Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Регистры бухгалтерского учета и техника учетных записей

--PAGE_BREAK--1.2 Классификация учетных регистров


По внешнему виду учетные регистры делятся на книги, карточки и свободные листы, а также электронные таблицы (при использование средств вычислительной техники).

Бухгалтерские книги представляют собой сброшюрованные листы бумаги, на которых типографским способом отпечатаны специальные таблицы, предназначенные для регистрации и обобщения информации. Листы нумеруются, а их количество указывается прописью на последней страницы книги, подтверждается подписью главного бухгалтера и руководителя предприятия. Некоторые регистры, например кассовая книга, до начала работы с ними прошнуровываются. Концы шнура закрепляются с обратной стороны книг сургучной печатью. Все эти меры предопределяют главные достоинства бухгалтерских книг: незаметно изъять, потерять или  заменить прошнурованные и сброшюрованные листы затруднительно.

Бухгалтерские книги широко применяются при ручной форме ведения учета. Однако, в последнее время, в связи с резким увеличением информационного потока процесс его обработки замедляется: привлечь несколько бухгалтеров для регистрации и обработки информации в одной книги невозможно, как невозможно сделать записи в книги с помощью ЭВМ. Это значительно сужает сферу применения данного вида учетных регистров на крупных и средних предприятиях.

Карточки – это стандартные листы бумаги или картона небольшого формата, на которые типографским способом нанесены таблицы со специальной графировкой. Их размещают в определенном порядке и хранят в запирающихся ящиках – картотеках.

В отличие от бухгалтерских книг карточки не скреплены между собой, поэтому записи в карточках могут одновременно производить несколько бухгалтеров, в том числе и с применением ПЭВМ.

 В зависимости от нужд управления и учета карточки позволяют «механически» перегруппировывать находящуюся в картотеке информацию (например карточки могут быть расставлены в алфавитном порядке, по видам продукции (материалов)  и так далее.

  Существенным недостатком является возможность изъять или утерять данный вид регистра. Поэтому для обеспечения контроля за их сохранностью каждый вновь открываемой карточки присваивают порядковый номер и регистрируют в особом реестре.

Сводные листы отличаются от карточек большими размерами и тем, что храниться в папках. Достоинства и недостатки – те же, что и у карточек.

Использование в бухгалтерской  работе средств вычислительной техники позволяет переходить на безбумажные носители информации. В частности, учетные регистры могут формироваться в виде электронных таблиц и храниться в памяти ПЭВМ или на дискетах. При необходимости бухгалтер может распечатать их на свободных листах или на карточках.

По назначению (видам записи) учетные регистры делятся  на хронологические, систематические и комбинированные.

Записи в хронологических регистрах производятся в календарной последовательности. Первичные документы записывают в него по мере поступления в бухгалтерию. Никакой группировки данных здесь нет. К хронологическим регистрам относят например, кассовая книга, ведомость отгрузки и реализации продукции, журнал по учету расчетов с поставщиками, журнал регистрации хозяйственных операций.

В систематических учетных регистрах информация из первичных документов обобщается исходя из экономического содержания хозяйственных операций в разрезе объектов учета.

В основе техники ведения таких регистров лежит не время поступления документов в бухгалтерию, а принцип двойной записи операции с помощью системы счетов.

Бухгалтер записывает операции в том или ином регистре по конкретному счету (например, в журнале №1 по счету «Касса») или его отдельно составляющим (например, в журналах ордерах регистрации и обобщение информации из первичных документов ведется только по кредиту соответствующих счетов.

В комбинированных учетных регистрах хронологическая последовательность записей сочетается с систематизацией в разрезе счетов. Это позволяет значительно сократить объем записей и затраты на обработку информации. Примером комбинированных учетных регистров может служить кассовая книга, в которой ежедневные записи документов в хронологическом порядке сочетаются с группировкой этих документов по дебету и кредиту счета «Касса». Кассовая книга содержит ежедневные записи операций с одновременной систематизацией их по дебету счета 50 «Касса» (приход) и кредиту этого счета (расход).

В журнале-ордере №6 регистрируются не только поступления материальных ценностей и услуг от подрядчиков в хронологической последовательности, но одновременно все эти ценности (услуги) записывают в дебет определенных счетов (07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 20 «Основное производство») с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

По степени обобщения информации учетные регистры делятся на синтетические, аналитические и комбинированные.

Регистры синтетического учета предназначены для обобщения информации в разрезе синтетических счетов и субсчетов. Записи в таких регистрах делаются в обобщенном виде, с указанием только номера, даты, суммы бухгалтерской проводки с очень кратким пояснительным текстом (например Главная книга, журнал-ордер №1).

Регистры аналитического учета предназначены для обобщения информации в разрезе аналитических счетов, детализирующих содержание показателей того синтетического счета, к которому они открыты. Записи в этих регистрах делаются подробнее, чем в регистрах синтетического учета с применением не только денежного, но и натуральных, трудовых измерителей или только натуральных измерителей (например, карточка складского учета, лицевой счет работника).

Комбинированные или комплексные учетные регистры совмещают синтетический и аналитический учет. Их структура позволяет вести учет соответствующих объектов в аналитическом разрезе и одновременно получать обобщенные синтетические показатели.

Поэтому отпадает необходимость сверки итогов по аналитическому и синтетическому счету.

К комбинированным регистрам относятся, например, журнал-ордер №6, где по строкам приводятся аналитические данные в разрезе отдельных поставщиков по каждой поставке, по графам и итоговым строкам – данные по дебету синтетических счетов07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 20 «Основное производство» с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Аналогичными комбинированными регистрами являются журнал-ордер №7 по расчета с подотчетными лицами (счет 71), журнал-ордер № 8 по расчетам с разными дебиторами и кредиторами (счета 68,75,76).

По форме графления учетные регистры делятся на односторонние, двухсторонние и многографные.

В односторонних учетных регистрах пояснительная текстовая запись располагается только с одной стороны (как например, в кассовой книги, в журнале регистрации хозяйственных операций).

В двухсторонних учетных регистрах пояснительные текстовые записи располагаются с двух сторон: по дебету счета – на одной странице и по кредиту – на другой (например, при книжно-журнальной форме учета в журнале № 1).

Многографные учетные регистры бывают двух видов: шахматные  и линейные. Шахматные представляют собой таблицу с пересекающимися графами и строками. Записи в них делаются на пересечении избранной строки и столбца. В линейных (линейно-позиционных) учетных регистрах записи делаются строго по строкам.

По продолжительности ведения выделяют учетные регистры, открываемые на год (Главная книга), на квартал и на месяц (журналы-ордера).

По степени унификации учетные регистры делятся на типовые, отраслевые и специализированные.

Типовые учетные регистры обеспечивают наиболее рациональное ведение учетных типовых хозяйственных операций, свойственных для различных предприятий. Они бывают ведомственные и межведомственные.

Отраслевые учетные регистры разрабатываются на базе межотраслевых. Они предназначены для регистрации и обобщения информации, специфической для предприятия той или иной отрасли: строительство, промышленность, торговля итак далее.

Специализированные учетные регистры разрабатываются при отсутствии типовых форм. Они служат для учета отдельных операций, процессов на конкретном предприятии.

Формы типовых, отраслевых и специализированных учетных регистров разрабатываются на основании действующего законодательства, методологических и инструктивных документов и утверждаются централизованно: Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, отраслевыми министерствами.

В Республике Беларусь активно ведется работа по унификации учетных регистров. Она включает два взаимосвязанных направления: разработку стандартов по требованиям к форме и содержанию учетных регистров, построение новых форм учетных регистров.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Хранение учетных регистров
Бухгалтеру важно не только грамотно вести бухгалтерский и налоговый учет, но и обеспечить правильное оперативное хранение и своевременную сдачу в архив документации. Следует помнить, что за ненадлежащее оформление, а также за нарушение порядка составления и утрату или незаконное уничтожение документов установлена административная ответственность как юридических, так и должностных лиц. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Сохранность  первичных  бухгалтерских  документов  (накладных,  счетов, счетов-фактур, приходно-кассовых ордеров и т.д.),  бухгалтерских  отчетов  и балансов, оформление и передачу их в архив  обеспечивает  главный  бухгалтер предприятия.

    Ответственность за организацию хранения учетных  документов,  регистров бухгалтерского  учета  и   бухгалтерской   отчетности   несет   руководитель организации.

    Документы до  передачи  их  в  архив  организации  должны  храниться  в бухгалтерии  в  специальных  помещениях   или   закрывающихся   шкафах   под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером.

    Обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к определенному  учетному  регистру,  выписки  банка  с  относящимися  к   ним документами,  кассовые  ордера,  авансовые  отчеты   для   сдачи   в   архив подбираются в хронологическом порядке, комплектуются, подшиваются в папки  и переплетаются. Сдача документов в архив сопровождается справкой (описью).

    Особое значение имеет  хранение  документов,  связанных  с  начислением заработной  платы  работникам  предприятия. 

    Расчетные (расчетно-платежные) ведомости  на  выдачу  заработной  платы должны храниться в течение 5 лет.

    Лицевые счета получателей пенсий и государственных пособий  хранятся  в течение  5  лет  после   прекращения   выплаты   пособий   и   пенсий,   для единовременных пособий — 1 год.

    В случае прекращения деятельности организации  документы,  связанные  с начислением  и  выплатой  заработной  платы  работникам,  подлежат  сдаче  в государственные архивы.

    На  крупных  предприятиях  целесообразна   разработка   и   утверждение специального внутреннего (локального) акта — Положения  о  порядке  хранения документации.

    В Положении о  порядке  хранения  документации  определяются  с  учетом конкретных условий деятельности  организации:  виды  документов,  подлежащих обязательному хранению; структурные подразделения,  обеспечивающие  хранение документов; порядок поступления  документов  на,  хранение;  сроки  хранения документов (если они не определены в нормативных  актах);  порядок  учета  и регистрации  поступающих  на  хранение  документов;   меры,   обеспечивающие сохранность документов и  конфиденциальность  содержащихся  в  них  сведений (кроме тех сведений, что  являются  открытыми);  порядок  выдачи  хранящихся документов для работы с ними и другие.

--PAGE_BREAK--2.2 Способы исправления ошибочных записей в учетных регистрах


В практической деятельности бухгалтеров иногда возникают ситуации, когда в регистры бухгалтерского учета или в отчетность попадают ошибочные данные.

Исправления вносятся в случае признания факта неверного (неправильного, ошибочного) отражения на счетах бухгалтерского учета и (или) в регистрах бухгалтерского или налогового учета записей, влияющих на формирование информации в бухгалтерском и налоговом учете. К таким ошибкам, согласно Инструкции, относятся искажение оценки активов, обязательств, доходов и расходов в бухгалтерском учете и (или) неверное исчисление налогов, сборов (пошлин) в налоговом учете.

Исправления производятся при обнаружении технической ошибки.

Возникновение технических ошибок обусловлено, как правило, невнимательностью лица, производящего операции с данными, содержащимися в обрабатываемых первичных документах и составляемых на их основании учетных регистрах, как ручным способом, так и при автоматизированной обработке информации. Ошибки автоматизированной обработки информации возникают как при вводе информации в компьютерную программу, так и непосредственно при использовании программного обеспечения: при обработке, хранении и передаче данных. К техническим ошибкам относятся:

описки. Могут возникать при переносе данных из одного регистра бухгалтерского учета в другой преимущественно в случае ведения учета ручным способом;

опечатки. Могут возникать при переносе данных из одного регистра бухгалтерского учета в другой преимущественно в случае введения информации по учету в компьютер или при печатании первичных документов;

пропуски. Появляются при отражении в отчетном периоде данных из большого числа однотипных первичных документов. При этом существенно возрастает вероятность пропуска одного из таких документов либо части информации из такого документа;

повторный ввод данных. Возникновение подобных ошибок характерно для ведения учета с использованием специальных бухгалтерских программ. Такие ошибки связаны с отсутствием либо низким качеством внутреннего текущего контроля;

арифметические ошибки. Чаще всего возникают при подведении итогов в рамках одного учетного регистра, а также при обобщении данных из нескольких источников;

неточное округление. Такие ошибки свойственны для составления первичных документов либо отчетности.

Однако одного установления фактов наличия ошибок еще недостаточно, так как неизвестно, где произошла ошибка и в чем она заключается. За выявлением ошибки должно следовать ее нахождение, т. е. отыскание того регистра, в котором произошла ошибка, суммы ошибки и т.п. Необходимо также определить сущность и характер ошибки.

Наиболее распространенным способом отыскания ошибок является сплошная проверка записей в регистре. Суть этого способа состоит в том, что все записи в учетном регистре, содержащем ошибку, последовательно сверяются с документами. При такой проверке ошибочная запись будет найдена.

В основе их лежат разработанные схемы взаимопроверки счетных записей и итоговых показателей учетных регистров.

После того как ошибка найдена, производится ее исправление. Правильное исправление ошибки в счетных записях имеет большое значение для обеспечения достоверности учетных сведений.

Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета, выведенном или составленном на бумажном носителе информации, должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты внесения исправления. Указанное исправление влечет за собой идентичное изменение информации в регистрах бухгалтерского учета, составленных на машинном носителе информации.

В бухгалтерском учете различают два вида ошибок: локальные и транзитные.

    Локальные — вызывают искажение информации только в том документе или регистре, где они допущены и не приводят к ошибкам в других документах.

    Например, если в счет-фактуре неправильно указана дата, то это не приводит к появлению новых ошибок.

    Транзитные ошибки — вызывают автоматическое искажение данных в нескольких регистрах.

    Например ошибка в подсчете итогов в  журнале-ордере вызывает искажение данных в главной книге, обороной ведомости, балансе.

    Ошибочные записи в бухгалтерии исправляются следующими способами: Корректурный, дополнительная запись, сторнировочный (красный «сторно»).

    Корректурный способ заключается в том, что неправильную запись зачеркивают одной чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Правильную сумму пишут сверху или рядом. Исправление  подтверждают подписью «исправлено» и подписью лиц, подписавших весь документ. Подчисток и замазок не допускается. Необходимо дать также краткую, но понятную всем ссылку на документ или иное основание для исправления.

   Этот способ может применяться и в первичных документах, однако рядом с исправлением должны быть уже подписи всех лиц,  ранее подписавших этот документ. В кассовых и банковских документах, исправления не допускаются вообще, а следовательно, ошибочный документ перечеркивается или уничтожается и выписывается новый. Эти требования специально оговорены в действующем Законе Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (ст.9,10).

Этот способ используется если ошибка обнаружена до подведения итогов. Допускается в главной книге, кассовой книге, в учетных регистрах.

    Если ошибка обнаружена не сразу, а после подсчета их оборотов и подведения итогов, и сумма получилась больше чем правильная, то в этом случае используется метод «красного сторно». При этом неправильные суммы сторнируют путем записи красными чернилами или обводят в рамку, или еще раз пишут со знаком "-" и делают правильную запись по счетам за тем же номером, что и неправильная запись.

Способ «красное сторно» (или метод отрицательных чисел).

Этот способ применяется, когда необходимо исправить не только сумму, но и корреспонденцию счетов.

Сущность способа «красное сторно» заключается в том, что ошибочная корреспонденция сторнируется (записывается красными чернилами), т. е. снимается, и вместо нее делается обычная правильная запись.

Для исправления ошибки этим способом производится одновременно две записи: прежняя ошибочная запись (с неправильной корреспонденцией счетов) — красными чернилами, новая запись (с правильной корреспонденцией) — обычными чернилами.

В тех случаях, когда сторнируется не ошибочная, а просто излишняя запись (несостоявшаяся хозяйственная операция, ошибочно проведенная два раза сумма и т.п.), исправление ограничивается одной только красной записью, которой и аннулируется ненужная запись.

При подсчете итогов все суммы красных записей не только не прибавляются к суммам обычных записей, а, наоборот, как отрицательные числа вычитаются (исключаются из них). Этим и достигается основная цель красного сторно — уничтожить (аннулировать) неправильную запись: одна и та же сумма, учтенная при подсчете итогов два раза — первый раз с плюсом (обычная), а второй раз с минусом (красная), становится равной нулю (уничтожается).

В теории и на практике известен способ исправления ошибок путем обратных записей на счетах,  способ обратной проводки. Однако этим способом следует пользоваться с осторожностью, так как здесь происходит искусственное увеличение оборотах на счетах, а следовательно, и искажение показателей, объем деятельности, расчетов и другое.

Следовательно, выбирая способ исправления ошибок в записях, бухгалтер должен всегда предвидеть возможные негативные последствия и остановиться на таких, которые этих последствий не вызывают.


--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.