Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Методика проведения ревизий и проверок аудиторами и ревизорами

--PAGE_BREAK--При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.
В целом же в систему финансового контроля входят следующие элементы:

— субъект контроля («кто контролирует»);

— объект контроля («кого контролируют»);

— предмет контроля («что контролируют»);

— принципы контроля;

— метод (методика) контроля;

— техника и технология контроля;

— процесс контроля;

— сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;

— результат контроля;

— принятие решения по результатам контроля.

Наиболее существенными элементами контроля являются субъект, объект, предмет, методика и процесс контроля.

Одним из видов финансового контроля, выделяется также муниципальный финансовый контроль, осуществляемый органами местного самоуправления при утверждении местного бюджета, его исполнении и при утверждении отчета о его исполнении; установлении местных налогов и, сборов на основе принципов, определенных законодательством России. Главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного самоуправлений осуществляют местный финансовый контроль при исполнении местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности, реализации государственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и бытового назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью, и при решении иных вопросов местного значения.

К видам государственного финансового контроля относятся:

1. по уровню:

1) государственный финансовый контроль, осуществляемый специализированными органами — Счетной палатой РФ; контрольно-ревизионными органами и органами федерального казначейства Минфина России; органами государственного финансового контроля, образуемыми субъектами РФ.

2) муниципальный финансовый контроль осуществляется муниципальными казначействами и (или) иными финансовыми органами, создаваемыми муниципальными образованиями.

3) внутрихозяйственный контроль осуществляется как отдельными сотрудниками предприятия (бухгалтерами, экономистами), так и специально созданными на предприятии подразделениями (служба внутреннего аудита).

4) независимый контроль, который осуществляется независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами. Он обеспечивает наличие достоверной информации, тем самым позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

2. по полноте охвата:

1) полный контроль;

2) комплексный контроль;

3) сплошной контроль;

4) тематический контроль;

5) выборочный контроль;

6) частичный контроль;

Аудит – это внешний независимый финансовый контроль деятельности предприятия, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими в данной организации.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по проведению проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также в оказании иных аудиторских услуг с целью установления достоверности этой отчетности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

Аудит не заменяет функций органов государственного финансового контроля над работой предприятий, учреждений и организаций.

Аудитор – это подсказчик, советник для экономических субъектов, защищающий, прежде всего, интересы собственника. В то же время аудитор не имеет права скрывать нарушения, установленные при исчислении НДС, налога на прибыль и др., так как, в случае сокрытия этих фактов в аудиторском заключении, он может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности.

Аудитор, ознакомившись с финансовым положением, с состоянием финансово-хозяйственной деятельности или со спорным вопросом, должен высказать независимое о компетентное мнение или заключение о фактическом положении дел и подтвердить правомерность или неправомерность совершаемых или совершенных действий клиента. При выявлении нарушений законодательных актов в процессе проверки объекта, аудитор должен своевременно предупредить клиента о незаконной его деятельности и об их возможных неблагоприятных действиях.

Аудит — независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российская Федерация, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

Цель аудита — решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.

Основным регламентирующим документом аудиторской деятельности в Российской Федерации является закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. №119-ФЗ.

В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита в России.

Iуровень — это закон об аудиторской деятельности, который определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве её необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, так как государственный контроль исторически превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление аудита в России состоялось.

IIуровень — распоряжение президента, постановления правительства РФ, такие как:

№80 от 06/02/2002 по вопросам государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ;

постановления правительства РФ от 29/03/2002 №190 о лицензировании аудиторской деятельности;

приказ Минфина РФ от 27/10/1999 №69н «Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

IIIуровень – система нормативного регулирования аудиторской деятельности, представленная федеральными правилами – стандартами аудиторской деятельности. Основное значение стандартов – установление нормативного аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

IVуровень – методики аудиторской деятельности, регулирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к отдельным отраслям по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемыми профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и не могут противоречить им.

Vуровень – документы, необходимые для регламентации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты). Внутрифирменные стандарты базируются на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита. Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть приказ об утверждении внутрифирменных стандартов, подписанный руководителем фирмы и утвержденный советом учредителей аудиторской фирмы.

Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно условно разделить на стандарты в области этики поведения аудитора, стоимости по внутрифирменному документообороту и стоимости в области методологии проведения проверок по направлениям аудита – общий, банковский, страховой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
1.2.        
Ревизия как метод финансового контроля.
 В современных условиях ревизия как контрольное мероприятие в финансовой сфере востребована очень широко, что закреплено во многих законодательных и нормативно — правовых документах.

Законом о Счетной палате Российской Федерации определено, что этот постоянно действующий орган государственного финансового контроля проводит комплексные ревизии и тематические проверки, в ходе которых на основе документального подтверждения законности производственно — хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.

Аналогичные положения содержатся в законах о счетных палатах, других контрольных органах, образуемых законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

Право проведения финансовых ревизий и проверок предоставлено Минфину России и его территориальным контрольно — ревизионным органам положениями о министерстве и названных органах, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Ревизии проводят контрольные финансовые подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.

В стране нет законодательного документа, который бы определял, что такое ревизия, каковы ее задачи, порядок проведения и оформления результатов; обязанности, функции, права, способы деятельности контролирующих органов и их работников; правовое положение и возможности проверяемой организации.

Из-за отсутствия федерального закона о государственном финансовом контроле законодательно определение ревизии нигде не закреплено. Определения ревизии и проверки даны в разных интерпретациях в ряде ведомственных нормативных правовых актов. Так, Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации содержит определение ревизии.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление. 

Кроме того, в Порядке организации и проведения ревизии и проверки Счетной палатой Российской Федерации указано, что ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по использованию федеральной собственности и осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, совершенных ревизуемым объектом в определенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Основными методами государственного финансового контроля являются:

— проверки;

— обследования;

— надзор;

— анализ финансового состояния;

— наблюдение (мониторинг);

— ревизии.

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого эко­номического субъекта для определения его финансового состоя­ния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство — ведомство — предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

Ревизия имеет исторические корни. Она всегда использовалась в практике финансового контроля за расходованием государственных средств, прежде всего бюджетных, проводилась систематически и внезапно.

Виды ревизий:

— в зависимости от объема проверки документов: сплошные и выборочные. При сплошной ревизии проводится проверка всех финансовых и бухгалтерских документов, реестров, отчетов и других материалов ревизуемого объекта по операциям со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов за ревизуемый период. При выборочной проверяется лишь часть указанных документов на выбор за определенный промежуток времени;

— в зависимости от направленности и круга проверяемых аспектов деятельности: комплексные, тематические и сквозные. При проведении комплексной ревизии проверяются одновременно все направления финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта и все его операции со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Тематические ревизии проводятся по конкретным вопросам, аспектам деятельности одного или нескольких объектов, по использованию ими государственных средств и проведению взаимных расчетов и платежей с федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Сквозные ревизии проводятся одновременно на нескольких объектах, находящихся на различных уровнях в единой системе управления, по определенным направлениям их финансово-хозяйственной деятельности.

Дополнительно может проводиться и встречная ревизия, которая заключается в сопоставлении двух экземпляров одного и того же документа или различных документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных организациях, ведущих расчеты (распорядитель и получатель), или в разных подразделениях одного предприятия.

Переходя к методике проведения ревизии как элементу системы финансового контроля, необходимо отметить, что существует много разнообразных методов проведения ревизий, но все же следует выделить два основных: документальная ревизия и фактическая ревизия.

Документальная ревизия проводится на основе первичных документов, регистров бухучета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации. К основным ее приемам относятся: формальная арифметическая проверка документов; встречная проверка документов или записей; юридическая, экономическая и финансовая оценка совершенных операций; нормативная проверка; сплошное и выборочное наблюдение; способ обратного отсчета; приемы экономического анализа (сравнение, балансовая увязка); технико-экономические расчеты.

К приемам фактической ревизии относятся: инвентаризация материальных ценностей и денежных средств; обследование; экспертная оценка специалистами фактического объема и качества выполненных работ и услуг, правильности списания сырья, материалов денежных средств, полноты оприходования материальных и денежных средств и т.д.; визуальное наблюдение путем обследования помещений и производственных подразделений; проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.
1.3.        
Цели и задачи контрольно-ревизионной работы.
В соответствии с приказом Минфина России от 14.04.2000 N 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации» целью ревизии является контроль за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованности, наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Объекты ревизии — все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения (независимо от видов и форм собственности), если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Основной задачей ревизии является проверка финансово — хозяйственной деятельности предприятия, учреждения и организации по следующим направлениям:

— соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

— обоснованность расчетов сметных назначений;

— исполнение смет расходов;

— использование бюджетных средств по целевому назначению;

— обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

— обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;

— соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;

— обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

— полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

— операции с основными средствами и нематериальными активами;

— операции, связанные с инвестициями;

— расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

— обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

— формирование финансовых результатов и их распределение.
Глава 2. Методики проведения ревизий на ООО «Волжскийцемент».

2.1.        
Краткая экономическая характеристика предприятия.
ООО «Волжскийцемент» осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и учредительным договором. Устав сохраняет свою юридическую силу на весь срок деятельности Предприятия, в него могут быть внесены изменения.

 Предприятие является юридическим лицом, имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения предприятия, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, обладает хозяйственной самостоятельностью, владеет обособленным имуществом на праве хозяйственного ведения, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные, в том числе валютный, счета в банках, может выступать умаем пиком гражданскою оборота, может быть истцом и ответчиком в суде.

Основным видом деятельности предприятия является выпуск асфальтобетонной смеси для выполнения муниципального заказа по капитальному ремонту и текущему содержанию дорожного покрытия в городе.

В 2007 году на эти цели предприятием было выпущено — 29,3 тыс. тонн а/б смеси; В 2008 году — 22,0 тыс. тонн; В 2009 году — 26,8 тыс. тонн из которых было отремонтировано порядка 218 тысяч квадратных метров дорожного покрытия.

Рассмотрим основные экономические показатели деятельности предприятия (табл.2.1):
Таблица 2.1

Основные экономические показатели деятельности предприятия



Показатели

Ед.

изм.

Значение показателя

Изменения

2008 г.

2009 г.

Абсолютное

(+,-)

Относительное, %

Выручка от продаж а/б смеси

Т.руб.

18207

32122

13915

176,43

Себестоимость а/б смеси

Т.руб.

17371

27547

10176

158,58

Среднесписочная численность работников

Чел.

83

85

2

102,41

Прибыль от продаж

Т.руб.

836

4575

3739

547,25

Чистая прибыль

Т.руб.

532

4642

4110

872,56

Производительность труда

Т.руб/чел.

219,36

377,91

158,54

172,28

Основные фонды

Т.руб.

3542

6289

2747

177,55

Фондоотдача

Т.руб.

5,14

5,11

-0,03

99,36

Фондоемкость



0,19

0,20

0,001

100,64

Фондовооруженность

Т.руб./ чел.

42,67

73,99

31,31

173,38

Затраты на 1 руб. выручки

Коп/ руб

0,95

0,86

-0,10

89,88

Рентабельность продаж

%

1,05

1,17

0,12

111,25



Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы:

Наблюдается рост выручки от продаж асфальтобетонной смеси в 2009 г. на 76,43 %, при этом себестоимость смеси так же возросла на 58,58 %, с расширением реализации смеси возникла необходимость в незначительном увеличении производственного персонала на 2,41 %, но при этом производительность труда возросла на 72,28 %, что говорит о стимулировании персонала и его заинтересованности в работе в ООО «Волжскийцемент».

Прибыль от продаж возросла в 2009 г. в сравнении с 2008 г. более чем в пять раз, что является положительным результатом деятельности предприятия, при этом чистая прибыль предприятия возросла более чем в 8 раз. Основные фонды предприятия в 2008 г. увеличились на 77,55 % в связи с приобретением новой бетономешалки, оборудованию по производству железобетонных конструкций, при этом наблюдается незначительное снижение фондоотдачи менее чем на 1 %, при этом фондовооруженность увеличилась на 73,38 % за счет изменения объема основных средств.

Затраты на 1 руб. выручки снизились в 2009 г. по сравнению с 2008 г. до 89,88 %, что является положительным результатом деятельности предприятия.

Рентабельность продаж в 2008 г. относительно 2007 г. возросла на 11,25 %, что является результатом как роста выручки и операционных доходов предприятия.

 Анализируемые экономические показатели свидетельствуют о рентабельности деятельности, финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

Ежегодной целью аудиторской проверки ООО «Волжскийцемент» является подтверждение достоверности бухгалтерского отчета за 2008 год в соответствии с Федеральным законом от 07.08.01г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Основными объектами аудита в ООО «Волжскийцемент» являются показатели бухгалтерской отчетности за отчетный период.

Внутренних аудиторских проверок на предприятии не проводится. На предприятие приглашают независимых аудиторов для проведения внешнего аудита.

Для аудиторской проверки ООО «Волжскийцемент» представляет следующие документы:

устав ООО «Волжскийцемент»;

Учетную политику предприятия

— бухгалтерский баланс (форма № 1);

— отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

— отчет о движении капитала (форма № 3):

— отчет о движении денежных средств (форма № 4);

— приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

— данные главной книги и регистры бухгалтерского учета;

— выборочно первичные документы, необходимые для выполнения проверки.

Ответственность за организацию бухгалтерской отчетности на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет генеральный директор предприятия cправомпервой подписи.

Бухгалтерскую службу как структурное подразделение возглавляет главный бухгалтер cправом второй подписи.

За достоверность и полноту представленных документов ответственность несет ООО «Волжскийцемент».

Проверка соответствия данных бухгалтерского учета первичным документам в соответствии с программой и письмом-обязательством была осуществлена выборочным методом (по согласованию с Заказчиком — декабрь месяц 2008 г.), при том акцент был сделан на аудит ОС предприятия.

В результате аудита установлено следующее:

Уставный капитал Предприятия согласно Уставу составляет 10 тыс. руб., что соответствует данным бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет на Предприятии осуществлялся бухгалтерией в составе четырех человек, включая главного бухгалтера. Должностные инструкции на сотрудников бухгалтерии разработаны.

На Предприятии применяется журнально-ордерная форма учета, обобщающий учет по результатам журналов — ордеров ведется в Главной книге.

Основные средства, расположенные на территории ООО «Волжскийцемент» охраняются сторожами Предприятия.

При проведении аудита установлено, что аналитический учет основных средств ведется на унифицированных формах первичной документации.

На каждый объект основных средств заведены «Инвентарные карточки учета основных средств» по форме № ОС-6.С материально-ответственными лицами заключены договора о полной индивидуальной материальной ответственности. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету основных средств (ПБУ 6/01) основные средства отражались в учете по первоначальной стоимости, то есть по сумме фактических затрат организации на их приобретение. Основные средства приходовались на основании актов (накладной) приема-передачи основных средств по форме № ОС-1 и списывались на основании актов на списание основных средств по форме № ОС-4.

В 2009 году на Предприятии введено в действие основных средств на сумму 3169,0 тыс. руб.; выбыло — 2647,5 тыс. руб., в том числе реализовано — 2460,6 тыс. руб.; списано — 186,9 тыс. руб.

Начисление и учет амортизационных отчислений по объектам основных средств велось линейным способом. Данные аналитического учета основных средств соответствуют данным главной книги и баланса.


При проведении аудита нематериальных активов установлено, что за 2008 год нематериальных активов на Предприятии не было.

При проведении аудита учета производственных запасов установлено, что товарно-материальные ценности закреплены за материально-ответственными лицами. Со всеми материально-ответственными лицами заключены договора о полной индивидуальной материальной ответственности.

Контроль за правильностью складского учета осуществлялся бухгалтерией путем проверки правильности составления и оформления первичных документов, записей движения материальных запасов в карточках складского учета и их остатков в сальдово-оборотной ведомости. Материальный отчет ежемесячно утверждается директором Предприятия.

В материальном отчете на начало и конец декабря месяца 2008 г. числился остаток товарного бетона в количестве 8,167 куб. м. на сумму 6779,1 руб. По его техническим свойствам товарный бетон используется в производстве в течение дня.Учет приготовления асфальтобетонной смеси на Предприятии, предназначенной для реализации отражался: Дебет счета 10-1 «Материалы», Кредит счета 23 «Вспомогательное производство» — по фактической себестоимости. В 2009 году асфальтобетонной смеси было реализовано на сторону в количестве 577 тонн на сумму 355816 руб. В учетной политике Предприятия отсутствовал порядок ведения учета готовой продукции.

Основные средства формируют главную составляющую материально-технической базы ООО «Волжскийцемент» и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений его деятельности.

С развитием производственной деятельности ООО «Волжскийцемент» в учете основных средств произошли существенные изменения. Эти изменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости, учета операций, связанных с арендой имущества; оценки и переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных средств.

Аудиторская проверка в ООО «Волжскийцемент» ежегодно проводится по указанным направлениям. Конкретная цель аудита основных средств — проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета движения, затрат на ремонт основных средств и достоверности амортизации их стоимости.

Прежде всего, необходимо представить состав, структуру и динамику ОС сформированных по результатам аудиторской проверки за период 2007-2009г.г.  Таблица 2.2

Структура и динамика основных средств ООО «Волжскийцемент» за 2007-2009 г.г.



Группы ОФ

2007 г. тыс.руб.

2008 г. тыс.руб.

2009 г., тыс.руб.

Структура, %

Динамика

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Тыс.руб.

%

Здания

22603

21407

20182

79,97

75,76

76,79

-2421

89,29

Сооружения и передаточные устройства

648

904

843

2,29

3,20

3,21

195

130,09

Машины и оборудование

4213

4904

4413

14,91

17,36

16,79

200

104,75

Транспортные средства

754

979

812

2,67

3,46

3,09

58

107,69

Другие виды ОФ

45

61

32

0,16

0,22

0,12

-13

71,11

Итого

28263

28255

26282

100,00

100,00

100,00

-1981

92,99
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Анализируя структуру ОС можно сказать, что ежегодно основную массу основных фондов предприятия составляют здания. От общего объема в 2007 г. они составили 79,97 %, в 2008 г. – 75,76 %, в 2009 г. – 76,79 %.

Второе место по значимости в общем объеме основных средств занимают сооружения и передаточные устройства, доля которых в 2007 г. составляла 14,91 %, в 2008 г. – 17,36 %, в 2009 г. – 16,79 %. Транспортные средства и другие виды основных средств составляют незначительную долю в общем объеме.

Рассматривая динамику ОФ предприятия, можно сказать, что стоимость зданий снизилась за счет амортизации в период 2007-2009 г.г. на 2421 тыс.руб., стоимость машин и оборудования повысилась за счет приобретения нового оборудования на 200 тыс.руб., стоимость транспортных средств возросла на 58 тыс.руб., за счет приобретения деталей, стоимость других видов ОС снизилась за счет ежегодной амортизации на 13 тыс.руб.

Так как переоценка ОС на данном предприятии проводилась только в 2008 году, то мы рассчитаем восстановительную стоимость для 2008 года. Полученные результаты аудита представлены в таблице 2.3:

Таблица 2.3

Восстановительная стоимость основных фондов

Наименование

Восстановительная

стоимость, тыс.руб.



Структура, %

1. Здания





Административное здание

4122,72

43,35

Бытовые помещения

1201,52

12,64

Производственные здания

973,85

10,24

Гараж

2761,46

29,04

Вагон передвижной

408,83

4,30

Вагон

41,053

0,43

Итого

9509,43

100

2. Машины и оборудование





Бетоносмеситель

1463,24

48,23

Бетономешалка

788,89

26,00

Трансформатор

781,69

25,77

Итого

3033,83

100

3. Транспортные средства





Автомобиль самосвал 70-46

1127,77

9,67

Автомобиль САЗ 08-99

1172,82

10,05

Автомобиль ЗИЛ 29-78

780,53

6,69

Автомобиль ЗИЛ-130 14-83

1188,26

10,19

Автомобиль ГАЗ-24 97-02

849,46

7,28

М/а «Хайс»

732,19

6,28

Автомобиль ГАЗ Б 10-84

785,21

6,73

Грузовой а/м «Хино Рейнджер»

1342,67

11,51

Прицеп к а/м «Хино Рейнджер»

100,03

0,86

Автобус КВЗ 50425 279

795,83

6,82

Трактор МТЗ-80 09-45

909,22

7,79

Трактор МТЗ-80 03-00

280,17

2,40

Кран КС 25-61

707,34

6,06

Кран КАТО

893,95

7,66

Итого

11665,47

100

4. Другие виды основных фондов





Компьютерная техника

739,07

35,65

Мебель и офисное оборудование

1334,31

64,35

Итого

2073,39

100

Всего

26282,12





       Анализируя структуру основных фондов предприятия, можно сделать вывод, что среди зданий и сооружений наибольшую долю занимают административное здание — 43,35 % и гараж – 29,04 % — которые в наибольшей степени используются в деятельности предприятия.

Из машин и оборудования наибольшую долю занимает бетоносмеситель — 48,23 и бетономешалка – 26 % — т.е. основное оборудование, которое задействовано в процессе производства асфальтобетона.

Среди транспортных средств все автомобили находятся примерно на одинаковом месте по структуре их стоимости.

Другие виды основных фондов предприятия представлены компьютерным оборудованием, мебелью и офисной техникой, основную долю которой занимает мебель и офисная техника — 64,35 %.
Таблица 2.4

Коэффициенты физического износа основных средств по каждой группе

Наименование группы

Коэффициент физического износа

2007 г.

2008 г.

2009 г.

1. Здания

0,18

0,23

0,28

2. Машины и оборудование

0,41

0,49

0,59

3. Транспортные средства

0,45

0,56

0,62

4. Другие виды ОФ

0,25

0,29

0,33



Из таблицы видно, что основные фонды в группе “Здания” износились только на 28% к концу 2009 г., в группе “Машины и оборудование” – на 59%, и больше всего износились основные фонды в группе “Транспортные средства” – на 62%. Другие виды ОПФ так же имеют небольшой износ – 33 % к концу 2008 г.

Аудиторами произведены расчеты коэффициента годности основных средств. Результаты расчётов коэффициента по каждой группе занесены в таблицу 2.5

Таблица 2.5

Коэффициент годности основных средств

Наименование группы

Коэффициент годности

2007

2008

2009

1. Здания

0,72

0,73

0,71

2. Машины и оборудование

0,41

0,48

0,7

3. Транспортные средства

0,38

0,6

0,8

4. Другие виды ОПФ

0,61

0,58

0,46



Чем больше коэффициент годности основных средств, тем они более пригодны для использования. Поэтому из данных таблицы 2.5 можно сделать вывод, что более всего пригодны для использования основные средства из группы “Здания”. Менее всего для использования пригодны в 2007 году основные фонды из группы “Транспортные средства”, в  2008 году – из группы “Машины и оборудование”.
2.2.        
Методика ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Аудитор проверяет наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату ее возникновения и причину образования. Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины ее возникновения, а также уточнить, были ли приняты меры к взысканию задолженности.

При наличии зарубежных поставщиков, осуществляющих поставку материалов за иностранную валюту, необходимо уточнить, как велся учет курсовых ризниц, и как эти курсовые разницы списывались, а также выяснить, производился ли пересчет остатков по счету 60 на первое число соответствующего квартала.

Пи проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками, если применяется журнально-ордерная форма учета, аналитический и синтетический учет по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” ведется в журнале-ордере № 6.

В журнале по каждому регистрационному номеру (счету) приведены данные об оплате, поступлении материалов или оказанных услугах, суммы налога на добавленную стоимость и специального налога. В конце месяца подсчитываются соответствующие итоги, и выводится сальдо по регистрационным номерам, которое переносится в журнал следующего месяца.

На счете 60  «Расчеты  с  поставщиками  и  подрядчиками»  учитываются

безналичные  расчеты  между  предприятиями  и  организациями  за  продукцию, товарно-материальные  ценности,  работы,  услуги.  По  дебету  этого   счета показываются суммы  оплаченных  счетов  на  материальные  ценности,  которые поступили  (погашение  задолженности),  по  кредиту   —   задолженность   за полученные  от  поставщиков  и  подрядчиков  товарно-материальные  ценности, принятые работы, услуги.

       Источниками информации для контроля расчетов  по  товарным  операциям являются  первичные  документы  по   учета   расчетов   с   поставщиками   и подрядчиками  (накладные,  счета-фактуры,  товарно-транспортные   накладные, упаковочные  листы,  акты  принятых  работ  (услуг),  налоговые   накладные, товарно-транспортные накладные иностранных поставщиков, документы об  уплате таможенной пошлины, сборов  и  налогов),  а  также  договоры  купли-продажи, грузовые таможенные декларации, справки бухгалтерии  о  курсовых  различиях,

рекламационные акты и т.п.

       Во время ревизии применяют способ выборочной  проверки  документов  и записей в учетных  регистрах.  Однако  счета  по  учету  доходов  и  затрат,

потерь, износа,  резервов,  торговой  наценки  проверяют  сплошным  методом, поскольку  злоупотребления  преимущественно  бывают  на  указанных   счетах. Основным   документом,   который   определяет   правовой   режим   расчетных взаимоотношений   поставщиков   и   предприятий-потребителей    относительно поставки  товаров,  есть  договор.  Поэтому  проверке  расчетов   с   каждым поставщиком  и  подрядчиком  должен   предшествовать   изучение   договорных отношений, в частности, правильности оформления договоров,  проектно-сметной документации, титульных списков.

       Путем проверки записей в журнале-ордере № 6 по счету  60  «Расчеты  с

поставщиками и подрядчиками»  и  в  расчетно-платежных  документах  выявляют дату возникновения и характер каждой операции, правильность применения  цен, тарифов  и  торговых  наценок,  своевременность  и   полноту   оприходования материальных   ценностей,    своевременность    расчетов    и    обоснование предъявленных  претензий.  В  случае  необходимости  применяют   контрольную инвентаризацию материальных ценностей, которые поступили,  встречную  сверку расчетно-платежных  документов  и  документов   относительно   оприходования ценностей. Такую самую встречную сверку документов и учетных  записей  можно сделать и у поставщиков.

       Во  всех   случаях   следует   установить   реальность   кредиторской

задолженности поставщикам, ее  соответствие  данным  финансовой  отчетности. Относительно задолженности по  каждым  поставщиком  и  подрядчиком  выявляют соблюдение сроков исковой давности.

       Ревизору  следует  установить  правильность  отображения  на  статьях

баланса  соответствующих  остатков  задолженности.  Для  этого  сопоставляют остатки по каждым видом расчетов на одну и одну  и  ту  же  дату  по  данным аналитического учета с остатками  по  синтетическим  счетам  60  «Расчеты  с поставщиками  и  подрядчиками»,  Главной  книгой   и   баланса.   В   случае расхождений следует проверить  реальность  и  документальную  обоснованность задолженности  по  каждым  поставщиком  и  подрядчиком  в  частности.  Такие расхождения  могут  возникать  вследствие  заброшенности   учета   расчетных операций или злоупотреблений.
2.3. Методика ревизии расчетов с покупателями и заказчиками
Расчеты с покупателями и заказчиками ведутся на одноименном счете 62. Этот счет широко используется на предприятиях, в учетной политике которых для определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) применяется способ по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. В настоящее время, поскольку большинство предприятий и организаций перешли на этот метод ведения бухгалтерского учета, рекомендуется применять счет 62. Учет расчетов ведется по субсчетам: 62-1 “Расчеты в порядке инкассо”, 62-2 “Расчеты плановыми платежами”, 62-3 “векселя полученные” и др.

На субсчете 62-1 “расчеты в порядке инкассо” учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.

На субсчете 62-2 “Расчеты плановыми платежами” ведут расчеты с покупателями при установлении хозяйственных длительных связей, если такие расчеты носят постоянный характер.

На субсчете 62-3 “Векселя полученные” учитывается задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями.

Аудитор проверяет, как оформлены договора поставки продукции, (условия оплаты), выясняет реальную задолженность покупателей (на основании данных инвентаризации), как ведется аналитический учет по покупателям, правильность составления бухгалтерских проводок, соответствие записей аналитического учета по счету 62 данным журнала-ордера № 11 или регистрам, полученным на ПЭВМ.
2.4.        
Методика проведения аудиторской проверки

Основной целью аудиторской проверки является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.                                                  При определении методики аудиторской проверки, самостоятельно разрабатываемой в соответствии с действующими нормативными актами, аудиторам или аудиторской фирме, следует учитывать, что главными источниками информации для составления бухгалтерской и налоговой отчетности служат данные учетных регистров, в том числе Главная и Кассовая книги, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости, машинограммы и другие документы, которые позволили бы аудитору сверить данные об остатках на одноименных синтетических счетах с балансовыми статьями по состоянию на конец проверяемого периода.             Так, такие статьи актива и пассива баланса, как «Касса», «Расчетный счет». «Уставный капитал», «Резервный капитал» и т.д. должны совпадать с остатками счетов синтетического учета в Главной книге.                             Анализируя актив баланса, следует помнить, что в его первом разделе приведены наименее ликвидные активы. В пассиве баланса приводятся данные об источниках формирования средств предприятия по разделам:

·         капиталы и резервы, т.е. собственные средства предприятия;

·         долгосрочные пассивы и краткосрочные пассивы, показывающие по статьям происхождение заемных средств предприятия.

Следующим большим этапом аудиторской проверки будет проверка правильности отнесения затрат на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции один из важных оценочных показателей, определяющих качество работы экономического субъекта. Величина себестоимости влияет на формирование прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг).                                                            Совокупность приемов организации документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции и необходимую информацию для контроля за процессом формирования себестоимости, принято называть методами учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Таких методов в практике существует достаточно много, что определяется спецификой различных производств. Однако все методы учета производственных затрат можно классифицировать по следующим основным показателям:                                                                                                                               1) по отношению к технологическому процессу:

·         позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции характерен тем, что объектом учета затрат является производственный заказ, открываемый на индивидуально или мелкосерийно изготовляемое изделие, серию изделий или часть изделия (в судостроении и тяжелом машиностроении);

·         попередельный метод — характерен для массовых производств, в которых исходное сырье и материалы последовательно превращаются в готовую продукцию. Производственные процессы или их группы образуют переделы, каждый из которых завершается выпуском промежуточного продукта-полуфабриката, который к тому же может быть реализован на сторону в качестве отдельного готового продукта производства. Эти переделы и являются объектом учета затрат (металлургия, машиностроение, текстильная, деревообрабатывающая промышленность и т.д.). Здесь технологический процесс строго разделен на отдельные фазы обработки исходного материала, являющиеся вышеуказанными переделами;

·         попроцессорный метод — характеризуется тем, что на предприятии выпускают продукцию ограниченной номенклатуры и отсутствует незавершенное производство. Объектами учета затрат являются отдельные процессы как составные части всего процесса производства;         

2) по способу сбора информации, обеспечивающему контроль за затратами:

·         нормативный метод — характерен тем, что на предприятии по каждому изделию на основе норм и смет расходов составляется предварительная калькуляция нормативной себестоимости изделия. В идеале при отсутствии отклонений от норм фактическая себестоимость изделия должна быть равна нормативной;

·         текущий учет затрат по фактической себестоимости с последующим контролем;

3) по объектам калькуляции — деталь, узел, изделие, группа однородных изделий, процесс, передел, производство, заказ.                                                              В последнее время в связи с рекомендациями исчислять сокращенную производственную себестоимость стало возможным применять и другие методы учета затрат, в том числе метод директ-костинг, широко применяемый в странах с рыночной экономикой. Его сущность состоит в том, что себестоимость продукции определяется в объеме прямых затрат, а накладные расходы относят непосредственно на счета реализации. Если необходимо исчислить себестоимость для расчета продажной цены и прогнозирования производства этой продукции, всегда есть условия для прибавления к сокращенной себестоимости доли накладных расходов по установленным на предприятии нормам. Правильность использования вышеуказанных методов оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому эти методы должны быть подвергнуты детальному анализу в ходе любой аудиторской проверки.      Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

·         материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

·         затраты на оплату труда;

·         отчисления на социальные нужды;

·         амортизация основных фондов;

·         прочие затраты.

Особое внимание в ходе проверки следует обратить на отнесение на себестоимость сверхнормативных расходов по содержанию служебного автотранспорта, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, затратам на командировки, представительские расходы, рекламу и подготовку кадров, затраты на которые для целей налогообложения принимаются только в пределах норм, установленных законодательством.                                                                             Следует обратить особое внимание на обоснованность произведенных расходов и наличие первичных оправдательных документов. Оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг подлежит включению в себестоимость, если они проводятся по общему решению собственников предприятия, а не по инициативе одного из них.

В процессе работы следует обратить внимание на правильность исчисления и отнесения на затраты амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством.

После определения фактической себестоимости продукции (работ, услуг) аудитор осуществляет проверку правильности формирования уставного капитала, резервного и других специальных фондов предприятия.

Это потребует тщательного изучения уставных документов, на основании которых должны формироваться указанные источники собственных средств. Здесь особое внимание необходимо обратить на формирование резервного фонда. Например, для закрытого акционерного общества резервный фонд должен составлять не менее 15% Уставного капитала. Кроме этого следует обратить внимание на 100%-ное формирование уставного капитала, а также создание иных специальных фондов, в строгом соответствии с учредительными документами.

Очень трудоемким является процесс проверки состояния учета основных средств и нематериальных активов. В ходе проверки необходимо проверить правильность оформления прихода указанных объектов в бухгалтерии, проверить правильность списания в зачет сумм НДС по приобретаемым основным фондам, обратить внимание на возможность использования льгот, предоставляемых государством при направлении средств на капитальные вложения для исчисления налога на прибыль. Кроме этого следует обратить внимание на правильность отнесения указанных объектов к той или иной группе основных средств или нематериальных активов в соответствии с требованиями руководящих документов по бухгалтерскому учету. Для основных фондов принципиальным является вопрос правильности проведения и отражения в учете ежегодной переоценки основных средств.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Проверка кассовых операцийдолжна охватить три основных направления, это:

·         инвентаризация наличия денежных средств;

·         проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

·         исследование правильности использования наличных денежных средств предприятием.

Учет кассовых операций на предприятии должен быть организован в строгом соответствии с требованиями инструкции ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. (Порядок ведения кассовых операций в РФ). Аудитору следует обратить внимание на оформление кассовых документов, наличие обязательства кассира о материальной ответственности, проведение периодических внезапных проверок кассы с оформлением актов этих проверок, соблюдение согласованного с банком лимита денежных средств в кассе и других требований, предъявляемых законодательством, в том числе на расчеты наличными сверх установленных лимитов.

В ходе проверки рекомендуется провести инвентаризацию кассы и оформить это соответствующим актом, подписанным главным бухгалтером, кассиром и аудитором.

При проверке банковских операцийаудитор руководствуется требованиями Положения ЦБР от 8 сентября 2000 г. № 120-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» и другими нормативными документами, определяющими порядок учета и ведения банковских операций. В процессе проверки аудитор должен установить:

·         в каких банках предприятие имеет расчетные и иные банковские счета;

·         соответствуют ли суммы, указанные в выписках банка, суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;

·         не допускается ли в отдельных случаях неправильное отражение в учете операций по банку;

·         подтверждены ли все операции, проходящие по банку первичными документами (счетами, актами, договорами, письмами и т.д.).

Проверка банковских операций в иностранной валюте требует от аудитора внимательного изучения всех контрактов с зарубежными заказчиками и поставщиками. Здесь следует проверить все операции на соответствие требованиям Инструкции № 7 ЦБ РФ «О порядке обязательной продажи… части валютной выручки...», — Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н) и других нормативных документов по внешнеэкономической деятельности.

При проверке расчетов по оплате труда сотрудников предприятия, находящихся на штате предприятия, работающим по совместительству и по договорам подряда, следует проверить, ведутся ли они в соответствии с требованиями действующего законодательства. На предприятии должен быть налажен ежемесячный учет рабочего времени каждого сотрудника, работа сотрудников в нерабочие, выходные и праздничные дни своевременно должна оформляться приказами по предприятию и оплачиваться в соответствии с требованиями KЗOT. Штатное расписание должно своевременно корректироваться и оформляться приказами по предприятию. При проверке следует обратить особое внимание на порядок исчисления и удержания подоходного налога с сотрудников. При выборочной проверке следует проверить исчисление налога именно по таким сотрудникам и обратить внимание на правильность и своевременность удержания налога в соответствии с требованиями 2 части Налогового кодекса РФ.                       Проверка учета, хранения, полноты оприходования и списания товарно-материальных ценностей (ТМЦ) производится аудитором, как правило, выборочно, с использованием данных годовой инвентаризации проведенной на предприятии, в соответствии с требованиями. Цель проверки — выяснить правильность ведения аналитического учета по движению ТМЦ и оформления первичных документов по циклу их движения с момента поступления до списания в производство. Проверка этого участка тесно связана с расчетами с поставщиками (подрядчиками) и подотчетными лицами и должна проводиться комплексно.

В процессе аудиторской проверки необходимо определить соответствие ведения бухгалтерских документов выбранной учетной политике предприятия на отчетный период. Основными положениями учетной политики предприятия, оказывающей существенные результаты на финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период, являются:

·         метод определения выручки для целей налогообложения;

·         метод списания износа по малоценным и быстроизнашиваемым предметам;

·         метод списания ТМЦ в производство и др.

В связи с этим аудитор должен дать свою оценку соответствия фактического учета принятой учетной политике предприятия или отразить выявленные несоответствия и их влияние на финансовые результаты.               Заключительным этапом является проверка правильность определения прибыли и финансового результата деятельности предприятия за проверяемый период. Проверка этого участка является основным показателем для составления аудиторского заключения, подтверждающего (неподтверждающего) годовую отчетность предприятия за проверяемый период. Здесь необходимо обратить особое внимание на сверку данных по остаткам одноименных синтетических счетов с балансовыми статьями по состоянию на конец проверяемого периода, проверить правильность отражения в отчетности реформации баланса в соответствии с требованиями руководящих и учредительных документов. Кроме этого, следует проверить соответствие данных синтетического учета годовым расчетам по налогам и отчислениям во внебюджетные фонды. Указанная проверка должна найти свое отражение в материалах аудиторского отчета фирмы по проверке экономического субъекта за проверяемый период. После окончания аудиторской проверки аудитор приступает к оформлению отчетных материалов проверки составлению аудиторского заключения.
Глава 3. Предложения по совершенствованию результатов оформления ревизий и аудиторских проверок.
3.1. Особенности оформления результатов ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками.
     Документальное  оформление и реализация документов ревизии.

     Основные  требования, предъявленные к акту ревизии. В акте ревизии результатов расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками должны быть соблюдены: объективность, ясность, точность описания выявленных фактов нарушений со ссылкой на соответствующие нормативные акты и законы.

     Выявленные  факты, однородных, многочисленных нарушений  группируются в ведомость, которая  прилагается к акту ревизии и  подписывается руководителем и  главным бухгалтером. В акте не должна приводится оценка действий различных должностных лиц. Акт ревизии не следу6ет загромождать описанием структуры предприятия, а также отчетами и плановыми данными, имеющимися в периодической и годовой отчетности.

     Содержание  акта ревизии:

     а) общие данные о выполнении ревизуемым предприятием производственных и финансовых планов;

     б) выявленные факты нарушений законодательства и нормативных актов;

     в) факты не полного выявления договорных обязательств, неправильного расходования средств, других нарушений финансовой дисциплины;

     г) факты неправильного ведения бухгалтерского учета и состояния отчетности;

     д) факты бесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и  материальных ценностей;

     е) размеры причиненного материального  ущерба с указанием виновных, а  также с изложением обстоятельств, способствующим этим нарушениям;

     ж) скрытые при ревизии дополнительные возможности и резервы предприятия.

     Методическая  систематизация материалов, включаемых в акт ревизии, может производиться двумя способами:

     а) по мере завершения проверки первых вопросов составляются промежуточные или разовые;

     б) акт ревизии составляется после завершения всей работы.

 Оформленные промежуточные акты могут иметь самостоятельное хождение, а так же они являются приложением к основному акту. Кроме этого приложением являются:

     - экспертное заключение;

     - подлинные документы;

     - копии документов;

     - выписки;

     -объяснительные записки.                                                                                           В приложении данные группируются по видам  нарушений и по значимости для  ревизуемого предприятия.

     Следует отметить, что основные мероприятия по реализации результатов ревизии включают:

     а) принятие мер по устранению выявленных недостатков. Руководитель ревизионной группы в 10-дневный срок после окончания ревизии принимает меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности;

     б) руководитель предприятия со специалистами разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных нарушений и сообщает об этом руководителю ревизионной группы;

     в) мероприятия оформляются в виде приказов, распоряжений, указываются сроки их выполнения и лиц ответственные за это.

     Контроль  за выполнением решений по материалам ревизии осуществляется в трех формах:

     а) информирование руководства ревизионной организации о выполнении предусмотренных мероприятий;

     б) выезд ревизоров на место осуществления проверки;

     в) проверка устранения недостатков при проведении последующей ревизии.

     По  результатам ревизии составляется акт в том случае, если в ходе ревизии выявлены нарушения законодательств. Результаты ревизии, в ходе которых  не выявлено нарушений актов законодательства — оформляется справка. Акт или  справка подписываются ревизором, руководителем, юридического лица (ИП) и главным бухгалтером проверяемого предприятия.

     Контролирующие  органы, проводившие ревизию, обязаны  не позднее 30-дневного срока вынести  решение о применении к предприятию  экономических санкций. Это решение  может быть обжаловано субъектом  хозяйствования в вышестоящий контролирующий орган в 5-дневный срок со дня получения. Должностное лицо вышестоящего контролирующего  органа обязано рассмотреть жалобу в 15-дневный срок со дня его поступления. Суммой экономических санкций, не отнесенной субъектом хозяйствования, списываются  в бесспорном порядке по распоряжению контролирующего органа со счетов правонарушителя  или со счетов его дебитора. Не подлежит исполнению решение контролирующего  органа об экономических санкциях, если со дня его вынесения прошло 3 или более месяца.
3.2. Особенности оформления результатов ревизии расчетов с покупателями и заказчиками.
Документальное  оформление и реализация документов ревизии.

     Основные  требования, предъявленные к акту ревизии. В акте ревизии результатов расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками должны быть соблюдены: объективность, ясность, точность описания выявленных фактов нарушений со ссылкой на соответствующие нормативные акты и законы.

     Выявленные  факты, однородных, многочисленных нарушений  группируются в ведомость, которая  прилагается к акту ревизии и  подписывается руководителем и  главным бухгалтером. В акте не должна приводится оценка действий различных должностных лиц. Акт ревизии не следу6ет загромождать описанием структуры предприятия, а также отчетами и плановыми данными, имеющимися в периодической и годовой отчетности.

     Содержание  акта ревизии:

     а) общие данные о выполнении ревизуемым предприятием производственных и финансовых планов;

     б) выявленные факты нарушений законодательства и нормативных актов;

     в) факты не полного выявления договорных обязательств, неправильного расходования средств, других нарушений финансовой дисциплины;

     г) факты неправильного ведения бухгалтерского учета и состояния отчетности;

     д) факты бесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и  материальных ценностей;

     е) размеры причиненного материального  ущерба с указанием виновных, а  также с изложением обстоятельств, способствующим этим нарушениям;

     ж) скрытые при ревизии дополнительные возможности и резервы предприятия.

     Методическая  систематизация материалов, включаемых в акт ревизии, может производиться двумя способами:

     а) по мере завершения проверки первых вопросов составляются промежуточные или разовые;

     б) акт ревизии составляется после завершения всей работы.

 Оформленные промежуточные акты могут иметь самостоятельное хождение, а так же они являются приложением к основному акту. Кроме этого приложением являются:

     - экспертное заключение;

     - подлинные документы;

     - копии документов;

     - выписки;

     -объяснительные записки.                                                                                           В приложении данные группируются по видам  нарушений и по значимости для  ревизуемого предприятия.

     Следует отметить, что основные мероприятия по реализации результатов ревизии включают:

     а) принятие мер по устранению выявленных недостатков. Руководитель ревизионной группы в 10-дневный срок после окончания ревизии принимает меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности;

     б) руководитель предприятия со специалистами разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных нарушений и сообщает об этом руководителю ревизионной группы;

     в) мероприятия оформляются в виде приказов, распоряжений, указываются сроки их выполнения и лиц ответственные за это.

     Контроль  за выполнением решений по материалам ревизии осуществляется в трех формах:

     а) информирование руководства ревизионной организации о выполнении предусмотренных мероприятий;

     б) выезд ревизоров на место осуществления проверки;

     в) проверка устранения недостатков при проведении последующей ревизии.

     По  результатам ревизии составляется акт в том случае, если в ходе ревизии выявлены нарушения законодательств. Результаты ревизии, в ходе которых  не выявлено нарушений актов законодательства — оформляется справка. Акт или  справка подписываются ревизором, руководителем, юридического лица (ИП) и главным бухгалтером проверяемого предприятия.

     Контролирующие  органы, проводившие ревизию, обязаны  не позднее 30-дневного срока вынести  решение о применении к предприятию  экономических санкций. Это решение  может быть обжаловано субъектом  хозяйствования в вышестоящий контролирующий орган в 5-дневный срок со дня получения. Должностное лицо вышестоящего контролирующего  органа обязано рассмотреть жалобу в 15-дневный срок со дня его поступления. Суммой экономических санкций, не отнесенной субъектом хозяйствования, списываются  в бесспорном порядке по распоряжению контролирующего органа со счетов правонарушителя  или со счетов его дебитора. Не подлежит исполнению решение контролирующего  органа об экономических санкциях, если со дня его вынесения прошло 3 или более месяца.
3.3. Особенности оформления результатов аудиторской проверки.

В соответствии с требованиями Временных правил (1), заключение аудитора (аудиторской фирмы) должно состоять из трех частей — вводной, аналитической и итоговой.

В вводной части указываются:

·         для аудиторской фирмы: юридический адрес и телефоны;

·         порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета; фамилия, имя и отчество всех аудиторов, принимавших участие в проверке;

·         для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства;

·         номер расчетного счета.

В аналитической части указываются:

·         наименование экономического субъекта и период его деятельности, за который проводится проверка;

·         результаты экспертизы организации бухгалтерского (финансового) учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;

·         факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства Российской Федерации при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц.

В итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении (неподтверждении) достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта. В случае, когда экономическим субъектом — заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского (финансового) учета, составлении соответствующей отчетности и соблюдении законодательства Российской Федерации, в этой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторское заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем аудиторской фирмы либо уполномоченным им иным должностным лицом аудиторской фирмы и заверяется печатью аудиторской фирмы.

По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, аудиторская фирма должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно-положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отразиться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.

В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В условно-положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат New subject инфекционные болезни общие вопросы инфекционной патологии
Реферат Plato And The Perfect Society Essay Research
Реферат Синдромы при психических заболеваниях
Реферат Стрижка
Реферат Виды дугогосящих устройств, классификация их по способу воздействия на дугу
Реферат Панели Microsoft Office Word и Excel
Реферат Политика Острова Принца Эдуарда
Реферат Групповая работа как форма организации кружка
Реферат Защита продовольствия, источников воды и сельскохозяйственных животных от оружия массового поражения
Реферат 3 Территориальный орган федерального органа исполнительной власти
Реферат Анализ и оценка финансовой устойчивости организации
Реферат Разработка мероприятия по повышению эффективности производства в добычном блоке Кировского рудни
Реферат Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания
Реферат Исследование систем управления на предприятие ООО Термаль Балтик
Реферат Развитие торговых путей в Юго-Западе