--PAGE_BREAK--В подобных ситуациях руководство и специалисты организации должны оценить степень влияния избираемого способа на полезность финансовой информации и решить, какому требованию отдать предпочтение. Относительная важность отдельных требований в разных хозяйственных условиях определяется профессиональным суждением.
Иными словами, чаще всего формирование учетной политики есть процесс достижения баланса между названными требованиями-принципами.
Как уже отмечалось, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными стандартами. Если последними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике.
В такой ситуации возможно использовать три варианта определения учетной политики: 1) по аналогии со сходными операциями; 2) исходя из общих определений и критериев; 3) на основе признанной практики. В первом случае речь идет об ориентации на требования, принятые для учета сходных операций, и общие принципы системы бухгалтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые непосредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство операций устанавливается на основе профессионального суждения. Во втором случае источником учетной политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения и критерии признания, описанные, в частности, в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и бухгалтерском законодательстве. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении того, капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход. Третий предложенный вариант ориентирует на общепризнанную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допустим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практика не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие – единство учетной политики в организации, т. е., другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных хозяйственных договоров.
В рамках группы взаимосвязанных (родственных) организаций каждый участник, являющийся юридическим лицом, вырабатывает собственную учетную политику. Вместе с тем учетная политика членов группы должна согласовываться. Координирующим органом в процессе согласования выступает головная (материнская, холдинговая) организация.
Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов:
1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
2) выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгалтерского учета;
3) обоснование исходных положений построения учетной политики;
4) идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта;
5) выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией;
6) оформление избранной учетной политики.
Последовательность этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, ибо конкретная организация имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов, при адекватности которых эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведется из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством поверки каждого отобранного на предыдущем этапе способа системой соответствующих критериев. На шестом, заключительном, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней.
Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее условие – единство учетной политики в организации, то есть, другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах.
Согласно законодательству Российской Федерации учетная политика утверждается руководителем организации. Формирование же ее наряду с другими функциями относится к компетенции главного бухгалтера. В разработке учетной политики организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии. Поскольку хозяйственная ситуация непостоянна, что предопределяет соответствующие корректировки учетной политики, может целесообразным создание в организации специальной комиссии по разработке учетной политики со статусом постоянно действующей. В ее функции должны входить анализ хозяйственной ситуации и законодательства, отслеживание изменений в системе бухгалтерских стандартов, анализ новых способов ведения учета, выработка предложений об установлении или изменении учетной политики, подготовка проектов соответствующих распорядительных документов, анализ исполнения избранной учетной политики. В состав комиссии должны входить сотрудники, имеющие большой опыт работы, досконально знающие специфику деятельности организации, разбирающиеся в действующем хозяйственном, бухгалтерском и налоговом законодательстве. Не исключена возможность привлечения к разработке учетной политики специализированных фирм (бухгалтерских, аудиторских) или независимых экспертов. Однако в любом случае окончательное решение о введении того или иного положения учетной политики остается за руководителем организации или лицами, им на то уполномоченными.
В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.
Внутренний контроль за выполнением учетной политики обеспечивается службами внутреннего аудита и ревизионной комиссией (если таковая создается в организации), причем задачи контроля у этих органов различны: первая сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному порядку учета и отчетности, обоснованности принятия администрацией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конечные результаты деятельности организации, а также точности соблюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями; вторая наблюдает за учетной политикой в интересах собственников организации, т. е. за тем, насколько принимаемые администрацией решения реализуют цели собственников.
Внешний контроль за выполнением учетной политики осуществляют независимая аудиторская организация (аудитор), а также государственные контролирующие органы, обладающие соответствующими полномочиями (в том числе налоговые органы). Как и в случае с внутренним контролем, цели и задачи контроля названных организаций различны: аудитор анализирует учетную политику организации, чтобы выразить мнение о достоверности ее бухгалтерской отчетности, устанавливает соответствие избранной организацией учетной политики характеру и условиям ее деятельности, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам; контроль государственных органов, как правило, преследует лишь одну цель – установление соответствия избранных организацией способов ведения бухгалтерского учета требованиям и предписаниям законодательства.
Таким образом, формирование учетной политики же относится к компетенции главного бухгалтера. Но в разработке учетной политики организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб.
Глава 2. Анализ основного капитала
2.1. Анализ наличия, динамики и структуры основных средств
Основной капитал характеризует материальную базу, технический уровень производства. В финансовой отчётности основной капитал отражается как основные средства.
Основные средства – это фонд финансовых ресурсов, инвестируемый в основные фонды производственного и непроизводственного назначения.
Основные фонды функционируют длительный период и по частям переносят свою стоимость на стоимость изготавливаемой продукции, работ, услуг при сохранении своей вещественной формы.
В зависимости от участия в производстве основные фонды делятся на производственные и непроизводственные.
Производственные основные фонды прямо или косвенно участвуют в производстве материальных ценностей. К ним относятся здания, сооружения, машины и оборудование.
Непроизводственные основные фонды включают жилые дома, клубы, поликлиники и другие основные средства нематериальной сферы.
В производстве различают активные и пассивные основные фонды. Активные – это машины, оборудование, транспортные средства и другое. Пассивные – здания, сооружения и другие. Они непосредственно не участвуют в переработке и перемещении сырья, материалов, но создают необходимые для производства условия.
Обеспеченность предприятия основными средствами производства и эффективность их использования являются важными факторами, от которых зависят результаты деятельности предприятия: выпуск продукции, её себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния.
В процессе анализа важно определить состав, дать оценку динамики и структуры основных средств.
Состав и структура основных средств в ОАО “Эликон” приведены в таблице 1.
Таблица 1
Состав и структура основных средств
Виды основных средств
2003 год
2004 год
2005 год
Откл. 2005 год к 2003 году в %
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
Земельные участки и объекты природопользования
19
0,01
19
0,01
19
0,01
—
Здания
97589
27,96
97589
27,8
97296
27,63
-0,33
Сооружения
37849
10,84
38849
11,07
39103
11,11
0,27
Машины и оборудование
208002
59,6
208580
59,42
209971
59,63
0,03
Транспортные средства
5010
1,43
5412
1,54
5151
1,46
0,03
Производственный и хозяйственный инвентарь
510
0,15
537
0,15
533
0,15
—
Другие виды основных средств
24
0,01
27
0,01
26
0,01
—
ИТОГО
348984
100
351013
100
352099
100
—
В т. ч. Производственные
314986
90,26
316340
90,12
317570
90,19
-0,07
Непроизводственные
39998
9,74
34673
9,88
34529
9,81
0,07
Более 90% основных средств в акционерном обществе приходится на производственные фонды. В целом по предприятию стоимость основных средств увеличилась с 348984 тыс. руб. до 352099 тыс. руб. Это произошло в результате их обновления, приобретения новых. Удельный вес зданий в общей структуре основных средств в отчётном году составляет 27,63%, а в базисном году такой удельный вес составлял 27,96%. Увеличилась стоимость сооружений в результате их строительства.
На предприятии увеличилась доля активной части фондов, в том числе машин и оборудования, транспортных средств. Машины и оборудование занимают наибольший удельный вес в структуре основных производственных фондов: в 2003 году – 59,6%, в 2004 году – 59,42%, в 2005 году – 59,63%. Такая тенденция является положительной в деятельности общества. Сумма производственного и хозяйственного инвентаря возросла с 510 тыс. руб. до 533 тыс. руб., но составляет по – прежнему 0,15% в структуре основных средств.
Кроме того, на предприятии имеются и другие виды основных средств, стоимость которых также увеличилась и составляет в 2005 году 26 тыс. руб.
В процессе анализа основных средств целесообразно изучить динамику этих средств и оценить произошедшие изменения. Для этого необходимо проанализировать данные о наличии основных средств за пять лет. На основании этих данных рассчитываются базисные и цепные индексы темпов роста основных средств (таблица 2).
Таблица 2
Динамика основных средств
Год динамики
Основные средства
Тыс. руб.
Темпы роста, %
базисные
цепные
1998
311342
100,0
100,0
1999
315111
101,2
101,2
2003
348984
112,1
110,7
2004
351013
112,7
100,6
2005
352099
113,1
100,3
Базисные темпы роста увеличиваются с каждым годом, а именно со 101,2% до 113,1%. Это свидетельствует об увеличении стоимости основных средств в течение пяти лет в результате их приобретения, строительства, переоценки.
Цепные темпы роста показывают, что наибольший рост основных фондов произошёл в 2003 году на 9,5% (110,7 – 101,2). В последующие два года их стоимость увеличивалась незначительно, т.е. на 0,6% и 0,3% соответственно в 2004 и 2005 годах.
\s
Рис.1. Динамика основных средств
Увеличение стоимости основных фондов свидетельствует о эффективной деятельности предприятия и о положительном влиянии основных средств на его финансовое положение. Достаточное наличие основных фондов предприятия влияет на производственную мощность. От уровня материально – технической базы предприятия, степени использования его производственного потенциала зависят все конечные результаты хозяйствования.
2.2. Анализ состояния, движения и воспроизводства основных средств
Основные фонды на предприятии не бывают постоянными, они находятся в движении, т. е. поступают и выбывают в течение отчетного периода. Замена морально устаревших и физически изношенных основных фондов более совершенными и производительными, способствует росту производительности труда и повышению эффективности производства.
Для анализа движения, технического состояния основных фондов в динамике применяют систему показателей: коэффициент обновления, выбытия, прироста, износа и годности основных фондов.
В анализируемом предприятии произошли следующие изменения в состоянии основных средств (см. табл.3).
продолжение
--PAGE_BREAK--