Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и

--PAGE_BREAK--Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  и кредиту счетов учета денежных средств 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» или кредитов банка 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчетов.
Примеры записей на счетах бухгалтерского учета при расчетах с поставщиками и подрядчиками приведем в  таблица №4.
Таблица №4
Записи на счетах бухгалтерского учета при расчетах с поставщиками и подрядчиками
Хозяйственная операция
Дебет
Кредит
1
2
3
Выплачен аванс поставщику с расчетного счета
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные»
51 «Расчетные счета»
Оплачены наличными товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
50 «Касса»
Оплачены с расчетного  (валютного) счета приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
51 «Расчетные счета»
52 «Валютные счета»
На уменьшение суммы задолженности перед поставщиком списана сумма претензий, выявленная при приемке продукции
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
76 «Расчеты с разными дебиторам  и кредиторами»
Субсчет «Расчеты по претензиям»
Получены материалы
10 «Материалы»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении материалов
19 «НДС по приобретенным ценностям»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Стоимость работ сторонних организаций отнесена на себестоимость основного производства
20 «Основное производство»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Отраженна сумма НДС на стоимость работ
19 «НДС по приобретенным ценностям»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Получены товары
41 «Товары»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Учтена сумма выданного аванса в момент получения товара
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Авансы выданные»
Отраженна сумма НДС, уплаченная при приобретении товаров
19 «НДС по приобретенным ценностям»
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Помимо указанных расчетов на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают выданные авансы под закупаемое имущество, курсовые разницы, а также прекращение обязательств. 
Выданные авансы учитываются по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Авансы выданные» с кредита счетов учета денежных средств 51 «Расчетные счета» 52 «Валютные счета» и другие счета учета денежных средств.
Курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве прочих доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц.
Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям:
— при зачете взаимных требований;
— новации;
— прощении долга;
— ликвидации юридического лица.
Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Прощение долга по существу является одним из видов дарения. Прощенная  долга является прочим доходом и отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
При прекращении обязательств новацией происходит замена одного обязательства другим. Эта замена на синтетических счетах не отражается; осуществляются отметки в аналитическом учете.
При прекращении обязательств в следствие ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
При автоматизации учета на основании выписок банка составляются машинограммы синтетического и аналитического учета по каждому счету, применяемому для учета расчетов с поставщиками и покупателями ( «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с разными дебиторами и  кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»). Эти машинограммы служат основанием для разработки машинограмм – оборотных ведомостей по счетам, по итоговым данным которых делаются записи в Главную книгу.
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечивать получение данных в разрезе поставщиков:
— о задолженности поставщикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
— по неоплаченным в срок расчетным документам;
— по неотфактурованным поставкам;
 - авансам выданным;
— по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
— по просроченным векселям;
-по полученному коммерческому кредиту и др.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками  в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно.

Глава 2
Методика проведения аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
2.1. Источники информации для проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Главной целью проверки является установление соответствия совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности
Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. Все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров.
Первая группа — расчеты с поставщиками и подрядчиками по договорам приобретения любых товаров и имущественных прав. Основные формы договоров заключаемых в этой группе это договора: поставки; договор купли-продажи; энергосбережения; мены.
Вторая группа – расчеты с подрядчиками. Предметом договора этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров данной группы это договора: возмездного оказания услуг, договор подряда.
Такое деление на группы существует за счет специфики разных подходов при проведении аудита договоров внутри каждой группы. Основная разница состоит в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.
В ходе аудита участка расчетов с поставщиками и подрядчиками обязательной проверке подлежат: поступление товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг); в том числе и неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщикам и подрядчикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. Особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитор обязан выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.
Если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, необходимо выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались курсовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету до и после этой даты.
При применении в организации журнально-ордерной формы бухгалтерского учета все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере №6. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.
Данные аналитического и синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах:
— с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
— с поставщиками и подрядчиками по не оплаченным в срок расчетным документам;
— с поставщиками по неотфактурованным поставкам;
— по выданным авансам;
— с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
— с поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой векселям;
— с поставщиками по полученному коммерческому кредиту и др.
Основными источниками для проверки данного раздела учета являются:
— договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);
— счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях – таможенные декларации);
— накладные на поступившие товарно-материальные ценности, акты выполненных работ;
— документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и др.);
— журналы регистрации счетов-фактур;
— книга покупок;
— регистры аналитического и синтетического учета.
2.2. Проверка организации внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Перед составлением плана и программы проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками сначала оценивают  качество состояния внутреннего контроля по учету операций с поставщиками и подрядчиками. Для этой цели проводят опрос письменный и устный работников организации. Это позволяет выявить наиболее слабые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. В основном проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией или другой внутренней службой предприятия.
Аудитор составляет таблицу с перечнем процедур контроля и возможных методов организации внутреннего контроля на предприятии, наличие которых аудитор выявляет в ходе опроса. Примерный перечень таких процедур и методов организации внутреннего контроля представим в таблице №5.
Заполнив две последние графы такой таблицы, аудитор уже с достаточной степенью определенности может оценить действующую на предприятии систему внутреннего контроля применительно к разделу учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Положительный ответ на каждый из первых предложенных методов достижения поставленных двенадцати задач говорит о наличии очень высокого уровня системы внутреннего контроля в организации. Но не всегда положительные ответы на первые предложенные методы обязательно должны подтверждаться рабочими документами службы внутреннего контроля.
Таблица №5
Оценка состояния внутреннего контроля
Наиме- нование процедур контроля
Конечные задачи процедуры контроля
Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии
Оценка наличия внут- реннего контро-ля
При- ме-
ча-ние
«+»
«-«
1
2
3
4
5
6
1.Контроль законности соверше-ния опера-ции и создания первич-ного документа 
1.Все хозяйствен-ные операции совершаются в учете с письмен- ного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц
Систематическая проверка первич- ной документации на наличие не- обходимых подписей службой внутреннего контроля
Отказ в принятии документа в об- работку работниками бухгалтерии без необходимых подписей
Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной опе- рации без необходимых письмен- ных распоряжений
1
2
3
4
5
6
2.Все хозяйствен- ные операции совершаются в строгом соответст- вии с заключен- ными договорами и действующим законодатель- ством
Проверка службой внутреннего контроля соответствия произве- денных и зафиксированных на но- сителе операций хозяйственным договором и действующему зако- нодательству
Визирование договоров и прочих юридических актов главным бух- галтером или другим уполномо- ченным работником бухгалтерии
2.Фор- мальная проверка докумен- тации на наличие всех обя- зательных реквизитов
3.Весь массив первичных доку- ментов в части наличия необхо- димых реквизитов отвечает требова- ниям законода- тельства о бухгал- терском учете
Систематическая проверка службой внутреннего контроля наличия всех обязательных реквизитов в документах
Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих кон- кретные документы, за правильно- стью оформления документов
3.Соответ- ствие пер- вичной докумен- тации регисриру- емым опе- ративным фактам
4.Достижение уверенности в том, что на каждую операцию составлен доку- мент, верно зафи- ксировавший со- вершенный опе- ративный факт
Систематическая проверка службой внутреннего контроля соответствия созданных и полученных первич- ных документов экономическому смыслу операции
Арифметический и логический кон- тролль со стороны работников бух- галтерии, обрабатывающих доку- ментацию, за соответствием совер- шенной операции оформленному оправдательному документу
4.Контроль полноты регистра- ции пер- вичных докумен- тов
5.Достижение уве- рености, что все первичные доку- менты на пред- приятии будут введены и обра- ботаны
Проверка службой внутреннего контроля полноты регистрации документов в учетных регистрах
Единая нумерация первичной до- кументации, контроль со стороны бухгалтероии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов
1
2
3
4
5
6
5.Контроль точности регистра-ции и об- работки первичных докумен-тов
6.Точный количес- твенный и качес- твенный перенос данных из доку- мента в систему учета
Проверка службой внутреннего контроля соответствия занесения данных из первичного документа в систему бухгалтерского учета
Автоматический ввод бухгалтер-ской проводки с документа с помощью программных продуктов
Обязательная контировка первич-ных документов бухгалтером, про- изводящим их обработку
6.Контроль своевре- менности регистра-ции и об- работки первичных докумен-тов
7.Достижение уверенности в том, что принцип временной опре- деленности на предприятии соб-люден
Проверка службой внутреннего контроля соответствия даты доку- мента дате его регистрации в учет-ном регистре
Проведение инвентаризации и све- рок расчетов в целях установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату
Система поощрений и наказаний за выполнение бухгалтером – испол- нителем своих обязанностей, в том числе за своевременность регис- трации документов
7.Контроль докумен-топотоков
8.Достижение уверенности в том, что на пред-приятии исполня-ются действую-щие графики доку-ментооборота
Проверка службой внутреннего контроля исполнения функций пер-сонала, участвующего в системе до-кументооборота в соответствии с действующими графиками
Контроль со стороны бухгалтерии за сроками оборота документов
8.Контроль защиты ин-формации при орга-низации обработки и регистра-ции доку-ментов
9.Достижение уверенности в том, что в процес-се регистрации и обработки инфор-мации вся первич-ная документация будет защищена от несанкциони-рованного доступа
Проверка службой внутреннего контроля организации хранения документов в процессе текущей де-ятельности
Определение круга лиц, имеющих право доступа к той или иной доку-ментации, контроль со стороны ра-ботников бухгалтерии за докумен-тами, находящимися у них на обра-ботке
1
2
3
4
5
6
9.Контроль системы защиты ин-формации в условиях КОД
Практика введения паролей на автоматизированных рабочих месс-тах (АРМ), установление системным оператором определенного поряд-ка доступа к информации с другого АРМ
10.Кон-троль орга-низации хранения докумен-тов
10.Достижение уверенности в том, что в органи-зованной на пред-приятии системе хранения доку-ментов не будет допущено утери или исправления первичной доку-ментации
Проверка службой внутреннего контроля  соблюдения требований нормативных актов в части органи-зации архивной службы
Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи до-кументации в архив и сроков хране-ния первичной документации
Инвентаризация дел в архивах
11.Кон-троль за истребо-ванием кредитор-ской за-долженности
11.Достижение уверенности в том, что с любой сомнительной или просроченной за-долженностью на предприятии будет проводить-ся необходимая работа по ее ис-требованию
Систематическая проверка службой внутреннего контроля (ВК) своевре-менности предъявления претензий поставщикам и своевременности подачи дел в арбитражные суды и отслеживание результатов про-веденных мероприятий
Контроль со стороны бухгалтерии за своевременностью истребования задолженности
12.Кон-троль за правиль-ностью отражения операций на счетах бухгалтер-ского учета                                                                    
12.Достижение уверенности в том, что все опе-рации по расчетам с поставщиками и подрядчиками бу-дут отражены на соответствующих экономическому смыслу совершен-ной операции сче-тах бухгалтерского учета
Использование на предприятии автоматизированных средств обра-ботки данных, в которых реализо-вана возможность автоматического формирования корреспонденции счетов по типовым операциям
Контроль со стороны службы внут-реннего контроля и главного бух-галтера (или другого ответствен-ного лица) за правильностью про-изведенных на счетах записей
Разработка типовых корреспонден-ций счетов без дальнейшего кон-троля за их соблюдением
    продолжение
--PAGE_BREAK--После проведения анализа системы внутреннего контроля аудитор определяет, каким образом на предприятии организован обмен информацией между службой внутреннего контроля и органом управления предприятия. Это важный момент в понимании организации учета на предприятии, так как сами по себе результаты внутреннего контроля лишь свидетельствуют о допущенных нарушениях и  ошибках, но не являются подтверждением того, что обнаруженные ошибки нарушения будут исправлены. Аудитор должен выяснить, какие действия со стороны руководства и непосредственных исполнителей были приняты после того, как служба внутреннего контроля выявила конкретные недостатки в системе учета.
2.3. План и программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
План и программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля учетов, с поставщиками и подрядчиками.  План аудита охватывает четыре основные направления проверки по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками:
— правовую оценку договоров с поставщиками и подрядчиками с позиций действующего законодательства;
— организацию первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
— организацию бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
— организацию налогового учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
План аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должен содержать: название проверяемой организации, период в течении которого будет проводиться проверка данной организации на этом участке, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской проверки, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, а также планируемый уровень существенности. Содержание плана представим в таблице №6.
Таблица №6
План аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Проверяемая организация
Период проверки
Число человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
состав аудиторской группы

п/п
Планируемые виды работ
Период
проведения
аудита
Исполнитель
Примечания
1
2
3
4
5
1
Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками
При возникно-вении необхо- димости при-влечения экс-перта
2
Проверка организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
3
Проверка состояния задолженнос-ти перед поставщиками и подряд-чиками
4
Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщи-ками и подрядчиками
5
Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
6
Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками
Руководитель аудиторской организации     подпись
Руководитель аудиторской группы     подпись
Программа аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками составляется на основании Плана аудиторской проверки данного участка. Программа аудиторской проверки также, как и план содержит обязательные реквизиты: название проверяемой организации, период проверки, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской группы, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, планируемый уровень существенности. Программу аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками представим в таблице №7.

Таблица №7
Программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Проверяемая организация
Период проверки
Число человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы 
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности

п/п
Перечень аудитор-ских процедур по разделам аудита
Период
проведения аудита
Исполнитель
Рабочие документы аудитора
Примечания
1
2
3
4
5
6
1
1.1
1.2
Правовая оценка до-говоров с поставщи-ками и подрядчика-ми
Экспертиза догово-ров с поставщиками
Экспертиза догово-ров с подрядчиками
Договор, со-глашения, контракты; копии пере-писки или заключение эксперта (в случае его привлечения
При провер-ке приме-нять непред-ставительную выборку
1
2
3
4
5
6
2
Проверка организа-ции первичного учета расчетов с пос-тавщиками и под- рядчиками
Первичные до-кументы (нак-ладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки)
При осущес-твлении про-верки по пос-туплению ТМЦ-приме-нять
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
Проверка достовер-ности (полноты и точности) фактов оприходования ТМЦ принятия к учету ра-бот, услуг
Проверка оператив-ности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг
Проверка законнос-ти ПУД
Проверка соблюде-ния графика доку-ментооборота
Проверка полноты и точности регистра-ции документа в учетных регистрах
Проверка организа-ции хранения доку-ментов и организа-ции доступа ПУД
договоры, складского уче-та, книги поку-пок, графики документообо-рота, организа-ционно-распо-рядительная документация по вопросам хранения и доступа к пер-вичной учетной докупентации
репрезента-тивную вы-борку (метод систематичес-кого отбора), операции по принятию к учету услуг (работ)- вы-борка не-представи-тельная
3
3.1
3.2
Проверка состояния задолженности пе-ред поставщиками и подрядчиками
Проверка реальнос-ти дебиторской и кредиторской задол-женности
Проверка правиль-ности списания де-биторской задол-женности, безна-дежной к взысканию
Регистры бух-галтерского учета, акты све-рок, ответы на запросы постав щикам, решения судов в части призна-ния задолжен-ности безна-дежной ко взысканию и другие подоб-ные документы
Провести вы-борочную ин-вентаризацию задолженнос-ти, списанные безнадежно долги прове-рить сплош-ным методом
1
2
3
4
5
6
4
Проверка правиль-ности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с пос-тавщиками и под-рядчиками
Регистры бух-галтерского учета, первич-ные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи), договоры и др.
Проверку проводить сплошным методом
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
Проверка расчетов по неотфактурован-ным поставкам
Проверка расчетов по векселям выдан-ным
Проверка расчетов по коммерческим кредитам
Проверка расчетов по претензия
Проверка учета кур-совых и суммовых разниц
5
5.1
5.2
Проверка соответ-ствия данных анали-тического учета рас-четов с поставщика-ми и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета
Проверка соответ-ствия данных анали-тического учета обо-ротам и остаткам по счетам синтетичес-кого учета
Проверка правиль-ности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками
Регистры анна-литического учета, регистры синтетического (сводного) уче-та, отчетность
6
6.1
6.2
6.3
Проверка организа-ции налогового уче-та по расчетам с пос-тавщиками и под-рядчиками
Налоговый учет про-центов по векселям и коммерческим кредитам
Налоговый учет сом-нительной задол-женности
Налоговый учет су-мовых разниц
Регистры налогового учета, регистры бухгалтерского учета, догово-ры, первичные документы
6.4
Учет налога на до-бавленную стои-мость
Руководитель аудиторской организации
Руководитель аудиторской группы
На первом этапе проведения аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками производится правовая оценка договоров с позиций действующего законодательства. Эта процедура необходима и обязательна, так как от правовой формы и условий договора зависят их варианты отражения в учете операций с поставщиками и подрядчиками. Юридический статус контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности напрямую влияют на порядок принятия к учету затрат и налога на добавленную стоимость.
Различают две группы договоров: с поставщиками и с подрядчиками.
Первая группа: Экспертиза договоров с поставщиками. Операции по поступлению на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав оформляются договорами этой группы. В ходе проведения аудита аудитор должен убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки, а также в том, что договор содержит все существенные условия и риск признания договора недействительным отсутствует. Договора этой группы отличает то, что предметом этих договоров является приобретение вещи или вещественных прав, обладающих количественными и стоимостными характеристиками. Проверка соблюдения этих договоров происходит путем сверки данных количественного и стоимостного учета по приобретенным ценностям с условиями договора, что подтверждает факт сделки. Договора с поставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, так как они однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.
Вторая группа: Экспертиза договоров с подрядчиками. Довольно трудоемкая процедура по подтверждению факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Предметом договоров с подрядчиками является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. При этом некоторые виды работ не имеют вещного выражения, и определить их содержание и полноту не всегда просто. Наибольший риск при аудите в этой группе представляют договора возмездного оказания услуг: реклама, маркетинговые исследования, консультационные, нотариальные, пожарные, охранные и другие услуги подобного типа. Данные услуги довольно дорогие и риск, что подтверждающие их совершение первичные документы (аудиторские доказательства) некачественны — довольно высок. Помимо этого велика вероятность фиктивных договоров, которые обеспечивают фиктивные выплаты.
Исходя из всех перечисленных факторов, аудитору следует со всей ответственность давать правовую оценку договоров второй группы, особенно договоров возмездного оказания услуг. При аудите следует применять либо сплошную проверку таких договоров, либо непредставительную выборку договоров с большой степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. При необходимости аудитору следует привлекать к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного в юридических вопросах.

2.4. Состав аудиторских процедур проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
2.4.1. Аудиторская проверка первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками
При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Практически все документы по расчетам поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита. Причинами этого являются:
— отсутствие много кратного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);
— сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;
— большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;
— значительная часть первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с договорами на оказание услуг), не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.
В таких условиях анализ организации первичного учета позволит аудитору более квалифицированно провести основные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Результаты организации первичного учета позволяют делать вывод о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.
Аудиторская проверка организации первичного учета строится по схеме:
1.                Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних и внешних факторов. Внешние факторы: требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры предприятия, местоположение, используемые ресурсы.
Внутренние факторы: организационная структура, стиль управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность.
2.                Оценивается внутрихозяйственный риск системы первичного учета по результатам проведения аналитических процедур.
3.                Определяется примерный объем первичной учетной документации, представляемой к проверке.
Один из вариантов опросника работников бухгалтерии, ведущих учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, представим в таблице №8.
При проведении аудита организации первичного учета по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются следующие методы сбора аудиторских доказательств.
Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг.
Основной целью проверки является достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: операции по поступлению товарно-материальных ценностей проводится выборка репрезентативная, которая осуществляется с помощью случайного или систематического отбора; операции по приобретению работ, услуг проводят с помощью выборки непредставительной, в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. При этом, проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном «наборе» услуг, представляемых проверяемой организации за определенный период, которую можно получить в устном опросе используя учетные регистры за предыдущие периоды. При проведении данной процедуры аудитор сверяет данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком. Затем аудитор проверяет наличие  счетов- фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке, при этом используя журнал регистрации счетов-фактур. После чего аудитор сверяет данные этих документов с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работам, услугам.
Проверка законности оформления и содержания первичной учетной документации по операциям расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Проведение этой процедуры является обязательным. Цель данной процедуры получение достаточного количества доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу (соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, подходят с особой тщательностью.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.