Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Составление отчета о прибылях и убытках

--PAGE_BREAK--1.2 Нормативно-законодательное регулирование
В России система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности, в том числе и отчета о прибылях и убытках, регламентируется нижеследующими документами:

1. Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. От 30.06.2003 №86-ФЗ), согласно которого все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. В Законе также предусмотрены адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности, ее публичность.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона «О бухгалтерском учете определены адреса представления организацией бухгалтерской отчетности, исходя из которого и в соответствии со ст. 23 НК РФ организации-налогоплательщики по письменному требованию налоговых органов представляют по месту учета бухгалтерскую отчетность.

3. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности». В бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. При этом следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.

При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале, резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

Организация в отчете о прибылях и убытках может представлять показатели, приведенные в разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» образца формы, в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета («в том числе» или «из них»).

Бухгалтерская отчетность представляется в сброшюрованном виде или в отдельной папке. Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности. В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.

4.                 Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999 №43н, в котором впервые рекомендованы образцы форм бухгалтерской отчетности.

В соответствии с ПБУ 4/99, с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бухгалтерская отчетность состоит из:

-   бухгалтерского баланса (форма №1);

-   отчета о прибылях и убытках (форма №2);

-   отчета об изменениях капитала (форма №3);

-   отчета о движении денежных средств (форма №4);

-   приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);

-   пояснительной записки;

-   аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Отражая в отчете о прибылях и убытках различные виды доходов и расходов, бухгалтер должен руководствоваться следующими нормативными документами:

1. ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденные приказом Минфина РФ от 06.05.1999 №32н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.02.2001 №27н);

2. ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденные приказом Минфина РФ от 06.05.1999 №33н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 №27н). В них определено, что чрезвычайные доходы и расходы раскрываются в отчете в случае их возникновения. Поэтому организации должны самостоятельно решать вопрос о включении в отчет о прибылях и убытках этих показателей;

3.ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного приказом Минфина РФ от 19.11.2002 №114н.

Показатель «чистая прибыль (убыток) отчетного периода» для отражения в отчете о прибылях и убытках исчисляется исходя из того, что в качестве расхода по налогу на прибыль, вычитаемого из суммы прибыли до налогообложения, должна быть сумма условного расхода по налогу на прибыль, скорректированного на сумму постоянных налоговых обязательств (активов). Указанная сумма расхода по налогу на прибыль формируется в отчете о прибылях и убытках как совокупность сумм, отраженных по статьям «Отложенные налоговые активы», «Отложенные налоговые обязательства» и «Текущий налог на прибыль», раскрытие которых в данном отчете предусмотрено п. 24 ПБУ 18/02. При этом следует отметить, что сумма «Постоянных налоговых обязательств (активов)» принимается во внимание при формировании расхода по налогу на прибыль при определении чистой прибыли (убытка) отчетного периода организации, т. к. эта сумма была учтена при определении текущего налога на прибыль в соответствии с п. 21 ПБУ 18/02.


1.3 Цели и важность составления
Завершающим этапом учетного процесса в организации является составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отчетность организации – это система показателей, характеризующих условия и результаты работы на истекший период.

При составлении бухгалтерской отчетов, в том числе отчета о прибылях и убытках, должны быть обеспечены:

-                                        полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации денежных средств, основных средств (фондов), материальных ценностей и расчетов;

-                                        тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерских отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета. Основанием для записей в бухгалтерском учете служат надлежаще оформленные оправдательные документы или приравненные к ним технические носители информации; правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета и положениями по бухгалтерскому учету РФ;

соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики.

Несоблюдение этих основных условий рассматривается как неправильное составление бухгалтерской отчетности.

Цели бухгалтерской отчетности определяются потребностями пользователей. Поэтому она должна содержать данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности, а также о текущем финансовом положении и происшедших в нем изменениях за отчетный период.

Формирование отчета о прибылях и убытках преследует следующие основные цели:

1. Отчет должен быть составлен в такой форме, которая была бы доступна для понимания не только специалистами в области бухгалтерского учета, но и всем тем, кто стремится изучить и разобраться в бизнесе любой фирмы.

2. Отчет о прибылях и убытках должен предоставлять информацию, которая была бы полезна имеющимся вкладчикам и организациям, другим лицам для принятия рациональных решений.

3. Отчет должен давать информацию, характеризующую достигнутые за отчетный период финансовые результаты деятельности компании.

Качественные характеристики отчета о прибылях и убытках выполняются квалифицированными бухгалтерами-аудиторами.

Основное назначение этого отчета – характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Отчет дает количественную характеристику функционирования хозяйствующего субъекта за определенный период. Он составляется по кумулятивному методу и состоит из показателей доходов и расходов от хозяйственной и финансовой деятельности. Прибыль означает прирост собственного капитала и необязательно ассоциируется с ростом денежной наличности. Убытки представляют собой уменьшение собственного капитала. В бухгалтерском балансе результата деятельности отражается свернуто. В нем нет информации о том, как получен результат, за счет каких операций (коммерческих или финансовых), какие факторы позволили получить прибыль (рост объема продаж или снижение себестоимости). На эти и другие вопросы отвечает отчет о прибылях и убытках.

Важность отчета о прибылях и убытках обусловлена рядом факторов. Во-первых, этот отчет динамический аспект деятельности предприятия, ее результаты и качество. Важность его подчеркивается процессом бухгалтерского учета, который сосредотачивает на нем свое внимание, зачастую отвергая баланс.

Однако различных пользователей бухгалтерской отчетности интересуют только определенные показатели финансовых результатов. Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину, налоговые инспекции заинтересованы в получении достоверной информации о всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли. Потенциальных инвесторов интересуют вопросы качества прибыли, то есть устойчивости и надежности получения прибыли в ближайшей и обозримой перспективе, для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активы данной организации.
1.4 Взаимосвязь отчета о прибылях и убытках с налоговыми расчетами
Основными инструментами на этапе анализа бухгалтерской и налоговой отчетности с целью выявления несоответствий и противоречий являются:

·                                                      проверка взаимоувязки показателей бухгалтерской и налоговой отчетности;

·                                                      анализ основных финансовых показателей налоговой и бухгалтерской отчетности с учетом их динамики и изменения удельных весов.

Из приведенных инструментов наиболее эффективным является проверка взаимоувязки показателей бухгалтерской и налоговой отчетности. Использование данного инструмента основано на существовании взаимосвязей как между показателями, фигурирующими в различных налоговых декларациях и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также между показателями в рамках налоговой отчетности по тому или иному налогу. Указанные взаимосвязи называются контрольными соотношениями, использование которых не только оправдано, но и необходимо, так как контрольные соотношения включают основные показатели налоговых деклараций и финансовой отчетности, используемые для исчисления налогов. Применение контрольных соотношений позволяет решить следующие задачи:

·                                                      проверка логических связей и взаимоувязки между отдельными отчетными и расчетными показателями налоговой и бухгалтерской отчетности;

·                                                      соотнесение показателей различных налоговых деклараций;

·                                                      сопоставление отдельных показателей внутри налоговых деклараций.

С учетом вышеизложенного, можно дать определение сопоставимости отчетных и налоговых данных организации.

Сопоставимость отчетных и налоговых данных организации – это наличие логических связей и взаимоувязки между отдельными отчетными и расчетными показателями налоговой и бухгалтерской отчетности, позволяющее соотнести значение показателей как отдельных показателей внутри налоговой декларации, так и между показателями различных налоговых деклараций.

Источниками формирования показателей налоговой отчетности является данные налогового и бухгалтерского учета. Сущность сопоставимости отчетных и налоговых данных организации заключается в том, что в финансовой и налоговой отчетности содержатся обобщенные данные, необходимые для расчета налоговой базы по тому или иному налогу. Но в отдельных случаях могут образовываться нестыковки. Это вызвано несовпадением бухгалтерского и налогового учета, которое устраняется с помощью определенных корректировок.

Как видно, анализ сопоставимости отчетных и налоговых данных организации необходим для правильного формирования налоговой отчетности организации, с целью представления её в налоговый орган. Чем достовернее будет налоговая отчетность, тем «спокойнее будет спать» налогоплательщик. Таким образом, до, во время и после составления налоговой отчетности бухгалтерская служба налогоплательщика должна отслеживать сопоставимость отдельных показателей отчетности.

Однако сопоставление отчетных и налоговых данных организации необходимо не только налогоплательщику, представляющему налоговую отчетность в налоговые органы, но и самим налоговикам. Экономический анализ декларации по налогу на прибыль – это последний этап камеральной проверки. Анализ заключается, прежде всего, в сопоставлении данных налогового учета с суммами из бухгалтерской отчетности.

Ранее, до вступления в силу ПБУ 18/02, организации отражали в бухгалтерском учете и отчетности только сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за отчетный период, или сумму излишне уплаченного и (или) взысканного налога на прибыль. Тем самым нарушался основной принцип российского и международного бухгалтерского учета – принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

ПБУ 18/02 предусматривает отражение в бухгалтерском учете сумм, которые окажут влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов. В каждом отчетном периоде первоначально определяется сумма налога на прибыль от бухгалтерской прибыли (убытка) и отражается в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка). Затем исчисляются и отражаются суммы налога на прибыль, обстоятельства по возникновению которых для целей налогообложения появились в данном отчетном периоде и повлияли на величину налога на прибыль, рассчитанного от бухгалтерской прибыли.

Целью ПБУ 18/02 является отражение в бухгалтерском учете:

·                          взаимосвязи суммы прибыли (убытка), исчисленной по правилам бухгалтерского учета, и суммы прибыли (убытка), исчисленной по правилам налогового учета;

·                          различия суммы прибыли (убытка), исчисленной по правилам бухгалтерского учета, и суммы прибыли (убытка), исчисленной по правилам налогового учета;

·                          сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В результате применения ПБУ 18/02 в бухгалтерском учете отражается не только сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет за истекший отчетный период, но и суммы, способные оказать влияние на величину налога на прибыль в последующие периоды. Это так называемые отложенные налоги на прибыль. Их отражение в бухгалтерском учете непосредственно влияет на сумму чистой прибыли (убытка) отчетного периода, увеличивая либо уменьшая ее.

Таким образом, ПБУ 18/02 позволяет рассчитать сумму налога на прибыль по правилам налогового учета, но на основе исключительно бухгалтерских данных. Это помогает пользователям бухгалтерской отчетности понять причины расхождений между финансовым результатом, сформированным в бухгалтерском учете, и налоговой базой, исчисленной в декларации по налогу на прибыль. ПБУ 18/02 регламентирует способы отражения в бухучете налоговых активов и обязательств, отложенных на будущие отчетные периоды, что приводит к формированию более достоверной величины чистой прибыли (убытка) организации за отчетный период.

Методика проведения анализа сопоставимости данных бухгалтерской и налоговой отчетности

Согласно пункту 4 статьи 289 НК РФ, отчетность по налогу на прибыль за год необходимо представить в налоговую инспекцию до 28 марта. Форма декларации по налогу на прибыль утверждена приказом Минфина России от 07.02.2006 №24н.

В состав годовой декларации следует обязательно включить:

·                             титульный лист (Лист 01);

·                             подраздел 1.1 или 1.2 раздела 1;

·                             лист 02;

·                             приложения 1 и 2 к Листу 02;

·                             приложение 4 к Листу 02. Данное приложение представляют только за I квартал и налоговый период (год).

Остальные разделы, листы и приложения заполняют, если у организации есть соответствующие показатели. К примеру, фирмы, имеющие обособленные подразделения, включают в состав декларации приложение 5 к Листу 02. В письме от 25.07.2006 №03–03–04/1/611 Минфин России разъяснил, как на основе данных этого приложения заполнять раздел 1 декларации, сдаваемой по месту нахождения самой фирмы.

При проверке показателей бухгалтерской и налоговой отчетности прежде всего следует проконтролировать соотношение отдельных показателей декларации по налогу на прибыль с данными Отчета о прибылях и убытках организации (таблица 1).
Таблица 1. Сопоставление данных формы №2 и декларации по налогу на прибыль.



Несопоставимость этих данных свидетельствует о наличии нарушений финансово-хозяйственной деятельности или порядка формирования показателей в налоговом учете организации, что может повлечь за собой налоговую проверку. Ведь показатели указанных отчетных форм могут отличаться друг от друга. Это происходит, например, при наличии у компании хозяйственных операций с ценными бумагами или когда фирма применяет методику рыночных цен при товарообменных операциях или безвозмездном получении имущества.

Таким образом, отличие данных, представленных в налоговых декларациях, не может однозначно свидетельствовать о том, что в отчетности допущены ошибки.

К тому же формы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций заполняются на основе разных учетных регистров и по разным правилам. Поэтому проконтролировать соотношение их данных довольно сложно, так как при составлении налоговой отчетности возникают отклонения бухгалтерского и налогового учета:

·                    по доходам от реализации – на величину суммовых разниц;

·  по общей сумме доходов (проведение операций с ценными бумагами, производство с длительным циклом) в бухгалтерском учете была проведена переоценка имущества;

·                                                      по общей сумме расходов – у компании есть расходы, которые не могут быть учтены для целей налога на прибыль, дата признания расходов в бухгалтерском и налоговом учете различна;

·                                                      сумма налога на прибыль – в текущем году выявлено искажение по налогу на прибыль за прошлые годы, и в бухгалтерском учете произведена корректировка текущего налога.

Для того чтобы сформировать в бухгалтерском учете сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам отчетного периода в соответствии с положениями ПБУ 18/02, необходимо скорректировать условный расход (условный доход) по налогу на прибыль на суммы постоянного налогового обязательства, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства. В результате будет получена сумма текущего налога на прибыль (п. 21 ПБУ 18/02), который отражается в Декларации по налогу на прибыль (расчет налога на прибыль представлен на рисунке 1).

Чтобы последовательно подойти к расчетам суммы текущего налога на прибыль, обратимся к вопросу рассмотрения разниц доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. С точки зрения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» разницы признаются постоянными или временными для расчета финансового результата в бухгалтерском и налоговом учете.

Постоянные разницы– доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

В части расходов, постоянные разницы возникают при нормировании законодательством отдельных видов расходов. Суммы расходов, превышающие нормативную величину, не учитываются в целях налогообложения. Поэтому по суммам сверхнормативных расходов, отраженных в бухгалтерском учете, но не признанных в целях налогообложения, всегда возникают постоянные разницы.

Поскольку сверхнормативные расходы в налоговом учете не признаются, происходит увеличение налоговой базы по сравнению с финансовым результатом, сформированным в бухгалтерском учете. Это позволяет сделать вывод, что по нормируемым расходам образуются постоянные положительные разницы.

К постоянным разницам в части доходов относят все доходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, как отчетного, так и последующих периодов. Такие доходы поименованы в статье 251 НК РФ, они не признаются при формировании налога на прибыль, не отражаются в налоговом учете и уменьшают условный расход (налог на прибыль).

По суммам выявленных постоянных разниц доходов составляется регистр аналитического бухгалтерского учета в соответствии с пунктом 5 ПБУ 18/02. В регистре аналитического учета постоянных разниц отражаются сверхнормативные и другие (не учитываемые для целей налогообложения) расходы.

В результате рассмотренных отклонений бухгалтерских доходов и расходов отчетного периода от налоговых доходов и расходов отчетного периода возникают постоянные разницы, трансформируемые в постоянные налоговые обязательства (ПНО). ПНО могут уменьшать или увеличивать бухгалтерскую прибыль. Постоянные положительные разницы ведут к увеличению налоговой базы и суммы налога на прибыль. Если положительную постоянную разницу умножить на ставку налога на прибыль, получим постоянное налоговое обязательство (ПНО). Отрицательные постоянные разницы приводят к уменьшению налоговой базы и суммы налога на прибыль и образуют постоянный налоговый актив (ПНА).

Временные разницы – доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль – в другом или других отчетных периодах (п. 8 ПБУ 18/02). В зависимости от формирования налоговой базы, временные разницы подразделяются на вычитаемые временные разницы и налогооблагаемые временные разницы.

Вычитаемые временные разницы – отдельные отклонения налоговой базы (убытка) и бухгалтерской прибыли (убытка) данного отчетного периода.

Налогооблагаемые временные разницы – это доходы и расходы, которые формируют бухгалтерскую прибыль или убыток в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль в другом отчетном периоде.

Налогооблагаемые временные разницы приводят к формированию отложенного налога на прибыль, который подлежит уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Методика определения вычитаемых и налогооблагаемых временных разниц представлена на рисунке 2.

В бухгалтерском учете временные разницы приводят к возникновению отложенных налогов: отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обязательств(ОНО). Вычитаемые временные разницы при умножении на действующую налоговую ставку налога на прибыль приводят к появлению отложенного налогового актива, а налогооблагаемые временные разницы при умножении на действующую налоговую ставку налога на прибыль приводят к появлению отложенного налогового обязательства.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету, отложенные налоговые активы и обязательства отражаются в бухгалтерском учете на отдельном синтетическом счете и учитываются дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла вычитаемая временная разница и налогооблагаемая временная разница (п. 14 и 15 ПБУ 18/02).

В результате отклонения бухгалтерских доходов и расходов от налоговых доходов и расходов отчетного периода возникают отложенные налоговые активы (ОНА – Дт 09 Кт 68) и отложенные налоговые обязательства (ОНО – Дт 68 Кт 77), которые будут уменьшать (Дт 68 Кт 09) или увеличивать (Дт 77 Кт 68) бухгалтерскую прибыль в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Положительные и отрицательные разницы могут возникать по одним и тем же видам доходов и расходов.

Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства – важнейшие объекты бухгалтерского учета, потому что это часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению (ОНА) или к увеличению (ОНО) налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным периоде или в последующих отчетных периодах.

При составлении годовой бухгалтерской отчетности субсчета закрываются заключительными записями декабря в кредит субсчета 99 «Расчет налога на прибыль».

Постоянное налоговое обязательство, отложенный налоговый актив и отложенное налоговое обязательство отражаются в Отчете о прибылях и убытках (п. 24 ПБУ 18/02).

Организация может предусмотреть дополнительные строки для отражения введенных ПБУ 18/02 новых показателей. К строке 150 формы №2 (Отчет о прибылях и убытках) «Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи» ввести справочные строки 151 «Постоянные налоговые обязательства», 152 «Отложенные налоговые активы», 153 «Отложенные налоговые обязательства».

Вычитаемые величины по строкам 150, 151 и 153 должны быть указаны в круглых скобках (п. 17 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 №60н).

По строке 160 «Прибыль (убыток) от обычных видов деятельности» и по строке 190 «Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода)», при отсутствии чрезвычайных доходов и расходов, будет отражена сумма, которая соответствует итоговому сальдо по счету 99. Эта сумма указывается по строке 470 «Нераспределенная прибыль отчетного года» формы №1 Бухгалтерский баланс. Сумма текущего налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, отражается по строке 626 «Задолженность перед бюджетом». Отложенный налоговый актив показывается в разделе I Бухгалтерского баланса «Внеоборотные активы» по строке 150 «Прочие внеоборотные активы», а отложенное налоговое обязательство – в разделе IV «Долгосрочные обязательства» по строке 520 «Прочие долгосрочные обязательства» (п. 23 ПБУ 18/02).

При составлении бухгалтерской отчетности, организации предоставляется право отражать в бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства (п. 19 ПБУ 18/02).

Использование данной методики расчета налога на прибыль позволяет рассчитать сумму налога по правилам налогового учета, но на основе исключительно бухгалтерских данных. Это помогает пользователям бухгалтерской отчетности понять причины расхождений между финансовым результатом, сформированным в бухгалтерском учете, и налоговой базой, исчисленной в декларации по налогу на прибыль. ПБУ 18/02 регламентирует способы отражения в бухучете налоговых активов и обязательств, отложенных на будущие отчетные периоды, что приводит к формированию более достоверной величины чистой прибыли (убытка) организации за отчетный период.



    продолжение
--PAGE_BREAK--2. Подходы к составлению отчета о прибылях и убытках на ООО «ТРК «Евразия»
2.1 Технико-экономические показатели ООО «ТРК «Евразия»
ООО «Телерадиокомпания «Евразия» занимается предоставлением рекламных услуг населению, вид деятельности телерадиовещание. Находится на общей системе налогообложения и является самостоятельной организацией. Организационно – правовая форма деятельности организации – Общество с ограниченной ответственностью (ООО), частная форма собственности. ООО «Телерадиокомпания «Евразия» не входит в государственный реестр ГФ предприятий монополистов;

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия за два отчетных периода.
Таблица 2
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Выручка на предприятии, как мы видим из таблицы выросла на 98 тыс. руб. или на 1,2%, однако себестоимость товарной продукции также выросла на 1,4%, из-за этого и снизилась прибыль от продаж на 10 тыс. руб. по сравнению с 2006 г. Соответственно снизилась и рентабельность продукции на 2,1%. В 2008 году предприятие приняло меры по снижению себестоимости. Численность человек выросла на 5 в связи с повышенным спросом на рекламную продукцию и с повышением объема предоставляемых услуг. Также были приобретены основные производственные фонды на сумму 1271 тыс. руб. и соответственно фондоотдача увеличилась на 16,8%.
2.2 Отчет о прибылях и убытках как форма финансовой отчетности на ООО «ТРК «Евразия»
Отчёт о прибылях и убытках составляется на основании изменений приказа Минфина от 18.09.2006 №115–116н. Где обобщаются такие термины, как «Операционные доходы и расходы», «Внереализационные доходы и расходы», «Чрезвычайные доходы и расходы» с «Прочими доходами и расходами».

Показатели формы №2 «Отчёт о прибылях и убытках» заполняются на основании аналитических данных к счетам 90 «Продажи», 91 «прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».

Прежде чем заполнять отчет о прибылях и убытках необходимо вспомнить основные правила. Первое – все данные надо приводить нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно. При этом в графе 3 должны быть обороты по счетам за 2007 г., а в графе 4 – обороты 2006 года. Второе правило – не следует зачитывать суммы прибыли в счет убытков (и наоборот). Третье правило – отрицательные величины и те показатели, что бухгалтер должен вычитать, записывают в круглых скобках.

Доходы и расходы по обычным видам деятельности:

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (строка 010).

Здесь записывают доходы от обычных видов деятельности предприятия. Прежде всего, это выручка за продукцию и товары, а также за выполненные работы и оказанные услуги. При расчете выручки нужно учесть суммовые разницы. Эти разницы возникают, когда товары, цена которых выражена в условных единицах, отгружают раньше, чем поступает оплата за них. Если в договоре с покупателем предусматриваются различные скидки или наценки, то их тоже нужно учесть, определяя выручку. Кроме того, в расчет надо брать и проценты, причитающиеся с покупателя за рассрочку. Такой порядок определен Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. №32н. [22, с. 22–30]

Выручку отражают без учета НДС, акцизов, экспортных пошлин, так как согласно пункту 3 ПБУ 9/99 эти налоги не являются доходами.

Также не считаются доходами деньги, которые посредник получил от покупателей за товары, принадлежащие комитенту (принципалу или доверителю). Не признаются доходами полученные авансы и суммы, поступившие в качестве залога, задатка и т.д. Суммы, поступившие в погашение кредита или займа. В типовой форме Отчета выручка отражается полностью, то есть без расшифровок. В то же время, если предприятие сочтет нужным, можно расписать доходы и расходы от каждого бизнеса. Для этого форму №2 нужно дополнить новыми строками (011, 012 и т.д.). При этом расшифровывают только существенные доходы. В пункте 18.1 ПБУ 9 /99 «Доходы организации» сказано, что существенной считается та выручка, которая за отчетный период составляет 5 процентов и более от общей суммы доходов организации.

Это правило касается и расходов. Расходы, соответствующие каждому виду выделенного дохода, нужнопоказывать в отдельных строках.[24, с. 47–58]

Разбираясь в том, что относится к доходам организации, нужно обратить внимание на один нюанс. Речь идет об арендной плате и о суммах, поступившим в соответствии с лицензионными договорами. В этом случае возникает вопрос – как поступать с этими средствами: включать в состав доходов по обычным видам деятельности и отражать по строке 010 или же относить к прочим доходам и показывать по строке 090. В пункте 4 ПБУ 9/99 говорится, что организация вправе самостоятельно решить, как ей быть.

По строке 010 нужно указать:

-       в столбце 3 –8082418 руб.;

– в столбце 4 – 7984375 руб.

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (строка 020).

Здесь указывают сумму расходов по обычным видам деятельности за отчетный период. Этот показатель указывают в круглых скобках.

Согласно пункту 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы по обычным видим деятельности делятся на:

– материальные;

– затраты па оплату труда;

– отчисления на социальные нужды;

– амортизацию;

– прочие.

Не считаются расходами фирмы и в Отчете не отражаются:

– суммы от продажи товаров, перечисленные посредником в пользу комитента (доверителя, принципала);

– затраты по приобретению внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства и т.п.);

– суммы, перечисленные в порядке предоплаты материальных ценностей, работ или услуг;

– суммы, выданные в качестве задатка;

– суммы, перечисленные в погашение кредита или займа, ранее полученного фирмой.

По этой строке бухгалтер приводит расходы по обычным видам деятельности, выручка от которых отражена по строке 010 Отчета о прибылях и убытках. Согласно пункту 5 ПБУ 10/99, это затраты на изготовление и реализацию продукции, приобретение и продажу товаров, а также расходы, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.

При заполнении данной строки имеется один нюанс, интересный для бухгалтера организации, которая управленческие и коммерческие расходы не списывает сразу, а распределяет между реализованной и оставшейся продукцией. Так вот, долю таких расходов, приходящуюся на проданную продукцию, также приводят по строке 020.

Например.

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг ООО «ТРК «Евразия» в 2007 г. составило 7843399 руб., а в 2006 г. составило – 7734375 руб.

В отчете ООО «ТРК «Евразия» по строке 020 в круглых скобках нужно отразить величину себестоимости выпущенной продукции, проданных товаров и оказанных услуг:

-       в столбце3–7843399 руб.

-       встолбце4 – 7734375 руб.

Валовая прибыль (строка 029).

Это промежуточный итог. Тут показывают валовую прибыль предприятия. Она равна разнице между выручкой (строка 010) и себестоимостью (строка 020).

По строке 029 ООО «ТРК «Евразия» должно указать следующие суммы:

-       в графе 3 – 239019 руб. (8082418 -7843399);

-       в графе 4 – 250000 руб. (7984375 – 7734375).

Коммерческие расходы (строка 030).

По этой строке приводят расходы, которые связаны со сбытом продукции. Скажем, это затраты на рекламу, хранение, перевозку продукции.

Пункт 9 ПБУ 10/99 позволяет списывать коммерческие расходы двумя способами. Первый – распределять их между реализованной и оставшейся продукцией. То есть все собранные затраты списываются на себестоимость продукции такой проводкой:

Дт 20 Кт 44 – списаны на себестоимость произведенной продукции коммерческие расходы.

Затем часть коммерческих расходов, приходящуюся на реализованную продукцию, списывают с кредита счета 43 в дебет счета 90. в таком случае строку 030 не заполняют.

Второй способ – все коммерческие расходы включать в себестоимость продукции, реализованной в отчетном периоде. При этом делается запись:

Дт 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кт 44 – списаны на себестоимость реализованной продукции коммерческие расходы.

И соответственно заполняется строка 030.

Продолжим наш пример.

Затраты «ТРК «Евразия» на рекламу в 2007 году составили 3528 руб., а в 2004 году – 15810 руб.

По строке 030 бухгалтер «ТРК «Евразия» должен записать в круглых скобках следующие суммы:

-       в графе 3 – 35283 руб.;

-       в графе 4 – 15810 руб.

Управленческие расходы (строка 040).

Здесь приводятся общехозяйственные расходы предприятия. К таким затратам, в частности, относят:

-                     расходы на оплату труда административного персонала;

-                     расходы на подготовку и переподготовку кадров;

-                     расходы на содержание имущества общехозяйственного назначения;

-                     стоимость канцелярских товаров и других материалов и инвентаря, использованных для нужд управления, и т.д.

Управленческие расходы списывают на себестоимость продукции так же, как и коммерческие. То есть либо все сразу – тогда бухгалтер должен заполнять строку 040, либо пропорционально доле проданной продукции – в этом случае запись делают по строке 020, строка 040 в этом случае остается пустой.

Затраты «ТРК «Евразия» на оплату труда административному персоналу и на канцелярские товары в 2007 году составили96201 руб., а в 2004 году – 87405 руб.

По строке 040 бухгалтер «ТРК «Евразия» должен записать в круглых скобках следующие суммы:

-       в графе 3 – 96201 руб.;

-       в графе 4 – 87405 руб.

Прибыль (убыток) от продаж (050).

По строке 050 указывается финансовый результат от продажи продукции (товаров, работ, услуг). Получить его можно, если и выручки от продаж (строка 010) вычесть себестоимость проданных: товаров (отрока 020), коммерческие (строка 030), и управленческих (строка 040) расходы. Тот же результат будет, если из валовой при были (строка 029) вычесть коммерческие и управленческие расходы. Если в итоге получится убыток, то его сумму надо показать в Отчете в круглых скобках.

Продолжаем наш пример:

По строке 050 бухгалтер «ТРК «Евразия» указывает следующие величины:

-       в графе 3 – 107535 руб. (239019–35283 – 96201);

-       в графе 4 – 146785 руб. (250000–15810–87405).

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению (строка 060).

По этой строке организации приводят проценты, которые им причитают. В данном случае речь идет о процентах по государственным облигациям и ценным бумагам, банковским депозитам и вкладам, а также по предоставленным займам. Обратите внимание: проценты по займу начисляют в конце каждого отчетного периода в соответствии с условиями договора (п. 16 ПБУ 9/99).

Продолжаем наш пример.

За 2007 год «ТРК «Евразия» никого не кредитовало и никому не давало взаймы. Такая же ситуация была и в 2006 году. Таким образом, по строке 060 в обоих столбцах ставят прочерк.

Проценты к уплате (строка 070).

В данной строке записывают проценты, которые предприятие должно уплатить по облигациям, акциям, кредитам и займам. При этом проценты надо начислять каждый месяц, пока фирма пользуется заёмными средствами, независимо когда будут выплачены эти средства. Исключение составляют платежи по займам, взятым для покупки инвестиционных активов. Такие проценты до момента оприходования учитываются в себестоимости купленного имущества. Если же проценты начислены уже после принятия инвестиционного актива к учету, в этом случае они относятся к прочим расходам и также отражаются по строке 070. Отметим что проценты по заемным средствам, которые не направлены на покупку инвестиционных активов, можно списать единовременно.

В 2006 и 2007 году «ТРК «Евразия» не приобретала ничего в кредит и проценты никому не уплачивала поэтому ставим по строке 070 в обоих столбцах прочерк.

Доходы от участия в других организациях (строка 080).

Здесь показывают доходы от участия в уставных капиталах других организаций (например, дивиденды по акциям и т.д.). Организации также могут вести совместную деятельность, объединив свои вклады. Для этого они заключают договор простого товарищества. При этом доход от совместной деятельности начисляют в тот день, когда товарищи распределят полученную прибыль между собой. Эту сумму и отражают в строке 080 Отчета. В 2007 г. и в 2006 г. «ТРК «Евразия» не участвовало в других организациях и ни с кем не заключало договора «простого товарищества», поэтому по строке 080 ставим прочерк.

Прочие доходы (строка 090).

По этой строке приводят операционные доходы, которые не были представлены в предыдущих строках Отчета. Прежде всего, это доходы от сдачи имущества в аренду (если такие доходы фирма получает нерегулярно), продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и др. еще – прибыль, которую организация получила в рамках договора простого товарищества и т.д. А также такие понятия, как операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы.

По этой строке Отчета отражают, в частности, доходы (без учета НДС) от сдачи имущества в аренду, от продажи прочего имущества фирмы (основных средств, нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства или материалов), а также доходы от ликвидации основных средств. В 2007 г. и в 2006 г. «ТРК «Евразия» не имела такого дохода поэтому по строке 090 ставим прочерк.

Прочие расходы (строка 100).

Здесь указываются те операционные расходы, которые не вошли в предыдущие расходные статьи Отчета. К прочим расходам, в частности, теперь относятся затраты:

– по сдаче имущества в аренду;

– от списания прочего имущества фирмы (основных средств, нематериальных активов, материалов и т.д.);

– по оплате услуг банка;

– на оплату процентов по кредитам и займам;

– признанные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

– убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

– отрицательные курсовые разницы;

– убытки, возмещаемые другим фирмам, и т.д.

Пусть за 2007 год фирма начислила 16201 руб. по оплате услуг банка. В 2006 году на сумму 35903 руб. Получается, что по строке 100 в круглых скобках бухгалтер «ТРК «Евразия» должен записать:

– в графе 3 – 16201 руб.

– в графе 4 –35903 руб.

Строки 120 (внереализационные доходы) и 130 (внереализационные расходы) были исключены из «Отчёта о прибылях и убытках», как самостоятельные строчки и были включены в строки 090 (прочие доходы) и 100 (прочие расходы) соответственно приказом Минфина России от 18 сентября 2006 г. №115н.

Прибыль (убыток) до налогообложения (строка 140)

По этой строке показывают финансовый результат деятельности организации за год. Его рассчитывают по данным Отчета о прибылях и убытках. Это ни что иное, как «бухгалтерская» прибыль или «бухгалтерский убыток».

По строке 140 бухгалтер должен указать:

-       в графе 3 –91334 руб. (107535–16201);

-       в графе 4 –110882 руб. (146785–35903).

Отложенные налоговые активы (строка 141).

Эта строка предназначена для отложенных налоговых активов, которые образовались в учете организации за 2007 год. С 1 января 2003 года рассчитывать и показывать их обязывает ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Это ПБУ утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. №114н.

Сумму отложенных налоговых активов получают, умножив величину так называемых вычитаемых временных разниц на ставку налога на прибыль. А вычитаемые разницы в свою очередь образуются, когда:

-       сумма амортизации, которая исчислена в бухгалтерском учете за отчетный период, превышает ту, что рассчитана по правилам налогового учета;

-       коммерческие и управленческие расходы в бухгалтерском учете и для целей налогообложения списываются по-разному;

-       переносится на будущее убыток, который уменьшит налогооблагаемые доходы в последующих отчетных периодах;

-       переплата по налогу на прибыль не возвращается организации, а зачитывается в счет будущих платежей;

-       предприятие, использующее кассовый метод, в бухгалтерском учете включает в затраты стоимость материалов, которые еще не оплачены, и т.д.

Итак, в строку 141 Отчета попадет разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 09. Здесь может быть две ситуации. Если полученная величина положительна, то разницу (то есть сумму начисленных активов за минусом погашенных и списанных) прибавляют к прибыли до налогообложения. Если же, напротив, она отрицательна, то величину активов в отчетном периоде нужно вычитать из прибыли.

Отложенные налоговые обязательства (строка 142).

Отложенные налоговые обязательства определяют, умножая сумму временных разниц на ставку налога на прибыль (п. 15 ПБУ 18/02). Налогооблагаемые временные разницы в учете образуются в случае, если:

-       сумма амортизации, начисленная в налоговом учете за отчетный период, больше, чем та, что рассчитана по правилам бухгалтерского учета;

-       проценты по выданным займам вы начисляли ежемесячно, а должник погасил их единовременно. В данном случае разница возникает, если ваша фирма применят кассовый метод;

-       проценты по кредитам и суммовые разницы в налоговом учете включаются в состав внереализационных расходов, а в бухгалтерском учете – в стоимость основных средств или материалов;

-       в бухгалтерском учете отражаются затраты а составе расходов будущих периодов, а в налоговом списываются сразу.

-       Как и в случае с активами, отложенные налоговые обязательства могут, как вычитаться из прибыли (убытка) до налогообложения, так и прибавляться.

«ТРК «Евразия» не заполняло строки 141 и 142.

Текущий налог на прибыль (строка 150).

В п. 21 ПБУ 18/02 приведена формула для расчета текущего налога н прибыль:

+ Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль + постоянное налоговое обязательство (актив) + отложенный налоговый актив – отложенное налоговое обязательство = текущий расход (доход) по налогу на прибыль.

Условный расход (доход) – это «бухгалтерская» прибыль (или убыток) из строки 140 Отчета, умноженная на ставку налога на прибыль.

«ТРК «Евразия» Определила текущий налог на прибыль по ставке 24% в 2007 г. как=91334·0,24=21920 руб., А в 2006 году=110882∙0,24=26611

По строке 150 бухгалтер должен указать исчисленный налог на прибыль:

-       в графе 3 –21920 руб. (91334·0,24);

-       в графе 4 –26611 руб. (110882∙0,24).

Условный доход начисляют только в том случае, если в налоговом учете организация получила прибыль.

Постоянные налоговые обязательства можно получить, умножив постоянные разницы на ставку налога на прибыль. Такие разницы образуются когда расходы, которые учитываются для целей бухгалтерского учета, не включаются в затраты при расчете налога на прибыль. Речь идет, скажем, о суммах, которые организация истратила сверх норм, установленных в налоговом кодексе РФ. Это касается суточных, компенсаций за использование личного транспорта, представительских расходов, затрат на страхование.

Есть еще постоянные налоговые активы. Они возникают также из-за постоянных разниц. Например, ели налоговые расходы не принимаются для целей бухгалтерского учета. В отличие от постоянных налоговых обязательств постоянные налоговые активы в отчетном периоде уменьшают начисленный налог на прибыль.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (строка 190).

По строке 190 показывают чистую прибыль (убыток), полученную за 2007 год. Это конечный финансовый результат компании за минусом налога на прибыль.

Чтобы получить чистую прибыль (строка 190), из прибыли до налогообложения (строка 140) надо вычесть текущий налог на прибыль, откорректированный на сумму отложенных налоговых обязательств и активов, а также иных платежей в бюджет (151).

По строке 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» отчета о прибылях и убытках бухгалтер должен указать:

-       в графе 3 –69414 руб. (91334–21920);

-       в графе 4 – 84270 руб. (110882–26611)

Постоянные налоговые активы (обязательства) (строка 200).

Постоянные разницы образуются тогда, когда организация осуществляет расходы, которые признаются в бухучете, но не учитываются при расчете налога на прибыль. Например, стоимость безвозмездно переданного имущества. Или учитываются, но в пределах нормативов, тогда как в бухучете списываются полностью. Скажем, представительские расходы, затраты на рекламу или расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.

Если подобную постоянную разницу умножить на 24 процента, то получится постоянное налоговое обязательство. Эту величину справочно нужно отразить по строке 200 Отчета. У организации «ТРК «Евразия» не было таких расходов ни за 2007 г., ни за 2006 г.

Базовая прибыль (убыток) на акцию (строка 210).

По этой строке бухгалтер должен показать базовую прибыль (убыток) на акцию. Это часть прибыли отчетного года, которая причитается акционерам – владельцам обыкновенных акций. Чтобы рассчитать данный показатель, нужно разделить базовую прибыль (убыток) отчетного периода на средневзвешенное количество обыкновенных акций, находящихся в обращении. Заполняют данную строку только акционерные общества. Общества с ограниченной ответственностью по этой строке ставят прочерк. Здесь приводят базовую прибыль (убыток) на акцию. Это часть прибыли отчетного периода, которая причитается владельцам обыкновенных акций. Чтобы рассчитать этот показатель, нужно использоваться Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, которые утверждены приказом Минфина России от 21 марта 2000 г. №29н. Так как «ТРК «Евразия» не является акционерным обществом, то бухгалтер эту строчку не заполняет

Разводненная прибыль (убыток) на акцию (строка 220).

Здесь приводят величину так называемой разводненной прибыли (убытка) на акцию. Этот показатель отражает возможное снижение уровня базовой прибыли на акцию в следующем отчетном периоде.

Расшифровка отдельных прибылей и убытков.

В этом разделе расписывают наиболее значительные внереализационные доходы и расходы.

По строке 230 отражают начисленные штрафы, пени и неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров. В нашем случае:

– в графе 3 – прочерк, т. к. их нет

– в графе 5 – прочерк

По строке 240 указывают прибыль(убыток) прошлых лет, выявленную в отчетном году (то же касается и убытка).

По строке 250 приводят суммы возмещенных убытков.

По строке 260 показывают курсовые разницы.

По строке 270 нужно записать, какие суммы были перечислены в оценочные резервы.

По строке 280 представляют списанную дебиторскую и кредиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности.

Итак, мы рассмотрели порядок составления Отчета о прибылях и убытках. Поскольку мы брали условные значения показателей, то в таблице 7 рассмотрим, как на основании рассчитанных нами показателей составить Отчет о прибылях и убытках в соответствии с новой формой и с рекомендациями ПБУ 18/02.
Таблица 3. Отчет о прибылях и убыткахза 2007 год «ТРК «Евразия».
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.