Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Особенности учета основных средств в бюджетных и коммерческих орган

--PAGE_BREAK--·                   Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф.0306031);
·                   Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф.0306032);
·                   Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф.0306002);
·                   Требование-накладная (ф.0315006);
·                   Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф.0504210).
Поступление и внутреннее перемещение основных средств оформляются следующими бухгалтерскими записями:
·                   принятие к бюджетному учету вновь выстроенных зданий, сооружений или работ по их реконструкции отражается по дебету счетов 010101310 «Увеличение стоимости жилых помещений», 010102310 «Увеличение стоимости нежилых помещений», 010103310 «Увеличение стоимости сооружений» и кредиту счета 010601410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства»;
·                   принятие к бюджетному учету объектов основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, безвозмездном получении, изготовлении хозяйственным способом, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101310, 010102310, 010103310, 010104310, 010105310, 010106310, 010107310, 010108310, 010109310) и кредиту счета 010601410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства»;
·                   внутреннее перемещение объектов основных средств между материально ответственными лицами в учреждении отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101310, 010102310, 010103310, 010104310, 010105310, 010106310, 010107310, 010108310, 010109310) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101310, 010102310, 010103310, 010104310, 010105310, 010106310, 010107310, 010108310, 010109310);
·                   оприходование излишков основных средств, выявленных при инвентаризации, по рыночной стоимости отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101310, 010102310, 010103310, 010104310, 010105310, 010106310, 010107310, 010108310, 010109310) и кредиту счета 040101180 «Прочие доходы».
Выдача основных средств в эксплуатацию оформляется следующими документами:
стоимостью до 1000 рублей включительно — на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф.0504210);
стоимостью свыше 1000 рублей, а также библиотечного фонда, независимо от стоимости, — на основании Требований-накладных (ф.0315006).
Выбытие основных средств оформляется следующими первичными документами:
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф.0306003);
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф.0306033);
Акт о списании автотранспортных средств (ф.0306004);
Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф.0504143). Применяется для списания однородных предметов хозяйственного инвентаря;
Акт о списании исключенной из библиотеки литературы (ф.0504144) с приложением списков исключенной литературы.
Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов об их списании не допускается.
Выбытие основных средств оформляется следующими бухгалтерскими записями:
выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 1000 рублей включительно отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», счета 010604340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» и кредиту счетов 010104410 «Уменьшение стоимости машин и оборудования», 010105410 «Уменьшение стоимости транспортных средств», 010106410 «Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря», 010109410 «Уменьшение стоимости прочих основных средств;
списание объектов основных средств при их продаже, вследствие недостачи, отражается по балансовой стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 „Амортизация“ (010401410, 010402410, 010403410, 010404410, 010405410, 010406410, 010407410), счета 040101172 „Доходы от реализации активов“ и кредиту счетов 010101410 „Уменьшение стоимости жилых помещений“, 010102410 „Уменьшение стоимости нежилых помещений“, 010103410 „Уменьшение стоимости сооружений“, 010104410 „Уменьшение стоимости машин и оборудования“, 010105410 „Уменьшение стоимости транспортных средств“, 010106410 „Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря“, 010107410 „Уменьшение стоимости библиотечного фонда“, 010108410 „Уменьшение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий“, 010109410 „Уменьшение стоимости прочих основных средств“;
Безвозмездная передача объектов основных средств отражается по дебету счетов               030404310 „Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств“ (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов),
040101241 „Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям“ (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям),
040101242 „Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций“,
040101251 „Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации“ (в рамках движения объектов между учреждениями бюджетов разных уровней),
040101252 „Расходы на перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств“,
040101253 „Расходы на перечисления международным организациям“
и кредиту счетов
 010101410 „Уменьшение стоимости жилых помещений“,
010102410 „Уменьшение стоимости нежилых помещений“,
010103410 „Уменьшение стоимости сооружений“,
010104410 „Уменьшение стоимости машин и оборудования“,
010105410 „Уменьшение стоимости транспортных средств“,
010106410 „Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря“,
 010107410 „Уменьшение стоимости библиотечного фонда“,
 010108410 „Уменьшение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий“,
010109410 „Уменьшение стоимости прочих основных средств“;
Списание объектов основных средств, пришедших в негодность, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета
010400000 „Амортизация“ (010401410, 010402410, 010403410, 010404410, 010405410, 010406410, 010407410),
счета 040101172 „Доходы от реализации активов“
и кредиту счетов
 010101410 „Уменьшение стоимости жилых помещений“,
010102410 „Уменьшение стоимости нежилых помещений“,
010103410 „Уменьшение стоимости сооружений“,
010104410 „Уменьшение стоимости машин и оборудования“,
010105410 „Уменьшение стоимости транспортных средств“,
010106410 „Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря“,
010107410 „Уменьшение стоимости библиотечного фонда“,
010108410 „Уменьшение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий“,
010109410 „Уменьшение стоимости прочих основных средств“;
списание объектов основных средств, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета
 010400000 „Амортизация“ (010401410, 010402410, 010403410, 010404410, 010405410, 010406410, 010407410),
счета 040101273 „Чрезвычайные расходы по операциям с активами“
и кредиту счетов
010101410 „Уменьшение стоимости жилых помещений“,
 010102410 „Уменьшение стоимости нежилых помещений“,
010103410 „Уменьшение стоимости сооружений“,
010104410 „Уменьшение стоимости машин и оборудования“,
010105410 „Уменьшение стоимости транспортных средств“,
010106410 „Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря“,
 010107410 „Уменьшение стоимости библиотечного фонда“,
010108410 „Уменьшение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий“,
010109410 „Уменьшение стоимости прочих основных средств“;
вложение объектов основных средств в уставной капитал организации отражается в размере их остаточной стоимости по дебету счета
020402530 „Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале“ и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 „Основные средства“ (010101410, 010102410, 010103410, 010104410, 010105410, 010106410, 010107410, 010108410, 010109410).

3.                Амортизация основных средств
Амортизация служит показателем степени изношенности основных средств — утраты объектами основных средств технико-экономических и физических свойств.
В соответствии с п. 39 Инструкции № 70н годовая сумма начисле­ния амортизации основных средств рассчитывается линейным спосо­бом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости основ­ных средств и нормы амортизации. Норма амортизации устанавливает­ся исходя из срока полезного использования этого объекта.
В течение отчетного года амортизация на основные средства на­числяется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации не приостанавливается, кроме случаев перевода его на консервацию на срок более трех месяцев, а также в пе­риод восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Срок полезного использования объектов основных средств опреде­ляется при принятии объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с классификацией объектов основных средств, включаемых в аморти­зационные группы, установленной Правительством Российской Феде­рации (п. 40 Инструкции № 70н).
Классификация основных средств, включаемых в амортизацион­ные группы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.02 № 1 „О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы“. Классификация предусмат­ривает десять групп основных средств, в которые внесены объекты по кодам ОКОФ в зависимости от их долговечности:
Первая группа
Все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно                                      
Вторая группа
Свыше 2 лет до 3 лет включительно                                             
Третья группа
Свыше 3 лет до 5 лет включительно
Четвертая группа
Свыше 5 лет до 7 лет включительно
Пятая группа
Свыше 7 лет до 10 лет включительно
Шестая группа
Свыше 10 лет до 15 лет включительно
Седьмая группа
Свыше 15 лет до 20 лет включительно
Восьмая группа
Свыше 20 лет до 25 лет включительно
Девятая группа
Свыше 25 лет до 30 лет включительно
Десятая группа
Имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет
Счет 010400000 предназначен для отражения данных, характеризующих степень изношенности основных средств и нематериальных активов учреждения.
Расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов производится линейным способом исходя из балансовой стоимости объектов основных средств и нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этих объектов.
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.
В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации учреждением пересматривается срок полезного использования по этому объекту.
Срок полезного использования объектов нефинансовых активов, полученных безвозмездно, определяется:
для объектов, полученных от учреждений, состоящих на бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, и от государственных и муниципальных организаций, — с учетом сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации;
для объектов, полученных от иных юридических и физических лиц, — исходя из рыночной стоимости объекта и сроков эксплуатации, установленных комиссией учреждения.
Начисление амортизации на объекты основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бюджетному учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бюджетного учета или его выбытия в связи с уступкой (утратой) учреждением исключительных (имущественных) прав на результаты интеллектуальной деятельности (для объектов нематериальных активов).
Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости объектов основных средств и нематериальных активов.
Начисление амортизации на объекты основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полной амортизации.
 Начисленная амортизация объектов основных средств отражается в бюджетном учете путем накопления соответствующих сумм на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 „Амортизация“.
По объектам основных средств амортизация, в целях бюджетного учета, начисляется в следующем порядке:
на объекты основных средств стоимостью до 1000 рублей включительно, а также на драгоценности, ювелирные изделия, библиотечный фонд, независимо от стоимости, амортизация не начисляется;
на объекты основных средств стоимостью от 1000 до 10000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
на объекты основных средств стоимостью свыше 10000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.
 Аналитический учет по счету 010400000 „Амортизация“ ведется в Оборотной ведомости по основным средствам и нематериальным активам.
Общая сумма амортизации, начисленная за отчетный месяц по основным средствам отражается в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Начисление амортизации на объекты основных средств отражается по дебету
счета 040101271 „Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов“,
счета 010604340 „Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)“
и кредиту соответствующих счетов аналитического учета
    продолжение
--PAGE_BREAK--счета 010400000 «Амортизация» (010401410, 010402410, 010403410, 010404410, 010405410, 010406410, 010407410, 010408420).
Списание начисленной амортизации при выбытии объектов основных средств оформляется по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» (010401410, 010402410, 010403410, 010404410, 010405410, 010406410, 010407410, 010408420) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101410, 010102410, 010103410, 010104410, 010105410, 010106410, 010109410), счета 010201420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов».
Учет начисленной амортизации ведется на следующих счетах:
010401000 «Амортизация жилых помещений»;
010402000 «Амортизация нежилых помещений»;
010403000 «Амортизация сооружений»;
010404000 «Амортизация машин и оборудования»;
010405000 «Амортизация транспортных средств»;
010406000 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря»;
010407000 «Амортизация прочих основных средств»,
010408000 «Амортизация нематериальных активов».

4.                Инвентаризация имущества
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на увеличение финансирования (фондов);
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов).
5.                Выбытие основных средств
Основные средства могут выбывать из бюджетного учреждения в результате следующих операций:
·                   продажи;
·                   недостача, образовавшаяся вследствие стихийных бедствий и иньп чрезвычайных ситуаций, установленная при инвентаризации;
·                   безвозмездная передача;
·                   списание в результате морального и физического износа;
·                   передача объектов основных средств в виде вклада в уставный ка­питал организации.
Необходимо помнить, что в соответствии со ст. 298 ГК РФ учреж­дение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закреп­ленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Выбытие основных средств, приобретенных за счет бюджетного финансирования, находящихся в оперативном управлении, необходи­мо согласовать с вышестоящим органом государственного управления и органом управления государственным имуществом.
Для списания с баланса сложного оборудования, автотранспортных средств и т. п. в соответствии с письмом Минфина России от 04.04.9': № 3-2-5/64 «О распоряжении материальными ценностями бюджетны­ми учреждениями» необходимо согласование с соответствующим коми­тетом по управлению имуществом и министерством или органом госу­дарственного управления.
При списании библиотечной литературы необходимо руководство­ваться Инструкцией об учете библиотечного фонда, утвержденной при­казом Минкультуры России от 02.12.98 № 590.
Списание объекта основных средств отражается по кредиту счета «Основные средства» и дебету следующих счетов в зависимости от при­чины выбытия (на сумму остаточной стоимости):
Д-т сч. «Доходы от реализации активов»
В случае реализации, непригодности, недостач вследствие хищения
Д-т сч. «Расходы учреждения»
В случае безвозмездной передачи
Д-т сч. «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»
В случае недостач вследствие стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций
Д-т сч. «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале»
В случае вложения объекта в уставный капитал организации
Списание объекта основных средств на сумму начисленной амор­тизации производится по кредиту счета «Основные средства» и дебету счета «Амортизация».
Рассмотрим бухгалтерские записи по каждому виду списания.
Реализация основных средств
Корреспондирующий счет
Сумма
Содержание операции
дебет
кредит
1104(01-06)410 'Амортизация" (уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации)
0101(01-10)410 «Основные средст­ва» (уменьшение стоимости основ­ных средств)
Начисленная амортизация
Списание объекта на сумму начис­ленной амортиза­ции
040101172 «Доходы от реализации акти­вов»
0101(01-10)410 «Основные средст­ва»  (уменьшение стоимости основ­ных средств)
Остаточная стоимость
Списание объекта на сумму оста­точной стоимости
020509560 «Увеличе­ние дебиторской за­долженности по до­ходам от реализа­ции активов»
040101172 «Доходы от реализации ак­тивов»
Рыночная стоимость
Начисление дохо­дов от реализа­ции объекта основных средств
040101172 «Доходы от реализации акти­вов»
040101200 «Расходы учреждения» (по видам расходов)
Сумма расходов, связанных с реа­лизацией
Списание расхо­дов, связанных с реализацией
040101172 «Доходы от реализации акти­вов»
030304730 «Увели­чение кредиторской | задолженности по налогу на добав­ленную стоимость»
Сумма НДС, на­численного на доходы от реализации
I Начисление НДС на доходы от ре­ализации
Учет операций по выбытию и перемещению объектов основных средств ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению не­финансовых активов.
Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках учета основных средств и группового учета основных средств.
Инвентарная карточка учета основных средств открывается на каж­дый объект основных средств.
Инвентарная карточка группового учета основных средств откры­вается на группу объектов основных средств и предназначена для учета объектов мягкого инвентаря, библиотечных фондов, производственно­го и хозяйственного инвентаря.
Инвентарные карточки регистрируются в Описи инвентарных кар­точек по учету основных средств.
Лица, ответственные за хранение основных средств, ведут ин­вентарные списки основных средств, за исключением библиотеч­ных фондов, предметов мягкого инвентаря, посуды, учет которых ведется соответственно в Книге (карточке) учета материальных ценностей. Учет разбитой посуды ведется в Книге регистрации боя посуды.

II ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
1.                Определение, классификация и оценка основных средств.
Критерии выделения основных средств из множества внеоборотных активов установлены ПБУ 6/01 «Учёт основных средств», согласно которому активы принимаются к учёту в качестве основных средств при единовременном соблюдении следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказания услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Из этого определения следует, что от других материально-вещественных ценностей основные средства отличаются длительным сроком полезного пользования.
Под словами «полезное пользование» понимается, согласно п.4 ПБУ 6/01, возможность приносить доход. Если объект приносит доход более одного года, он относится к основным средствам, если меньше, то к материалам. Если организация относит объект к основным средствам, то она сама определяет срок полезного использования исходя из следующих факторов:
— ожидаемого срока использования объекта в соответствии с предполагаемой производительностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— планируемого объёма производства продукции или работ в результате практического применения этого объекта;
— ограничений, вытекающих из нормативно-правовых актов.
Срок полезного использования, исходя из приведённых факторов (за исключением последнего), может быть определён только приблизительно, т.е. граница между основными средствами и оборотными активами размыта и устанавливается, как правило, исходя из интересов организации.
Приведенные критерии основных средств строго соответст­вуют нормативным документам, но на практике их выполнение осложняется тем, что часто весьма сложно решить, будет ли ис­пользоваться тот или иной объект больше или меньше одного года. Но даже если ясно, что объект будет служить больше 12 месяцев, все равно возникает проблема цены.
Можно выделить шесть оснований для классификации:
— по натурально-вещественному составу ивыполняемым функциям, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) основные средства учитываются по следующим группам: здания, сооружения, машины и оборудова­ние, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насажде­ния, другие виды основных средств (книжные фонды библиотек, капитальные затраты в арендованные основные средства, расходы на мелиоративные, осушительные и другие работы по улучшению земель). Кроме того, в состав основных средств включаются земельные участки и объекты природопользования, приобретенные организа­цией и собственность.
— по отраслевой принадлежности различают: основные средства промышленности, сельского хозяйства, торговли и т. д.
— по степени использования в деятельности организации они подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе (резер­ве), в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и час­тичной ликвидации, на консервации.
— по имеющимся правам на объекты основных средств они подразделяются на следующие группы:
а) основные средства, при­надлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);
б) основные средства, находящиеся у органи­зации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;
в) основные средства, полученные организацией в аренду.
— по характеру участия в производственном процессе основ­ные средства делятся на активные и пассивные. Активные основ­ные средства непосредственно воздействуют на предмет труда, пассивные обеспечивают условия для нормального протекания процесса производства.
— по назначению основные средства подразделяются на про­изводственные, используемые для получения доходов по обычным видам деятельности, и непроизводственные, не используемые при осуществлении обычных видов деятельности организации. К ос­новным средствам производственного назначения относятся объекты, использование которых направлено на систематическое по­лучение прибыли как основной цели хозяйственной деятельности. Они применяются в процессе производства промышленной про­дукции, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, заготовке сельскохозяйственной продукции и аналогичных видах деятельности.
Оценка ОС:
Необходимое условие правильного учета основных средств — единый принцип их оценки.
Оценка основных средств представляет собой денежное выражение стоимости, в которой они находят отражение в бухгалтерском учёте.
 Различают три оценки основных средств: первоначальную, восстановительную и остаточную.
Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию на данном предприятии. По первоначальной стоимости объект учитывается в течение периода нахождения на предприятии.
Первоначальная стоимость определяется:
·                  По объектам, приобретённым за плату, — по сумме фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, за исключением НДС и других возмещаемых налогов;
·                  Для объектов, поступивших безвозмездно, — по текущей рыночной стоимости на дату их принятия к учёту;
·                  Для объектов, вносимых учредителями в счёт их вкладов в уставный капитал, — по денежной оценке, согласованной учредителями;
·                  Для объектов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, — по стоимости переданного или подлежащего передаче имущества исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно определяется стоимость аналогичных товаров (ценностей).
Таким образом, способ оценки основного средства зависит от варианта поступления объекта на предприятие. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях их достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, а также в результате переоценки.
Принципы оценки основных средств одинаковы для всех предприятий независимо от форм собственности. Однако первоначальная стоимость основных средств может быть изменена при переоценке основных средств, достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.
Восстановительная стоимость(полная восстановительная стоимость) – стоимость аналогичных объектов основных средств в действующих условиях воспроизводства, т.е. стоимость всех затрат на приобретение (строительство) основных средств, включая затраты на транспортировку, установку и т.п. по действующим рыночным ценам и тарифам на определённую дату. С течением времени первоначальная стоимость отклоняется от восстановительной в силу различных причин: высокого уровня инфляции, удешевления производства, состояния рынка и пр. В том случае, когда величина отклонения становится существенной, первоначальная стоимость переоценивается и доводится до уровня восстановительной, что соответствует теории статистического баланса.
Остаточная стоимость основных средств – это первоначальная стоимость за вычетом суммы начисленной амортизации. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе. Аналогично полной восстановительной стоимости используется понятие остаточной восстановительной стоимости.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В учете особое значение придаётся формированию первоначальной стоимости основных средств, другими словами – капитализации расходов, принимаемых в учете как основные средства. При этом чем больше первоначальная стоимость амортизируемого объекта, тем больше величина прибыли.
Для исчисления первоначальной стоимости основных средств во всех случаях их поступления предназначен счёт 08 «Вложения во внеоборотные активы». По дебету этого счёта собираются затраты на приобретение, изготовление и сооружение основных средств, стоимость основных средств, оприходованных по другим вариантам поступления, а также расходы, связанные с подготовкой их к эксплуатации. В зависимости от вида основных средств и способа их поступления первоначальная стоимость объектов основных средств отражается на различных субсчетах.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств после ввода их в эксплуатацию, принятия к учёту на основе акта приёмки-передачи и других документов списывается с кредита счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счёта 01 «Основные средства» или счёта 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

2.                Учет поступление и перемещение основных средств
Документальное оформление движения основных средств
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типо­выми формами первичной учетной документации.
Операциями по поступлению основных средств являются ввод их  в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвен­таризации, внутреннее перемещение.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначае­мая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на не­сколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.
В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.
После оформления акт приемки-передачи основных средств пере­дают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т.п.).
На основании этих документов бухгалтерия производит соответ­ствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.
Акт утверждает руководитель организации. При передаче основ­ных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для организации, сдающей, и организации, принимающей основные средства).
Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования. В акте указывают наименование обо­рудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается все­ми членами приемной комиссии. В случае невозможности произвес­ти качественную приемку оборудования при его поступлении на склад акт о приемке оборудования является предварительным, составлен­ным по наружному осмотру.
Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного обо­рудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Акт подписывают представители заказчика и монтажной организации и материально ответственное лицо, приняв­шее переданное оборудование на храпение.
На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испы­тания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах обо­рудования. В нем указывают по каждому наименованию оборудова­ния выявленные дефекты и мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.
Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модер­низации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтиро­ванных, реконструированных и модернизированных объектов. В акте указывают изменение в технической характеристике и перво­начальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модерни­зацией (стоимость выполненных работ — по договору и фактичес­кую). Акт подписывают работник цеха (отдела), уполномоченный на приемку основных средств, и представитель цеха (предприятия), про­изводящего реконструкцию и модернизацию, после чего акт сдают в бухгалтерию организации, которая производит соответствующие за­писи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя орга­низация, акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру обеим сторонам).
Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (про­изводства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-пе­редачи основных средств. Акт-накладную выписывает в двух экзем­плярах работник цеха (отдела) сдатчика. Первый экземпляр с распис­кой получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи в ин­вентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.
Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранс­портных, оформляют актом на списание основных средств, а спи­сание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприце­па — актом на списание автотранспортных средств.
В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.п.), полученных от лик­видации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.
Аналитический учет основных средств
Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные кар­точки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наиме­нование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее переме­щение и причину выбытия.
На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.
Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое про­изводственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуата­цию в одном календарном месяце.
При размещении в одном здании нескольких структурных подраз­делений (цехов, отделов и т.п.), по которым затраты планируются от­дельно, в дополнение к обшей инвентарной карточке следует открыть справочные инвентарные карточки отдельно по каждому направлению (коду) затрат с пометкой «для начисления амортизации» в соответствии с утвержденным распределением площади и первоначальной стоимо­сти инвентарного объекта между соответствующими пользователями.
Инвентарные карточки заполняют на основе первичных докумен­тов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.) и переда­ют затем под расписку в соответствующий отдел организации.
По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контро­ля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвен­тарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) — дату и номер документа и причи­ну выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные корточки выписыва­ют в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахожде­ния объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осу­ществляют лица, ответственные за сохранность этих средств.
В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную кар­тотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств.
Синтетический учет наличия и движения основных средств
Синтетический учет поступления основных средств.
Закончен­ные строительством здания и сооружения; приобретенное обору­дование, не требующее монтажа; завершенные работы по дост­ройке, дооборудованию и реконструкции объектов, увеличиваю­щие их первоначальную стоимость, зачисляются в основные средства по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» по соответствующим субсчетам в сумме фактически произведенных затрат, включая затраты на доставку. При этом для отражения поступления каж­дого объекта основных средств используется утвержденный руко­водителем акт о приеме-передаче типовой формы (№ ОС-1), на основе которого составляются инвентарная карточка объекта и иные документы, подтверждающие их государственную регист­рацию в установленных законодательством случаях. Общим ак­том может оформляться только одновременное поступление од­нотипных объектов с одинаковой стоимостью.
Для учета налога на добавленную стоимость (НДС) при осу­ществлении вложений во внеоборотные активы используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств», на котором учитываются уплаченные организацией суммы налога, выделенные в расчетных документах по строи­тельству и приобретению основных средств, включая отдельные объекты основных средств, земельные участки, объекты приро­допользования. На сумму уплаченного налога по приобретенным объектам дебетуется счет 19, субсчет 1, и кредитуются счета рас­четов (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») или счета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др.).
Поступление основных средств может быть связано с их по­лучением в счет вклада в уставный (складочный) капитал органи­зации. Первоначальной стоимостью таких объектов является их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При оприходовании имущества, предоставленного в собст­венность организации в натуральной форме в счет вклада в устав­ный капитал, в качестве первоначальной стоимости может быть принята оценка, исчисленная исходя из арендной платы за поль­зование этими объектами основных средств за весь срок деятель­ности организации, указанной в учредительных документах. Та­кая оценка фиксируется в протоколе собрания акционеров.
При учреждении акционерного общества (товарищества) поступление объектов основных средств в счет вклада в уставный капитал оформляется бухгалтерской записью:
Д-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчёты по  вкладам в уставный (складочный) капитал»
К-т сч. 80 «Уставный капитал».
В процессе финансово-хозяйственной деятельности организации поступление такого имущества в денежной форме отражается бухгалтерской записью:
Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», по соответствующему субсчету
К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал».
В соответствии с положением «Доходы организации» (ПБУ 9/99) при поступлении объектов по договору дарения или в иных случаях безвозмездного поступления основных средств (от дру­гих организаций, физических лиц, в качестве субсидии прави­тельственного органа) их первоначальной стоимостью признает­ся рыночная стоимость на дату оприходования на основе типо­вых документов приемки-передачи. При этом в качестве рыноч­ной стоимости могут быть приняты:
а) цены на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
б) информация об уровне цен публикуемая органами госу­дарственной статистической службы;
в) данные об уровне цен, опубликованные в средствах массо­вой информации и в специальной литературе;
г) данные торговых инспекций;
д) экспертные заключения оценщиков о стоимости отдельных объектов основных средств.
Во всех случаях безвозмездного получения и дарения основ­ных средств затраты по их доставке учитываются организациями-получателями как вложения во внеоборотные активы и относят­ся на увеличение первоначальной стоимости объекта.
При оприходовании такого имущества на счетах оформляются следующие записи:
·                   на стоимость безвозмездно полученного имущества по рыночным ценам –
Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»
К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»;
·                   по мере начисления амортизации по безвозмездно полученным основным средствам –
Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»;
·                   на стоимость оприходования безвозмездно поступивших объектов основных средств –
Д-т сч. 01 «Основные средства»
К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».
При организации налогового учета безвозмездно полученное имущество, включая договоры дарения, должно расчетно учиты­ваться при определении налогооблагаемой базы.
Однако в облагаемый оборот не включаются основные средства, безвозмездно предоставленные иностранными организациями для осуществления целевых программ с последующим отчетом об их использовании.
При определении налоговой базы не учитывается также имущество, относящееся к основным средствам, полученное в рамках целевого финансирования (Федеральный закон в ред. от "'29.05.02 № 57-ФЗ). К средствам целевого финансирования могут быть отнесены инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производ­ственного назначения (при условии их использования в течение одного календарного года с момента получения); гранты, предо­ставленные некоммерческими организациями, включая между­народные, по перечню таких организаций, утвержденному Пра­вительством РФ, и т. п. К необлагаемому относится имущество, полученное безвозмездно российской стороной от организации, если уставный капитал передающей (принимающей) стороны не менее чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей (прини­мающей) организации. При этом доходом такое имущество не признается только в том случае, если оно в течение года не передается третьим лицам.
Следует отметить, что сделки между коммерческими органи­зациями по операциям дарения (приемки-передачи) основных средств противоречат положению Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая, статья 575 п. 4) о запрещении да­рения в отношениях между коммерческими организациями, а потому безвозмездное получение основных средств возможно только от некоммерческих организаций и физических лиц.
Приобретение и использование основных средств, принадле­жащих нескольким собственникам на правах долевого участия, отражаются в бухгалтерском учете в порядке долевой собственно­сти участников на основе соответствующего соглашения между сторонами. При невозможности распределения долей собствен­ности между участниками законодательным путем эти основные средства принимаются на учет в равных долях.
Учет объектов долевой собственности ведется каждым участ­ником на счете 01 «Основные средства» в соответствии с вкладом участника. При этом участники могут увеличить свою долю за счет так называемых отделимых улучшений общего имущества либо могут продать, передать в залог свою долю собственности. Расходы по содержанию общего имущества и уплате налогов за это имущество несут все участники долевой собственности про­порционально их долям. Соответственно продукция и доходы от использования общего имущества распределяются по долям уча­стия собственников.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Синтетический учет выбытия основных средств
Списанию с бухгалтерского баланса подлежат объекты основных средств, которые передаются (выбывают) или постоянно не используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, для управленческих нужд организации.
В соответствии с действующим порядком с балансов органи­заций на основе унифицированных форм первичных документов могут быть списаны основные средства, пришедшие в состояние непригодности и подлежащие ликвидации вследствие физичес­кого и морального износа, аварий, стихийных бедствий, наруше­ний нормальных условий эксплуатации, а также в связи с продажей, безвозмездной передачей, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий (цехов) и по другим причинам.
Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Ос­новные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». По его дебету отражается стоимость выбывшего объекта, а в кредит списывается сумма накопленной амортиза­ции. По окончании процесса выбытия остаточная стоимость объ­екта списывается на дебет счета 91 « Прочие доходы и расходы» с кредита счета 01 «Основные средства».
Причины выбытия основных средств могут быть сгруппированы следующим образом:
·                   продажа объектов юридическим или физическим лицам;
·                   передача по договорам дарения объектов другим организациям и лицам в соответствии с законодательством;
·                   ликвидация, включая частичную, вследствие аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;
·                   передача объектов в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
·                   списание в случаях физического или морального износа;
·                   списание объектов, сданных в аренду с правом выкупа, на мо­мент перехода собственности на них к арендатору.
Для определения непригодности основных средств, невоз­можности и экономической нецелесообразности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления документа­ции на списание таких объектов в организациях создаются посто­янно действующие комиссии, в состав которых включаются глав­ный инженер (или заместитель), начальники соответствующих структурных подразделений, главный бухгалтер (или  замести­тель), а также лица, на которых возложена материальная ответст­венность за сохранность основных средств. По решению руково­дителя организации в состав комиссии могут быть включены и другие специалисты, если в этом есть техническая необходимость.
Комиссия осуществляет следующие функции:
·                   осматривает ликвидируемые объекты с использованием тех­нической документации (поэтажных планов, техпаспорта объек­та и др.), данных бухгалтерского учета и другой информации;
·                   определяет невозможность восстановления и дальнейшей эксплуатации объекта;
·                   устанавливает причину списания объекта (авария, стихийное бедствие, нарушение нормальных условий эксплуатации, рекон­струкция, износ и т. п.);
·                   выявляет лиц, виновных в преждевременном выбытии объек­та из эксплуатации, а также вносит предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законода­тельством;
·                   устанавливает возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов и оценивает их по ценам возможной реали­зации;
·                   осуществляет контроль за изъятием из объекта драгоценных металлов, годных узлов и сдачей их на склад;
·                   составляет акты на списание объектов типовой формы.
При ликвидации объекта в связи с реконструкцией, расшире­нием и техническим перевооружением действующих организа­ций комиссия проверяет соответствие предъявленных к списа­нию объектов программе реконструкции и делает в акте на спи­сание ссылку на конкретный пункт программы.
В актах на списание обязательно приводятся данные о датах изготовления или постройки и ввода в эксплуатацию; сроке по­лезного использования; первоначальной стоимости; сумме амор­тизации, начисленной на момент выбытия; количестве прове­денных капитальных ремонтов; причине списания; стоимости материальных ценностей, полученных при разборке (демонтаже) объекта. По основным средствам, списываемым в результате сти­хийных бедствий и аварий, к акту должна быть приложена справ­ка компетентной организации о стихийном бедствии либо копия акта об аварии с указанием причин и виновников. Акты на спи­сание утверждает руководитель ор1анизапии, после чего осуще­ствляются демонтаж и разборка объектов. Инвентарные карточ­ки по выбывшим объектам хранятся в течение срока, определяе­мого руководителем организации.
После разборки (демонтажа) и опенки отдельных узлов (дета­лей), материалов, которые могут быть использованы в организа­ции или проданы, они приходуются на дебет счета 10 «Материа­лы», субсчета 1 «Сырье и материалы», 5 «Запасные части» по ры­ночной стоимости на дату списания, а непригодные к дальней­шему использованию приходуются как вторичное сырье и отра­жаются на дебете счета 10, субсчет 6 «Прочие материалы». Их стоимость зачисляется на финансовые результаты по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

3.                Амортизация основных средств
Особенность функционирования основных средств, связанная с сохранением в течение длительного времени их натуральной формы с одновременным изменением стоимости, вызывает необходимость определения величины амортизации. Эта величина показывает размер снашивания или уменьшения первоначальной стоимости основных средств в процессе их эксплуатации.
В Международных стандартах учета № 4 «Учет амортизации», № 36 «Обесценивание активов» и других амортизация определяется как «отнесение утрачивающей ценность стоимости актива в течение оцениваемого срока его службы». При этом указывается, что амортизация в учетный период в зависимости от принятой учетной политики прямо или косвенно зачисляется на счет прибылей и убытков и отражается в финансовой отчетности. Иными словами, амортизационные отчисления признаются в качестве расхода и прямо или косвенно вычитаются из дохода.
Учет амортизации по объектам ее начисления ведётся в соответствии с действующим Положением ПБУ 6/01, в котором определен порядок начисления амортизации основных средств. Этот порядок предусматривает, что стоимость объектов основных средств, к которым относится часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев, погашается путём начисления амортизации.
Начисление амортизации и распределение начисленных сумм по источникам формирования осуществляются самой организацией.
Амортизация начисляется по основным средствам, находящимся в организации на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и договора аренды. При этом амортизация по объектам основных средств организаций, работающих по договору аренды этих организаций, производится арендатором как по имуществу, находящемуся на правах собственности.
Объектами начисления амортизации служат основные сред­ства, учитываемые на счетах 01 «Основные средства», 03 «Доход­ные вложении в материальные ценности» (для организаций-ли­зингодателей, ведущих учет лизингового имущества на своем ба­лансе), 08 «Вложения во внеоборотные активы» по эксплуатиру­емым объектам капитального строительства, не оформленным актами приемки (при оформлении актов объекты включаются в состав основных средств).
Амортизация начисляется на капитальные затраты на корен­ное улучшение земель (мелиоративные, оросительные и другие работы); на капитальные вложения в арендованные объекты ос­новных средств; на объекты, находящиеся в запасе, на складе.
Амортизация не начисляется по основным средствам, переве­денным по решению руководителя организации на консервацию, продолжительность которой не может быть менее трех месяцев, а также по земельным участкам, объектам природопользования, мобилизационным мощностям, по объектам, находящимся на реконструкции и модернизации, продолжительность которых свыше 12 месяцев; по объектам, переданным (полученным) по договорам в безвозмездное пользование.
При формировании амортизационной политики организа­ции важным моментом является установление сроков полезного использования объектов основных средств. Срок полезного ис­пользования — период, в течение которого объекты основных средств призваны приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации, определяемый для учета основных средств в соответствии с принятым порядком. Для отдельных групп основных средств в соответствии с действу­ющим классификатором срок полезного использования опреде­ляется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате применения конкретного объекта. Устанавливается этот срок ор­ганизацией при принятии объектов основных средств к бухгал­терскому учету.
Амортизация начисляется до полного погашения стоимости объекта основных средств или его списания в установленном порядке со счетов бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права. Прекращается ее начисление в следующих случаях:
1) проведения работ по восстановлению объекта основных средств, продолжительность которых превышает 12 месяцев;
2) нахождения объектов на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации;
3) перевода объекта на консервацию по решению руководите­ля организации на срок более трех месяцев.
Порядок перевода основных средств на консервацию по ре­шению руководителя организации определяется в отношении ос­новных средств, находящихся в комплексе объектов или в объек­тах, имеющих законченный цикл производства. Начисление амортизации по объектам основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объектов к бух­галтерскому учету, а прекращение — с 1-го числа месяца, следую­щего за месяцем полного погашения стоимости объектов или их списания со счетов бухгалтерского учета.
Амортизационные отчисления, начисленные по объектам ос­новных средств, отражаются в бухгалтерском учете в том отчет­ном периоде, к которому они относятся, независимо от результа­тов деятельности организации в отчетном периоде.
Расчет амортизации осуществляется в автоматизированном режиме на основе действующих норм амортизации (с учетом по­правочных коэффициентов) по вилам основных средств либо по каждому инвентарному объекту, а также по местам их эксплуата­ции и по статьям калькуляции.
В соответствии с Положением по учету основных средств ор­ганизации самостоятельно делают выбор способов начисления амортизации, к числу которых относятся: линейный способ; спо­соб уменьшаемого остатка: способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания сто­имости пропорционально объему продукции (работ).
Годовая сумма амортизационных отчислений определяетсяисходя из применяемого способа начисления, а именно:
·                   при линейном способе— на основе первоначальной стоимости или восстановительной (текущей) стоимости при переоценке объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.
Пример:
Первоначальная стоимость объекта — 20000 руб.
Срок полезного использования – 5 лет
Годовая норма амортизации – 20%
Годовая сумма амортизации – 4000 руб.
Расчет амортизации:
1-й год – 20000 руб. ∙ 20% = 4000 руб. и т.д. равномерно;
·                   при способе уменьшаемого остатка— на основе остаточной стоимости объекта на начало отчетное года и нормы амортиза­ции, исчисленной исходя из срока его полезного использования и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с Законодательством РФ. Коэффициент ускорения определяется органами исполнительной власти на федеральном уровне, кото­рыми разрабатывается перечень высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования. По объектам ли­зингового имущества, относящимся к активной части основных средств, коэффициент ускорения определяется условиями договора лизинга и не может быть более 3;
Пример:
Первоначальная стоимость объекта — 20000 руб.
Срок полезного использования – 5 лет
Годовая норма амортизации – 20%
Коэффициент ускорения — 2
Расчет амортизации:
1-й год – 20000 руб. ∙ 20% ∙ 2 = 8000 руб. (остаточная стоимость – 20000руб.-8000 руб.=12000 руб.);
2-й год – 12000 руб. ∙ 20% ∙ 2 = 4800 руб. (остаточная стоимость – 12000 руб.-4800 руб.=7200 руб.)
·                   при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока по­лезного использования — на основе первоначальной или восстановительной стоимости, умноженной на коэффициент годового соотношения, где в числителе число лет, оставшихся до конца сро­ка полезного использования объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы объекта;
Пример:
Первоначальная стоимость объекта — 20000 руб.
Срок полезного использования – 5 лет
Сумма чисел лет эксплуатации объекта – 15 лет (1 + 2 + 3 + 4 + 5).
Расчет амортизации:
1-й год – 5/15 ∙ 20000 руб. = 6667 руб. (ежемесячная сумма амортизации – 6667/12 = 556 руб.);
2-й год – 4/15 ∙ 20000 руб. = 5334 руб. (ежемесячная сумма амортизации – 5334/12 = 445 руб.) и т.д.
·                   при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)— исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта.
Пример:
Первоначальная стоимость объекта — 20000 руб.
Срок полезного использования – 5 лет
Предполагаемый объем выпуска продукции в течение срока полезного использования – 100000 ед.
Соотношение первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта равно 2 (200000 / 100000).
Выпуск продукции в отчетном году – 20000 ед.
Сумма амортизационных отчислений в отчетном периоде – 40000 руб. (20000 ∙ 200000/100000).
Выбранный способ начисления амортизации по группе одно­родных объектов используется в течение всего срока их полезно­го применения.
В бухгалтерском учете начисление амортизации отражается на счетах следующим образом:
·                   на сумму амортизации по объектам основных средств, используемых в капитальном строительстве (кроме строительных организаций):
Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»
К-т сч. 02 «Амортизация основных средств»
·                   на сумму амортизации по объектам производственного и непроизводственного назначения:
Д-т счетов 20 «Основное производство»,
23 «Вспомогательные производства»,
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Yo Mamma Essay Research Paper UITAS I
Реферат Телевизор - история, устройство и методы ремонта
Реферат Report On Oluadah Equiano Essay Research Paper
Реферат Очищение полевой формы жизни
Реферат Финансовый анализ ОАО Измайловская мануфактура
Реферат Анализ операций с ценными бумагами АО НАРОДНЫЙ БАНК КАЗАХСТАНА
Реферат Связи с общественностью в некомерческих организациях
Реферат Теоретическое обоснование функционирования прямого маркетинга директ-маркетинга
Реферат Модель электронного документооборота на примере ЗАО "Bona Fide"
Реферат Социальная медицина. Важнейшие массовые неэпидемические болезни и их социально-медицинское значение
Реферат Macbeth Essay Research Paper THE INSANITY OF
Реферат Є. В. Зелений, студ гр. Ео-09, І. П. Пономаренко, доц., канд хім наук
Реферат Антикризисное управление предприятием (на примере ООО «роспласт»)
Реферат Михаил Булгаков. "Собачье сердце"
Реферат Сегментарная (внутренняя) отчётность предприятия