Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Обоснование и разработка этнографического тура по Узбекистану

Аннотация
Даннаяработа посвящена раскрытию понятия такого относительно молодого направления международноготуризма как этнический туризм.
Этнические предпосылкиразвития международного туризма состоят в том, что нашу планету населяетбольшое число различных народов, каждый из которых имеет свою историю,культуру, традиции, обычаи, религию. Множество людей вследствие ростаобразовательного и культурного уровня стремится познакомиться с жизнью разныхнародов в наиболее полном объеме. Это можно достичь только путем посещениязарубежных стран. Таким образом, международный этнический туризм являетсясредством познания жизни других народов.
Интерес к истории,культуре, быту и традициям других народов выступает важнейшим катализаторомразвития международного туризма. В этом плане культурно-исторические факторытесно переплетаются с факторами этническими.
Целью курсовой работыявляется обоснование и разработка этнографического тура по Узбекистану.
Для достижения целибыли поставлены следующие задачи: • изучить сущность и спецификуэтнографического туризма; • рассмотреть туристический потенциал Узбекистана дляцелей этнографического туризма и вопросы безопасности туризма; • разработатьэтнографический тур по Узбекистану; • разработать рекомендации по развитиюэтнотуризма в Узбекистане.
При написании работыиспользовались литературные источники, открытые интернет-ресурсы.
Материалы этой работымогут быть использованы учащимися туристических колледжей.
Введение
Туризм (какнациональный, так и международный) — продукт длительного историческогоразвития. Предпосылки его появления лежат в глубокой древности.
Как известно,в истории развития туризма мы различает четыре этапа:
• до начала XIX века — предыстория туризма. Отличительными характерами путешествий до середины XIXвека были: примитивизм средств передвижения; то, что путешествия было несамоцелью, а необходимым условием и средством к достижению собственно цели, както: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение,паломничество. Всех путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству,занимавшему привилегированное положение в обществе. «Маленькийчеловек» оставался в стороне.
• начало XIX века — начало XX века — элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий попроизводству туристических услуг. В начале ХIX века ряд таких факторов как:промышленная революция, развитие транспорта, увеличение свободного времениблагоприятно повлияло на развитие туризма. Из-за увеличения количествапутешественников стало необходимым строительство гостиниц, организация бюропутешествий, развиваются туристические услуги комплексного типа.
• начало XX века — доначала Второй мировой войны — начало становления социального туризма.В этот период развития туризм одиночек постепенно уступал место групповомутуризму широких масс. Кроме того изменился характер путешествий — ужепреследовались не только развлекательные, но и познавательные цели. В маршрутывсе чаще включаются исторические места, памятники культуры.
• после второймировой войны — современный этап — массовый туризм, формирование туристскойиндустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг длятуризма.Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма можносчитать интенсивность туризма в той или иной стране. Массовый спрос натуристические услуги породил массовое туристическое производство: тур продуктбыл стандартизирован, а производство услуг и товаров поставлено «наконвейер». Возникли разнообразные предприятия и общественные институты,производящие различные компоненты и виды турпродукта и составляющие всовокупности индустрию туризма (туриндустрию).
Сегодня мировой туризм,безусловно, зарекомендовал себя как феномен 21 века. На фоне быстрого развитиятаких отраслей как хайтек, наукоемкая, легкая и тяжелая промышленности,медицина, спорт, шоу бизнес и др., современный туризм является не только автономнойиндустрией, но и зачастую основной составляющей всех вышеперечисленныхсубъектов народного хозяйства.
За послевоенные годымеждународный туризм приобрел широкие масштабы и играет все более заметную рольв мировой экономике. В условиях растущего единства и взаимозависимости мира,расширения межнациональных контактов в сфере экономики усиливаетсяинвестиционный аспект туризма. Статистика свидетельствует об устойчивых темпахего развития. В 1950 г. общее число туристов составляло 25 млн, апоступления от туризма – 2,1 млрд долларов США; в 1987 г., по даннымВТО, эти показатели составили соответственно 363 млн и 150 млрд. В2000 г. число путешествующих достигло 698 млн, поступления от туризма– более 476 млрд долларов США. В 2002 г. число туристов составило702 млн, валютные поступления от международного туризма достигли474 млрд долларов США. В 2007 г. число туристов, по данным ВТО,составило 898 млн. В мировой экономике на долю туризма приходится 6 %мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций,11 % мировых потребительских расходов.
В экономике отдельнойстраны международный туризм выполняет ряд важных функций:
1.Международный туризм- источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечениязанятости.
2.Международный туризм расширяетвклады в платежный баланс и ВНП страны.
3.Международный туризмспособствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферутуризма.
4.С ростом занятости всфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояниянации.
Международный туризмвходит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающейпромышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте11% и 8,6% соответственно.
Увеличениетуристских потоков и возникающие в связи с этим изменения всоциально-экономической, финансовой и других областях стали существеннымфактором экономического роста и поступательного развития международныхотношений. В настоящее время туристский сектор быстро растет и приближается котметке в 1 млрд. туристских прибытий.
Начало новоготысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристскогодвижения, но и появлением новых тенденций в развитии данной отрасли. В нашевремя на смену индустриальной эпохе, в которой основной ценностью быломатериальное благополучие, приходит постиндустриальная эпоха, где главной цельюявляются впечатления и ощущения. Если раньше туризм служил для познавания новыхстран и расширения кругозора туриста, то сегодня эта отрасль многолика иненавязчиво проникает во все сферы общественной, культурной, религиозной и дажеполитической жизни. На сегодняшнем этапе существуют такие области втуристическом бизнесе, которые еще совсем недавно не имели ни малейшегоотношения к этой сфере деятельности .
Немаловажнымифакторами, влияющими на развитие туризма стали развитие транспорта, связи,растущей мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественногобогатства.
Туристический бизнессегодня становится все более сложным, так как в нем пересекаются интересыразличных государственных и коммерческих предприятий и служб. Международныйтуризм стал важной частью международных экономических связей. Деловой туризм(бизнес-туры, ярмарки, конференции, симпозиумы и др.) является неотъемлемойчастью современного производственного процесса. Наряду с рекреационным иделовым эффектом, необходимо учитывать и растущее значение коммуникативногоаспекта туризма: усиливается число туристических поездок с целью коммуникации иустановления гуманитарных контактов, посещение друзей и знакомых и т.д…
Появились новейшиекомпьютерные системы бронирования и резервирования билетов, наземныетуристические аттракции, модернизированное гостиничное хозяйство и, какследствие, всевозможные новые, зачастую неожиданные и ранее не практиковавшихсявиды туризма, такие как: военный туризм, деловой туризм, лечебно-рекреационный,космический туризм и др.
Международный туризм вмире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнямисоциально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитиемеждународный туризм получил в западноевропейских странах, что определяется нетолько количеством иностранных посетителей и суммой валютных доходов, но имощностью материально-технической базы иностранного туризма, которая вопределенной мере превосходит возможности туристической индустрии другихрайонов мира, в частности, средствами пассажирского транспорта, гостиничногоразмещения, экскурсионными и зрелищными объектами. На долю этого региона приходитсясвыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютныхпоступленийПримерно20% приходится на Америку, менее10% — на Азию, Африку иАвстралию вместе взятые.
Подобное развитиемеждународных туристических связей повлекло за собой создание многочисленныхмеждународных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международнойторговли. Многие высокоразвитые страны Запада, такие, как Швейцария, Австрия,Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах оттуризма.
Глава1.Этнический туризм1.1 Основныепонятия этнического туризма
Этнические предпосылкиразвития международного туризма состоят в том, что нашу планету населяетбольшое число различных народов, каждый из которых имеет свою историю,культуру, традиции, обычаи, религию. Множество людей вследствие ростаобразовательного и культурного уровня стремится познакомиться с жизнью разныхнародов в наиболее полном объеме. Это можно достичь только путем посещениязарубежных стран. Таким образом, международный туризм выступает в качествесредства познания жизни других народов.
Музеи и картинныегалереи, выставки, архитектурные памятники и исторические достопримечательностивсегда привлекают туристов. Интерес к истории, культуре, быту и традициямдругих народов выступает важнейшим катализатором развития международноготуризма. В этом плане культурно-исторические факторы тесно переплетаются с факторамиэтническими.
Этнический туризм иногданазывают также этнографическим, поскольку этнография («народоведение») – этонаука, изучающая культурные и бытовые особенности разных народовмира(народов-этносов), а в данном случае турист непосредственно знакомится сэтими особенностями и в определенной мере изучает их .
Современное определениеэтноса является общепризнанным и восходит к определению, данному еще в 1923 г.С. М. Широкогоровым: «Этнос — есть группа людей, говорящих на одном языке,признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладомжизни, хранимых и освященных традицией, и отличающаяся ею от таковых другихгрупп».
Основываясь на понятияхобъекта этнографии и определениях этноса, можно сформулировать понятие«этнографический объект». Этнографическим объектом являетсякультурно-исторический объект (явление), содержащий информацию об этническихпроявлениях традиционно-бытовой культуры. Этнографический объект необходиморассматривать как систему признаков, характеризующих культуру этноса всочетании его оригинальных и специфических конкретных форм. К оригинальнымформам относятся явления и предметы традиционно-бытовой культуры,соответствующие данному хозяйственно- культурному типу и характеризующиенеповторимые черты этноса (украшения, орнаментация и т.п.).
Культурное наследиенарода составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей,ученых, мастеров народного творчества — совокупность ценностей, дающих смыслсуществованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальныепроизведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т.п.
Новым в вышеприведенномопределении является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы,технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали,церемонии и религиозные ритуалы, а также традиционные, народные спортивныесостязания и т. д.
Специфическиеконкретные формы присутствуют при выражении в культуре этноса явлений,связанных с проявлением признаков хозяйственно-культурного типа, природно-географическойзоны, этнокультурной области, с проникновением элементов сельской и городскойкультуры, воздействием современных этнических процессов.
Этнический туризм –одно из направлений культурно-познавательного туризма, являющееся в настоящеевремя заманчивым для многих стран. Мировая практика доказывает, что подобныйвид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека.
 
1.2 Видыэтнографического наследия
Этнографическоенаследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Во-первых,это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционнойкультуры и быта определенных народов. Указанные поселения можно назватьдемонстрационными или показательными, и они бывают как постоянные, так ивременные (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников исобирателей). Туристические маршруты, проходящие через такие поселения,существуют во многих странах. Так, популярным видом отдыха в Египте являетсясафари по пустыне на джипах, во время которого туристы посещают стоянкибедуинов и знакомятся с их кочевым укладом жизни .
Одной из целей поездкив латиноамериканское государство Перу для многих туристов является желаниесоприкоснуться с традиционным бытом коренных жителей страны – индейцев. Дляэтого туристы отправляются в глубинные районы страны – в частности, в джунглибассейна Амазонки. В данном случае четко прослеживается сочетание этническоготуризма с экологическим. Аналогичные маршруты проложены в горах Северной Индиии Северного Таиланда, во внутренних районах Австралии и на островах Океании. Ив некоторых сельских поселениях различных стран Европы население иногда используетнациональную одежду, привлекая тем самым туристов. Часто в разных регионах миратуристы становятся свидетелями и даже участниками красочных традиционныхпраздников и фестивалей. Посещая традиционные поселения, туристы судовольствием приобретают в качестве сувениров различные изделия местныхумельцев, пробуя блюда национальной кухни .
Во-вторых, этническийтуризм включает в себя знакомство с музеями народного быта.Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметовкрестьянского быта и народного творчества, характерных для населенияопределенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым. В каждойместности на протяжении исторического развития складывался свой особыйархитектурный стиль, связанный с национальными и природными особенностями края.со своеобразной культурой, разнообразными формами жилищ, обрядами, традициями.Центры народных промыслов и ремесел предоставляют возможность посмотреть как изготавливаютсяизделия.
Особый интерес вызываютэтнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцытрадиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники.При этом человек может своими глазами увидеть предмет, принадлежащий к той илииной культуре и эпохе, узнать о его деловом и символическом назначении, иногдадаже потрогать его и ощутить причастность к культуре своего и других народов.Первый такой музей под открытым небом был создан в 1891 году в Швеции. Онполучил название Скансен. В нем собраны все традиционные постройки со всейШвеции, проводятся фестивали и демонстрируются национальные танцы. Музеи подоткрытым небом существуют в настоящее время в разных странах, в том числе и вРоссии. Наиболее известный из российских музеев под открытым небом – Кижи,расположенный на одноименном острове в Карелии. Там находятся различныепостройки, характерные для российского Севера, в том числе шедевры деревянногозодчества. Кижи являются важным объектом туристского интереса.
Этнографическиймузей под открытым небом есть и в Республике Марий Эл. Он расположен в городеКосмодемьянске и ежегодно посещается тысячами туристами. В этом музеепредставлены образцы деревянного зодчества, старинные орудия труда и предметыбыта, применявшиеся в традиционном крестьянском хозяйстве марийского Поволжья.Ветряная мельница, кузница, амбары, образцы горномарийской вышивки, плетеныеизделия – все это туристы имеют возможность увидеть здесь.
Выражение«Музей под открытым небом» укоренилось и в отношении нашей древней Хивы. Апринадлежит оно американскому туристу-ученому Артуру Рзештаму, приехавшемуполюбоваться Ичан-калой около двух десятков лет назад.
Длятуристов очень удобно, что все исторические памятники Хивы, а их более 130,расположены в одном месте, на сравнительно небольшой площади, занимающей 26гектаров. Здесь функционируют свыше 15 музеев, где представлены историядревнего края, его будни.
Хива- музей прикладного искусства и быта. Великолепные образцы ювелирного искусства,ковроткачества, керамики, резьбы по дереву и ганчу, медной чеканки. Прекрасные,привлекающие взгляд многообразием изощренных приемов изготовления женских украшений,форм хорезмской керамики. В музее ремесел все то, чем славилась Хива прошлыхвеков. Иначе не скажешь: творения кузнецов, ювелиров, медников, кожевенников.
Собирать,систематизировать исторические ценности в Хиве начали еще в конце XIX века впериод правления Мухаммад Рахимхана II. Это были производимые в ханствеоригинальные изделия ремесленников, домашняя утварь, древние монеты и т.д. Аначало этому положил его указ о необходимости беречь, хранить историческиеценности, организовывать и устраивать выставки для любителей старины. В 1895году такая выставка демонстрировалась в Нижнем Новгороде, в 1900 году — вПариже, в 1904 году — в Америке. 1920 году в Кухна Арке был открыт первыймузей. В 1957 году он был переведен во дворец Нуруллабек.
В1967 году Хива получила статус музея-заповедника, а в декабре 1980 года порешению ЮНЕСКО был включен в список городов мирового наследия.
Неиссякает поток туристов, приезжающих со всех концов света полюбоваться нажемчужину Востока. В прошлом году Хиву посетили более 50 тыс. зарубежныхтуристов. Музеи заповедника Ичан-Кала располагают различными экспонатами,редкими книгами и рукописями.
Итак, благодаряэтническому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищныеи хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а такжепринять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухнии купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Вернувшись из поездки,туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия,делятся впечатлениями об особенностях культуры этносов посещенного региона. Всеэто в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителямиразных этносов.
Одним из направленийэтнического туризма является аборигенный туризм – это этнический туризм сучастием (вовлечением) представителей коренного населения.

Глава 2. Туризм ибезопасность туризма в Узбекистане2.1 Развитиетуризма в Узбекистане
На сегодняшний деньУзбекистан продемонстрировал всему миру свои радушные объятия, став не толькопризнанным промышленным, финансовым, но и развитым туристическим центромрегиона.
Основной фактор дляразвития сферы туризма — это уделяемое приоритетное вниманиеПравительством Узбекистана раскрытию всего имеющегосятуристического потенциала и созданию в этих целях необходимых рамочных иинфраструктурных условий.
Всемерное поощрение развитиятуризма, возведенное в ранг государственной политики, способствует тому, чтотуризм стал неотъемлемой частью нашей жизни, важным источником доходов, как длягосударства, так и для частных лиц и организаций, вовлеченных в эту сферу.
Придавая особоезначение туризму, указом Президента Республики Узбекистан в 1992 году быласоздана Национальная компания «Узбектуризм». Приоритетными направлениями еедеятельность являются совершенствование правовых и экономических основ туризма,расширение его инфраструктуры в республике, за счет привлечения иностранныхинвестиций, проведение широкой пропаганды исторического наследия, осуществлениереставрационных работ на памятниках истории и культуры.
Сегодня созданы всенеобходимые условия в стране. В Узбекистане приняты и действуют законы «Отуризме», «О страховании», Программа развития сферы услуг исервиса на 2006-2010 годы и Постановление Президента Республики Узбекистан «Одополнительных мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в РеспубликеУзбекистан до 2010 года», постановления правительства,направленные на формирование благоприятного делового и инвестиционного климатав туристическом секторе, предоставления льгот, улучшения гостиничнойинфраструктуры, строительства сетей дорог и курортов.
В Узбекистане действуютсвыше 400 частных туристских фирм. Общую координационнуюработу в отрасли ведет Национальная компания «Узбектуризм», имеющая своипредставительства не только во всех областях республики, но и в ряде зарубежныхгосударств. Презентации туристического потенциала Узбекистана, организованныепри содействии компании в рамках международных туристических выставок, вызывалинеподдельный интерес и восторг у иностранных партнеров
Еще один важный аспектв развитии туристической индустрии — создание инфраструктуры услуг и сервиса,отвечающих мировым стандартам и готовых предложить туристам уже не тольковысокое качество и профессионализм, но и уникальность, индивидуальность обслуживания.Как показывают современные тенденции в мировом туризме, он становится все болееперсонифицирован, сегментирован и узконаправлен. Моду на туристические поездкистали определять люди пожилого возраста, которые стремятся не только посетитьизвестные исторические памятники, но и глубже познать культуру, ментальностьпроживающего на этой территории народа, познакомиться с его бытом, традициями,обычаями. Благодаря этому вырос уровень туристической культуры,стимулировавший, в свою очередь, общемировое развитие сферы услуг и сервиса. Действуют240 гостиничных комплексов, в том числе 120 категории пять, четыре и тризвезды. Толькоза последние несколько лет в Узбекистане построено около 20 крупных и среднихотелей, свыше 30 мелких частных гостиниц. Подверглись реконструкции гостиницы вТашкенте, Самарканде, Ургенче, Шахрисабзе и других городах. Сейчас в странеосуществляют свою деятельность свыше 160 гостиниц, обладающих возможностьюодновременного приема до 20 тыс. гостей. Немаловажно, что в большинстве из нихвнедрены новые стандарты управления, позволяющие гибко реагировать на изменениярынка и адекватно отвечать на все запросы клиентов. В ходе масштабноймодернизации туристической инфраструктуры планируется к 2010 году построить 56гостиниц вместимостью в 2,1 тыс. мест, довести внутренний и въездной туризм до2,2 млн. Будет расширена сеть дорожных точек обслуживания,крупные стационарные кемпинги и комплексные пункты обслуживания на основныхтуристических маршрутах.
Узбекистан обладаетколоссальным туристическим потенциалом. Страна по праву считается одним изцентров туризма не только в Центральной Азии, но и во всем мире. В городах,наиболее привлекательных для туристов, через которые в древности проходил Великийшелковый путь, связывавший Китай со странами Европы, расположено большоеколичество архитектурных памятников различных исторических эпох: Самарканд,Бухара, Хива, Шахрисабз, Коканд, Термез. В древних городах Узбекистанасовременная архитектура соседствует с памятниками национального зодчествапрошлых веков.
Узбекистан располагаети другими ресурсами для привлечения большого числа иностранных гостей: пустынии заповедники, богатые разными видами животных и растений (иногда встречающихсятолько в Узбекистане); горные вершины и реки, имеющие огромное значение дляразвития активного вида туризма; минеральные источники с целебной водой;традиции прикладного искусства и самобытная культура, с которыми можно познакомитьсятолько в Узбекистане.
Рекреационные ресурсыреспублики позволяют организовать различные виды отдыха, туристические маршрутыи принимать зарубежных гостей круглогодично.
Сегодня ежегодноУзбекистан посещают около 1 миллиона зарубежных туристов. Около 60% туристовприходится на страны ЕС, 25% — на страны Азии и Америки. Доля туристов из странСНГ, в том числе из России составляет порядка 15%.Созданы сотни туристических маршрутов по всем регионам Узбекистана,восстановлены тысячи памятников культуры, архитектуры и уникальных природныхмест, которых в республике насчитывается свыше четырех тысяч, и более 140 изних находятся под охраной ЮНЕСКО.
Государство сейчас активноподдерживает усилия некоторых въездных туроператоров и турфирм по созданиюновых туристических продуктов, в частности, в рамках программы развитиясельского, этнографического, экологического и природного туризма. В нашейстране уже успешно принимают зарубежных туристов этнографические деревни,созданные на базе сельских поселков на территории Джизакской и некоторых другихобластей, действуют также юртовые стойбища для любителей караванных туров наверблюдах.
Устойчивые традицииисторико-архитектурного и этнокультурного видов услуг обретают завершённоесостояние вкупе с комплексом культурно-развлекательных приложений, позволяющихиностранным гостям иметь доходчивое представление об истории, традициях,культуре местного этноса. Поэтому театральные постановки, игровые сцены,певческие и танцевальные программы на объектах исторического значения сталинеотъемлемой частью международных этнических туров.
Главная задача проектовпо развитию этнического туризма направлена на то, чтобы уберечь процесс егоразвития от непродуманных, сиюминутных тенденций, придать ему устойчивость –прежде всего, посредством активного вовлечения коренного населения в сферутуристского бизнеса.
Развиваяэтнографическое направление туризма в населенных пунктах, нужно бытьосторожным, стараться не нарушить сложившийся традиционный уклад в селах, гдеидет прием туристов. Погоня за комфортом и сервисом «как в отелях»,открытие кафе и ресторанов могут отрицательно повлиять как на духовнуюатмосферу в селе, так и оттолкнуть иностранных туристов, ищущих гармонию. Важноне идти на поводу у сиюминутной выгоды, ориентируясь только на внутреннихтуристов, а работать над созданием такой модели, которая бы привлекала разныегруппы людей, была долгосрочной и устойчивой.
Для разработки программпо развитию данного направления в туризме и организации конкретных маршрутов поместам проживания коренного населения важным является этап подготовки.Необходимо собрать все имеющиеся материалы, документы, программы и планы поразвитию туризма в проектных территориях; рассмотреть социально-экономическоеположение района; дать оценку инвестиционных возможностей развития устойчивогоэтнического туризма и сформировать пакет инвестиционных предложений в виде базыданных; изучить спрос на услуги этнического туризма; создать партнерскую сетьразличных организаций, заинтересованных в развитии этнического туризма. Крометого, следует провести комплекс маркетинговых исследований по оценкевозможностей развития устойчивого этнического туризма силами национальныхобщин, а также определить степень готовности и возможностей коренного населенияиспользовать потенциальные ресурсы этнического туризма и развивать на своихтерриториях. Естественно невозможно реализовывать проект без соответствующихспециалистов, что обусловливает необходимость подготовки квалифицированныхспециалистов в области этнического туризма из числа местного населения. этнический туризм узбекистан рекреационный2.2 Вопросы безопасности в туризме
Одним из основныхнаправлений государственной политики Узбекистана в сфере туризма. согласноЗакону Республики Узбекистан 20.08.1999 г. № 830-I «О Туризме»,является «обеспечение безопасности туристов, защиты их прав, законных интересови имущества».
Туристскаядеятельность напрямую связана со сферой, непосредственно затрагивающейчеловека, его здоровье, безопасность, социально-экономические права и личноедостоинство. Поэтому во многих цивилизованных странах существует определенныйпорядок получения разрешения на осуществление подобной деятельности. Какправило, это осуществляется в форме лицензирования.
Лицензированиетуристской деятельности – это действенная мера по недопущению проникновения натуррынок недобросовестных предпринимателей, по защите прав потребителей исозданию условий для соблюдения законодательств.
Туристскаяуслуга, тур, турпакет или совокупность услуг являются объектами обязательнойсертификации, на каждый из которых должен быть получен сертификат соответствиятребованиям безопасности. Юридические и физические лица, которые организуют,обеспечивают предоставление и исполнение отдельных услуг или комплекстуристских услуг от своего имени, несут полную ответственность за безопасностьпредоставляемых услуг и их качество перед потребителями услуг (туристами).
Закон« О туризме» предусматривает защиту прав и интересов туристов черезлицензирование и сертификацию туроператорской и турагентской деятельности, атакже объектов туристской индустрии.
Нижеприводятся выдержки из Закона, касающиеся вопросов безопасности в туризме.
Статья 18. Гарантиябезопасности туристов
Безопасность туристовна территории Республики Узбекистан гарантируется государством.
Уполномоченныйгосударственный орган по туризму совместно с заинтересованными министерствами иведомствами разрабатывает и организует выполнение программы обеспечения защитыи безопасности туристов.
Органы государственнойвласти на местах в сфере туризма разрабатывают и организуют выполнениерегиональных программ обеспечения защиты и безопасности туристов по всемтуристским маршрутам.
Субъекты туристскойдеятельности разрабатывают конкретные меры по обеспечению безопасноституристов, оказанию медицинской и иной помощи при травматизме, заболевании идругих случаях.
Статья 19. Меры пообеспечению безопасности туристов
В целях безопасноституристов субъекты туристской деятельности обязаны:
обеспечивать условиядля безопасного пребывания туристов, обустройство трасс походов, прогулок,экскурсий, мест проведения соревнований;
обучать туристовметодам профилактики и защиты от травм и несчастных случаев, проводить инструктажпо оказанию первой медицинской помощи, а также информировать об источникахопасности, которые могут быть обусловлены характером маршрута и поведениемсамих туристов;
осуществлять контрольза подготовкой туристов к путешествиям, походам, соревнованиям, иным туристскиммероприятиям;
оказывать оперативнуюпомощь терпящим бедствие туристам;
разрабатывать иреализовывать особые требования безопасности при организации и проведенииавтомобильного, горного, лыжного, велосипедного, водного, мотоциклетного,пешеходного и других специальных видов туризма.
В целях обеспечениябезопасности туристов, предоставления им помощи и защиты в экстремальныхситуациях субъекты туристской деятельности, специализирующиеся в организациитуристских путешествий с использованием активных форм передвижения туристов,заключают договоры на обслуживание с поисково-спасательными службами. Поисково-спасательныеслужбы создаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 20. Страхованиетуристов
Страхование туристовявляется обязательным и осуществляется субъектами туристской деятельности наоснове соглашений с соответствующими страховыми организациями, имеющими правона осуществление такой деятельности.
К вопросам безопасностив туризме относятся так же следующие аспекты:
— соответствиеподготовки туристов к категории маршрута, тура (если речь идет о спортивных,походных, приключенческих турах и т.п.). На ряд маршрутов туристы допускаютсятолько при наличии медицинской справки об отсутствии противопоказаний к путешествию;
— наличие высокойквалификации у гидов, инструкторов по туризму, сопровождающих туристов намаршруте (не допускаются к работе с туристами люди случайные, не подготовленные);
— надлежащееоборудование безопасных трас передвижения туристов, а также пунктов их остановок.
Все это серьезныепроблемы, которое решаются туристическими фирмами в целях успешной работы своихпредприятий. Компании, занимающиеся страхованием в сфере туризма, вкладываютсредства в предупредительные мероприятия. Например, в целях предупрежденияпропажи туристов на маршрутах путешествий туристов обеспечивают радиостанциями.Однако это не отменяет необходимости в работе специальных спасательных иконтролирующих безопасность туристов служб. Во многих странах СНГ такиеконтрольно – спасательные службы (КСС) действуют во всех регионах активноготуризма.
Обязательныедля использования туристскими предприятиями требования к безопасноституристских путешествий изложены в следующих документах:
· ГОСТ 28681.0-90«стандартизация в сфере туристско – экскурсионного обслуживания. Основныеположения».
· ГОСТ Р 50646-94«услуги населению. Термины и определения».
· ГОСТ Р 50644 – 94«туристско –экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасноституристов и экскурсантов».
· ГОСТ Р 50645 – 94«туристско – экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».
· ГОСТ Р 51185-98«Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».
· ГОСТ Р 50690 -98«туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».
· ГОСТ Р 50690 -2000 «Туристские услуги. Общие требования».
· ГОСТ Р 50681 -94«Туристско экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг».
· ГОСТ Р 50460 -92«знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и техническиетребовании».
Правовоерегулирование в области безопасности туризма, осуществляемое с помощью:
· лицензирования и сертификации туристской деятельности,
· информирования туроператоров, турагентов, туристов,средств массовой информации об угрозе безопасности,
· контроля за соблюдением туристских требованийбезопасности,
· создания специальных служб безопасности,
· страхования,
· соблюдения туристских формальностей,
позволяетсделать туристский рынок более безопасным, а значит и более цивилизованным.
Глава3. Этнический туризм в Узбекистане3.1Возможности этнического туризма в Узбекистане
Туризм для многих странмира сегодня — перспективная отрасль экономики, в которой заинтересован крупныйкорпоративный бизнес, представители частных фирм и государственных ведомств,местные жители, оказывающие услуги непосредственно на месте. Ясно, что на этомрынке Узбекистан, даже обладая достаточно богатым природным иисторико-культурным потенциалом, не может конкурировать с уже раскрученнымистранами и регионами. Для того, чтобы привлечь туристов, необходимо иметь нетолько современную инфраструктуру и стабильную политическую ситуацию в стране,но и представить турпродукт, которого нет у других, а если есть, то внедостаточном количестве, или, говоря проще, иметь «магниты»,притягивающие путешественников.
Одним из мощных«магнитов» в Узбекистане является Великий Шелковый путь. Развитиеэтого продукта не только желание одного Узбекистана. С 1994 года действуетмеждународная программа Всемирной туристской организации (ВТО), котораяпредлагает всем странам новый туристский продукт — путешествие по территории,где проходил Шелковый путь, и которая представляет огромный исторический икультурный интерес. Этот продукт находит спрос на международных рынках по сейдень. Самое свежее подтверждение тому — замечательный путеводитель по Шелковомупути (Insight Guides. The Silk Road), выпущенный в конце 2008 года в сериипутеводителей известного во всем мире «Discovery Channel»,Великобритания. Книга издана впервые, на английском языке, и на 430 страницахпрекрасно иллюстрированного текста охватывает все страны, находящиеся наШелковом пути. В этом контексте старинные города Самарканд, Бухара, Хива — неисчерпанныйпотенциал, и еще долго историко-познавательный туризм будет одним из главных вУзбекистане. Используя этот известный на рынке продукт как основной«магнит» для туристов, необходимо предлагать попутно то, что ещемалоизвестно зарубежным и отечественным потребителям, связав их воедино в одинтур. Таким попутным продуктом и является этнографический туризм.
Новый для нашей страныэтнографический туризм уже завоевывает популярность. Этот вид туризма основанна интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народнымитрадициями, обрядами, творчеством и культурой.Основа для него вУзбекистане — не только старинные города.
Сегодня туристическиекампании Узбекистана в рамках этнографического тура предлагают программу, вомногом отличающуюся от стандартного классического маршрута. Цель таких программоторваться от городской суеты почувствовать покой и умиротворение, ощутитьгармонию и душевное равновесие, окунуться в национальную атмосферу,непосредственно соприкоснуться с культурой и бытом народа через участие в жизнисемьи и села.
Туристампредоставляется редкая возможность органично вписаться в сельскую восточную действительность,где люди всегда рады гостям. Проживать в сельских гостевых домах и юртах. Институтгостевых домов пришел к нам с Запада вместе с прекрасной идеей созданиябиосферных резерватов. Он гармонично вписался в сельскую восточнуюдействительность, где люди всегда были рады гостям. К примеру, вблизиНуратинского заповедника в кишлаках Ухум, Хаят и Маджерум Фаришского районаДжизакской области и Сентоб Нуратинского района Навоийской области обустроенынесколько гостевых домов. Они расположены в Нуратинской горной местности, кудаможно проехать на автомобиле. Вблизи гостевых домов протекают родники, водакоторых орошает окружающие дома и фруктовые сады. Все дома построены иоборудованы по национальной, сельской технологии и обеспечены необходимыми условиямипроживания, такими как: свет, спальные комнаты, столовая, душевая, родниковаявода и другие бытовые принадлежности. Хозяева гостевых домов могут предложитьгостям различные виды национальных блюд. Вместе с радушными хозяевами туристымогут заниматься домашней работой — печь лепешки в тандыре, готовить еду, ткатьковры, вышивать или помочь в сборе урожая фруктов и овощей. Предлагаютсяпрогулка в окрестностях кишлака пешком или верхом на лошади, рыбная ловля вгорной речке, вечер таджикского фольклора. На память о приятном путешествииможно приобрести традиционные таджикские сувениры: безворсовые ковры (алача),талисманы/обереги (туморы), сумки и хурджуны.
Участвовать в народныхгуляниях, где обязательно проводятся всевозможные игры, соревнования и выступлениямастеров искусств: древнейший вид единоборства кураш, состязания бахши — народныхсказителейсостязания наездников «Купкари»,.развлечения маскаробозов икизикчи — традиционных узбекских клоунов и комедиантов, конкурс национальныхблюд ( сумаляк, калама, буджак, бадамаш, гильмене ).А также побывать вблизлежащих городах, известные во всем мире своим богатым архитектурнымнаследием. Особая программа, предлагаемая сегодня гостям древнего города — ознакомление с местными народными промыслами, прикладным искусством. Изделиясамаркандских мастеров издавна славились по всему миру. По ветвям Великогошелкового пути в разные страны доставлялись отсюда непревзойденные по красотеткани — малиновый бархат, парча, шелк, ковры, изделия из металла и из кожи,ювелирные украшения, знаменитая самаркандская бумага и многие другие товары. Исейчас можно наблюдать, прямо на улице, вдоль ремесленных мастерских и торговыхрядов создают свои прекрасные творения народные умельцы.
На узких улочках Хивыза резными калитками в уютных мастерских народные умельцы — усто на вашихглазах чеканят изящный узор на медных боках кумгана или вырезают орнаменты настройных колоннах из дерева.
А в городе МаргиланеФерганской долины туристы при посещении мастерских попроизводству шёлка смогут полюбоваться неповторимыми шелковыми творениями прославленныхмастеров – абрбандов, бережно хранящих традиции народного шелкоткачества, ипонаблюдать за процессом производства уникальных видов тканей.
В пятидесяти километрахот Ферганы находится небольшой город Риштан. С древних времен риштанцыславились своими керамическими изделиями. На протяжении восьмисот лет изпоколения в поколение передают мастера секреты производства керамическихизделий из местных сортов красной глины и глазури из природных минеральныхкрасителей и золы горных растений. Большие блюда «лаганы», глубокиечаши «шокоса», кувшины для воды, сосуды для молока, украшенныеорнаментом из глазури «ишкор» незабываемых бирюзовых иультрамариновых цветов, принесли риштанским мастерам известность намногочисленных международных выставках, украшают экспозиции многих музеев мираи частные коллекции.
Разработаны этнографические маршруты.Вот лишьнекоторые из них:
· Ферганскаядолина (селения Риштан, Кува)
· ХребетНуратау (селения Хаят, Ухум, Меджерум)
· ОзероАйдркуль (селения Янгигазган, Донгелек)
· Байсун(селения Рабат, Дербент, Педанг, Коферун)
· ПредгорьяТянь-Шаня (селения Хумсан, Бричмулла)
Особенности тура:
· Поселениев узбекских кишлаках
· Размещениев гостевых домах и юртах
· Участиев жизни села (приготовление лепешек в тандыре, ткать ковры, вышивать сюзане,лепить кувшины, собирать хлопок, овощи и фрукты, ловить рыбу и т.д.
· Знакомствос обычаями и традициями (участие в традиционных играх, фольклорных представ лениях,свадебных обрядах и т.п.).
· Участиев традиционных праздниках «Навруз» ,«Курбан байрам», фестивалях «Шарктароналари», «Байсун Бахори», «Шелк и специи», «Культура древнего Хорезма»
· Пешиеи конные прогулки по окрестностям кишлака
· Посещениеприродных и культурных памятников (наскальные рисунки, руины древних крепостей,поселений и т.д.)
· Посещениевосточного базара 3.2 Этническийтур по Узбекистану
 
Маршрут: Ташкент– Самарканд – Бухара – Хива – Ташкент –
Ферганская долина –Ташкент.
Продолжительность тура:10дней/9 ночей
Количество человек вгруппе: 4
 1 день
Ташкент  Прибытие в Ташкент. Размещение в гостинице. Ночь в Ташкенте.
 2 день
Ташкент
-
Самарканд
 Утренний переезд Ташкент — Самарканд. Размещение в. Гостевом доме “Барокат” здесь можно не только отдохнуть и расслабиться после экскурсий по архитектурным памятникам и достопримечательностям Самарканда, но и познакомиться с жизнью и традициями местной семьи.Экскурсионная программа. Посещение мест празднования Навруза включая приготовления традиционных блюд "Сумаляк" и «Халиса».Ночь в Самарканде.
 3 день
Самарканд
-
Бухара  Продолжение экскурсионной программы. Послеобеденный переезд Самарканд — Бухара. Размещение в гостинице “Акбар Хауз” это дом-музей. Для украшения комнат использована антикварная посуда, старинные сюзане, на стенах сохранились росписи 19 века. В уютном дворике, закрытого типа, Вы можете отведать национальные блюда узбекской кухни. Ночь в Бухаре.
 4 день
Бухара  Экскурсионная программа по городу. Ужин с фольклорным концертом. Ночь в Бухаре.
 5 день
Бухара — Хива  Продолжение экскурсионной программы в Бухаре. Послеобеденный переезд Бухара — Хива. Размещение в гостинице. Ночь в Хиве.
 6 день
Хива – Ургенч
– Ташкент  Экскурсионная программа в Хиве. Вечерний перелёт Ургенч — Ташкент. Ночь в Ташкенте.
 7 день
Ташкент
--
Фергана
 Утренний рейс Ташкент — Фергана. Размещение в Доме-мастерской аврбанда Тургунбая Мирзаахмедова.Здесь можно полюбоваться шекловыми творениями семьи Мирзаахмедовых и понаблюдать процесс производства тканей, насладиться блюдами узбекской национальной кухни. Гости могут остановиться в доме Мирзаахмедовых. Здесь им предложат уютные комнаты, вкусные обеды и ужины в кругу семьи. А главное здесь можно окунуться в мир шелкоткачества, в атмосферу бережно хранимых традиций. Переезд в город Маргилан. Экскурсионная программа. Ночь в Фергане.
 8 день
Коканд  Переезд в Коканд. Экскурсионная программа. Возвращение в город Фергана. Ночь в Фергане.
 9 день
Фергана-Ташкент  Утренний рейс Фергана — Ташкент. Размещение в гостинице.Экскурсионная программа по городу. Ночь в Ташкенте.
 10 день
Ташкент  Вылет из Ташкента. Город Гостиница, гостевой дом Ташкент “Узбекистан” Самарканд “Барокат” Бухара “Акбар Хауз” Хива “Азия Хива” Фергана “Дом-мастерская”  Cтоимость тура на 1 человека
·  Двухместное размещение в гостиницах(6 ночей) – 150$;
·  Одноместное размещение в гостевых домах(3 ночи) – 50$;
·  Авиа-перелеты: Ургенч-Ташкент – 90$, Ташкент-Фергана-Ташкент – 200$;
·  Все переезды и экскурсии на микроавтобусе – 50$;
·  Завтраки в гостиницах(9) – 5$, обеды(7) – 7$ + праздничный обед в Самарканде(1) – 12$, Ужины(8) – 9$ + ужин с фольклорным концертом в Бухаре(1) – 15$;
·  Услуги гида – 60$;
·  Услуги фирмы – 40$; ·  Стоимость тура на : ·  $ ·  1 чел. ·  1683 ·  4 чел. ·   6732
Заключение
Международный туризмпрошел в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболееуспешно развивающихся отраслей мирового хозяйства.
Как и любая другаясфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложнойсистемой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страныв целом.
Если раньше туризмслужил для познавания новых стран и расширения кругозора туриста, то сегодняэта отрасль многолика; появились всевозможные новые, зачастую неожиданные видытуризма. Сегодня многие иностранные туристы желают также окунуться внациональную атмосферу, непосредственно почувствовать быт и культуру народачерез участие в жизни семьи или деревни. Так возник этнографическийтуризм, основанный на интересе туристов к подлинной жизни народов, кознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. Этотвид туризма интересен уже сегодня и будет востребован в будущем в связи с егоуникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническоеразнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утратыбиологического разнообразия.
Этнотуризм можетрассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения иразвития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнотуризма должноспособствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивогоразвития территорий проживания.
Пока ещё новый дляУзбекистана этнографический туризм постепенно завоёвывает свою популярность.Предпосылки для этого — богатый историко-культурный потенциал страны, устойчивыенародные традиции, передающиеся из поколения в поколение,наличиеразнообразныхэтнических поселков (таджикские, казахские, узбекские, кыргызские и смешанные),в которых сохранился национальный дух, обычаи предков и образ жизни, которые могутпривлечь в регион иностранных визитеров.Проекты, разработанные туристическими кампаниями в рамкахэтнографического туризма, предлагают гостям страны в любое время годаинтересную программу отдыха с уникальной возможностью знакомства снерастраченной культурой, традициями и бытом коренных народов, включая посещениенациональных домов, проживание в семьях различных национальностей, участие внародных праздниках и гуляниях, ознакомление с местными народными промыслами,прикладным искусством и т.д.
Этнографическийтуризмспособствует улучшению жизни и самих семей, принимающих у себя туристов.Включение местного населения в прием туристов вызывает у негозаинтересованность в сохранении собственных традиций и охранеприроды родного края, а производство и реализация визитерамизделий ремесел и кустарного производства — это, кроме того, надежный источникматериального благополучия местного населения.
К сожалению, существуеттенденция, при которой из-за неожиданно быстрого и глобального скачка вразвитии современного туризма зачастую наблюдается дефицит профессионалов,способных удовлетворить запросы этого успешно развивающегося направления, втом числе и в области этнографического туризма.Вселах, где уже есть гостевые дома или планируются, люди нуждаются впрофессиональной поддержке с организацией ответственного туризма, не приносящегоущерба окружающей среде, содействующего экономическому и культурному развитиюсела, в тренингах для персонала гостевых домов по процедуре визовой поддержки ирегистрации иностранных гостей и туристов, обучению навыкам эффективной рекламыи продвижению своего туристического продукта на международный рынок.
Для более успешногоразвития этнотуризма в стране должны быть решены следующие задачи:
1.Разработкаспециальных законов и их правового механизма для формирования индустрииэтнотуризма;
2.Разработкатеоретических основ науки, образования и практики в сфере этнотуризма;
3.Повышение культурынаселения посредством этнотуризма;
4.Решение вопросовсоциальной защиты местного населения с помощью этнотуризма;
5.Подготовка ипереподготовка специалистов по этнотуризму;
6.Всесторонняя оценкаэтнотуристических объектов и ведение их кадастра;
7.Налаживаниемониторинга и перспектив этнотуризма;
8.Изучение тактическихпланов, стратегических программ и мероприятий в сфере этнотуризма других страни мирового сообщества;
Перспективно объединениеэтно- и экологического туризма в один пакет, ибо невозможно путешествовать позаповедным уголкам страны не соприкасаясь с народами, их культурой, традициями,бытом. Это даст возможность турфирмам разрабатывать все новые и новые туры поУзбекистану, делая акцент на комбинации «Человек-Природа», но для этогонеобходимо готовить специалистов или кадры, хорошо ориентирующихся в обоихнаправлениях, а также умеющих грамотно обслуживать туристов. Турфирмамнеобходимо помнить, что, формируя пакет и готовя базу для приема туристов,важно начинать работу с образовательно-информационного компонента как для гидови сотрудников охраняемых природных территорий, так и для сельских жителей. Ондолжен быть основой для всех проектов по развитию этно- и экологическоготуризма.
При условии созданияусловий и базы для развития этнотуризма в стране (профессиональные кадры,обучающие программы в селе и заповедниках, разнообразие ориентированных на этотвид туризма турфирм) и государственной поддержки, туризм мог бы реально статьтем альтернативным источником дохода для Узбекистана, который уже не одиндесяток лет является основным источником для многих стран, ориентированных натуризм.

 
Списокиспользованной литературы
 
1. Воскресенский,В.Ю. Международный туризм: учеб. пособие, 2006
2. Чумаков,К. Этно-экологический туризм в сохранении природного и культурного наследия. 2006
3. Безопасностьтуризма: Учеб.-метод. Пособие. Автор: Руденко Л.Л.
4. ЗаконРеспублики Узбекистан 20.08.1999 г. № 830-I «О Туризме»
5. Особенностиэтнографического и экологического туризма в Узбекистане Цой Анна-Мария.
6. А.В. Бабкин. Специальные виды туризма. Учебное пособие
7. АлександроваА. Ю. Международный туризм: Учеб/ пособие для вузов. 2001
8. ПирожникИ. И. Международный туризм в мировом хозяйстве: Учеб. Пособие
9. И.А.Каримов«Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению вусловиях Узбекистана".
10. www.rabatmalik.freenet.uz
11. www.nuratau.com
12. www.centrasia.ru/news


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.