Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учетная политика ее формирование и раскрытие

--PAGE_BREAK--В подобных ситуациях руководство и специалисты организа­ции должны оценить степень влияния избираемого способа на по­лезность финансовой информации и решить, какому требованию отдать предпочтение. Относительная важность отдельных требова­ний в разных хозяйственных условиях определяется профессиона­льным суждением.
Иными словами, чаще всего формирование учетной политики есть процесс достижения баланса между назван­ными требованиями-принципами.
Как уже отмечалось, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из неско­льких допускаемых общепризнанными стандартами. Если послед­ними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике.
В такой ситуации возможно использовать три варианта определения учетной полити­ки: 1) по аналогии со сходными операциями; 2) исходя из общих определений и критериев; 3) на основе признанной практики. В первом случае речь идет об ориентации на требования, приня­тые для учета сходных операций, и общие принципы системы бух­галтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые не­посредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство опера­ций устанавливается на основе профессионального суждения. Во втором случае источником учетной политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения и крите­рии признания, описанные, в частности, в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и бухгалтерском законодательст­ве. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении того, капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход. Третий предложенный вариант ориентирует на общепризнан­ную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допус­тим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практи­ка не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгал­терскому учету.
Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее усло­вие – единство учетной политики в организации, т. е., другими сло­вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди­ных основах. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их располо­жения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных хозяйственных договоров.
В рамках группы взаимосвязанных (родственных) организаций каждый участник, являющийся юридическим лицом, вырабатывает собственную учетную политику. Вместе с тем учетная политика членов группы должна согласовываться. Коорди­нирующим органом в процессе согласования выступает головная (материнская, холдинговая) организация.
Процесс формирования учетной политики состоит из следую­щих последовательных этапов:
1)                определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
2)       выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгал­терского учета;
3)       обоснование исходных положений построения учетной по­литики;
4)       идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта;
5)                выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией;
6)                оформление избранной учетной политики.
Последовательность этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе уста­навливается предмет учетной политики, ибо конкретная организа­ция имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтер­ского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от со­става объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на раз­работку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем эта­пе совокупности факторов, при адекватности которых эти допуще­ния закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведет­ся из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством по­верки каждого отобранного на предыдущем этапе способа систе­мой  соответствующих критериев.  На  шестом,  заключительном, этапе избранная  учетная  политика  получает  соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней.
Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее усло­вие – единство учетной политики в организации, то есть, другими сло­вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди­ных основах.
Согласно законодательству Российской Федерации учетная политика утвержда­ется руководителем организации. Фор­мирование же ее наряду с другими фун­кциями относится к компетенции глав­ного  бухгалтера.   В   разработке   учетной   политики   организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии. Поскольку хозяйственная ситуация непостоянна, что предопределяет соответствующие корректировки учетной политики, может  целесообразным создание в организации специальной комиссии по разработке учетной политики со статусом постоянно действующей. В ее функции должны входить анализ хозяйственной ситуации и законодательства, отслеживание изменений в сис­теме бухгалтерских стандартов, анализ новых способов ведения учета, выработка предложений об установлении или изменении учетной политики, подготовка проектов соответствующих распо­рядительных документов, анализ исполнения избранной учетной политики. В состав комиссии должны входить сотрудники, имею­щие большой опыт работы, досконально знающие специфику дея­тельности организации, разбирающиеся в действующем хозяйст­венном, бухгалтерском и налоговом законодательстве. Не исклю­чена возможность привлечения к разработке учетной политики специализированных фирм (бухгалтерских, аудиторских) или незави­симых экспертов. Однако в любом случае окончательное решение о введении того или иного положения учетной политики остается за руководителем организации или лицами, им на то уполномоченными.
В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.
Внутренний контроль за выполнением учетной политики обес­печивается службами внутреннего аудита и ревизионной комис­сией (если таковая создается в организации), причем задачи конт­роля у этих органов различны: первая сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному по­рядку учета и отчетности, обоснованности принятия администра­цией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конеч­ные результаты деятельности организации, а также точности со­блюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями; вторая наблюдает за учетной политикой в интере­сах собственников организации, т. е. за тем, насколько принимае­мые администрацией решения реализуют цели собственников.
Внешний контроль за выполнением учетной политики осуществля­ют независимая аудиторская организация (аудитор), а также государст­венные контролирующие органы, обладающие соответствующими полномочиями (в том числе налоговые органы). Как и в случае с внут­ренним контролем, цели и задачи контроля названных организаций различны: аудитор анализирует учетную политику организации, чтобы выразить мнение о достоверности ее бухгалтерской отчетности, устанавливает соответствие избранной организацией учетной полити­ки характеру и условиям ее деятельности, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам; контроль государствен­ных органов, как правило, преследует лишь одну цель – установле­ние соответствия избранных организацией способов ведения бухгалтер­ского учета требованиям и предписаниям законодательства.
Таким образом, фор­мирование учетной политики же относится к компетенции глав­ного  бухгалтера.   Но в разработке   учетной   политики   организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб.
Глава 2. Анализ основного капитала
2.1. Анализ наличия, динамики и структуры основных средств
Основной капитал характеризует материальную базу, технический уровень производства. В финансовой отчётности основной капитал отражается как основные средства.
 Основные средства – это фонд финансовых ресурсов, инвестируемый в основные фонды производственного и непроизводственного назначения.
Основные фонды функционируют длительный период и по частям переносят свою стоимость на стоимость изготавливаемой продукции, работ, услуг при сохранении своей вещественной формы.
В зависимости от участия в производстве основные фонды делятся на производственные и непроизводственные.
 Производственные основные фонды прямо или косвенно участвуют в производстве материальных ценностей. К ним относятся здания, сооружения, машины и оборудование.
Непроизводственные основные фонды включают жилые дома, клубы, поликлиники и другие основные средства нематериальной сферы.
В производстве различают активные и пассивные основные фонды. Активные – это машины, оборудование, транспортные средства и другое. Пассивные – здания, сооружения и другие. Они непосредственно не участвуют в переработке и перемещении сырья, материалов, но создают необходимые для производства условия.
Обеспеченность предприятия основными средствами производства и эффективность их использования являются важными факторами, от которых зависят результаты деятельности предприятия: выпуск продукции, её себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния.
В процессе анализа важно определить состав, дать оценку динамики и структуры основных средств.
 Состав и структура основных средств в ОАО “Эликон” приведены в таблице 1.
                                                                                              Таблица 1
Состав и структура основных средств
Виды основных средств
2003 год
2004 год
2005 год
Откл. 2005 год к 2003 году в  %
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
Земельные участки и объекты природопользования
19
0,01
19
0,01
19
0,01

Здания
97589
27,96
97589
27,8
97296
27,63
-0,33
Сооружения
37849
10,84
38849
11,07
39103
11,11
0,27
Машины и оборудование
208002
59,6
208580
59,42
209971
59,63
0,03
Транспортные средства
5010
1,43
5412
1,54
5151
1,46
0,03
Производственный и хозяйственный инвентарь
510
0,15
537
0,15
533
0,15

Другие виды основных средств
24
0,01
27
0,01
26
0,01

ИТОГО
348984
100
351013
100
352099
100

В т. ч. Производственные
314986
90,26
316340
90,12
317570
90,19
-0,07
Непроизводственные
39998
9,74
34673
9,88
34529
9,81
0,07
Более 90% основных средств в акционерном обществе приходится на производственные фонды. В целом по предприятию стоимость основных средств увеличилась с 348984 тыс. руб. до 352099 тыс. руб. Это произошло в результате их обновления, приобретения новых. Удельный вес зданий в общей структуре основных средств в отчётном году составляет 27,63%, а в базисном году такой удельный вес составлял 27,96%. Увеличилась стоимость сооружений в результате их строительства.
На предприятии увеличилась доля активной части фондов, в том числе машин и оборудования, транспортных средств. Машины и оборудование занимают наибольший удельный вес в структуре основных производственных фондов: в 2003 году – 59,6%, в 2004 году – 59,42%, в 2005 году – 59,63%. Такая тенденция является положительной в деятельности общества. Сумма производственного и хозяйственного инвентаря возросла с 510 тыс. руб. до 533 тыс. руб., но составляет по – прежнему  0,15% в структуре основных средств.
Кроме того, на предприятии имеются и другие виды основных средств, стоимость которых также увеличилась и составляет в 2005 году 26 тыс. руб.
В процессе анализа основных средств целесообразно изучить динамику этих средств и оценить произошедшие изменения. Для этого необходимо проанализировать данные о наличии основных средств за пять лет. На основании этих данных рассчитываются базисные и цепные индексы темпов роста основных средств (таблица 2).                                                                                                                    
Таблица 2
                                Динамика основных средств
Год динамики
Основные средства
Тыс.    руб.
Темпы роста, %
базисные
цепные
1998
311342
100,0
100,0
1999
315111
101,2
101,2
2003
348984
112,1
110,7
2004
351013
112,7
100,6
2005
352099
113,1
100,3
Базисные темпы роста увеличиваются с каждым годом, а именно со 101,2% до 113,1%. Это свидетельствует об увеличении стоимости основных средств в течение пяти лет в результате их приобретения, строительства, переоценки.
Цепные темпы роста показывают, что наибольший рост основных фондов произошёл в 2003 году на 9,5% (110,7 – 101,2). В последующие два года их стоимость увеличивалась незначительно, т.е. на 0,6% и 0,3% соответственно в 2004 и 2005 годах.
\s
                 Рис.1. Динамика основных средств
Увеличение стоимости основных фондов свидетельствует о эффективной деятельности предприятия и о положительном влиянии основных средств на его финансовое положение. Достаточное наличие основных фондов предприятия влияет на производственную мощность. От уровня материально – технической базы предприятия, степени использования его производственного потенциала зависят все конечные результаты хозяйствования.
2.2. Анализ состояния, движения и воспроизводства основных       средств
Основные фонды на предприятии не бывают постоянными, они находятся в движении, т. е. поступают и выбывают в течение отчетного периода. Замена морально устаревших и физически изношенных основных фондов более совершенными и производительными, способствует росту производительности труда и повышению эффективности производства.
Для анализа движения, технического состояния основных фондов в динамике применяют систему показателей: коэффициент обновления, выбытия, прироста, износа и годности основных фондов.
В анализируемом предприятии произошли следующие изменения в состоянии основных средств (см. табл.3).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.