Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Инвентаризация в бухгалтерском учете

--PAGE_BREAK--
                                Глава 2. Виды инвентаризации.
2.1 Виды инвентаризации.





Все проводимые на предприятии инвентаризации делятся по ряду признаков.

   


   




          
[6, с.159]

В зависимости от полноты охвата имущества инвентаризации бывают полные и частичные.

Полная инвентаризация охватывает все имущество и финансовые обязательства предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета по состоянию на первое января или на дату, близкую к концу отчетного года. 

Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе. Она должна проводится систематически в течение года, так как обеспечивает сохранность имущества предприятия, дисциплинирует материально ответственных лиц, позволяетсвоевременно скрыть нарушения, злоупотребления и факты хищения. Там, где материально ответственные лица чувствуют жесткий контроль за своей работой со стороны работников бухгалтерской службы, вероятнось злоупотреблений и фактов хищений сводится к минимуму [2, с. 112].

Сплошная инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного имущества, предъявленного конкретным материалным лицом.

Выборочная — это инвентаризация, при которой проверяются только некорые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица [13, с. 145].

В зависимости от основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые. Последние проводятся внезапно, сроки их проведения не должны быть известны материально ответственным лицам. Иногда могут проводится по требованиям ревизора, органов народного контроля, финансовых и следственных органов. Плановые инвентаризации проводятся: продовольственных товаров на складах и базах 2 раза в год, расчетов с финансовыми органами по взносам налогов и других платежей раз в квартал, расчетов с разными дебиторами и кредиторами 2 раза в год [11, с. 82].

Необходимая — проводится при смене материально ответственных лиц, после стихийного бедствия, при переоценке материальных ценностей, краже.

Повторная проводится в случае, когда возникли сомнения не только в качестве инвентаризациии, но и в том, что материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.

Контрольно-перепроверочная проводится в период инвентаризации или сразуже после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей [13, с. 146].

По частоте или переодичности проведения различают ежесменые, ежемесячные (квартальные, оплугодовые) и годовые инвентаризации.

Так, например, ежесменные инвентаризации остатков неиспользованных материалов, наличия полуфабрикатов или продукции осуществляют в ряде производств при передаче смен материально ответвственными лицами, при использовании инвентарного метода контроля за использованием материалов, при работе с особо дорогостоящими или опасными продуктами.

Не реже, чем ежеквартально, проводится инвентаризация наличных денежных средств и других ценностей в кассе.

Наиболее обширной и трудоемкой инвентаризацией является годовая. При этой инвентаризации проверяется не только наличие материальных ценностей, но и состояние расчетов с дебиторами, обоснованность сумм созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности и других пассивов. [15, с. 155-156]

Следует также выделить и рассмотреть текущие и перманентные инвентаризации. Текущие (постояные) инвентаризации проводятся для выявления фактического расходования сырья и материалов в производстве, проверки полноты поступающих партий материальных ценностей, соответствия действующих норм расхода сырья и материалов на производство отдельных видов продукции их фактическому расходу.

Перманентная (непрерывная) инвентаризация состоит в том, что постоянно действующая инвентаризационная комиссия подвергает проверке в натуре отдельные виды материальных ценностей в то время когда их остаток является минимальным. Такая организация инвентаризации существенно снижает трудоемкость ее проведения и позволяет более оперативно выявлять естественную убыль и потери отдельных видов материальных ценностей. Ведь нередко в практике возникают такие ситуации, когда в натуре материальных ценностей уже нет, а по учету значится их остаток, представляющий собой естественную убыль или недостачу этих ценностей. В условиях бухгалтерского учета на ЭВМ организация перманентной инвентаризации позволяет повысить точность учетно-экономической информации. [14, с.187]

                           2.2 Порядок проведения инвентаризации.



Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств предприятия (учреждения) и оформления ее результатов установлен Министерсвом финансов Республики Беларусь в " Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств ".

Количество инвентаризации в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем предприятия (учреждения).

Для проведения инвентаризации на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работы и наличии на предприятии ревизионной комисси проведение инвентаризации допускается возлогать на нее.

Постоянный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем предприятия. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируются в книге контроля за выполнением приказов о поведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей администрации предприятия, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инжинеры. экономисты, техники и т.д.). В инвентаризационную комиссию можно вкючать представителей службы внутреннего аудита, независимых аудиторских организаций. Необходимо отметить, что неучастие специалистов производства в инвентаризационных комиссиях снижает качество инвентаризации [5, с. 43].

На предприятии с большими объемами производства для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств целесообразно создавать рабочие инвентаризационные комиссии [5, с. 44]. В состав рабочий инвентаризационной комиссии входят: руководитель предприятия и его заместитель (председатель комиссии), главный бухгалтер, руководители структурных подразделений, главные специолисты, начальники отделов, руководитель юридической службы.

Для непосредственнго проведения инвентаризации ценностей на отдельном объекте назначается рабочая инвентаризационная комиссия. Запрещается назначать председателем комиссии одного и того же работника два раза подряд при инвентаризации у одних и тех же материально ответственных лиц. [ 3, с.44]

Перед началом проведения инвентаризаций членам  инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям — контрольный пломбир. В приказе устанавливаюися сроки начала и окончания проведения работ. Запрещается проводить инвентаризацию ценностей при неполном составе членов инвентаризационной комиссии. [3, с. 45]

 До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием " до инвентаризации на "__" (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Одновременно материально ответственное лицо дает расписку о том, что к началу инвениаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Сведения о фактическом наличии имущества и реально учтеных финансовых обязательств записываются инвентаризационные описи (акты инвентаризации) не менее, чем в двух экземплярах.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель предприятия должен создать условия, обеспечивающие полную и точную поверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и весовыми приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определятся на основании документов при обязательной поверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) наволочных материалов допускается прозводить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной        комиссии и материаль ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акт обмеров, технические расчеты и ведомость отвесов прилагают к описи.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительй и другой организационной техники, так и ручным способом.

Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания не правильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В описях недопускается оставлять незаполненые строки, на последних страницах незаполненые строки почеркиваются.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производящих эту проверку.

Описи подписывают члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии членам комиссии каких-либо и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерыва в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны хранися в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех случаях, когда материально ответственные обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения проводит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

По окончании инвентаризации могут проводится контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где поводилась инвентаризация.

Результы контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в  книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

В межинвентаризационный периода предприятиях (учреждениях) с большой номенклатурой ценностей могут производится выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, пороводимые в межинвентаризационный период, осуществляется инвентризационными комиссиями по распоряжению руководителя предприятий (учреждений). 
2.3 Отражение результатов инвентаризации в учете.



Для выявления результатов инвентаризации используют книгу остатков материалов, в которой отводят специальные графы для записи остатков материалов в натуральном измерении по данным инвентаризационных описей. Затем составляются сличительные ведомости, для чего могут использоваться также данные отчетов материально ответственных лиц. Сличительные ведомости подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В них включаются только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. По всем недостачам, потерям и излишкам материальных ценностей и денежных средств инвентаризационной комиссией должны быть получены от материально ответственных лиц письменные объяснения. На основании предоставленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяет порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета, а свой заключения и приложения фиксирует в протаколе.

Протаколы рабочей инвентаризационной комиссии рассматриваются постоянно действующей инвентаризационной комиссией и утверждаютяс руководителем предприятия.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее окончания.

В соответствии с Законом Республики Беларусь " О бухгалтерском учете и отчетности" выявленные в результате инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

1)                стоимость выявленных при инвентаризации излишков основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества подлежит оприходованию и зачисению на увеличение прибыли отчетного года с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

2)                стоимости недостачи, порчи и другой утраты имущества в пределах норм списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства (счета 25 «Общепроизвоздсвенные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»), издержки обращения (счет 44 «Издержки обращения»). Недостачи сельскохозяйственной продукции в пределах норм естественной убыли списываются по основным направлениям ее использования, включая и остаток продукции на складах, т.е. списывают на счета 20 «Основное производство» (в части продукции, использованной на семена, на корм животным, направленной на промышленную переработку), 46 «Реализация» (на реализованнуя продукцию), 10 «Материалы» или 40 «Готовая продукция» (на остаток кормов, семян и товарной продукции, храняцихся на складах) [3, с.49]. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявленных фактических недостач;

3)                убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице.  Последний может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. В том случае, если после зачета по пересортице, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применятся только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверхнорм;

4)                недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверхнорм естественной убыли относятся на виновных лиц или за счет страхового возмещения. Если виновные лица не установлены и  материально ответственные лица отказываются в добровольном порядке возмещать ущерб, причиненный субьекту хозяйствования, в этом случае материал по недостаче направляется либо в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, либо с соблюдением сроков исковой давности в суд для взыскания сумм недостачь с ответственных лиц по основаниям, предусмотренным законодательством.

Если судом полностью или частично отказано во взыскании суммы ущерба, причиненного недостачей или потерей от порчи ценностей, по причине ненадлежащего учета и хранении материальных ценностей, пропуска сроков исковой давности и по другим зависящим от предприятия причинам, то источником погашения таких сумм является прибыль, оставшаяся в расположении предприятия, или резервные фонды. Таким образом, некомпенсированые материально ответственными лицами недостачи товарно материальных ценностей или потери от их порчи списываются за счет прибыли или резервных фондов [3, с.49]. При этом дебетуется счет 80 " Прибыли и убытки" или 86 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

  Уточнение или списание дебиторской или кредиторской задолженности зачисляется на финансовые результаты отчетного года.

Бюджетные организации результаты инвентаризации зачисляют на уменьшение (увеличение) бюджетного финансирования или внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались средства, недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации.

Излишки товарно материальных ценностей, установленные в процессе инвентаризации, приходуют в дебет сооответствующих счетов (07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 40 «Готовая продукция» и др.) с кредита счета 80 «Прибыли и убытки».

Выявленные в ходе инвентаризации неучтенные объекты основных средств приходуют следующим образом:

·                    дебет счета 01 «Основные средства» — на первоначальную (восстановительную) стоимость обьекта;

·                    кредит счета 02 «Износ основных средств» — на сумму начисленного износа в соответствии с решением инвентаризационной комиссии;

·                    кредит счета 80 — на остаточную стоимость обьекта.

Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации можно представить в виде таблицы.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Оприходование излишков

Оборубование к установке

07

80

Материалов

10

80

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

12

80

Животные на выращивании и откорме

11

80

Денежные средства в кассе

50

73

Подотчетные суммы у подотчетных лиц

71

73

Товаров

41

80

Товаров по покупной стоимости

41

80

Товаров на сумму торговой надбавки, относящиеся кизлишествующим товарам

42

80

Основные средства (при условии внесения изменений в учредительные документы)

01

85

Отражение недостач

Материалов

84

10

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

84

12

Денежные средства в кассе

84

50

Товаров по покупной стоимости

84

41

Товаров на сумму торговой надбавки, относящиеся кизлишествующим товарам

42

83

Списана недостача в пределах норм естественной убыли или если во взыскании отказано судом

20(44)

84

Сумма недостачи отнесена за счет виновных лиц

73

84

За счет виновных лиц отнесенная сумма разницы между балансовой стоимостью и суммой подлежащей  взысканию

73

83

Сумма недостачи удержана из зароаботной платы виновного лица

70

73

Сумма недостачи внесена виновным лицом в кассу

50

73

[б\у ж]

Результаты расхождения учетных данных с фактическим наличием могут быть обусловлены:

·физико-химическими свойствами товарно-материальных ценностей к усушке, утруске, распылу, улетучиванию, бою, изменениям физическом объеме под воздействием изменения окружающей среды и т.п. Эти потери неизбежны и возможны как при транспортировке, так и при хранении;

·погрешностями показаний измерительных приборов в процессе приема или отпуска указанных ценностей;

·наличием не предномеренных ошибок в виде описки в первичных учетных документах, арифметических ошибок в пересчетах и пр.;

·преднамеренными ошибками как результат злоупотреблений и мошенничества (обсчеты, обмеры, хищения, обвесы, прямое присвоение отдельных видов имущества и пр.). 

 Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен в виде исключения за один и тотже проверяемый период, у одного и тогоже проверяемого лица, в отношении товарно материальных ценностей одного и тогоже наименования и в тождественных количествах.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются за счет прибыли или резервных фондов.

На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшиеся не по вине материально ответственных лиц, в протаколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского отчета представляются на рассмотрение руководителю предприятия, который принимает окончательное решение о зачете.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация, а по годововой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

Данные результатов проведенных в этом году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией [7, с. 34].

Таким образом, в зависимости от полноты охвата имущества инвентаризации бывают полные и частичные. В зависимости от основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые. А также сплошные и выборочные, пермонентные и текущие.

Для непосредственнго проведения инвентаризации ценностей на отдельном объекте назначается рабочая инвентаризационная комиссия. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Результы контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в  книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

Для выявления результатов инвентаризации используют книгу остатков материалов. Затем составляются сличительные ведомости. В них включаются только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. Выявленные в результате инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Законом Республики Беларусь " О бухгалтерском учете и отчетности". Излишки товарно материальных ценностей, установленные в процессе инвентаризации, приходуют в дебет сооответствующих счетов с кредита счета 80 «Прибыли и убытки». Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация, а по годововой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

Данные результатов проведенных в этом году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.


    продолжение
--PAGE_BREAK--
          Глава 3 Инвентаризация отдельных видов хозяйственных

средств.

3.1 Инвентаризация основных средств.



До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

·                                                                       наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

·                                      наличие и состояние аналитических паспортов или другой технической документации;

·                                                                       наличие документов на основные средства, сданные или принятые предприятием (учреждением) в аренду и на  хранении. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплутационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия (учреждения).

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты  природных ресурсов, находящихся в собственности предприятий (учреждений).

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствует или указаны не правильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы из которых они построены, объекты (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки м другое; по каналам – протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам – место нахождения, род материалов и основные параметры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, вид покрытия, ширину полотна и т.п.

Оценка выявленных инвентаризацией неуточненных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действенному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройки новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя, года выпуска, изготовления, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений предприятий (учреждений), учитываемые по  типовой инвентарной карточке группового учета, в описях производятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Основные средства которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения предприятия (учреждения) (в дальнейших рейсах морские и речные суда,  железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправлен в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств, находящихся на ответственном хранении и арендованные.

По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на соответственное хранение или в аренду [4, с.216-218].

При проведение инвентаризации имеют место недостатки и ошибки при проверке и оформлении результатов.

1.            Не проверяется правильность установления первоначальной стоимости основных средств на соответствие технической документации. Нередко бывает так, что обозначенная в техдокументации комплектность не включена в состав основного средства, к которому она относится, а учитывается отдельно в составе материалов.

2.            Нередко в учете продолжают числится основные средства, на которые имеются утвержденные соответствующими комиссиями на их списание.

      Бывают и такие случаи, за основные средства перечислены денежные средства и они значатся на дебиторской задолженности за предприятием-поставщиком, а на самом деле это основные средства длительное время находятся в организации как не оприходованные, и инвентаризационные комиссии это не обнаруживают, а обнаруживается это в ходе последующих аудиторских проверок.

3.            Нередко комиссии  не обращают внимание на отсутствие на основных средствах инвентарных номеров.

4.            Практически не подпадают под инвентаризацию арендованные основные средства.

5.            Часто переоборудованные основные средства (особенно автотранспорт) значатся в учете в первоначальном их виде и предназначении, и комиссии принимают это за должное, вместо того, чтобы внести соответствующие изменения в их техническую характеристику.

6.            Бывают случаи, когда комиссия не устанавливает ни недостачи, ни излишки основных средств, в то время как последующими поверками выявляется этот факт.

 Имеют место и другие недостатки в этом вопросе [7, с.5-6].
3.2 Инвентаризация товарно-материальных

ценностей.



·При проведении инвенвентаризации товарно-материальных ценностей необходимо соблюдать следующие требования:

·                инвентаризации подвергаются не только собственные товарно-материальные ценности, но и в обязательном порядке находящиеся на ответственном хранении, полученные для переработки от других организаций и др. (на такое имущество составляют отдельные описи);

·                в состав инвентаризационной комиссии обязательно включаются материально ответственные лица, отвечающие за сохранность проверяемого в ходе проведения инвентаризации имущества;

·                если комиссия проводит инвентаризацию в неполном составе, то это является основанием для признания инвентаризации недействительными;

·                проверка фактического наличия имущества должна производится только при обязательном участии материально ответственных лиц.

Инвентаризационная комиссия приступает к проведению инвентаризации в строго установленные руководителем организации сроки. Наличие товарно-материальных ценностей должно определятся путем их обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Допускается в виде исключения количество материалов и товаров, хранящихся в неподвижной упаковке поставщика, фиксировать на основании документов при обязательной (выборочной) проверке в натуральной части этих ценностей. Грубейшей ошибкой является заполнение инвентаризационных описей со слов материально ответственных лиц.

При хранении материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей, в первом помещении, вход в него пломбируется, и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Особое внимание необходимо обратить на ситуации, когда в ходе проведения инвентаризации:

1)            происходит смена материально ответственных лиц;

2)            поступают товарно-материальные ценности;

3)            возникает необходимость отпуска товарно-материальных ценностей.

Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в опись по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводится   в порядке расположения ценностей в данном помещении.

Комиссия в присутствии заведующего складом и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей по данным учета без проверки их фактического наличия.

В исключительных случаях, когда перевешивание продукции может привести к порче, например, при сезонном хранении плодовоовощной продукции в буртах, овощехранилищах, когда продукция хранится навалом, и в других аналогичных случаях перевешивание можно не производить, а остатки брать по бухгалтерским данным. Результаты выводить при зачистке продукции по окончании ее реализации.

Товарно-материальные ценности, они принимаются материально ответственным лицом в присутствии всех членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или отчету после инвентаризации.

Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием “Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации”.В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председаля инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена крмиссии) делается отметка “после инвентаризации”.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях, и только с письменного согласия руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием “Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации”. Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии  или по его поручению члена комиссии.

 Инвентаризация товарно-материальных ценностей, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могу оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути – расчетными документами поставщиков или другими заменяющими их документами, по отгруженным – копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и др.), по просроченным оплатой документам – с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций – сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

 Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету “ Товары отгруженные” следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах (“ Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” и тд.), или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

Описи составляются отдельно на товарно-материальне ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других предприятий (учреждений).

В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других предприятий (учреждений), заносятся в описи на основании документов, подтверждающие эту сдачу на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость ( по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другому предприятию (учреждению), указываются наименование перерабатывающего предприятия (учреждения), наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата подачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризуются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.

  Инвентаризация производится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой принятой в бухгалтерском учете.

При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.

Предметы спец одежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентарную опись на  основании ведомостей – накладных или квитанций предприятий (учреждений), осуществляющих эти услуги.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентарную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в  хозяйственных целях.

Тара заносится в описи оп видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).

На тару пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи [4, с.219-222].

Ошибки, встречающиеся, при проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей:

·  Не поверяются должным образом наличие правильно оформленных договоров с материально ответственными лицами.

·  При значительном объеме хранящихся материальных ценностей очень часто не полностью проверяется содержание тары, в которой хранятся материальные ценности.

·  Такие нарушения часто наблюдаются в организациях торговли.

·  Проверяя сличительные ведомости, нередко просто удивляешься программной схожести фактического наличия материалов с их учетными данными, особенно по тем материалам, которые приходуются и отпускаются большими партиями.

·  При установлении излишков и недостач материалов (товаров) у одного материально ответственного лица комиссии нередко выносят заключения о суммарном зачете недостач излишками. Такое можно делать лишь по взаимозаменяемым материальным ценностям.            

·  Такие нарушения при последущей пповерке сортируются и                          вносятся в соответствующие изменения в учетные данные.

·  В ходе инвентаризационных проверок не выявляется потеря качественных характеристик товара.

·  Вряде случаев комиссии не обнаруживают товары длительное время хранящиеся без движения. Не предпологаются меры по их дальнейшему использованию.

·  Часто выявляются и такие случаи, когда по учетным данным материалы по приходу не значатся, а по расходу они длительное время (в т.ч. и в период проведения инвентаризации)списываются в расход, и в складском учете появляются ‘красные’ остатки. Особенно часто это наблюдается в строительстве.

·  В большинстве случаев не составляются отдельные описи на материалы, находящиеся в пути, на ответственном хранении на складах других оргаизаций, подвергшихся порче, ненужные, неликвидные, а также не поступившие или отпущенные во время проведения инвентаризации.

·  При выявлении недостач и излишков материалов, а также при условии фактов их порчи с материально ответственных лиц комиссии не истребуют объяснительные записки.

·  Не редко инвентаризационные описи не подписаны отдельными членами комиссии.

          Имеют место и другие недостатки [7, с.6].
3.3.Инвентаризация денежных средств и

расчетов.



Порядок проведения инвентаризации денежных средств и расчетов определяется в соответветствии с Порядком ведения кассовых операций в народном хозяйстве Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 1 октября 1992 года и Положении о ведении кассовых операций с иностранной валютой на территории Республики Беларусь, утвержденным решением Национального банка Республики Беларусь от 1 марта 1993 года.

К началу инвентаризации все расходные и приходные документы должны быть сданы в бухгалтерию предприятия. До начала инвентаризации проверяется:

·        наличие у кассира правил ведения кассовых оппераций;

·        приспособлено ли помещение для хранения денежных средств и ценных бумаг;

·        заключен ли договор о полной материальной ответственности с лицом, выполняющим функции кассира.

При инвентаризации  в кассе производится полный пересчет денежных средств находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы ( почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видом бланков  (например, по акциям: именные и на предъявителя,  привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии предприятия (учреждения), с данными выписок банков [4, с.225].

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтеркого учета.

Проверке должен быть подвергнут счет “ Расчеты с поставщиками и подрядчиками” по товарам  оплаченным, но находящимся в пути, и  расчетам с поставщиками и подрядчиками по неотфактурованным поставщикам. Он проверяется по документам в соглосовании с корреспондирующими счетами.

По задолженности работникам предприятий (учреждений) выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счета депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:

·      правильность расчетов с банками, финансовыми. Налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими предприятиями (учреждениями), а также со структурными подразделениями предприятий (учреждений), выделенными на отдельные балансы;

·                   правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

·                   правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включающей суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности [4, с.226].

Таким образом, основной особенностью инвентаризации основных средств является то, что их наличие проверяется путем осмотра всех объектов и наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия. При выявлении каких–либо расхождений в оформлении документов, инвентаризационная комиссия должна составить правильные. По некоторым объектам определяется сумма увеличения или снижения балансовой стоимости этого объекта. Наличие товарно материальных ценностей проверяется путем обязательного их пересчета, перевещивания или перемеривания. Существуют также особенности ведения инвентаризации в тех случаях когда во время проведения инвентаризации товарно материальные ценности поступили, отпущены, отгружены, не оплачены в срок, находятся на складах других организаций, переданы в переработку другому предприятию, находятся в эксплуатации, выданы в индивидуальное пользование работникам или пришли в негодность и не списаны. Наличие денежных средств, ценных бумаг и денежных документов, бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности, денежные средства в пути, денежных средств на расчетном, валютном и специальном счетах проверяются при проведении инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности.

Члены инвентаризационной комиссии должна помнить, что допущенные ими ошибки во многом будут влиять на результат инвентаризации.        продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Слуга государев фильм
Реферат Основные фонды предприятий
Реферат О теории и практике исламского правления в странах Среднего Востока
Реферат Профессиональная переподготовка повышение квалификации и стажировка гражданских служащих
Реферат Параметризуемые Web-тесты, как средство обучения
Реферат Налогово-бюджетная политика
Реферат Why Government Essay Research Paper Why GovernmentThe
Реферат Мастер и Массолит. Две концепции литературного творчества в произведении Михаила Булгакова
Реферат Джексоновская демократия в новой политической истории
Реферат 24. 10. 2011 в основном завершен переезд работников Межрегионального операционного управления Федерального казначейства (далее Межрегиональное операционное уфк) из здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул
Реферат Окупація німцями Чернігівщини
Реферат Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету Физическая культура
Реферат Образы футлярных людей в рассказах Антона Чехова
Реферат Амортизаційна політика підприємства
Реферат «наследственные заболевания с поражением пирамидной системы»