Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Концепции и принципы бухгалтерского учета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. САРСЕНА АМАНЖОЛОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: Концепции и принципы бухгалтерского учета
Выполнила: Кабдулина С.Б.
Усть-Каменогорск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1 Предмет и метод бухгалтерского учета

1.2 Цель и функции бухгалтерского учета

2. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

2.1 Общие принципы организации бухгалтерского учета

2.2 Принцип непрерывности

2.3 Принцип денежной оценки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Бухгалтерский учет — древнейшая наука. Она появилась в первобытном обществе в виде примитивного учета основных хозяйственных операций и непосредственных хозяйственных связей в общине. Необходимость управления общественным производством в интересах всей общины побуждает ее выделять и содержать специального человека, осуществляющего учет общинного хозяйства.

В процессе хозяйственной деятельности возникает сложная система взаимодействия людей с материально-вещественными элементами и между собой. Для управления этой деятельностью необходимо определять ее цели и планировать пути их достижения, получать сведения о ходе и результатах хозяйственной деятельности, принимать решения о регулировании выявленных отклонений, контролировать выполнение решений и планов, выполнять другие необходимые действия.

Управление представляет собой обособившийся вид деятельности, возникший в результате разделения труда в общественном производстве. Организационные структуры хозяйственной деятельности подразделяются на объекты управления и органы управления. Объекты управления состоят из различных хозяйственных подразделений, их объединений и совокупностей, в которых и проявляется хозяйственная деятельность. Органы управления обеспечивают наблюдение и контроль над хозяйственной деятельностью, ее планирование и регулирование, выполняют другие функции управления.

Объекты управления и органы управления находятся между собой в определенной связи, представляют неразрывное единство двух относительно обособившихся элементов, что позволяет называть эту структуру системой управления. Различают два вида связей в системе управления — прямой и обратный, которые и определяют, в конечном счете, различные функции управления. Прямая связь характеризует определенное воздействие органов управления, например, по регулированию некоторых параметров хозяйственной деятельностью. При этом возникает необходимость получать сведения об объекте управления, анализировать их, осуществлять контроль над выполнением принятых решений. Эта объективная необходимость порождает обратную связь в системе управления, характеризующую органическое состояние объекта управления. Прямая и обратная связи реализуются в системе управления в основном посредством информации, которая представляет собой обмен между людьми, причем эти сведения могут передаваться любым способом.

Для обеспечения управления экономическими процессами, способствующими устранению элементов неопределенности при прогнозировании планировании и регулировании хозяйственной деятельности, применяются тесно взаимосвязанные и взаимодействующие виды учета: оперативный, бухгалтерский, налоговый и статистический.

Бухгалтерский учет отличается от оперативного непрерывным, взаимосвязанным, системным и последовательным отражением процесса расширенного воспроизводства на субъекте с целью наблюдения, регистрации, обобщения и анализа информации о хозяйственной деятельности. Основным измерителем в бухгалтерском учете является денежный измеритель. Бухгалтерский учет представляет собой такой способ наблюдения за хозяйственными процессами, при котором регистрируется каждая хозяйственная операция на основе сплошного документирования. Наличие документа позволяет использовать учетные данные для контроля за деятельностью материально ответственных лиц.

Для обобщения показателей работы предприятий в целях контроля за выполнением хозяйственных заданий или планов в масштабе отдельных отраслей и всего народного хозяйства в целом статистика использует данные бухгалтерии и оперативного учета. Поэтому построение бухгалтерского и оперативного учета увязывается с задачами статистики. В системе единого учета статистика осуществляет организующую роль и служит общеметодологической базой.

Качественное отражение хозяйственных процессов и явлений осуществляется в учете в натуральном, трудовом и денежном измерителях.

Натуральные измерители применяют при учете материальных ценностей и используются для отражения хозяйственных средств счетом, мерой, весом (штуки, метры, кг. и т.д.) в зависимости от физических свойств учитываемых объектов. Измерение учета в натуральных единицах очень важно для контроля за движением и сохранностью материальных ценностей, готовой продукции, средств труда. В натуральных измерителях составляются материальные, энергетические балансы по народному хозяйству, отраслям и регионам.

Денежные измерители применяют для отражения в учете как всеобщий измеритель для получения обобщенных данных о разнородных объектах учета.

Трудовым измерителем пользуются для учета количества рабочего времени (часы, дни и т.д.).


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 Предмет и метод бухгалтерского учета
Хозяйственный учет отображает процесс расширенного общественного воссоздания, а его отдельные виды — разные стороны этого процесса. Для определения предмета бухгалтерского учета нужно выяснить экономическое содержание его объектов, то есть сущность сторон процесса общественного воссоздания, которые он отображает и контролирует.

В широком понимании предметом бухгалтерского учета есть процесс создания общественного продукта в той его части, которая может быть охвачена информацией в единственном денежном измерителе, а также его распределение, обмен и потребление.

Бухгалтерский учет осуществляется во всех звеньях народного хозяйства — на предприятиях, в организациях, учреждениях как производственной, так и непроизводственной сферы и служит для наблюдения и контроля за их деятельностью. Каждое предприятие (организация, учреждение) имеет определенное имущество — хозяйственные средства (здания, сооружения, оборудование, материальные и другие ресурсы), которые образуются за счет определенных источников (совокупность вложений основателей, прибыли, ссудных средств и тому подобное). Контроль за наличием и движением, а также целесообразным использованием средств в каждом хозяйстве осуществляется с помощью бухгалтерского учета. Следовательно, хозяйственные средства, которые находятся в распоряжении отдельных предприятий, и источники их формирования являются объектом бухгалтерского учета и принадлежат к содержанию его предмета.

Предметом бухгалтерского учета является процесс расширенного общественного воссоздания (производства, обмена и непроизводственного потребления общественного продукта), а также использование хозяйственных средств в этих процессах, которые обобщаются в денежном измерителе, для предоставления информации, необходимой для управления и контроля.

В отдельных звеньях народного хозяйства (предприятиях, организациях, учреждениях) объекты бухгалтерского учета определяются выполняемыми ими функциями в процессе общественного воссоздания. Да, на предприятиях производственной сферы объектами бухгалтерского учета являются хозяйственные средства и их использования в процессе снабжения, производства и реализации, расчетно-кредитные отношения, которые возникают при этом, а также финансовые результаты деятельности.

Руководство любым хозяйством невозможно без хорошо настроенного учета и в первую очередь — бухгалтерского. Поэтому каждое хозяйство имеет законченную систему бухгалтерского учета, который охватывает все средства и процессы, обеспечивает необходимой информацией все ровные управления.

Бухгалтерский учет как неотъемлемая часть системы народнохозяйственного учета основывается на научных основах — диалектическом методе и экономической теории. Научное содержание метода бухгалтерского учета определяется подходом к явлениям хозяйственной деятельности предприятий, рассмотрения всех средств и процессов в непрерывном их движении и развитии, единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности. Вместе с тем, бухгалтерский учет имеет свои, свойственные только ему способы исследования, которые предопределены особенностями его предмета, то есть объектов, которые отображаются и контролируются, а также заданий и требований, которые относятся к учету. К этим особенностям прежде всего нужно отнести непрерывность круговорота хозяйственных средств в процессе деятельности предприятия. Для обеспечения непрерывного и сплошного наблюдения за хозяйственными операциями в бухгалтерском учете применяется документация — способ первичной регистрации объектов учета. При этом каждая хозяйственная операция обязательно оформляется соответствующим документом, который служит письменным доказательством ее осуществления. Документы (в том числе составленные с помощью вычислительной техники на машиносчитываемых носителях — магнитных, бумажных) служат обоснованием для отображения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Поэтому они должны содержать всю необходимую информацию, быть своевременно составленные и подписанные должностными лицами, ответственными за осуществление операции.

Таким образом, основными способами (или элементами) метода бухгалтерского учета является:

документация и инвентаризация;

оценка и калькуляция;

система счетов и двойной запись;

баланс и другие формы отчетности.

При этом, отдельные элементы метода не выступают самостоятельно, изолировано от других, а наоборот, тесно взаимоувязанные между собой и составляют метод бухгалтерского учета только в своем единстве. Да, документация в бухгалтерском учете служит способом первичного наблюдения за хозяйственными операциями и является единственным основанием для отображения их в системе счетов; обобщение объектов учета на счетах предопределяет необходимость денежной оценки; взаимосвязь учитываемых объектов требует их двойной записи на счетах; по данным текущего учета в системе счетов составляют баланс и другие формы отчетности. Реальность показателей учета проверяется и уточняется с помощью инвентаризации. Такое сочетание элементов метода бухгалтерского учету обеспечивает сплошное, непрерывное и взаимоувязанное отображение хозяйственных операций, а также получение обобщенной информации, необходимой для управления.

Следовательно, метод бухгалтерского учета — это система способов, которые обеспечивают сплошное, непрерывное и взаимоувязанное отображение и обобщение в денежной оценке объектов учета для контроля за сохранением хозяйственных средств и обеспечение информацией, необходимой для управления.

При условиях внедрения автоматизированных систем управления, использования современной высокопродуктивной вычислительной техники все элементы метода бухгалтерского учета (счета, двойная запись, оценка, калькуляция, балансовое обобщение) сохраняются, однако происходят коренные изменения в технике сбора, регистрации и прорабатывания учетной информации. Повышение оперативности и аналитической учетной информации имеет большое значение для усиления стратегических и регулирующих функций управления.
1.2 Цель и функции бухгалтерского учета
Основная цель бухгалтерского учета — обеспечение аналитиков информацией, необходимой для принятия решения. Эти решения касаются распределения и использования ограниченных экономических ресурсов: денег, земли, рабочей силы. От того, как мы распределяем и используем эти ресурсы, зависят всемирные сбережения, цены, заработная плата, производство товаров и услуг, адекватность наших запасов продовольствия, качество транспортных систем а также то, какие страны процветают, а какие- переживают спад.

Основная цель этого текста и курса в целом- развить понимание бухгалтерской информации и способность использовать эту информацию эффективно при принятии решений.

Из-за того, что экономические решения сильно дифференцированы, существует множество видов бухгалтерской информации. Термины финансовый учет, управленческий учет и учет налогов часто используются для описания различных типов информации, широко применяемой в деловом мире.

Финансовый учет- информация общего назначения. Финансовый учет относится к информации, описывающей финансовые ресурсы, обязательства, действия юридического лица (индивидуума, организации). Бухгалтера используют термин “финансовый отчет” для описания финансовых ресурсов и обязательств на определенный момент времени, а термин “результат хозяйственной деятельности”- для описания финансовой деятельности за год.

Информация финансового учета предназначена, прежде всего, для помощи инвесторам и кредиторам в принятие решений по размещению инвестиционных средств. Такие решения важны и для общества в целом, так как они определяют какие предприятия получат необходимые средства, а какие- нет.

Однако, и другие извлекают выгоды из финансовой информации. Менеджеры компании и ее служащие постоянно нуждаются в подобной информации для управления и контроля над ежедневной деятельностью предприятия. Например, управляющие нуждаются в информации о суммах на банковских счетах компании, о типах и количестве товаров на складах и сумме задолженности определенным кредиторам. Финансовая информация также используется при осуществлении налоговых платежей. Фактически, подобная информация служит для очень многих целей, поэтому она часто именуется бухгалтерской информацией общего назначения.

Управленческий учет включает обработку информации, предназначенной для достижения управленческих целей. Менеджеры используют эту информацию для определения глобальных целей компании, оценки работы отделов и индивидуумов, принятия решений, например, о пуске новой производственной линии, короче говоря, — для принятия всех организационных решений.

Большинство управленческой информации, по сути, является финансовой информацией, но интерпретированной особым образом. Однако, управленческая информация часто включает оценку нефинансовых факторов: политической ситуации, возможного воздействия на окружающую среду, общественного мнения о компании и производительности труда.

Огромные возможности компьютеров позволяют большим компаниям поддерживать интегрированные информационные системы, которые обеспечивают аналитиков как финансовой, так и нефинансовой информацией. Финансовая информация, однако, включает большую часть управленческих данных. Причина проста: по определению, каждое экономическое решение требует финансового рассмотрения.

Налоговый бухгалтерский учет Подготовка налоговых платежей- специализированный раздел бухгалтерского учета. В значительной степени, налоговые платежи основаны на финансовой информации. Однако, часто информация интерпретируется и приспосабливается так, чтобы отвечать требованиям отчета о налоге на прибыль.

Но определяющий аспект налогового учета не подготовка налоговых платежей, а налоговое планирование, что означает предвидение “налоговых эффектов” от сделок и организация этих сделок таким образом, чтобы минимизировать налоговое бремя. Необходимо помнить, что финансовый, управленческий и налоговый учеты тесно связаны.

Большинство организаций имеет свою систему бухгалтерского учета для оформления финансовой отчетности, налоговых платежей, счетов покупателям и так далее. Система бухгалтерского учета включает в себя персонал, определенные технологии и записи, используемые для получения бухгалтерской информации и передачи ее аналитикам. В системе бухгалтерского учета используется как компьютерная информация, так и рукописные отчеты. Фактически, система бухгалтерского учета любой большой компании включает все эти компоненты.

Любая система бухгалтерского учета отражает экономическую деятельность компании. Записи делаются в соответствии с датой совершения сделок, информация обобщается и оформляется для нужд аналитиков, инвесторов, менеджеров и государственных органов.

Регистрация экономической деятельности по сделкам. Отчетность содержит информацию, которая отражалась в системе бухгалтерского учета. Регистрируя экономическую деятельность, бухгалтера интересуются только завершенными сделками, которые (1) тут же изменяют финансовые ресурсы или обязательства фирмы и (2) могут быть объективно отражены в денежно-кредитных средствах, как например: покупка или продажа товаров или услуг, получение денежных средств и осуществление платежей. Регистрация сделок в системе бухгалтерского учета может быть выполнена многими способами: письменно или используя компьютер.

Основное достоинство такого подхода- надежность отображаемой информации, основанной на прошедшей деятельности, результаты которой могут быть измерены с разумной объективностью. С другой стороны, сосредоточение бухгалтеров только на сделках снижает полезность использования отчетности. Некоторые важные аспекты деятельности не отображаются, так как они не подпадают под определение сделки. Например, смерть управленца, технологический прорыв, крупное достижение отделом исследования компании или продвижение нового изделия конкурентом- все это не сделки, и поэтому они не могут быть зарегистрированы в отчетах бухгалтерского учета. Эти случаи могут причинять существенные изменения в финансовых ресурсах и обязательствах фирмы, но немедленных результатов они не повлекут. Кроме того, объективно эти события оценить нельзя.

Вышеописанные случаи — примеры важной «нефинансовой» информации. Хотя эти случаи не регистрируются в отчетах бухгалтерского учета, они отражаются в системе информации управления. Кроме того, такая информация доступна людям со стороны через пресс-конференции или средства массовой информации.
2. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
2.1 Общие принципы организации бухгалтерского учета
Эффективность хозяйствования субъектов во многом зависит от правильной организации бухгалтерского учета.

Общими принципами организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности являются:

1. Начисление. Финансовые отчеты составляются на основе принципа начисления, в соответствии с которым доходы признаются (отражаются), когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они были понесены, а не тогда, когда денежные средства получены или выплачены. Согласно принципу начисления следует использовать процедуры начислений, отсрочки и распределения для приведения в соответствие доходов и расходов отчетного периода, которые могут быть получены в результате одной и той же или косвенно связанных операций или событий. В бюджетных учреждениях и субъектах, определенных в п.2 статьи 16 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О бухгалтерском учете» допускаются определение дохода по поступлению денежных средств.

2. Непрерывность. Предполагается, что субъект продолжает свою деятельность в течение неопределенного периода времени и что нет подтверждения того, что субъект имеет намерение или необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности в обозримом будущем.

3. Понятность — информация, представляемая в финансовых отчетах, должна быть понятна пользователям.

4.Значимость. Финансовая информация должна быть значимой для того, чтобы удовлетворять потребности пользователей в процессе принятия ими решений и помогать им в оценке событий операционной, финансовой и хозяйственной деятельности.

5. Существенность. Информация является существенной, если ее пропуск или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей информации, принятых на основе финансовой отчетности. На значимость информации может оказывать влияние как ее сущность, так и ее ценность (существенность).

6. Достоверность. Информация является достоверной, когда в ней отсутствует существенная ошибка или предвзятость, и на нее могут полагаться пользователи.

7.Правдивое и беспристрастное представление. Финансовые отчеты должны создавать у пользователя правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении, результатах операций, движении денежных средств субъекта.

8.Нейтральность. Информация, предоставляемая в финансовой отчетности, должна быть надежной, быть свободной от предвзятости для того, чтобы быть надежной.

9.Осмотрительность. Это соблюдение степени предосторожности при принятии решений, необходимое для вынесения оценок в условиях неопределенности для того, чтобы активы и доход не были переоценены, а обязательства или расходы не были недооценены.

10.Завершенность. В целях обеспечения достоверности информация в финансовых отчетах должна быть полной.

11.Сопоставимость. Для того, чтобы финансовая информация была полезной и содержательной, она должна быть сопоставимой от одного отчетного года в другой. Пользователи должны быть информированы об учетной политике, используемой субъектом при подготовке финансовой отчетности, всех изменениях в этой политике и результатах этих изменений.

12.Последовательность. Предполагается, что учетная политика последовательно производится из одного периода в другой. Пользователи должны иметь возможность сравнивать финансовые отчеты субъекта за разные отчетные периоды для того, чтобы определить тенденции изменений в его финансовом положении.

В настоящее время Министерство финансов Республики Казахстан осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью, разрабатывает и утверждает необходимые документы.

На всех субъектах применяется единый Генеральный план счетов бухгалтерского учета, типовая документация и другие нормативные акты. Инструктивные материалы по учету, а также основные положения по бухгалтерскому учету и стандартам утверждаются Министерством финансов Республики Казахстан. Подобная организационная система обеспечивает единые методические основы учета:

— дает возможность обобщения показателей учета по отраслям, экономическим районам и народному хозяйству в целом;

— обеспечение сопоставимости учетной информации с плановыми показателями по методам начисления;

— динамичность организации бухгалтерского учета путем создания такой структуры учетного аппарата, которая сможет обеспечить рациональное разделение функций между бухгалтерией, экономическими службами и производственными подразделениями предприятия;

— использование общих принципов управления, включая системный подход и различные модели;

— применение компьютерной вычислительной техники и ЭВМ для организации бухгалтерского учета на субъектах.

Чтобы создать предпосылки для нормального развития и функционирования системы учета, необходимо реализовать два основных принципа: публичной отчетности; независимой проверки финансовой отчетности аудитором.

Основываясь на общих принципах организации бухгалтерского учета, предусмотренных Законом «О бухгалтерском учете», стандартах бухгалтерского учета и другими нормативными актами, субъект самостоятельно определяет формы и методы бухгалтерского учета, исходя из конкретных условий хозяйствования, разрабатывает систему внутрихозяйственного учета, отчетности, контроля и экономического анализа, устанавливает внутренние правила документирования хозяйственных операций, документооборота, ведения регистров бухгалтерского учета, проведения инвентаризации, организационную структуру учетного процесса и распределения служебных обязанностей в бухгалтерии, организацию хранения бухгалтерской документации и регистров.
2.2 Принцип непрерывности
У термина «принцип бухгалтерского учета» есть синонимы: постулаты, требования, допущения, концептуальные основы. Каждый из них передает какой-либо оттенок смысла понятия «принцип учета». Из перечисленных вариантов термин «допущение» более точно подходит к определению принципа непрерывности деятельности. Идея его состоит в том, что при формировании методологии бухгалтерского учета и составления отчетности мы не принимаем во внимание конечности существования предприятии, мы допускаем, что оно всегда (или, во всяком случае, в ближайшем обозримом будущем) будет нормально функционировать, то есть не закроется и существенно не свернет свою деятельность. Это именно допущение, так как совершенно очевидно, что любое предприятие, любое юридическое лицо рано или поздно будет закрыто. Это данность, однако, мы исходим из обратного.

Нормативно этот принцип определяется следующим образом: «организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности)». Сегодня этот принцип закреплен и в международных стандартах финансовой отчетности, которыми устанавливается, что «финансовая отчетность обычно составляется на основе допущения, что компания действует, и будет действовать в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что компания не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности».

И хотя в современную практику этот принцип вошел как позаимствованный из международных стандартов, в основе которых лежит традиция англо-американской школы учета, истоки данного принципа в теории статического баланса Э. Шмаленбаха. Основная идея здесь в противовес статической концепции заключается в том, что, так как мы при составлении баланса не предполагаем возможности закрытия предприятия, его активы не должны переоцениваться. Однако на сегодняшний день, очевидно, что оценка активов по справедливой стоимости и дисконтированная оценка обязательств не противоречат принципу непрерывности.

У этого принципа несколько более широкое значение, чем лишь утверждение об отсутствии необходимости переоценивать активы.

Прежде всего, принцип непрерывности напрямую определяет учетную концепцию финансового результата деятельности предприятия. Нельзя определить прибыль, полученную собственниками за весь период существования деятельности компании, если она будет существовать постоянно. Прибыль можно исчислить только за условно ограниченный отрезок времени — отчетный период. Отсюда принцип непрерывности тесно связан с принципом соответствия. Мы соотносим расходы и полученные благодаря ним доходы как относящиеся к конкретному отчетному периоду. Именно за этот период и исчисляется финансовый результат (прибыль или убыток). Это еще раз подчеркивает высокую степень условности показателя оценки рентабельности как соотношения прибыли с итогом актива баланса. Так как временная составляющая актива шире отчетного периода, за который исчислена прибыль. Исходя из этого, актив и величина прибыли могут рассматриваться как несопоставимые величины. К одному и тому же отчетному периоду относятся декапитализированные расходы и прибыль (убыток), отраженные в отчете о прибылях и убытках, но не в балансе. Это подчеркивает противоречие метода анализа рентабельности по балансу не только принципу соответствия, но и принципу непрерывности деятельности предприятия.

Принятие во внимание принципа непрерывности меняет наше восприятие отраженных в отчетности обязательств предприятия. С позиций оценки платежеспособности, обязательства компании рассматриваются с чисто юридической точки зрения как суммы, причитающиеся к получению или платежу в конкретный момент времени. С точки же зрения анализа структуры источников финансирования деятельности компании и эффективности их использования, обязательства рассматриваются как предоставленный (дебиторская задолженность) и полученный (кредиторская задолженность) предприятием кредит.

Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности любого предприятия в динамике позволяет увидеть, что всегда существует определенный минимум дебиторской и кредиторской задолженности, постоянно присутствующий в балансе. С юридической точки зрения, выделение суммы постоянно имеющихся у предприятия долгов не имеет никакого смысла, т. к. с правовых позиций любая задолженность — эта сумма, которая в установленный срок должна быть выплачена организацией своему контрагенту. Однако с экономической точки зрения, наличие у предприятия постоянного минимума кредиторской задолженности означает, что оно на постоянной основе пользуется предоставляемым контрагентами кредитом.

Абсолютно аналогична ситуация с дебиторами юридического лица. Сумма постоянно присутствующего в активе баланса минимума дебиторской задолженности фактически показывает объем денежных средств фирмы, использующихся в обороте ее контрагентов, т. е. приносящих прибыль не предприятию, а его партнерам.

Сказанное легко пояснить житейским примером. Представьте, что у Вас есть сосед по лестничной клетке, который приходит к Вам с просьбой одолжить ему 1 000 тенге «до получки». Вы даете деньги. В день получки сосед возвращает Вам долг, но в тот же день вечером вновь просит одолжить ему «до получки» 1 000 тенге. И так продолжается постоянно. В этом случае формально, сосед возвращает Вам деньги, погашая свои обязательства, но фактически на постоянной основе пользуется вашими деньгами, вашими оборотными средствами. То же самое происходит с дебиторами юридического лица. Сумма постоянно присутствующего в активе баланса минимума дебиторской задолженности фактически показывает объем денежных средств фирмы, использующихся в обороте ее контрагентов, т. е. приносящих прибыль не предприятию, а его партнерам.

Принцип непрерывности деятельности субъекта бухгалтерского учета является ключевой концепцией современной бухгалтерской теории и практики во всем мире. Более того, мнение о его выполнении лежит в основе аудиторского подтверждения бухгалтерской отчетности. Формируя подходы к оценке имущественного потенциала ведущих учет предприятий, оно формирует идею исчисления финансовых результатов их деятельности. Непрерывность деятельности является не просто бухгалтерским методологическим принципом, но идеей, определяющей восприятие деятельности компании в современной экономике как направленной на продолжение и развитие, а не заранее ограниченной определенными временными рамками.

Такое восприятие меняет наш взгляд на картину финансового положения компании, в которой дебиторская и кредиторская задолженность трактуются как предоставленный и полученный предприятием кредит, значимая часть которого предоставляется и получается на постоянной основе, что неотъемлемо присуще деятельности любого предприятия.

Концепция непрерывности, таким образом, соотносится с принципом имущественной обособленности предприятия, в соответствии с которым смена собственника не прекращает деятельность фирмы.
2.3 Принцип денежной оценки
Принцип денежной оценки — это одна из фундаментальных основ бухгалтерского учета. Мы не можем представить себе данных бухгалтерского учета вне денежной оценки. Несмотря на то, что принцип этот обычно рассматривается как база теории учета и с его раскрытия обычно начинается знакомство с бухгалтерией, в настоящее время он закреплен и нормативно.

Именно принцип денежной оценки лежит в основе анализа бухгалтерской информации. Ведь анализ бухгалтерской отчетности — это сопоставление определенных ее элементов: оборотных активов и текущих обязательств, прибыли и активов, собственных источников средств и кредиторской задолженности и т. д. И именно единая денежная оценка делает их сопоставимыми.

Как только речь заходит об оценке активов и обязательств, сразу возникает вопрос: как оценивать, то есть какой именно вариант оценки применим в данном конкретном случае: себестоимость, рыночные цены, восстановительная стоимость и т. д., и т. п. Теория и практика учета знают определенное поле оценок. Классический вопрос, служащий предметом дискуссий вокруг методов оценки (квантификации) фактов хозяйственной жизни, состоит в том, какая оценка лучше? На него нет и пожалуй не может быть получено однозначного ответа. Каждый из возможных методов оценки фактов хозяйственной жизни позволяет продемонстрировать пользователям отчетности определенные характеристики фактов хозяйственной жизни, отвечает определенным целям анализа бухгалтерской отчетности, но при этом какие-то из характеристик фактов, наоборот, оказываются скрытыми от пользователя отчетности, какие-то цели анализа бухгалтерской информации остаются недостигнутыми.

Оценка по себестоимости, исторические цены, сумма фактических затрат на приобретение — вариант оценки активов соответствующий идеям теории динамического баланса. Именно он преимущественно реализуется в современной бухгалтерской практике.

Оценка активов по себестоимости, прежде всего, отвечает целям определения рентабельности. Исчисляя прибыль, мы сопоставляем полученные доходы с декапитализируемыми расходами, благодаря которым эти доходы были получены. С этой точки зрения активы — это капитализированные расходы предприятия, то есть те расходы, которые еще не принесли ему доходов. Актив в этом случае рассматривается как сделанные предприятием инвестиции, которые предположительно должны окупиться. Именно себестоимость демонстрирует сумму расходов на формирование конкретного актива — сумму денежных средств, в которую он (актив) обошелся компании.

Прекрасно соответствуя целям определения рентабельности, оценка по себестоимости противоречит целям определения платежеспособности компании. В случае, когда опираясь на данные бухгалтерской отчетности, мы пытаемся сказать, насколько предприятие платежеспособно, актив рассматривается нами как обеспечение долгов фирмы.

Следовательно, нас интересуют не те цены, по которым имущество было когда-то приобретено, но те цены, по которым его можно сегодня продать, чтобы вырученными деньгами расплатиться по долгам. Как правило, в качестве альтернативы себестоимости в данном случае называются рыночные цены.Таким образом, мы приходим к выводу о том, что господствующий в теории и практике бухгалтерского учета юридический подход к определению величины обязательств игнорирует тот факт, что реальная величина обязательства все время меняется. Вместе с тем именно экономическая трактовка обязательств организации имеет определяющее значение при оценке ее финансового состояния.

Идея дисконтированных оценок статей отчетности приходит в нашу теорию и практику учета из Международных стандартов. Смысл дисконтированной оценки заключается в том, чтобы продемонстрировать ценность будущих денежных потоков (выплат и поступлений) относительно текущего момента времени, то есть показать, сколько составляет сумма в «завтрашних» деньгах в деньгах «сегодняшних», иными словами отразить влияние фактора временной ценности денег на экономическое содержание дебиторской и кредиторской задолженности. Смысл дисконтирования прост и понятен.

Допустим, сегодня у вас есть 100 тенге, вы собираетесь вложить их в банк под процент 10 % годовых. Через год вы получите 110 тенге. Так вот сегодняшняя ценность будущего (через год) поступления в 110 тенге составляет 100 тенге.

Проблема оценок методом дисконтирования, вызывающая наибольший объем дискуссий, заключается в том, как определить ставку дисконтирования. Это может быть банковский процент, стоимость капитала компании, процент получаемой ею прибыли и т. д. Выбор каждого из названных вариантов может быть оправдан. Международные стандарты часто рекомендуют, какой ставкой дисконтирования следует пользоваться в определенном случае.

В настоящее время согласно Стандартам в дисконтированной оценке в отчетности должны показываться обязательства, срок погашения которых превышает 1 год с отчетной даты.

Мы уже отмечали, что одна из идей, заключающихся в переоценке статей отчетности, состоит в том, чтобы привести их оценку к одинаковой временной составляющей. Оценка активов по справедливой стоимости позволяет продемонстрировать их ценность на дату составления отчетности. Дисконтированная оценка обязательств делает их сопоставимыми со справедливой стоимостью активов.

Мы рассмотрели различные варианты оценки активов и обязательств. Очевидно, что вопрос, какой из них является наилучшим бессмысленен. Каждый из них позволяет продемонстрировать в отчетности определенные характеристики финансового положения предприятия. Наиболее яркие различия в подходах к оценке активов имеют место между себестоимостью и рыночными ценами имущества — двумя видами оценки, соответствующими противоречащим друг другу задачам учета: определения платежеспособности и рентабельности предприятия. Прочие рассмотренные нами виды оценки активов являются в сущности вариантами интерпретации этих двух.

Оценка обязательств в учете как нельзя лучше демонстрирует противоречие между юридической и экономической трактовками фактов хозяйственной жизни, оказывающим постоянное влияние на методологию бухгалтерского учета.

Концептуальные основы в бухгалтерском учете поможет инвесторам, кредиторам и прочим лицам понять финансовую отчетность и увеличит доверие к ней. Концептуальная основа, ориентированная на конкретные цели, поможет сузить круг приемлемых методов учета, будет способствовать обеспечению сравнимости финансовой информации.

Концептуальная основа — это современная попытка создать конституцию для основных положений, формирующих стандарты бухгалтерского учета.

Задачей концептуальных основ является описать организацию логичной системы взаимосвязанных целей и понятий, которая должна привести к созданию согласованного финансового учета и отчетности. Концептуальная основа учета позволит управлять событиями, которые должны учитываться, измерять эти события, а также наитии способы их обобщения и связи с заинтересованными пользователями.

Концептуальная основа предназначена, в основном для построения системы бухгалтерского учета в стране и призвана:

обеспечить заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;

быть основой для поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету;

служить базой для принятия решений по вопросам, еще не урегулированными нормативными актами;

помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы в литературе по бухгалтерскому учету часто встречается новое понятие – принцип бухгалтерского учета.

Принцип – основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения.

Принципы отражения информации в системе финансового учета могут быть сгруппированы следующим образом:

— принцип двойной записи (double entry);

— принцип единицы учета (accounting entity);

— принцип периодичности (periodicity);

— принцип продолжающейся деятельности (going concern);

— принципденежнойоценки(monetary measurement);

— принципначислений(accrual basis): принципрегистрациидохода(realisation concept), принципсоответствия(matching concept);

— принцип осмотрительности (prudence, conservatism).

Принцип двойной записи предполагает использование двойной записи при ведении учета и составлении финансовой отчетности. Проводки в учете могут быть как простые (один дебет и один кредит), так и сложные (несколько дебетов и несколько кредитов), однако общая сумма по дебету должна быть равна общей сумме по кредиту. Данный способ представляет собой специфику ведения финансового учета.

Принцип единицы учета означает, что для целей учета предприятие отделено от своих владельцев (собственников) и от других предприятий. Его также называют принципом хозяйственной, или экономической, единицы. Отделение предприятия от собственников и от других предприятий позволяет корректно учитывать результаты его деятельности.

Для индивидуальных частных предприятий использование этого принципа означает отделение операций собственника от операций предприятия. Например, изъятие собственником денежных средств из кассы не является расходом предприятия, а представляет собой изъятие владельца (отметим, что в США для целей налогообложения собственник не отделяется от своего предприятия, которое для целей финансового учета рассматривается отдельно).

Для корпораций отдаленность собственников от деятельности предприятия является очевидной: акционеры, финансируя деятельность, не имеют возможности управлять ею. Такая ситуация ведет к тому, что акционеры несут наибольшие риски и больше чем другие пользователи заинтересованы в информации, отражаемой в финансовой отчетности.

Принцип периодичности требует регулярного составления отчетности. Хозяйственная деятельность предприятия является непрерывным процессом, и для того, чтобы оценить ее результаты, необходимо искусственно зафиксировать момент времени (отчетную дату), когда будет зафиксировано финансовое состояние предприятия. За период между двумя отчетными датами (отчетный период) можно определить изменение финансового состояния, получив результат деятельности предприятия за отчетный период. Основным отчетным периодом считается год; отчетной датой может являться любой календарный день года. Таким образом, на отчетную дату за отчетный период составляется финансовая отчетность предприятия, характеризующая его деятельность.

Принцип продолжающейся деятельности заключается в том, что финансовая отчетность составляется исходя из предположения, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т.е. у него нет ни намерения, ни необходимости прекращать свою деятельность. На основе этого принципа вырабатываются определенные правила оценки статей отчетности, в частности, использование первоначальной стоимости.

Принцип денежной оценки состоит в том, что вся информация в финансовой отчетности оценивается в денежном выражении. В международной практике используются различные оценки. Можно выделить следующие варианты таких оценок:

первоначальная стоимость (historical cost) – сумма денежных средств, затраченная на приобретение актива;

стоимость замещения, или текущая стоимость (replacement/current value) – сумма денежных средств, которая должна быть уплачена в настоящий момент для приобретения (замещения) данного актива;

рыночная стоимость, или стоимость реализации (market value/realisable value) – сумма денежных средств, которая может быть получена от реализации актива в настоящий момент;

чистая стоимость реализации (net realisable value) – сумма денежных средств, которая может быть реально получена от продажи актива в настоящий момент за вычетом расходов на реализацию;

приведенная стоимость (present value) – текущая стоимость будущих потоков денежных средств;

справедливая стоимость (fair value) – стоимость, по которой активы могут быть обменены между двумя независимыми и желающими это сделать сторонами.

Принцип начислений предусматривает, что доходы и расходы должны быть отражены в том отчетном периоде, когда они возникли, а не когда уплачены или получены деньги. Необходимость данного принципа обусловлена периодичностью составления финансовой отчетности. Иногда этот принцип разделяют на две составляющие: принцип регистрации дохода и принцип соответствия.

Принцип регистрации дохода подразумевает, что доход отражается в том отчетном периоде, когда он заработан (earned), т.е. предприятие завершило все действия, необходимые для его получения, и реализован (realized), т.е. получен или явно может быть получен, а не когда получены денежные средства. Исключение составляют методы поэтапного выполнения контракта (percentage of completion method) и продажи в рассрочку (installment method).

Принцип соответствия требует отражения в отчетном периоде только тех расходов (expenses), которые привели к доходам данного периода. В некоторых случаях связь между доходами и расходами является очевидной (например, прямые расходы материалов), в других случаях – нет, поэтому для них предусмотрены определенные правила. Некоторые затраты относятся на отчетный период, т.е. являются расходами периода, поскольку они возникли в данном периоде (периодические затраты – period cost), хотя их нельзя связать напрямую с доходом данного периода. Некоторые затраты распределяются во времени, т.е. относятся на расходы разных отчетных периодов частями, поскольку приводят к доходам, получаемым в разные отчетные периоды (например, распределение первоначальной стоимости основных средств во времени путем амортизации). В общем виде правило для отражения затрат в учете может быть сформулировано следующим образом: если затраты приводят к текущим выгодам, они отражаются как расходы отчетного периода; если затраты приводят к будущим выгодам, они отражаются как активы и списываются на расходы в будущих отчетных периодах; если затраты не приводят ни к каким выгодам, они отражаются как убытки отчетного периода.

Суть принципа осмотрительности состоит в большей готовности к учету потенциальных убытков, чем потенциальных прибылей, что выражается в оценке активов по наименьшей из возможных стоимостей, а обязательств – по наибольшей. В качестве примера применения данного принципа можно привести правило оценки запасов по наименьшей из возможных величин – себестоимости или рыночной цене. Если рыночная стоимость меньше, это означает возможный потенциальный убыток, поэтому стоимость запасов должна быть снижена до рыночной цены и признан убыток в отчете о прибылях и убытках. Отметим, что этот принцип действует только для ситуации неопределенности и не означает создания скрытых резервов или искажения информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Методические рекомендации по применению Международных стандартов бухгалтерского учета. Астана: Министерство финансов, 2006

Александер Д., Бриттон А., Йориссен Э.Межународные стандарты финансовой отчетности: от теории к практике. /перевод с англ. Бабкина В.И., Седовой Т. В. – М.: Вершина, 2005

Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Пласкова Н.С. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Омега-Л, 2006

Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. Принципы перехода и применения. Алматы: ЦДБ, 2006

Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. МСФО в Казахстане: принципы перехода и применения. Алматы: LEM, 2006

Международные стандарты финансовой отчетности: теория и практика. / справочное руководство. Алматы. 2007

Назарова В.Л. Бухгалтерский учет. Учебник. Алматы: Экономика. 2003

В.К. Радостовец. Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы-2004

Нурсеитов Э. О., Нурсеитов Д.Э. Практика бухгалтерских расчетов. – Алматы. 2006

Проект концепции развития отрасли бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 2007 -2009 годы

А. Абдыманапов., С. Раимов. Принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Алматы, 2005

Салина А.П. Принципы бухгалтерского учета. Алматы,2003


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.