--PAGE_BREAK--1.2 Отражение в БФУ финансовых результатов в соответствии с российским законодательством и МСФО
Принципы отражения финансовых инструментов в финансовой отчетности компаний устанавливаются с 1 января 2005 г. новыми редакциями МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» и МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации». Помимо этих стандартов, с 1 января 2007 года вступает в силу МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: Раскрытия».[12]
Элементами, отражающими финансовые результаты предприятия, являются доходы и расходы. В международных стандартах финансовой отчетности концепции «доходов» и «расходов» предприятия формулируются в главе «Принципы», а также в ряде стандартов (МСФО 1, МСФО 8, МСФО 18). В российских нормативах по ведению бухгалтерского учета до недавнего времени отсутствовало четкое определение категорий «доходы» и «расходы» предприятия. В первый раз эти понятия были раскрыты для целей бухгалтерского учета в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной 29 декабря 1997 г.[13] Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом профессиональных бухгалтеров. Однако на практике не все положения данной Концепции соблюдались в силу отсутствия их связи с законодательством и нормативными актами, а также механизма практической реализации. Эту проблему призваны решить принятые в 1999 г. и вступившие в действие с 1 января 2000 г. положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». Рассмотрим, насколько соответствует трактовка доходов и расходов предприятия в современном российском законодательстве требованиям МСФО.[14]
В соответствии с МСФО доход — это приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала. Необходимо отметить большую схожесть трактовок дохода предприятия в Концепции, ПБУ 9/99 и МСФО. Во всех определениях доход — это приращение экономических выгод, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников. Однако согласно Концепции доход — это увеличение экономических выгод или уменьшение обязательств. В МСФО увеличение экономических выгод трактуется как увеличение активов или уменьшение обязательств, в результате чего и происходит приращение капитала. Это полностью согласуется с определением капитала как части активов компании, остающейся после вычета всех ее обязательств. Совершенно очевидно, что увеличение капитала произойдет в том случае, когда увеличатся активы либо уменьшатся обязательства. Таким образом, в Концепции, несмотря на кажущееся сходство с МСФО, искажается понятие дохода, поскольку согласно положениям любое уменьшение обязательств уже есть доход. В ПБУ 9/99 понятие дохода трактуется аналогично МСФО.[15]
В рассматриваемых документах дается классификация составляющих частей. В доходах МСФО указывается на сложившуюся практику подразделения доходов на два класса: доходы от обычной деятельности и прочие доходы. Доход от обычной деятельности называется выручкой. Выручка возникает в процессе обычной деятельности компании и именуется разными терминами, в том числе продажи, вознаграждения, проценты, дивиденды, роялти и арендная плата. Прочие доходы могут возникать и не возникать в процессе деятельности предприятия (например, реализация основных средств и т.д.). В МСФО отмечается условный характер отнесения доходов к той или иной группе в зависимости от конкретной деятельности компании и единый характер различных статей доходов по экономической природе, так как все они представляют собой увеличение экономических выгод.
В отличие от МСФО в Концепции классификация статей доходов рассматривается кратко, при этом не отражается смысл подразделения доходов на доходы от основной деятельности и прочие. Гораздо более подробно приводится классификация статей доходов в ПБУ 9/99. Аналогично МСФО в ПБУ 9/99 доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности фирмы и прочие. Принцип отнесения доходов к определенной группе такой же, как и в МСФО, — исходя из характера деятельности предприятия и его операций. Аналогично МСФО в ПБУ 9/99 отмечается условность отнесения доходов к доходам от обычных видов деятельности для разных предприятий: одни и те же доходы могут быть основными для одних предприятий и прочими для других (например, арендная плата и др.). В отличие от МСФО в ПБУ 9/99 более четко определяется критерий отнесения доходов к доходам от обычных видов деятельности. Этим критерием является предмет деятельности, который в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) указывается в учредительных документах предприятий. Если в учредительных документах не указывается предмет деятельности организации, она определяет отнесение доходов к доходам от обычных видов деятельности самостоятельно, что разрешается в соответствии с п. 4 ПБУ 9/99.
В ПБУ 9/99 приводится более детальная классификация прочих доходов, чем в МСФО. Точнее говоря, в МСФО не классифицируются прочие доходы, а только приводятся некоторые их примеры: реализация основных средств, «нереализованные» доходы от увеличения балансовой стоимости активов при их переоценке. В ПБУ 9/99 прочие доходы подразделяются на три группы: операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы, однако при этом не характеризуется их экономическая сущность. Вместо строгого определения критерия отнесения доходов к той или иной группе в ПБУ 9/99 дается перечень примеров операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов, заканчивающийся словами «прочие», «и т.п.». Принцип группировки доходов остается неопределенным, что может повлечь разночтения у различных пользователей.
В МСФО определяются критерии включения дохода в финансовую отчетность. Факт включения называется «признанием дохода». По МСФО доход признается в отчете о прибылях и убытках, если возникает увеличение будущих экономических выгод, связанных с увеличением активов или уменьшением обязательств, которые могут быть надежно измерены. Аналогичны МСФО критерии признания дохода в отечественной Концепции бухгалтерского учета. ПБУ 9/99 также содержит раздел, посвященный признанию доходов. В отличие от Концепции в ПБУ 9/99 расшифровываются принципы признания для различных статей доходов в соответствии с их классификацией. Доходы от обычных видов деятельности в ПБУ 9/99 называются выручкой. Проанализируем соответствие признания выручки по ПБУ 9/99 требованиям МСФО.
Если категория «доходы» определяется в концептуальной главе МСФО «Принципы», то выручке фирмы посвящен отдельный стандарт МСФО 18, который так и называется «Выручка». ПБУ 9/99 по сути представляет собой совмещение концептуальных основ с их практической реализацией. В МСФО 18 признание выручки осуществляется по-разному, в зависимости от вида выручки:
- выручка от продажи товаров;
- выручка от предоставления услуг;
- выручка от использования другими сторонами активов компании, приносящих проценты, лицензионные платежи и дивиденды.[16]
Однако в МСФО 18 приводятся не все возможные виды выручки. Виды выручки, не отраженные в МСФО 18, рассматриваются в других стандартах, например доходы от договоров аренды — в МСФО 17, дивиденды — в МСФО 28, изменения справедливой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств — в МСФО 32 и т.д. В зависимости от вида выручки в МСФО устанавливаются различные критерии признания ее в отчетности.
В МСФО устанавливаются критерии включения расходов в финансовую отчетность. Факт включения называется «признанием расходов». Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках, если возникает уменьшение будущих экономических выгод, связанных с уменьшением актива или увеличением обязательства, которые могут быть надежно измерены. Сопоставим данную трактовку с признанием расходов в отечественной Концепции. Несмотря на то, что формулировки Концепции, как обычно, короче и не содержат пояснительных примеров, как в МСФО, следует признать, что их перечень в целом соответствует МСФО.
В ПБУ 10/99 включены все требования к признанию расходов, изложенные в Концепции, а значит, и в МСФО. Однако помимо данных требований ПБУ 10/99 содержит еще ряд условий. Так, в ПБУ 10/99 вводится критерий: «Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота...». Таким образом, в отличие от МСФО расход в соответствии с ПБУ 10/99 не может быть признан только на основании профессионального суждения бухгалтера об уменьшении экономических выгод и должен подтверждаться документально: договором, нормативом и т.д. Не соответствует важнейшему принципу МСФО — принципу начисления — и критерий признания расхода для некоторых предприятий по кассовому методу, изложенный в ст. 18 ПБУ 10/99.[17] Рассмотрев концепции доходов и расходов в МСФО и отечественном законодательстве, сопоставим их отражение в финансовой отчетности в соответствии с российскими стандартами и МСФО. Как в МСФО, так и в отечественной практике на основе информации о доходах и расходах предприятия определяются финансовые результаты его деятельности, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках. Вопросы раскрытия финансовых результатов фирмы в отчетности подробно рассмотрены в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» и МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике». В МСФО 8 классифицируются статьи прибылей и убытков для их раскрытия в отчетности на 2 качественно различные группы:
- прибыль или убыток от обычной деятельности;
- результаты чрезвычайных обстоятельств.
В соответствии с МСФО 1 при раскрытии в отчетности прибыли и убытки должны подразделяться на линейные статьи, которые в свою очередь должны разбиваться на подклассы. Как минимум отчет о прибылях и убытках должен включать следующие линейные статьи:
- выручка;
- результаты операционной деятельности;
- затраты по финансированию;
- доля прибылей и убытков ассоциированных компанией и совместной деятельности, учитываемых по методу участия;
- расходы по налогу;
- прибыль и убыток от обычной деятельности;
- результаты чрезвычайных обстоятельств;
- доля меньшинства;
- чистая прибыль или убыток за период.[18]
Важно отметить, что названия, порядок и дополнительные линейные статьи могут определяться фирмой самостоятельно. Разбивка статей прибылей и убытков на подклассы может осуществляться одним из двух методов: методом характера затрат или методом функции затрат. При первом методе расходы объединяются в отчете о прибылях и убытках в соответствии с их характером и не перераспределяются между различными функциональными направлениями внутри компании. При методе функции затрат, или «себестоимости продаж», расходы классифицируются в соответствии с их функцией как часть себестоимости продаж, распределения или административной деятельности. Выбор метода разбивки статей прибылей и убытков зависит как от исторических, так и от отраслевых факторов и характера деятельности организации. В зависимости от метода классификации расходов определяется форма отчета о прибылях и убытках.
Таким образом, сегодня сохраняются существенные проблемы, касающиеся отражения финансовых результатов предприятия в соответствии с МСФО. Требования, изложенные в МСФО, подходят для нашей страны, поэтому задача дальнейшего реформирования отечественного учета заключается в том, чтобы соответствовать им не только теоретически, но и на практике.
Поэтому задача улучшения финансового результата является не только
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Совершенствование учета прибылей и убытков
Бухгалтерская модель, описывающая хозяйственную деятельность и составляющая основу численного балансового метода, легко адаптируется к современным программным средствам персональных компьютеров. Она уже опробована в ходе аудиторских проверок для анализа работы конкретных фирм, поиска узких финансовых мест, выдачи рекомендаций по совершенствованию работы и повышению уровня бухгалтерского учета.
В бухгалтерском учете накоплен солидный отечественный и зарубежный опыт по описанию реальных хозяйственных процессов, осуществляемых на конкретных предприятиях. Первичные учетные документы скрупулезно фиксируют все факты хозяйственных операций и действий. Они включают в себя следующие составные информационные элементы:
- особенности форм собственности;
- специфику договорных отношений предприятия с контрагентами;
- своеобразие технологии производственных процессов;
- нормативные основы налогообложения;
- вероятностные факторы;
- деловые качества руководящего состава.[19]
Необходимость уверенной ориентировки во всех указанных направлениях обусловлена, во-первых, спецификой профессии бухгалтера, во-вторых, его должностными обязанностями, в-третьих, его финансовой, административной и уголовной ответственностью. Хотя, согласно Федеральному закону от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете»[20] N 129-ФЗ (в редакции от 30.06.2003 г.), вся ответственность за ведение бухгалтерского учета возлагается на руководителя предприятия, на практике дело обстоит совершенно иначе.
Учредители предприятия и его руководители теоретически и практически финансово-экономические функции возлагают на бухгалтера и стараются нанимать на работу именно такого специалиста, который уверенно осуществлял работу по всем указанным направлениям. Такова реальная жизнь. Если бухгалтер сегодня не готов решать эти проблемы, то ему трудно найти хорошо оплачиваемую работу.
Поэтому нынешний бухгалтерский учет все больше уходит от традиционной формы, охватывающей исключительно проблемы делопроизводства, документооборота, численной обработки и анализа результатов. Важнейшими элементами современного бухгалтерского учета становятся элементы налогового планирования и прогнозирования финансового результата деятельности предприятия.
Учет следует проводить в два этапа. На первом этапе осуществлять поисковые исследования с оценкой важнейших экономических параметров, существенно влияющих на суммарные налоговые платежи и величину валовой прибыли предприятия, а также проводить прогнозирование оптимальной величины прибыли. На втором этапе вести традиционный бухгалтерский учет с постоянным контролем отклонений параметров от планируемых величин и одновременной их корректировкой.
Первый этап бухгалтерского учета включает следующие действия:
- выбор форм договорных отношений с поставщиками и покупателями;
- определение основных элементов налогового поля предприятия;
- оценку состава затрат и величины себестоимости продукции;
- калькуляцию цен на продукцию (работы, услуги) и определение коэффициентов рентабельности;
- приближенный расчет сумм налоговых платежей;
- прогнозирование финансового результата;
- разработку дивидендной политики предприятия.[21]
Этот этап начинается с построения бухгалтерской модели (схемы) хозяйственной деятельности предприятия и ее отработки. На базе данной модели затем проверяется возможность достижения планируемого размера прибыли при различных вариациях экономических параметров с учетом случайных и вероятностных факторов. Исходя их финансового результата, на модели отрабатываются формы различных договорных отношений с поставщиками и покупателями, а также виды налоговых обязательств и хозяйственных ситуаций. Условно говоря, решается обратная задача бухгалтерского учета.
Второй этап бухгалтерского учета является традиционным учетом, который дополняется контролем отклонений значений различных параметров от величин, выбранных на первом этапе.
Сочетание двух этапов требует некоторых дополнительных затрат времени и средств, но позволит избежать существенных предпринимательских рисков. Чтобы указанные затраты были минимальными, целесообразно для первого этапа учета разработать простую, удобную, но достаточно точную методику построения модели хозяйственной деятельности предприятия, на базе которой легко осуществлять прогнозирование финансового результата. Такая модель должна хорошо вписываться в профессиональное бухгалтерское отображение хозяйственной деятельности и использовать обычное программное обеспечение на персональном компьютере.
На основе данных, сосредоточенных в уставе предприятия, формируются три главных начальных блока бухгалтерской (или налоговой) модели: система договоров, налоговое поле и типичные хозяйственные операции. В блоке договоров сосредоточены юридические нормы и правила, кодируемые с помощью проводок. Совокупность договоров увязывается с налоговой системой и блоком хозяйственных операций. Налоговая система отображается комплексом проводок, характеризующих юридические и экономические принципы налогообложения. Блок хозяйственных операций содержит в себе ряд приемов отражения разнообразных хозяйственных действий.
Далее исследователь может выбрать:
1) работать ли в традиционной бухгалтерской манере, т.е. в режиме составления балансов;
2) транслировать ли журнал хозяйственных операций в матричную форму и осуществлять поиски необходимых решений в форме графо-аналитических и других зависимостей, т.е. работать в режиме традиционных экономико-математических моделей.
В бухгалтерском (или налоговом) режиме рассчитывается баланс ликвидного предприятия при выбранных условиях хозяйствования. Баланс анализируется по размеру чистой прибыли. В режиме традиционных прикладных экономико-математических моделей определяются численные и аналитические зависимости чистой прибыли от различных параметров.
Если результаты анализа удовлетворяют исследователя, то в бухгалтерском (налоговом) подходе возможны следующие варианты:
- расчеты прекращаются и формируются данные для реального баланса и отчетности;
- расчеты дополнительно проверяются на воздействия случайных или статистических величин и параметров.[22]
В традиционном экономическом подходе (в сфере управленческого учета) необходимость составления баланса не возникает.
При неудовлетворительных результатах принимается решение об изменении условий хозяйствования или договорных отношений и цикл исследований продолжается.
Модель хозяйственной деятельности предприятия строится, исходя нескольких главных допущений, в частности следующих:
1) предприятие работает устойчиво, поэтому финансовый результат каждого последующего периода не зависит от предыдущего;
2) предприятие функционирует равномерно, получая только текущие доходы и осуществляя только текущие расходы;
3) все активы предприятия являются ликвидными, т.е. могут быть проданы по рыночной цене, балансовой стоимости или балансовой стоимости с некоторой заранее известной скидкой.[23]
Упрощенный смысл этих предположений можно трактовать таким образом, что ежемесячная (ежеквартальная) работа предприятия описывается в журнале хозяйственных операций усредненными показателями. Отражается закупка только необходимого количества материалов, которое без остатка перерабатывается в производстве, кроме того, отсутствует незавершенное производство, вся готовая продукция реализуется, и за нее без всяких задержек поступает выручка. Доходы и расходы будущих периодов отражаются только в виде долей текущего момента времени. Словом формируется некая идеализированная схема деятельности, напоминающая известную в строительстве методику, называемую «работа с колес».
Важным свойством модели, позволяющим упорядочить результаты проводимых расчетов, является способ их обработки при помощи метода денежных потоков, суть которого состоит в следующем.
Входом любой независимой денежной системы является выручка или доход от реализации продукции (работ, услуг), продажи прочих активов, внереализационных операций и поступление заемных средств.
При этом заемные средства можно рассматривать в качестве своеобразного элемента выручки (дохода), расходы по которому включают в себя возвратный платеж с суммой процентов. Потому нет необходимости уделять специальное внимание данной категории денежных средств.
Поступление выручки (извлечение дохода) всегда сопряжено с определенными денежными (или эквивалентными им) расходами. После вычета данных расходов из общей массы выручки в кассе, на расчетном, валютном или специальном счете предприятия остаются денежные средства, которые включают в себя сумму начисленной амортизации и величину чистой прибыли.[24]
Таким образом, в независимой денежной системе фиксируется входной денежный поток в виде выручки (дохода) и его элементы: средства для осуществления текущих расходов, суммы для будущей замены долгосрочных активов и величина чистой прибыли. Расходную компоненту выручки (дохода) целесообразно разделить на две составляющие, а именно: на расходы, непосредственно связанные с производством и обязательные платежи в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды.
Следовательно, методом денежных потоков в составе выручки (дохода) бухгалтерской (налоговой) модели контролируются четыре следующих компоненты:
1) чистая прибыль, которая может быть использована на развитие производства и выплату дивидендов учредителям (после удержания с них налога на доходы);
2) обязательные платежи в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды, которые можно определить как суммарные налоговые выплаты (или суммарные налоги);
3) производственные расходы, в состав которых входят материальные и трудовые затраты предприятия на изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг), а также на управление хозяйственным процессом (эту компоненту можно назвать просто расходами);
4) текущие амортизационные отчисления, которые предназначены для инвестирования в долгосрочные активы предприятия, исчерпывающие срок своего полезного использования (эту компоненту можно назвать просто амортизацией).[25]
Эти денежные потоки очень удобно рассматривать в относительном виде, а именно, в процентах к суммарной выручке (доходу). По ним легко производить сопоставление различных вариантов деятельности, т.е. оценивать, планировать и прогнозировать хозяйственные процессы и, следовательно, управлять прибылью.
ГЛАВА 2. УЧЕТ ПРИБЫЛИ И УБЫТКОВ НА ПРИМЕРЕ КОЛХОЗА «1МАЯ» КАМСКО-УСТЬИНСКОГО РАЙОНА
продолжение
--PAGE_BREAK--2.1 Краткая организационно – экономическая характеристика колхоза «1 Мая» Камско-Устьинского района
Годом образования колхоза «1 Мая» считается 1992 год.
Территория 1198,8 км2. Имеется 23 крестьянских фермерских хозяйств. Камско-Устьинский район: Площадь сельскохозяйственных угодий в агрофирмах составляет 94,5% от всех районных площадей. Возделываются яровая и озимая пшеница, озимая рожь, ячмень, горох, сахарная свекла, развито садоводство. Молочно-мясное скотоводство и свиноводство.
В конце 90–х годов 20 века колхоз оказался на грани банкротства. В колхозе практически перестали сеять и сажать, почти весь скот пустили на забой. Но с приходом в 2000 году нового руководства колхоз начал небольшими шагами выбираться из кризиса.Провести производственно – экономическую характеристику колхоза можно с помощью анализа данных, представленных в трёх последующих таблицах.Для начала определим размеры хозяйства, составим таблицу 1.
Таблица 1. Показатели, характеризующие размеры колхоза «1 Мая» за 2002 – 2004 года
Анализируя значения показателей, характеризующих размеры колхоза следует отметить, что колхоз «1 Мая» на данном этапе своей деятельности относится к мелким предприятиям, так как валовая продукция в среднем на одно хозяйство района более чем в 7 раз превышает размеры валовой продукции произведённой в 2004 году в колхозе.
В целом стоимость валовой продукции за анализируемый период возросла на 40,5%, однако это нельзя назвать положительной тенденцией в деятельности хозяйства, так как это может быть обусловлено инфляционными процессами, а в свою очередь и ростом затрат на производство.
Анализируя, такие показатели как среднегодовая численность работников, размер товарной продукции, стоимость основных производственных фондов и наличие тракторов, следует отметить, что их показатели ниже чем на одно хозяйство района.
Положительной тенденцией в деятельности колхоза «1 Мая» является то, что площадь сельскохозяйственных угодий за анализируемый период осталась неизменной и составила 1753 гектара.
В колхозе наблюдается сокращение поголовья коров на 17,5%, что обусловлено их значительным падежом, однако на 74,1% увеличилось поголовье свиней, наметилось сокращение тракторов (15%), что в свою очередь привело к сокращению энергетических мощностей на 16,6%.
Следует так же отметить, что за период 2002 – 2004 годов стоимость основных производственных фондов увеличилась на 41,9%, что обусловлено поступлением основных средств за счёт лизинговых операций.
Далее определим специализацию колхоза, показатели представим в таблице 2. Таблица 2
Состав и структура товарной продукции колхоза «1 Мая»
за 2002– 2004года
продолжение таблицы 2
Анализ состава и структуры товарной продукции (таблица № 2) свидетельствует о том, что колхоз «1 Мая» специализируется на производстве и продаже молока (молочное производство) и выращивании картофеля.
Так как отрасль животноводства за период 2002 – 2004 годов занимала наибольший удельный вес в структуре товарной продукции и в 2003 году составила 76%, при чём на долю молока приходилось 51,2%. Удельный вес отрасли растениеводства за весь анализируемый период был значительно меньше и в 2004 году составил 16,3%, однако это на 8,2% больше чем в 2002 году. На долю картофеля в 2004 году приходилось 6,9%, однако такая тенденция наметилась лишь с 2004 года, до этого наибольший удельный вес в структуре товарной продукции отрасли растениеводства занимали зерновые и зернобобовые (7,3%).
Для более полной характеристики колхоза рассмотрим основные экономические показатели финансово – хозяйственной деятельности. Рассмотрим их в таблице 3.
Таблица 3
Основные экономические показатели финансово – хозяйственной деятельности колхоза «1 Мая»» за 2002 – 2004 года
Анализируя данные таблицы 3, следует отметить, что в 2004 году колхоз «1 Мая» получил прибыль в размере 93 тысяч рублей, между тем уровень рентабельности составил 3,7%.
До 2004 года деятельность колхоза была убыточна, размер убытка в 2002 году составил 546 тысяч рублей, при уровне убыточности 24,8%.
Наиболее убыточной отраслью за 2002 – 2004 года являлась отрасль животноводства, однако размер убытка к 2004 году сократился на 405 тысяч рублей и составил 141 тысячу рублей. Основной причиной улучшения финансового состояния хозяйства является значительный рост выручки от реализации продукции, при чём темп роста выручки значительно выше темпа роста себестоимости.
Положительной тенденцией в деятельности хозяйства так же является сокращение размера кредиторской задолженности (на 6,6%), при чём с помощью дебиторской задолженности предприятие может покрыть 30% своих долгов.
продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2. Порядок формирования «Отчёта о прибылях и убытках» (форма №2) в колхозе «1 Мая» В соответствии с учётной политикой колхоза «1 Мая»в хозяйстве принята журнально – ордерная форма учёта. Поэтому основанием для записей в Главную книгу организации являются журналы – ордера по соответствующим счетам.
В «Отчёте о прибылях и убытках» (форма № 2) содержатся сведения о финансовых результатах деятельности организации в целом и суммы их составляющие. В отчёте данные о доходах и расходах и финансовых результатах представляются нарастающим итогом с начала года до конца года.
Статья 010 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» заполняется на основе кредитового оборота по счёту 90 «Продажи» за минусом показанных по дебету счёта 90 сумм налогов (НДС). Данная информация отражена в Главной книге организации, которая в свою очередь заполняется на основе журнала – ордера №11 – АПК и ведомости.
По данной статье отражается выручка от продажи сельскохозяйственной продукции (молоко, мясо КРС, мясо свиней, зерно картофель), а также промышленной продукции (продукция забойного цеха: мясо КРС, мясо свиней), размеры выручки от реализации сельскохозяйственной продукции и промышленной продукции отражены по строке 011 и 012, соответственно.
Статья 020 «Себестоимость проданной продукции, работ, услуг» заполняется на основе дебетового оборота по счёту 90 «Продажи», информация на который поступает путём списания сумм с кредита счёта 43 «Готовая продукция». Эти данные берутся из Главной книги организации, которые переносятся туда после закрытия операционных счетов, из журнала – ордера № 11 – АПК и ведомости № 62 – АПК.
По данной статье отражаются все расходы, относимые на себестоимость продукции, отпущенной на реализацию. Состав таких расходов формируется в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации». Кроме того, данная статья формируется из себестоимости сельскохозяйственной продукции (строка 021) и из себестоимости промышленной продукции (строка 022).
Статья 029 «Валовая прибыль» определяется расчётным путём как разница между строкой 010 и строкой 020.
Статья 030 «Коммерческие расходы» отражаются затраты, связанные со сбытом продукции (затраты связанные с затариванием продукции, погрузкой, упаковкой).
Размер расходов отражается по дебету счёта 90 «Продажи», путём списания его с кредита счёта 44 «Расходы на продажу».
Статья 040 «Управленческие расходы» в хозяйстве не заполняется.
Статья 050 «Прибыль (убыток) от продаж» заполняется путём расчётов (разница между строкой 029 «Валовая прибыль» и строкой 030 «Коммерческие расходы»).
Статья 090 «Прочие операционные доходы» заполняется на основе данных кредитового оборота по счёту 91 «Прочие доходы и расходы», которые отражены в Главной книге организации, которые в свою очередь списаны из журнала – ордера №11 – АПК и ведомости №62 – АПК. К операционным доходам в колхозе «1 Мая» относятся платежи за временное пользование (аренду) помещений организации (пилорама).
Статья 100 «Прочие операционные расходы» заполняется на основе дебетового оборота по счёту 91 «Прочие доходы и расходы». К операционным расходам в колхозе «Даниловское» относятся затраты на содержание сданных в аренду помещений, расходы связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.
Внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов в отчётном периоде (2004 год) и за предыдущий год (2003 год) в хозяйстве не было.
Статья 140 «Прибыль (убыток) до налогообложения» рассчитывается по следующей формуле: строка 050 «Прибыль (убыток) от продаж» + строка 090 «Прочие операционные доходы» – строка 100 «Прочие операционные расходы».
Статья 150 «Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи» отражает в себе сумму налога на прибыль, исчисленной организацией в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком. Начисления налога оформляется следующей записью Д99 – К68.
Строка 190 «Чистая прибыль (нераспределённая прибыль (непокрытый убыток) отчётного периода)» определяется как разница между строкой 140 «Прибыль (убыток) до налогообложения» и строкой 150 «Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи». Итоговый финансовый результат (чистая прибыль, непокрытый убыток) находят своё отражение по кредиту и дебету счёта 84 соответственно. Так как в отчётном периоде (в 2004 году) в колхозе «1 Мая» была получена прибыль в размере 93 тысяч рублей, то в бухгалтерском учёте была сделана запись Д99 – К84 – отражён конечный финансовый результат (прибыль). И данная сумма отражена в журнале – ордере №15 – АПК и Главной книге.
Расшифровки к «Отчёту о прибылях и убытках» (форма № 2) в колхозе «1 Мая» не заполняются.
2.3 Рекомендации по улучшению составления формы №2 «Отчёт о прибылях и убытках
Сделав анализ по составлению «Отчёта о прибылях и убытках» в колхозе «1 Мая» выявлены небольшие отклонения в составлении отчёта, но в целом данная форма №2 заполняется в соответствии с требованиями законодательных и других нормативных актов.
В ходе анализа обнаружены следующие недостатки:
– в форме не заполняются строки: вид деятельности, организационно – правовая форма, что лишает понятия, представления о самом предприятии;
– те строки, которые не заполняются в отчёте остаются пустыми, хотя в них необходимо проставлять прочерки;
– отрицательные суммы не проставляются в круглых скобках;
Во всём остальном отчёт отвечает всем необходимым требованиям по составлению «Отчёта о прибылях и убытках», в нём имеются необходимые подписи главного бухгалтера и руководителя колхоза, проставлена печать колхоза «1 Мая» .
В данной форме не заполняются следующие строки: коммерческие и управленческие расходы, чрезвычайные доходы и другие. В связи с тем можно предложить разработать для колхоза «1 Мая» такую форму №2 из которой будут исключены незаполняемые строки. Это будет удобно для самой организации, для её работников, а так же новая форма будет более удобна для восприятия работниками составляющими годовой отчёт.
продолжение
--PAGE_BREAK--