Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета на примере предприятия ТОО РиК

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Частное учреждение Карагандинский коммерческий колледж
Цикловая методическая комиссия «Экономика и бухгалтерский учет»
Курсовая работа
По предмету: «Бухгалтерский учет»
на тему: Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета на примере предприятия ТОО «РиК»
Караганда – 2008
План
Введение
1. Роль и задачи информационной системы предприятия
1.1 Сущность и задачи финансового учёта
1.2 История возникновения и развития управленческого учёта, его сущность и задачи
2. Учётная политика ТОО «РиК»
2.1 Характеристика учётной политики ТОО «РиК»
2.2 Характеристика финансового учёта
2.3 Характеристика управленческого учёта
3. Отличительные особенности и взаимосвязь между видами учёта
Заключение
Список литературы
Приложения:
/>/>/>Введение
/>

В экономическую жизнь Казахстана управленческий и финансовый учёт вошёл вместе с возникновением и ростом предприятий, ориентированных на рынок. В конкурентной среде от правильных, адекватных этой среде управленческих решений зависит зачастую не только процветание бизнеса, но и само его существование. Под воздействием различных объективных факторов, вызываемых новыми технологиями, государственным регулированием и ростом предприятий, усложняется структура бизнеса, возникает потребность в его дроблении на множество юридических лиц, в одновременном развитии многих направлений деятельности, в формировании значительного количества структурных подразделений (отделов, служб) как на уровне отдельных юридических лиц, так и на уровне холдингов.
Финансовый учет осуществляет измерение, обработку и передачу финансовой и экономической информации о предприятии. Помимо основной задачи, финансовый учет интересует еще и выявление тенденций на основе обрабатываемой им информации и эффект различных альтернатив, что не свойственно бухгалтерскому учету в принципе.
Системы управления предприятиями постоянно разрастаются, ветвятся и усложняются, так что в конце концов сами становятся неуправляемыми. Чтобы скоординировать деятельность по управлению предприятием, потребовалась особая система “управления управлением” — система управленческого учета. Во-вторых, каждый современный человек, а особенно руководитель предприятия не понаслышке знает, что такое информационный бум: огромный поток ненужных сведений прямо-таки захлестывает нас, но найти в этом потоке ту информацию, которая действительно важна, чрезвычайно трудно. Вот почему западные, а теперь уже и многие российские предприятия осознали, что для поиска и обработки важной (релевантной) информации требуется особая система — система управленческого учета. Это своего рода фильтр, отсеивающий все ненужное и по крупицам собирающий все, что может помочь в принятии управленческих решений.
Обычно, говоря о финансовом учете, пользователи информации могут подразумевать финансовый либо управленческий, либо бухгалтерский учет. Но существуют различия между этими системами учета, хотя в настоящее время в западной практике различий между бухгалтерским и финансовым учетом нет, а управленческий учет некоторыми финансистами трактуется как частный случай, органическая составляющая финансового учета, хотя никто не отвергает постулат о том, что управленческий учет выполняет отличные от финансового учета функции. Проведения грани между финансовым и управленческим учетом все более необходимо для установление четких границ разделения труда учетного персонала. Этим характеризуется актуальность темы курсовой работы.
В данной курсовой работе предполагается исследовать сравнительную характеристику систем управленческого и финансового учета с точки зрения классической теории финансов и практического их обозначения в такой информационной системе предприятия, как учетная политика, тем более что для казахстанской практики ведения учета эти различия принципиальны.
В соответствии с поставленной целью определен круг задач:
выявить сущность и задачи финансового учета, исследовать историю возникновения и дальнейшего развития управленческого учета;
исследовать отражение сущности и задач финансового и управленческого учетов в учетной политике предприятия, определить порядок организации систем финансового и управленческого учета затрат.
рассмотреть взаимосвязь между финансовым и управленческим учетом; провести сравнительную характеристику финансового и управленческого учета;
Предметом исследования является информационная система предприятия. Объектом исследования – учетная политика действующего предприятия ТОО «РиК», основным видом деятельности которого является производство и реализация мебели.
Теоретической и методологической основой послужили постановления правительства Республики Казахстан, монографические труды отечественных и зарубежных ученых в области управленческого учета: Радостовец В.К., Друри К., Нидлз Б., Нурсеитов Э.О., Якимец О.В., Шеремет А.Д. и др.
В первой главе предполагается рассмотреть сущности и задачи финансового и управленческого учетов, историю возникновения управленческого учета и его выделения из бухгалтерской информационной системы предприятия.
Во второй главе будет проанализирована учетная политика как один из важнейших актов предприятия, раскрывающих все аспекты учетной работы на примере предприятия ТОО «РиК».
В третьей главе предполагается изучить отличительные особенности двух видов учета и раскрыть взаимосвязь между ними.
1. Роль и задачи информационной системы предприятия
1.1 Сущность и задачи финансового учёта
Любая управленческая система — административная или рыночная – нуждается в соответствующем информационном обеспечении. Одним из наиболее важных инструментов сбора, обобщения и обработки информации является бухгалтерский учет. Существует несколько определений бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет представляет собой систему наблюдения, измерения, регистрации, обработки и получения информации в стоимостной оценке об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующих субъектов. Американская ассоциация бухгалтеров трактует бухгалтерский учет как процесс идентификации информации, исчисления и оценки показателей и представления данных пользователям информации для выработки, обоснования и принятия решений.
В большинстве развитых стран бухгалтерский учет подразделяется на финансовый (внешний) и управленческий (внутренний) учет. Такое подразделение объективно обусловлено различием их целей и задач.
Финансовый учет — система, которая осуществляет измерение, обработку и передачу финансовой и экономической информации об определенном предприятии». Данная информация дает возможность пользователям «принимать обоснованные решения при выборе альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов при управлении хозяйственной деятельностью фирмы» [5, с.18].
Существование различных групп пользователей финансовой отчетности приводит к тому, что бухгалтерский учет, как информационная система, в зависимости от информационных потребностей внешних и внутренних пользователей подразделяется на: финансовый учет; и управленческий учет. Цели и задачи финансового учета заключаются в предоставлении достоверной, объективной финансовой отчетности внешним пользователям для принятия правильных, оптимальных решений с целью эффективного использования финансовых ресурсов потенциальных инвесторов, акционеров, кредиторов, а также для удовлетворения информационных потребностей государственных, статистических, налоговых служб и других внешних пользователей.
Пользователи финансовой информации могут быть разделены приблизительно на три группы:
1) те, кто управляет предприятием, т.е. группа людей в компании, которая несет полную ответственность за управление деятельностью предприятия и достижение целей, стоящих перед компанией;
2) те, кто находится вне предприятия и имеет прямые финансовые интересы в нем, т.е. группа потенциальных или имеющихся кредиторов или инвесторов;
3) те лица или агентства, которые проявляют непрямой финансовый интерес к предприятию (консультанты, контрагенты, регулирующие органы, сотрудники).
Потребители традиционных бухгалтерских отчетов находятся вне фирмы, которая подготавливает отчет и руководство которой отвечает за его составление.
Внутренние аналитические отчеты используются администраторами самой фирмы. Содержание этих отчетов меняется в зависимости от их целевого назначения и должности администратора, для которого они предназначены. Примерами таких отчетов могут служить: анализ состояния складских остатков; текущие оперативные отчеты о продажах, отчеты центра ответственности (рабочего участка) — для оценки результата работы; отчеты о понесенных затратах — для принятия краткосрочных решений; анализ сметы капиталовложений — для целей долгосрочного планирования и др. [5, с.20]
1.2 История возникновения и развития управленческого учёта, его сущность и задачи
Управленческий учет – можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений. Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Управленческий учет представляет собой одновременно и систему, и область исследований. Он является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета.[7, с57]
Управленческий учет—подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.
Для понимания сущности того или иного явления его необходимо рассматривать в истории становления и развития, а также выявления причинно-следственных связей.
Становление и формирование управленческого учета нельзя правильно понять в отрыве от истории развития калькуляционного и производственного учета. Калькуляционный учет возник вместе с возникновением хозяйственного учета и явился следствием обменных операций. Развитию калькуляционного учета способствовало образование излишков продуктов и начало обмена. На первых порах своего развития калькуляционный учет был примитивным, простым. Все необходимые процедуры по исчислению себестоимости продукции можно было производить в уме, не всегда отражая их в учетных записях. --PAGE_BREAK--
Появление двойной записи и становление и развитие капитализма поставили калькуляционный учет на более высокую ступень своего развития. Обособление же управленческого учета в составе общей бухгалтерии предприятия связывается, в первую очередь, с возникновением необходимости предоставления бухгалтерской отчетности ее внешним пользователям.
Управленческий учет в переводе с английского дословно звучит как «учет для целей управления», его информация предназначается управленческому персоналу – руководителям всех уровней для принятия эффективных решений по развитию и укреплению финансово-хозяйственной деятельности организаций. Это не новая наука, а новое направление бухгалтерского учета.
Управленческий, а в начале производственный учет развивался по восходящей «линии эволюции» бухгалтерского учета, посредством четырех школ, оказавших свое влияние на мировую учетную мысль: итальянской, французcкой, немецкой и англо-американской.
Зарождение и развитие управленческого учета можно охарактеризовать поэтапно:
Первый этап (XIII–XV вв.) – период возникновения двойной бухгалтерии в Италии, как идеального способа учета капитала и определения полученной прибыли. Одновременно с двойной бухгалтерией возникает учет затрат купеческого (торгового) и банковского капитала на осуществление деятельности фирмы или отдельного предпринимателя. В это время потребность в исчислении себестоимости еще не возникала. Лишь с развитием капиталистического производства, повышением механизма ценообразования и конкуренции, сложились конкретные условия для калькулирования. [19, c.3-4]
Второй этап (XVI – XVII, п/п XIXв.) – период развития мануфактурного производства в Западной Европе и зарождения основ калькулирования. К этому времени относятся сведения об учете затрат на производство, определении общих издержек производства, выделение элементов себестоимости и зарождения методов калькулирования.
Промышленный переворот, произошедший в конце XVIII века, переход от индивидуальной и мануфактурной к фабричной организации производства, появление многочисленных промышленных предприятий, компаний и акционерных обществ, а также свободного предпринимательства способствовали возникновению конкуренции, рынков капитала, товаров и труда, а также свободному ценообразованию. В этих условиях возросло значение калькулирования прежде всего как инструмента оценки рентабельности товаров, уровня выгодности рыночных цен.
В конце XVIII в., п/п XIX века в разных странах Европы занимаются разработкой учения об учете затрат на производство и калькуляции. Первые публикации, посвященные промышленному учету и калькулированию появились в Европе в конце XVIII в. Первая немецкая книга по учету затрат на текстильной фабрике, включающая вопросы калькулирования опубликована в 1786 г. Юнгом, во Франции такая работа была опубликована Пайеном в 1817 г., и в Англии годом позже – В.Ф. Гронхельмом.
В это время мировую теорию и практику учета захватывают идеи французких и немецких ученых (Ж.Г. Курсель-Сенель, А. Кальмес) по калькулированию полной себестоимости для оценки продукции в текущем учете и установлению продажных цен.
Производственный учет в большей степени получил свое развитие в немецкой школе, в которой произошло четкое разграничение бухгалтерии на торговую и производственную. Предназначение последней был учет операций внутри предприятия и отражение процесса производства.
Наиболее содержательными и интересными являются исследования Э.Фельдгаузена, которому принадлежит попытка нормирования затрат на производство, что в дальнейшем получило развитие в американской школе учета, как метод калькулирования «стандарт-костс».
Третий этап (XIX – начало XX вв.) – это период развития монополистического капитализма. [20, с15]
К. Друри находит три причины, приведшие к обособлению управленческого учета в начале XX в.: индустриальная революция и появление управляемых иерархических предприятий; разделение ролей собственников и менеджеров; появление и быстрый рост новых отраслей народного хозяйства. [3, с.11]
Основными особенностями развития теории и практики управленческого учета в период 1920-30-х гг. были:
1) окончательное размежевание теории управленческого и финансового учета, связанное с процессами национальной стандартизации и гармонизации финансового учета, изменением парадигмы управления, увеличением концентрации капитала, ростом конкуренции, изменением структуры издержек и усложнением технологических процессов;
2) развитие теории производственного учета и отраслевой калькуляции;
3) совершенствование методики учета финансовых показателей без учета факторов технологии и внешнего окружения.
Таким образом, в начале XX века происходит окончательное формирование основных идей и направлений управленческого учета
Дальнейшее развитие управленческого учета связано с ростом корпораций, производственным нормированием и изменением правовых и экономических отношений. Поскольку в условиях рыночной экономики резко раздвигаются границы коммерческой деятельности, это требует составления перспективных прогнозных расчетов, исчисления себестоимости товаров, услуг, а также различных способов их транспортировки.
Четвертый этап (XX – XXI вв.) – период внедрения и адаптации управленческого учета в современных условиях. [20, с.35]
Начиная с середины XX в. вопрос об организации и постановки управленческого учета остается дискуссионным. В странах имеющих жестко регламентированную законодательную и правовую системы регулирования бухгалтерского учета, где учетные стандарты возводятся в ранг государственных законов, главной задачей бухгалтерского учета является исчисление государственных налогов и контроль за своевременной и полной их уплатой. (Аргентина, Франция, Германия). Приоритет в этих странах принадлежит единой системе бухгалтерского учета и ее производственной части.
Официальное признание управленческого учета как самостоятельного вида бухгалтерского учета произошло в 1972 году. В это время американской ассоциацией бухгалтеров была разработана программа получения диплома по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтера-аналитика. Соответственно, управленческий учет как самостоятельная учебная дисциплина был введен в учебные планы высших учебных заведений.
В странах, имеющих законодательство общеправовой ориентации, в которых учетные стандарты не регулируются государством, а определяются различными национальными организациями профессиональных бухгалтеров (Великобритания, США) учет разделился на финансовый и управленческий.
В Казахстане общее методологическое руководство бухгалтерским учетом строго регламентировано и осуществляется Министерством Финансов Республики Казахстан. Разрабатываются и утверждаются обязательные для исполнения всеми организациями на территории Республики Казахстан: Рабочий план счетов бухгалтерского учета, стандарты бухгалтерского учета, другие нормативные акты и методические указания.
В 2006 году отечественная система бухгалтерского учета и отчетности вступила в сложный период адаптации к новым условиям функционирования в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). 21 июня 2007 года были приняты также и Национальные стандарты финансовой отчетности (НСФО) 1 и 2.
В переходный период формирования и определения показателей финансового учета и отчетности, в соответствии с НСФО и МСФО, в Казахстане постепенно осуществляется переход на финансовый и управленческий учет.
На начальном этапе реформирования бухгалтерского учета в соответствие с требованиями НСФО, наиболее обоснованным является разделение финансового и управленческого учета из общей системы бухгалтерского учета. При этом за организацией остается право самостоятельно определять методы и способы организации управленческого учета. В дальнейшем, по мере развития бухгалтерского учета, подготовки профессиональных бухгалтеров отдельно по финансовому и управленческому учету, управленческий учет может быть организован как системно, так и вне системы единого бухгалтерского учета на усмотрение администрации.
Официального определения управленческого учета в законодательных актах, входящих в систему нормативного регулирования Республики Казахстан, нет. Это оправдано, поскольку организация управленческого учета — внутреннее дело каждого предприятия, государство не может обязать предприятия вести управленческий учет или предписать единые правила его ведения. Об этом свидетельствует сложившаяся практика развитых стран. Стандарты управленческого учета разрабатываются без вмешательства государства.
Типовой план счетов бухгалтерского учета о 23.05.2007 года предоставляет возможность всем организациям самостоятельно принимать решения об организации управленческого учета не только в аналитическом учете по основным показателям (элементам производственных затрат), но и на счетах синтетического учета, применяя автономную или интегрированную систему связи финансового и управленческого учета.
Автономная система предполагает обособленное ведение финансового и управленческого учета, а связь между ними может осуществляться с помощью парных контрольных счетов одного и того же наименования (счетов — экранов).
При интегрированной системе учета счета — экраны не применяются, а используются единая система счетов и бухгалтерских проводок.
Следовательно, проблема становления и адаптации управленческого учета на предприятиях Казахстана существует, однако невозможно преуменьшать значение организации управленческого и финансового учета с целью разделения и упорядочения их функций в текущем учете и формировании итоговой финансовой отчетности.
Таким образом, проведенное исследование теоретических основ информационной системы предприятия позволило сделать следующие выводы:
Финансовый учет формирует информацию, характеризующую текущее финансовое состояние предприятия; величину и структуру его активов (имущества) и источников их образования, размер вовлеченных в оборот материальных и финансовых ресурсов и эффективность их использования, результаты хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени.
Основными пользователями информации финансового учета являются акционеры, инвесторы, банки, налоговые и другие государственные службы. Финансовая отчетность подлежит опубликованию в средствах массовой информации в интересах внешних пользователей.
Управленческий учет охватывает те виды учетной информации, которые необходимы для принятия управленческих решений в пределах предприятия. Основная цель управленческого учета — обеспечение информацией менеджеров предприятия, ответственных за конкретные сферы и виды деятельности. Нормы и правила его ведения, как правило, устанавливаются самим предприятием Информация управленческого бухгалтерского учета не обязательна для опубликования.
2. Учётная политика ТОО «РиК»
2.1 Характеристика учётной политики ТОО «РиК»
Учетная политика – это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятая ТОО для подготовки и представления финансовой отчетности. Учетная политика для целей финансового учета оформляется приказом (распоряжением) и раскрывается в пояснительной записке к финансовой отчетности.
Формируемая учетная политика охватывает различные стороны бухгалтерского учета, включая:
1) методологическую — т.е. основные правила, порядок и законодательные нормативы и положения учетной системы, способы оценки имущества и обязательств, особенности учета и оценки ОС, ТМЗ, НА, обоснование выбора метода начисления амортизации к различным видам ОС, методы исчисления дохода и т.д.;
2) техническую — выбор формы ведения учета и разработку собственного рабочего плана счетов, перечень учетных регистров, их построение, последовательность и технику записи, их взаимосвязь, а также систему предварительного, текущего и последующего бухгалтерского контроля. Кроме этого, технический аспект учетной политики может включать разработку различных вариантов распределения расходов по управлению производством и его обслуживанию, форму ведения бухгалтерского учета, определение состава внутрипроизводственной отчетности для аппарата управления;
3) организационную — определение прав и обязанностей бухгалтерского аппарата, его структуры, распределение должностных функций и другие вопросы, необходимые для регламентации персонала бухгалтерии субъекта. Иначе говоря, составной частью организационного аспекта учетной политики является установление четких границ разделения труда учетного персонала.    продолжение
--PAGE_BREAK--
ТОО «РиК» зарегистрировано Управлением юстиции г. Павлодара 21.02.2001 года (свидетельство о регистрации № 1258-1948-ТОО). Форма собственности – частная. РНН 45170000910, присвоен НК г. Павлодара свидетельством налогоплательщика РК от 26.02.2001 года № 0020084 серия 45. В качестве плательщика налога на добавленную стоимость зарегистрировано 26.02.2001 года НК г. Павлодара (свидетельство № 0016315 серия 44305). Местонахождение офиса ТОО: 146000, Павлодар, ул. Мира, 5.
ТОО имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютные счета, печать с указанием своего наименования на государственном и русском языках.
Согласно уставу основными видами деятельности являются:
строительно-монтажные работы;
производство мебели;
посредническая и торговая деятельность.
Целью ТОО является извлечение дохода от основной деятельности и использование его в интересах учредителей ТОО.
Настоящая учетная политика ТОО «РиК» разработана в соответствии с:
Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года № №234-111;
Национальными стандартами финансовой отчетности;
Приказом Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности №2» от 21.06.2007 г. №217
Приказом Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета» от 23.05.2007г. № 185
Учетная политика составлена на основе допущений:
а) что для ТОО «РиК» она является внутренним нормативным документом, определяющим единую совокупность принципов, правил организации бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
б) что ТОО действует и будет действовать в обозримом будущем.
При разработке учетной политики были применены основополагающие принципы, учтены требования НСФО 2, не отмененные и разрешенные к применению по состоянию на 01.01.2008.
При этом каждый финансовый год начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря. Принятая ТОО учетная политика применяется последовательно из года в год.
Основное назначение и главная задача учетной политики ТОО «РиК» является максимально адекватно отразить деятельность предприятия, сформировать полную, объективную и достоверную информацию для целей эффективного регулирования этой деятельности в интересах предприятия. Она охватывает все стороны учетного процесса – методический, технический и организационный.
Методическая часть Учетной политики формируется путем выбора определенных способов ведения бухгалтерского учета из допускаемых НСФО и установления порядка их применения в конкретной хозяйственной ситуации. В случаях, когда стандартами не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, предприятие само разрабатывает соответствующие процедуры исходя из требований законодательства и нормативных актов по бухгалтерскому учету.
В случае изменения учетной политики применяется перспективный способ отражения изменений – то есть новая учетная политика будет применяться к событиям и сделкам, происходящим после даты ее изменения, и пересчет предыдущих финансовых отчетов и пересчет суммарного эффекта от изменений в учетной политике ТОО в отчете о доходах и расходах за текущий период не производится.
Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением. Бухгалтерия состоит из секторов по функциям (видам деятельности выполняемых работ).
Нормативно-правовым документом, регламентирующим деятельность бухгалтерии, является Положение о бухгалтерии, Положение о секторах. Должностные обязанности работников бухгалтерии регламентируются должностными инструкциями.
Общая система учета ТОО подразделяется на:
Финансовый учет, отражаемый на счетах Плана счетов по МСФО, на которых формируются доходы и расходы от деятельности ТОО;
Статистический учет, который базируется на данных финансового учета;
Налоговый учет, который формируется на базе результатов финансового учета в соответствии с налоговым законодательством и не предусматривает альтернативных методов учета;
Управленческий учет – сводная информация, составляемая по заданию руководства ТОО, исходящая из финансового, производственного, статистического и налогового учета, необходимая для анализа текущих и перспективных ситуаций и принятия эффективных управленческих решений.
Внутренний контроль за совершаемыми хозяйственными операциями осуществляется бухгалтерией в момент принятия первичных учетных документов к учету и включает в себя контрольные процедуры, реализующие следующие направления:
контроль санкционирования (каждая хозяйственная операция должна быть соответствующим образом разрешена);
контроль законности (каждая хозяйственная операция должна быть проверена на предмет соответствия действующему законодательству);
контроль полномочий;
контроль обработки данных (контроль за документированием и системными записями).
Документами учетной политики ТОО являются непосредственно сама учетная политика, рабочий план счетов бухгалтерского учета и график (правила) документооборота, утверждаемые соответствующими распорядительными документами ТОО.
2.2 Характеристика финансового учёта
Вопросы ведения финансового учета раскрываются в методическом, организационном и техническом аспектах учетной политики.
1. Организационная часть.
Лицом, уполномоченным для ведения финансового учета, является главный бухгалтер, который возглавляет бухгалтерию. В бухгалтерии, ведущей финансовый учет, создается информация о текущих расходах в поэлементном разрезе и доходах хозяйствующего субъекта, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, размерах финансовых инвестиций и доходов от них, состоянии источников финансирования и пр. Одна из основных задач финансовой бухгалтерии – достоверность учета финансовых результатов деятельности предприятия, его имущественного и финансового состояния.
Потребителями информации финансовой бухгалтерии являются, в основном, внешние по отношению к предприятию пользователи: государственные налоговые органы, банки, внебюджетные фонды, поставщики, покупатели, потенциальные инвесторы. Финансовая отчетность не представляет собой коммерческой тайны предприятия; она открыта для публикации и, как правило, заверяется независимой аудиторской организацией. Эти факторы предполагают строгую регламентацию структуры, состава внешней отчетности, правил и принципов ее составления, единства методологии отражения хозяйственных операций. Ведение финансового учета для всех предприятий обязательно.
Руководство ТОО «РиК» делегирует главному бухгалтеру полномочия самостоятельно принимать решения на основе правил, закрепленных учетной политикой, и профессионального суждения по вопросам формирования показателей финансовой отчетности, в т.ч. по вопросам классификации, признания, оценки и расчета элементов финансовой отчетности и их составляющих, а также раскрытия связанной с ними информации.
2. Методическая часть.
Финансовый учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета в тенге и тиынах с применением компьютерной программы 1С.
Рабочий план счетов разработан на основе Типового плана счетов (Приказ МФ РК от 23.05.2007 г. №185).
Ведение аналитического учета операций и событий установлено исходя из потребностей ТОО.
При составлении финансовой отчетности ТОО руководствуется Национальным стандартом финансовой отчетности 2.
Финансовая отчетность составляется в национальной валюте Республики Казахстан.
Сроки составления финансовой отчетности представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Сроки составления финансовой отчетности в ТОО «РиК»
Наименование формы отчетности
Частота составления отчетности
Бухгалтерский баланс
Ежемесячно
Отчет о доходах и расходах
Ежемесячно
Отчет о движении денег
Ежеквартально
Отчет об изменениях в капитале
Ежеквартально
Информация об учетной политике, пояснительная записка, дополнительные таблицы и др. информация
К годовому отчету
Бухгалтерский баланс отражает финансовое положение ТОО и представляет информацию об активах, обязательствах и собственном капитале. Основываясь на характере хозяйственных операций, активы и обязательства в балансе подразделяются на краткосрочные (оборотные) и долгосрочные (внеоборотные).
Актив должен классифицироваться как краткосрочный, когда:
его предполагается реализовать или держать для продажи или использования в нормальных условиях операционного цикла ТОО;
он является активом в виде денежных средств или их эквивалентов, не имеющих ограничений на использование.
Все прочие активы должны классифицироваться как долгосрочные.
Обязательства классифицируются как краткосрочные, когда:
предполагается погасить в нормальных условиях операционного цикла общества;
они подлежат погашению в течение 12 месяцев с отчетной даты.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Все прочие обязательства должны классифицироваться как долгосрочные.
Обязательства отражаются по дисконтированной стоимости будущего чистого выбытия денег, которые, как предполагается, потребуются для погашения обязательств при нормальном ходе дел.
Сумма любого обязательства, которое исключено из краткосрочных обязательств в соответствии с требованиями учетной политики, должна раскрываться в пояснительной записке к финансовой отчетности, вместе с информацией, обосновывающей такое представление.
Отчет о доходах и расходах представляется с использованием метода «по назначению затрат». К отчету представляется анализ доходов и расходов, используя классификацию, основанную на характере доходов и расходов (по основной и неосновной деятельности).
Отчет о движении денег представляется с использованием прямого метода расчета, в котором предусматривается разделение источников и направлений использования денежных средств в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Операционная деятельность – основная деятельность, приносящая доходы, и прочая деятельность.
Инвестиционная деятельность – приобретение и реализация долгосрочных активов (нематериальные активы, основные средства), выдача и получение погашаемых кредитов, а также приобретение и продажа долевых или долговых инструментов других компаний и долей участия в совместных компаниях.
Финансовая деятельность – деятельность, в результате которой происходят изменения в размере и составе собственного капитала и заемных средств ТОО. Общества отражают получение средств от собственников и выплату им доходов на вложенные средства, а также возврат этих средств, получение и погашение займов, плату за другие ресурсы, полученные от кредиторов на условиях долгосрочного кредита.
В пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности подробно раскрывается существенная информация о ТОО, его финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
Основные задачи пояснительной записки:
1) раскрыть существенную информацию, содержащуюся в статьях финансовой отчетности;
2) обеспечить информационную разгрузку форм финансовой отчетности.
Финансовая отчетность может включать также дополнительные таблицы и может дополняться другими материалами. По каждому показателю финансовой отчетности должны быть приведены данные за предшествующий период. Если данные за предшествующий период несопоставимы с данными за отчетный период, то они подлежат корректировке.
Порядок и сроки проведения инвентаризации. Плановая, ежегодная инвентаризация имущества и обязательств производится в строгом порядке в следующие сроки, указанные в таблице 2.
Таблица 2 — Сроки проведения инвентаризации в ТОО «РиК»


Срок
Запасы (ТМЦ, готовая продукция, товары)
1 октября
Основные средства, капитальное строительство, незавершенное производство
1 ноября
Незавершенный капитальный ремонт, нематериальные активы, расходы будущих периодов, расчеты с дебиторами
1 декабря


Денежные средства на счетах, в пути, финансовые вложения, расчеты по обязательствам
1 января
Денежные средства в кассе
Ежемесячно
Для проведения инвентаризации и оформления ее результатов создается постоянно действующая Центральная инвентаризационная комиссия, назначаемая приказом директора ТОО.
Деятельность ТОО РиК состоит из трех хозяйственных процессов: заготовления, производства и реализации. Особо важное значение имеет правильная организация учета по видам продукции, работ, услуг, подразделениям и его своевременность, т.е. правильная организация финансового аналитического учета.
Данные финансового аналитического учета используются при составлении внутренней управленческой отчетности, формирующейся на информации о видах, количестве, единицах измерения, подразделениях-изготовителях, статьях затрат выпускаемой продукции.
Таким образом, в финансовом учете бухгалтерия ведет все счета, входящие в подразделы 1-8 Рабочего плана счетов, составляет Главную книгу, баланс и все формы финансовой отчетности.
Результатом финансового учета является составление финансовой отчетности. Финансовая отчетность ТОО «РиК» стандартизирована и составляется в строгом соответствии со специальными общепринятыми требованиями, стандартами, нормами и правилами. Соблюдение этих нормативных установок — обязательное требование при формировании учетной информации в рамках системы финансового бухгалтерского учета.
2.3 Характеристика управленческого учёта
Управленческий учет имеет своей целью обеспечение внутренних потребителей информацией, необходимой для принятия управленческих решений. В системе управленческого учета формируются, прежде всего, данные об издержках производства.
1. Методический раздел учетной политики в области управленческого учета раскрывает общую методологию учета издержек производства и непроизводственных расходов.
Калькулирование себестоимости осуществляется с применением позаказного метода. Позаказный метод учета затрат предоставляет информацию о себестоимости индивидуального продукта или группы однородных продуктов. Основная характеристика данного метода заключается в том, что вся информация относится к конкретному заказу.
В ТОО «РиК» затраты группируются и учитываются по видам, местам их возникновения и носителям затрат.
Места возникновения затрат – это структурные единицы и подразделения, в которых происходят первоначальное потребление производственных ресурсов (бригада, цех и пр.). Носители затрат – виды продукции, работ, услуг данного предприятия, предназначенные для реализации на рынке.
Важное значение в системе управленческого учета имеют центры ответственности, т.е. структурные элементы предприятия, в пределах которых установлена ответственность за целесообразность понесенных расходов.
Для ТОО «РиК» местами возникновения затрат являются так называемые центры ответственности – цеха и службы предприятия.
Центры затрат производства (служба дизайнеров, слесарный, сборочный цеха, обивочный цех) ТОО «РиК».
Центры затрат продажи — (отдела сбыта, отдел маркетинга, склады готовой продукции ТОО «РиК»).
Центр затрат административного управления (директор ТОО РиК, заместитель директора по производству, канцелярия, бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и т.д.).
Выделение центров ответственности на ТОО РиК даст возможность организовать многоступенчатый учет сумм покрытия затрат для различных уровней управления, тем самым позволяя проводить анализ эффективности направлений деятельности (центров ответственности) и ориентировать деятельность предприятия на наиболее перспективные из них.
Носителем затрат является каждый отдельный производственный заказ. Заказ – это заявка клиента на определенное количество специально созданных и изготовленных изделий.
Помимо издержек производства объектом управленческого учета являются результаты деятельности хозяйствующего субъекта, которые также следует учитывать по местам возникновения затрат и носителям затрат. Сопоставление затрат и результатов деятельности различных объектов учета дает возможность выявить эффективность хозяйствующих субъектов.
2. Организационный раздел отражает функционирование управленского учета в данной организации и назначает ответственных лиц.
Информация управленческого учета является, чаще всего, коммерческой тайной предприятия, она не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер. Администрация предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность составления внутренней отчетности, которая является объектом управленческого учета и не регламентируется государственными органами.
Лицами, уполномоченными осуществлять управленческие функции (должностными лицами), являются:
Директор ТОО
Заместитель директора по производству.
Данные лица делегируют главному бухгалтеру полномочия самостоятельно осуществлять проверку правильности отражения всех затрат предприятия на счетах производственного учета, калькулирования себестоимости.
В бухгалтерской службе предприятия предусмотрена должность бухгалтера – аналитика, т.е. бухгалтера, наделенного управленческими функциями, который выполняет следующие задачи:
Планирование. В процессе планирования бухгалтер — аналитик принимает участие в разработке перспективных планов путем предоставления информации, использующейся для принятия решений по вопросам о том, какие товары продавать, на каких рынках, по каким ценам. Бухгалтер – аналитик отвечает за формирование данных о результатах прошедшего периода, которые могут понадобиться при прогнозировании показателей. Кроме того, он устанавливает методику составления планов и график работы, координирует разработку краткосрочных планов всеми подразделениями предприятия и представляет их на утверждение руководству предприятия.
Контроль и регулирование. Для осуществления процесса контроля и регулирования используются данные управленческого учета, которые сводятся в отчеты о результатах работы. Здесь дается сравнительный анализ фактических результатов и запланированных показателей для каждого центра ответственности, который может быть определен как подразделение предприятия, отвечающее за результаты своей работы.
Бухгалтер – аналитик играет большую роль в процессе контроля и регулирования, информируя руководство о случаях отклонений определенных результатов производства от плановых показателей. Он помогает осуществлять процесс контроля и регулирования, проводя оперативный анализ производственных результатов и определяя слабые места производства. Это дает возможность держать руководство предприятия в курсе того, на каких участках производства не удается достигнуть плановых показателей.
Организационная работа. В сфере организационной структуры решаются вопросы разделения полномочий, подчиненности и специализации – это необходимо для эффективного функционирования производства. А в системе управленческого учета занимаются определением затрат на производство по центрам ответственности, вследствие этого она строится и работает как система бухгалтерского учета.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Деловые контакты (обмен информацией). Управленческий учет помогает осуществлению деловых контактов путем организации и совершенствования эффективной системы обмена информацией и отчетности. Например, планы составляются и доводятся до тех руководителей, которые будут отвечать за их реализацию. Эта информация может быть полезной для руководителей различных структурных подразделений с точки зрения организации взаимодействия между ними, когда каждый из них знает, в каких условиях будет действовать его деловой партнер. Бухгалтерские данные о ходе выполнения производственных планов предоставляют руководителю важную информацию, из которой он может делать выводы о том, насколько удачно осуществляет руководство и какие вопросы требуют детального рассмотрения.
Стимулирование. Планы и отчеты об их использовании играют большую роль в стимулировании деятельности персонала предприятия. Составленные бизнес-планы должны содержать показатели, которые побуждают руководителей предприятия строить работу так, чтобы были достигнуты поставленные перед ней цели. Отчеты об исполнении планов призваны мотивировать корректировку достигнутых индивидуальных показателей производительности труда, информируя, какие показатели должны быть достигнуты путям сравнения фактических результатов с запланированными. Бухгалтер – аналитик способствует стимулированию деятельности персонала предприятия, оказывая большую помощь в определении потенциальных управленческих проблем и круга вопросов, требующих детального рассмотрения. Он создает основу для повышения эффективности осуществления руководителями процесса контроля и регулирования.
3. Технический раздел учетной политики раскрывает порядок признания и типовую корреспонденцию счетов по учету затрат.
Затраты на использование активов и услуг признаются и учитываются в учете как расходы за период, в течение которого признается относящийся к нему доход.
Расходы классифицируются на:
а) прямые расходы — расходы, связанные с производством продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость продукции. Такие расходы признаются по признании доходов.
б) расходы периода — расходы, связанные с процессом реализации и общие административные расходы, расходы по процентам. Эти расходы признаются в течение периода, в котором они возникли.
Для учета затрат на производство и калькулирования производственной себестоимости продукции используется метод полного распределения затрат. То есть в себестоимость продукции включаются как переменные, так и постоянные производственные расходы. К переменным относятся такие расходы, которые находятся в прямой зависимости от изменения объема производства.
К постоянным косвенным производственным расходам относятся те косвенные общепроизводственные затраты, которые не изменяются или почти не изменяются в результате изменения объема производства (накладные расходы).
В целях учета затрат по отдельным производственным звеньям все производства подразделяются на основные и вспомогательные. К основному производству относятся производства, предназначенные для изготовления (выработки) продукции, для выпуска которой создано предприятие.
Аналитический учет ведется по видам продукции.
К вспомогательному производству относится производство, призванное обслуживать основное путем предоставления ему разного рода услуг и выполнения для него различных работ или изготовления для него материалов и промышленной продукции специального назначения (все остальные цеха).
Учет накладных расходов. Накладными называют расходы, связанные с обслуживанием производства и организацией работы основных и вспомогательных цехов (участков). Их учет ведется на счетах подраздела 8400«Накладные расходы» с применением субсчетов:
— 841001 — накладные расходы основного производства;
— 842002 — накладные расходы вспомогательного производства.
Учтенные накладные расходы по каждому подразделению (основному, вспомогательному, прочему) в конце периода полностью списываются и включаются в производственную себестоимость основного и вспомогательного производства пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих по центрам издержек. В первую очередь закрывает счета накладных расходов вспомогательных производств.
После распределения накладных расходов счета 8410, 8420 должны быть закрыты.
Расходы периода включаются в себестоимость товарной продукции (работ, услуг) в том отчетном периоде, в котором они были понесены. К ним относятся:
общие и административные расходы (7210) — это расходы, связанные с управлением и организацией производства (работ, услуг);
расходы по реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг) (7110);
расходы в виде вознаграждения (831).
Общие и административные расходы, учитываются на счете 7210 в разрезе следующих субсчетов:
7210.01 — Административные и хозяйственные расходы
7210.02 — Пени и штрафы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет
7210.03 — Непроизводительные расходы, подлежащие вычету
7210.04 — Сверхнормативные потери и другие расходы, не подлежащие вычету.
Все затраты собираются на счете 7210 по субсчетам и статьям затрат.
Расходы по реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), произведенных при продаже, учитываются на счете 7110 и включают в себя:
— оплату труда работников отдела реализации и бюро маркетинга;
— отчисления от заработной платы;
— командировочные расходы работников отдела реализации и бюро маркетинга;
— амортизацию основных средств;
— расходы на рекламу и маркетинг;
— расходы на коммунальные услуги;
— таможенные услуги, сертификат качества и прочие услуги;
— участие в выставках и ярмарках;
— прочие расходы, связанные с реализацией.
Также ТОО может участвовать в выставках, ярмарках, различного рода экспозициях. Под участием в выставке и аналогичных мероприятиях подразумевается не только простое посещение выставки руководителями или работниками, а оформление стенда ТОО, демонстрация и раздача образцов продукции, сувениров, рекламных листовок и проспектов, прайслистов и т.д. ТОО участвует в выставках с целью распространения сведений о производимой продукции, оказываемых услугах; расширения рынков сбыта; формирования положительного имиджа в среде потенциальных потребителей.
Затраты на участие ТОО в выставках, ярмарках, экспозициях относятся к рекламным расходам, как затраты по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.
3. Отличительные особенности и взаимосвязь между видами учёта
Финансовый и управленческий учет являют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единого бухгалтерского учета.
Большинство элементов финансового учета можно найти и в управленческом учете:
В обеих системах учета могут рассматриваться одни и те же хозяйственные операции. Например, поэлементно отражаемые в системе финансового учета данные о видах затрат (сырья и материалов, заработной платы, амортизационных отчислений) используются одновременно и в управленческом учете;
На основе производственной или полной себестоимости, рассчитанной в системе управленческого учета, производится балансовая оценка изготовленных на предприятии активов в системе финансового учета;
Методы финансового учета применяются и в управленческом учете;
Оперативная информация используется не только в управленческом учете, но и для составления финансовых документов. Следовательно, во избежание дублирования сбор первичной информации должен осуществляться в соответствии с интересами как финансового, так и управленческого учета.[9, с55]
Однако наиболее важной чертой, объединяющей два вида учета, является то, что их информация используется для принятия решений. Так, данные финансового бухгалтерского учета помогают инвесторам оценить потенциал и перспективы предприятия, целесообразность инвестирования, а данные управленческого учета используются менеджерами для решения широкого круга проблем управления.
Можно сказать, что управленческий и финансовый учет находятся в одном информационном поле, а их взаимосвязь может быть различной.
/>

Рисунок 1 — Взаимосвязь управленческого и финансового учета
финансовый и управленческий учет полностью независимы друг от друга (вариант 1);
часть данных в финансовом и управленческом учете совпадают, однако в целом это разные системы (вариант 2);
управленческий учет представляет собой комплексную систему, включающую в том числе и финансовый учет (вариант 3).
Таким образом, примерная схема взаимодействия финансового и управленческого учета может выглядеть следующим образом.
/>

Рисунок 2 — Взаимодействие финансового и управленческого учета
Но наряду с вышеизложенным имеются принципиальные отличия управленческого и финансового учетов по следующим вопросам (Приложение 2).
Финансовый бухгалтерский учет – сложная информационная система учета и отчетности, требующая специальных знаний для профессионального суждения об оценках, признании, раскрытии информации. Главный бухгалтер как специалист по финансовому учету представляет собой самостоятельное подразделение любой организации. Активным субъектом управленческого учета выступает бухгалтер-менеджер, бухгалтер-управленец. От него требуются несколько иные знания, чем от бухгалтера, ведущего финансовый учет.
Управленческий учет – новая комплексная отрасль знания. Он объединяет несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и операционный учет, управленческий анализ, ряд других. В этом его большое преимущество, т.к. именно на стыке наук, при использовании разных научных методов, происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям.    продолжение
--PAGE_BREAK--
В финансовой бухгалтерии формируется информация о доходах и расходах организации, о дебиторской и кредиторской задолженности, о финансовых инвестициях, состоянии источников финансирования, взаимоотношениях с государством по уплате налогов и т.д. Потребителями информации финансового учета являются в основном внешние по отношению к предприятию пользователи: налоговые органы, банки, биржи, другие финансовые институты, а также поставщики, покупатели, потенциальные и реальные инвесторы, служащие предприятия. Финансовая отчетность не является коммерческой тайной, открыта к публикации и в определенных случаях должна быть заверена независимым аудитором или аудиторской фирмой.
В системе же управленческого учета формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности в необходимых для целей управления аналитических разрезах. При этом руководство предприятия самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать объекты управления и как осуществлять их учет. Информация управленческого учета предназначена для руководства и менеджеров предприятия, является коммерческой тайной и носит строго конфиденциальный характер. Вопросы организации управленческого учета практически не регламентируются законодательством.
Во многих случаях данные финансового и управленческого учета имеют отношение к рентабельности фирмы и предназначены только для дирекции. Утечка подобной информации может придать конкурентной борьбе на рынке нечестный характер. Таким образом, если финансовый учет основной упор делает на полное и точное объяснение и раскрытие результатов операций фирмы, то управленческий учет стремится помочь руководству достичь своих целей.[12, с167]
Взаимодействие финансового и управленческого учетов в ТОО РиК осуществляется в результате применения общей методологии учета хозяйственных производственных операций (таблица 3):
Таблица 3 — Взаимодействие финансового и управленческого учетов в ТОО РиК
Учетная операция
Вид учета
Концентрация данных обо всех понесенных расходах, обработка первичной технологической и учетной документации с указанием кода заказа
В финансовом учете
отнесение затрат на отдельные виды работ или серии готовой продукции
В управленческом учете
измерение затрат по каждой завершенной партии
В управленческом учете
ведение в Главной книге счетов затрат, готовой продукции, незавершенного производства
В финансовом учете
Расшифровка счетов в дополнительных аналитических журналах, ведение карточек учета затрат по каждому заказу
В управленческом учете
Заключение
Особенностью системы полноценного бухгалтерского учета на современных предприятиях является то, что она методологически и организационно подразделяется на две отрасли: финансовый и управленческий. Управленческий учет и финансовый учет — составная часть информационной системы предприятия. Эффективность управления производственной деятельностью обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия.
Финансовый учет — это учет официальный, его ведение обязательно для всех без исключения предприятий и организаций. Документы финансовой отчетности представляются в органы налоговой инспекции, являются объектом аудиторской проверки, могут и должны быть опубликованы. Управленческий учет — это учет, необходимый руководству, специалистам предприятия для принятия управленческих решений.
Управленческий учет формирует информацию для руководителей разных уровней управления внутри предприятия с целью принятия ими правильных управленческих решений.
Можно обозначить два подхода к происхождению теории управленческого учета. Первый состоит в том, что управленческий учет выделился из единой системы бухгалтерского учета; второй — в том, что размежевание учетной практики произошло в форме отделения финансовой составляющей учета. Сторонниками первого подхода являются такие западные авторы, как К. Друри, Т. Хорнгерн и Дж. Фостер, Д. Нидлз, А.Д. Шеремет, С.А. Николаева. Полномасштабное исследование истории управленческого учета в США принадлежит Т. Джонсону и Р. Каплану.
Предметом управленческого учета в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством. Объекты управленческого учета можно объединить в две группы:
а) производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;
б) хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия.
Для достоверного формирования в системном порядке информации в управленческом учете издержек производства необходимы план управленческих счетов и схемы осуществления записей на счетах. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предусматривает два варианта ведения бухгалтерского управленческого учета: первый — в самостоятельной системе счетов, второй — в рамках единой системы счетов бухгалтерского финансового учета и управленческого учета издержек производства. Второй вариант — это действующая практика организации отечественного бухгалтерского учета.
Между управленческим и финансовым учетом много общего, поскольку оба они используют информацию учетной системы предприятия. Одним из разделов этой системы является производственный учет, в котором накапливаются данные по затратам на производство, необходимые как в финансовом, так и в управленческом учете. Например, данные производственного учета обычно используются, чтобы помочь специалистам в установлении цен на производимую продукцию, и это — применение информации в управленческом учете. Те же данные производственного учета используются для оценки запасов при составлении баланса фирмы, а это — уже применение их для целей финансового учета. Однако эти два вида учета существенно отличаются друг от друга.
Список использованной литературы
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 3-е изд., перераб., М.: Финансы и статистика, 1995. – 288с.
Гаррисон Ч. Оперативно-калькуляционный учет производства и сбыта. — М.: Техника управления, 1930.
Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. Пер. с англ. (под ред. Мабалиной С.А.) – М.: Аудит, Юнити, 1994г.
Друри К. Учет затрат методом стандарт-кост. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
Корнеева Е.И., Отличия и особенности финансового учета// Финансовый менеджмент №1, 2003
Малькова Т.Н. Древняя бухгалтерия: какой она была? — М.: Финансы и статистика, 1995.
Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. Пер. с англ. Под ред. Я.В.Соколова – 2-е изд., стереотип. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 496с.
Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях/ Учебное пособие.-Алматы, 2006.-472с.
Пашигорева Г.И., О.С.Савченко, Цели и задачи управленческого учета// Бухгалтерский учет, 2000, N 19, С. 33.
Попова Л.А. Бухгалтерский учет на предприятии. Учебное пособие – Караганда, 1999 – 174с.
Радостовец В.К. и др. Бухгалтерский учет на предприятии. Издание 3 доп. и перераб. — Алматы: Центраудит, 2002 г.
Радостовец В.К. Финансовый и управленческий учет на предприятии – Алматы: НАН «Центраудит», 1997г.
Разливаева Л.В. Производственный учет: Учебное пособие – Караганда: КЭУ, 2002г.
Разливаева Л.В. Управленческий учет. Учебно-практическое пособие – Караганда, 2001 – 200с.
Соколов Я.В., Управленческий учет: миф или реальность?// Бухгалтерский учет, 2000, N 18, С. 41.
Приказ Министра финансов РК от 21.06.2007 г. №217 «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности №2»
Терехова В.А. Международные и национальные стандарты учета и финансовой отчетности. СПб: Питер, 2005 – 311с.
Шеремет А. Управленческий учет. Учебное пособие – М.: ФБК-Пресс, 2004 — 512с.
Управленческий учет/Под ред. В. Палия и Р. Вандер Виля. — М.: Инфра–М, 1997.
Якимец О.В. Этапы развития и становления управленческого учета – М.: Инфра-М, 1998
/>/>Приложение 1
/>

Схема калькуляционных расчетов по формированию производственной себестоимости
/>Приложение 2
/>

Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета


Критерий
Финансовый учет
Управленческий учет
1


Обязательность ведения учета


Ведение обязательно. Обязанность вести финансовый учет с использованием аналитических счетов определена Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года № 234-111, действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории РК.


Ведение зависит от воли руководства. Собирается и обрабатывается информация, ценность которой для управления не ниже затрат на ее получение.
2
Цель ведения учета
Подготовка информации для внешних пользователей об активах и обязательствах компании, финансовых результатах ее деятельности, т.е. внешней отчетности.
Обеспечение менеджмента компании достоверной и оперативной информацией, необходимой для планирования, анализа, контроля, принятия решений.
3
Пользователи информации
Внешние (акционеры, инвесторы, налоговые органы, покупатели и т.д.) и внутренние пользователи (менеджмент).    продолжение
--PAGE_BREAK--
Только внутренние пользователи, в соответствии со своей компетенцией.
4
Степень регламентированности
Регламентируется нормативными актами (Закон о бухгалтерском учете, НСФО). Внешние пользователи должны быть уверены в том, что бухгалтерские документы составлены в соответствии с общепринятыми правилами, а публичная отчетность подтверждается аудиторами.
Отсутствие законодательной регламентации, использование Приказа об учетной политике или других внутрифирменных документов.
5
Привязки ко времени
Отражает финансовую историю организации. Бухгалтерские проводки выполняются уже после совершения соответствующих операций.
В структуру управленческого учета наравне с информацией отражающей финансовую историю организации включаются оценки и планы на будущее.
6
Тип информации
Финансовые документы, являющиеся конечным продуктом финансового учета, содержат информацию в стоимостном (денежном) выражении.
В управленческом учете фигурирует информация как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
7
Степень точности информации
Приближения и примерные оценки в финансовом учете практически не применяются.
В управленческом учете часто используются приблизительные оценки, т.к. управляющим нужна своевременная информации, ради скорости ее получения можно пожертвовать точностью.
8
Периодичность отчетности
Полный финансовый отчет организация составляет по итогам года, менее детальные – поквартально.
Детализированные отчеты в управленческом учете большие организации составляют ежемесячно; отчеты по определенным видам деятельности могут составляться еженедельно, ежедневно, в некоторых случаях немедленно.
9
Сроки представления отчетов
Поскольку для выверки данных и проверки их внешними аудиторами требуется время, к которому надо добавить некоторый срок на печатание и распространение финансовых отчетов, последние попадают к пользователям только через несколько недель после окончания отчетного периода.
Отчеты по управленческому учету могут содержать информацию, требующую немедленных действий. Эти отчеты обычно составляются им представляются в течение нескольких дней по окончании отчетного месяца.
10
Объект отчетности
Ведется в целом по предприятию, рассматривает его как единый хозяйственный комплекс.
Ведется по секторам рынка, местам формирования затрат, центрам ответственности, причинам и виновникам отклонений и лишь при необходимости обобщается в целом по предприятию.


11
Ответственность за правильность ведения учета
Финансовый учет должен осуществляться в соответствии с нормативными документами Правительства РК и органов, которым предоставлено право регулировать бухгалтерский учет. За нарушение методологии финансового учета предусмотрена ответственность по закону.
Методология управленческого учета законодательством не регламентируется, учет ведут по правилам, установленным самой организацией, учитывающим специфику ее деятельности, особенности решения тех или иных задач.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.