КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Бухгалтерский учет»
Тема: «Инвентаризация как метод фактического контроля»
Студентка:
Группа №
Руководитель:
Новокузнецк 2010
Оглавление
Введение……………………………………………...…………………………3
Глава 1. Понятие инвентаризации. Виды. Принципы...……………………..5
Задачи и значение инвентаризации…………...…………………….5
Методическое регулирование инвентаризации…………...……….6
Виды инвентаризаций…………………………………..……………6
Сроки проведения инвентаризаций…………………………………7
Глава 2. Порядок проведения инвентаризации………………………………9
Инвентаризационные комиссии…………………………………….9
Составление планов и графиков инвентаризаций………………..10
Подготовительные мероприятия…………………………………..10
Проверка фактических остатков…………………………………...11
Инвентаризационные описи……………………………………….12
Заключительные мероприятия……………………………………13
Глава 3. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете……………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………17
Практическая часть…………………………………………………………...19
Список нормативных актов и литературы………………………………….37
Введение.
Инвентаризация является одним из методов бухгалтерского учета и заключается в установлении на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета.
Принципы:
-внезапность;
-сопоставимость единиц измерения;
-плановость;
-объективность;
-юридическая правомочность результатов;
-непрерывность;
-полнота охвата объектов;
-воспитательное воздействие и материальная ответственность;
-оперативность и экономичность;
-гласность.
Связь с другими методами бухгалтерского учета.
Путем проведения инвентаризации выявляются и документируются изменения в составе хозяйственных средств, которые не были зарегистрированы в тот момент, когда они произошли. Например, уменьшение величины материальных ценностей в результате их естественной убыли.
Инвентаризация не может проводится без оценки, в основе которой лежит калькуляция, которая позволяет определить фактическую себестоимость объектов.
Результаты инвентаризации находят свое отражение на счетах.
Периодическое обобщение информации по годовой инвентаризации отражается в годовом бухгалтерском отчете, а текущие — в отчетности того
месяца, в котором была окончена инвентаризация.
Актуальность выбранной мною темы является самой важной на сегодняшний день, так как ни одна из организаций не обходится без инвентаризации, потому самое главное, чтобы фактический остаток совпадал с книжным, и не было допущено пересортицы.
Объектом изучения данной курсовой работы является изучение инвентаризации в бухгалтерском учете.
Предметом является инвентаризации в организациях
Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе источников подробно рассмотреть, как проводится инвентаризация.
Задачи: подробно изучить, что такое инвентаризация, рассмотреть ее виды, узнать какое значение имеет, ознакомится с порядком проведения.
Максимально раскрыть суть данной темы мне помогла современная литература. Я воспользовалась несколькими источниками такими как: Медведев М. Ю., Полякова С.И., Старовойтова Е.В., Соловьева О.В., Русалева Л.А., Сафронова Н.Г., Соколова Е.С., а также другими источниками, указанными в списке литературы.
Понятие инвентаризации. Виды. Принципы.
Задачи и значение инвентаризации.
Основными задачами инвентаризации являются:
-проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном, валютном и других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской и кредиторской задолженности и других статей баланса.
-контроль за сохранностью этих средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
-выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т. п.;
-выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;
-проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
Таким образом, с помощью инвентаризации:
-проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета,
-выявляются ошибки, допущенные в учете,
-принимаются на учет неучтенные хозяйственные объекты,
-контролируется сохранность хозяйственных средств,
-выявляются и предупреждаются неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи,
-контролируется работа материально-ответственных лиц
Кроме того, инвентаризация занимает важное место в процессе осуществления экономического анализа. Значение инвентаризации заключается ещё и в том, что её осуществляют сами работники предприятия, поэтому она выступает одним из методов контроля работников за деятельностью предприятия.
Методическое регулирование инвентаризации.
Основным документом, определяющим порядок проведения инвентаризации (помимо других основных нормативно-правовых актов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета), является Приказ Министерства Финансов РФ №49 от 13.06.95г «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых результатов».
Виды инвентаризаций.
Классификация по полноте охвата:
-Полная инвентаризация охватывает все имущество и финансовые обязательства предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится, как правило, один раз в год, обычно перед составлением годового отчета.
-Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе.
-Выборочные инвентаризации являются разновидностью частичных и проводятся, как правило, по товарам, уценённым и переведённым в пониженные сорта, оказавшимся без ярлыков, морально устаревшим и испорченным, а также в случаях, когда полная инвентаризация по товарам не целесообразна.
-Сплошные инвентаризации проводят одновременно на всех предприятиях, расположенных в одном населённом пункте или в потребительском обществе.
Классификация по роли в хозяйственном процессе:
-Плановые инвентаризации проводят периодически согласно плану (графику) в заранее намеченные сроки.
-Внеплановые инвентаризации проводятся внезапно по распоряжению руководителей предприятий или вышестоящих организаций, следственных и других контролирующих органов в случаях особой необходимости.
-Повторная инвентаризация проводится в случае, когда возникли сомнения в качестве инвентаризации или в том, что материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.
-Необходимая инвентаризация проводится в ряде случаев, предусмотренными нормативно-правовыми актами (см. ниже).
-Контрольно — перепроверочная инвентаризация проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей.
Сроки проведения инвентаризации.
Количество инвентаризаций в отчётном году, порядок и сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самим предприятием. Периодичность инвентаризаций предусмотрена Положением о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации, например:
-денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности, нефти и нефтепродуктов- не реже одного раза в месяц;
-расчетов по платежам в бюджет- не менее одного раза в квартал;
-расчетов с дебиторами и кредиторами- не менее двух раз в год;
-готовой продукции на складах, сырья и прочих материальных ценностей, незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки- не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее1 октября отчетного года;
-основных средств- не менее одного раза в два-три года.
Кроме того, данное Положение предусматривает ряд случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:
-при передаче имущества предприятия в аренду;
-при выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;
-перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее1 октября отчетного года;
-при смене материально ответственных лиц;
-при установлении фактов хищений, злоупотреблений, краж, ограблений, порчи ценностей — немедленно при установлении таких фактов;
-после пожара или стихийных бедствий - немедленно по их окончании;
-при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей;
Закон о банкротстве предприятий также предполагает необходимость проведения инвентаризации имущества предприятия-должника при проведении конкурсного производства.
Порядок проведения инвентаризации.
Инвентаризационные комиссии.
Организацию, проведение и контроль за проведением инвентаризации осуществляют две комиссии: постоянно действующая и рабочая. Кроме того, в межинвентаризационный период проверки и выборочные инвентаризации осуществляются работниками инвентаризационных групп, состоящих в штате предприятия. Персональный состав инвентаризационных комиссий и групп утверждается приказом руководителя предприятия.
В состав постоянно действующей комиссии входят:
-руководитель предприятия или его заместитель (председатель комиссии);
-главные бухгалтера;
-начальники структурных подразделений (служб);
-представители общественности.
Постоянно действующие комиссии выполняют следующие функции:
-заслушивают на своих заседаниях руководителей структурных подразделений по вопросам сохранности товарно-материальных ценностей;
-организуют проведение инвентаризаций и осуществляют инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;
-производят контрольно-проверочные и выборочные инвентаризации;
-рассматривают объяснения, полученные от лиц, допустивших недостачу, порчу ценностей или другие нарушения, и дают предложения о порядке регулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей.
Для непосредственного проведения инвентаризаций (при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств) постоянные комиссии создают рабочие инвентаризационные комиссии, в состав которых входят:
-представитель руководителя предприятия (председатель комиссии);
-специалисты (товаровед, технолог, экономист, юрист, работник бухгалтерской службы).
В некоторых случаях (например, после краж и ограблений) в состав комиссий включают представителей: управления торговли местных исполнительных и распорядительных органов; службы внутреннего аудита организации; независимых аудиторских организаций.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных с целью сокрытия недостач, растрат или излишков подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.
Составление плана и графиков инвентаризаций.
План инвентаризаций составляется главным бухгалтером по согласованию с руководителем предприятия. Проведение инвентаризаций планируется на год с разбивкой по месяцам, ежемесячно план работы уточняется и при необходимости корректируется. При этом важное значение имеет правильное установление очерёдности инвентаризаций: в первую очередь — у лиц, вновь принятых на материально ответственную работу, а также у недостаточно квалифицированных работников. При определении очерёдности инвентаризаций принимают во внимание факты неритмичного выполнения плановых заданий, неудовлетворительное качество выпускаемой продукции, наличие жалоб покупателей на обсчёт и другие нарушения.
Подготовительные мероприятия.
Основанием проведения инвентаризации является приказ (распоряжение), который вручается членам инвентаризационных комиссий. В приказе указывается состав инвентаризационной комиссии, конкретные объекты инвентаризации, сроки начала завершения работ, сдачи материалов инвентаризации в бухгалтерию.
Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей, инвентаризационная группа обязана:
-получить от материально ответственных лиц расписку в том, что у них нет неоприходованных и не списанных в расход ценностей, а также последние товарно-денежные отчёты и расписку об их сдаче, тщательно проверить их и проставить даты и подписи председателя;
-получить от кассира и проверить последний кассовый отчёт с выведенными в нём остатками денег в кассе;
-снять остаток наличия денежных средств в кассе, записать его в инвентаризационную опись;
-опломбировать места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы;
-проверить исправность всех весоизмерительных приборов;
-материальные ценности рассортировать и уложить по наименованиям, артикулам, ценам сортам, размерам в определённом порядке, удобном для пересчёта, перемеривания и перевешивания;
-в местах хранения вывесить ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей.
Проверка фактических остатков.
Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера непосредственно в местах хранения (закрепления) имущества.
Количество материалов и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, определяется на основании документов при обязательной проверке в натуре их части. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. По окончании перевески данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись.
Комиссия также должна проверить весоизмерительное оборудование. Инвентаризация расчётов проводится путём сопоставления выписок из лицевых счетов с бухгалтерскими записями по счетам. Кроме того, комиссия высылает дебиторам или кредиторам выписки из счетов и просит подтвердить в кратчайшие сроки.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок оформляются актом, где отмечаются фактические суммы инвентаризации и контрольной проверки и фиксируются расхождения.
Инвентаризационные описи.
Наименования инвентаризуемых объектов, их количество и цена показываются в инвентаризационных описях или актах (не менее чем в двух экземплярах, подписанных всеми членами комиссии и материально ответственными лицами) по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Материально ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них нет претензий к комиссии и что проверенные ценности приняты ими на хранение
В случае обнаружения порчи, боя и лома товарно-материальных ценностей инвентаризационная комиссия составляет акт, в котором указывают характер, степень, причины порчи и лиц, в ней виновных, и вместе с письменным объяснением материально ответственных лиц передают на рассмотрение.
Оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют и сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации, наличие средств по данным учета и результаты сравнения – излишек или недостача.
2.6. Заключительные мероприятия.
По завершении инвентаризации в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации делаются итоговые записи: дата окончания инвентаризации по приказу и фактически, суммы недостач и излишков окончательные, дата утверждения результатов руководством, дата принятия мер по недостачам – их погашение либо передачи дела в следственные органы, отметка о погашении недостач, оприходовании излишков.
После подведения итогов инвентаризации составляется сводная ведомость ее результатов, в которой указываются: наименования и номера счетов, по которым выявлены недостачи и излишки, их суммы, суммы установленных норм имущества, после чего определяются направления списания недостач и потерь.
Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете (в течение 10 дней после окончания инвентаризации) и отчетности того месяца, в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.
По всем недостачам, потерям и излишкам материальных ценностей и денежных средств инвентаризационной комиссией должны быть получены от материально ответственных лиц письменные объяснения. На основании предоставленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяет порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.
Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации, представленные в приложениях № 6-19 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, либо формы, разработанные министерствами, ведомствами.
III. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
— Излишек имущества подлежит оприходованию по дебету соответствующих счетов, с отнесением его на финансовые результаты (счет 99) у организаций или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации (в кредит счёта 99 «Прибыли и убытки») с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
— Все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Со счёта 94 суммы недостач относят по назначению в следующем порядке:
— Убыль ценностей в пределах установленных норм естественной убыли определяется после зачёта излишками по пересортице. В том случае, если после зачёта по пересортице всё же оказалась недостача ценностей, нормы естественной убыли применяются только по тому виду ценностей, по которому осталась недостача. При отсутствии норм естественной убыли вся убыль рассматривается как недостача сверх нормы.
Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, списываются с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» на издержки производства и обращения у организаций или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных организаций
Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, порчу сверх норм естественной убыли, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке, возникающее при пересортице, относят на виновных лиц и оформляют бухгалтерской записью: дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»; кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают со счёта 94 в дебет счёта 99 «Прибыли и убытки».
Заключение.
Проведение инвентаризации имеет множество особенностей для различных видов инвентаризируемых объектов и различных хозяйственных ситуаций. Организация проведения инвентаризации таким образом, чтобы ее функция по обеспечению достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, установленная Законом «О бухгалтерском учете», была действительно исполнена, требует знания и применения всех положений и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету, а также знания небухгалтерского права (гражданского, авторского, трудового и т.д.).
Объектами проведения инвентаризации определены все имущество экономического субъекта независимо от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых обязательств (дебиторская кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы). Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственным лицам.
Как правило, инвентаризация материальных ценностей, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности проводится внезапно, а основных средств, незавершенного производства, капитального строительства, расчетов и других статей баланса — по состоянию на 1-е число месяца.
Подходы к инвентаризации в нашей стране и за рубежом различны. В России главный бухгалтер, хотя на него и не могут быть возложены обязанности, связанные с материальной ответственностью за денежные и материальные ценности, должен тщательно контролировать и активно участвовать в проведении инвентаризаций, в подготовке мероприятий по предупреждению недостач и хищений. Проверка наличия ценностей производится не только по стоимости, но и по количеству (количество должно соответствовать пообъектно, не допускается замена одних номенклатурных номеров другими). В западном учете инвентаризация не относится к функции бухгалтерии, ее проводит прочий технический персонал, бухгалтер сверяет бухгалтерии;
Причинами различий в подходах к инвентаризации в России можно считать следующие:
— обеспечение сохранности материальных ценностей возложено не только на материально ответственных лиц, но и на работников бухгалтерии;
— нередко встречающиеся случаи хищения, злоупотребления, пропажи и имущества.
Если признавать инвентаризацию как основополагающий прием бухгалтерского учета, то следует признать, что цель бухгалтерского баланса состоит в отражении имущественного положения организации. Однако если, не без основания, считать инвентаризационную опись всего-навсего первичным документом, который, как и любой такой документ, содержит ошибки, то основной задачей процесса составления баланса следует признать исчисление финансовых результатов.
Практическая часть.
Составить баланс на 1 декабря и открыть счета бухгалтерского учета по приведенным ниже данным об остатках по счетам на 1 декабря 2003 г.
Зарегистрировать в журнале операций и записать на счетах бухгалтерского учета суммы хозяйственных операций за декабрь 2003 г.
Подсчитать итог по журналу операций, обороты за декабрь и сальдо на 1 января 2003 г. по счетам бухгалтерского учета.
Составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета за декабрь 2003 г.
Составить баланс организации на 1 января 2004 г.
Задание выполняется на примере швейной фабрики ЗАО «Сириус», вид деятельности которого – промышленное производство. Учет затрат на производство ведется по видам продукции (А и Б) на аналитических счетах к счету 20 «Основное производство».
Данные для выполнения контрольной работы.
Выписка из приказа по учетной политике организации:
Для ведения бухгалтерского учета применяется план счетов, утвержденный приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
Для проведения ремонтов создается резерв предстоящих расходов (ремонтный фонд), отчисления производятся ежемесячно.
Учет материалов ведется по фактической себестоимости с использованием счетов 10, 15,16. В текущем учете материалы отражаются по покупным ценам (учетная оценка), отдельно отражаются отклонения учетной оценки от фактической на счете 16.
Единый социальный налог за декабрь начисляется по ставке 35,6%, тариф по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний установлен в размере 1,5%.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы учитываются отдельно и распределяются между видами продукции пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.
Незавершенное производство на конец отчетного периода оценивается по фактической производственной себестоимости.
Для учета готовой продукции используются счет 43 «Готовая продукция» и счет 40 «Выпуск продукции». На счете 43 готовая продукция учитывается по плановой себестоимости. В текущем учете на счете 40 готовая продукция отражаются по плановой (учетной) цене, в конце периода после оценки НЗП и исчисления фактической производственной себестоимости производятся расчет и списание отклонений фактической себестоимости от учетной оценки.
Коммерческие расходы (на продажу), накопленные за период, не распределяются, а полностью списываются на счет продаж.
Для целей налогообложения дата возникновения обязанности по уплате НДС установлена по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, в соответствии с действующим законодательством (гл.21 НК РФ) по наиболее ранней дате: либо день отгрузки, либо день оплаты.
НДС учитывается по ставке 18%.
Ведомость остатков ЗАО «Сириус»
по счетам синтетического учета на 1 декабря 2003 г.
Номер и наименование счета
Сумма, руб.
дебет
кредит
01 Основные средства
200 000
02 Амортизация основных средств
80 000
10 Материалы
100 000
16 Отклонение в стоимости материальных ценностей
20 000
43 Готовая продукция
60 000
50 Касса
1 750
51 Расчетный счет
135 000
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
98 000
62 Расчеты с покупателями и заказчиками
45 000
66 Расчеты по краткосрочным и кредитам и займам
200 000
68 Расчеты по налогам и сборам
6 250
69 Расчеты по социальному страхованию
7 600
70 Расчеты с персоналом по оплате труда
19 300
71 Расчеты с подотчетными лицами
10 000
80 Уставный капитал
68 000
83 Добавочный капитал
16 000
84 Нераспределенная прибыль
12 000
96 Резервы предстоящих расходов
39 800
99 Прибыли и убытки
2 400
Таблица 1
Составить баланс на 1 декабря и открыть счета бухгалтерского учета по приведенным ниже данным об остатках по счетам на 1 декабря 2003 г.
Актив
Пассив
№ счета
Название статьи
сумма
№ счета
Название статьи
Сумма
1.Внеоборотные средства
3.Собственный капитал
01
Основные средства
200 000
02
Амортизация основных средств
80 000
16
Отклонение в стоимости материальных ценностей
20 000
80
Уставный капитал
68 000
2.Оборотные активы
83
Добавочный капитал
16 000
10
Материалы
100 000
84
Нераспределенная прибыль
12 000
43
Готовая продукция
60 000
96
Резервы предстоящих расходов
39 800
50
Касса
1 750
99
Прибыли и убытки
24 800
51
Расчетный счет
135 000
4.Кредиты и займы
62
Расчеты с покупателями и заказчиками
45 000
66
Расчеты по кратко-срочным и кредитам и займам
200 000
71
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
10 000
5.Кредиторская задолженность
60
Расчеты с поставщи-ками и подрядчиками
98 000
68
Расчеты по налогам и сборам
6 250
69
Расчеты по социаль-ному страхованию
7 600
70
Расчеты с персоналом по оплате труда
19 300
Итого:
571 750
Итого:
571 750
Таблица 2
Журнал хозяйственных операций за декабрь 2003 года
Содержание хозяйственной операции
Сумма, руб.
Дебет
Кредит
1
2
3
4
Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности перед:
— бюджетом
— внебюджетными социальными
фондами
6 250
7 600
60 000
68
69
60
51
51
51
Получено в кассу с расчетного счета:
— на выплату заработной платы за ноябрь
— командировочные расходы
19 300
8 000
50
50
51
51
Выдано из кассы:
— по ведомости заработная плата
— на командировочные расходы
19 300
8 000
70
71
50
50
На основании авансового отчета директора по служебной командировке расхода списаны затраты
9 500
26
71
Директором сдан в кассу остаток неизрасходованных подотчетных сумм
500
50
71
Резервируется сумма на проведение ремонта оборудования цеха. Начислено в резервный фонд за декабрь
200
25
96
Акцептованы платежные документы подрядной организации за проведение капитального ремонта оборудования цеха на сумму 48 000 руб., в том числе НДС:
— его стоимость
— НДС
40 678
7 322
08
19
60
08
От физического лица безвозмездно получено производственное оборудование по рыночной стоимости
20 000
08
98
Акцептованы платежные документы транспортной организации на сумму 3 000 руб. за доставку безвозмездно полученного оборудования:
— стоимость доставки
— НДС
2 542
458
08
19
60
60
Оплачены полностью перечислением с расчетного счета услуги транспортной организации
3 000
60
51
Безвозмездно полученное оборудование введено в эксплуатацию
22 542
01
08
НДС, уплаченный транспортной организации, принят к вычету
458
68
19
Начислены амортизационные отчисления за декабрь по оборудованию и зданию цеха
1 800
25
02
1
2
3
4
Акцептованы документы поставщика на сумму 36 000 руб. за материалы производственного назначения:
— их стоимость
— НДС
30 508.47
5 491.53
15
19
60
60
Акцептованы документы транспортной организации на сумму 1 920 руб. за доставку материалов:
— стоимость доставки
— НДС
1 627.12
292.88
15
19
60
60
Поступившие материалы оприходованы на склад по учетной оценке (покупная цена без НДС)
30 508.47
10
15
Списаны отклонения фактической себестоимости материалов от учетной оценки
1 627.12
16
15
Отпущены со склада материалы в производство по учетной оценке (покупным ценам):
— на производство продукции А
— производство продукции Б
— содержание оборудования
— общехозяйственным службам
40 000
30 000
7 000
600
20
20
25
26
10
10
10
10
Списываются отклонения в стоимости материалов на израсходованные материалы:
— на производство продукции А
— производство продукции Б
— содержание оборудования
— общехозяйственным службам (расчет выполнить в отдельной таблице)
6 628
4 971
1 160
99
20
20
25
26
16
16
16
16
Начислено инженеру производственного цеха за 3 дня выполнения государственных обязанностей в рабочее время (народный заседатель). Оклад – 3 000 руб. Расчетный период (3 календарных месяца) отработан полностью. Количество рабочих дней по 5-дневной рабочей неделе в сентябре – 20, в октябре – 23, в ноябре – 21:
— сумма выплаты
— ЕСН
— страховая сумма от несчастных случаев
421.88
150.19
6.33
25
25
25
50
69
69
Начислена заработная плата:
— на производство продукции А
— производство продукции Б
— рабочим, обслуживающим оборудование
— работникам заводоуправления
20 000
15 000
12 000
10 000
20
20
25
26
70
70
70
70
Удержан из заработной платы налог на доходы физических лиц
6 900
70
68
1
2
3
4
Начислен ЕСН:
— на производство продукции А
— производство продукции Б
— рабочим, обслуживающим оборудование
— работникам заводоуправления
7 120
5 340
4 272
3 560
20
20
25
26
69
69
69
69
Начислены суммы по страховым взносам от несчастных случаев:
— на производство продукции А
— производство продукции Б
— рабочим, обслуживающим оборудование
— работникам заводоуправления
300
225
180
150
20
20
25
26
69
69
69
Акцептовать счет за аудиторские услуги:
— стоимость услуги
— НДС
2 500
500
20
19
60
60
Акцептованы счета:
За потребленные в производственных цехах электроэнергию, воду и газ:
— стоимость
— НДС
За потребленную электроэнергию для общехозяйственных нужд:
— стоимость
— НДС
7 500
1 500
1 250
250
25
19
25
19
60
60
60
60
Определены и списаны общепроизводственные расходы:
— на продукцию А
— продукцию Б (расчет в отдельной таблице)
20 486.03
15 454.37
20
20
25
25
Определены и списаны общехозяйственные расходы:
— на продукцию А
— продукцию Б (расчет в отдельной таблице
13 628.13
10 280.87
20
20
26
26
В течение декабря выпущена из производства и сдана на склад готовая продукция по учетной цене (плановой себестоимости):
— продукция А
— продукция Б
80 000
70 000
43
43
20
20
В течение декабря отгружена со склада покупателям по плановой себестоимости:
— продукция А
— продукция Б
70 000
60 000
62
62
43
43
В конце месяца определена величина НЗП (НЗП по продукции А – 20 000 руб., по Б – 10 000 руб.), рассчитана и списана фактическая производственная себестоимость готовой продукции:
— продукции А
— продукции Б (расчет в отдельной таблице)
89 402.04
72 531.36
91
91
20
20
1
2
3
4
Определены и списаны на счет продаж отклонения фактической производственной себестоимости готовой продукции от плановой оценки:
— по продукции А
— продукции Б
13 302.25
7 929.77
90-2
90-2
62
62
За отгруженную продукцию А покупателю предъявлены расчетно-платежные документы на сумму
В том числе НДС
120 000
18 305.08
62
90-3
90-1
68
За отгруженную продукцию Б покупателю предъявлены расчетно-платежные документы на сумму
В том числе НДС
90 000
13 728.81
62
90-3
90-1
68
Акцептован счет транспортной организации за доставку готовой продукции (А и Б) до железнодорожной станции на сумму 1 000 руб., в том числе НДС (расходы несет поставщик в соответствии с договором поставки):
— стоимость доставки
— НДС
847.46
152.54
44
44
60
68
Приняты к оплате счета за рекламу продукции (А и Б):
— стоимость рекламы
— НДС
1 000
200
91
19
60
60
Учтены расходы на продажу продукции (А и Б):
— материалы на тару и упаковку по учетной стоимости
— отклонение в стоимости израсходованных материалов
— начислена заработная плата
— начислен ЕСН
— начислена сумма износа по страхованию от несчастных случаев
1 000
1 627
1 000
356
15
44
44
44
44
44
16
16
70
69
69
Расходы на продажу полностью списаны на сет продаж
4 998
90-2
44
Определен и списан финансовый результат по продажам
141 034.77
90
99
Начислен налог на прибыль
8 000
99
68
Проведена реформация баланса – списано сальдо 99 заключительной проводкой декабря
175 769.98
99
84
Итого за месяц
1 598 138.4
Подсчитать итог по журналу операций, обороты за декабрь и сальдо на 1 января 2003 г. по счетам бухгалтерского учета.
Д 01 К
Д 02 К
200 000
80 000
11) 225 421
13) 1 800
225 421
-
-
81 800
Д 08 К
Д 10 К
—
-
100 000
-
7)40 678
11)22 542
16) 30 508.47
18) 40 000
8)20 000
9)2 542
18) 30 000
18) 7 000
18) 600
63 220
22 542
52 908.47
40 6787
-
-
-
Д 15 К
Д 16 К
-
-
20 000
14)30 508.47
16)30 508.47
17) 1 627.12
19)6 628
15)1 627.12
17)1 627.12
19)4 971
19)1 160
19)99
37) 1 000
37) 1 627
-
-
6 142.12
-
Д 19 К
Д 20 К
-
-
-
-
7)7 322
12)458
18)40 000
29)80 000
9)458
18)30 000
29)70 000
14)5 491.53
19)6 628
31)89 402.04
15)292.88
19)4 971
31)72 531.36
25)500
21)20 000
26)1 500
21)15 000
26)250
23)7 120
36)200
23)5 340
24)300
24)225
25)2 500
27)20 486.03
27)15 454.37
28)13 628.37
28)10 280.87
15 556.41
-
191 933.4
311 933.4
120 000
Д 20-А К
Д 20-Б К
-
-
-
-
18)40 000
18)30 000
21)20 000
21)15 000
23)7 120
23)5 340
24)300
24)225
26)7 500
26)1 250
35 940.4
35 940.4
23 909
23 909
-
-
-
-
Д 25 К
Д 26 К
-
-
-
-
6)200
27)20 486,03
4)9 500
28)13 628.13
13)1 800
28)15 454.37
18)600
28)10 280.87
18)7 000
21)10 000
25)421.88
23)3 560
25)150.19
24)150
25)6.33
21)12 000
23)4 272
24)180
26)7 500
26)1 250
35 940.4
35 940.4
23 909
23 909
-
-
-
-
Д 43 К
Д 44 К
60 000
-
-
29)80 000
30)70 000
35)847.46
38)4 998
29)70 000
30)60 000
35)152.54
37)1 000
37)1 627
37)1 000
37)366
37)15
80 000
-
-
Д 50 К
Д 51 К
1 750
135 000
2)19 300
3)19 300
1)6 250
2)8 000
3)8 000
1)7 600
5)500
20)421.88
1)60 000
2)19 300
2)8 000
10)3 000
1 828.12
30 850
Д 60 К
Д 62 К
98 000
45 000
1)60 000
7)40 678
30)70 000
32)19 402.04
10)3 000
7)7 322
9)2 542
30)60 000
32)12 531.36
9)458
33)120 000
14)30 508.47
34)90 000
14)5 491,53
15)1 627.12
15)292.88
25)2 500
25)500
26)7 500
26)1 500
26)1 250
26)250
35)847.46
36)1 000
36)200
-
242 467,46
340 000
31 933.4
-
179 467.46
233 066.6
Д 66 К
Д 68 К
200 000
6 250
1)6 250
22)6 900
12)458
33)18 305.08
34)13 728.81
35)152.54
40)1 000
200 000
76 628.43
Д 69 К
Д 70 К
-
-
19 300
1)7 600
20)150.19
3)19 300
21)20 000
20)6.33
22)6 900
21)15 000
23)7 120
21)12 000
23)5 340
21)10 000
23)4 272
37)1 000
23)3 560
24)300
24)225
24)180
24)150
37)356
37)15
51 674.52
71 100
Д 71 К
Д 80 К
10 000
68 000
3)8 000
4)9 500
5)500
8 000
-
-
Д 83 К
Д 84 К
16 000
12 000
41)157 834.71
16 000
189 834.71
Д 90 К
Д 91 К
-
-
-
-
32)19 402.04
33)120 000
31)89 402.04
32)12 531.36
34)90 000
31)72 531.36
33)18 305.08
36)1 000
34)13 728.81
38)4 998
39)141 034.71
210 000
210 000
162 933.4
-
-
Д 96 К
Д 98 К
39 800
-
-
6)200
8)20 000
40 000
-
-
Д 99 К
Д 96 К
24 800
-
39 800
40)8 000
39)141 034.71
6)200
41)157 834.71
165 834.71
141 034.71
-
40 000
-
-
Составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета за декабрь 2003 г.
№ счета
На 01.12.2003г.
Обороты за декабрь
На 01.01.2004г.
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
01
200 000
-
225 42
-
222 542
-
02
-
10 000
-
1 800
-
81 800
08
-
-
63 220
22 542
40 678
-
10
100 000
-
30 508.47
77 600
52 908.47
-
15
-
32 135.59
32 135.59
-
-
-
16
20 000
-
1 627.12
15 485
6 142.12
-
19
-
-
16 014.41
458
15 556.41
-
20
-
-
311 933.4
311 933.4
120 000
-
25
-
-
35 940.4
35 940.4
-
-
26
-
-
23 909
23 909
-
43
60 000
-
150 000
130 000
80 000
-
44
-
-
4 998
4 998
-
-
50
1 750
-
27 800
27 721.88
1 828.12
-
51
135 000
-
-
104 150
30 850
-
60
-
98 000
63 000
101 467.46
-
179 467.46
62
45 000
-
340 000
31 933.4
233 066.6
-
66
-
200 000
-
-
-
200 000
68
-
6 250
6 708
47 086.43
-
76 628.43
69
-
7 600
7 600
21 674.52
-
41 674.52
70
-
19 300
26 200
58 000
-
71 100
71
10 000
-
8 000
10 000
8 000
-
80
-
68 000
-
-
68 000
83
-
16 000
-
-
-
16 000
84
-
12 000
-
157 834.71
-
179 834.71
90
-
-
210 000
210 000
-
-
91
-
-
162 933.4
-
162 933.4
-
96
-
39 800
-
200
-
40 000
98
-
-
-
20 000
-
20 000
99
-
24 800
165 834.71
141 034.71
-
-
571 750
571 750
1 590 904.5
1 590 904.5
505.12
974505.12
Таблица 3
Составить баланс организации на 1 января 2004 г.
Актив
Пассив
№ счета
Название статьи
сумма
№ счета
Название статьи
Сумма
1.Внеоборотные активы
3.Собственный капитал
01
Основные средства
222 542
02
Амортзация основных средств
81 800
08
Вложения во внеоборотные актвы
40 678
80
Уставный капитал
68 000
16
Отклонение в стоимости материальных ценностей
6 142.12
83
Добавочный капитал
16 000
2.Оборотные активы
84
Нераспределенная прибыль
179 834.71
10
Материалы
52 908.47
96
Резервы предстоящих расходов
40 000
19
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
15 556.41
98
Доходы будущих периодов
20 000
20
Основное производство
120 000
4.Кредиты и займы
43
Готовая продукция
80 000
66
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
200 000
50
Касса
1 828.12
5.Кредиторская задолженность
51
Расчетный счет
30 850
60
расчеты с поставщиками и подрядчиками
179 467.46
62
Расчеты с покупателями и заказчиками
233 066.6
68
Расчеты по налогам и сборам
76 628.43
71
Расчеты с подотчетными лицами
8 000
69
Расчеты по социальному страхованию
41 674.52
91
Прочие доходы и расходы
162 933.4
70
Расчеты с персоналом по оплате труда
71 100
Итого:
974 505.12
Итого:
974 505.12
Таблица 4
Расчет отклонений в стоимости материалов
Показатель
Материалы по учетным ценам,
руб.
Отклонения в стоимости материалов, руб.
Фактическая себестоимость материалов, руб.
1
3
4
5
Остаток на начало месяца
100 000
20 000
80 000
Поступило за месяц
30 508.17
1 627.12
32 135.59
Всего
130 508.17
21 627.12
Процент (коэффициент) отклонения
16.57
Израсходовано за месяц:
— на производство продукции А
— на производство продукции Б
— обслуживание оборудования и другие цеховые нужды
— нужды общехозяйственного назначения
77 600
40 000
30 000
70 000
600
12 858
6 628
4 971
1 160
99
64 742
33 372
25 029
5 840
501
Таблица 5
Распределение общепроизводственных
и общехозяйственных расходов
Вид продукции
База распределения
Общепроизводственные расходы
Общехозяйственные расходы
руб.
%
А
20 000
57
20 486.03
13 628.13
Б
15 000
43
15 454.37
10 280.87
Итого
35 000
100
35 940.4
23 909
Таблица 6
Расчет фактической производственной себестоимости
готовой продукции и отклонений фактической себестоимости от учетной оценки
Показатель
Виды продукции
Итого
А
Б
НЗП на начало месяца
109 402.04
22 531.36
191 933.4
Затраты на месяц
20 000
10 000
30 000
НЗП на конец месяца
89 402.04
72 531.36
161 933.4
Фактическая производственная себестоимость продукции (1+2-3)
40 000
20 000
60 000
Плановая стоимость продукции
70 000
60 000
130 000
Отклонения фактической себестоимости от плановой («+» — перерасход, «-» экономия
19 402.04
12 531.36
31 933.4
Список нормативных актов и литературы
1. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета, / Кирьянова З.В. [Текст] // М., ФС, 1999г.-189с;
2. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н., Бухгалтерский учет в организациях, / Козлова Е.П. [Текст] // М., ФС, 2000г.-111с;
3. Коваль Л.С. Теория бухгалтерского учета: / Коваль Л.С. [Текст] // — М.: Издательство НПО «Модек», 2002г.-100с.;
4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: / Кондраков Н.П. [Текст] // Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005г.-131с.;
5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: / Кондраков Н.П. [Текст] // Учебное пособие. — 4-е издание, перераб, и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001г.-154с.;
6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: / Кондраков Н.П. [Текст] // Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 1996г.-49с.;
7. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета. / Кутер М.И. [Текст] // Учебник- 3-е изд. перераб. и доп. -М.: 2004г.-46с.;
8. Мизиковский Е.А. Теория бухгалтерского учета: / Мизиковский Е.А. [Текст] // Учебное пособие.- М.: ЮРИСТЬ, 2001г.-28с.;
9. Медведев М. Ю. Общая теория бухгалтерского учета: естественный, бухгалтерский и компьютерный методы. / Медведев М.Ю. [Текст] // — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001г.-91с.;
10. Полякова С.И., Старовойтова Е.В., Соловьева О.В. Бухгалтерский учет: / Полякова С.И. [Текст] // Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М; 2004г.-62с.;
11. Русалева Л.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. — М.: Ростов н. /Д: «Феникс», 2002г.-32с.;
12. Сафронова Н.Г., Яцюк А.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003г.-74с.;
13. Соколова Е.С. Теория бухгалтерского учета. / Соколова Е.С. [Текст] // Учебное пособие. — М.: ФБК — ПРЕСС, 2002г.-357с.;
14. Швецкая В.М. Теория бухгалтерского учета:/ Швецкая В.М. [Текст] // Учебник.- М, 2005г. -37с.;
15. Заграничная Т.Г. Когда обязательно проведение инвентаризации / Заграничная Т.Г. [Текст] //Главная книга.№22г.-289с.;
16. Соколов Я. В., Быков В. А., Инвентаризация как метод бухгалтерского учета// Бухгалтерский учет №4, / Соколов Я. В. [текст]// 2005г.-125с.
/>