Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Значение сегментной отчетности предприятия для внешних и внутренних пользователей в ПФ Ново

--PAGE_BREAK--1.2 Нормативное регулированиесегментной отчетности предприятия


Добиться того, чтобы бухгалтерская информация стала на предприятии объективной, достоверной, понятной и защищенной как для внутренних, так и для внешних пользователей, можно лишь при знании основных нормативных документов.

В нормативных документах, регулирующих ведение бухгалтерского учета в РФ, первое упоминание о необходимости подготовки информации о деятельности сегментов встречается в 1996 г. В Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 12 ноября 1996 г. № 97 (п.4.30), сказано, что в пояснительной записке «необходимо привести дополнительные данные об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим регионам» [1].

Следующий нормативный документ, имеющий отношение к рассматриваемому вопросу: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ 29 июля 1998 г. № 34н. В соответствии с п.91 в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета ею составляется также сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами. Тем же документом предусмотрено формирование сводной годовой бухгалтерской отчетности объединениями юридических лиц, созданных на добровольных началах (союзов, ассоциаций) (если это предусмотрено учредительными документами объединений). Однако из сводной отчетности не видны результаты деятельности отдельных предприятий. Это «упущение» устраняется после принятия ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».

Учитывать требования последнего Положения должны организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность. Для субъектов малого предпринимательства оно не обязательно [5].

Положением, прежде всего, даются рекомендации по «распознаванию» сегментов, формулируются правила отнесения на них доходов, расходов, активов и обязательств. При этом под сегментом для целей составления внешней отчетности понимается «часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях» [5].

Можно сделать заключение: в трактовке ПБУ 12/2000 под сегментом в первую очередь понимается самостоятельное юридическое лицо, либо являющееся дочерним (зависимым) предприятием по отношению к материнскому (основному) обществу, либо входящее в какую-либо ассоциацию, союз, холдинг. Такое предприятие в обязательном порядке должно рассматриваться в качестве операционного или географического сегмента. Это, однако, не означает, что данные сегменты не могут быть разделены на более мелкие [6].

Предполагается, что сегменты осуществляют внешние продажи, а также реализуют продукцию (работы, услуги) между собой с использованием трансфертных цен.

С точки зрения бухгалтерского управленческого учета сегменты, о которых идет речь в данном Положении, являются наиболее «развитыми» видами центров ответственности, а именно центрами инвестиций. Эти сегменты обладают собственными активами, с ними отождествляются обязательства, на них обоснованно могут быть отнесены доходы и расходы, а следовательно, и определен финансовый результат деятельности [6].

На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что бухгалтерский учет в организации должен строится на основании стандартов учета (ПБУ), разрабатываемых в нашей стране, с учетом международных стандартов для обеспечения единообразного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации в целях сопоставления. В то же время ПБУ предусматривают и многовариантность учета в зависимости от особенностей конкретной организации.

2. Характеристика птицефабрики ПФ «Ново-Ездоцкая»2.1 Организационно-экономическая характеристикапредприятия ПФ «Ново-Ездоцкая»


Птицефабрика ООО «Томаровский бройлер» образована в 1965 году. В настоящее время учредителем птицефабрики является агрохолдинг ЗАО «Кочетковъ».

В 2007 году птицефабрика ООО «Томаровский бройлер» прошла стадию объединения переименования, в настоящее время она называться ПФ «Ново-Ездоцкая».

За время существования специализация предприятия значительно изменилась. Первоначально — птицефабрика яичного направления. В настоящее время специализация птицефабрики — выращивание бройлеров. Продукция реализуется в живом весе в ПО «Ермакъ», который входит в тот же агрохолдинг. Торговая марка выпускаемой готовой продукции «Белая птица».

Ресурсный потенциал ПФ «Ново-Ездоцкая» представлен трудовыми и материальными ресурсами.

Основными поставщиками являются: комбикормов — ОАО «Белгородский комбинат Хлебопродуктов»; суточного молодняка для выращивания — ОАО «Загорье».

Работающих в хозяйстве в настоящее время — 721 человек. Просроченной кредиторской задолженности в хозяйстве не имеется, все налоги платятся во время, заработная плата работникам выплачивается своевременно.

Все производственные и непроизводственные помещения переведены на автономное отопление, что позволяет резко сократить расход газа.

В настоящее время работают 29 производственных помещений. Транспортные связи с областным и районным центрами осуществляются по дорогам с твердым покрытием, которые имеют хорошее состояние. Удаленность от областного центра — 35 км., от районного — 27 км., от железнодорожной станции Томаровка — 4 км.

Хозяйство по мере возможности оказывает благотворительную помощь на проведение разного рода мероприятий в области, в районе и близлежащих населенных пунктах.

Важным факторам производства является рабочая сила. Эффективное функционирование предприятия возможно при достаточном наличии и рациональном использовании трудовых ресурсов. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования в ПФ «Ново-Ездоцкая»



В связи с объединением птицефабрик в один агрохолдинг все данные, приведенные в таблице за 2007 год будут значительно выше. Из данной таблицы видно, что на предприятии отсутствуют земельные ресурсы, поэтому всю необходимую продукцию предприятие полностью закупает у сторонних организаций. В 2007 году происходит увеличение численности рабочих по сравнению с 2005 и 2006 годами, это объясняется тем, что произошло объединение более 10 птицефабрик в единый холдинг. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами в 2007 году выросла на 2,1 % по сравнению с 2005 годом. Полученные данные свидетельствуют об увеличении производства валовой продукции на 1568043 тыс. руб.

Обеспеченность предприятия основными фондами представлена в таблице №2. Из показателей приведенных в таблице можно сделать вывод, что в настоящее время обеспеченность птицефабрики основными фондами с годами возрастает. Что можно пронаблюдать из показателей таблицы, размер основных средств в 2007 году по сравнению с 2005 годом повысился на 1126314 тыс. руб., в основном за счет увеличения стоимости зданий на 829084 тыс. руб. Это объясняется тем, что в 2007 году завершилась реконструкция зданий и сооружений. В которые было установлено импортное оборудование Бельгийской фирмы «Роксель».

Таблица 2. Размер и структура основных фондов ПФ «Ново-Ездоцкая»



Из данной таблицы видно, что в 2007 году на предприятии, в связи с объединением, увеличилась стоимость транспортных средств на сумму 67552 тыс. руб., машин и оборудования на 224075 тыс. руб., а так же сданы в эксплуатацию сооружения в стоимости 5899 тыс. руб. Рассматривая удельный вес каждого вида основных фондов можно сделать вывод, что производственные фонды занимают 99,05 %, из них здания 75,094 %, сооружения 0,5 %, машины и оборудование 19,3 %, транспортные средства 5,1 %. Удельный вес основных производственных фондов в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 0,09%, в том числе по видам основных средств: здания на — 5,0%, машины и оборудования на — 0,6%, транспортные средства на 3,3%. Удельный вес сооружений и производственного и хозяйственного инвентаря уменьшился на — 0,6% и — 0, 194% соответственно.

Так же важное значение для характеристики хозяйства имеют данные об эффективности использования производственных фондов, которые даны в таблице 3.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 3. Эффективность использования основных производственных фондов ПФ «Ново-Ездоцкая»


Проанализировав данную таблицу видно, что производство валовой продукции в 2007 году составило 1822495 тыс. руб., что на 1568043 тыс. руб. больше чем в 2005 году. В 2005 году предприятие получило прибыль на сумму 27966 тыс. руб., а в 2006 и 2007 годах птицефабрика получила прибыль соответственно 13154 тыс. руб. и 249343 тыс. руб. В отчетном году валовая прибыль равна 308255 тыс. руб., а чистая 249343 тыс. руб., что показывает увеличение эффективности производства. Показатель фондоотдачи в 2007 году равен 1,31 руб., который показывает сколько произведено продукции на 1 рубль стоимости основных фондов. На предприятии имеется тенденция к уменьшению показателя фондоотдачи на 0,4 руб., это говорит о менее эффективном использовании имеющихся основных средств. Можно отметить уменьшение показателя фондоемкости с 1,11руб. до 0,77 руб., это означает то, что в 2007 году имеющийся капитал использовался менее экономно.

За последние три года на предприятии произошли изменения не только в численности работников и стоимости основных производственных фондов, а так же произошли изменения в структуре производимой продукции. Реализация мяса птицы, суточных цыплят и пищевых яиц прекратилась. Продукция реализуется только в живом весе. Это говорит о том, что птицефабрика ПФ «Ново-Ездоцкая» узкоспециализированное предприятие и занимается только выращиванием бройлеров.

Целью любого предприятия является получение наибольшей прибыли, об эффективности сельскохозяйственного производства ПФ «Ново-Ездоцкая» можно судить по данным таблицы 4.
Таблица 4. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства ПФ «Ново-Ездоцкая»


Проведя расчеты видно, что стоимость валовой продукции в 2007 году увеличилась по сравнению с 2005 годом на 1568043 тыс. руб., в связи с этим увеличилась полная себестоимость реализованной продукции на 1320138 тыс. руб. В отчетном периоде предприятие получило прибыль на сумму 249343 тыс. руб. Среднегодовая численность работников в 2007 году увеличилась на 563 человека по сравнению с 2005 годом. За счет того, что возросла стоимость валовой продукции и увеличились все показатели предприятия увеличилась и производительность труда на 917,2тыс. руб.

Уровень рентабельности показывает какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля выручки от реализации. Так в 2007 году уровень рентабельности составил 16,4 %. По сравнению с 2005 годом она возросла на 14%, такой большой процент разницы объясняется тем, что в 2005 году производство птицефабрики являлось менее эффективным и уровень рентабельности составлял 2,4 %. В 2006 и 2007 годах птицефабрика начала работать более эффективно и уровень рентабельности соответственно составил 20,9 % и 16,4 %.

Из данной таблицы видно, что птицефабрика ПФ «Ново-Ездоцкая» начала работать более эффективно. Это связано с применением более совершенных средств и методов производства, комплексной механизации, интенсивных технологий, использования достижений науки и техники. Так же большую роль сыграло объединение в холдинг.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Организация учетной работы


С целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции необходимо организовать ведение бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет директор.

Организационная структура учетного процесса основана на централизации. В подразделениях хозяйства, в бригадах, на предприятии ведется лишь первичный учет. Заполненные первичные документы поступают в бухгалтерию, где их проверяют, обрабатывают, сверяют и все записи вносят в регистры синтетического и аналитического учета.

Учетная политика (Приложение №1) разрабатывается главным бухгалтером и утверждается директором. В 2007 году учетная политика организации была изменена, так как была реорганизация предприятий и были объединены более 10 птицефабрик в один агрохолдинг. В учетной политике отражены вопросы организации учетной работы. Бухгалтерский учет ведется по автоматизированной форме. Данная форма учета повышает контрольное значение учета. Отличительной особенностью этой формы является использование средств сбора и регистрации информации, накопление в памяти ЭВМ условной постоянной информации для многократного ее использования, позволяет исправлять ошибки на всех стадиях обработки информации. Преимуществом этой формы является то, что информация может высвечиваться на экране или распечатываться. На предприятии используется 1С Бухгалтерия версия 7.7.

Учетная политика состоит из 2-х разделов. Первый раздел включает:

1.                 Общие положения

2.                 Организация бухгалтерской и налоговой службы

3.                 Рабочий план счетов. Правила документооборота, технология обработки учетной информации и составление отчетности

4.                 Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств

5.                 Учет основных средств

6.                 Учет нематериальных активов

7.                 Бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы

8.                 Бухгалтерский учет финансовых инвестиций

9.                 Учет материально-производственных запасов

10.            Учет затрат на производство

11.            Учет готовой продукции

12.            Учет расчетов по кредитам и займам

13.            Бухгалтерский учет финансовых результатов

14.            Командировочные расходы

Второй раздел: Учетная политика для целей налогообложения. Учетная политика составлена на достаточно хорошем уровне.

Приложением к учетной политике является рабочий план счетов (Приложение №2), разработанный на основе типового плана счетов, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94 н. Отражение хозяйственных операций производится в соответствии с разработанным планом счетов. Все операции, проводимые организацией оформляются документами в такой последовательности, в которой они совершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов учета.

Основой организации первичного учета является график документооборота (Приложение №3). В нем по каждому документу указывается его форма, кем и где должен составляться документ, кто его принимает, срок предоставления в бухгалтерию, дата отражения в главной книге. Но в графике документооборота не указано, в каком количестве экземпляров должен составляться документ.

Так как ПФ «Ново-Ездоцкая» является одним из крупнейших предприятий области и страны, оно имеет сложную структуру. Каждое подразделение ведет бухгалтерский учет и составляет баланс, а затем формируется общий баланс. Балансы и отчетность дочерних и зависимых организаций помогают руководству нашего предприятия координировать деятельностью всего имущественного Холдинга (Приложение №4).

Все использованные бухгалтерские документы и учетные регистры передаются в архив. Хранение бухгалтерских документов и учетных регистров в ПФ «Ново-Ездоцкая» осуществляется в соответствии с предусмотренными для этого правилами. Для архива выделено специальное помещение, оборудованное стеллажами. Доступ к архиву имеет ограниченный круг лиц. Годовые бухгалтерские отчеты, балансы и объяснительные записки к ним хранятся постоянно. Большинство видов документов и регистров хранятся 5 лет.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами в той последовательности, в которой они совершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов учета.

Для равномерной нагрузки учетного аппарата утверждается распределение служебных обязанностей с учетом важности работ, квалификации исполнителей и обеспечения взаимозаменяемости работников.

Для обеспечения оперативного бухгалтерского учета, усиления его контрольных функций в организации необходимо использование электронно-вычислительной техники.

Установка ЭВМ на складах, в бухгалтерии и других местах возникновения экономической информации позволит полностью автоматизировать складской учет, составление первичных документов, отчетов.

    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Значение сегментной отчетности предприятия для внешних и внутренних пользователей3.1 Понятие сегментной отчетности


Многие компании как российские, так и международные производят широкий спектр услуг и товаров или осуществляют деятельность в различных географических регионах с разными условиями роста, уровнями рентабельности и риска. Такую информацию называют информацией по сегментам.

Дословный перевод латинского слова segmentumозначает отрезок либо часть круга. Применительно к бухгалтерскому учету и аудиту понятие означает, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо указывать отдельно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продаже разных товаров, работ, услуг либо данные о продажах товаров одного вида в разных регионах и т.д.

Понятие «информация по сегментам» представляет собой информацию, раскрывающую часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях.

Приказом МФ РФ от 27.01.2000г. № 11н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). Нормы установленные в ПБУ 12/2000 практически полностью соответствуют нормам МСФО 14 «Сегментарная отчетность».

ПБУ 12/2000 используется также коммерческими организациями при составлении сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности. Субъекты малого предпринимательства могут не применять правила, устанавливаемые комментируемым Положением.

Производство одного вида продукции (товара), выполнение одного вида работ или оказание одного вида услуг в рамках одной организации, но при наличии различных условий хозяйствования приводит к разным показателям рентабельности производства. Рентабельность производства различных видов продукции (товаров, работ, услуг) в рамках деятельности одной организации также различна. Действительно имеются существенные различия, например, между производством шариковых ручек и канцелярских кнопок, скрепок, между условиями продажи товаров в Москве и районах Сибири или за рубежом. Основными факторами, которые влияют на рентабельность производства, являются условия производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг) на конкретной территории осуществления деятельности организации, а также виды продукции и условия их продажи в тех случаях, когда территория производства и территория продажи не совпадают.

Многие предприятия производят несколько видов продукции (товаров), оказывают разнообразные услуги, выполняют различные виды работ или ведут свою деятельность в нескольких географических регионах. Поэтому они могут иметь различные нормы рентабельности, перспективы развития, могут быть подвержены разным рискам.

Информация о разных видах товаров (работ, услуг), а также о деятельности организации в различных географических регионах, полученная в результате оценки соответствующих рисков и прибылей, называется сегментной информацией, или информацией по сегментам. Такая информация является основой анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и имеет большое значение для принятия управленческих решений. Ее раскрытие в составе годовой бухгалтерской отчетности направлено на удовлетворение в первую очередь интересов внешних пользователей (инвесторов, партнеров по бизнесу, работников контролирующих органов и т.д.). Внешним пользователям она позволяет не только более глубоко проанализировать деятельность организации за ряд лет, но и сопоставить результаты производства одинаковых видов продукции (оказания услуг, выполнения работ) у разных организаций. А руководство организации получает дополнительные возможности для сравнения и анализа результатов деятельности конкурентов, а также отрасли в целом.

Вместе с тем применение данного Положения позволяет более полно реализовать требования достоверности и полноты бухгалтерской отчетности организации, установленные ПБУ 4/99. Необходимо также отметить, что именно в п.27 ПБУ 4/99 впервые было определено обязательное раскрытие дополнительных данных об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности) в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Комментируемое Положение ввело в практику российских бухгалтеров такое непривычное для них понятие, как «риск», причем риск получения не только убытка от деятельности организации, но и риск получения прибыли (минимальной, сверхприбыли). Риски бывают самые разнообразные: общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические и др. При выделении информации по сегментам должны приниматься во внимание риски, которым может быть подвержена деятельность организации, но при этом при проведении оценки рисков для выделения информации по сегментам не предполагается их точное количественное измерение и выражение. Оценка рисков предполагает определенную условность, за основу которой могут быть взяты профессиональное суждение, данные за ряд лет, прогнозирование. Например, не вызывает сомнения, что риск получения убытка от продажи товаров организации, расположенной на территории, где идут военные действия, будет очень велик по сравнению с продажей аналогичной партии товаров организации, которая работает в стране с развитой экономикой.

В то же время источник рисков и прибылей для большинства организаций определяет то, как организация организована и управляется. Поэтому в п.6 Положения определено, что перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике исходя из ее организационной и управленческой структуры.

Что в итоге понимается под термином «сегмент»? Поскольку сегмент — это часть чего-либо, то процедура определения (выделения) сегментов заключается в условном разделении всей деятельности организации на части, которые и называются сегментами. Применительно к комментируемому Положению сегмент — это часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, информация о которой подлежит раскрытию посредством представления установленного перечня показателей в бухгалтерской отчетности.

Выделяют два вида сегментов: операционные и географические.

Операционный сегмент — часть деятельности организации по производству определенного товара или однородных групп товаров, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам или другим однородным группам товаров. При объединении товаров в группу предполагается сходство по всем или большинству следующих факторов:

назначению товаров;

процессу их производства;

потребителям;

методам продажи;

системам управления деятельностью организации.

Географический сегмент — часть деятельности организации по производству товаров в определенном географическом регионе, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других регионах деятельности организации. При выделении географических сегментов следует исходить:

из сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых организация ведет деятельность;

наличие устойчивых связей в деятельности в различных географических регионах;

сходства характера деятельности;

рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;

общности правил валютного контроля;

валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.

При этом организацией может быть выделен один географический сегмент по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам в Российской Федерации.

Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности географические сегменты могут выделяться по местам расположения активов (ведения деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей или покупателей).

Организация самостоятельно устанавливает перечень сегментов, информация о которых должна раскрываться в бухгалтерской отчетности. В качестве основы для выделения сегментов используется организационная и управленческая структура организации. Целесообразно также принять во внимание систему внутренней отчетности организации, которая является основой для анализа и принятия решений руководством. Как правило, именно организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности отражают основные источники рисков и получения прибылей.

При выделении сегментов принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. При этом оценка рисков не предполагает точное количественное измерение и выражение их.

сегментная отчетность учетный сегмент

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.