--PAGE_BREAK--В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.
Внутренний аудит решает следующие задачи:
1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.
2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.
3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.
В табл. 1 перечислены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.
Таблица 1. Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита
Факторы
Внутренний аудит
Внешний аудит
Постановка задач
Определяется руководством исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом
Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)
Объект
Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия
Главным образом система учета и отчетности предприятия
Средства
Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита)
Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами
Цель
Определяется руководством предприятия
Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства
Вид деятельности
Исполнительская деятельность
Предпринимательская деятельность
Организация работы
Выполнение конкретных заданий руководства
Определяется аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки
Взаимоотношения
Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него
Равноправное партнерство, независимость
Субъекты
Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия
Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства
Квалификация
Определяется по усмотрению руководства предприятия
Регламентируется государством
Оплата
Начисление заработной платы по штатному расписанию
Оплата предоставленных услуг по договору
Ответственность
Перед руководством за выполнение обязанностей
Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами
Методы
Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач (например оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности.
Отчетность
Перед руководством
Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту
Некоторые виды аудита называются управленческим или производственным аудитом. Основной их задачей является проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.
Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг в помощь клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.
Достаточно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, который заключается в систематическом анализе хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и сделать всесторонний анализ определенных видов деятельности.
ЦелиАХД: оценка эффективности управления; выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности; внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности. Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.
Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутреннего аудита. Если условия устанавливаются кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку они часто связаны с финансовыми отчетами компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.
Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.
Аудит финансовой отчетности и специальный аудит заключается в проверке отчетности субъекта с целью дачи заключения о правильности ее составления в соответствии с установленными критериями и общепринятыми правилами бухгалтерского учета. Этот вид аудита проводится сторонними аудиторами, нанятыми компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.
Специальный аудит направлен на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил. Обычно имеет целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов, другие цели.
Обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит регламентируется государством. В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая)отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. В таблице 2. представлены критерии, экономические субъекты, показатели отчетности и нормативы обязательного аудита.
Таблица 2. Критерии, субъекты и показатели обязательного аудита
Критерии
Экономические субъекты, показатели отчетности
1. Организационно-правовая форма экономического субъекта
Открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала
2. Вид деятельности экономического субъекта
1. Банки и другие кредитные учреждения
2. Страховые организации и общества взаимного страхования
3. Товарные и фондовые биржи
4 Инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании)
5. Внебюджетные фонды (если источники их образования — обязательные отчисления, предусмотренные законодательством РФ со стороны юридических и физических лиц)
6. Благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды (источники образования — добровольные пожертвования юридических и физических лиц)
7. Другие экономические субъекты, где обязательная аудиторская проверка предусмотрена федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ
3. Источники формирования уставного капитала
Если в уставном капитале есть доля иностранных инвесторов
4. Финансовые показатели экономического субъекта
(Кроме предприятий, находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности)
1.Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год если более чем в 500 000 раз превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
2. Сумма активов баланса на конец года если более чем в 200 000 раз превышает МРОТ
Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.
Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской фирмой впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, поскольку у аудиторов нет представления об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и т.д.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудиторской фирмой или аудитором не в первый раз. Планирование и процесс аудита опирается на знание специфики клиента, его слабых и сильных сторон в организации бухгалтерского учета, а также на результаты длительного сотрудничества аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).
Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах повторяющегося, согласованного аудита. Такое сотрудничество обоюдовыгодно как аудиторам, так и клиенту.
Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.
К перечисленным видам аудита необходимо добавить:
G налоговый аудит;
G ценовой аудит;
G экологический аудит.
В развитии аудита выделяются следующие три стадии и, соответственно, вида аудита:
а) подтверждающий аудит. Проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности;
б) системно — ориентированный аудит. Аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что если система внутреннего контроля работает эффективно, то не нужно проводить детальную проверку, потому что в некоторой степени можно доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений. Там, где контроль неэффективен, клиенту даются рекомендации, как улучшить систему;
в) аудит, в основе которого лежит риск. Сконцентрировав аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском и тем самым обеспечить более эффективную с точки зрения затрат услугу.
С точки зрения экономических субъектов аудит подразделяется на:
v общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, организации, учреждения);
v банковский аудит;
v аудит страховых организаций;
v аудит бирж;
v аудит внебюджетных фондов;
v аудит инвестиционных институтов.
Заключение.
С переходом к рыночным отношениям экономическая жизнь в стране пополнилась множеством новых понятий и терминов. Одним из них является понятие аудита.
С появлением регулирующих документов «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ, аудит в РФ вышел на качественно новый этап развития. В настоящее время можно говорить, что в России сформировался рынок аудиторских услуг.
Во всем мире любая уважающая себя коммерческая организация обязательно подтверждает свою отчетность заключением аудитора. Этим она резко увеличивает доверие к себе со стороны потенциальных пользователей отчетности – учредителей, инвесторов, кредиторов, банков, покупателей, поставщиков и др. А такое доверие значит для предприятия очень много.
Литература.
1. Федеральный закон об аудиторской деятельности №119 –ФЗ от 07.08.2001г.
2. Стандарты аудиторской деятельности. М.: «Книга сервис» — 2004.
3.&n