщика (для продажи на условиях комиссии и др.),

·        порядка учета заготовительно-складских и транспортных расходов,

·        наличия расчетных документов, подтверждающих их стоимость.

При поступлении материалов дебетуют счет 10 «Материалы» и кредитуют:

Счет 60« Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета                                                                                                                                    поставщиков, включая оплату процентов  за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком;

Счет 76 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;

Счет 71 « Расчеты с подотчетными лицами» — на стоимость материалов, оплаченных  из подотчетных сумм;

Счет 23 « Вспомогательные производства» — на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;

Счет 20 «Основное производство» — на стоимость возвратных отходов.

        Если синтетический учет материалов ведут по учетным ценам, то помимо материального счета10 на всех предприятиях используют счет 15 «Заготовление и приобретение материалов», а также счет 16 «Отклонение в стоимости материалов»

Счет 15«Заготовление и приобретение материалов» предназначен для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте. В дебетсчета 15  относят покупную стоимость материалов,  по которым на предприятие поступили расчетные документы от поставщика, и другие рас- ходы по приобретению материалов скредита счетов 60,23,71 и др. в зависимости от того, откуда поступили материалы, от характера расходов по заготовке и доставке их на предприятие. Материалы, фактически поступившие на предприятие, списывают по учетным ценам с кредитасчета 15 вдебет  счета 10.Сумму разницы в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списывают с кредита счета 15 в дебет счета 16 «Отклонения в стоимости материалов». Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие материалов в пути.

       Возможен вариант учета заготовления материалов без сальдо по  счету 15. В этом случае в конце месяца по дебету счета 10 и кредиту счета 15 отражают стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со склада поставщиков (без оприходования материалов на складе получателя). В начале следующего месяца эти суммы сторнируют, и они числятся в учете по дебету счета 15. Выявленный в конце месяца остаток на счете 15 списывается на счет 16 и счет 15 сальдо не имеет. Израсходованные или реализованные материальные ценности списывают на счета издержек производства и реализации с кредита материальных счетов по учетным ценам. Счет 16 «Отклонение в стоимости материалов» предназначен для учета разницы в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах. Этот счет используют только в том случае, если на счете 10 синтетический учет ведут по учетным ценам. Накопленные на счете16 разницы между фактической себестоимостью приобретенных материалов и стоимостью их по учетным ценам списывают с кредита счета 16 в дебетсчетов издержек производства или обращения или других счетов пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам.

При покупке материалов (получении их от поставщика за плату) их оценка произво- дится по фактической себестоимости приобретения за исключением НДС с учетом затрат на доведение запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Фактическая себестоимость приобретения запасов включает в себя затраты организаций на оплату: продавцу договорной стоимости материалов, оказанных сторонними организациями информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением материалов, таможенных пошлин и иных платежей, вознаграждений, уплачиваемых  посредническими организациями за услуги по приобретению запасов, а также затрат на заготовку и доставку  ценностей до места их  использования, включая расходы по страхованию. При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Д-т сч. 10  «Материалы»

К-т сч. 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражается стоимость запасов при их принятии к бухгалтерскому учету.

       Затраты на заготовку и доставку запасов включают в себя расходы на содержание заготовительно-складского аппарата организации, транспортные расходы по доставке до места использования, если они не включены в цену на запасы, установленную договором; расходы на оплату процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит) и т.п. В состав этих затрат можно включать и расходы на оплату процентов по заемным средствам, если они связаны с покупкой запасов и относятся к периоду до даты оприходования запасов на складах организации. Организация может учитывать данные расходы разными способами:

     1.   предварительно на счетах учета отклонений фактических затрат на приобретение запасов от их учетной стоимости. Для этого используют счета 15 и 16.   В бухгалтерском учете делаются следующие записи :

Д-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материалов»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»-отражаются обязательства перед поставщиком(или стоимость материалов, полученных из собственного производства) при принятии материалов к бухгалтерскому учету.

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материалов»- отражается учетная стоимость материалов при принятии их к бухгалтерскому учету.

Д-т сч. 16«Отклонение в стоимости материалов»

К-т сч. 15  «Заготовление и приобретение материалов»- списывается сумма отклонений.

Д-т сч. 16 «Отклонение в стоимости материалов»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- отражаются заготови- тельно-складские и транспортные расходы.

Д-т сч.  20(23) «Основное производство» («Вспомогательное производство») и др.

К-т сч. 16 «Отклонение в стоимости материалов»- списывается сумма отклонений.

          2. предварительно на счете учета отклонений фактических затрат на приобретение запасов от их учетной стоимости. При этом используется только счет  16.

В бухгалтерском учете делаются следующие записи :

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»-отражаются обязательства перед поставщиком (либо стоимость материалов, полученных из собственного производства) при принятии материалов к бухгалтерскому учету.

Д-т сч. 16 «Отклонение в стоимости материалов»

К-т сч. 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражаются заготовительно- складские и транспортные расходы по данным запасам.

Д-т сч. 10«Материалы»

К-т сч. 16«Отклонение в стоимости материалов»- списывается сумма отклонений.
            3. в составе затрат на приобретение соответствующих видов материалов на счете  их учета – 10 «Материалы». В этом случае в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Д-т сч. 10«Материалы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- отражаются обязательства перед поставщиками при принятии материалов к бухгалтерскому учету.

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- отражаются заготовительно- складские и транспортные расходы по данным запасам.

        Затраты по доведению товарно-материальных ценностей до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, включают в себя расходы организации на работы, связанные с доработкой и улучшением технических характе-ристик  материалов, но не относящихся к процессу производства продукции, работ, услуг. Эти работы, как правило, ведутся силами вспомогательных производств самой организации. При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи :

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- отражается стоимость материалов, полученных от поставщиков, при принятии их к учету.

Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства»

К-т сч. 10 (70) «Материалы»(«Расчеты с персоналом по оплате труда»)- отражаются затраты на доведение материалов до состояния готовности к использованию.

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 23«Вспомогательные производства» — списываются затраты на доведение материалов до состояния готовности к использованию.

          При изготовлении  материалов силами организации их фактическая себестои- мость определяется фактическими затратами на их производство. В этом случае фактическая себестоимость запасов будет зависеть от принятого в организации поряд- ка калькулирования себестоимости продукции (по единицам или видам продукции, по участкам и т.п.) и ее состава (стоимость сырья и материалов, затрат без общехозяйственных расходов, нормативная себестоимость, полная производственная себестоимость). При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи :

Д-т сч. 10«Материалы»

К-т сч. 20(23, 29) «Основное производство»(«Вспомогательные производства»,«Обслу- живающие производства и хозяйства») – приходуются запасы собственного произ- водства, предназначенные для использования в собственном производстве.

      Материалы, полученные организацией безвозмездно, оцениваются на дату их опри- ходования по рыночной стоимости. При этом следует иметь в виду, что дата получения права собственности на них должна совпадать с датой их оприходования на складе.

Д-т сч. 10«Материалы»

К-т сч. 80 «Прибыли и убытки» — отражается стоимость материалов при их принятии к бухгалтерскому учету.

        Запасы, приобретенные в обмен на иные материальные ценности(кроме денеж- ных средств), оцениваются по учетной стоимости передаваемого в обмен имущества. Если договором мены получаемые запасы признаются неэквивалентными по стоимос-ти, то они оцениваются при постановке на учет по их договорной стоимости. Разница между стоимостью имущества, переданного в обмен на материалы, подлежит оплате или получению денежными средствами. При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи :

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражается стоимость запасов при их принятии к бухгалтерскому учету.

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 62 (76)«Расчеты с покупателями и заказчиками»(«Расчеты с разными дебито- рами и кредиторами») – отражается зачет обязательств.


              Материалы, полученные в процессе ликвидации основных средств или ремон- та, отражаются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости.

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 80 «Прибыли и убытки» — оприходованы запасы, полученные от ликвидации объектов основных средств.

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч.  20(23, 30) «Основное производство»(«Вспомогательные производства», «Некапитальные работы») – отражается стоимость запасов, полученных при ремонте основных средств.

            Материалы, выявленные при инвентаризации как неучтенные, отражаются  в бухгалтерском учете по рыночной стоимости следующим образом:

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 80 «Прибыли и убытки»- отражаются излишки запасов, выявленные при инвентаризации.

           Материалы, полученные без расчетных документов, подтверждающих их стои-

мость,отражаются в учете как неотфактурованные поставки. Необходимо иметь в

виду, что в соответствии с действующим порядком все хозяйственные операции отра- жаются в бухгалтерском учете на момент их совершения. Поэтому поступившие на склад организации запасы, по которым счета поставщиков не предъявлены к оплате, отражаются в бухгалтерском учете :

на основании первичных учетных документов, составленных в общем порядке в момент принятия их на складской учет,

в оценке по рыночным ценам (как правило, по ценам поставщика)

В бухгалтерском учете делаются следующие записи :

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

            Запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, учитываются на забалансовых счетах в оценке, предусмотренной в договоре. Это касается стоимости материалов, принимаемых организациями для переработки или принимаемых на ответственное хранение. В бух. учете операции по принятию к учету этих запасов отражаются по дебету  забалансового счета 003, а их снятие (выбытие) – по кредиту.   

Списание бракованных материалов.

          Браком считается продукция, которая в силу имеющихся в ней дефектов не может быть использована по ее прямому назначению. Потери от брака – это затраты, которые организация должна понести для устранения исправимого брака, а также убытки, которые организация понесла или должна будет понести из-за невозможности использования по назначению бракованной продукции. Согласно Плану счетов, для отражения брака в бух.учете используется счет 28 «Брак в производстве». При обнару-жении бракованных материалов специально созданная комиссия составляет соответствующий акт, на основании которого бухгалтерией делаются проводки:

Д-т сч. 28 «Брак в производстве»

К-т сч. 10 «Материалы» — стоимость бракованных материалов.

Д-т сч. 28 «Брак в производстве»

К-т сч. 16 «Отклонение в стоимости материалов» — списаны приходящиеся на бракованные материалы отклонения в стоимости.

         Суммы, которые собираются на дебете счета 28, можно разбить на 2 категории:

уменьшающие потери от брака,

списываемые на себестоимость как потери от брака.

        Потери от брака уменьшаются, в частности, за счет :

— возможного использования забракованной продукции,

-сумм, подлежащих удержанию с виновников брака,                                                                                                                                     -сумм, подлежащих взысканию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов или полуфабрикатов, в результате использования которых был допущен брак.

В этих случаях составляются проводки  :

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 28 «Брак в производстве» — уменьшение потерь от брака на стоимость возможного использования.

Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»(субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»)

К-т сч. 28 «Брак в производстве» — уменьшение потерь от брака на суммы, подлежа-щие взысканию с виновников.

Д-т сч. 63«Расчеты по претензиям»

К-т сч. 28 «Брак в производстве» — списание сумм, подлежащих взысканию с поставщиков бракованных материалов.(проводка может быть выполнена лишь по суммам, признанным поставщиками или присужденным арбитражным судом)

Д-т сч. 51 «Расчетный счет»

Д-т сч. 63«Расчеты по претензиям» — денежные средства, поступившие на расчетный счет организации от поставщиков бракованных материалов.

        В оставшейся части затраты по приобретению бракованных материалов списываются в дебет счетов издержек производства и обращения –

Д-т сч. 20 (25,29…) «Основное производство»

К-т сч. 28 «Брак в производстве» — списаны потери от брака.

       Если впоследствии предъявленные поставщикам требования о возмещении потерь от брака будут признаны ими или удовлетворены судом, подлежащая взысканию сумма отражается-

Д-т сч. 63«Расчеты по претензиям»

К-т сч 80 «Прибыли и убытки».
Продажа материалов.

         Если материалы были приобретены специально для их дальнейшей перепродажи, учет их приобретения должен вестись с использованием счета 41 «Товары», а их реализация — с использованием счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

        Реализация материалов, изначально приобретенных для переработки, отражается в учете с использованием счета 48 «Реализация прочих активов»:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 48«Реализация прочих активов» — отражена продажная стоимость реализованных материалов.

Д-т сч. 48«Реализация прочих активов»

К-т сч. 10 «Материалы» -списана учетная стоимость материалов.

Д-т сч. 48«Реализация прочих активов»

К-т сч. 68,76 «Расчеты с бюджетом»(«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») –отражен НДС, подлежащий уплате в бюджет.

Д-т сч. 48(80)«Реализация прочих активов»(«Прибыли и убытки»)

К-т сч. 48(80)«Реализация прочих активов»(«Прибыли и убытки») – отражена прибыль(убыток) от продажи материалов.

              Если учет приобретения материалов ведется с использованием счета 16, то в дебет или кредит счета 48 списывается также соответствующая доля разницы между стоимостью материалов, по которой они были приняты к учету, и их фактической себестоимостью.

              В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» при определении прибыли от реализации материалов для целей налогообложения учитывается разница между их продажной ценой и первоначальной стоимостью, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Индекс инфляции применяется к первоначальной стоимости реализуемого имущества. При использова- нии счетов 15 и 16 – индексировать нужно стоимость реализуемых материалов, учтенную на обоих счетах. Себестоимость реализуемых материалов должна быть скорректирована на индексы инфляции путем перемножения. При этом используются индексы тех кварталов, которые следуют за кварталом приобретения материалов, включая квартал реализации. Разница между продажной и покупной стоимостью реализованных материалов, изначально приобретенных для переработки(а не для прода-жи), не должна облагаться налогами на пользователей автодорог и содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Это подтверждает постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.09.1998 г. № 1124/98. В нем говориться, что доходы от реализации материальных ценностей, учтенные на счете 48, не включаются в облагаемую базу по налогам на пользователей автодорог и содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Безвозмездная передача материалов.

             Статья 575 ГК РФ запрещает безвозмездную передачу имущества (стоимостью свыше 5 МРОТ) одной коммерческой организацией другой. Безвозмездная передача материалов отражается в бухгалтерском учете организации в том же порядке, что и их продажа, за исключением ряда особенностей. У коммерческой организации убыток (доход)  относится на финансовые результаты, т.е. должен быть отражен на счете 80 в    

корреспонденции со счетом 48 и показан в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» по строке 100 «Прочие операции». Однако убыток от безвозмездной передачи матери-алов не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации, поскольку статья 2 Закона о налоге на прибыль не предусматривает возможности такого уменьшения. Согласно пункту 2.а статьи 7 закона РФ от 6.12.1991 №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», НДС, уплаченный поставщикам по товарам, использованным на непроизводственный нужды, не подлежит зачету при расчетах с бюджетом. Поэтому  НДС, уплаченный за безвозмездно переданные материалы, восстанавливается по дебету счета 19 и кредиту счета 68 и относится на увеличение убытков от безвозмездной передачи материалов.

         Пример учета расхода материалов в ООО «Ямал Авто» (пример условный) :

       1) Отпущены  материалы с  одного склада(субсчет 1) на другой(субсчет 2) (внутреннее перемещение) на сумму 150 рублей.

Д-т сч. 10-2«Материалы»                                            

К-т сч. 10-1«Материалы»  -          150 руб.

       2)  Отпущены  материалы в производство со склада № 3 на сумму 1250 рублей.

Д-т сч. 20«Основное производство»        

К-т сч. 10-3«Материалы»                             1250 руб. 

       3) Отпущены материалы  на содержание офиса на сумму 1000 рублей.

Д-т сч. 26«Общехозяйственные расходы»

К-т сч. 10-4«Материалы» («Осн. материалы»)      1000 руб.                       

       6) Выданы канцтовары  (бумага писчая, для  ксерокса, принтера, карандаши, ручки и т.п.) на сумму 300 руб.

Д-т сч. 26«Общехозяйственные расходы»

К-т сч. 10-4«Материалы»                              300 руб.

       В  конце  месяца  собирательно  -  распределительный  счет  26 «Общехозяйствен- ные  расходы»  полностью  закрывается  на  счет 20«Основное   производство».  

Таким образом, данная финансовая операция в рассматриваемом примере имеет следующий вид:

  сч. 10«Материалы»                                       сч. 20 «Осн.пр-во»                  рис.1

  с/сч 1 «Склад цеха  диагностики»                 Д-т-----------T------------К-т

    Д-т-----------T------------К-т                                   1250     |

  Сальдо на 1.10.08                                         ___1300___________________

    1387          │                                                        2550

      ________|_150________               

1237                             c-до на 1.11.08       

                                                                                                                                           

          сч. 10«Материалы»                                            сч. 10 «Материалы»                                 

         с/сч 2 «Склад цеха                                               с/сч 3 „Склад малярного 

                 рихтовки”                                                                    цеха“                                    

           Д-т-----------T------------К-т                                     Д-т-----------T------------К-т                                    

            Сальдо на 1.10.08                                               Сальдо на 1.10.08                                       

              2624        │                                                           4553        │                                                       

              150_____|_________                                           ________|__1250____                

            2774             c-до на 1.11.08                                    3303         c-до на 1.11.08   

                                                                                     

          сч. 10»Материалы"                                            сч. 26 «Общехозяйственные                                 

         с/сч 4 „Основные                                                              расходы“

                 материалы”                                                      Д-т-----------T------------К-т                                                  

           Д-т-----------T------------К-т                                     Сальдо на 1.10.08                                        

            Сальдо на 1.10.08                                                          -        │                 

                        -     │                                                                  1000   │                 

                              │  1300                                                           300

            1300_____|_________                                             ________|__1300____               

            -             c-до на 1.11.08                                                 —         c-до на 1.11.08                                                                                         
Схема отражения на счетах бухгалтерского учета расхода материалов на производство в ООО „Ямал Авто“
       Во  всех  вышеперечисленных  финансовых  операциях  материальные ресурсы списываются по фактической себестоимости.

                       Пути совершенствования учета движения материалов

            Оформление  отпуска  материалов  трудоемко  из  -  за большого количества и  разнообразия первичных  документов. Поэтому  важное  значение  имеет   упрощение  учета   на   этом   участке.  С этой целью   в ООО «Ямал Авто»  первичные документы на  внутреннее  перемещение  и  отпуск  в  производство материалов оформляются только  в натуральных  показателях. В  конце месяца в  бухгалтерии по  данным первичных  документов с  помощью специального  программного  обеспечения  происходит автоматическое списание на затратные  счета материалов по  учетным ценам, в  качестве которых  служат  оптовые   цены  приобретения,  определенные   по методу ФИФО.

       В целях  совершенствования документального  оформления отпуска материалов  на  производство  в ООО „Ямал Авто“  можно предложить  повысить  контрольные  функции  первичного  учета   и ввести  в  обращение  лимитно  -  заборные карты, которые предназначены, во  — первых,  для последовательного  оформления отпуска  материалов,  потребляемых  при  выполнении  работ систематически, например, растворитель,  краска ,  а во  — вторых,  для текущего контроля за  лимитами  отпуска  материалов  на  производственные  нужды. С этой целью  необходимо установить  лимит отпуска  материалов  на  производство, основываясь  на прогрессивных  нормах и  плановых  объемах их  расхода реализации.

           Лимитно — заборная  карта формы М  — 8, М  — 9 является  накопительным первич- ным  документом, служит  основанием для  списания материальных ценностей со склада.   Исходя  из  плановой  потребности в тех или  иных материальных ценностях,    ответственный за снабжение материалами  выписывает  лимитно -заборные карты в двух  экземплярах на месяц (квартал,  полугодие, год,  с  отрывными  месячными  тало- нами   на фактический отпуск). Один экземпляр  карты   передается потребителю   (цех,  участок),  а второй -   на склад .  В каждом экземпляре  указываются   установленный лимит,  наименование, номенклатурный  номер материалов и другие  данные. Отпуск материалов   в  производство осуществляется  складом  при  предъявлении  представителем участка своего  экземпляра лимитно  — заборной   карты. Кладовщик  отмечает в  обоих экземплярах  дату и  количество отпущенных  материалов, после  чего выводит  остаток лимита.  По окончании  месяца  оба  экземпляра  лимитно  -  заборных карт передают в бухгалтерию предприятия  для отражения  расхода материалов  на соответствующих  счетах  бухгалтерского  учета.  В  лимитно  -  заборной карте  ведется  также  учет  возврата материалов, не использованных  в  производстве.  При   этом   никаких  дополнительных документов  не составляется.                                                                                                                                        Лимитно  -  заборные  карты  способствуют   усилению  контроля за отпуском материалов   со склада в   пределах  предусмотренного  лимита и резко  сокращают число   разовых  документов.  Однако их  применение не  позволяет контролировать  использование материалов непосредственно  в  производстве. 

       Более  широкое  внедрение  компьютерного учета  в процесс оформления первич- ных документов  может  являться  одним  из наиболее эффективных путей  совер-шенствования  первичного  учета.  С  этой  целью  необходимо автоматизировать   складской  учет,  что  позволит механизировать обработку информации  о внутреннем  перемещении материальных  запасов,  понизить  вероятность  ошибок  при перене- сении информации из  первичных  документов  в  регистры  бухгалтерского  учета,  а  также  сократить  количество  первичной  учетной  документации  , что, в  свою оче- редь,  будет способствовать  повышению точности и оперативности  учета  движения  материальных  ценностей  на предприятии.

                 Важной задачей работы предприятия является улучшение  ресурсосбере- жения. Этому также  способствует    упорядочение первичной   документации,     широкое   внедрение      типовых унифицированных   форм, повышение   уровня    механизации    и  автоматизации   учетно- вычислительных работ,  а также обеспечение строго  порядка   приемки, хранения и    расходования   сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих   изделий,   топлива  и     др.,  ограничения     числа  должностных   лиц,  имеющих право  подписи   документов  на   выдачу особо  дефицитных   и дорогостоящих    материалов.    Для  обеспечения   сохранности  производственных  запасов,  правильной   приемки, хранения   и отпуска    ценностей  важное   значение    имеет  наличие   на предприятии  в  достаточном  количестве складских   помещений,  оснащенных     весовыми      и  измерительными      приборами, мерной тарой  и   другими приспособлениями.  Необходимо  также внедрение эффективных  форм   предварительного    и   текущего  контроля      за   соблюдением      норм      запасов        и расходованием  материальных ресурсов.

          Важным условием эффективного использования материалов на производстве, является   правильный выбор методов учета. Методология  организации  бухгалтерского  учета  материальных   ресурсов  предполагает  выбор  одного  из  нескольких  методов их  учета  и  оценки,  который  фиксируется  в  учетной  политике предприятия. Для выбора метода необходимо провести анализ расхода материалов.  Так  определение  фактической  себестоимости материальных  ресурсов,  списываемых  в производство, разрешается  производить  одним  из  следующих  методов  оценки  запасов:  по средней  себестоимости,  по  себестоимости  первых  по

времени  закупок  (ФИФО), по  себестоимости  последних  по  времени закупок (ЛИФО).

На  изучаемом  предприятии  используется метод  ФИФО.

       Кроме того, материалы на счете 10 «Материалы» могут учитываться либо  по  фактической  себестоимости  их  приобретения (заготовки), либо  по  учетным  ценам.  При  учете  материалов  по  учетным ценам  (плановая  себестоимость  приобретения,  средние  покупные цены  и  др.)  разница  между  стоимостью  ценностей  по  этим це- нам   и  фактической  себестоимостью  приобретения  ценностей отражается  на  счете  16  «Отклонения  в  стоимости  материалов».

       Организации  имеют  право самостоятельно  выбирать  способ классификации  материальных  ресурсов.  Классификатор  должен  в полной  мере  систематизировать  имеющиеся  на  складах  различные  материалы, предполагать контроль за  правиль- ностью  ведения  бухгалтерского учета, способствовать более точному распределению отклонений  в  стоимости  материальных ценностей по направлениям затрат.

       Важен  также  выбор метода  учета  на  складе,  который  должен обеспечить  оперативность  и  достоверность  количественного учета на  складе,  систематический  контроль  за  правильностью  документирования  операций  по  движению  материалов  и соответствия остатков  материалов  по  данным  складского  учета  с  остатками материалов  по  данным  бухгалтерского  учета.

     
                                                                                                                                    


Заключение.

       К материальным  ресурсам относятся  все элементы  средств производства и  предметов потребления,  имеющих материальную  форму, т. е.  все элементы  валового общественного  продукта, с  помощью которых  удовлетворяются  материальные  потребности  общества   в  целом и каждого его члена в отдельности.

       Экономия материальных ресурсов  выражается в повышении  уровня их полезного использования, т.  е. в снижении удельного  расхода по сравнению с уровнем,  достигнутым в предыдущем  периоде. Экономия ресурсов  на  предприятии  (организации)  может быть осуществлена по двум направлениям:

       1)  получение  положительной  разницы  между  нормативным  (по рассчитанной норме  расхода материала  на данное  изделие) и фактическим количеством расходуемых ресурсов;

       2)     снижение      нормативного     расхода      материалов.

       С  точки  зрения  бухгалтерского  учета  установление величины экономии за  счет снижения  норм может  быть осуществлено только в  рамках  нормативного  метода. 

       В тоже время снижение  материалоемкости   способствует сокращению  затрат труда  на изготовление продукции, а,  значит, и снижению  ее себестоимости, что  является  важнейшей  предпосылкой  повышения эффективности производства.

       Уменьшение  удельных  расходов  материальных  ресурсов способствует  увеличению  внутрихозяйственных  накоплений. Это особенно  важно  в  современных  условиях,  когда  прибыль является главным источником  образования  фондов  экономического   стимулирования. Таким образом,  рациональное использование  материальных ресурсов  является важнейшим  фактором снижения  материалоемкости и  себестоимости  продукции  (работ,  услуг),  повышения  прибыльности  и рентабельности производства. Но не только  в этом проявляется  влияние экономии на  финансы предприятия.  Стоимость  материальных  ресурсов составляет основную часть оборотных  средств. Ускорение их  оборачиваемости имеет  большое значение, т. к. в  этом случае на каждый рубль  оборотных средств производится больший  объем продукции. Снижение  удельных расходов материалов  уже означает  ускорение оборачиваемости,  и,  кроме  того, уменьшаются  денежные  затраты  на образование производственных запасов,  высвободившиеся оборотные  средства используются на расширение  производства в рамках  данного предприятия, т. е.  на увеличение  объема производства  без привлечения дополнительных  оборотных  средств.  Следовательно,  рациональное  использование  материальных  ресурсов  положительно  влияет  на всю совокупность показателей производства.

       Поэтому  на  практике  для  любого  предприятия  (организации)  важно  соблюдать  режим  экономии  на  всех уровнях производства,  нужно   ориентироваться   на   ресурсосбережение.   Исключительно большое  значение  имеют  организационные,  экономические  и правовые  мероприятия,  направленные  на  снижение  материалоемкости и себестоимости продукции.

       Организационные мероприятия включают в себя:

       — повышение на основе внедрения достижений научно — технического прогресса уровня организации производства;

       -  организация  обмена  оперативной  информацией  о  поставках материальных  ценностей  и  выработка  требований  к поставленным видам ресурсов, срокам, формам и видам поставки.

       Экономические мероприятия предусматривают:

       -  экономическое  обоснование  предложений,  направленных   на  улучшение использование  ресурсов и  управления ими,  а также  их экономический анализ;

       -  материальную  ответственность  управленческих  служб и подразделений пред-приятия,  отделов, бригад,  рабочих и  служащих за перерасход и  небрежное отноше-ние  к материальным  ресурсам из  -за невыполнения основных  требований техноло-гических процессов  и др.

       К  правовым  мероприятиям  относятся:  разработка внутрипроизводственных нормативных  актов по  рациональному использованию  и эффективному управлению ресурсами.

       И наконец, как  на уровне отдела,  подразделения, предприятия, так  и  на  уровне  промышленности  в целом без надлежащего учета экономии она  просто невозможна,  поэтому важную  роль в  системе  мер,  направленных  на  экономию  материальных ресурсов, снижение материалоемкости  и  себестоимости  продукции играет рационально организационный  учет  материалов  на предприятии, осуществленный в соответствии с поставленными задачами учета, контроля и анализа использования материалов на производство.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вредители сельскохозяйственных культур
Реферат 1 Інструкцію із заповнення картки обліку дорожньо-транспортної пригоди (додається)
Реферат Новые формулы для вычисления Планковских единиц
Реферат Общая энергетика
Реферат Совершенствование концепции обучения в техническом университете на примере подготовки специалистов по САПР
Реферат Операторные передаточные функции и их свойства
Реферат Аудирование на уроках немецкого языка
Реферат Теория и практика семейной психотерапии, Браун Джозеф
Реферат Определение концентрации атомов в газе методом атомно-абсорбционной спектроскопии
Реферат Общий курс физики
Реферат Ограничители импульсных сигналов
Реферат Операторный метод анализа переходных колебаний
Реферат Определение параметров косинусного излучателя
Реферат Общие сведения об измерении температуры
Реферат Правовая природа и квалификация "договора вексельного займа"