Реферат по предмету "История техники"


"Золотой век" Екатерины II Великой (1762 - 1796 гг.)

«Золотой век» Екатерины IIВеликой (1762 — 1796 гг.)
Извсех женщин, царствовавших в России в ХVIII в., только Екатерина II правиласамостоятельно, вникая во все дела внутренней и внешней политики. Свои главныезадачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственногоаппарата с целью его усиления, в упрочении международного положения России. Взначительной степени ей это удалось, и время её правления — одна из блестящихстраниц русской истории.
Внутренняя политика
/>Екатерина II сразу же начала борьбу противпронемецкой ориентации Петра III. Из правящих кругов были удалены все немцы.Идеологией государства становится русский национализм.
ЕкатеринаII объявила себя преемницей Петра I. Уже в начале царствования она сосредоточилав своих руках всю законодательную и распорядительную власть. Законодательныморганом был Сенат. В 1763 г. Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов,каждый с определёнными полномочиями и компетенцией. Тем самым она ослабила егокак законодательный орган.
В1764 г., чтобы подавить стремление к отделению на Украине, Екатерина IIликвидировала гетманство (автономию). В 1654 г. Украина вошла в состав Россиина правах самой широкой автономии. Но самостийные тенденции время от временивспыхивали на Украине, и ситуация здесь постоянно была нестабильной. Екатеринасчитала, что для внутренней прочности многонациональная империя должнауправляться по единым принципам. Осенью 1764 г. она приняла отставного гетманаП.А. Разумовского и назначила на Украину генерал — прокурора П.А. Румянцева.
Всамом начале правления Екатерина решила урегулировать отношения Церкви исветской власти. Со времён Петра I Церковь была подчинена государству.Финансовая ситуация в стране была тяжёлой, а Церковь была крупным собственникомв государстве. Екатерина II была православной, выполняла все православныеобряды, но она была прагматичной правительницей. Чтобы пополнитьгосударственную казну, в 1764 г. она провела секуляризацию (обращениегосударством церковной собственности в светскую) церковных земель. Былоупразднено 500 монастырей, казне перешёл 1 млн. душ крестьян. За счёт этогогосударственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабитьфинансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья.Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.
Политикапросвещённого абсолютизма. В своей политике Екатерина стала опираться надворянство. Дворянство было опорой престола и осуществляло важнейшие функции:дворяне были организаторами производства, полководцами, крупнымиадминистраторами, придворными.
Екатеринастала проводить так называемую политику просвещённого абсолютизма. Политикапросвещённого абсолютизма была характерна для стран с монархической формойправления и со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений.Просвещённый абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересахдворянства (сохраняло свои политические права и экономические привилегии), сдругой стороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистическихотношений. В частности, такую политику проводили австрийский император ИосифII, прусский король Фридрих II, шведский король Густав III и др.
Ссамого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутреннейустроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можноискоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новоезаконодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г., котороебы учитывало интересы всех сословий.
Сэтой целью в 1767 г. была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представлялидворянство, купечество, казачество. Ведущую роль в Комиссии играли дворянскиедепутаты — 45%. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеизападноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Екатерина переработалатруды выдающихся мыслителей Ш.Л. Монтескье, Ч. Беккария, Я.Ф. Бильфельда, Д.Дидро и др. и составила для Комиссии знаменитый «Наказ императрицыЕкатерины». «Наказ» состоял из 20 глав, поделённых на 526 статей.В общем, он представлял собой цельное произведение, в котором говорилось онеобходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенностирусского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью,о вреде пыток и телесных наказаний.
Напятом заседании Комиссия преподнесла императрице титул «Великой, премудройматери Отечества». Комиссия работала более двух лет, но её работа неувенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословийстояли на страже только своих прав и привилегий. Работа Уложенной Комиссиипоказала, что дворянство не смогло стать выразителем интересов всех сословий. ВРоссии не было силы, кроме монархии, способной подняться выше своихузгоэгоистических интересов и действовать в интересах всех сословий. ПопыткаЕкатерины II перенести на русскую почву западноевропейские либеральные идеиокончилась неудачей. Комиссия была распущена.
Темне менее, работа Уложенной Комисии имела важное значение, так как императрицасмогла ознакомиться с мнениями и пожеланиями русского общества, которые онаучитывала в своей дальнейшей политике.
ОтношениеЕкатерины к крепостному праву. Екатерина II была европейски образованнойженщиной и разделяла взгляды западноевропейских мыслителей на крепостничествокак антигуманное явление. Но ко времени вступления на престол она хорошоизучила страну и общество, которыми теперь управляла. Она понимала, что междуотвлечёнными рассуждениями западноевропейских просветителей о свободе ироссийской реальностью — огромная разница. Около половины помещичьих крестьяннаходились на положении рабов. На крепостном праве держалось всё помещичьехозяйство. Крепостное право стало привычным, будничным явлением, естественнымсостоянием для крестьян. Кроме того, Екатерина была убеждена, что русский народдуховно не развит и пока не готов сам заботиться о себе. К столь радикальнымизменениям в судьбе, как отмена крепостного права, его нужно готовитьпостепенно в течение длительного времени. Россия была не готова к новомуобщественному устройству, и ставить вопрос об отмене крепостного права в Россииона не могла.
Крестьянскаявойна под управлением Е.И. Пугачёва (1773 — 1775 гг.). В 60 — 70-е гг. постране прокатилась мощная волна выступлений крестьян, казаков, работных людей.Особое беспокойство императрицы вызывали выступления казаков. Со времён ИванаГрозного на окраинах империи стали образовываться поселения вольных людей — казаков. Со временем казаки стали консолидироваться в особый слой русскогообщества, живущий по своим законам. Казаки причиняли много беспокойствавластям, так как значительную роль в их жизни играл разбой. Пытаясь добитьсястабильности на границах государства, Екатерина II начала наступление наказачество. Ограничивалось казацкое самоуправление, правительство стало вводитьармейские порядки в казацких частях. В частности, яицкие (уральские) казакибыли лишены права беспошлинного лова рыбы, добычи соли. Тогда яицкие казакиотказались подчиняться властям.
В1773 -1775 гг. в России началась самая мощная крестьянская война подпредводительством Е.И. Пугачёва. Е.И. Пугачёв родился в станице Зимовейской наДону. Он был участником Семилетней и русско-турецкой войн, имел первыйофицерский чин хорунжего. Е.И. Пугачёв выступал в роли челобитчика о нуждахказаков. За это он был арестован, затем бежал из казанской тюрьмы к яицкимказакам. Яицким казакам он представился как уцелевший император Пётр III. Сотрядом в 80 чел. он двинулся к Яицкому городку — центру яицкого казачества.Вскоре его отряд превратился в 30 — 40 тыс. армией, оснащённой артиллерией.Социальный и национальный состав пугачёвцев был разнообразным: казаки,крепостные крестьяне, рабочие уральских заводов и мануфактур, русские, татары,калмыки, башкиры и др. Е.И. Пугачёв создал Военную коллегию, в которую входилиего соратники И. Чика-Зарубин, Хлопуша, И. Белобородов, С. Юлаев. Войскапугачёвцев 6 месяцев осаждали Оренбург. Против восставших были двинутыправительственные войска, во главе которых Екатерина II поставила бывшегоруководителя Уложенной Комиссии генерала А.И. Бибикова. 22 марта 1774 г. укрепости Татищевой Е.И. Пугачёв потерпел поражение. Осада Оренбурга была снята.
Послеэтого Е.И. Пугачёв двинулся на территорию Башкирии и горнозаводского Урала.Оттуда пугачёвцы двинулись к Волге и в июле 1774 г. взяли Казань. 31 июля 1774г. Е.И. Пугачёв объявил манифест, который позже историки назовут«Жалованной грамотой крестьянству». Е.И. Пугачёв «жаловал»крестьян «вольностью и свободой», землями и угодьями, освобождал ихот рекрутских наборов, подушных податей, призывал крестьян «ловить,казнить и вешать» дворян, помещиков. К Казани подошли правительственныевойска под управлением полковника И.И. Михельсона. Они освободили Казань отвосставших. С отрядом в 500 чел. Е.И. Пугачёв перешёл на правый берег Волги.Пугачёвцы захватили ряд городов: Саратов, Пензу, Алатырь, Саранск. В охваченныхвосстанием областях пугачёвцы истребляли дворян, помещиков, офицеров, служилыхлюдей. Екатерина II приняла энергичные меры. Во главе правительственных войсквместо умершего А.И. Бибикова был поставлен П.И. Панин. С театра русской — турецкой войны был вызван А.В. Суворов. Попытка Е.И. Пугачёва взять Царицынокончилась неудачей. С небольшим отрядом он переправился на левый берег Волги,где рассчитывал укрыться у яицких казаков. Но зажиточные казаки, опасаясь гневаимператрицы, схватили Е.И. Пугачёва и 12 сентября 1774 г. выдали его И.И.Михельсону. В деревянной клетке Е.И. Пугачёв был отправлен в Москву. 10 января1775 г. Е.И. Пугачёв и его соратники были казнены в Москве на Болотной площади.К этому времени все очаги восстания были подавлены. Дом Е.И. Пугачёва в станицеЗимовейской был сожжён, место дома посыпано солью, чтобы память о нём никогдане возродилась. Река Яик с тех пор была переименована в Урал, яицкое казачествобыло переименовано в уральское.
В1775 г. Екатерина II ликвидировала Запоржскую Сечь. Запорожские казакипопросили императрицу оставить их в казачестве. Екатерина II переселилазапорожцев осваивать только что присоединённую Кубань, дав им определённыепривилегии. Так началась история кубанского казачества.
Губернскаяреформа. Чтобы в дальнейшем предотвратить крестьянские выступления, ЕкатеринаII решила провести реформу управления на местах.
В1775 г. было проведено более чёткое территориальное деление империи. Территориястала делиться на административные единицы с определённым количеством податного(которое платило налоги) населения.
Самойкрупной территориально — административной единицей стала губерния. В каждойгубернии должно было проживать 300 — 400 тыс. душ мужского податного населения.Во главе губернии стоял губернатор. Он назначался лично императрицей и былподчинён ей непосредственно. Губернатору в губернии принадлежала вся полнотавласти. Он контролировал деятельность всех учреждений и всех должностных лиц. Вцелях обеспечения порядка в губерниях губернатору были подчинены все воинскиечасти и команды. К середине 90-х гг. в стране насчитывалось 50 губерний.
Губернииделились на уезды по 20 — 30 тыс. душ населения. Всё управление в уездах былоотдано дворянам. Дворяне на 3 года избирали капитан — исправника (главу уезда)и заседателей Нижнего земского суда. Капитан — исправник и Нижний земский судявлялись главными органами власти в уезде.
Городпредставлял самостоятельную административную единицу. Управлял городомгородничий. Он назначался правительством из отставных дворян. Город делился начасти в 200 — 700 домов во главе с частным приставом и на кварталы по 50 — 100домов во главе с квартальным надзирателем.
ЕкатеринаII отделила судебные органы власти от исполнительных. Все сословия, кромекрепостных, должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословиеполучало свой суд.
Послегубернской реформы перестали функционировать все коллегии, кроме важнейших — Иностранной, Военной, Адмиралтейской. Их функции стали осуществлять губернскиеорганы.
Оформлениесословного строя. В правление Екатерины II произошло окончательное оформлениесословного строя в России. 21 апреля 1785 г. в день своего рождения императрицаиздала «Жалованную грамоту дворянству», которая представляла собойсвод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отнынедворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свободадворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить толькодворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землёй и крепостнымикрестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Онасчитала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологиии обзавестись личным достоинством. Дворянам присваивалось наименование«благородного сословия».
В1785 г. году была издана «Жалованная грамота городам». Она определялаправа и обязанности городского населения, систему управления в городах. Всёгородское население вносилось в Городскую обывательскую книгу и делилось на 6разрядов:
дворянствои духовенство;
купцы,делившиеся в зависимости от капитала на три гильдии (купцы 1 гильдии — самыебогатые — имели преимущественное право вести внутреннюю и внешнюю торговлю;ниже стояли купцы 2 — гильдии, у них было право крупной внутреннейторговли;купцы 3 — гильдии занимались мелкой уездной и городской торговлей);
цеховыеремесленники;
постоянножившие в городах иностранцы;
именитыегорожане и капиталисты;
посадскиежители (те, кто жил промыслами).
Жителигорода каждые 3 года избирали орган самоуправления — Общую городскую думу,городского голову и судей.
Принятыедокументы завершили оформление сословного строя в России: всё население Россииделилось на сословия. Отныне они стали представлять собой замкнутые группы,которые обладали разными правами и привилегиями. Сословная принадлежность сталапередаваться по наследству, переход из одного сословия в другое был крайнезатруднён.
Оформлениесословного строя на тот момент играло положительную роль в обществе, так какпринадлежность к сословию давала возможность развития внутри сословия.
Реформаобразования. Екатерина II считала, что русский народ духовно не развит. По еёмнению, развить русского человека могло воспитание и образование. Воспитанием иобразованием императрица решила создать новую «породу людей», которыечерез семью распространят принципы нового воспитания на всё общество.
Разработкуреформы образования Екатерина II доверила президенту Академии художеств И.И.Бецкому. По его замыслу в России следовало создать сеть училищ, где в изоляцииот дурного влияния общества воспитывались бы дети в возрасте от 6 до 18 — 20лет. Екатерина II пригласила в Россию одного из лучших педагогов Европы сербаФ.И. Янковича де Мириево. Екатерина II верила, что за внедрением просвещенияпоследует благотворный результат: исчезнут нравственные и социальные пороки,будет положен конец рабству, невежеству, суевериям.
Вскоребыли созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц,дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием ивоспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народныхбессословных двухклассных училищ в уездах и четырёхклассных в губернскихгородах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала иконца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебнаялитература, создавались единые учебные планы.
Врезультате реформы образования в России в правление Екатерины II была созданасистема среднего образования, и к концу века в России насчитывалось 550 учебныхзаведений с общим числом 60-70 тыс. чел.
ПолитикаЕкатерины II в области просвещения позже принесла плоды — возникло уникальноеявление мировой культуры — русская дворянская культура ХIХ века, которая и посей день имеет непреходящее значение.
Внешняя политика
Вопросывнешней политики были для Екатерины II первостепенными. Пётр I завоевал дляРоссии выход к морю на Балтике. Но для развития торговли, для защищённостиграниц на юге России нужны были берега Чёрного и Азовского морей. Это неизбежнодолжно было привести к столкновению с Османской империей (Турцией)- владычицейЧёрного моря. Усиление России беспокоило крупные европейские страны — Англию,Австрию, Францию, и они стали прилагать усилия, чтобы столкнуть Россию и Османскуюимперию и тем самым ослабить обеих.
Русско-турецкаявойна 1768 — 1774 гг. В 1768 г. Турция, поддер-живаемая Францией, началавоенные действия против России на Украине и на Кавказе. Началась первая вправление Екатерины II русско-турецкая война. В 1770 г. на притоках реки Прут — Ларге и Кагуле — полководец П.А. Румянцев разгромил турецкую армию. Блестящиепобеды были одержаны на море. Своего флота на Чёрном море у России не было.Немногочисленная русская эскадра под руководством адмирала Г.А. Спиридова вышлаиз Балтики, обогнула Европу и вошла в Средиземное море. Здесь руководствобоевыми действиями взял на себя А.Г. Орлов. Русское командование пошло навоенную хитрость. В 1770 г. весь турецкий флот удалось заманить в теснуюЧесменскую бухту, запереть и ночью поджечь. Турецкий флот сгорел в Чесменскойбухте за одну ночь. В 1771 г. русские войска заняли все основные центры Крыма.(Крым с 1475 г. находился под покровительством Турции. Для России Крым являлся«разбойничьим гнездом» и представлял большую опасность.) В 1772 г.крымский хан Шагин-Гирей провозгласил независимость Крыма от Турции. Это сталопервым этапом присоединения Крыма к России.
Вправление Екатерины II расцвёл военный талант великого русского полководца А.В.Суворова (1730 — 1800 гг.). Его военная служба началась в 18 лет. Службавсецело поглотила его. Молодого офицера интересовало буквально всё: военнаяподготовка солдата, его быт, здоровье. В то время системы подготовки солдат(рекрутов) в русской армии не было. От этого солдаты, вчерашние крестьяне,гибли в первых же боях. А.В. Суворов стал первым разрабатывать систему правилповедения в бою специально для солдат. Чтобы донести «соль» (основноесодержание) военной науки до неграмотного солдата, правила поведения в бою А.В.Суворов оформил в виде пословиц и поговорок. Стройная система обучения солдатбыла изложена в знаменитой книге «Наука побеждать». Суворов считал,что победу в сражении приносит не численный перевес, а боевой дух солдата.Укрепляет дух солдата — любовь к родине, гордость национальной принадлежностью,вера в Бога. Сам А.В. Суворов был истинным христианином, и религиозномувоспитанию солдат придавал первостепенное значение. Перед боем совершалисьмолебны. Перед решающими сражениями А.В. Суворов заставлял солдат надеватьчистое бельё, все участвовали в молебне. После боя прямо на поле по убитымтакже совершались молебны, причём А.В. Суворов пел сам вместе с певчими.
Инеграмотные крестьяне у прославленного полководца превращались в чудо — богатырей. Войска А.В. Суворова стали побеждать любого неприятеля. Так, в 1773г. войска Суворова взяли турецкие крепости Туртукай, а в 1774 г. — Козлуджу. В1774 г. в болгарской деревушке Кючук — Кайнарджи был подписан мирный договор:
Турцияпризнавала независимость Крыма;
Россияполучила право беспрепятственного плавания по Чёрному морю и право проходачерез проливы Босфор и Дарданеллы;
Россияполучала право иметь свой флот на Чёрном море;
Грузияосвобождалась от тяжелейшей дани юношами и девушками, отправляемыми в Турцию;
праваправославных народов в Османской империи (молдаван, греков, румын, грузин идр.) расширялись.
В1783 г. русские войска без всякого предупреждения вошли в Крым. Турецкий султанничего не смог сделать. Крымское ханство было ликвидировано, Крым вошёл всостав России. России отошли обширнейшие территории северного Причерноморья.Они получили название Новороссии. Наместником Новороссии был назначен самыйталантливый фаворит Екатерины II Г.А. Потёмкин. Он и занялся обустройствомэтого края и строительством Черноморского флота.
Георгиевскийтрактат. В 90-е гг. ХVIII в. стали укрепляться позиции России в Закавказье и наКавказе. Турция и Персия также усилили свою экспансию в Грузию. Грузия в этовремя переживала период феодальной раздробленности и не была единымгосударством. Кахетия и Карталиния под властью Ираклия II объединились вВосточную Грузию. Грузинские княжества на западе — Имеретия, Менгрелия, Гурияимели каждая своих царей или владетельных князей. Турция и Персия осушествлялиопустошительные набеги на грузинские земли. Кахетия и Карталиния платилипозорную дань красивыми девушками персам, а Имеретия, Менгрелия, Гурия — такуюже дань туркам. Княжества находились между собой в постоянной вражде.Немногочисленный грузинский народ, чтобы сохранить своё «я», нуждалсяв сильном покровителе.
27июля 1783 г. в крепости Георгиевск (Северный Кавказ) был заключён договоргрузинского царя Восточной Грузии (Кахетия и Карталиния) Ираклия II c Россией опокровительстве. Был подписан Георгиевский трактат, по которому ВосточнаяГрузия, изнемогавшая под ударами турок, переходила под покровительство Россиипри сохранении автономии. Россия гарантировала Восточной Грузии территориальнуюцелостность и неприкосновенность границ. Опасаясь военных столкновений сТурцией, Россия отказалась от заключения такого же соглашения с западнымигрузинскими княжествами.
В1787 г. Екатерина решила посетить Новороссию в сопровождении блестящей свиты.За 4 года неутомимый Г.А. Потёмкин превратил Новороссию в цветущий край. Оносновал города Херсон, Николаев, Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Никополь,Одессу. Г.А. Потёмкин заводил земледелие, ремёсла, создавал промышленность. Онприглашал переселенцев из других стран, привлекал их низкими налогами. ВХерсоне были построены первые корабли Черноморского флота. В удобной бухтеАхтиар началось строительство Севастополя — основной базы Черноморского флота.Позже за свои труды на благо Российского государства он получил титулсветлейшего князя и почётное добавление к фамилии — Потёмкин — Таврический.(Таврида — древнее название Крыма).
ВТурции путешествие Екатерины было расценено как стремление России к дальнейшемурасширению границ России на юге за счёт турецких территорий.
В1787 г. турецкий султан объявил России войну.
Русско- турецкая война 1787 — 1791 гг. Началась вторая в правление Екатерины IIрусско — турецкая война. Военный талант А.В. Суворова к этому времени расцвёл.В июле 1789 г. он разбил турок при Фокшанах, а августе 1789 г.- на реке Рымник.Победа была близка, но она была невозможна без взятия Измаила. Измаил — турецкая крепость, незадолго до этого построенная французами, со стенами 25метровой высоты, считалась неприступной и была гордостью турецкого султана.
В1790 г. А.В. Суворов получил приказ взять Измаил. Под Измаилом на карту былапоставлена его военная судьба: А.В. Суворову было уже 60 лет. КомендантуИзмаила А.В. Суворов написал: «24 часа на размышление — воля, первый мойвыстрел — уже неволя; штурм — смерть». Ранним утром 11 декабря 1790 г.русскими войсками был начат штурм крепости. Один из главных ударов наносилгенерал М.И. Кутузов. Силы войск М.И. Кутузова иссякли, и он уже приготовился котступлению. И тогда прямо на поле боя А.В. Суворов прислал ему приказ, что вПетербург отправлена телеграмма о победе, а М.И. Кутузов назначен комендантомИзмаила. М.И. Кутузов понял: он должен или взять Измаил, или умереть под егостенами. Через 6 час. Измаил был взят. Россия ликовала. На взятие Измаила Г.Р.Державин написал стихи «Гром победы, раздавайся!». Композитор О.А.Козловский написал музыку. Получившуюся песню Г.А. Потёмкин превратил внеофициальный национальный российский гимн.
Русскимвойскам был открыт путь на Стамбул. Блестящие победы были одержаны и на море.Командующий молодым Черноморским флотом Ф.Ф. Ушаков в 1791 г. разгромилтурецкий флот у мыса Калиакрия.
Туркипоспешили сесть за стол переговоров. В 1791 г. в Яссах был заключён мирныйдоговор. По Ясскому мирному договору:
Османскаяимперия признавала Крым владением России;
Всостав России вошли территории между реками Буг и Днестр, а также Тамань иКубань;
Турцияпризнавала российское покровительство Грузии, установленное Георгиевскимтрактатом 1783 г.
РазделыРечи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.). В это время обострилась ситуация в РечиПосполитой. Речь Посполитая возникла в 1569 г. из объединения Польши и Литвы.Король Речи Посполитой избирался польской знатью и в значительной степенизависел от неё. Право издавать законы принадлежало сейму — собранию народныхпредставителей. Для принятия закона требовалось согласие всех присутствующих«либерум вето», что было необычайно трудно. Даже один голос«против» запрещал принятие решения. Польский король был бессиленперед знатью, согласия на сейме постоянно не было. Группировки польской знатипостоянно враждовали между собой. Зачастую, действуя в своекорыстных интересахи не думая о судьбах своего государства, польские магнаты в своих междоусобицахприбегали к помощи других государств. Это привело к тому, что ко второйполовине ХVIII в. Польша превратилась в нежизнеспособное государство: законы вПольше не издавались, сельская и городская жизнь были в застое. Идея разделаПольши, как государства непредсказуемого, причиняющего много беспокойствсоседям, появилась в международной политике ещё в начале ХVIII в. в Пруссии иАвстрии. Во времена Екатерины II со дня на день можно было ожидать распада РечиПосполитой. Прусский король вновь выдвинул план расчленения Польши и предложилРоссии присоединиться к нему. Екатерина II считала целесообразным сохранитьединую Польшу, но затем решила использовать слабость Польши и вернуть тедревнерусские земли, которые в период феодальной раздробленности были захваченыПольшей.
В1772, 1793, 1795 гг. Австрия, Пруссия, Россия произвели три раздела РечиПосполитой.
В1772 г. состоялся первый раздел Речи Посполитой. К России отошли восточнаячасть Белоруссии по Западной Двине и Верхнему Днепру. Польские дворянепопытались спасти Польшу. В 1791 г. была принята Конституция, которая отменялавыборность короля и о право «либерум вето». Была усилена польская армия,в сейм допускалось третье сословие.
В1793 г. состоялся второй раздел Речи Посполитой. К России отошли ЦентральнаяБелоруссия с Минском, Правобережная Украина. 12 марта 1974 г. польские патриотыво главе с Тадеушем Костюшко подняли восстание, чтобы попытаться спастиобречённое польское государство. Екатерина II послала в Польшу войска подкомандованием А.В. Суворова. 4 ноября войска А.В. Суворова вошли в Варшаву.Восстание было подавлено. Т. Костюшко был арестован и отправлен в Россию. Этопредопределило третий раздел Речи Посполитой. В рядах войск Т. Костюшкосражался молодой офицер и композитор М. Огиньский. Всё происходящее с Польшейглубоко ранило его сердце. В 1794 г. он написал полонез «Прощание сродиной». Это произведение, известное также, как «Полонез Огиньского»,стало шедевром мировой музыкальной культуры.
В1795 г. состоялся третий раздел Речи Посполитой. К России отошли Литва,Западная Белоруссия, Волынь, Курляндия. Поляки утратили свою государственность.Польские земли до 1918 г. находились в составе Пруссии, Австрии, России.
Такимобразом в результате трёх разделов Речи Посполитой Россия вернула вседревнерусские земли, а также получила новые территории — Литву и Курляндию.Этнически польские районы к России присоединены не были.
Вовремена Екатерины II русские землепроходцы начинают осваивать и северо-ападнуючасть Северной Америки.
Такимобразом, внешняя политика Екатерины II значительно расширила территорииРоссийского государства. В те времена, ещё только шло формированиегосударственных территорий, закрепление границ. Все государства стремилисьрасширить своё влияние в окружающем мире. Европейские державы активно строилисвои колониальные империи. Россия также следовала господствующей логикетогдашнего политического мышления. Шло активное строительство Российскойимперии.
6ноября 1796 г. Екатерина II скончалась. Немецкая принцесса вошла в русскую имировую историю одной из величайших русских правительниц.
ПравлениеЕкатерины II называют «золотым веком», т.к. русской монархии немецкаяпринцесса вернула былой блеск. Во внешней политике после завоеваний ЕкатериныII все европейские государства искали союза и поддержки России. Руководительроссийской внешней политики при Екатерине II канцлер А.А. Безбородко говорил вконце своей карьеры молодым дипломатам: «Не знаю, как будет при вас, а принас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела».
Список литературы
БугановВ.И., Буганов А.В. Полководцы XVIII в. — М., «Патриот», 1992.
ЕкатеринаII и её окружение. /Сост. вступ. ст. и примеч. А.И. Юхта. — М.: Пресса, 1996.
ПавленкоН.И. Екатерина Великая. — М.: Мол. гвардия, 2000.
МихайловО.Н. Суворов. — М., 1973.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта  websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.