--PAGE_BREAK--Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:
ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.
Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.
1.3.Виды ремонта основных средств
Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.
Ремонт основных средств может быть текущим, средним или капитальным.
К текущему и среднему ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии (п. 71 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н).
При капитальном ремонте оборудования и транспортных средств, как правило, производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата (п. 72 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
При капитальном ремонте зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и т.п.).
Приемка объектов по окончании капитального ремонта производится по акту приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма N ОС-3). При этом должен осуществляться контроль за правильным выполнением объема работ.
В целях контроля за своевременным получением основных средств из ремонта инвентарные карточки в картотеке переставляются в группу «Основные средства в ремонте». При поступлении основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарных карточек.
Когда срок проведения ремонта объекта основных средств превышает 12 месяцев, начисление амортизационных отчислений по данному объекту в бухгалтерском учете приостанавливается (п. 23 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н). Для целей налогообложения амортизация в этом случае продолжается начисляться в прежнем порядке.
2.Учет операций использования собственных основных средств организации
2.1 Положения учетной политики организации в аспекте организации учета использования собственных основных средств
При учете основных средств организациям следует руководствоваться нормами ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
В учетной политике должны быть отражены следующие аспекты, связанные с учетом основных средств:
Таблица 1 — Учет основных средств
При формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета всегда нужно помнить о налоговом законодательстве и принимать во внимание установленные им правила.
Таблица 2 — Налоговый учет основных средств
Как видно из таблицы 1 в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» начисление амортизации по объектам основных средств производится следующими способами: линейным; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Большинство организаций применяет линейный способ, при котором годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Срок полезного использования основных средств определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету (п. 20 ПБУ 6/01) на основании технических и иных характеристик объекта.
Следует отметить, что для определения срока полезного использования основных средств, приобретенных после 1 января 2002 г., в бухгалтерском учете организациями может применяться «налоговая» Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 (далее по тексту — Классификация основных средств). Соответственно, данное обстоятельство должно быть отражено в учетной политике по бухгалтерскому учету.
При выборе способа амортизации следует исходить из соображений эффективности. При этом наиболее выгодным будет тот способ амортизации, который позволит списать стоимость основного средства как можно быстрее. Кроме того, при выборе способа амортизации следует иметь ввиду, что величина налога на имущество организации влияет на размер налоговой базы по налогу на прибыль.
Рассмотрим использование различных методов начисления амортизации. У филиала «Унивесальный» на балансе имеется оборудование стоимостью 3 000 000 рублей сроком полезного использования 5 лет.
В таблице 3 рассмотрены расчеты амортизации и налога на имущество за 5 лет. Таким образом, проанализировав различные способы начисления амортизации в целях бухгалтерского учета и рассчитанные суммы налога на имущество организации, можно сделать следующий вывод: при линейном способе общая сумма налога на имущество организации будет на 41208 руб. больше по сравнению со способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования объекта основных средств; на 40472 руб. больше по сравнению со способом уменьшаемого остатка.
Таблица 3 — Сравнение результатов начисления амортизации и налога на имущество
Выбор способа начисления амортизации основных средств является важной задачей, решив которую налогоплательщик может оптимизировать налог на имущество организаций. Кроме того, являясь одним из расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, налог на имущество организации играет важную роль в исчислении налога на прибыль. Следовательно, при определении оптимального размера налоговых платежей организация должна определить, какой метод начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете даст наилучший результат.
В учетной политике филиала «Универсальный» не оговорен порядок списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции, что так же оказывает влияние при исчислении налога на прибыль. При списании затрат по ремонту основных средств на себестоимость того отчетного периода, в котором были проведены ремонтные работы, затраты отражают в себестоимости продукции по отдельным статьям затрат (материалы, оплата труда и др.) При неравномерно проводимых ремонтных работах по месяцам затраты по ремонту основных средств могут вызвать колебания в себестоимости продукции. Если создается резерв на проведение ремонтных работ в течение текущего отчетного года или фактические затраты на ремонт постепенно накапливаются по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов», то списание затрат по ремонту основных средств равномерно относят на себестоимость продукции.
2.2 Бухгалтерский учет амортизации основных средств
С 01.01.2008 вступает в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 216-ФЗ ), согласно которому амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода, стоимость которых погашается путем начисления амортизации со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). До 01.01.2008 было ограничение в 10 000 руб. для налогового учета, и 20 000 руб. – для бухгалтерского учета. Таким образом, устранено одно из расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом, действующее с 01.01.2006 года. Письмо Минфина РФ от 13.11.2007 № 03-03-06/2/211 рассматривает вопросы учета основных средств в свете изменений, внесенных Федеральным законом № 216-ФЗ.
продолжение
--PAGE_BREAK--Согласно пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). Указанными расходами также являются расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных. Федеральный закон № 216-ФЗ не внес изменения в данный пункт. Таким образом, расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 000 рублей можно отнести к прочим и сразу учесть в расходах по налогу на прибыль, а стоимостью свыше 10 000 руб. – к нематериальным активам при выполнении прочих условий. Но с 01.01.2008 амортизируемым будет признаваться имущество первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Аналогичные изменения внесены и в ст. 257 «Порядок определения стоимости амортизируемого имущества» НК РФ. Таким образом, отнести расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ к амортизируемому имуществу тоже нельзя. Вероятно, законодатель просто забыл внести изменения в пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ, так как первоначально стоимость в 10 000 руб. соответствовала ст. 256 и 257 НК РФ. На сегодняшний день сложилась следующая ситуация:
–имущество до 10 000 руб. относится на прочие расходы;
–более 20 000 руб. – к амортизируемому имуществу;
–свыше 10 000 руб. и менее 20 000 руб. – непонятно, куда относить данное имущество, так как существует пробел в законодательстве и отсутствуют разъяснения контролирующих органов.
Филиал «Универсальный» модернизировал компьютер путем увеличения оперативной памяти. Первоначальная стоимость компьютера — 37 000 руб., срок полезного использования — 37 месяцев, срок фактического использования — 27 месяцев, сумма начисленной линейным методом амортизации — 27 000 руб., стоимость модернизации — 10 000 руб.
В приведенном примере срок полезного использования составляет 37 месяцев, срок фактического использования до модернизации — 27 месяцев. Сумма амортизации по объекту за время фактической эксплуатации до модернизации — 27 000 руб. (37 000 руб.: 37 мес. х 27 мес.). После модернизации ежемесячная сумма амортизации по объекту составит 1270,3 руб. в месяц (47 000 руб.: 37 мес.) до того отчетного периода, когда произойдет полное списание стоимости объекта, либо до выбытия объекта из состава амортизируемого имущества по любым основаниям.
Учитывая, что остаточная стоимость объекта после реконструкции составила 20 000 руб. (37 000 руб. — 27 000 руб. + 10 000 руб.), для полного списания объекта амортизация по нему будет начисляться еще 16 месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло окончание реконструкции.
Законодательной основой лизинговых операций служит Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон N 164-ФЗ). Статья 31 данного Закона предусматривает, что предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. Амортизационные отчисления производит сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга.
Независимо от того, учитывается предмет лизинга на балансе лизингодателя или на балансе лизингополучателя, в налоговом учете в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом. Стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга.
В соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик, у которого данное основное средство должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3. Это не распространяется на основные средства 1-й, 2-й и 3-й амортизационных групп (если амортизация по ним начисляется нелинейным методом).
Филиал «Универсальный» получил оборудование по договору лизинга сроком на один год, которое учитывается на балансе лизингополучателя, а после окончания срока действия договора лизинга переходит в его собственность при условии выплаты общей суммы по договору.
Сумма расходов лизингодателя на приобретение оборудования составила 300 000 руб. (без НДС). Общая сумма договора лизинга — 600 000 руб. (без НДС), в том числе выкупная цена — 120 000 руб. (без НДС). Общая сумма договора лизинга выплачивается равными долями в течение срока действия договора (по 50 000 руб. в месяц). Срок использования оборудования в налоговом учете равен пяти годам.
Ежемесячная сумма начисленной амортизации составит:
300 000 руб.: 5 лет: 12 мес. = 5000 руб.
Организация в течение срока договора лизинга в составе расходов при налогообложении прибыли учитывает сумму начисленной амортизации:
5000 руб. x 12 мес. = 60 000 руб.
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 НК в составе прочих расходов организация ежемесячно учитывает сумму лизинговых платежей за вычетом суммы начисленной амортизации. При этом выкупная цена оборудования в составе лизинговых платежей, включаемых в прочие расходы, для целей налогообложения прибыли в течение договора лизинга не учитывается.
Ежемесячно в составе прочих расходов организация учитывала:
(600 000 руб. — 120 000 руб.): 12 мес. — 5000 руб. = 35 000 руб.
Таким образом, в течение срока договора лизинга (12 мес.) расходы организации по данному договору в целях налогообложения прибыли составили 480 000 руб., в том числе амортизация — 60 000 руб. и лизинговые платежи — 420 000 руб.
В момент перехода права собственности в составе амортизируемого имущества в налоговом учете организация отразила приобретенное оборудование, первоначальная стоимость которого равна выкупной цене (120 000 руб.).
Далее организация в течение 48 месяцев учитывает в расходах амортизацию в размере:
120 000 руб.: 48 мес. = 2500 руб.
2.3 Бухгалтерский учет операций, связанных с ремонтом основных средств
Ремонт основных средств может производиться хозяйственным или подрядным способом. При первом — работы осуществляются силами самой организации, при втором — специализированными сторонними организациями.
Расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, организации могут относить непосредственно на активные счета для учета издержек производства или обращения (20,44 и др.) с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов: 10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. Такой порядок учета рекомендуется использовать при незначительных затратах на текущий и профилактический ремонты, которые не могут существенно влиять на конечный финансовый результат,
Для накапливания финансовых средств на осуществление крупных плановых ремонтов (в частности, прокатных станов, доменных и мартеновских печей, подъездных железнодорожных путей), а также в организациях с сезонным характером производства целесообразно создавать ремонтный фонд.
Рассчитывают нормативы отчислений в этот фонд (на 5 лет) на основе оценки возможной стоимости подобного ремонта. Такой фонд учитывают на пассивном счете 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей, субсчет «Ремонтный фонд». При его формировании указанный субсчет кредитуют с дебетованием счета 25 «Общепроизводственные расходы» или 26 «Общехозяйственные расходы».
При наличии ремонтного фонда затраты на осуществление работ отражают, как правило, на активном счете 23 «Вспомогательные производства». По дебету его учитывают фактические затраты по ремонтам собственных основных средств, Фактическую себестоимость законченных ремонтных работ списывают так:
Дебет 89, субсчет «ремонтный фонд» Кредит 23
Основанием для такой бухгалтерской проводки служит акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств, Он является также документом для соответствующей записи сумм затрат на ремонт в инвентарных карточках аналитического учета.
Сумму резерва, превышающую фактически произведенные затраты на ремонт, по окончании года. как правило, записывают отрицательными числами или, выражаясь бухгалтерским языком, сторнируют. При недостатке ремонтного фонда разность относят на счета учета затрат.
Сальдо по счету 23 (в части ремонта) может быть только дебетовым, что означает затраты по незаконченному капитальному, профилактическому или текущему ремонтам основных средств. В бухгалтерском балансе показывается по статье «Незавершенное производство».
При производстве внезапных ремонтов на крупные суммы затраты следует относить в дебет активного счета 31 “Расходы будущих периодов". Это позволит не увеличивать себестоимость продукции, что неизбежно при единовременном списании расходов на счета учета затрат. Всю сумму стоимости ремонтных работ в таких случаях записывают в дебет счета 31, с которого ежемесячно списывают на счета текущих затрат равными долями в течение срока, к которому они относятся.
Нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета основных средств, позволяют организациям выбирать один из трех возможных вариантов учета расходов на ремонт основных средств:
1) сумма фактических затрат на ремонт может в полном объеме относиться в состав текущих расходов (как правило, расходов по обычным видам деятельности) того периода, в котором они были произведены;
2) организация может создавать резерв на проведение ремонта ОС;
3) учет расходов на ремонт может вестись с применением счета расходов будущих периодов.
Организация может выбрать для целей бухгалтерского учета любой из приведенных выше способов учета расходов на ремонт основных средств исходя из специфики своей деятельности, структуры и количества объектов основных средств, периодичности проведения ремонта. Выбранный способ учета расходов на ремонт должен быть зафиксирован в учетной политике, регулирующей порядок ведения бухгалтерского учета в данной организации.
Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на ремонт при каждом из возможных вариантов учета.
Вариант 1. Расходы на ремонт включаются в состав расходов в сумме фактических затрат. При осуществлении ремонта подрядным способом в учете делаются проводки:
Д-т счета 20 (23, другие счета) — К-т счета 60 — отражена стоимость выполненного ремонта;
Д-т счета 19 — К-т счета 60 — отражена сумма НДС по выполненному ремонту;
Д-т счета 60 — К-т счета 51 — оплачена подрядчику стоимость выполненных работ;
Д-т счета 68 — К-т счета 19 — сумма НДС по выполненному ремонту предъявлена к вычету.
Отметим, что организация имеет право на вычет суммы НДС по выполненному ремонту, если отремонтированный объект основных средств используется для осуществления деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ). При этом вычет возможен при одновременном выполнении следующих условий:
1) работы подрядчиком выполнены (акт сдачи-приемки работ подписан обеими сторонами);
2) сумма НДС уплачена подрядчику;
3) имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура подрядчика на стоимость выполненных работ с выделенной суммой НДС.
Если объект основных средств используется в деятельности, не облагаемой НДС, то сумма НДС по ремонтным работам к вычету не принимается, а учитывается в стоимости ремонта (относится на те же счета, что и стоимость ремонта) (п. 2 ст. 170 НК РФ).
Если подрядная организация выполняет ремонт из материалов заказчика, то в учете заказчика списание стоимости материалов отражается проводками:
Д-т счета 10 / «Материалы, переданные в переработку» — К-т счета 10 — отражена стоимость материалов, переданных подрядчику для осуществления ремонтных работ;
Д-т 20 (23, другие счета) — К-т счета 10/ «Материалы, переданные в переработку» — отражена стоимость материалов, израсходованных подрядчиком при осуществлении ремонта, на основании соответствующих актов подрядчика. При осуществлении ремонта хозяйственным способом в бухгалтерском учете делаются следующие проводки:
Д-т счета 10 — К-т счета 60 — приобретены материалы для проведения ремонта;
Д-т счета 19 — К-т счета 60 — отражен НДС по приобретенным материалам;
Д-т счета 60 — К-т счета 51 — приобретенные материалы оплачены поставщику;
Д-т счета 68 — К-т счета 19 — сумма НДС по приобретенным материалам предъявлена к вычету.
Отметим, что вычет НДС по материалам, используемым для ремонта ОС, осуществляется в общеустановленном порядке по мере оплаты и оприходования материалов (при условии выполнения остальных требований, необходимых для применения вычетов, — см. выше, с. 65), независимо от того, когда будет фактически выполнен ремонт.
Д-т счета 20 (23, другие счета) — К-т счета 10 — отражена стоимость материалов, отпущенных на выполнение ремонта;
Д-т счета 20 (23, другие счета) — К-т счета 70 (69, другие счета) — отражены прочие затраты, связанные с проведением ремонта (зарплата рабочих, ЕСН и т.д.).
Вариант 2. Создание резерва на проведение ремонта основных средств. В соответствии с п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств в целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных).
При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в издержки производства (обращения) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из сметной стоимости ремонта.
Например, годовая смета затрат на ремонт составляет 60 тыс. руб., ежемесячная сумма резервирования составит 5 тыс. руб. (60 тыс. руб.: 12 мес.).
При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты) излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.
В случаях, когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства и существенным объемом указанных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.
В бухгалтерском учете информация о сумме резерва на ремонт основных средств отражается на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Ежемесячные отчисления в резерв отражаются проводкой:
Д-т счета 20 (23, другие счета) — К-т счета 96 — отражены отчисления в резерв на ремонт основных средств.
Фактические расходы на ремонт основных средств в течение года списываются за счет средств резерва:
Д-т счета 96 — К-т счета 60 — отражена стоимость ремонта, выполненного подрядной организацией;
Д-т счета 19 — К-т счета 60 — отражен НДС по выполненному ремонту;
Д-т счета 60 — К-т счета 51 — оплачена подрядчику стоимость выполненного ремонта;
Д-т счета 68 — К-т счета 19 — НДС по ремонту предъявлен к вычету в общеустановленном порядке.
Если сумма фактических расходов на ремонт превысит сумму резерва, то сумма превышения списывается в состав расходов (дебет счетов 20, 23 и т.п. ).
Вариант 3. Расходы на ремонт основных средств учитываются в составе расходов будущих периодов. В случае если организация не создает резерв на ремонт основных средств, соответствующие расходы, связанные с неравномерно производимым в течение года ремонтом, могут отражаться в составе расходов будущих периодов на счете 97 «Расходы будущих периодов» (п. 30 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. N 60н).
Порядок списания расходов будущих периодов устанавливается организацией самостоятельно (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н).
Если организация учитывает расходы на ремонт с использованием счета 97, суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления ремонта, принимаются к вычету в общеустановленном порядке по мере оприходования товаров (работ, услуг) и их оплаты. То есть у организации нет необходимости «растягивать» процесс списания «входного» НДС на весь период, в течение которого сами расходы на ремонт будут списываться со счета 97 на счета учета затрат.
продолжение
--PAGE_BREAK--Филиал «Универсальный» в соответствии со своей учетной политикой отражает расходы на ремонт основных средств в составе расходов будущих периодов. Произведенные расходы списываются со счета 97 равномерно в течение года, в котором был произведен ремонт.
В феврале 2006 г. организация силами стороннего подрядчика произвела ремонт производственного помещения. Стоимость ремонта — 300 000 руб. (в том числе НДС — 50 000 руб.). Акт приемки-передачи работ был подписан 25 февраля 2006 г. Работы были оплачены подрядчику 26 февраля 2006 г. Помещение используется организацией для производства продукции, облагаемой НДС. В рассматриваемой ситуации организация имеет право предъявить к вычету сумму НДС по ремонтным работам в размере 50 000 руб. в феврале 2006 г. В бухгалтерском учете организации выполнение ремонта отражается следующим образом.
Февраль:
Д-т счета 97 — К-т счета 60 — 250 000 руб. — стоимость ремонта отражена в составе расходов будущих периодов;
Д-т счета 19 — К-т счета 60 — 50 000 руб. — отражен НДС по ремонту;
Д-т счета 60 — К-т счета 51 — 300 000 руб. — произведена оплата подрядчику за выполненные работы;
Д-т счета 68 — К-т счета 19 — 50 000 руб. — сумма НДС по ремонтным работам предъявлена к вычету на основании счета-фактуры подрядчика.
Март — декабрь (ежемесячно):
Д-т счета 20 (25) — К-т счета 97 — 25 000 руб. — стоимость ремонта в течение года равномерно списывается в состав расходов.
3. Выводы и рекомендации по результатам анализа учета использования собственных основных средств
3.1 Анализ использования основных средств организации
Анализ обычно начинается с изучения объема основных средств, их динамики и структуры.
Таблица 4 — Анализ состава и структуры основных фондов филиала «Универсальный» ОПС по состоянию на конец года в 2006-2007 гг.
По данным таблицы 4 видно, что за 2007 год размер основных средств увеличился на 10520 тыс. руб., в том числе здания увеличились на 3103 тыс. руб., машины и оборудование – на 6668 тыс. руб., транспортные средства – на 522 тыс. руб., прочие основные фонды — на 227 тыс. руб.
В структуре основных фондов предприятия в 2006 году наибольшую долю занимало оборудование (74,6%), за 2007 год данный показатель снизился на 8,1%, также в 2007 году сократилась доля сооружений на 0,3%, инвентаря на 0,5%. В то же время за 2007 год увеличилась доля машин и оборудования на 8,2%, транспортных средств на 0,3%, прочих основных фондов на 0,4%.
Обобщающими показателями, характеризующими уровень обеспеченности предприятия основными фондами, являются фондовооруженность и техническая вооруженность труда.
Показатель общей фондовооруженности рассчитывается отношением среднегодовой стоимости основных фондов к среднесписочной численности работников.
Уровень технической вооруженности труда определяется отношением стоимости оборудования к среднесписочному числу рабочих в дневную смену.
Таблица 5 — Анализ фондовооруженности и технической вооруженности труда в 2006-2007 г.г.
По данным таблицы 5 фондовооруженность за 2007 год выросла на 72,2 тыс. руб. или на 27,4%, а техническая вооруженность труда увеличилась на 52,5 тыс. руб. тыс. руб. или на 31,3%.
Важное значение имеет анализ изучения движения и технического состояния основных фондов.
Таблица 6 — Движение основных фондов филиала «Универсальный» ОПС в 2006 г., тыс.руб.
По данным таблицы 6 видно, что в 2006 году в филиала «Универсальный» ОПС поступило основных фондов на сумму 2090 тыс. руб., в том числе зданий на 826 тыс. руб., сооружений на 25 тыс. руб., оборудования на 1189 тыс. руб., транспортных средств на 50 тыс. руб. За 2006 год выбыло основных фондов на сумму 1882 тыс. руб., в том числе сооружений на 609 тыс. руб., оборудования на 1030 тыс. руб., транспортных средств на 43 тыс. руб., инвентаря на 200 тыс. руб.
Таблица 7 — Движение основных фондов филиала «Универсальный» ОПС в 2007 г., тыс.руб.
По данным таблицы 7 видно, что в 2007 году в филиале «Универсальный» ОПС поступило основных фондов на сумму 11173 тыс. руб., в том числе зданий на 3624 тыс. руб., оборудования на 6671 тыс. руб., транспортных средств на 651 тыс. руб… За 2007 год выбыло основных фондов на сумму 653 тыс. руб., в том числе зданий на 521 тыс. руб., оборудования на 3 тыс. руб., транспортных средств на 129 тыс. руб.
Для анализа движения и технического состояния основных фондов также рассчитываются показатели, представленные в таблице 8.
Таблица 8 — Данные о движении и техническом состоянии основных фондов филиала «Универсальный» ОПС в 2006-2007 г.г.
Данные таблицы 8 показывают, что за 2007 год техническое состояние основных средств на предприятии несколько улучшилось за счет более интенсивного их обновления.
Таким образом, предприятие обеспечено основными средствами, однако, за 2006-2007 года техническое состояние основных средств на предприятии несколько улучшилось за счет более интенсивного их обновления.
Для характеристики эффективности использования основных средств служат показатели:
фондоотдачи (отношение стоимости товарной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов),
фондоёмкости (обратный показатель фондоотдачи),
рентабельности (отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных средств).
В процессе анализа изучаются динамика перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, проводятся межхозяйственные сравнения. С целью более глубокого анализа эффективности использования основных фондов показатель фондоотдачи определяется по всем основным фондам, фондам производственного назначения, активной их части (машинам и оборудованию).
При расчете показателей фондоотдачи исходные данные приводят в сопоставимый вид. Объем продукции надо скорректировать на изменение оптовых цен и структурных сдвигов, а стоимость основных средств — на их переоценку.
Таблица 9 — Показатели использования основных средств филиала «Универсальный» ОПС в 2006-2007г.г.
Данные таблицы 9 показывают, что за 2007 год в филиале «Универсальный» ОПС уменьшилась фондорентабельность на 14,8%, фондоотдача на 1,9 руб., а фондоемкость увеличилась на 0,01 руб.
Таблица 10 — Исходная информация для анализа фондоотдачи в 2006-2007г.г.
Расчет влияния факторов осуществляем способом абсолютных разниц:
∆ФОуд = (УДА2007 – УДА2006) · ФОА2006 = (+0,117) · 39,3 = +4,6
∆ФОакт = (ФОА2007 – ФОА2006) · УДА2007 = (-13,5) · 0,487 = -6,5
Итого -1,9 руб.
Так, за счет изменения удельного веса активной части основных фондов фондоотдача увеличилась на 4,6 руб., а за счет изменения фондоотдачи активной части основных фондов общая фондоотдача снизилась на 6,5 руб.
Таким образом, в 2006 году на снижение фондоотдачи филиал «Универсальный» ОПС повлияло изменение структуры оборудования, уменьшение коэффициента сменности работы оборудования.
Однако уровень реализации продукции и товаров и фондоотдачи можно поднять за счет проведения модернизации оборудования, внедрения мероприятий НТП по совершенствованию технологии и организации производства и социальных факторов.
3.2 Оценка учетной политики организации и рекомендации по ее совершенствованию в части учета использования основных средств
В части совершенствования организации учета основных средств Филиал «Универсальный» хотелось бы рекомендовать следующее.
В связи с введением налогового учета и не проработанности технических аспектов его ведения, особого внимания и наибольшей трудоемкости требует разработка налоговых регистров для учета такого имущества как основные средства и хозяйственных операций, осуществляемых с ними.
Хотелось бы рекомендовать исследуемому предприятию ряд налоговых регистров, в которых возможно обобщение информации об основных средства организации в целях налогового учета.
Основным таким налоговым регистром по учету основных средств должен стать документ, максимально обобщающий информацию об объекте основных средств. Форма такого регистра, а также источники информации, используемые при его заполнении, представлены в табл. 11.
Таблица 11 — Регистр информации об объекте основных средств
продолжение
--PAGE_BREAK--