Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости

--PAGE_BREAK--(ст. 252). Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными считаются расходы, подтвержденные документами, оформленными в установленном законодательством порядке.
1.3 Организация учета затрат при позаказном метода учета затрат
Важным документом для выполнения работ является договор между заказчиком (плательщиком) и производителем (поставщиком) на производство продукции. В нем указывают объект заказа, его качественные характеристики, объем продукции, срок поставки, договорная цена, особые условия (индексация затрат и др.), форма расчетов[3].
Затем на основании договора открывают заказ, которому присваивают номер. Заказ может быть на изготовление одного изделия в индивидуальном производстве или на изготовление серии изделий в мелкосерийном производстве. Существуют внутризаводские заказы, когда один цех выполняет работы другому цеху.
Принятые к исполнению заказы регистрируют с присвоением очередного с начала года номера, который становится их кодом до окончания выполнения заказа. В заказе указывается, какие изделия подлежат изготовлению и в каком количестве, какими цехами и в какой срок. Оформляют заказ на специальных бланках, выписываемых по числу цехов, участвующих в выполнении заказа, а копию направляют в бухгалтерию. После открытия заказа вся первичная, технологическая и учетная документация должна составляться с обязательным указанием кода заказа. На основании копии заказа в бухгалтерии заводят «Карту аналитического учета затрат», где группируются затраты на основании лимитнозаборных карт, требований, маршрутных листов и др.
По окончании работ заказ закрывают. После сообщения о закрытии заказа никакого отпуска материалов и начисления зарплаты по нему не должно быть. Затем определяют индивидуальную себестоимость единицы продукции (заказа). Она определяется суммой всех затрат производства со дня открытия его до дня выполнения и закрытия. В мелкосерийном производстве после закрытия заказа фактическую себестоимость единицы продукции исчисляют путем деления суммы затрат на количество изготовленной продукции. Если заказы выполняют в течение нескольких месяцев, и в этот период из серии машин производят частичный выпуск, то определяют себестоимость частично выполненного заказа. Ее определяют условно, на основании плановой или фактической калькуляции адекватного изделия, изготовлявшегося ранее, с учетом изменения технических условий его производства.
В соответствии с Основными положениями по планированию и учету себестоимости промышленной продукции в индивидуальном и мелкосерийном производстве учет затрат на изготовление деталей и узлов необходимо вести с подразделением:
— на оригинальные детали и узлы, предназначенные только для отдельного конкретного изделия (заказа); затраты на изготовление таких деталей должны учитываться с помощью позаказного метода;
— на нормативные детали и узлы, общие для нескольких изделий (заказов); учет затрат на такие детали и узлы, изготовляемые, как правило, в порядке серийного и мелкосерийного производства, следует осуществлять на основе системы нормативного учета, включая исчисление нормативной и фактической себестоимости комплектов таких деталей и узлов[4].
При такой организации учета себестоимость изготовляемого в индивидуальном порядке изделия будет слагаться из затрат, учтенных непосредственно по заказу (в части так называемых оригинальных деталей и узлов), и себестоимости общих деталей и узлов и затрат на их сборку.
Разновидностью позаказного метода учета себестоимости продукции является поиздельный метод.
Основное отличие учета затрат по заказам от учета их по изделиям состоит в том, что позаказный метод учета применяется в единичных (индивидуальных) производствах, а поиздельный – в массовых и серийных. В первом случае затраты собираются на неповторяющееся разовое изготовление того или иного изделия или работы, а при поиздельном методе себестоимость единицы продукции определяется как средняя величина затрат на ее изготовление в течение определенного периода.
На отдельных предприятиях в целях уменьшения трудоемкости учетных работ неоправданно применяется обезличенный (котловой) учет затрат, при котором не обеспечивается достоверное исчисление себестоимости отдельных видов изделий. Для такого учета характерно, во-первых, осуществление учета затрат на производство в целом по предприятию, цеху или экономически необоснованно установленным группам продукции и, во-вторых, распределение обезличенно учтенных фактических затрат между отдельными изделиями пропорционально их плановой (или нормативной) себестоимости. Применение обезличенного (котлового) учета на практике экономически нецелесообразно.
Следует отметить, что система отнесения затрат на заказ определяет затраты по каждому выделенному заказу или единице продукции по мере прохождения ими производственного процесса, независимо от отчетного периода, за который выполняется работа. Степень точности калькулирования зависит от стиля руководства, традиций и конкуренции.
На практике производственные условия могут отличаться от рассмотренного «классического» варианта. Например, судостроение имеет длительный цикл производства с одновременным изготовлением частей судна. Параллельная технология изготовления не позволяет последовательно собирать затраты.
В этом случае в дополнение к основному заказу открывают несколько внутренних заказов, число которых соответствует конструкционным элементам изделия. Принятый порядок обеспечивает локализацию затрат по отдельным частям общего заказа.
Кроме того, продукция некоторых отраслей машиностроения имеет взаимозаменяемость отдельных деталей и узлов до 60 – 70 %. Предприятие открывает для таких деталей и узлов отдельный заказ, что локализирует затраты и дает возможность распределить их по индивидуальным заказам.
Сводный учет затрат по заказам организуется по нескольким вариантам:
— с помощью контрольных счетов;
— раздельного учета;
— калькуляции себестоимости по контракту.
Контрольные счета – система учета, предусматривающая открытие счетов затрат и корреспондирующих с ними счетов в традиционном порядке финансового учета. Аналитические счета затрат представлены карточками набора затрат – «карточками заказов», на которых обобщают прямые затраты, косвенные – по расчетам распределения заносят по истечении отчетного периода. Карточку закрывают по мере выполнения всех работ, предусмотренных заказом. Все бухгалтерские записи производят в ведомостях, итоги переносят в счета главной книги.
Раздельный учет – система учета, предусматривающая отдельное открытие счетов в управленческом и финансовом учете, при этом в счетах затрат не делают записей о финансовых операциях. Этот вариант предусматривает дублирование записей в двух видах учета.
Калькуляция себестоимости по контракту – система учета и калькулирования крупных изделий с длительным циклом производства. Контрактом предусматриваются промежуточные выплаты производителю за этапы выполненных работ. Сумма платежей определяется стоимостью реализованных работ, подтвержденных актом заказчика. По мере поступления платежей определяют затраты, которые необходимо включить в себестоимость реализованной продукции для расчета прибыли за данный период.
Здесь же определяется величина неистекших издержек, т.е. себестоимость незавершенных и не сданных заказчику работ. При использовании системы калькуляции по контракту рекомендуется придерживаться установленных для этой системы следующих принципов.
1. Не рассчитывать прибыль на ранних этапах выполнения контракта – это низкая достоверность оценки доходов и затрат.
2. Проявлять осмотрительность – убытки, выявленные в отчетный период, должны быть отнесены к себестоимости реализованных работ этого же периода. Если ожидаются убытки, то их сумма включается в себестоимость реализованной продукции после того, как установлена вероятность убытков. Например, создается резерв на оплату отпусков рабочих и начислений, связанных с оплатой отпускных сумм[5].
3. Быть осмотрительным при значительных затратах на контракт, выполненный в пределах 35 – 85 %.
Таким образом, система позаказного учета и калькуляции себестоимости характеризуется:
1) концентрацией данных о расходах и отнесением затрат на отдельные виды работ или серии готовой продукции;
2) изменением величины затрат по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени;
3) ведением в главной книге счета «Основное производство», по дебетовому остатку которого показывается величина незавершенного производства.
Позаказный метод учета затрат калькулирования себестоимости продукции используют и в непромышленных фирмах, при этом:
— выделяется одна статья прямых затрат и применяется один коэффициент накладных расходов;
— выделяется несколько статей прямых затрат и выбирается один коэффициент накладных расходов;
— выделяется несколько статей прямых затрат и рассчитывается несколько коэффициентов накладных расходов.
Третий подход на практике встречается редко.
Рассмотрим первый и второй подходы на примере аудиторской фирмы.
Пример 1. Труд аудитора, затраченный на консультации (то есть, на выполнение договоров) относится к прямым трудозатратам. Все другие статьи расходов по фирме классифицируются как накладные.
Фирма имеет следующий бюджет (это сумма спрогнозированных затрат, рассчитанных в соответствии с предварительными оценками деятельности предприятия на ближайший финансовый год):
1) выручка 15 000 р. – 100 %;
2) прямые трудозатраты 3750 р. – 25 %;
3) разница 11 250 р. – 75 %;
4) накладные расходы 10 500 р. – 70 %;
5) операционная прибыль 750 р. – 5 %.
В этом примере коэффициент накладных расходов (отношение плановых накладных расходов к плановым затратам труда)
10 500 / 3750 * 100 % = 280 %.
По каждому договору составляется плановая смета в человеко-часах, определяющая потребности в привлечении специалистов. Прямые бюджетные трудозатраты – это произведение планового количества часов на расценку за 1 чел.-ч.
Общая сумма по договору будет включать плановую сумму по прямым трудозатратам плюс доля накладных расходов (280 %). В нашем примере относительно простая формула позаказного калькулирования, где используется только одна статья прямых затрат и один коэффициент накладных расходов.
Пример 2. Иногда перечень работ меняется под воздействием пожеланий клиента и тогда договор может иметь следующие статьи затрат:
1) прямые трудозатраты – 40 000 р.;
2) прямые вспомогательные затраты труда – 10 000 р.;
3) дополнительные выплаты по прямым трудозатратам – 17 500 р.;
4) ксерокопии – 1100 р.;
5) телефонные разговоры – 1000 р.;
6) компьютерное время – 8000 р.
Итого прямых затрат – 77 600 р.;
7) накладные расходы 100 % – 77 600 р.
Всего затрат – 155 200 р.
Здесь имеет место меньший коэффициент накладных расходов (100 %). Это результат влияния классификации накладных расходов. Если определить процентное отношение накладных расходов от прямых трудозатрат, то он составил бы 194 %. На практике используют несколько баз определения коэффициентов распределения накладных расходов, каждый для определенного договора (заказа). Накладные расходы могут определяться на основе компьютерного времени.
Последняя база распределения накладных расходов становится все более распространенной, так как компьютеры играют значительную роль в обслуживании клиентов аудиторских фирм.

2. Практическая часть
2.1 Задача №4
На производственном участке за прошедшие десять отчетных периодов при различной степени нагрузки на рабочие места осуществлены следующие фактические затраты (см. табл. 2.1.1).
Таблица 1
Исходные данные
Отчетный период
Объем продукции, ед.
Фактические затраты, тыс. д.е.
1
980
4150
2
920
3810
3
1060
4020
4
1290
5070
5
1570
5430
6
1780
5960
7
1820
6890
8
1040
4050
9
1120
4420
10
1080
4350
Произведите деление затрат в зависимости от степени их переменности по методу высшей и низшей точек. Определите мини-, макси- функцию затрат и найдите их прогнозируемую величину при 2000 ед. объема.
Из таблицы видно, что максимальный объем продукции составил 1820 ед., а минимальный – 930 ед. фактические затраты соответственно равны: 6890 тыс. д.е. и 3810 тыс. д.е. разница в уровнях объема производства продукции: 1820 — 920 = 900 ед.; а в уровнях затрат: 6890 – 3810 = 3080 тыс. д.е. Тогда ставка переменных затрат на 1 ед. объема продукции составит: 3080 / 900 = 3,42 руб.
Соответственно при объеме продукции 2000 ед. будет равна: 2000*3,42= 6840 тыс. д.е.
Определим абсолютную величину постоянных расходов, которая для любого уровня производства остается неизменной.
Вычислим общую величину переменных расходов для максимального и минимального уровней производства путем умножения ставки переменных расходов на соответствующий объем производства:
1820*3,42= 6224 руб.
920*3,42= 3144 руб.
Величина постоянных затрат:
6890-6224= 666 руб.
3810-3144= 666 руб.
Уравнение затрат для данного примера имеет вид:
Y = 666 + 3,42 X
Y– общая величина расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования кузовного корпуса; Х – объем продукции ед…
Подставляя в уравнение различные значения объема производства, можно установит общую величину данного вида затрат.
Этот же метод можно представить графически:
Затраты, д.е.
6890                                                B
6840                                                C
3810                                                F
666A
0                          890  1820 2000           объем продукции ед.
Рис. 1. Метод высшей и низшей точек.
Точки А и В – пересечение затрат и объема для минимального и максимально уровней объема производства. Прямая АВ – это линия затрат на производство продукции. Точка пересечения этой линии с осью ординат объема показывает величину постоянных расходов. Прямая АС – это линия затрат на производство 2000 ед. объема.
2.2 Задача №6
Предприятие осуществляет производство двух видов продукции: продукция А и продукция В. Имеется следующая информация о затратах по видам продукции (д.е.) в расчете на единицу продукции:
Статьи расходов                                               А                В
Прямая заработная плата                                 12               24
Прямые материальные затраты                       35               28
Общепроизводственные затраты за отчетный период составили 28300 д.е., общехозяйственные расходы – 34400 д.е. За отчетный период было произведено продукции А – 1200 изделий, продукции В – 800 изделий. Незавершенное производство на начало и конец отчетного периода отсутствует. В течении отчетного периода было отгружено покупателям продукции А 800 изделий и продукции В 750 изделий. Продукция была продана по цене соответственно 108 д.е. и 126 д.е. с учетом НДС 20%.
Задание:
1. Отразите процесс производства и продажи продукции на счетах бухгалтерского учета с использованием различных баз распределения общепроизводственных расходов между объектами калькулирования и с использованием различных способов списания общехозяйственных расходов.
2. Укажите наиболее оптимальный вариант организации учета затрат исходя их следующих критериев: получение максимальной прибыли от продажи продукции; минимальная стоимость оборотных средств в виде готовой продукции на складе.
Распределение затрат, возможно следующими основными способами: пропорционально зарплате основных рабочих, пропорционально прямым материальным затратам, пропорционально сумме прямых затрат.
Общая сумма косвенных затрат составила: 28 300 + 34 400 = 62 700 д.е. Исходя из этой суммы, произведем распределение косвенных затрат пропорционально прямой заработной плате (ЗП) основных рабочих (см. табл. 2.2.1).
Таблица 2.2.1
Распределение общепроизводственных затрат пропорционально прямой заработной плате
Показатель
Продукция А
Продукция Б
Итого
Прямая заработная плата
12
24
36
Доля в общей сумме
33,33%
66,67%
100%
Распределение косвенных затрат, д.е.
20 900
41 802
62 700
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.