Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерский учет анализ и аудит

--PAGE_BREAK--Таблица 7
ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО СИНТЕТИЧЕСКИМ СЧЕТАМ

АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Целью производственной практики по анализу хозяйственной деятельности является приобретение практических навыков студентами по проведению комплексного анализа хозяйственной деятельности.
Основными задачами анализа хозяйственной деятельности являются:
¨                 анализ производства и реализации продукции;
¨                 анализ трудовых ресурсов предприятия и фонда заработной платы;
¨                 анализ использования основных средств;
¨                 анализ использования материальных ресурсов;
¨                 анализ себестоимости продукции (работ, услуг);
¨                 анализ результатов деятельности предприятия.
Информационные источники анализа хозяйственной деятельности: план по труду; статистическая отчетность «Отчет по труду»; данные табельного учета и отдела кадров; баланс предприятия, форма №1; форма №5 «Приложение к балансу» раздел№2 «Состав и движение основных средств»; форма №11 «Отчет о наличии и движении основных средств», «Баланс производственной мощности»; данные о переоценке основных средств; план технического развития; план материально-технического развития; отчет «О затратах на производство и реализацию продукции»; данные оперативного и аналитического учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов; плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции; данные аналитического учета по счетам результатов; форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»; форма №3 «Отчет о движении капитала»; бизнес-план предприятия.
Анализ производства и реализации продукции включает в себя:
-анализ динамики выпуска и реализации продукции путем расчета базисных и цепных темпов роста (приложение 6);
-оценку выполнения плана по производству и реализации продукции на основе определения абсолютных и относительных изменений фактических показателей по сравнению с плановыми (приложение 7);
-анализ ассортимента и структуры продукции, заключающийся в оценке изменений в структуре произведенной продукции и их влияния на объем выпуска продукции (приложение 8);
-анализ качества продукции на основе обобщающих показателей (приложение 9).
Анализ использования трудовых ресурсов предприятия и фонда заработной платы заключается в:
-анализе обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами путем сравнения фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью и качественного состава работников по признакам: возраст, стаж работы, образование и т.п. (приложение 10);
-анализе движения рабочей силы (приложение 11);
-анализе интенсивности использования трудовых ресурсов (приложение 12);
-анализе эффективности использования фонда оплаты труда (приложение 13).
Анализ использования основных средств предприятия складывается из:
-анализа обеспеченности предприятия основными средствами производства путем изучения их объема, динамики и структуры и изменений в абсолютном и относительном выражении (приложение 14); расчета показателей характеризующих фондовооруженность и техническую вооруженность труда, движение и техническое состояние ОПФ (приложение 15);
-анализа интенсивности и эффективности использования ОПФ на основе показателей фондорентабельности, фондоотдачи, фондоемкости, относительной экономии основных фондов (приложение 16) и степени использования производственной мощности предприятия (приложение 17);
-анализа использования технологического оборудования на основе системы показателей, характеризующих степень использования наличного оборудования, экстенсивной загрузки оборудования и интенсивности работы оборудования (приложение 18).
Анализ использования материальных ресурсов заключается в анализе эффективности использования материальных ресурсов путем расчета обобщающих и частных показателей (приложение 19):
-прибыль на рубль материальных затрат;
-материалоотдача;
-материалоемкость;
-коэффициент соотношения темпов роста объемов производства и материальных затрат.
Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) проводится путем сравнения плановых и фактических значений полной себестоимости по элементам; расчета удельных весов элементов себестоимости в общей величине и определении их изменений. Кроме того, анализируются отдельные статьи себестоимости и затраты на рубль произведенной продукции (приложение 20, 21).
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия заключается в изучении динамики различных показателей прибыли и рентабельности, (приложение 22, 23).
По результатам анализа, составляется отчет, в котором отражаются в динамике основные показатели хозяйственной деятельности предприятия, причины их изменения за рассматриваемый период, предлагаются мероприятия, направленные на повышение эффективности работы предприятия.

АУДИТ
Цель и задачи данного раздела практики:
1.       Оценить состояние бухгалтерского учета на предприятии.
2.       Проверить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.
3.       Составить программу проведения аудиторской проверки по каждому направлению проверки.
4.       Дать рекомендации по вопросам ведения бухгалтерского учета, налогообложения, укреплению финансового состояния предприятия,
5.       Составить отчет и аудиторское заключение.
Приступая к проведению аудиторской проверки предприятия, студент должен четко представлять, какие сведения он должен собрать и из каких источников они могут быть им получены.
Студент должен четко разграничивать: 1. Внутреннюю нормативную базу (учетную политику, различные инструкции и методики по организации бухгалтерского учета, документооборота, составление внутренней отчетности проверяемого предприятия). 2. Внешнюю нормативную базу (законы, постановления, положения, методичные материалы по бухгалтерскому учету, отчетности), налогообложению, хозяйственному праву и аудиторские стандарты.
Методика проведения аудиторской проверки
1.       Студенту необходимо обратить особое внимание на содержание учетной политики предприятия, ее соответствие действующему законодательству и особенности функционирования предприятия.
2.       Студенту в процессе необходимо ознакомится и с различными документами, содержащими исчерпывающую информацию о деятельности предприятия. Это учредительные  и другие общие документы предприятия: приказы, распоряжения, штатное расписание, инструкции, протоколы собраний учредителей, хозяйственные договоры, первичные документы и учетные регистры по всем статьям бухгалтерского учета и отчетность.
3.       В процессе экспертизы студент должен установить юридический статус клиента и его право функционирования в соответствии с действующим законодательством, используя следующие документы: устав (положения) и учредительный договор (для акционерного общества проспект эмиссии и реестр акционеров); свидетельства о регистрации в налоговом органе, органе государственной статистике в фондах; договоры с банками об открытии счетов, протоколы собраний учредителей (акционеров); документы связанные с приватизацией и акционированием предприятия. Документы, подтверждающие права на объекты недвижимости, земельные участки и другое; приказы и распоряжения исполнительной дирекции и другие внутренние документы.
Аудит основных средств
В программе аудита с основными средствами (ОС) студентам должны быть сформулированы следующие задачи:
1.       изучения условий хранения и эксплуатации ОС, их состава и структуры;
2.       подтверждение правильности оформления и отражения в учете операций с ОС;
3.       подтверждение размеров наличной амортизации по ОС и достоверности отражения ее в учете;
4.       установление объемов выполняемых ремонтов ОС и правильности отражения расходов по их проведению в учете в зависимости от выбранного на предприятии метода;
5.       подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценке ОС;
6.       оценка качества проведенной перед составлением годового отчета инвентаризации ОС.
Аудит нематериальных активов
Для того, чтобы студент мог сформулировать объективное мнение о достоверности и законности операций, осуществленных на проверяемом им предприятии, с нематериальными активами (НА) ему необходимо решить следующие задачи:
1.       изучить состав и структуру НА по данным первичных документов и учетных расчетов, порядка их эксплуатации;
2.       подтвердить право собственника на объекты НА;
3.       установить правильность отражения в учете операций с НА;
4.       оценить качество инвентаризации НА.
Аудит финансовых вложений
Проверку операций с финансовыми вложениями нужно проводить по пяти направлениям: существование; оценка; права и обязанности; представление и раскрытие.
Аудит материально производственных запасов
В ходе проверки по данному направлению студент должен решить следующие задачи:
1.       изучение состава материально-производственных запасов, ознакомление с условиями их хранения;
2.       подтверждение правильности оценки запасов и отражения операций по их поступлению и использованию (реализации) в учете;
3.       оценка системы внутреннего контроля за использованием сырья и материалов в производстве;
4.       подтверждение достоверности определение и отражения в учете операций по начислению износа МБП;
5.       оценка качества проводимых инвестиций материально-производственных запасов.
Аудит операций с денежными средствами
Эта проверка включает в себя: проверку кассовых, банковских и валютных операций. Основная цель проверки – это установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами предприятия, правильности их отражения в учете.
В ходе аудита операций с денежными средствами студент должен решить следующие задачи:
1.       ознакомление с условиями хранения наличных денег, ценных бумаг и других денежных документов в кассе;
2.       изучение фактического порядка документального оформления операций по приходу и расходу денежных средств, ведение кассовой книги, учета кассовых операций;
3.       проверка соблюдения кассовой дисциплины (своевременности и полноты оприходования наличных денег в кассе и возврата в банк сверхлимитных остатков денежных средств, установленных правил расчетов наличными деньгами с юридическими лицами, порядка выдачи и возврата в кассу подотчетных сумм, целевого использования полученных из банка по чекам денежных средств и др.);
4.       установление количества открытых в банках рублевых и валютных счетов, законности совершения операций по каждому счету;
5.       определения законности и целесообразности операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов предприятия (в том числе валютных), правильности их отражения в учете;
6.       проверка состояния платежно-расчетной дисциплины по заключенным договорам.
Аудит затрат на производство
Целью аудита учета затрат на производства является установление обоснованности формирования и правильности учета издержек производства.
Студент в ходе данной проверке должен решить следующие задачи:
1.       оценка обыкновенности применяемого метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, методов распределения общепроизводственных расходов;
2.       подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых и накладных (косвенных) расходов;
3.       подтверждение правильности включение в себестоимость отдельных видов затрат, в том числе нормируемых;
4.       оценка качества инвестиций незавершенного производства;
5.       арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета.
Аудит выпуска готовой продукции и ее реализации Цель осуществления проверки  по данному направлению – это установление полноты оприходования готовой продукции, правильности исчисления выручки от реализации и себестоимость реализованной продукции. В ходе данной проверки студент должен решить следующие задачи:
1.       подтверждение обыкновенности выбора и правильности применения варианта оценке готовой продукции;
2.       установление полноты оприходования готовой продукции;
3.       подтверждение объемов отгруженной и реализованной продукции;
4.       подтверждение себестоимости отгруженной и реализованной продукции.
Аудиторская проверка расчетных операций
Цели аудита расчетных операций – это оценка правильности организации  учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образование дебиторской и кредиторской задолжности, ее достоверности  и реальности погашения.
Аудит расчетных операций следует осуществлять по следующим направлениям:
1.       Аудит расчетов с поставщиками, покупателями, покупателями, разными кредиторами и дебиторами, при этом студенту необходимо решить такие задачи:
¨                 установление наличия и правильности оформления документов по поставке товарно-материальных ценностей (договоров, актов сверки расчетов и др.);
¨                 выполнение правильности осуществления и учета расчетов за полученные и поставленные материальные ценности и услуги, оплаченные денежными средствами, с использованием векселей, путем зачета взаимных требований и т.п.;
¨                 определение правильности оценки полученных и отгруженных товаров (работ, услуг) при бартерных сделках;
¨                 подтверждение полноты и своевременности оприходования полученных товаров и учета выполненных работ;
¨                 установление правильности оформления и отражение в учете полученных и выданных авансов, предъявленных претензий;
¨                 выявление правильности отражения по соответствующим статьям баланса сумм дебиторской и кредиторской задолжности;
¨                 установление причин и давности образования задолжности по расчетам, определение реальности и пути погашения дебиторской задолжности
2.       Аудит кредитов, займов и средств целевого финансирования.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В ходе проверки кредитов и займов студенту предстоит установить:
¨                 правильно ли оформлены договоры займа;
¨                 использовался ли проверяемым предприятием кредит банка по целевому назначению;
¨                 своевременно ли им погашались задолженность по кредиту и займу, а так же проценты;
¨                 правильно ли отражались в учете операции по полученным кредитам и займам, включая начисление и перечисление процентов;
¨                 достоверен ли аналитический и синтетический учет расчетов по кредитам и займам:
¨                 правильно ли отражены курсовые разницы по кредитам, получаемым в валюте.
3.                 Аудит расчетов с персоналом  по оплате труда и прочим операциям.
Целью аудита расчетов с персоналом является проверка соблюдения действующего законодательства о труде,  правильности начисления заработной платы и удержания из нее,  документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между предприятием и его работниками.
В ходе проверки по данному направлению студент должен решить ряд задач:
¨                 подтверждение достоверности производимых начинаний и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;
¨                 установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, пенсионного фонда, других юридических и физических лиц;
¨                 проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;
¨                 оценка мер, принимаемых администрацией, проверяемого предприятия по своевременному взысканию задолжности с работников (по подотчетным суммам, по факторам недостач и порчи ценностей, возврату ауд и др.).
4.                 Аудит расчетов с бюджетом  и  внебюджетными фондами.
Целью аудита по данному направлению является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей:
¨                 состояние внутреннего контроля этих расчетов (путем митирования);
¨                 правильность определения налогооблагаемой базы  (с помощью таких приемов контроля, как прослеживание,  сканирование, сверка документов и расчетов учета);
¨                 правильность применения ставок налогов, сборов и платежей (прием прослеживания, пересчета);
¨                 правильность применения льгот при расчете и уплате налогов (путем прослеживания сверки с нормативными материалами, изучения особенностей организации);
¨                 правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным  ресурсам (путем прослеживания, изучения первичных документов, пересчета арифметических данных);
¨                 полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности (путем проверки платежных документов, налоговых расчетов);
¨                 правильность оформления наложенных платежно-расчетных документов и отражение в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей (путем сканирования, сверки данных различных расчетов учета).

Аудиторская проверка хозяйственных операций по формированию финансовых результатов и использования прибыли
Целью аудита по данному направлению является установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей  и убытков предприятия,  законности распределения и использования чистой прибыли.
В ходе проверки правильности формирования финансовых результатов и использования прибыли студент должен решить следующие задачи:
-           установить правильность определения и отражения в учете прибыли (убытков) от реализации продукции, основных средств и другого имущества:
-           проанализировав правильность учета доходов и расходов от внереализационных операций;
-           выяснить обоснованность формирования и использования средств различных фондов, создаваемых за счет прибыли.
Студенту следует обратить внимание на то, что результаты проверки правильности определения прибыли от реализации в значительной степени зависит от качества проведения контрольных процедур на предыдущих стадиях аудита предприятия, в частности на этапах контроля процесса производства и реализации продукции, проверки основных средств и другого имущества, аудита расчетных операций. Правильное исчисление выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции, выручки и расходов, связанных с реализацией другого имущества, объективно предопределяет и точной подачей финансового результата по этим операциям. Студенту достаточно констатировать соответствие сумм прибыли, отраженных в учетных ……. счетам 46   и реализация продукции (работ, услуг), 47 «Реализация и прочее   выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих актов» аналогичным суммам, зафиксированным в учетных по счету 80 «Прибыли и убытки».

Аудит соответствия финансовой отчетности требованиям действующего законодательства
Проверка различных объектов контроля, проведенная согласно программе и плану аудита, позволяет собрать достаточное количественных аудиторских доказательств для оценки полноту и достоверности показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудиту подвергаются все фирмы, составляющие бухгалтерскую отчетность предприятия:
-           бухгалтерский баланс (ф. N1);
-           отсчет о прибылях и убытках (ф. N2);
-           отчет о движении комитета (ф. N3);
-           отчет от движении денежных средств (ф. N4);
-           приложение к бухгалтерскому балансу (ф. N5);
-           другие формы (включая расчеты и декларации по налогам), введенные нормативными документами;
-           учетная политика;
-           пояснительная записка к годовому отчету.
Оформление результатов аудиторской проверки на предприятии.
После проведение всех необходимых процедур проверки студент должен оценить полноту и качество выполнения им всех пунктов плана  и программы аудита.  Кроме этого он должен провести систематизацию и аналитический обзор результатов проверки, чтобы составить в отчете по практике аудиторское заключение.
Систематизация результатов проверки заключается в приведение в определенную последовательность всех полученных результатов.
Студенту необходимо сгруппировать данные по результатам проверки (учет основных средств, учет материально-производственных законов и т.д.), а внутри разделов по аналитическим и другим признакам.
По результатам осуществленной проверки студенту необходимо наряду   с обязательным представлением аудиторского заключения подготовить также письменный отчет (отчет аудитора). Этот должен в обязательном порядке содержать:
1)      реквизиты аудитора  и проверяемого им предприятия; 
2)      указание периода, за который аудитором (студенту) проводилась проверка;
3)      выявленные существенные нарушения в организации бухгалтерского учета, в системе внутреннего контроля и в отчетности;
4)      методика аудита;
5)      перечень основных направлений бухгалтерского учета, подвергнутых проверки;
6)      количественная оценка влияния выявленных отклонений на показатели отчетности;
7)      ссылки на нормативные акты, положения которых были нарушены.
Вторым документом, который должен составить студент после осуществления проверки предприятия является аудиторское заключение. Оно представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности. Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями, сформированными в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».
По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности предприятия студент должен выразить мнение о достоверности этой отчетности в данной из следующих форм:
1.       Безусловно, положительное заключение (означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существующих аспектах отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности, за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов).
2.       Условно положительное заключение (означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности, за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов).
3.       Отрицательное заключение (означает, что в связи с определенными обстоятельствами отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение всех активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности на отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов).
4.       Заключение с отказом выражения своего мнения о достоверности отчетности, т.е. отказ от выдачи заключения (означает, что в результате определенных обстоятельств аудитор не может выразить и не выражает мнение о бухгалтерской отчетности предприятия в одной из приведенных выше форм).
Аудиторское заключение должно состоять из трех частей:
I часть. Вводная. Она должна содержать название документа – «Аудиторское заключение аудитора _______________ о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия _____________ за ________ год» и представляет собой общие сведения об аудиторе (N, дата выдачи и срок действия лицензии, наименование органа выдавшего ее, Ф.И.О. аудитора, данные из квалификационного аттестата).
II часть. Аналитическая. Она должна представлять собой отчет аудитора (студента) предприятию об основных результатах проверки состояния внутреннего контроля, учета и отчетности, а также соблюдение предприятием действующего законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
Аналитическая часть должна содержать название данной части – «Отчет аудитора», кому она адресована (администрации), наименование предприятия, объект аудита, общие результаты проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности, соблюдение предприятием действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности, анализ финансового состояния предприятия. Результаты проверки излагаются студентом в произвольной форме.
III часть. Итоговая часть. Она представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия и должна включать: название данной части, кому адресована, название предприятия, объект аудита («Заключение аудитора о бухгалтерской отчетности предприятия за _ год»), распределение ответственности предприятия и аудитора за подготовку отчетности (предприятие несет ответственность за подготовку и достоверность, представляемой отчетности, а аудитор – за высказанное мнение о достоверности отчетности), указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит, изложение обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения, от личного от безусловно положительного, мнение аудитора о достоверности отчетности, дату аудиторского заключения (устанавливается не ранее даты подписания бухгалтерской отчетности).
Источниками информации, которыми должен пользоваться студент при проведении аудиторской проверки по перечисленным выше направлениям являются:
1) договоры купли-продажи ОС, НА, ценных бумаг;
2) договоры поставки продукции, авторские договора;
3) договоры гражданско-правового характера (подряда, трудовые договора);
4) акты накладные приемки-передачи ОС (ф. № ОС-1), объектов на акты приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3), акты ввода в эксплуатацию, инвентарные карточки учета ОС (ф. № ОС-6), акты на списание ОС (ф. № ОС-4);
5) инвентарные книги, инвентарные списки ОС (ф. № ОС-9).
6) карточки учета движения ОС (ф. № ОС-8).
7) разработанные таблицы (ф. № 6, по расчету сумм амортизационных отчислений);
8) дефекты ведомости, наряды-заказы на ремонт ОС;
9) договор на передачу (получение) в аренду объектов ОС;
10) свидетельство на право пользования, лицензии;
11) протоколы о внесении объектов НА в уставный капитал (совместную деятельность) и согласовании их стоимости;
12) карточки учета НА (ф. № НМА-1), описи инвентарных карточек НА, инвентарные книги НА, акты списания НА;
13) протоколы собраний учредителей, разработанные таблицы по расчету амортизационных отчислений;
14) копии учредительных документов, выписки из реестра акционеров, сертификаты акций и др. ценные бумаги;
15) депозитные договоры, договоры займа, книга регистрации ценных бумаг;
16) договоры поставки, накладные, товарно-транспортные накладные (ф. № М-5 и М-6), приходные ордера (ф. № М-4);
17) акты приемки материалов (ф. № М-7), накладные-требования на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (ф. № М-11), лимитно-заборные карты (ф. № М-8 и М-9), акты-требования на замену (дополнительный отпуск) материалов (ф. № М-10), карточки складского учета материалов (ф. № М-12), реестры карточек (ф. № М-13);
18) инвентаризационные описи МПЗ, описи учета МБП, акты списания МБП (ф. № МБ-8), договоры с материально-ответственными лицами;
19) накладные, счета-фактуры, книга покупок, книга продаж;
20) кассовая книга, отчеты кассира с приложением первичных документов (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и т.д.), чековые денежные книжки;
21) выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложением первичных документов (платежные поручения, платежные требования-поручения, авизо и пр.);
22) журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, платежных поручений;
23) карточки (ведомости) по заказам, разработочные таблицы по распределению заработной платы, отчисление на социальные нужды, услуг вспомогательных производств;
24) ведомости распределения общепроизводственных, общехозяйственных расходов, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, листки-расформировки, справки-расчеты о распределении расчетов будущих периодов, акты (ведомости) по инвентаризации незавершенного производства, ведомость сводного учета затрат на производство, журналы-ордера;
    продолжение
--PAGE_BREAK--25) карточки складного учета готовой продукции, прейскурант, договоры на поставку продукции, накладные на отпуск готовой продукции, документы, подтверждающие поступление выручки;
26) штатное расписание, положение, приказы, распоряжения, контракты, договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и пр.;
27) табели учета использования рабочего времени, наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, лицевые счета и налоговые карточки работников, авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами;
28) расчетные ведомости по начислению заработной платы, расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам;
29) главная книга, учетные регистры по счетам соответствующим направлениям проверки;
30) бухгалтерский баланс (ф. №1); отчет о прибылях и убытках (ф. № 2), отчет о движении капитала (ф. № 3), отчет о движении денежных  средств (ф. №4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Необходимо, чтобы руководитель предприятия и руководители подразделений провели со студентами беседы о специализации предприятия, технологическом процессе, производственно-хозяйственной деятельности, сфере деятельности подразделений, перспективах развития предприятия и задачах, стоящих перед коллективом предприятия.

РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ СТУДЕНТОВ. КОНТРОЛЬ РАБОТЫ
На основе типовой программы руководители практики утверждают календарный график работы для студента или группы студентов применительно к конкретным условиям предприятия с указанием рабочих мест и сроков работы на них. График прохождения практики должен быть увязан с балансом времени пребывания студента на рабочих местах. Возможно изменение последовательности прохождения практики на рабочих местах.
Во время практики студенты подчиняются правилам внутреннего распорядка предприятия и находятся на табельном учете. Каждый практикант включается в состав отделов и работает полный рабочий день.
Студенты должны вести дневник, в котором отражается вся работа, выполненная во время практики.
Руководитель практики от предприятия ежедневно наблюдает за работой студента, дает ему указания и помогает выполнению работ.
Руководитель практики от университета проверяет выполнение программы и графика работы студента, отсутствие дублирования в отчетах студентов, ведение дневника, консультирует и дает указания.
Руководители практики делают отметки о выполнении студентом плана и замечания по его работе в дневнике. В конце практики в дневнике записываются отзывы руководителей о работе студента и выставляется соответствующая оценка.

ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ ПО ПРАКТИКЕ
Оформление отчета по практике производится по мере накопления материала. К окончанию практики отчет должен быть полностью закончен.
Отчет составляется в соответствии с программой практики и должен соответствовать указаниям к оформлению отчета, данным в отдельных разделах программы практики.
Отчет является основным документом, отражающим проделанную студентом работу по приобретению практических навыков, органически связанных с теоретическими курсами, изученными университете, а также показывающим умении студента анализировать и обобщать цифровой материал, делать самостоятельные выводы и предложения.
Отчет по практике должен быть четко и грамотно и аккуратно оформлен в соответствии с требованиями к печатным работам, иметь титульный лист по форме, приведенной в приложении 1 к программе практики.
Отдельные части отчета должны быть представлены в следующем порядке:
1.       Титульный лист отчета.
2.       Оглавление с указанием страниц.
3.       Характеристика предприятия.
4.       Работа в бухгалтерии.
5.       Работа в финансовом отделе.
6.       Выводы и предложения.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ
Отчет и дневник проверяются и заверяются руководителем практики от предприятия на последней неделе прохождения практики. Руководитель практики от предприятия дает развернутую характеристику работы студента.
Прием зачета с выставлением оценки производится в последние дни практики на предприятии совместно руководителями от предприятия и университета. Если на предприятии работала небольшая группа студентов и преподаватель не может совместно с руководителем практики поставить зачет студенту, то руководитель от предприятия выставляет оценку, мотивируя ее характеристикой работы студента. В этом случае зачет студенту будет проставлен преподавателем по возвращению студента в университет с учетом оценки, поставленной руководителем практики.
После возвращения в университет студент обязан сдать на кафедру следующие материалы:
1.         Отчет по практике.
2.         Дневник по практике.
3.         Направление на практику.
4.         Программу практики.
Завершением практики является проведение итоговой конференции студентов, на которой рассматриваются следующие вопросы:
трудности в выполнении разделов программы практики и их причины;
круг вопросов, недостаточно освещенных в курсах бухгалтерского учета, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и аудита;
обеспечение руководства практикой;
условия прохождения практики;
недостатки проведения практики и пути их устранения;
пригодность данного предприятия как базы для проведения практики.

ЛИТЕРАТУРА
1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «дело и сервис», 1998.
2. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. – М.: «ДИС», 1997.
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1997.
4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.
5. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.
6. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия; — е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2000.
8. Финансовый менеджмент/Под ред. Н.Ф. Самсонова: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 1999.
9. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятия. – М.: ИНФРА, 1998.
10. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Приложение 1
(титульный лист отчета)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский государственный текстильный университет имени А. Н. Косыгина ОТЧЕТ
о практике по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту
на _____________________________________________________________
(наименование предприятия)
с________________________200__г.
по ______________________200__г.
Студент гр.______________
_____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
(должность, фамилия, имя, отчество)
(должность, фамилия, имя, отчество)
Москва 200__г.

Приложение 2
  Ассортимент и объем произведенной продукции в 199_ – 200_ гг.
  Ассортимент продукции
Объем производства   199_г.
200_г.   Всего
  1
    Итого
    2
    Итого
  3
    Итого

Приложение 3
Основные поставщики сырья в 199_ – 200_ гг.
Поставщик
Объем поставок 199_г.
200_г.
Итого

Приложение 4
Основные потребители продукции
Приложение 5 Трудовые показатели
  Наименование показателей 199_г.
200_г.
1
2
3
1.Численность работающих, чел., в том числе:
рабочие
руководители
специалисты
2.Фонд заработной платы всего, тыс. руб., в том числе:                рабочие
руководители
специалисты
3.Среднемесячная заработная плата
одного работающего, руб., в том числе:
рабочие
руководители
специалисты
4.Среднемесячный доход одного работающего, руб.
1
2
3
5.Минимальная тарифная ставка:
в первом квартале
в четвертом квартале
6.Отлата простоя, тыс. руб.
7.Оплата пособий по сокращению, руб.
8.Сокращено работников, чел.

Приложение 6
Динамика производства и реализации продукции, тыс. руб.
Год
Объем производства в текущих ценах
Индекс цен
Объем производства в ценах базового
года
Темпы роста производства
Объем реализации
Темпы роста реализации
базисные
цепные
базисные
цепные

Приложение 7
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции
предприятия______________ за 200_ г., тыс. руб.
Вид продукции
Объем производства продукции в плановых ценах
Объем реализации продукции
план
факт
+;-
% к плану
план
факт
+;-
% к плану
Итого

Приложение 8
Анализ ассортимента и структуры продукции
Вид продукции
Цена, руб
Объем производства продукции, шт.
Структура продукции,%
Выпуск продукции в ценах плана, тыс.руб.
Изменение выпуска за счет структуры, тыс.руб.
план
факт
план
факт
план
факт при план. структуре
факт
Итого

Приложение 9
Анализ обобщающих показателей качества продукции
Показатель
Прошлый год
Отчетный год
план
факт
Средневзвешенный балл качества продукции
Удельный вес, %:
продукции высшего качества
экспортируемой продукции
забракованной продукции
зарекламируемой продукции

Приложение 10
Качественный состав трудовых ресурсов предприятия
Группа рабочих
Численность рабочих на конец года
Удельный вес, %
прошлый год
отчетный год
прошлый год
отчетный год
По возрасту, лет:
Итого
По образованию:
Итого
По трудовому стажу, лет:
Итого

Приложение 11
Анализ движения рабочей силы
Показатель
Прошлый год
Отчетный год
Отклонение, %
Численность промышленно- производственного персонала на начало года
Принято на работу
Выбыло, в том числе
по собственному желанию
уволено
Численность персонала на конец года
Среднесписочная численность персонала
Коэффициент оборота по приему
Коэффициент оборота по выбытию
Коэффициент текучести кадров
Коэффициент постоянства кадров

Приложение 12
Анализ использования трудовых ресурсов
Показатель
План
Факт
Отклонение, %
Среднегодовая численность ППП
в том числе рабочих
Удельный вес рабочих
Отработано дней одним рабочим за год, дни
Отработано часов всеми рабочими, час
Средняя продолжительность рабочего дня, час
Производство продукции в плановых ценах, руб.
Среднегодовая выработка одного работника, руб.
Выработка рабочего:
среднегодовая, руб.
среднедневная, руб
среднечасовая, руб.

Приложение 13
Анализ эффективности использования фонда оплаты труда, руб.
Показатель
Прошлый год
Отчетный год
Отклонение, %
план
факт
Производство продукции на рубль зарплаты
Выручка на рубль зарплаты
Сумма балансовой прибыли на рубль зарплаты
Сумма чистой прибыли на рубль зарплаты

Приложение 14
Анализ объема и структуры основных средств по состоянии на_________
Вид основных средств
Прошлый год
Отчетный год
Изменение (+,-)
сумма, тыс. руб.
удельный вес, %
сумма, тыс. руб.
удельный вес, %
сумма, тыс. руб.
удельный вес, %
Итого

Приложение 15
Анализ движения и технического состояния основных средств
Показатель
Уровень показателя
прошлый год
отчетный год
изменение
Коэффициент обновления, %
Срок обновления, лет
Коэффициент выбытия
Коэффициент прироста
Коэффициент износа
Коэффициент годности
Средний возраст оборудования
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.